Газета "Кредо" №8-9(192-193)'11
Хочу спросить
Отвечает: о. Карлос Лаоз Замарро
Отец, вы много говорите о нравственном грехе… Скажите, грех ли копировать диски с фильмами или использовать их?
Ты ждешь от меня четкого ответа: «да» или «нет», и ничего больше. Но ответить так было бы не слишком разумно с моей стороны и, к тому же, ошибочно. Искренне говоря, в молодости меня самого раздражало, когда какие-нибудь моралисты уходили от четкого ответа на заданный вопрос, приводя кучу оговорок. Но сегодня, по прошествии многих лет, я думаю иначе: мне кажется, что они отвечали верно и благоразумно, хотя порой нам хотелось бы, чтобы они прямо сказали нам, что это «черное», а это «белое», в то время как в нашем мире преобладают скорее серые тона.
На многие нравственные вопросы Церковь не дает однозначного ответа, поскольку часто он зависит от обстоятельств. Хотя есть и такие случаи, как, например, аборт, в которых обстоятельства не могут изменить нравственной оценки поступка: аборт – это всегда зло. Здесь позиция Церкви однозначна. Специалистам по нравственному богословию не трудно ответить на вопросы, касающиеся крайних ситуаций. Например, украсть миллион долларов – это тяжкий грех, а украсть одно тенге – легкий. С таким же правом можно утверждать, что украсть полмиллиона долларов – это тяжкий грех, а 10 тенге – легкий. Но чем дальше мы от крайностей, тем труднее дать нравственную оценку: украсть 500 тенге – это легкий или смертный грех?
Скопировать один диск с фильмами для домашнего просмотра, наверное, не грех. Сделать сто копий для продажи – это, по-моему, грех. Пользоваться DVD, которое дал нам друг, вроде бы не грех независимо от того, оригинальное оно или же копия. Покупать пиратские диски ради экономии может быть оправдано для отца семейства, которому не хватает денег. И наоборот, это может быть грехом для другого человека, у которого денег больше, так что он мог бы купить оригинальные диски. Примерно так, по-моему, можно описать мнение на этот счет специалистов по нравственному богословию.
Некоторые люди, более ригористичны в нравственных вопросах, сказали бы, что копировать диски нельзя ни в коем случае. Церковь же обычно воздерживается от подобных крайностей: никогда нельзя делать лишь немногие вещи, такие как аборт, пытки, убийство невинного, похищение. Было бы ошибкой говорить, что все позволительно, но точно так же было бы неправильно утверждать, что никакие исключения не оправданы. Желательно не поддерживать пиратство. Сделать однажды копию – это одно, делать их систематически – это другое. Нравственные оценки здесь будут разные.
Если Бог везде, то зачем нам ходить в церковь? (Алексей, Алматы)
Да, Бог везде: на рынке, на горных вершинах, в твоей школе, у тебя дома, в Церкви. Но не всюду одинаково. В церкви Он присутствует особым, самым интенсивным образом. Настолько, что ее принято называть священным местом, домом Божьим. Только раз в Евангелии Иисус кажется раздраженным, и именно тогда, когда речь идет о доме Божьем: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мк 11, 15-17). В Иерусалиме были рынки, и Иисуса нисколько не возмущало то, что там продают и покупают, но Он не позволяет делать это в храме. Бог есть и на рынке, и в Церкви, но иначе, а потому и поведение в церкви должно быть иным.
В церковь мы идем, прежде всего, для того, чтобы почтить Бога и быть ближе к Нему. Когда кто-то живет вдали от родителей или семьи, то может написать им письмо или поговорить по телефону. Но с каким нетерпением все ждут, когда смогут, наконец-то, вновь быть вместе физически. Ведь это намного больше, чем письмо или телефонный разговор: и именно нечто подобное происходит в Церкви, где намного ближе к Богу.
По воскресеньям и важнейшим торжествам литургического года, как, например, в Рождество, мы идем на Мессу, пользуясь предоставленной нам Иисусом возможностью разделить с Ним прекрасные мгновения, в которые является Его любовь к людям. Иисус умер ради тебя и тем самым открыл тебе врата небес. Более того, Он пожелал присутствовать в Евхаристии, чтобы ты, если готов, мог принять его, и вы, как добрые друзья, вместе прошли всю следующую неделю.
Одна добрая католичка попала с серьезным диагнозом в больницу. В той же больнице трудился священник, ежедневно приносивший желающим Причастие. Лечащий врач женщины, видя, что той день ото дня становится хуже, однажды сказал ей: «Наверное, вы мечтаете о покое, и вам хотелось бы, чтобы никто не приходил к вам?» А больная ответила ему: «Да. Мне никто не нужен, кроме Иисуса. Пусть приходит только священник с Причастием каждый день». Вскоре она умерла, и теперь смотрит на нас с небес.
Другая женщина, ежедневно ходившая на Мессу и причащавшаяся, была при смерти. «Мама, ты идешь на небеса?» – спросил ее шестилетний сын. «Да, сынок», - ответила она. «Ты уверенна?» «Да». «А откуда ты знаешь?» «Я годами принимала Его ежедневно, и Он не поступит со мной иначе».
Если ты живешь далеко от Церкви, и тебе трудно ходить на Мессу, то помни о том, что Бог подсчитывает каждый шаг твоего пути на нее: первый, второй, третий… И однажды Он воздаст тебе за твои труды.