ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №8-9(192-193)'11
Утвержденные в вере
 
Где-то под испанским небом Господь подарил нам прекрасное время, когда верующие со всего света могли объединиться, чтобы укоренить и укрепить свою веру во Христа. В жаркой столице Испании – в Мадриде, состоялась долгожданная встреча, на которой присутствовало более двух миллионов участников Всемирного Дня Молодежи и, конечно же, сам Папа Бенедикт XVI.
 
16-21 августа

А как это будет? Где мы будем там жить? Кто нас встретит? Из всех вопросов самым важным остается вопрос: зачем? С какой целью я еду в Мадрид на встречу с Папой? Не так легко было найти смысл этой поездки и сохранить его на протяжении всего паломничества, но, все же, каждый отправился, неся в сердце Бога. И у Господа было все предусмотрено. Сестры с большой радостью встретили нас в пансионате для престарелых, и в этом тоже был свой смысл. Наполненные жизнью молодые люди привнесли радость в этот дом, а мы, в свою очередь, могли увидеть пример веры в этих пожилых людях, которые, несмотря на свою старость и болезни, радуются каждому новому дню, отдавая все Богу. Когда мы ходили по улицам города, у нас было такое ощущение, что проходит какой-то конкурс на тему «самая лучшая речевка» или «кто громче всех кричит», но, на самом деле, все эти люди были наполнены весельем и радостью от встречи с Папой. Мы обогащались тем, что могли созерцать Христа в совершенно других людях с другой культурой и своей историей. Конечно, любое торжество не может обойтись без казусов. Были и такие, которые не особо радовались та- кому торжеству, а, напротив, выражали свое недовольство, организовывая на главных улицах Мадрида митинги. Безусловно, они тоже находятся в поиске истины и справедливости. Очевидным остается только то, что мы как католики не всегда являемся для них примером христианской любви. В первые дни участники из русскоговорящих стран собирались все вместе в одном из приходов, где три дня совершались совместные Мессы и катехизы, проводимые такими епископами, как Клеменс Пиккель и Хосе Луис Мумбиелла Сиерра, и священниками. Благодаря тому, что «общий язык» найти было проще, участники могли обменяться между собою опытом и дать друг другу свое свидетельство. В проповедях и катехизах епископы говорили о поиске призвания, и не только к священничеству или монашеству, но и к браку, о создании настоящей христианской семьи, которая станет примером для современного общества. Такие простые вещи, которые мы слышали, трогали каждого и помогали нам уверенней делать шаги на пути за Христом. И наконец, наступил тот долгожданный момент. Столбик термометра поднялся до +40 °С, каждого мучила невыносимая жажда и усталость, уже казалось, что невозможно дальше идти, не было сил… Это была пустыня для нас в прямом смысле, но и наша душа находилась в пустыне, в поиске источника успокоения. После того, как все участники разместились по своим секторам на поле аэродрома Кватро Вьентос, молодежь радостно приветствовала понтифика словами «¡Ésta es la juventud del Papa!», что озна- чает: «Вот молодежь Папы!». После приветствия Папа говорил проповедь на тему любви Христа. Вдруг к вечеру неожиданно поднялся сильный ветер, начался дождь, все вокруг переворачивалось и кружилось. Однако участников это не испугало, толпы молодых продолжали петь и танцевать. Проповедь была на время прервана, но Бенедикт XVI обратился к присутствующим со словами: «Наша сила больше, чем сила ветра», на что присутствующие ответили бурными аплодисментами. Эту природную борьбу можно было сравнить с духовной борьбой внутри каждого из нас, которая происходит, когда мы выходим в «пустыню», наше сердце ищет правды и сопротивляется тому, что ею не является. Шторм постепенно утих, и началась адорация. Люди поразному вели себя в это время: кто-то выражал молитву пением и танцами, кто-то просто молился в тишине. Это была ночь живого прославления Господа. И на утро, когда все уже утихло, наступила кульминация – торжественная Месса, которую служил сам Папа Бенедикт. Словом того дня было Евангелие от Матфея 16, 13-20, в котором Иисус спрашивает учеников, за кого они Его почитают. И понтифик сам задал нам тот же вопрос: за кого вы почитаете Христа? Он призывал нас ответить Ему сегодня без страха и сомнений. Господь – наш единственный Спаситель, за Которым мы должны верно следовать и всегда быть готовыми ответить на Его волю. Благословив всех собравшихся, Папа объявил место следующей встречи, которая состоится в 2013 г. в Бразилии в г. Рио-де-Жанейро. Молодежь ликовала от счастья, многие не могли сдержать слез, но на этом не заканчивалось наше паломничество: все мы были укреплены для того, чтобы идти дальше, следовать своему призванию и помогать тем, кто также находится в поиске и борется за истину. Закончить эту статью хотелось бы живыми свидетельствами очевидцев такого масштабного торжества и поблагодарить их за готовность свидетельствовать другим, а также пожелать всем безбоязненно и открыто нести Христа в своем сердце и быть примером окружающим, исполняя Его замысел.

Инна Якутина
 
Эльжбета, Россия, г. Тула
Я ехала на эту встречу за душевным спокойствием, обретением чего-то нового для себя. Среди бесконечных дней обыденной жизни нельзя сосредоточиться и посвятить время Богу, но здесь, где собирается такая разная молодежь со всего мира, это становится возможным. Очень радует знакомства, общение с новыми людьми. Конечно, условия здесь спартанские, но, с другой стороны, не всем дома удается каждый день участвовать в Мессе, а здесь у нас есть такая возможность. На такой встрече с Папой я уже не впервые, и это непередаваемые ощущения. Святой Отец использует эту возможность, чтобы пообщаться с молодежью, что немаловажно. Желаю всем не потерять всего того, что вы приобрели в своей душе.
 
Олеся, Кыргызстан, г. Бишкек
У меня замечательные впечатления от этой встречи. Оказалось, что так много в мире молодежи, которая верит в Христа, которая объединена верой. Конечно же огорчает, что есть и такие, кто этой веры не имеет и осуждает нас, потому что не совсем понимает то, что мы делаем. Желаю всем молодым людям укреплять свою веру, верить во Христа, доказывать свою веру, не стесняться ее.
 
Дара, Швейцария, обл. Вале
Привет, меня зовут Дара Опоне, я приехал из Швейцарии из области Вале. Я приехал на эту встречу с группой, которая называется «Евхаристайн». Эту группу составляют немцы, швейцарцы, французы. Моя жизнь обернулась для меня так, что три года я жил в одиночестве. Эта встреча для меня – возможность узнать молодежь всего мира, которая приехала сюда для встречи со Христом. Мы совершили недельное паломничество, чтобы попасть в Мадрид и подготовиться к этой встрече. Два миллиона собравшихся здесь молодых людей поистине образуют мир общения со Христом, который преображает сердце – это путь любви и истины. Я надеюсь, что после этой встречи молодежь продолжит молиться, что они продолжат свою духовную практику там, где живут. Эта неделя предоставляет хорошую возможность для духовной работы, которая дает каждодневные плоды.
 
Денис, Казахстан, г. Алматы
На таком крупном мероприятии я был впервые. Подготовкой остался доволен, хотя были люди, которые говорил, что могли бы сделать лучше. Я никогда не видел такого большого скопления молодых католиков. Мне понравилось, что мы попали в такую среду, где нас много, и мы все одинаковые, хотя и говорим на разных языках и у нас разный цвет кожи. Мы одной веры и одних убеждений. Ведь у нас, в Казахстане, порой тяжело признаваться, что ты католик и посещаешь Церковь, потому что все начинают смотреть на тебя, как на ненормального. Единомышленников найти тяжело, а там не надо было ничего объяснять и доказывать другим. Все смотрели друг на друга с любовью и радостью. Лично мне встреча дала больше уверенности в себе и укрепила мою веру во Христа. Как ни странно, но после приезда из Мадрида все мои дела наладились, жить стало легче. Я стал на некоторые вещи смотреть с другой стороны, хотя совсем недавно думал совсем иначе.
 
Катажина, Польша, г. Ратибож
Я изучала испанский, и потому решила, что должна приехать сюда в качестве волонтера, чтобы помочь в проведении этого ВДМ. Волонтеров из Польши здесь около полутора тысяч. Мы делаем разные вещи. Одни готовят пищу, другие занимаются транспортом, третьи следят за порядком и т.д. И, в общем, мне нравится вся эта атмосфера. Чего я ожидаю от встречи с Папой? Мне кажется, что, хотя в любом человеке есть вещи, которые со временем меняются, есть все же и то, что в нем не меняется. Я рада, что могу как-то помочь другим своим трудом и тем самым внести свой вклад в проведение этой встречи. Всем участникам этой встречи я желаю иметь смелость быть собой, не оглядываться на других, а самим принимать сознательные решения и следовать им.
 
Ксения, Казахстан, Караганда
Паломничество заставило нас выйти из своих привычных домов, чтобы отправиться самолетами в Испанию: дальше от себя, глубже в душу, в самые корни. Я тогда еще не знала, что с высоты полета наши важные города такие игрушечные, что вместо набитых маршруток где-то ездят просторные поезда, метро, что вместо тополей могут расти пальмы. Все было впервые, и оттого можно было взглянуть на свою жизнь как бы со стороны, смотреть на свои проблемы глазами улыбающихся испанцев. Мы бродили по узеньким улицам древнего Мадрида, тесно обставленным кружевными домами. Кругом сновали потоки людей разной наружности. И когда в этой толпе мы встречались с кем-то взглядом, то радостно кричали друг другу «Ola!». А что еще можно было сказать? И так было все понятно. Мы все пришли с Богом, мы все пришли к Папе. Любовь говорит на всех языках мира. Папа! Я тебя никогда еще не видела прежде. Так, смотрела на фотографиях, слышала в энцикликах. Это ты здорово придумал – встретиться вместе в Мадриде! А сколько же детей у тебя! Признаюсь, чтобы увидеть тебя, пришлось занять место на площади за четыре часа до начала. Ты проезжал мимо, улыбался и махал рукой, и я была счастлива. А потом мы встречались с тобой на св. Мессе, во время крестного пути и на поле, под палящим испанским солнцем и в холодный дождь. Да, нелегко это, наверное, когда на тебе стоит Церковь Христова. Новый Петр снова говорил о Христе. О том, как важно приступать к таинствам, чтобы укрепиться в вере, а я была одной из двух миллионов слушателей. Прикосновение к красоте делает нас красивее, приобщение к святости освящает нас. Мы посещали старинные храмы, музеи и памятники. Я запоминала Испанию фотографиями и картинами Прадо, восхищаясь великолепием Королевского дворца, смиряясь в Божьих Церквях. Однажды на одной русскоязычной проповеди епископ Клеменц Пиккель говорил о честности. «Я честная!» - сказала я про себя, а потом подумала честно, и призналась, что нет. Ложь так прочно вошла в нашу жизнь и наш менталитет, что мы практически уже не видим границы между обманом и истиной. И тогда я попыталась перестать сражаться с ветряными мельницами в моей голове и встать в правде перед собой и Богом. Сначала было страшно, потому что быть честным некомфортно. А потом правда стала оголять корни. И я вдруг поняла, что ответы на мучающие меня вопросы всегда были в моей душе, что то, чего я искала за 10 тыс. километров, Бог поместил внутрь меня. Правда уколола меня так сильно, что я плакала, потому что у меня не было сил говорить то, во что верю, не было сил действовать в вере, не было сил оставаться верной… Вся сила была у Бога, Который вел Своих паломников.
 
Молодежь и религия: пути взаимодействия

Философ Кант отверг все доказательства бытия Божия, существовавшие в схоластическом богословии, и заменил их единственным и абсолютным – нравственным доказательством. Это вполне адекватное видение проблемы, ибо все иные доказательства лежат в сфере формальной логики, и им могут быть противопоставлены другие логические схемы, измышленные человеческим разумом.
 
А вот нравственный закон в душах людей является всеобъемлющим свидетельством реального присутствия Творца в жизни мира и отдельного человека. Общество, которое лишено нравственных устоев, обречено, у него нет шансов на выживание, каков бы ни был достигнут уровень развития экономики, социальной сферы и демократических институций. Обречено потому, что люди в человеческом сообществе способны жить вместе только на основании нравственного закона. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала. Но возникает вопрос: каким образом поддерживать эту нравственную составляющую? Существует концепция воспитания и поддержания нравственности средствами светского нерелигиозного гуманизма. В основу современной светской морали, которая сейчас утверждается в западном обществе, положены принципы либерализма, главный из которых – «Моя свобода ограничена только свободой другого человека». Это означает, что человек не может вести себя так, чтобы его поведение нарушало права и свободы другого человека, но если оно не нарушает ничьих прав и свобод, то все, что совершается, законно и праведно, ибо является личным делом того или иного человека. На этом постулате покоится законодательная система современного общества. Религия дает твердое основание нравственности. Человек не может быть совершенно безрелигиозным. Любая религия порождает свою мораль и свою культуру. Современное общество и молодежь как его часть также имеют свою религию. Как правило, это религия успеха, силы, превосходства, свободы, а еще точнее – религия денег. Вот некоторые «догматы» этой религии: «закон един не для всех», «нормы морали и нравственности руководителю не писаны», «воровство – единственное средство заработать деньги», «власть и деньги даруют человеку права и свободы». В сфере личной жизни: «брак и дети – помеха в жизни», «в жизни нужно все попробовать», «аборт – это не убийство», «распущенность – это не измена» и многие другие. Эти вещи более чем спорны и не только с религиозной точки зрения, однако их открыто «исповедуют» многие, даже атеисты. В этой связи следует определить – может ли светская система образования сформировать нравственного человека? В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное «эго». Именно то, что находится в центре нашего существования, и определяет образ нашей жизни – религиозный или нерелигиозный. Если в центре жизни пребывает Бог, значит, человек живет религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места, такая жизнь определяется как нерелигиозная. Религия – дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. И потому молодые люди, ведущие религиозный образ жизни – это нравственные, целостные и чистые личности. Светский гуманизм претендует на то, чтобы подменить собой религию в современном секулярном обществе, адаптировав ее нравственные императивы к эгоистическим потребностям падшего человека. Однако светский гуманизм, в отличие от религии, не способен поддержать нравственное самостояние личности. Речь идет о принципе, хотя, разумеется, бывают случаи, когда человек способен рационально удерживать себя в рамках нравственной жизни. Но к обществу в целом это не относится. Ибо нравственное общество и нравственный человек невозможны вне понятий греха, покаяния, воздаяния за грех. Именно это имел в виду Достоевский, когда говорил, что если Бога нет, то, значит, все дозволено. Опасность заключается в том, что в либеральной идее отсутствует понятие греха. Согласно этой идее, в сфере личной, семейной или общественной жизни человек вправе поступать так, как он считает нужным, без какого бы то ни было соотнесения своего выбора с понятием греха. Поэтому так важно, чтобы молодой человек ясно понимал: все, чего он ожидает от жизни, может быть реализовано только в условиях нравственного, а потому жизнеспособного общества. Чрезвычайно важно иметь в виду, что молодежь особенно подвержена опасности, потому что в молодом организме инстинктивные начала проявляются гораздо сильнее по причине возрастной физиологии человека, сопряженной с отсутствием у него достаточного жизненного опыта и ощущения опасности. Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности. Именно религия может дать молодежи твердое основание нравственности, сделать молодых людей полноценными и законопослушными гражданами.

О. Георгий Эглит
«Чего ищете?»

Как Иисус, некогда обратившись к своим ученикам, призвал их последовать за Ним, так и о. Петр Пытлованы в дни с 11 по 15 августа призывал казахстанских юношей и девушек, собравшихся на очередную, уже тринадцатую, встречу молодежи, последовать безбоязненно за голосом призвания.
 
 11 августа.
«И был вечер, и было утро: день первый». Как и на любой другой подобной встрече, в Озерном не обошлось без веселой толкотни в очереди на регистрацию и получение «бейджиков». А извечные «Привет» и «Сколько лет, сколько зим» стали украшением всего дня. Когда все организационные вопросы были улажены, и каждый нашел свою группу, мы собрались в храме на первое знакомство. После вступительных слов о. Петра о теме встречи, мы посмотрели видеоролик о Межъепархиальной высшей духовной семинарии Марии – Матери Церкви, а также презентацию, раскрывающую смысл христианского призвания – призвания к святости.
 
12 августа
«И был вечер, и было утро: день второй». День паломничества к статуе Девы Марии с рыбами. Акт почитания этого места, на котором видимым образом произошло чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы, позволил нам еще раз обратиться к Ней - Матери доброго совета - с просьбой оберегать нас, молодых людей, от рутины современного мира. По дороге к статуе в молитве святого розария, которую приготовила молодежь из Петропавловска, мы молились о новых святых призваниях. В этом месте, в котором Господь послал людям обилие рыбы, мы просили об обилии призваний из Казахстана. Вечером мы все вместе посмотрели фильм об о. Александре Фиксе, который в данный момент работает в г. Макинск. «То, что я делаю, – говорил о. Александр, – имеет смысл: имеет смысл для Церкви, имеет смысл для меня; я счастлив, что я священник. Пример этого замечательного священника позволил нам еще внимательнее подойти к вопросу выбора призвания. Заканчивая день перед живым Христом в Святых Дарах, мы просили о призваниях к священству, монашеству, миссионерству и посвященной жизни.
 
13 августа
«И был вечер, и было утро: день третий». Этот день молодежь окрестила рабочим днем. Плодотворные конференции, представленные о. Петром, позволили на мгновение приоткрыть завесу тайны призвания. Затем, разделившись на группы, молодежь обсуждала такие темы как: всеобщее призвание к святости, супружеская любовь, зрелость человека, реализация призвания и т.д. Размышление в молитвенном духе позволило с особенной глубиной приступить к таинству покаяния. А вечером, во время молитвы, нам представилась возможность уже сейчас сделать свой выбор, определить путь своего призвания. После индивидуального благословения Святыми Дарами каждый смог зажечь свечу – символ нашей чистой и горящей души – под одной из икон, тем самым демонстрируя свое желание стать святым священником, ревностной монахиней или создать семью и жить в христианской святости.
 
14 августа
«И был вечер, и было утро: день четвертый». Паломничество… Само по себе паломничество на Волынскую сопку по пыльным дорогам среди степей и при температуре +40 °С на солнце – уже подвиг. Христианское мужество – это дар свидетельства, свидетельства принадлежности к вере Церкви. Молодежь, движимая желанием прославлять Христа, прошла этот путь, молясь о себе и о святых призваниях. Одна девушка смогла в простых словах выразить весь смысл паломничества, когда, глядя на крест, сказала: «Ни шагу напрасно, все для Него…». Венцом паломничества стала молитва Крестного Пути. Благодаря прекрасно подготовленным размышлениям (особая за это благодарность молодежи из прихода Шортанды) мы смогли понять, что каждый шаг Христа на Голгофу - это океан безграничной любви. В заключение дня, когда все были уставшими, загорелыми, но счастливыми был приготовлен еще один сюрприз в лице талантливых скрипачек сестер: Дарью и Александру Ивановых (г. Караганда) и не менее талантливую молодежь из г. Кокшетау и п. Шортанды, которые исполнили сочинения И Рума (“Butterfly effect”), Баха и произведения собственного сочинения сестер Ивановых. В ходе концерта были также показаны сценки, позволяющие еще раз понять, какой ценной мы получили спасение.
 
15 августа
 «И был вечер, и было утро: день пятый». Торжество Успения Пресвятой Богородицы – заключительный день Встречи. Во время торжественной процессии со статуей Марии – Царицы Мира, мы пели: «С нами идет Мария, по дороге к Богу». Эта строка показывала наше полное доверие Марии на пути нашей жизни. Торжественную св. Мессу отслужил митрополит Томаш Пэта. Во время проповеди он обратился к нам с призывом: «Идите и свидетельствуйте миру своей жизнью о Христе». Получив такое задание, каждый из нас возвратился в свои приходы с желанием поделиться этим опытом дружбы с Христом. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».  Каждая встреча - это отпечаток эмоций и переживаний на всю последующую жизнь. Цель каждой встречи – заново открыть смысл своих поисков и все жизни в целом, отвечая на вопрос «Чего ищете?» До новых встреч в Озёрном!!!

Виталий Коресендович
Встреча со святым
 
В связи с десятилетием визита Иоанна Павла II в нашу страну мы попросили настоятеля автономной миссии в Туркменистане о. Анджея Мадея, которому довелось неоднократно видеться с усопшим понтификом, поделиться своими впечатлениями от встреч с этим человеком.
 
Я пишу эти слова, чтобы поблагодарить Бога за дар встреч с Иоанном Павлом II в Кракове. Каждая из этих встреч стала для меня и остается по сей день настоящей благодатью, данной мне безо всякой моей заслуги. Я был «свежеиспеченным» священником. Основатель движения «Оазис» о. Франчишек Блохницки послал меня в Краков, чтобы я проповедовал слово Божье на евангелизационных реколлекциях для студентов. В последний день реколлекций нас посетил кардинал, чтобы поделиться с нами облаткой. Я от страха убежал из Церкви. Но мне все же не удалось избежать разговора с высоким гостем: поздним вечером у нас было чаепитие, и кардинал попросил, чтобы реколлекционист сел рядом с ним. Это была первая и, как я тогда думал, последняя наша с ним встреча. Она произошла 20 декабря 1977 г. Но вторая встреча не заставила себя долго ждать: случилась она в «Оазисе» в деревне Клюшковце летом 1978 г. Я приветствовал кардинала как модератор, даже не предполагая, что через три месяца он станет Папой. Приближалось лето 1979 г., и Иоанн Павел II в первые в качестве епископа Римского посещал свою родину. Я хотел быть везде, куда он тогда ездил. И мне это почти удалось. Из-за недосыпания я заработал воспаление седалищного нерва и, хромой, приветствовал гостя в краковском аэропорту Балице. А в июле в Риме по инициативе Иоанна Павла II был организован прекрасный «Оазис» движения Свет-жизнь. Так как о. Франчишек не смог получить загранпаспорт, то отправил меня вести реколлекции. Тогда я встречался с Папой пять раз. В один прекрасный вечер мы пять часов пели вместе оазисные песни у костра. Разве кто-то смог бы забыть такой вечер?! Осенью 1981 г. участников Первого конгресса церковных движений Папа принял в своей часовне в Кастель-Гандольфо. После перенесенных им операций он выглядел истощенным и бледным. Потом мне было дано побывать на нескольких общих аудиенциях в Риме. Затем были другие паломничества Папы на родину. Каждый раз они глубоко всех волновали и превращались для народа в настоящие реколлекции. По поручению редакции «Миссионерские пути» я поплыл на корабле на север, когда Иоанн Павел II посещал Швецию и Норвегию. Это были особенные паломничества, потому что католики в этих странах составляют религиозное меньшинство. Здесь не было толп. Без труда можно было попасть в сослужение с наместником Христовым на земле, подойти к нему перед Мессой и поздороваться с ним. В 1998 г. был годом синода азиатских епископов. Тогда меня вместе с епископами из России и Яном Павлом Ленгой из Казахстана впервые пригласили к папскому столу на обед. Из Туркменистана я ездил на встречи с Иоанном Павлом II в Казахстан, Украину и Азербайджан. Это были исторические события. В Казахстане мне выпала честь лично встретиться и поприветствовать гостя из Рима в аэропорту и дважды сидеть с ним за одним столом. В Азербайджан мы поплыли на пароме, чтобы вручить вселенскому пастырю его тканый портрет. В 2001 г. я впервые участвовал в визите к апостольским порогам и около получаса с глазу на глаз побеседовал с Папой. Мне казалось, что это будет уже моя последняя встреча с ним в Риме, но Бог подарил мне еще одну возможность за четыре месяца до смерти Иоанна Павла II. Я привез с собой камень с горы под Ашхабадом в расчете на то, что понтифик благословит нас после молитвы «Ангел Господень». Вместо этого нас пригласили на личную аудиенцию, и я, подбадриваемый знакомым папским фотографом Артуро Мари, подошел к Папе и сказал: «Святой Отец, благословите краеугольный камень для церкви в Туркменистане». И понтифик исполнил мою просьбу. Одним из последних я выходил из зала св. Климента, но перепутал от волнения двери и неожиданно увидел Папу в инвалидном кресле. Я замер, Святой Отец был один. Наверное, это длилось всего несколько секунд… Мне не хватило смелости подойти… Понтифик, видимо, ждал, когда вернется кто-то из его помощников и отвезет его домой. Навсегда этот образ останется для меня самым важным: больной Папа, неспособный передвигаться самостоятельно, сгорбленный, служащий людям и Богу до последнего издыхания.
 
Анджей Мадей (OMI)
Папа «влюбил» в себя казахстанцев
 
 
Как известно, в этом году Церковь Казахстана отмечает 10-летие визита Папы Иоанна Павла II в нашу страну. В связи с этим митрополит Томаш Пэта, архиепископ архиепархии св. Марии в Астане, любезно согласился побеседовать с нами о том, какое значение имело это событие для католиков нашей страны и всех ее жителей в целом.
Какие из наставлений Папы казались Вам наиболее актуальными на момент его визита?
→ Дар папского визита в Казахстан в 2001 г. измеряется не только сказанными тогда словами, хотя и они чрезвычайно важны и значительны. Личность Иоанна Павла II, его святость были неоценимым даром для Церкви и для всего народа Казахстана. Интересно, что по сей день люди говорят, что встретили человека Божьего, хотя, возможно, и не всегда помнят конкретные высказывания понтифика. Один из жителей нашей страны, нехристианин, сказал как-то, что видит величие Иоанна Павла II, но пока не может разобраться, откуда оно, в чем его секрет? Мы знаем, что секрет величия, секрет святости заключается в личной связи человека с Иисусом, в препоручении своей жизни Господу. Святость, источник которой таится в Боге - вот главное послание Папы Казахстану, и он возвестил нам это послание всей своей личностью.
Что значил этот визит для развития и роста Церкви в Казахстане?
→ Можно сказать, что визит бл. Иоанна Павла II в Казахстан открыл новую эпоху в истории поместной Церкви. Прежде всего, он подчеркнул значение веры в Бога. На площади Матери Родины на св. Мессе с Папой собралось более 40 тыс. человек, а возле Евразийского Университета - около 10 тыс. молодых людей. Католическая Церковь, «малое стадо» в Казахстане, предстала тогда пред всеми часть огромной католической семьи, объединяющей 1 млрд. 200 млн. верующих. Папа «влюбил» в себя казахстанцев (и не только католиков) и посеял доброжелательное отношение всего общества к Католической Церкви. Через него многие нашли путь к Богу.
Как Вам кажется, насколько Церкви в нашей стране удалось реализовать все то, к чему призывал тогда Святой Отец?
→ Если вспомнить, что Папский визит был призывом к упованию на Господа, призывом к святости, то следует отметить, что Церковь всегда в пути, всегда рождается заново. Трудно измерить святость. Часто она незрима. Это зло кричит, оно шумное. Добро же незаметно, но оно растет и приносит плод. Так и Церковь, как и весь Казахстан, живет после визита Папы с его благословением, с теплом его святости. В Астане одним из видимых плодов папского визита является постоянное поклонение Иисусу в Пресвятых Дарах – круглосуточная молитва в местном кафедральном соборе.
  Какие из задач, поставленных тогда понтификом, нам еще предстоит реализовать?
→ После визита Папы прошло уже десять лет, но его образ все еще жив в сердцах католиков и всех жителей Казахстана. Мы, католики, должны постоянно возвращаться к словам понтифика, сказанным им в Казахстане, переосмысливать их и размышлять над ними. Дар папского визита должен приносить плоды в каждом поколении. Лейтмотив тех дней: «Да любите друг друга» - это светлое указание для всех, это лекарство от всех наших бед, от бед наших семей и всего нашего общества.
Архиепархия в Астане
Настоящий священник

Памяти о. Одорика Александра Беня – 20 лет со дня смерти

 В июне 2011 г. в приходе Успения Пресвятой Богородицы в г. Костанае отметили 20-летие со дня смерти бывшего настоятеля прихода о. Одорика Александра Беня, отдавшего последние 17 лет своей жизни беззаветному служению костанайским верующим.
 
 5 июня по приглашению общины и настоятеля, к нам приехал его высокопреосвященство архиепископ Томаш Пэта. Он отслужил св. Мессу в честь торжества Вознесения Господня и вместе с собравшимися почтил память о. Одорика. К этой дате была приурочена развернутая в храме выставка документов и фотографий, посвященных его служению на костанайской земле. Астанинский ординарий пообщался с прихожанами, в том числе и с лично знавшими о. Одорика Беня Л. Бакшеевой, В. Завадской, Э. Правосуд, В. Соловьевым. Много было сказано о том, каким добрым пастырем и просто сердечным человеком был о. Александр. Присутствующие вспоминали, с каким самопожертвованием он, уже находясь в пенсионном возрасте, неустанно заботился о своей пастве. Одорик Александр Бень родился 9 марта 1912 г. в Долгомостисках близ городка Мостиска на территории нынешней Украины. В 1927 г. поступил во францисканскую низшую семинарию во Львове. После новициата принес первые монашеские обеты, а три года спустя – вечные. Изучал философию на богословском факультете Университета имени Яна Казимира во Львове. Был рукоположен 25 июня 1939 г. в бернардинском храме во Львове, местным епископом Евгением Базяком. Во время Второй мировой войны о. Одорик трудился на территории Волыни в приходе г. Боремель. Чудом избежал смерти от рук банд Украинской Повстанческой Армии (УПА), которая заочно приговорила его к смерти. Он выжил благодаря помощи русских и украинских друзей, укрывавших его. Затем прибывал во львовском монастыре, откуда в 1944 г. прибыл в Каменец Подольский, где служил при местном кафедральном соборе. В январе 1945 г. был арестован органами НКВД и осужден на 8 лет лагерей, за «антисоветскую деятельность», которой была признано его священническое служение и мужественное исповедание веры. Он был одним из пяти францисканцев из ордена Братьев меньших конвентуальных, которые после захвата СССР части польских земель в сентябре 1939 г. остались в своих приходах и получили многолетние приговоры в тюрьмах и лагерях. В невообразимо трудных условиях о. Одорик вместе с другими заключенными трудился на строительстве фабрики и шахты близ г. Караганды. Но он переносил лагерный ад в духе самопожертвования воле Божьей и полного упования на то, что Господь сможет даже самое великое зло преобразить в добро. Священник пережил все то, что переживали его товарищи по несчастью, лишенные всех прав: голод, жгучий мороз и каторжный труд. Он вышел на свободу в 1952 г. и следующие четыре года провел на вольном поселении без паспорта и права на выезд. Лишь в 1956 г. о. Одорик получил, наконец, документы, но остался и продолжил работать водителем при мехколонне. В то время репрессии в отношении священнослужителей не ослабевали, но францисканец продолжал втайне нести свое служение, сознавая, как много поляков, немцев, русских и украинцев, сосланных в Казахстан, нуждаются в душепастырском попечении. Чтобы избежать повторного ареста, он постоянно менял местожительство. Работал трактористом, механиком и кочегаром. Но после смены с наступлением сумерек начинал свое основное служение, посещая с таинствами больных и достигая самых отдаленных селений, чтобы отслужить св. Мессу, исповедовать, крестить и венчать. В 1972 г. он вышел на пенсию, что сильно облегчило ему его духовное служение и дало больше возможностей посещать отдаленные уголки страны. В 1974 г. о. Одорик поселился в г. Костанай, был избран председателем католической общины, что позволило ему официально осуществлять священнические обязанности. Отсюда он ездил в близлежащие деревни, большинство населения которых составляли немцы. В дальнейшем он смог расширить свою деятельность на весь Казахстан и Новосибирскую область России. Благодаря рвению о. Одорика были освящено несколько часовен и церквей в Алматы и Целиноградской, Челябинской и Кустанайской областях. В 1989 г он отмечал юбилей 50-летие священства. Празднования прошли в Кустанае, а затем и в Кракове. В связи с этой годовщиной о. Одорик получил особое благословение от Папы Иоанна Павла II, поздравительные письма от примаса Польши Иосифа Глемпа и генерального настоятеля своего ордена о. Ланфранко Серини. О. Одорик неожиданно скончался в г. Пшемысле 1 июня 1991 г., когда ненадолго приехал в Польшу, чтобы встретиться со Святым Отцом, посещавшим в то время родину. Безо всякого сомнения о. Одорика Александра Беня наряду с бл. о. А. Зарицким, о. В. Буковинским, епископом А. Хирой и многими другими священниками и монашествующими, пострадавшими за веру, по праву можно причислить к казахстанским мученикам за веру.
 
Виктор Радомский
Карагандинская епархия
Новая мисcия отцов-мариинцев

По решению провинциала Польской провинции Конгрегации отцов-мариинцев о. Павла Наумовича и его совета, а также с согласия архиепископа Томаша Пэты наше сообщество берет под свое душепастырское попечительство второй приход в г. Тайынша в астанинской архиепархии.К служению в этой общине приступили о. Стефан Высоцки в качестве настоятеля и ректора местной резиденции отцов-мариинцев, подчиненной конвенту в Караганде, и о. Алексей Мициньский в качестве викария. По просьбе поместного архиепископа, о. Алексей приступил к своим обязанностям 11 августа, а о. Стефан – в конце того же месяца после передачи своего прежнего прихода в Караганде, новому настоятелю о. Збигневу Григорцевичу, вернувшемуся после нескольких лет отсутствия к миссионерской работе в Казахстане. В связи с этим в воскресенье 7 августа приход Марии – Матери Церкви в Караганде простился с о. Алексеем, который произнес на всех Мессах того дня прощальные проповеди. В проводах участвовали приходские группы детей и молодежи, Легион Марии, община неокатехумената и прихожане из г. Абай. Прощаясь с о. Алексеем, о. Гжегож Бурдыньски (MIC) напомнил, что община прихода Марии – Матери Церкви стала «матерью» для этого молодого священника, который здесь вырос, здесь открыл свое призвание и приступил к таинствам, в том числе и к таинству рукоположения. Этот приход стал для него и его «первой любовью», как принято говорить о первом приходе священника. А мать и первую любовь не забывают и постоянно к ней возвращаются. С о. Стефаном приход прощался 21 августа. От имени всей епархии за многолетнее служение его поблагодарил епископ Януш Калета, который представил также нового настоятеля о. Збигнева Грыгорцевича. В прошлом этот священник исполнял обязанности секретаря епископа Яна Павла Ленги и построил нашу церковь и монастырь мариинцев. Вечером священники прихода вместе с несколькими отцами из других приходов нашего деканата и епископом встретились за торжественным ужином. Мы благодарим о. Стефана и о. Алексея за труд и сердце, вложенное в наш приход, и молимся о новом настоятеле о. Збигневе, чтобы Дух Святой ниспослал ему все необходимые дары для его нелегкого душепопечительского служения.
 
О. Гжегож Бурдыньски (MIC)
 
На живописных берегах
 
Вот уже во второй раз Детский центр в Кыргызстане принимал детей и молодежь из разных уголков этой страны и из соседнего Узбекистана. Основанный отцами-иезуитами комплекс может принять одновременно до 90 человек.
 
Центр расположен в с. Жениш, в тихом и живописном месте на южном берегу Иссык-Куля всего в каких-то 100 м. от берега. Это одно из самых больших и глубоких (702 м.) озер мира расположено на высоте 1600 м. над уровнем моря и не замерзает круглый год.     
 
Крестный путь
Вокруг возвышаются покрытые лесами и ледниками горы Тянь- Шань. Так что гости центра могут не только позагорать на пляже, но и совершать походы в горы и любоваться там водопадами или купаться в горячих источниках. В этом году здесь отдыхало более 700 детей, молодежи и взрослых. Были организованы два лагеря для детей из приходов Кыргызстана, и один - для католической молодежи из этой страны и соседнего Узбекистана. Организаторами стали отцы- иезуиты Ежи Енджеевски и Ремигюшь Кальски, а также с. Богумила из конгрегации Школьных сестер св. Франциска. Темой занятий в детских лагерях стали семь главных грехов и семь добродетелей». Молодежь читала Евангелие от Луки, шла по следам Иисуса и старалась ближе познать Его. В лагере ребята не только отдыхали, но и участники должны были готовить еду, мыть посуду и делать уборку. День начинался с зарядки, после завтрака – занятия по Библии, потом – купание, св. Месса. После обеда – спорт, поделки, а вечером – кино, дискотека, карнавал или костер. Помимо юных прихожан в центре в течение 3 летних месяцев отдыхали и проходили реабилитацию более 20 групп сирот, детей-инвалидов, воспитанников детских домов, детей из малоимущих семей (в том числе дети из окрестных аулов). Был также лагерь музыкальной школы из Бишкека и лагерь польского общества «Возрождение». В течение двух смен в центре отдыхали студенты из ВУЗов г. Джалалабад (всего 70 человек). Хотя все они были мусульманами, это не помешало им прекрасно провести время вместе со студентами-католиками из Европы. Тут было все: и посиделки у костра, и дискотеки, и спортивные соревнования, и изучение английского языка. Три дня студенты прожили в палатках в горах. Этот лагерь дал им первую возможность поближе познакомиться с христианством. Одна из студенток после смены написала: «Это было прекрасное время, когда мы постоянно ощущали любовь и дружбу». Организаторам помогали 30 волонтеров из Кыргызстана, Польши, Швейцарии, Англии, Бельгии, Словении, Украины и России, в том числе школьные сестры Серафима и Максимилиана, францисканец из Ферганы брат Мариан, и братья-иезуиты Владимир и Тон. Доктор Томас Веггеманн вместе с Урсулой и Гайди из Австрии проводили консультации и терапию для детей инвалидов. Свое пребывание в лагере участники частью оплатили сами, а остальные расходы взяли на себя немецкие и швейцарские иезуиты, а также благотворительный фонд «Renovabis». А в начале сентября, когда дети и молодежь вернулись домой и сели за парты, о. Элиот Марецки (OFM) провел в центре реколлекции для Школьных сестер св. Франциска, работающих в Кыргызстане и Казахстане. На следующий год приглашаем отдыхать и молиться в нашем Центре - не только летом, но в течении всего года.

Отец Ремигюшь Кальски (SI)
Карагандинская епархия
Отдых с Богом
 
1-6 августа 2011 г. в лагере, открытом в г. Сарань, что в 25 км. от Караганды, отдыхали дети из карагандинского прихода Марии – Матери Церкви, ребята из Молельни Доброго Пастыря и министранты из г. Шахтинска, а последние два дня вместе с ними провели и дети из местного прихода.
 
Программа лагеря основывалась на литургическом годе Церкви. Так что в течение нескольких дней мы вместе переживали Адвент, Рождество, день Марии и день Евангелия Иисуса и Его чудес, а затем, Великий пост и Пасху.
Каждый день после утренней молитвы и завтрака дети, разделившись на группы и отталкиваясь от Св. Писания, готовили на вечер программу, которая резюмировала бы каждый литургический период. До обеда мы встречались на молитве розария и св. Мессе. Пополудни было время для веселья, забав в степи, походов на озеро и водных шалостей. Вечером подводились итоги дня, проводились интеграционные игры, показывались библейские сценки и, конечно же, была дискотека. Перед сном мы заканчивали день молитвой. Пятница стала особенным днем, потому что для нас это была Страстная пятница, которая особенно запомнилась нам проникновенным крестным путем и вечерним поклонением Святым Дарам. И, конечно же, ребята также помогали на кухне и убирали комнаты и территорию в рамках конкурса чистоты.
Кроме того, в течение смены каждый участник мог попробовать себя в роли «тихого ангела», который тайно делал маленькие подарочки заранее выбранному по жребию товарищу. Началась смена с визита епископа Януша Калеты, который нас благословил, а закончилась она общим обедом с францисканскими братьями и сестрами, заботящимися о реколлекционном доме в Сарани. Официальное закрытие лагеря было ознаменовано св. Мессой в приходской часовне в воскресенье 7 августа, когда мы исполнили заранее отрепетированный танец «Ave Maria».
В подготовке и проведении лагеря помогала воспитательница молельни Татьяна Заяц, а также аниматоры из карагандинского прихода Марии – Матери Церкви: Вероника Савельева, Анна Голавская и Кристина Мак и Евгений из Шахтинска. Наибольшей радостью для организатора лагеря о. Гжегожа Бурдыньского (MIC) стало то, что ребята из молельни легко нашли общий язык с остальными детьми, а также то, что большинство из них впервые в своей жизни участвовали в поклонении, св. Мессе и молитве розария. По словам большинства участников для них это были важнейшие моменты совместного отдыха. И, конечно же, нельзя не упомянуть прекрасные блюда, которые готовили для нас Людмила и Неля Осницкие.
Слава Богу за все, что было в эти дни, и да вознаградит Он тех, кто помогал нам молитвенно и материально.
 
О. Гжегож Бурдыньски (MIC)
Во славу Божью!
 
7 августа усть-каменогорский приход Пресвятой Девы Марии св. розария посетил епископ Януш Калета. Это первый визит отца-епископа на восток Карагандинской епархии.
 
 Мне посчастливилось встретиться с епископом еще до св. Мессы. Он оказался очень общительным и любознательным, и у нас завязалась интересная беседа. Но вскоре наш разговор был прерван важным событием дня – св. Мессой. Несмотря на все волнения в связи с этой долгожданной встречей, богослужение прошло легко и радостно. По его окончании состоялся семейный праздник прихода в честь визита нашего нового ординария.
После поедания пирожных, конфет и других маленьких радостей все мы уселись в полукруг, чтобы быть поближе друг к другу, поближе к Господу. Как и в любом другом приходе, у нас нашлись творческие личности – и маленькие, и большие: ведь все мы равны пред Богом, все мы Его дети. Самые маленькие прихожане порадовали нас красивыми стихами и песнями, а вот ребятишки постарше подготовили спектакль, в котором рассказали, что каждый из нас особенный в глазах Небесного Отца. Изюминку представлению придало участие настоятеля прихода о. Франческо – так здорово познавать Господа с таким наставником! Так же звучала гитарная музыка, и все мы вместе пели и играли. Потом епископа Януша окружили еще теснее, и полились простые разговоры на разные темы. «День удался во Славу Божию!» думала я по дороге домой.
На следующий день, а это был понедельник, при приходе открылся молодежный лагерь. Так здорово начать такое долгожданное время вместе с епископом! Я пришла в Церковь ближе к вечеру, и за горячей кружкой чая мы, молодежь прихода, спрашивали епископа об интересующих нас вопросах веры и просто о его жизни и призвании.
Наш дорогой епископ! Мы были очень рады знакомству с Вами. Надеемся, что встреча с нами доставила Вам столько же радости, сколько и нам. В наших молитвах мы всегда с Вами на Вашем нелегком пути служения людям и Богу. 

Татьяна Банковская