Газета "Кредо" №8-9(192-193)'11
Архиепархия в Астане
Каникулы с Богом
Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им. (Марк 10,14)
Под таким названием в приходе успения Пресвятой Богородицы г. Костанай с 3 по 8 июля прошли встречи для детей от 8 до 12 лет.
Все пять дней ребята вместе ходили на катехизацию, готовились к св. Мессе и участвовали в ней, пели песни, играли и путешествовали. У каждого дня была своя тематика. Так в первый вечер ребята знакомились друг с другом.
Во второй день во время катехизиса говорили о семье: что это такое, какая она - семья, какой может быть, как должны вести себя ее члены, как мы чувствуем себя в семье. Итогом этой беседы стало создание портрета семьи, при этом каждый рассказывал о своей. Затем ребята разучили молитву о родителях.
«Иисус – Добрый Пастырь» – такова была тема катехизиса третьего дня. Ребята рассуждали о том, что значит быть добрым пастырем и для кого мы сами можем быть такими пастырями. Каждый сделал свое постановление на этот день: кто-то взялся помогать другим воспитывать в себе трудолюбие, другой – доброту, третий решил поддерживать словом, а четвертый - разъяснять слово Божье.
На катехизических занятиях мы говорили о том, что Иисус – наш лучший друг. Ребята делились мнениями и впечатлениями по поводу того, что значит быть лучшим другом, какими качествами нужно для этого обладать. После воодушевленного обсуждения участники пришли к выводу, что у них есть лучший друг, и это - Иисус.
Тема четвертого дня звучала так: «Мария – Матерь Божья и Мария – моя Матерь». Ребята с удовольствием знакомились с Приснодевой, рисовали ее потрет и разукрашивали его. При этом каждый рассказывал о своей Марии, а затем все вместе разучили для нее песню: «Пойте с радостью сердца наши».
В последний день участники делились впечатлениями от этих встреч, вспоминали все яркие моменты, проведенные вместе, а также говорили о том, что значат для них эти каникулы с Богом.
Помимо катехизических занятий ребята ежедневно участвовали в св. Мессе, к которой готовились очень ответственно: разучивали песни, заранее прочитывали чтения, псалмы, сами составляли молитву верных. Кроме того, каждый день был наполнен играми, новыми песнями, экскурсиями в парки и историко-краеведческий музей. Был также организован небольшой пикничок на территории, прилегающей к нашему храму. А завершался каждый день совместной вечерней молитвой.
Да, ребята не хотели уезжать. Надеюсь, что каждый из них продолжит дома вместе со своими родителями эти каникулы с Богом. Ведь Бог всегда и везде с нами, каждое мгновение нашей жизни. Он только ждет, когда мы откроем Ему наши сердца.
«Больше всего мне понравилась тема о Марии» (Мирас).
«Больше всего мне понравилось петь песни и говорить о Марии, об Иисусе» (Айгерим)
«Мне понравились катехизические занятия, игры, экскурсии, песни. У меня появились новые друзья» (Юлиана).
«Мне очень понравились каникулы с Богом. Мы занимались, пели песни. Особенно важной для меня стала тема: «Иисус – наш лучший друг» (Марина).
«На катехизических занятиях мы говорили о семье, о Марии, о том, что Иисус – наш лучший Друг, что Он - добрый Пастырь, раскрашивали, рисовали, вырезали, клеили. Мы с Сашей помогали нашему о. Григорию на св. Мессе. Я надеюсь, что на следующий год вновь смогу провести такие каникулы» (Андрей).
Все ребята были очень довольны, счастливы и рады. Их сердца открылись Иисусу. Хотелось бы поблагодарить нашего отца-настоятеля и сестер за организацию и проведение этих каникул с Богом.
Ирина Гвоздецкая
Lectio divina
7 августа
XIX рядовое воскресенье
ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?
3 Цар 19 ,9. 11-13; Пс 85(84); Рим 9, 1-5; Мф 14, 22-33
Евангелие:
Иисус хотел побыть один, но толпы народа следовали за Ним. Только что казнили Его двоюродного брата Иоанна Крестителя, о чем говорится в самом начале 14 главы. Господь искал уединения. Но все же пожалел народ и долго учил их в тот вечер, исцелял больных и совершил очередное чудо, накормив более 5000 человек.
Затем Иисус отослал учеников на другой берег озера, а народ отправил по домам. Наконец, Он смог остаться один, оплакать Иоанна, поговорить с Отцом и помолиться Ему. Молитва была основой жизни и служения Господа, и потому Он всегда находил время для нее.
Главной темой сегодняшнего чтения является вера. В тот самый день ученики видели, как Иисус исцелял людей, как сверхъестественным образом размножил пять хлебов и две рыбы, так что их хватило, чтобы накормить более 5000 человек, и много еще осталось! А сейчас Он идет по воде к их лодке. Они не могли поверить своим глазам и даже испугались, думая, что видят призрак. Иисус успокоил их, заверив, что это действительно Он, и поэтому им нечего бояться.
Петр, увидев Иисуса, бросается вперед и своими последующими действиями совершает колоссальные шаги веры. Вероятно, даже не осознавая то, что говорит, он просит Иисуса позволить и ему идти по воде. Господь зовет его. Петр выходит из лодки и идет навстречу своему Учителю. Но внезапно он замечает бурное море вокруг себя и, испугавшись, начинает тонуть. Господь спасает его и мягко упрекает, спрашивая, где же его вера.
Шторм стихает. Для учеников наступает время поклонения, и они восклицают: «Истинно Ты Сын Божий».
Размышление:
Чему нас учит этот отрывок? Был ли в вашей жизни такой момент, когда вы всем сердцем просили Божьей помощи? Что тогда произошло? Иногда мы смело шагаем в вере, но затем вдруг поддаемся страху. Как мы можем разогнать сомнения, сбивающие нас с пути, приготовленного для нас Богом?
Молитва:
Молитва:
Возблагодарите Иисуса за то, что Он есть истинный Сын Божий, и прославьте Его за Его силу, власть и сострадание.
Нам постоянно предоставляется возможность возрасти в вере. Попросите Иисуса помочь вам «выйти из лодки» в тех сферах вашей жизни, в которых, как вы чувствуете, Он сам испытывает вас. Позвольте Его любви наполнить вас и омыть ваше сердце от всех страхов и сомнений.
Созерцание:
Иисус упрекает Петра: «Зачем ты усомнился?». Поразмышляйте о причинах, заставивших Петра поколебаться в вере. Вспомните другие случаи, когда он поддавался сомнениям. А почему сомневаетесь вы? Если Иисус с нами, то как этот факт должен отражаться в нашей вере?
14 августа
ХХ рядовое воскресенье
ВЕЛИКАЯ ВЕРА
Ис 56, 1. 6-7; Пс 67(66); Рим 11, 13-15. 29-32; Мф 15, 21-28
Евангелие:
Тир и Сидон были языческими городами на севере Галилеи. И Иисус намеренно уводит учеников подальше от них. Мы видим, что в данном случае Он не собирается проповедовать здесь святое Евангелие. Возможно, Он желает укрыться от толпы, чтобы провести время с Отцом и Своими учениками.
По дороге происходит встреча Христа с отчаявшейся матерью. Мы ничего о ней не знаем, но совершенно ясно, что она неоднократно слышала об Иисусе и верила, что Он может исцелять больных и одержимых демоном. Женщина даже употребила мессианское выражение «Сын Давидов». Сначала она не получает никакого ответа. Иисус молчит, но женщина не отступается. Можно представить себе, какой шум она подняла, если даже ученики стали умолять Иисуса исполнить ее просьбу. Господь отвечает, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Но женщина бросается к Нему, кланяется и просит о помощи.
Тогда Иисус испытывает ее. В те времена иудеи называли язычников псами. Но она отвечает Господу исполненными веры и понимания словами: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Христос говорит, что ее вера велика - это один из двух отрывков Евангелия от Матфея, где Иисус в столь сильных выражениях высказывается о вере человека. Во втором случае Он говорит так о вере сотника, эпизод с участием которого описан в Мф 8, 5-13. В результате желание матери исполняется, и ее дочь исцеляется.
Размышление:
Женщина озвучивает важные откровения веры об Иисусе. Какие?
Что в отрывке говорится о вере и настойчивости?
Женщина могла обидеться на слова Иисуса, но она не позволила себе отвлечься от самого важного. Чему это учит нас?
Прочтите учение Иисуса о молитве в Лк 11, 1-13. Помогает ли оно лучше понять сегодняшний отрывок?
Бог избрал Израиль в качестве Своего особого народа и обещал, что через него будут благословлены все народы. Таким образом, Иисус напомнил своим ученикам иудеям о Божьем обетовании. Говорит ли нам это о верности Божьей?
Молитва:
«Просите, и дано будет вам: ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7, 7-8).
Несколько раз без спешки помолитесь молитвой «Отче наш». Затем просите Духа Святого направлять вашу молитву и подсказать вам, о чем особенно нужно молиться.
Созерцание:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»
Поразмышляйте над этими словами из Евр 11, 6. Если вам зададут вопрос: «Почему вы веруете в Бога?», как вы на него ответите? Подумайте о том, какую роль играет вера в вашей христианской жизни.
15 августа
Торжество Успения Пресвятой Богородицы
ВОСПОМЯНЕТ БОГ ОБЕЩАННУЮ МИЛОСТЬ
Откр 11, 19. 12, 1-6. 10; Пс 45(44); 1 Кор 15, 20-26; Лк 1, 39-56
Евангелие:
Для сегодняшнего дня Церковь избрала прекрасную песнь в честь Марии, Матери Иисуса.
В предшествующих стихах архангел Гавриил приносит две важные вести (Лк 1, 26-38). Первая из них о том, что непорочная Мария силою Святого Духа родит Сына Божьего. Вторая же о том, что ее тетя Елисавета, считавшаяся бесплодной и достигшая уже преклонного возраста, находится уже на шестом месяце беременности.
И вот, начинается разговор двух будущих матерей. Еще до этой встречи ангел сказал Марии, что Елисавета ждет ребенка, теперь же она получила подтверждение его слов. Кстати, нигде не упоминается о том, знала ли Елисавета о беременности Марии. В Евангелии от Луки Елисавета подтверждает весть, принесенную архангелом Гавриилом Марии, назвав ее по вдохновению Духа Святого «Матерью Господа». Обе женщины принимают воплощение как факт.
Весь отрывок буквально светится простой верой и готовностью Марии и Елисаветы принять особый Божий замысел как для них самих, так и для их детей. Они знают о том, что беременность дарована им Богом, и в этом проявляется их искренняя вера.
В ответ на слова Елисаветы Мария произносит одну из самых прекрасных песен хвалы Богу в Библии. Она начинает с личного благодарения за то, «что сотворил Мне величие Сильный» (стих 49). Затем Мария восхваляет милосердие и верность Бога в исполнении обетования Аврааму. Эти слова перекликаются с молитвой Анны в 1 Цар 2, 1-10 и взывают к ветхозаветным мессианским пророчествам. Столетия надежды очень скоро воплотились в рожденном нам Спасителе.
Размышление:
Размышление:
ему нас учит ответ Марии и Елисаветы Богу? Как мы можем применить это в жизни? Что в отрывке говорится о вере и смирении? Что говорит нам сегодняшний отрывок о качествах Бога? Как вы можете служить Иисусу?
Молитва:
Поразмышляйте о «величии», которое совершил Бог в вашей жизни. Пусть песнь Марии сопровождает вас всю неделю. Позвольте Святому Духу говорить словами этой прекрасной песни. Откликнитесь в молитве Господу. Может быть, вы сами пожелаете написать свой псалом, чтобы восхвалить Бога и поблагодарить Его за все, что Он сделал в вашей жизни.
Созерцание:
Созерцайте вашего Спасителя Иисуса. От чего Он вас спас? Для чего Он вас спас?
21 августа
XXI рядовое воскресенье
А ВЫ ЗА КОГО ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ?
Ис 22, 19-23; Пс 138(137); Рим 11, 33-36; Мф 16, 13-20.
Евангелие:
Во времена Иисуса многие иудеи верили, что Бог обещал послать мессию или другого помазанного царя, освободить Израиль от иноземного ига и установить Божье Царство на земле. Никто не знал, как именно новый царь сделает это, но все полагали, что станет реальной угрозой для Ирода, римских правителей и, конечно же, цезаря.
Иисус выбирает удаленный городок Кесарию Филиппову, находившуюся на северо-востоке Израиля, чтобы поговорить с учениками на одну очень важную тему. Вначале Он спрашивает учеников о том, за кого люди почитают Его, Сына Человеческого. Одни принимали Его за пророка или воскресшего Иоанна Крестителя, а другие за Илию и даже Иеремию. Поэтому Он спрашивает учеников, что они думают по этому поводу.
Петр отвечает, что Он Христос, Сын Бога Живого. Иисус подтверждает его правоту, говоря, что это Отец открыл ему эту тайну. Так Петр объявил о новом Помазаннике Божьем. Важно заметить, что Сыном Бога Живого в Ветхом Завете называли Мессию. Так что, произнося эти слова, Петр не понимал, что Иисус является божественным Лицом Троицы.
Далее Господь говорит, что Петр станет основанием нового человеческого царства Его Церкви. Таким образом, новая община людей, желающих провозгласить свою верность новому Помазаннику Божьему, зарождается прямо здесь, в лице учеников.
Иисус добавляет, что смерть не сможет одолеть тех, кто принадлежит этой новозаветной общине. Он дает апостолу Петру власть или ключи Царства Небесного. В заключение этой беседы Господь требует от учеников до поры до времени хранить в тайне откровение о том, что Он есть Христос.
Размышление:
Размышление:
Как могли ученики отнестись к такому откровению? Слушали ли они после этого Господа иначе? Их миссия становилась все опасней: Иисус шел по пути, ведшему к конфликту с Иродом и римлянами. Иисус спрашивает каждого из нас: «А вы за кого Меня почитаете?» Что вы ответите Ему? Бог избрал Петра быть основанием Церкви, несмотря на Его человеческие ошибки и падения. Чему это учит нас? Что вы думаете о Церкви и о власти, которой наделил ее Бог? Идете ли вы Божьим путем?
Молитва:
Попросите Бога даровать вам более глубокое понимание Иисуса и любовь к Нему. Попросите Его помочь вам исполнить вашу миссию в Церковной общине.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из Рим 11, 33-36: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все от Него, Им и к Нему, Ему слава вовеки, аминь».
28 августа
XXII рядовое воскресенье
ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ
Иер 20, 7-9; Пс 63(62); Рим 12, 1-2; Мф 16, 21-27.
Евангелие:
Открыв сначала ученикам, что Он является Мессией – Христом, Иисус затем шокировал их, сказав, что будет приговорен к смерти иудейскими властями в Иерусалиме. Это был первый из трех случаев, когда Иисус говорил об этом ученикам (см. Мф 17, 22-23; 20, 17-19).
Это просто не укладывалось в умах учеников: как такое возможно, чтобы Мессия, вековечная надежда на освобождение евреев, был приговорен к смерти их же иудейскими властями. Как Бог может допустить это? В чем смысл? Почему Христос должен был пострадать? Страдание в понимании многих иудеев ассоциировалось с грехом и судом Божьим.
Петр, которого только что Господь назвал скалой, на которой будет возвигнута Церковь, вдруг уподобляется зыбкому песку. Он со страхом и досадой говорит Иисусу: «Да не будет этого с Тобою!». Тот же отвечает ему со строгим упреком, эхом вторя словам из Мф 4, 10, которые Он бросил сатане в лицо во время искушения в пустыне. Такой ответ показывает, насколько серьезным было искушение.
Иисус хорошо понимает замешательство учеников и продолжает говорить о том, что нужно нести крест и потерять жизнь, чтобы спасти ее. У нас есть преимущество перед апостолами: мы знаем, что произошло после воскресения, и поэтому понимаем, что в этих словах Господа кроется глубокая истина о том, что мы должны отдать свою жизнь, чтобы жить для Него.
Но Он дает ученикам два лучика надежды: во- первых, предвещая Свое воскресение из мертвых (ст. 21), а во-вторых, обещая, что вернется во славе с ангелами, чтобы судить людей по делам их (ст. 27).
Размышление:
Размышление:
Ученики, хотя и были смущены словами Иисуса, не отступили и не покинули Его. Чему нас учит этот отрывок? Что имел в виду Иисус, когда говорил: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»? Какое значение имеют эти слова для нашей повседневной жизни?
Молитва:
Возблагодарите Иисуса за то, что Он исполнил волю Отца, несмотря на крестные страдания и смерть, которые ему пришлось претерпеть ради этого. В кротости и смирении предстаньте пред Богом. Просите о даровании вам благодати, чтобы каждый день вы могли слушать Господа и жить по Его воле, а не в угоду себе самим.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из Рим 12, 1-2: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
4 сентября
XXIII рядовое воскресенье
ПРИМИРИТЕСЬ
Иез 33, 7-9; Пс 95(94); Рим 13, 8-10; Мф 18, 15-20.
Евангелие:
Сегодняшнее чтение является частью известного екклесиологического учения Иисуса. Греческое слово «екклессия» (т.е. «церковь», «собрание верующих») встречается во всем Евангелии только дважды: здесь в 17 стихе и в Мф 16, 18.
Иисус сосредотачивается на взаимоотношениях между членами поместной церковной общины. Он знает о человеческих слабостях учеников и о наших слабостях. Может так случится, что один из наших собратьев-христиан согрешит против нас. Иисус дает нам практические советы относительно того, как вести себя в такой ситуации,. Первое, что мы должны сделать, это попытаться уладить конфликт с глазу на глаз. Если это поможет, и ваш брат или сестра увидят свой грех и раскаются, то вам непременно нужно от всего сердца простить обидчика. Тогда взаимоотношения восстановятся, и вам никого не нужно будет вовлекать в разрешение проблемы.
Если такой подход не решит вопроса, Иисус советует нам пригласить одного или двух свидетелей. Он даже цитирует стих из Втор 19, 15, где Бог говорит, что для доказательства требуется более одного свидетеля. На практическом уровне этот метод помогает анализировать наши собственные суждения о человеке или ситуации, поэтому важно выбирать людей, которые могут весьма объективно высказаться о предмете спора.
Если человек не признает, что согрешил, то нужно привлечь Церковь. Это третья возможность покаяния для заблудшей души. Если же и тогда не покается, то он более не считается членом церковной общины. Братское исправление было серьезной обязанностью в ранней Церкви и остается таковою по сей день.
В конце отрывка в ст. 19 и 20 Иисус дает два удивительных обещания. В первом Господь говорит, что будет присутствовать там, где мы соберемся во имя Его. Во втором Он заверяет, что, если двое христиан согласятся молиться о чем-то вместе, Бог не оставит их молитву без ответа. Через Свое живое присутствие в христианской общине Иисус вдохновляет нас молиться и принимать решения. Вот почему улаживание споров и предотвращение разделений в общине так важно.
Размышление:
Почему так значима роль Иисуса в исправлении грехов в церковной общине? Зачем нужно прощение? Как вы думаете, легко ли разрешать конфликты между христианами? Или вы предпочитаете их игнорировать? Почему это может быть пагубно для обеих сторон? Прочтите Рим 13, 8-10. Ниже приводится часть этого отрывка. Видите ли вы логическую связь между этими стихами, сегодняшним чтением из Евангелия и нашим отношением к людям, согрешающим против нас? «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди… заключаются в сем слове: “Люби ближнего твоего, как самого себя”. Любовь не делает ближнему зла…»
Молитва:
Молитва Господня напоминает нам, что прощение наших грехов зависит от нашей готовности простить тех, кто согрешил против нас. Молитесь, чтобы воля Божья осуществлялась в вашей жизни, и простите своих обидчиков.
Созерцание:
В Ин 17, 11 Иисус молится Отцу Небесному о том, чтобы Его ученики «были едино», как едины Они Сами. Подумайте о том, насколько важно единство для вашей поместной церковной общины и о роли прощения.
11 сентября
XXIV рядовое воскресенье
СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ?
Сир 27, 30 - 28, 7; Пс 103(102); Рим 14, 7-9; Мф 18, 21-35.
Евангелие:
Иисус продолжает говорить о прощении. Петр хочет знать, каковы же границы прощения. Поэтому он спрашивает, сколько раз нужно прощать брата, продолжающего согрешать против нас. До семи ли раз? Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз»! Эти слова нужно понимать не буквально, а как иллюстрацию к щедрости духа. Фактически Иисус советует нам не считать, а продолжать прощать. Чтобы глубже раскрыть Свою мысль, Иисус рассказывает притчу о рабе, который задолжал царю так много денег, что не мог вернуть их. Он падает ниц перед своим повелителем, умоляет о милосердии, и ему все прощается. Весь список долгов просто стирается, и рабу дается возможность начать новую жизнь.
Но история на этом не заканчивается. Этот раб находит другого раба, который, в свою очередь, был должен ему немного денег. И вместо того, чтобы проявить милосердие, он поступает совершенно противоположно: требует немедленного возвращения всей суммы долга и для острастки бросает несчастного в тюрьму. Услышав о его поступке, разгневанный царь возобновляет долг неблагодарного слуги и тоже отправляет его в тюрьму.
Мы все похожи на раба, которому простился такой огромный долг, что сам он никогда не расплатился бы. Если мы не прощаем тех, кто согрешает против нас порой намного меньше, чем грешим мы сами, то в свое время нам придется ответить за это на суде Божьем (ст. 35). Как христиане мы должны быть готовы простить наших братьев-христиан еще до того, как они согрешат против нас. Так мы являем всему миру Божью любовь и прощение. Без взаимного прощения наша церковная община не дает убедительного свидетельства веры.
Размышление:
О каких качествах Бога говорит нам эта притча? Понимаете ли вы в полной мере, какое великое милосердие проявил к нам Бог, простив нам непомерный груз наших долгов – совершенных нами грехов? Пробуждает ли это в вас желание прощать других людей? В притче царь просто аннулировал долг, но Бог избрал другой способ преодоления наших грехов. Каким образом был оплачен наш долг? А как мы отвечаем Богу?
Молитва:
Сегодня большинство людей игнорирует грех или находит ему оправдание. А как вы относитесь к вашим грехам? Бог призывает нас к святости. Помолитесь словами 50 псалма и исповедуйте ваши грехи милосердному Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над чудесными обетованиями 102 псалма: «Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа над боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши».
18 сентября
XXV рядовое воскресенье
ДОБРЫЙ ХОЗЯИН
Ис 55, 6-9; Пс 145(144); Флп 1, 20-24. 27; Мф 20, 1-16.
Евангелие:
В этой притче Иисус открывает нам истину о Боге и Его Царствии. Как и в других притчах, Господь здесь хозяин, а виноградник - Его Царство. В разное время дня Он нанимает работников для виноградника. Возможно, нанятые последними были из тех, кого другой хозяин и не нанял бы. Но, к общему удивлению, все получили одинаковую плату: и те, кто напряженно трудился 12 часов, и те, кто проработал всего час.
«Плата» или награда – это обетование завета Божьего, т.е. вечная жизнь пред лицем Божьим. Ее обретают не в награду за служение, а как дар Божий. Бог не отмеряет Свою любовь и благодать так, что одни получают больше других. Он изливает Свои дары на тех, кого избирает. Истина в том, что каждый человек, включая и тех, кому выпала честь служить Богу, получает от Господа гораздо больше, чем заслуживает.
Размышление:
Что в притче говорится о подходе к служению Богу, гордыне и отношении к другим христианам? Завидуем ли мы? Хозяин нанял работников, которых никто не хотел нанимать. Чему это учит нас? Какие качества Бога открывает нам притча?
Молитва:
Хозяин искал новых работников несколько раз за день, так как торопился собрать урожай. Иисус призывал учеников просить Бога послать работников на жатву. Молитесь о том, чтобы в Церкви было достаточно делателей для осуществления ее миссии. Спросите Господа, какой вклад могли бы внести вы в распространение Евангелия и воспитание учеников Христовых.
Созерцание:
Поразмышляйте над словами из Ис 55, 8-9: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
25 сентября
XXVI рядовое воскресенье
ИСТИННЫЕ СЛУЖИТЕЛИ
Иез 18, 25-28; Пс 25(24); Флп 2, 1-11; Мф 21, 28-32.
Евангелие:
Чтобы правильно понять сегодняшнюю притчу, нам нужно обратиться к тому, что происходило раньше в 21 главе Евангелия от Матфея. Она начинается с торжественного въезда в Иерусалим. Иисуса встреча ют как героя. Некоторые даже называют Его «Сыном Давидовым», долгожданным Мессией. Иисус приходит в Храм, изгоняет оттуда продающих и покупающих людей, переворачивает столы торговцев и менял. Не удивительно, что первосвященники и старейшины пожелали узнать, по какому праву Он делает это (ст. 23). Вместо ответа Господь ставит их в тупик вопросом об Иоанне Крестителе (ст. 25-27).
Он подкрепляет Свой вопрос притчей о двух сыновьях. Отец просит старшего сына пойти работать в виноградник. Сын вначале отказывается, но затем что-то происходит в его сердце, оно меняется, и он идет работать. Другой сын соглашается, но, на самом деле, не меняется ничего: он не выполняет просьбу отца. Религиозные вожди соглашаются с тем, что только первый сын исполнил волю отца. Тогда Господь говорит, что первый сын символизирует мытарей и блудниц.
Они отвергали призыв к служению Богу, но в их сердцах что-то менялось. Они приняли весть Иоанна и поверили в Иисуса.
При этом напрашивается шокирующий вывод: религиозные вожди, на самом деле, вели себя, как второй сын. Они создавали иллюзию религиозности, а, в действительности, не следовали воле Бога, отказываясь принять Его посланников. Сначала они отвергли Иоанна Крестителя, а теперь отвергали своего Мессию – Христа.
Размышление:
Эта притча побуждает нас еще раз присмотреться к нашим взаимоотношениям с Богом. Сказав Господу «да», продолжаем ли мы слушаться Его. Не происходит ли с нами так, что мы лишь делаем вид, что служим Богу, а на деле поступаем, как нам вздумается? Подумайте, какого служения ожидает от вас Бог в данный момент вашей жизни. Как вы ответите Ему? Что говорится в притче о Божьей благодати и нашем отношении к другим людям?
Молитва:
Ответьте Богу в молитве. Прекрасную молитву вы найдете в стихах из Пс 24, 5. 8. 9-10: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день... Господь… направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Все пути Господни милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».
Созерцание:
Прочтите Флп 2, 1-11. Поразмышляйте над замечательными словами Иисуса о смирении и величии в ст. 5-11. Задумайтесь о том, как вы можете ответить на наставления апостола Павла: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый о других».
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой
Господи, даруй нам Духа Святого
Очередное «Gaudeamus» разнеслось под сводами семинарии в этом году 8 сентября. Нашу радость пришли разделить преподаватели и гости семинарии. Ректор о. Петр Пытлованы поприветствовал от имени семинарии гостей, в том числе епископов Януша Калету и Хосе Луиса Мумбиелу Сиерру, представителей Греко-католической Церкви и других.
После вступительной речи ректор торжественно вручил студентам I философского курса зачетные книги. Это свидетельство академической принадлежности к семинарии в этом году получили два семинариста: Масыч Станислав (г. Уральск, Атырауская апостольская администратура) и Роман Репин (г. Алматы, Алматинская епархия).
Далее всем присутствующим был представлен доклад «Диалог культуры» (о. Збигнев Григорцевич), приуроченный к приближающейся годовщине визита Папы Иоанна Павла II в Казахстан. Торжественную атмосферу праздника «разбавляли» музыкальные композиции в исполнении Дубровского Вячеслава. Предоставляя слово епископам, о. Петр сказал: «Голос епископа в стенах семинарии – это голос Отца в семье». Напутственные слова епископов отражали заботу о семинарии и о нас самих, будущих священников той или иной епархии.
Во время молитвы на начало учебного года, мы все вместе взывали: «Господи, даруй нам Духа Святого», а епископ, распростерши над нами руки, молился: «Озари их разум Твоим светом и огнем Святого Духа зажги их сердца, чтобы они с воодушевлением постигали истину, по примеру Сына Твоего преуспевали в премудрости и любви».
Ведомые Христом – Добрым Пастырем и поддерживаемые воспитателями в смиренной надежде будем просить Божьего благословения на очередной год, приближающий нас к священническому служению.
Виталий Коресендович
Мариинский конгресс
«От Сердца Иисуса к сердцу Марии»
Мы прихожане прихода св. Иосифа г. Макинска с огромной радостью приняли приглашение принять участие в мариинском конгрессе. Собираясь в дорогу, мы даже не знали, как будем добираться до Петропавловска: не было ни автобусов, ни поездов, ни билетов на 9 человек. Но мы молились и с помощью Приснодевы Марии благополучно доехали до места назначения.
Приехав в Петропавловск, мы ранним утром вошли в храм, поклонились Иисусу Христу в Пресвятых Дарах и вместе с местными монахинями воспели утреннюю хвалу Богу.
В этом храме были нам представлены доклады, из которых мы узнали для себя много нового и интересного об истории этой церкви, которой исполнилось уже 100 лет, о почитании Сердца Иисусова и др. Затем был великолепный духовный концерт, направлявший наши мысли к Богу. Путь нашего паломничества не мог пройти и мимо храма Пресвятой Троицы. Здесь мы поклонились Господу, после чего отец-редемторист показал нам великолепные ясли. Мы смотрели на ясли, не отрывая глаз, и восхищались этими красивыми фигурами, напомнившими нам о рождении Иисуса Христа. Наше пребывание в Петропавловске увенчалось торжественным богослужением в честь Святейшего Сердца Иисусова, после которого мы продолжили свое паломничество.
Простившись со святилищем Сердца Иисуса, мы направились к сердцу Марии, царящему в с. Озерное. Эта незабываемая маленькая деревенька окружена степью и тишиной, в которой скрыта ее богатая история. Все вокруг буквально пропитано духовной благодатью и молитвами. Нас встретили очень тепло и сердечно о. Люциан и сестры, показавшие нам место для ночлега.
Программа была заполнена докладами о чудотворном медальоне, скапулярии, почитании Марии бл. Папой Иоанном Павлом II и бл. Терезой Калькуттской и о 12 звездах по всему миру. Первая звезда - Израиль, вторая - Рим, третья - с. Озерное. Двенадцать звезд это 12 алтарей для почитания Иисуса в Пресвятых дарах.
Благодаря докладам о различных чудесах Божьих, совершенных через Марию, мы подготовили свои сердца к полной самоотдаче непорочному сердцу Марии. Во время общих встреч, проводившихся о. Павлом, некоторые выходили вперед, чтобы засвидетельствовать о действии Бога в их жизнях по заступничеству Богоматери Марии. А вечером в процессии к статуе Приснодевы Марии с рыбами мы благодарили Богородицу за все непрестанно оказываемые нам милости. Кульминационным моментом паломничества стало обновление акта посвящения Казахстана и Средней Азии Пренепорочной Деве Марии в присутствии апостольского нунция Мигеля Маури Буэндии, архиепископа Томаша Пэты и епископов из Узбекистана, Караганды и Алматы.
Мы также посетили монастыри кармелиток и бенедиктинцев, которым очень благодарны за их служение нам и молитвы.
Возвращаясь домой, мы с преисполненными Божьей любовью сердцами делились друг с другом пережитой радостью и благодатью. Благодарим Бога, Марию и всех, кто участвовал в подготовке мариинского конгресса.
Прихожане прихода св. Иосифа г. Макинска
Бог спросил меня
Однажды Бог спросил меня: "Не забыл ли ты приготовить дар для другого?"
И добавил: "Я подарил тебе жизнь, весь этот мир, друзей, за тебя Я умер на кресте, и остался с тобой на земле. Я ежедневно согреваю тебя лучами своей любви. Ожидаю тебя в тишине Храма.
И каждый раз, когда ты приходишь ко Мне, когда думаешь обо Мне, когда смотришь на Меня, Я щедро одариваю тебя. А ты?
Что ты сегодня подарил Мне и другому человеку?"
Обиду, боль, леденящий взгляд, молчание вместо слов Ты не пришел на встречу со Мной, ты не заметил грусти в глазах другого человека, не протянул руки помощи, твоя улыбка не отразилась на лице близкого тебе человека.
Цветы в твоих руках увяли прежде, чем ты решился построить мост к сердцу другого. Сколько же всего было уничтожено тобой, сколько потерянных возможностей.
Ты прошел определенный отрезок жизни, но что осталось за твоей спиной?
Сколько любви ты посеял в этом мире?
- Увы, слишком мало.
"Но что, же мне теперь делать? - спросил я у Бога.
- Просто загляни в свое сердце, ведь оно может отражать Мою любовь. А Моя любовь умеет прощать, она оживляет все то, что давно уже увяло. Она полна бескорыстия. Всегда готова поддержать другого, умеет молчать, умеет говорить, умеет быть просто рядом, умеет дарить свое время, свою улыбку.
Только не забывай, что для этого всего, она должна отражаться в твоем сердце.
Просто пребудь со Мной, а Я пребуду с Тобой, наполняя тебя Собой!
Музыкальная молитва
В первое воскресенье августа в приходе Богоматери Неустанной Помощи в Уральске прошел концерт органной музыки. Произведения композиторов французской школы XVII – XIX вв. мастерски исполнил пианист, органист, выпускник лондонской Королевской академии музыки в Лондоне Константин Генсицкий.
Концерт состоялся после Мессы и традиционного поклонения, посвященного Святейшему Сердцу Иисуса. В этот день Церковь собрала людей разных конфессий, объединенных любовью к музыке. Перед началом органистка нашего прихода провела своего рода экскурс в историю органа и духовной музыки в целом. Этот величественный инструмент известен уже не одну сотню лет, но наибольшую популярность и развитие получил, конечно, в западно-христианской культуре. Имея огромный многоголосный диапазон звучания, орган намного превышает диапазон других классических инструментов и заслуженно именуется «королем».
Были исполнены произведения Леона Бёльмана, Луи Куперена, Александра Гильмана, Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. Самое яркое впечатление оставила нежная и воздушная «Молитва Богородице» из «Готической сюиты» Бёльмана. Это поистине музыкальная молитва к нашей Пресвятой Богоматери, которая трогает душу и возвышает.
Слушатели остались довольны концертом, что выражалось аплодисментами, которые не смолкали долгое время. Настоятель прихода о. Петер Сакмар поблагодарил собравшихся и выразил надежду на то, что это не последний концерт, и к Рождеству Константин подарит нам еще один подобный праздник духовной музыки.
Рай на земле
Как было бы прекрасно, если бы во всем мире люди разных конфессий жили бы так же дружно, уважая друг друга.
Вот уже более двух лет, как в Уральске построили это красивое здание. Многие прихожане называют это здание Церковью, но я называю его – Костел. Да, это прекрасное архитектурное сооружение отличается от других Церквей своей современностью, строгостью, от которой веет старой, доброй Европой. Внутри здания прекрасные фрески, окна оформлены мозаичным витражом, мраморные полы и алтарь, а когда звучит орган, то буквально замирает душа.
Я (по вероисповеданию) мусульманка, мой муж был католиком. После смерти мужа, перед нашим сыном встал выбор конфессии: в кого верить и как верить. Налегать на сына я не стала, думала, что каждый человек должен к этому прийти сам.
В 2010 г. мы впервые переступили порог Костела, и на первой же Мессе у моего сына на глаза навернулись слезы. Я поняла, что это его место, и он нашел то, что искал. В 2011 г. на великую Пасху он принял крещение и стал католиком. Теперь в нашей маленькой семье мирно живут две конфессии, и мы чтим традиции как мусульманства, так и католичества. Мы ничего не потеряли, мы только приобрели…
Я разговариваю на словацком языке, а сын усердно изучает казахский. Я держу Уразу, а сын – пост. Праздники в нашей семье лишь удвоились: Рамазан и Пасха, Рождество, 2 Новых года и Наурыз, на могилах дедушек и бабушек читаем молитвы на двух языках, в неделе у нас два великих дня – пятница и воскресенье. В нашей семье сплелись две кухни: Европы и Азии. Обязательными блюдами на нашем столе в пятницу – бесбармак и баурсаки, а в воскресенье – гуляш и лангоши. Как было бы прекрасно, если бы во всем мире люди разных конфессий жили бы так же дружно, уважая друг друга. Я во всем поддерживаю своего сына, хожу с ним на Мессы в Костел, меня тянет в этот храм спокойствия и веры. Здесь часто собираются прихожане, многие приходят грустные, озабоченные каждодневными проблемами, но уходят с сияющими лицами, полные надежд и чувства уверенности в себе и в своих силах.
В этом заслуга нашего о. Петера Сакмара, который на каждой Мессе затрагивает вопросы, волнующие каждого и всех. И стар, и млад прислушивается к его речам, от которых веет добротой и мудростью. О. Петер молод, но это не мешает каждому обратиться к нему с вопросом, который волнует его, и в ответ услышать мудрые слова, вселяющие надежду на то, что он на свете не один и, что Господь с ним Господь любящий и заботящийся о душах и мыслях людей. Каждый приходящий в Костел окружен теплом и заботой наших сестер Филиппы и Терезы. Именно они поддерживают уют в Костеле, заботятся о нем. От них веет добротой, заботой, а их улыбки озаряют все вокруг. Их ласковые руки всегда погладят по голове малыша или похлопают по плечу взрослого. Глядя на них, тоже хочется улыбнуться и свернуть горы, чтобы этот мир стал добрее, а люди счастливее.
Что мне нравится в Костеле? Это – забота отца Петера и сестер Филиппы и Терезы о подрастающем поколении. Дети окружены их вниманием каждый день в течении всего года. Спортивные игры, просмотр кинофильмов, беседы, катание на коньках зимой и на велосипеде летом, купание в водоемах, встречи с молодежью, игра на гитаре, летние лагеря – вот неполный перечень трудов священника, монахинь и волонтерки из Польши Агаты, которая обучает детей и взрослых английскому языку.
В Костеле работало много хороших людей: отцы Ян и Януш, сестры Зита и Криспина, волонтерка из Словакии Ева, но они разъехались по городам Казахстана, чтобы и далее приносить людям добро, сеять разумное. Без веры в Бога человек теряет свою сущность, без доброты – душу, без общения он становится злым и одиноким. Так что же мешает человеку стать милосерднее, добрее и приобрести настоящих друзей? Я думаю, и со мной согласятся прихожане Костела, что это счастье приходить в обитель души, добра, душевной теплоты и спокойствия. Здесь каждому открыты двери, здесь вас встретят с улыбкой, здесь вам помогут обрести веру в Бога, здесь вас не оставят в трудную минуту и разделят с вами радость! Здесь вам всегда рады!
Роза Игильманова
Любите семью!
Довольно необычные реколлекции прошли в конце июня и в начале июля в приходе г. Щучинска астанинской архиепархии. Необычные потому, что предназначены они были исключительно для семейных пар, а главными их инициаторами стали не священники или монахини, а обычные миряне из польского движения «Свет и жизнь». Преодолев все личные страхи и препятствия, они отправились в далекую страну, чтобы поделиться личным опытом супружеских отношений с казахстанскими семьями.
Начать, наверное, нужно с того, что с о. Рафалом Ларом, который служит сегодня в Щучинске, мы познакомились в 2001 г., когда он был еще семинаристом. Потом мы встречались еще несколько раз, и так уж сложилось, что его личность особенно врезалась нам в память. Поэтому мы с большим волнением приняли известие о его решении отправиться на миссию. В тот год, девизом которого были слова: «Научите все народы», Юзек тогда твердо обещал себе внести какой-то вклад в миссионерское служение о. Рафала. Мы провели в своем районе специальную акцию с целью организовать сбор средств на строительство Церкви в Щучинске. А я начала подумывать: а не попробовать ли нам с мужем помочь отцу как-то иначе – прямо на месте. Но этом мысль поначалу немного пугала меня. И как раз тогда на собрании нашей общины мы услышали письмо другого польского миссионера, работающего в Казахстане – епископа Януша Калеты, который говорил о потребности в помощи мирян в миссионерской деятельности в этой стране. Причем речь шла о выезде на долгое время.
Наше нынешнее «приключение» с Казахстаном началось в августе в 2010 г., когда мы встречали наших дочерей, возвращавшихся из паломничества в Ченстохову. Из объявлений, размещенных на стенде в соседнем приходе, мы узнали о скорой встрече местного миссионерского кружка с о. Рафалом Ларом. И сегодня мы уже понимаем, что это не была случайность. На встречу, кроме нашей семьи, пришли преимущественно одни пенсионеры. Когда все закончилось, мы немного поговорили с о. Рафалом, который рассказал нам о том, как епископы Казахстана заботятся о воспитании семьи и защите жизни не родившихся детей.
И тогда где-то внутри нас обоих зажглась свеча: почему бы «Домашней Церкви» нашей епархии не помочь в этом Казахстану? Первой мыслью было пригласить казахстанские семьи к нам на летние реколлекции. Но Бог, видимо, хотел иначе. Нам довелось увидеться с о. Рафалом еще раз в нашем приходе. Потом он улетел обратно в Казахстан, а нас все не оставляла мысль о нуждах католических семей в Казахстане и о том, что наша встреча с миссионером не была случайной. Ведь, как любит говорил сам о. Лар, «случай – это мирское имя Бога».
О своих идеях мы рассказали на епархиальной встрече нашей общины «Домашней Церкви» и встретили понимание других участников. Потом была общенациональная встреча, где также поддержали наши замыслы. Итак, мы написали обо всем о. Рафалу. Уже тогда мы подумывали о том, чтобы поехать в Казахстан самим, но скорее отвергали эту мысль: как-никак, немалое расстояние и, к тому же, языковой барьер… Радостным открытием стало для нас то, что идея семейных реколлекций перекликается с девизом текущей душепастырской работы в Казахстане: оказалось, что здесь как раз идет Год Марии, и одно из молитвенных намерений этого года касается святости семей.
Живой интерес к нашей идее, проявленный астанинским митрополитом, мы восприняли как голос Церкви и, как следствие, голос Божий.
При приходе в Щучинске, где служит настоятелем о. Рафал, имеется реколлекционный дом, расположенный рядом с местной курортной зоной. Вокруг здесь озера и горы – просто прекрасное место для семейных реколлекций.
Наконец, все определилось: с 24 июня по 9 июля в Щучинске пройдут два пятидневных реколлекционных курса.
Кроме того, мы решили, что для построения общины и представления семьям в Казахстане предложения Домашней Церкви необходимо участие в реколлекциях диаконии, состоящей, по крайне мере, из трех супружеских пар. И мы нашли тех, кто согласился ехать с нами. Это были Божена и Богдан Худзики, которые проводят у нас, в Конякове, семейные евангелизационные реколлекции с дополнительными элементами (драмами в качестве введения в тему дня), и Ева и Конрад Грабарчики, которые вот уже много лет проводят реколлекции о диалоге в браке и одновременно являются прекрасным примером супружеской любви.
Кроме того, с нами поехала Бася Енчинска, студентка русской филологии, прошедшая основную формацию в Оазисе. Она была нашей переводчицей и своей игрой на гитаре обеспечила музыкальное сопровождение реколлекций. Предложение поехать с нами Бася восприняла как исполнение мечты, потому что выбрала направление учебы именно с мыслью о миссиях…
Мы с мужем решили также взять с собой нашу младшую дочь, 12-летнюю Каролину.
Меня лично пугало различие в языке и музыке, которая все-таки очень важна для полноценного и глубокого участия в литургии. Но Бог в молитве и событиях повседневности дал всем нам знать, что это Его дело, и помог нам преодолеть все страхи и препятствия.
Иоанн Павел II в своей проповеди на площади Матери-Родины в Казахстане в 2001 г. сказал собравшимся: «Любите семью! Защищайте и поддерживайте ее как основную ячейку человеческого сообщества, укрепляйте ее как главное святилище жизни. Заботьтесь о подготовке будущих супругов, будьте рядом с молодоженами, чтобы они могли быть для своих детей и всего общества ярким свидетельством люби Божьей». С подачи о. Рафала эти слова стали девизом нашей поездки, и мы нашли их на стенде, установленном рядом с реколлекционным домом в Щучинске.
25 июня мы приняли участие в торжестве Тела и Крови Христовых и смогли полюбоваться прекрасной природой Борового и Щучинска. Первый курс реколлекций начался в понедельник. В нем участвовала одна семья из Щучинска и три семьи из других приходов. При первом же знакомстве мы поняли, что языковой барьер не будет проблемой. Преодолеть его нам помогали о. Рафал, Бася и сестры Вероника, Бенита и Артурис. Кроме того, монахини оказали нам неоценимую помощь в присмотре за детьми, подготовке литургии, музыкального сопровождения и украшении Часовни в соответствии с темой дня. И вообще, они обогащали всех нас своей открытостью, радостью и улыбкой. Нам помогала также группа местной молодежи, готовившая к теме каждого дня сценки, которые разыгрывались во время конференций. Особую благодарность заслуживает, конечно же, наш модератор о. Рафал, который буквально сыпал шутками, с готовностью следовал внушениям Духа Святого, делился собственным опытом и давал настоящее свидетельство о Боге.
В первый же день после знакомства мы вместе помолились о дарах Святого Духа, после чего о. Рафал объяснил участникам значение горящей свечи. Каждый новый день мы начинали с зажжения этой свечи и утрени. Затем был завтрак, конференция со сценкой и свидетельством одной из польских семей, работа в группах, поклонение Святым Дарам (которое проходит в Щучинске перед каждой св. Мессой), св. Месса, обед, время для семьи, а затем опять занятия. А вечером перед сном мы молились вместе с детьми и исполняли мариинский антифон на латыни. И, конечно же, в течение всех этих дней мы часто призывали помощь Духа Святого. Уже после первой конференции все мы отчетливо ощущали Его действие. Очень скоро мы стали одной семьей со всеми участниками реколлекций. Огромную радость нам доставил приезд архиепископа Томаша Пэты.
Многое всем дала работа в группах. Перед отъездом нам говорили, что люди на Востоке неохотно говорят о себе и с трудом открываются друг другу, но, благодарение Богу, все оказалось совсем иначе. По прочтении отрывка из Библии участники в кружках делились своими сугубо личными переживаниями и опытом действия Бога в их жизни. Благодаря этому все мы стали даром друг для друга…
Особенным моментом реколлекций был супружеский диалог, к которому нас подготовили Эва и Конрад. Проходил он в садике при реколлекционном доме под звуки создававшей соответствующее настроение музыки. У каждой пары был свой столик, на котором стояла зажженная свеча. Большим благословением для всех стало совместное поклонение супругов Святым Дарам, когда каждый вслух благодарил Бога за свою жену или своего мужа, за их достоинства и просто за то, что они есть, а потом тихо прося у супруги или супруга прощения. Мы видели, как Бог в течение реколлекций приближал пары к Себе, как они брали друг друга за руки и обнимали их как своих детей, которые тоже радовались этому времени. Глубокое действие Господа открылось во всей полноте во время часа свидетельств, когда каждого участника попросили кратко поделиться тем, что он пережил за эти дни. Это были искренние свидетельства, которые потрясали буквально реальным присутствием Бога здесь и сейчас. Затем все приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя.
Во время св. Мессы участники обновили брачные обеты, и о. Рафал благословил каждого лично на дальнейшее несение света, вручив каждой паре по свече. Так незаметно пролетели дни первых реколлекций, и после агапы участники разъехались по домам, а у нас появилось немного времени для отдыха и подготовки к следующему курсу.
В воскресенье, 3 июля, мы смогли побывать в Озерном, где как раз проходил мариинский конгресс и встреча епископов Средней Азии. А когда мы вернулись в Щучинск, начался второй курс реколлекций, в которых приняли участие так же четыре пары. И эти семьи на завершение курса решили принять Иисуса как своего Господа и Спасителя.
На этот раз архиепископ Томаш Пэта приехал в последний день упражнений, чтобы отслужить св. Мессу на завершение реколлекций. О. Рафал предложил участникам дать свое свидетельство во время этого богослужения. И, хотя я лично опасалась, что они откажутся делать это в присутствии митрополита, каждый из них рассказал о том, как в течение этих дней они ощутили любовь Божью и действие Святого Духа. Мы особенно радовались, когда говорившие указывали на конкретные моменты реколлекций, ставшие для них переломными, и благодарили нас за наш приезд. Архиепископ лично благословлял пары, повязывая им руки столой с символикой «Домашней Церкви» и с интересом слушая супругов, своими словами обновляющих венчальные обещания супружеской любви и верности. Нас тоже глубоко тронул этот момент. В заключение митрополит вручил каждой семье, а также Басе и монахиням свет – символ Христа, чтобы мы несли этот свет в свое окружение.
Не меньшую радость мы испытывали и во время торжественной агапы. Его высокопреосвященство лично поблагодарил всех, кто приехал, чтобы провести эти реколлекции, и вручил им подарки. Семьи из Польши получили альбомы о визите Папы Иоанна Павла II в Казахстан со словами пожеланий от митрополита. Кроме того, архиепископ выразил уверенность в том, что эти упражнения были делом Марии. В этом мы увидели особое знамение для нас, потому что Непорочная является покровительницей Движения «Свет-Жизнь». Митрополит сообщил нам также о своем решении назначить о. Рафала Лара епархиальным модератором «Домашней Церкви».
Это было особое время для нас. Еще никогда мы так отчетливо не ощущали любви Бога и радости служения Ему и братьям. Благодарим Тебя, Господи, за эти дни и за призвание служить ближним! А по дороге домой нас ждал еще один приятный сюрприз: одна их супружеских пар, участвовавших в первом туре реколлекций, проехала 80 км до Астаны, чтобы ночью быть в аэропорту и проститься с нами.
Пусть Бог хранит Церковь в Казахстане, все семьи этой страны и работающих здесь священников и монахинь!
Габриэла и Юзеф Собчики
Некоторые участники согласились поделиться с читателями нашей газеты своими впечатлениями
Виталий, Оксана и Кристина:
Мы благодарны Богу за то, что Он дал нам такую прекрасную возможность открыть для себя понятие реколлекций. Мы, действительно, очистились духовно, обогатились, стали лучше относиться друг к другу. Спасибо Господу за встречу с такими прекрасными людьми, как Богдан и Божена, Габриэла и Юзеф, Эва и Конрад, Бася и Каролина, о. Рафал и сестры! Живите счастливо, долго и с благословением Божьим! Приезжайте к нам еще и еще! Пусть в ваших душах и семьях всегда царит мир и взаимопонимание! Всегда с вами!
Без подписи :
Здесь нам хотелось бы поделиться своими чувствами, эмоциями, своей любовью. Эти реколлекции серьезно изменили нашу жизнь, открыли нам глаза на нашу семейную жизнь, заставили взглянуть на нее с новой точки зрения. Мы увидели другими глазами Бога и Духа Святого. Теперь мы чувствуем Его и принимаем в свои сердца, в свои души и видим то, чего раньше не видели, не замечали в другом человеке. Благодарим Бога и Духа Святого за то, что Он дал нам встретиться с этими людьми, с о. Рафалом. Надеемся, что не в последний раз мы встретились с этим священником, и если такие реколлекции будут проводиться еще, то мы обязательно примем участие в них. Большое спасибо организаторам за все! Пусть Бог хранит их и их семьи. Пусть дает нам больше семей, которые будут делиться своим примером и жизненным опытом. Дух Святой соделал великое в их жизни. Спасибо вам за все, за то, что вы встретились нам на нашем пути.
Епархия в Алматы
Встреча с благодетелями
15 августа, в торжество Успения Пресвятой Богородицы, нам представилась особая возможность поприветствовать в нашем приходе дорогих нам гостей из США – кардинала Теодора МакКаррика и господина Патрика Маркея, ответственных за дела организации Конференции католических епископов США, которая оказывает поддержку нуждающимся общинам католиков по всему миру.
Я впервые встречался с кардиналом МакКарриком и господином Маркеем, а потому вполне понятно то волнение, которое я при этом ощущал. Тем большей была моя радость, когда я обнаружил, что наши гости очень приятные, дружелюбные и смиренные люди, приехавшие для того, чтобы узнать, как еще они могут помочь Церкви в Казахстане. Мы провели вместе несколько часов.
В Капшагай гости приехали утром вместе с о. Карлосом Лаозом Замаррой, представляющим епископа Хосе Луиса Мумбиелу Сиерру, который на тот момент находился на Всемирной встрече молодежи в Мадриде. Кроме того, мы с радостью приветствовали в нашем приходе друзей из прихода г. Шымкента – о. Хосе Луиса Лопеса и работающих там монахинь из конгрегации Служительниц Господа и Матарской Приснодевы.
Сначала гости познакомились с деятельностью Очагов Приснодевы Марии Евхаристии, работающих при нашем приходе благодаря самоотверженным стараниям предыдущего настоятеля о. Массимо Унгари. Это прекрасное начинание направлено на помощь детям из неблагополучных семей, а также молодым людям и женщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Благодаря жертвенному служению помощников и нашим благодетелям Очаги работают на протяжении вот уже двенадцати лет и, несмотря на все трудности, приносят прекрасные плоды в жизни детей и молодежи, которые могут расти и развиваться под покровом Приснодевы Марии, внимательной опекой св. Иосифа и руководством Господа нашего Иисуса Христа. Наши гости уже много лет поддерживают это дело Марии, а в нынешнем году оказали нам особенную помощь, и мы очень рады, что смогли показать им то, что уже удалось сделать благодаря их неоценимому содействию.
После знакомства с жизнью Очагов мы все вместе собрались на молитве св. розария в приходском храме. В св. Мессе, несмотря на рабочий день, приняло участие немалое число наших прихожан, детей, молодежи и воспитателей Очагов. Кардинал МакКаррика в своей проповеди напомнил нам о любви Божьей, нашедшей свое отражение и в торжестве Успения Богородицы, которое показывает нам, что Бог приготовил для всех Своих детей. Св. Месса с его высокопреосвященством для всех нас стала большим даром и источником огромной радости особенно потому, что во время молитвы ясно ощущалось его смирение и любовь к человеку.
После св. Мессы мы поблагодарили гостей и всех, кто помогает нам через их организацию, за огромную и безотказную помощь. Затем кардинал МакКаррик и господин Маркей посетили наш дом для студентов «Караваджо», который служит молодежи, учащейся в колледжах и университетах Алматы. К сожалению, именно в тот момент мы обнаружили, что в доме произошла авария, и он наполовину залит водой. С одной стороны, нам было неудобно перед гостями, но с другой, они смогли увидеть собственными глазами, с какими неожиданными и неприятными проблемами нам приходится сталкиваться в нашем служении. После короткого посещения общежития гости продолжили свою рабочую поездку по епархии.
Мы очень благодарны за эту встречу и рады тому, что смогли встретиться с нашими благодетелями не только в деловой беседе, но, в первую очередь, в молитве и дружеском общении. В заключение мы сердечно пригласили их посетить наш приход и в следующем году, на что они с веселой улыбкой ответили, что, если позволит здоровье, то с радостью приедут.
В нашем приходе и в Очагах мы продолжаем жить повседневной жизнью и служить, но ежедневно помним в своих молитвах о наших дорогих гостях и всех благодетелях.
О. Ондрей Славик
Архиепархия в Астане
Счастливая семья
В Астане с 10 по 12 июня прошли очередные курсы естественного планирования семьи. По приглашению Центра культуры и диалога им. Иоанна Павла II их провели Галина Масленникова, семейный психотерапевт из Московского епархиального центра семьи, и Людмила Баракова, врач-гинеколог из Санкт-Петербурга. В курсах приняло участие около 30 человек. Целью данных занятий было не только разъяснение методики ЕПС, но и подготовка людей, которые могли бы в будущем распространять ее в своих приходах и в своем окружении. Ниже мы помещаем свидетельство молодой супружеской пары из Костаная.
Познание начинается с вопросов. Мой первый вопрос звучал так: «Что такое естественное планирование семьи?» Я спрашивала у знакомых, пыталась ответить на этот вопрос сама, но мои попытки были безуспешны. Я отпустила эту ситуацию, но в моей голове рождались все новые и новые вопросы. И как же я была удивлена, когда настоятель нашей церкви в Костанае о. Гжегож Чубак спросил, не хотела бы я поехать на курсы по естественному планированию семьи? Я сказала, нет, я просто воскликнула: «Да!… Спасибо Господь, за то, что Ты дал нам с мужем эти вопросы и эти размышления и что даешь нам возможность ответить на них, ответить посредством курса по естественному планированию семьи…».
В Астану мы ехали с волнением и радостью: ведь это был новый поворот в нашей жизни. И она приобретает смысл, наполняется смыслом супружеская жизнь. И с каждым днем обучения вместе с квалифицированными преподавателями Бараковой Людмилой и Масленниковой Галиной мы познавали всю глубину супружеских отношений и поднимались все выше к нашей цели – к БОЖЬЕМУ ЗАМЫСЛУ СЕМЬИ.
Самая главная цель нашей супружеской жизни – любить и быть любимым. Любовь – это первое, это начало естественного планирования семьи. Но мы чувствовали пустоту, в нас не было единства. Что могло связать наши души? И только на курсах мы узнали, к чему нам нужно стремиться, чтобы обрести супружеское счастье: к Богу, Который есть любовь, Который есть единство личностей.
Наш брак по замыслу Бога – это неразрывность, это соединение двух сердец, соединение наших тел. На курсах мы узнали, что в супружеской близости мы отдаем друг другу не только все свое духовное и телесное богатство, но, прежде всего, одариваем друг друга той плодной любовью, которую получили от Иисуса. Для нас было важным понять роль Иисуса в нашей жизни, ведь Он объединяет нас в любви и приводит к созданию новой человеческой жизни. И мы чувствуем ответственность за дарование новой жизни. И поэтому рождение детей для нас – это не просто естественное явление в супружеской жизни, а это замысел Божий.
В создании семьи по замыслу Божьему нам помогает карта плодности. Это инструмент нашей супружеской жизни, с поощью которого можно достичь гармонии в себе, гармонии в семье, гармонии с Богом. Теперь это стиль наших супружеских отношений, теперь мы разумно, с рассуждением подходим к деторождению, и теперь мы – свободная семья, свободная от страха незапланированного ребенка. Я не хочу убивать своих детей, лишать себя радости из-за страха лишиться близости с любимым человеком, сделать ее обыденной.
На курсах, посредством карты плодности я училась готовиться к супружеской близости заранее, как к празднику, даря мужу свое тепло, получая взамен его силу.
В данный момент мы с супругом не планируем увеличить состав своей семьи и, отмечая на карте плодные дни, воздерживаемся от близости, наполняя это время радостью ожидания, молитвой. В это время мы едины, мы чувствуем ответственность за планирование семьи и полноценное воспитание детей. И этот метод, стиль жизни мы можем передать своим детям, этому их никто не научит.
Господи, спасибо Тебе, за то, что Ты дал мне возможность посетить курсы, спасибо за это время, проведенное вместе с мужем, спасибо за познание своего человеческого достоинства, познание ответственности перед величайшим таинством, которое ты даровал человеку: зарождением новой жизни. Спасибо, Господи, за то, что Ты наполняешь нашу семью счастьем, наполняешь наши сердца любовью. Спасибо, Господи, за то, что Ты наполняешь мою жизнь жизнью.
Сергей и Юлия Оленберги