ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №8-9(192-193)'11
Счастье начинается внутри
Нужно принимать себя такими, какие мы есть

Продолжение, начало в №186-187.
 
Все мы склонны цепляться за привычное, и это касается не только материальных объектов, но и убеждений. С большой неохотой мы соглашаемся изменить мнение о самих себе. Но именно это является одной из главных вещей, необходимых для роста. Мне обязательно нужно уметь отказываться от застарелых представлений о том, кто я такой. Если я хочу расти, то должен отвязаться от прошлого, должен понять, что я только и исключительно я, личность в процессе, которая непрестанно, учится, меняется и растет. Единственно важная реальность – это, кто я есть прямо сейчас. Я не тот, кем был. Я и не тот, кем буду. И самое главное, я должен знать, что я тот, кем должен быть, и у меня есть все необходимое для того, чтобы сделать со своей жизнью то, что должен сделать, а это уже что-то.
 
Признаки самопринятия
В первую очередь и прежде всего, самопринятие предполагает радостное удовлетворение тем, что я тот, кто есть. Просто смириться с фактом того, что я тот, кто есть, означало бы согласиться с самопринятием типа «ничего не поделаешь». Такое самопринятие удручает. Если я хочу быть счастливым, то должен научиться быть счастлив тем, кто я есть. А это непросто. Как известно, у всех нас есть сфера подсознательного мышления. Это тайное место или душевное кладбище для всего того, чему мы боимся прямо взглянуть в глаза и с чем не можем жить. Но печальная правда такова, что эти наши скелеты в шкафу мы хороним не мертвыми, а живыми. Они продолжают оказывать свое влияние на нас, а мы даже не знаем ни о них, ни об их влиянии на все наши мысли, слова и поступки. Поэтому не так уж просто отвечать на вопросы типа: «Действительно ли я принимаю себя? Радуюсь ли тому, кто я есть? Нахожу ли я смысл и успокоение в своей жизни?» Простым и быстрым ответам нельзя верить до конца. Но есть и достоверные признаки или симптомы правды. Это значит, что самопринятие проявляется в нашей повседневной жизни. Мне хотелось бы перечислить здесь десять признаков, которые, как мне кажется, отличают тех, кто действительно и радостно принимают самих себя такими, какие они есть.
 
  1.      Люди, принимающие самих себя, счастливы
Как ни странно, первым признаком настоящего самопринятия является само счастье. Получается порочный круг? Возможно, но все же люди, искренне радующиеся тому, какие они есть, всегда остаются в хорошей компании. 24 часа в сутки они проводят с тем, кого любят. Он с ними и в добре, и в зле. Мало что может сделать их несчастными. И пусть другие критикуют их или вообще не интересуются ими, те, кто действительно любит себя, всегда будут думать, что это обычная проблема межчеловеческой коммуникации. А если окажется иное, то они решат, что критикующий их или не любящий их человек просто страдает от собственных проблем. Они не будут злиться на него, а наоборот, посочувствуют ему.

2.      Люди, принимающие самих себя, легко открываются другим

Чем больше мы принимаем себя такими, какие мы есть, тем больше верим, что нас любят и другие. Ожидая, что и они нас примут, мы, со своей стороны, будем любить их, с доверием войдем в место, полное чужих людей, и представимся им. Самих себя мы будем воспринимать как дар, который мы даем другим, открывшись им, а других будем воспринимать как дар, который с радостью и благодарностью сами принимаем. Но, если мы действительно принимаем самих себя, то будем наслаждаться и мгновениями одиночества. Не зря ведь говорят, что люди, радостно принимающие самих себя, находят в одиночестве мир и покой. Для тех же, кто не умеет принять самих себя, оно означает болезненное осознание собственной ненужности. Такой человек ощущает пустоту и ищет развлечений: в новостях, в чашке чая, в шумном радио.
 
Продолжение следует.
Джон Пауэлл Из: „Štestí začíná uvnitř“ 
По примеру Марии
В руках Господних
 
Продолжение, начало в №185
 
В руках Господних В один прекрасный день небеса изрекли: «Возьми Ребенка и Его мать, беги в Египет и оставайся там, пока не скажу тебе, что дальше…».
И опять мы видим Матерь в море волнений, где ее со всех сторон атакуют вопросы: «Почему Ирод ищет этого Ребенка? Что дурного Он сделал ему? Бежать в Египет? Надолго? На что мы будем жить? Где будем молиться? А враги – вдруг они догонят нас?»
И опять грозное молчание Бога. Точно так же, как в нашей жизни. Все вдруг становится абсурдным и теряет всякий смысл. Все вокруг начинает казаться излишним, и нас самих носит, как лист на ветру. Почему Бог молчит? Почему допускает такое? Разве Он не всемогущ? Человек готов на бунт. Но Матерь не бунтует. И не протестует. Бедная Ягве не спрашивает, не выбирает и не жалуется. Она спокойно отдает себя в руки Господа. Но, в то же время, она готова сделать все ради Ребенка.
Так тихо и спокойно Матерь соглашается с бегством на чужбину в незнакомые края, оказавшись в положении политического беженца. Существование этого Ребенка угрожает жизни четверовластника, и тот, чтобы обезопасить себя, угрожает жизни Ребенка, Которому не остается ничего иного, как бежать – на руках Своей Матери. Политический беженец живет в постоянном страхе. Он не может оставаться две ночи подряд на одном месте. В каждом незнакомом человеке видит шпиона… Живет в постоянном напряжении и всюду видит опасность. Так жила в те дни и Матерь. А вдруг те люди напротив – ищейки Ирода? А те, что стоят там впереди? Может, нам лучше не оставаться здесь на ночь? Что лучше: идти ночью или днем? Бегство было долгим и поспешным. Долгим, потому что приходилось избегать главных дорог и довольствоваться окольными тропами, петляющими между холмами. Поспешным, потому что нужно было как можно скорее оказаться за пределами царства Ирода. Мария бок о бок с Иосифом и с Ребенком на руках пробирается через зыбкие пески Идумеи по пустыне, называемой «песчаным морем», где на километры вокруг нет ни кустика, ни травинки, ни даже твердо лежащего камня. Ночью тропы не разобрать, воды и еды только на неделю. Смотри, вот она идет – убегающая Матерь, погруженная в тишину Бога, с достоинством в глазах среди гнетущего одиночества, спокойная, нежная и молчаливая среди шатающегося мира.
Но наибольшим искушением для твердости веры Марии было, наверное, пройти эти тридцать лет под давлением того, что люди называют «психологической войной с мелочами». Ведь не зря говорят, что вода камень точит. Быть героем одну неделю или месяц – это сравнительно легко. А вот не позволить разъесть душу разлагающему действию рутины намного тяжелее. Даже веру Авраама подточило искушение мелочей, и он поддался ему. Но Мария выстояла!
Поставим себя на ее место. Годы шли. Потрясающе живой опыт благовещения уходил все дальше и дальше в прошлое, пока от него не осталось одно воспоминание. Сердце Марии разрывается между блеском давних предсказаний и суровым настоящим. Назарет был таким захолустным городишкой, что ни разу не упоминается ни в Ветхом Завете, ни у Иосифа Флавия, ни на римских картах. Вся жизнь назаретянки сводилась к тому, чтобы натаскать домой достаточно воды и дров, присмотреть за парочкой-другой овец на склоне и нескольких курах во дворе и подобрать два камня для помола. А вне этих занятий – однообразие. А однообразие потому так и называется, что у него всегда одно лицо: нестерпимо долгие часы и дни, и так из года в год бесконечные тридцать лет в четырех стенах того же дома и на маленьком пятачке вокруг него! Когда зимой в ранних сумерках запираются все двери, эти двое остаются один на один друг с другом… Матерь оглядывается вокруг. Вот ее Сын: ест, работает, молится. Проходит час, другой, третий, четвертый… день. Минует день, другой, третий… неделя. Потом еще неделя, другая, третья… месяц. И снова месяц, другой, третий… О, Господи, год тянется, как вечность, и все одно и то же, одинаковое, неизменное. Время как будто остановилось в Назарете! И что делает Матерь? В нескончаемые часы, пока она перемалывает зерно, замешивает тесто для хлеба, собирает хворост на холме и носит воду из источника, Матерь снова и снова вспоминает те слова, которые в тот такой далекий уже день сказал ей ангел: «Он станет великим, Его будут звать Сыном Всевышнего, Его царствованию не будет конца… Давние предсказания так прекрасны – окружающая же действительность так отличается от них. Вот Он – Мальчик: работает, порой бывает молчаливым, любит уединение. Он станет великим? Разве Он великий? Нет. Он такой же, как все остальные…
И сомнения начали неотступно стучаться в ее дверь. А исполнится ли предсказание? Не стала ли она жертвой иллюзий? Все это время Бог молчал и ни единой мелочью не подтверждал данные обетования. Правдивы ли они и осуществятся ли когда-нибудь? Вот наибольшее искушение веры: схватиться за прибрежный камень, обеими руками держать реальность, выбраться из обманчивой воды и пойти по твердой суше… Сказать: «Боже, дай мне гарантии! Дай доказательства! Знаменья! Обратись Ты Сам… сейчас… в огонь, ветер, ураган…».
Мария этого не делала. Терзаемая сомнениями, она не потеряла мир в душе. Когда все казалось абсурдным, она отвечала: «да будет», и далекий Бог становился близким. Вместо того, чтобы требовать от Бога гарантий Его правдивости, Матерь полностью отдавала себя Ему и погружалась в Божественную тайну, сохраняла мир, и сомнения превращались в сладость. Жизнь назаретского общества была сплошным убийственным однообразием. Известия о народных волнениях и римских репрессиях долетали сюда только как отголоски из другого мира и ни огорчали, ни как-то беспокоили жителей Назарета. Сыну уже пятнадцать, восемнадцать, двадцать… А все еще не происходит ничего, ни единого признака исполнения предреченного. Все молчит, ничего не меняется. Матерь наблюдает, размышляет, молчит. Сколько лет прошло с момента благовещения? Двадцать… Где мы были двадцать лет назад? Что осталось от тогдашних впечатлений? Ничего… Большое испытание для веры Марии. В силах ли победить ее тишина и пустота? Какая? А такая: потрясающее явление Бога в день благовещения, слова, обетования… И что? Может быть, я приняла за действительность то, что было всего лишь сном? В молчании все превратилось в ничто, и теперь Матерь не видит ни малейшего намека на то, что произошедшее в тот день было реальностью… Не обманула ли я тогда саму себя?
Я уверен, что усталость и разочарование угрожающе близко подошли к душе Марии и стучали в ее двери. Но эти двери не открылись ни на миг!
 
Продолжение следует.
Иньяцио Ларраньяги Из: «Жизнь по Марии»
Поздравляем!
 
Мы, верующие прихода Преображения Господня г. Жезказгана, хотим поздравить через вашу газету нашего дорогого настоятеля о. Виктора Мессмера с 11-ой годовщиной священства.
 
Вы родились в большой семье,
Вас Бог не оставлял в беде.
Росли, взрослели, верили
И Богу жизнь свою доверили.
И стали Вы священником!
И вот, направлены Вы к нам в счастливый год.
 
Прошло шесть лет в молитве и работе.
Вы стали нам родным в приходе.
В священстве Вы одиннадцатый год.
Спешит поздравить Вас приход
И пожелать Вам Божьей благодати,
и пусть хранит Он Вас от всяких бед.
Мы любим Вас и молимся о Вас!
 
Поздравляем Вас также с назначением на должность духовного отца карагандинской семинарии. Нам от всего сердца жаль, что придется расстаться с Вами! Но мы будем и впредь молиться о Вас, чтобы Господь не оставлял Вас Своей благодатью на новом месте.
 
Живое Евангелие
 
Иоанн Авильский  (6 января 1499 г. — † 10 мая 1569 г.)
 
О детстве и семье Иоанна сохранилось немного сведений. Известно, что он родился в достаточно обеспеченной семье в маленьком городке Альмодовар-дель-Кампо неподалеку от Толедо. В молодости он обучался праву в университете Саламанки, однако вернулся домой, прервав обучение. Затем в 1520-1526 изучал философию и богословие в Алькале. По окончании занятий был рукоположен в священники.
В 1527 г. собирался отправиться в Мексику в качестве миссионера, однако епископ Севильи убедил его в том, что проповеднический дар Иоанна пригодится и на родине. Он поселился в Севилье, где скоро приобрел славу знаменитого проповедника. В 1532 г. по навету завистников был арестован, год провел в тюрьме, в 1537 г. был оправдан. После оправдания жил в Гранаде, где основал несколько учебных заведений. Долгое время проповедовал на территории Андалусии, в связи с чем его также называют «апостолом Андалусии». Иоанн встречался и поддерживал дружеские отношения со многими знаменитыми современниками, переписывался с Игнатием Лойолой и Терезой Авильской. Под влиянием его проповеди пережил обращение Иоанн Божий, духовным наставником которого стал впоследствии Иоанн Авильский.
Весьма обширно писательское наследие Иоанна. Его богословские работы и сборники проповедей пользовались большой популярностью, многократно переиздавались и переводились на другие языки.
Иоанн умер в 1569 г. в Монтилье.
 
Роза Лимская  (20 апреля 1586 г. – † 24 августа 1617 г.)
 
Роза родилась в Лиме в многодетной семье, при крещении получила имя Исабель Флорес де Олива. Крещена была лично архиепископом Лимы Тирибиусом де Монгровехо. Из-за ее красоты родные и близкие еще в детстве стали называть её Розой. Устав от восхищенных взглядов, обрила себе голову, чем вызвала недовольство родителей, собиравшихся выдать ее замуж. Позднее она обожгла себе лицо перцем и щелоком. В подражание Екатерине Сиенской вела аскетический образ жизни, постилась и подолгу молилась.
Непрестанно молясь и посещая богослужения, Роза решила принести обет безбрачия и посвятить свою жизнь Богу. Она занялась благотворительностью, помогала больным и бедным, шила и выращивала цветы, а вырученные средства отдавала бедным и своей семье. Днем работала, а большую часть ночи проводила в молитве, уединяясь в специально построенным для этого гроте.
В возрасте двадцати лет ей было предложено вступить в орден доминиканок.
Скончалась 24 августа 1617 г. в возрасте 31 года. На ее похоронах присутствовало вся высшая светская и духовная знать г. Лима.
Сразу же после смерти начался процесс причисления Розы к лику святых. Сохранились рассказы о множестве чудес, последовавших после ее кончины. Беатифицированна 15 апреля 1667 г. Папой Климентом IX, канонизированна 12 апреля 1671 г. Папой Климентом X, став первой из святых западного полушария. Особенно почитается в Латинской Америке, где в ее честь построено большое количество церквей. Ее имя носит и один из самых распространенных топонимов Латинской Америки Санта-Роза.
Изображение святой Розы помещено на самую крупную банкноту Перу 200 солей.
День почитания святой изначально установлен на 30 августа. Но после проведенной Павлом VI реформы день празднования святой Розы был перенесен на 23 августа. Однако, в тех странах, где день святой Розы являлся выходным, например в Перу, день празднования остался неизменным.
 
По материалам интернета
Хочу спросить
 
Отвечает: о. Карлос Лаоз Замарро
 
Отец, вы много говорите о нравственном грехе… Скажите, грех ли копировать диски с фильмами или использовать их?
 
Ты ждешь от меня четкого ответа: «да» или «нет», и ничего больше. Но ответить так было бы не слишком разумно с моей стороны и, к тому же, ошибочно. Искренне говоря, в молодости меня самого раздражало, когда какие-нибудь моралисты уходили от четкого ответа на заданный вопрос, приводя кучу оговорок. Но сегодня, по прошествии многих лет, я думаю иначе: мне кажется, что они отвечали верно и благоразумно, хотя порой нам хотелось бы, чтобы они прямо сказали нам, что это «черное», а это «белое», в то время как в нашем мире преобладают скорее серые тона.
На многие нравственные вопросы Церковь не дает однозначного ответа, поскольку часто он зависит от обстоятельств. Хотя есть и такие случаи, как, например, аборт, в которых обстоятельства не могут изменить нравственной оценки поступка: аборт – это всегда зло. Здесь позиция Церкви однозначна. Специалистам по нравственному богословию не трудно ответить на вопросы, касающиеся крайних ситуаций. Например, украсть миллион долларов – это тяжкий грех, а украсть одно тенге – легкий. С таким же правом можно утверждать, что украсть полмиллиона долларов – это тяжкий грех, а 10 тенге – легкий. Но чем дальше мы от крайностей, тем труднее дать нравственную оценку: украсть 500 тенге – это легкий или смертный грех?
Скопировать один диск с фильмами для домашнего просмотра, наверное, не грех. Сделать сто копий для продажи – это, по-моему, грех. Пользоваться DVD, которое дал нам друг, вроде бы не грех независимо от того, оригинальное оно или же копия. Покупать пиратские диски ради экономии может быть оправдано для отца семейства, которому не хватает денег. И наоборот, это может быть грехом для другого человека, у которого денег больше, так что он мог бы купить оригинальные диски. Примерно так, по-моему, можно описать мнение на этот счет специалистов по нравственному богословию.
Некоторые люди, более ригористичны в нравственных вопросах, сказали бы, что копировать диски нельзя ни в коем случае. Церковь же обычно воздерживается от подобных крайностей: никогда нельзя делать лишь немногие вещи, такие как аборт, пытки, убийство невинного, похищение. Было бы ошибкой говорить, что все позволительно, но точно так же было бы неправильно утверждать, что никакие исключения не оправданы. Желательно не поддерживать пиратство. Сделать однажды копию – это одно, делать их систематически – это другое. Нравственные оценки здесь будут разные.
 
Если Бог везде, то зачем нам ходить в церковь? (Алексей, Алматы)

Да, Бог везде: на рынке, на горных вершинах, в твоей школе, у тебя дома, в Церкви. Но не всюду одинаково. В церкви Он присутствует особым, самым интенсивным образом. Настолько, что ее принято называть священным местом, домом Божьим. Только раз в Евангелии Иисус кажется раздраженным, и именно тогда, когда речь идет о доме Божьем: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мк 11, 15-17). В Иерусалиме были рынки, и Иисуса нисколько не возмущало то, что там продают и покупают, но Он не позволяет делать это в храме. Бог есть и на рынке, и в Церкви, но иначе, а потому и поведение в церкви должно быть иным.
В церковь мы идем, прежде всего, для того, чтобы почтить Бога и быть ближе к Нему. Когда кто-то живет вдали от родителей или семьи, то может написать им письмо или поговорить по телефону. Но с каким нетерпением все ждут, когда смогут, наконец-то, вновь быть вместе физически. Ведь это намного больше, чем письмо или телефонный разговор: и именно нечто подобное происходит в Церкви, где намного ближе к Богу.
По воскресеньям и важнейшим торжествам литургического года, как, например, в Рождество, мы идем на Мессу, пользуясь предоставленной нам Иисусом возможностью разделить с Ним прекрасные мгновения, в которые является Его любовь к людям. Иисус умер ради тебя и тем самым открыл тебе врата небес. Более того, Он пожелал присутствовать в Евхаристии, чтобы ты, если готов, мог принять его, и вы, как добрые друзья, вместе прошли всю следующую неделю.
Одна добрая католичка попала с серьезным диагнозом в больницу. В той же больнице трудился священник, ежедневно приносивший желающим Причастие. Лечащий врач женщины, видя, что той день ото дня становится хуже, однажды сказал ей: «Наверное, вы мечтаете о покое, и вам хотелось бы, чтобы никто не приходил к вам?» А больная ответила ему: «Да. Мне никто не нужен, кроме Иисуса. Пусть приходит только священник с Причастием каждый день». Вскоре она умерла, и теперь смотрит на нас с небес.
Другая женщина, ежедневно ходившая на Мессу и причащавшаяся, была при смерти. «Мама, ты идешь на небеса?» – спросил ее шестилетний сын. «Да, сынок», - ответила она. «Ты уверенна?» «Да». «А откуда ты знаешь?» «Я годами принимала Его ежедневно, и Он не поступит со мной иначе».
Если ты живешь далеко от Церкви, и тебе трудно ходить на Мессу, то помни о том, что Бог подсчитывает каждый шаг твоего пути на нее: первый, второй, третий… И однажды Он воздаст тебе за твои труды.
Мировые новости
 
Туркменистан: найдена церковь I-III в.
Возможно, древнейший христианский храм в Центральной Азии обнаружил в Туркменистане итальянский ученый Габриеле Росси Осмида. Церковь была построена на территории нынешнего оазиса Мерв в Антиохии Маргианской на закате царства партов между концом I и началом III вв. До нас дошли документы, датируемые IV-VI вв. и свидетельствующие о распространении христианства в этом регионе уже в апостольские времена благодаря проповеди св. Фомы и его учеников. Правительство Туркменистана поручило недавно группе итальянских археологов исследование руин средневекового замка на территории оазиса. В ходе раскопок ученые обнаружили крест и иные христианские символы, такие как изображения хлебов, рыб, винограда и агнцев. Данные находки свидетельствуют о том, что до замка на этом месте возвышалась Церковь.
Первый христианский храм в Мерве был невысоким строением, типичным для Востока первых веков нашей эры. В V в. на том же месте свою Церковь воздвигли несториане. Именно им принадлежал типичный для их сакрального искусства крест, обнаруженный итальянскими археологами. В XI в. оазисом завладели турецкие сельджуки, которые поддерживали несториан, чтобы пользоваться их связями с Европой. По мнении Росси Осмиды, Мерв тогда являлся крупнейшим населенным пунктом мира, насчитывавшем 200 тыс. жителей. Здесь мирно сосуществовали мусульмане, христиане, иудеи и буддисты.
В XIII в. Мерв был разрушен ордами Чингисхана и никогда уже не смог вернуть себе былого величия. Несториане перебрались в Ирак и Сирию. Советские археологи во время своих раскопок нанесли серьезный урон этому историческому комплексу и неверно исключили возможность существования здесь раннехристианских памятников.
 
В Катманду (Непал) готовится к принятию новой конституция, которая включает в себя закон, наказывающий любые попытки обращения индуиста в другое вероисповедание.
Принять основной документ государства должны были 31 августа, однако срок окончания дебатов в парламенте был продлен, т. к. представители религиозных меньшинств продолжают выступать против закона, запрещающего прозелитизм.
Представленная комиссии по реформе Уголовного кодекса Непала ст. 160 предусматривает наказания за любые попытки обращения индуиста в другое вероисповедание, пишет «Eglises D'Asie». В случае одобрения статьи любой человек, уличенный в проповеди другой религии, кроме индуизма, обязан выплатить штраф в размере 50 тысяч рупий (485 евро) или может получить 5 лет лишения свободы. Такое же наказание в Непале предусмотрено для каждого, кто убил корову, являющуюся священным животным в индуизме, или употребил в пищу ее мясо. Если под следствие попадает человек, не имеющий непальского гражданства, он должен будет немедленно покинуть страну.
 
Москва. Презентация памятника блаженной матери Терезе Калькуттской работы скульптора Григория Потоцкого состоится 7 сентября в галерее Григория Потоцкого на Гоголевском бульваре в Москве.
Памятник во весь рост, в бронзе, передан в дар римско-католическому собору Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Мероприятие состоялось под патронатом эрцгерцогини Австрийской Мари-Анны Габсбург-Голицыной, Международной академии доброты и московского римско-католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, при поддержке апостольской нунциатуры в Москве.
Торжественное открытие памятника намечено на 24 сентября.
Международная академия доброты в течение последних 10 лет проводит международную акцию: “В России – по-доброму, из России – с добротой!” За эти годы было установлено более 70 памятников в 36 странах мира.
Идея памятника матери Терезе Калькуттской состоит в возрождении истинного понимания благотворительности и милосердия к тем, кто оказался в тяжелом положении, отчаялся, болен или стоит на краю гибели. «Искусство пустых»
 
В Карагандинском государственном медицинском университете прошел двухдневный семинар для медицинского и не медицинского персонала на тему широко понятого паллиативного лечения.
Встреча была организована Союзом хосписов (Польша) и карагандинским НПО «Кредо» с целью ознакомить казахстанских врачей с опытом польских коллег, работающих в данной сфере. Семинар проводили: психиатр, хабилитированный доктор медицины профессор Кристина де Вальден-Галушко, доктора медицины Александра Чалковска-Рыш, Томаш Дзержановски и Дорота Гиллебрандт, хосписный капеллан о. Лукаш Шмит, а также инициатор проекта магистр Анна Мардофель.
В своих выступлениях докладчики подчеркивали, что одна из ведущих ролей в улучшении общего психофизического состояния больного принадлежит духовному попечению, осуществляемому капелланами медицинских учреждений.
 
По материалам интернета