Вновь открыть для себя чувство священного, тайны реального присутствия Бога на Мессе призвал Папа Франциск в своей проповеди во время утренней Евхаристии в часовне Дома св. Марфы 10 февраля.
Первое чтение дня (3 Цар 8, 1-7. 9-13) рассказывает о богоявлении в дни царя Соломона, когда Господь снизошел на землю под видом облака, наполнившего храм Его величием. «Господь, – сказал понтифик, – обращается к Своему народу множеством различных способов: устами пророков и священников, через Св. Писание. Но в богоявлении Он говорит иначе, чем в слове. Это присутствие. Иное, более близкое и непосредственное присутствие. Его присутствие. Именно такое богоявление происходит и в литургии, – пояснил далее Папа. – Литургия – это не эффектное общественное мероприятие, не собрание верующих, решивших помолиться вместе. Это нечто иное. В ней присутствует Бог, но присутствует ближе. На Мессе присутствие Господне реально, буквально реально».
«Когда мы служим Мессу, то не делаем инсценировку Тайной вечери. Это не представление, а нечто иное. На самом деле, это и есть Тайная вечеря, повторное переживание страданий и искупительной смерти Господа. Это богоявление: Господь нисходит на алтарь, чтобы принести Себя в жертву Отцу за спасение мира. Мы часто слышим или сами говорим: "Сейчас не могу, иду на Мессу". На Мессу не ходят, в ней участвуют. Мы участвуем в этом богоявлении, тайне присутствия Господа среди нас».
«Ясли, крестный путь – это инсценировка, – говорил далее Папа Франциск. – Но Месса – это реальное воспоминание, богоявление. Бог приходит и пребывает с нами. А мы участвуем в тайне искупления. К сожалению, часто на Мессе мы поглядываем на часы, считаем минуты. Не такого отношения требует от нас литургия. Она – время Божье и Божье пространство, и мы должны погрузиться в Божье время и пространство, а не смотреть на часы».
«Литургия – это участие в тайне Божьей, и мы должны нырнуть в тайну и быть в ней. Я уверен, что вы все, например, пришли сюда, чтобы войти в тайну, но, возможно, кто-то скажет: "Мне нужно пойти на Мессу в Дом св. Марфы, потому что в туристическом проводнике по Риму сказано, что по утрам там бывает Папа" (смех). Итак, пусть все приходят и собираются здесь, чтобы войти в тайну. Вот литургия. Вот время Божье, пространство Божье, облако Божье, наполняющее всех нас».
Затем Папа вспомнил, как в детстве во время подготовки к первому св. причастию услышал песню об алтаре, который стерегут ангелы. Она помогла ему прочувствовать славу Божью, пространство Божье и Божье время. Однажды на катехизацию принесли гостии и сказали детям: «Посмотрите. Эти гостии – не такие, которые вы будете принимать. В них пока нет ничего особенного, но их пресуществят!» Служить литургию значит желать погрузиться в тайну Бога, в Его пространство, в Его время и довериться этой тайне».
«Сегодня нам нужно просить Господа, чтобы он всех нас одарил "чувством священного", которое позволит нам понять, что молитва дома, в церкви, розарий и другие прекрасные молитвы, крестный путь, чтение Библии – это одно, а Евхаристия – другое. Совершая ее, мы погружаемся в тайну Божью, в процесс, неподконтрольный нам: только Он – единственный, Он – слава, могущество, Он – все. Будем просить Господа об этой благодати: пусть Он научит нас погружаться в тайну Божью».
По мат. Ватиканского радио
«Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ср. 2 Кор 8, 9).
Дорогие братья и сестры!
По случаю приближающегося Великого поста мне хотелось бы предложить вам некоторые мысли в надежде, что они послужат нам подспорьем на нашем пути личного и общинного обращения. Для начала напомню высказывание св. Павла: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9). Апостол пишет христианам Коринфа, призывая их быть великодушными и помочь терпящим нужду иерусалимским верующим. Что говорят эти слова св. Павла нам, сегодняшним христианам? Что говорит сегодня нам призыв к нищете, к жизни, бедной в евангельском смысле?
Благодать Христова
Прежде всего, он говорит нам о стиле деяний Бога. Он являет Себя не в облачениях власти и богатства мира сего, а в слабости и нищете: «будучи богат, обнищал ради вас...». Христос, предвечный Сын Божий, равный Отцу в силе и славе, стал нищим, снизошел к нам и сблизился с каждым из нас, совлекся величия, «опустошился», чтобы во всем уподобиться нам (ср. Флп 2, 7; Евр 4, 15). О, великая тайна боговоплощения! И причина всему – божественная любовь, любовь, которая есть благодать, великодушие и желание близости и которая не колеблется принести себя в жертву ради любимых творений. Милосердие, любовь состоит в том, чтобы во всем разделить участь любимого. Любовь уподобляет, творит равенство, разрушает стены и уничтожает расстояния. И именно так Бог поступил с нами. Иисус действительно «человеческими Своими руками... трудился, человеческим разумом... мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил. Рожденный от Девы Марии, Он поистине стал одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» («Gaudium et spes», 22).
Став нищим, Иисус желал не самой нищеты как таковой, а, как говорит св. Павел, «дабы вы обогатились Его нищетою». И это не просто игра слов или эффектное изречение. Напротив, это синтез логики Божьей, логики любви, логики воплощения и креста. Бог не бросил нам спасение свыше, как милостыню, которую кто-то подает из своих излишков ради филантропического сострадания. Любовь Христа иная! Когда Иисус сошел в воды Иордана и принял крещение от Иоанна Крестителя, то сделал это не потому, что Ему требовалось покаяние и обращение; Он сделал это, чтобы стать частью человечества, нуждающегося в прощении, одним из нас, грешных, и взвалить на себя бремя наших грехов. Вот путь, который Он избрал, чтобы утешить нас, спасти и освободить от нашего убожества. Поразительно это утверждение апостола: мы освобождены не богатством Иисуса, а «Его нищетою». И все же св. Павел прекрасно осознает «неисследимое богатство Христа» (Еф 3, 8), «наследника всего» (Евр 1, 2).
Так что же это за нищета, которой Христос освобождает и обогащает нас? Это Его манера любить нас, быть рядом с нами, как добрый самаритянин, который подходит к полумертвому человеку, брошенному всеми на обочине дороги (ср. Лк 10, 25 и далее). Истинную свободу, истинное спасение и истинное счастье нам дает Его любовь, проникнутая состраданием, нежностью и солидарностью с нами. Обогащающая нас нищета Христа состоит именно в том, что Он стал плотью и взял на Себя наши слабости и грехи, дав нам бесконечное милосердие Божье. Нищета Христа – величайшее богатство: богатство Иисуса – это Его безграничное упование на Бога Отца, с которым Он каждое мгновение вверяется Ему, всегда желая только Его воли и славы. Иисус богат так же, как ребенок, который чувствует, что отец и мать любят его, и ни на миг не сомневается в их любви и нежности. Богатство Иисуса коренится в том, что Он – Сын; Его уникальные отношения с Отцом – исключительная прерогатива этого нищего Мессии. Когда Иисус призывает нас взять на себя Его «легкое бремя», то тем самым Он предлагает нам обогатиться Своей «богатой нищетой» и «нищим богатством», приобщиться к Его сыновнему и братскому духу и превратиться в детей в Сыне, в братьев и сестер в первородном Брате (ср. Рим 8, 29).
Говорят, что единственное настоящее несчастье – не быть святым (Л. Блуа); а мы могли бы добавить, что есть только одно настоящее убожество: не жить, как дети Бога и братья и сестры Христа.
Наше свидетельство
Нам может казаться, что это «путь» нищеты был предназначен Иисусу, а мы, пришедшие на землю после Него, можем спасти мир адекватными человеческими средствами. Но это не так. Во все времена и повсюду Бог продолжает спасать людей и мир нищетой Христа, Который становится нищим в таинствах, в слове и в Своей Церкви – народе нищих. Богатство Божье нисходит не посредством нашего богатства, а всегда и только посредством нашей личной и общинной нищеты, животворимой Духом Христовым.
Мы, христиане, призваны, подражая нашему Учителю, видеть убожество наших братьев и сестер, прочувствовать его, взвалить на себя и постараться конкретными мерами его облегчить. Ведь убожество – это не то же самое, что нищета: убожество – это нищета без упования, без поддержки и без надежды. Есть три типа убожества: материальное, нравственное и духовное. Материальное убожество – это, что мы обычно называем нищетой; оно является уделом тех, кто живет в условиях, недостойных человеческой личности: людей, лишенных фундаментальных прав и предметов первой необходимости, таких как пища, вода, средства гигиены, работа и возможность развития и культурного роста. В ответ на такое убожество Церковь предлагает свое служение, свою диаконию, направленную на удовлетворение данных потребностей, чтобы исцелить эти раны, уродующие лицо человечества. В бедных и отверженных мы видим лик Христа; любя их и помогая им, мы любим Его и служим Ему. Кроме того, мы прилагаем усилия, чтобы найти путь к прекращению попирания человеческого достоинства, дискриминации и эксплуатации, которые так часто и становятся причиной убожества, когда власть, роскошь и деньги превращаются в идолы и становятся важнее справедливого распределения благ. Вот почему наша совесть должна обратиться к справедливости, равенству, скромности и солидарности.
Не менее тревожно нравственное убожество, состоящее в рабстве пороку и греху. Сколько семей страдает из-за того, что один из их членов, и зачастую молодой, попал в зависимость от алкоголя, наркотиков, азартных игр или порнографии! Сколько людей лишилось смысла жизни, перспектив на будущее и надежды! А сколько загнано в такое убожество социальной несправедливостью, безработицей, отнимающей у них самоуважение кормильцев семьи, отсутствием равного права на образование и здравоохранение. В подобных случаях нравственное убожество можно вполне назвать медленным самоубийством. Данный тип убожества, который к тому же ведет к финансовому краху, всегда связан с духовным убожеством, которое поражает нас, когда мы отдаляемся от Бога и отвергаем Его любовь. Если мы думаем, что не нуждаемся в Нем, протягивающем во Христе нам руку, потому что, как нам кажется, способны справиться со всем своими силами, то мы становимся на путь к провалу. Бог – единственный, кто поистине спасает и освобождает.
Евангелие – вот настоящее противоядие от духовного убожества: христианин, в каком бы окружении он ни оказался, призван провозглашать освобождающую весть о том, что есть прощение за совершенное зло, что Бог намного выше нашего греха, что Он любит нас бескорыстно и всегда и что мы были сотворены для общения и вечной жизни. Господь желает, чтобы мы с радостью распространяли эту весть о милосердии и надежде! Сколь же прекрасно ощущение радости нести эту благую весть, делиться вверенным нам сокровищем, утешать измученные сердца и давать надежду братьям и сестрам, поглощенным пустотой! Это значит следовать за Иисусом и подражать Ему, с безмерной любовью искавшему нищих и грешных, как пастырь ищет пропавшую овцу. Соединившись с Ним, мы можем смело находить новые пути евангелизации и помощи человеку.
Дорогие братья и сестры, пусть это время Великого поста застанет всю Церковь готовой и пылающей желанием провозгласить всем погрязшим в материальном, нравственном и духовном убожестве Евангелие, суть которого заключена в вести о любви милосердного Отца, жаждущего обнять во Христе каждого человека. Мы можем нести такое благовестие в той степени, в какой уподобились Христу, обнищавшему и обогатившему нас Своей нищетой. Великий пост – это хорошее время для освобождения, и нам следовало бы спросить себя, от чего мы можем отказаться, чтобы обогатить других своей нищетой. Не будем забывать, что настоящая нищета причиняет боль: освобождение неистинно без покаянного измерения. Я не верю в милостыню, которая нам ничего не стоит и не ранит.
Так пусть же Дух Святой, действием Которого «мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор 6, 10), поддерживает наши намерения и обостряет наше внимание и ощущение ответственности перед лицом человеческого убожества, чтобы мы были милосердны и несли милосердие. С таким пожеланием заверяю вас в своей молитве обо всех верующих. Пусть каждая церковная община плодотворно пройдет путь Великого поста. Прошу и вас молиться обо мне. Да благословит вас Господь и да хранит вас Приснодева.
Праздник св. Стефана, дьякона и первомученика.
Верховного понтифика Франциска
Святой Августин как всегда метко и лаконично говорит: «От создавшего тебя не отвращайся даже к себе». Когда человек думает, что найдет себя, если уйдет от Бога, его жизнь рушится (ср. Лк 15, 11-24). Начало спасения – это открытие кого-то, кто предшествовал мне, первоначального дара, который утверждает и хранит жизнь. Лишь при условии такого открытия истока и признания его мы можем обратиться, чтобы спасение действовало в нас и делало результативной нашу жизнь, изобилующую добрыми плодами. Спасение через веру состоит в том, чтобы на первое место ставить Божий дар, как лаконично выразился святой Павел: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2, 8).
20. Новая логика веры зиждется на Христе. Вера во Христа спасает нас, потому что в Нем жизнь всецело открывается Любви, которая предваряет и внутренне меняет нас, действуя в нас и с нами. Эта мысль особенно ясно проявляется в толковании апостола народов на отрывок из Второзакония, раскрывающем глубочайшую динамику Ветхого Завета. Моисей говорит народу, что заповедь Божья не недоступна и не далека для человека. Нет смысла спрашивать: «Кто взошел бы на небо и принес бы ее нам?» или «Кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам?» (ср. Втор 30, 11-14). Эту близость слова Божьего святой Павел истолковал как указание на присутствие Христа в христианине: «Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим 10, 6-7). Христос сошел на землю и воскрес из мертвых; Сын Божий Своим Воплощением и Воскресением объял весь путь человека и действием Духа Святого поселился в наших сердцах. Вера знает, что Бог стал близок к нам, что Христос был дан нам как великий дар, который внутренне меняет нас, живет в нас и таким образом дарует нам свет, освещающий начало и цель жизни, все странствие человека.
21. Так мы можем постичь новизну, к которой ведет нас вера. Верующий преображается Любовью, которой открывается в вере, и, когда он открывается этой даруемой ему Любви, его жизнь переливается через край. Святой Павел может сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20), и увещевать: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф 3, 17). «Я» верующего расширяется, чтобы в нем мог поселиться Другой, чтобы жить в Другом, чтобы в Его любви жизнь стала шире. Здесь мы видим действие Святого Духа. У христианина могут быть глаза Иисуса, Его чувства, Его сыновнее отношение, поскольку он разделяет Его Любовь, которая есть Дух. В этой любви он как бы обретает взгляд Иисуса. Без этого сообразования Ему в Любви, без присутствия Духа, изливающего ее в наши сердца (ср. Рим 5, 5), мы не можем исповедовать Иисуса Господом (ср. 1 Кор 12, 3).
Церковные формы веры
22. Так жизнь в вере становится церковной жизнью. Когда святой Павел пишет римским христианам о едином теле, которым во Христе являются все верующие, то увещевает их избегать гордыни, а, напротив, оценивать себя «по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим 12, 3). Верующий учится воспринимать себя с точки зрения веры, которую он исповедует. Образ Христа – это зеркало, в котором христианин видит законченный образ себя самого. И поскольку Христос объемлет собой всех верующих, составляющих Его тело, христианин понимает себя как члена этого тела, сущностно связанного со Христом и братьями узами веры. Образ тела не делает христианина простой частью некоего анонимного целого, простым элементом большого механизма, а скорее подчеркивает жизненное единство Христа с верующими и всех верующих друг с другом (ср. Рим 12, 4). Христиане представляют собой «одно» (ср. Гал 3, 28), нисколько не теряя при этом своей индивидуальности, и каждый, служа другим, еще более обретает себя самого. Теперь мы понимаем, почему вне этого тела, вне этого единства Церкви во Христе, вне этой Церкви, которая, по выражению Романо Гвардини, является «исторической носительницей всеобъемлющего взора Христова на мир», вера теряет свою «меру» и уже не находит свое равновесие, пространство, необходимое, чтобы поддерживать себя. вера обладает формой по необходимости церковной и исповедуется внутри тела Христова как конкретное общение верующих. В этом церковном пространстве она открывает каждого христианина на всех людей.
Vatican.va
КРЕДО, перевод с латинского Армана Нурланова
Продолжение следует
Я далек также от мысли, что от папского учительства следует ожидать окончательного или исчерпывающего заключения по всем проблемам, с которыми Церковь сталкивается в мире. Будет неправильно, если Папа примется подменять поместные епископаты в решении всех проблем, с которыми они сталкиваются на своих территориях. В этом смысле я сознаю необходимость насаждения благотворной «децентрализации».
17. Здесь мне хотелось бы лишь предложить некоторые мысли, которые могли бы побудить и направить всю Церковь на новый этап евангелизации, дышащий запалом и динамизмом. С этой целью я решил, отталкиваясь от учения догматической конституции «Lumen gentium», среди прочих тем особенно остановиться на следующих вопросах:
а) реформа Церкви в ее миссионерском исходе;
б) искушения в душепастырской работе;
в) Церковь как совокупность благовествующего народа Божьего;
г) проповедь и ее подготовка;
д) социальная адаптация бедных;
е) мир и социальный диалог;
ж) духовная мотивация миссионерского труда.
18. Кому-то может показаться, что я слишком подробно рассмотрел эти вопросы. Но мне хотелось не написать некий трактат, а всего лишь указать на важное практическое значение данных тем для современной миссии Церкви. Они помогают набросать определенный евангелизаторский стиль, который я прошу усвоить в любой осуществляемой деятельности. Тем самым в своих ежедневных усилиях мы сможем ответить на увещевание слова Божьего: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4, 4).
Глава I
Миссионерское преображение Церкви
19. Евангелизация – это исполнение миссионерской заповеди Иисуса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19-20). Эти стихи показывают нам тот момент, когда Воскресший послал Своих учеников проповедовать Евангелие всегда и всюду, чтобы вера в Него распространилась во всех уголках земли.
I. Церковь исхода
20. В слове Божьем постоянно ощущается та динамика «исхода», которую Бог хочет посеять в Своих верных. Авраам получает призвание выйти, чтобы переселиться в новую землю (ср. Быт 12, 1-3). Моисей слышит зов Божий: «пойди: Я пошлю тебя» (Исх 3, 10), и выводит народ к земле обетованной (ср. Исх 3, 17). Иеремии Господь говорит: «ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь» (Иер 1, 7). И сегодня в этом «идите Иисуса скрыты всегда новые поприща и задачи евангелизационной миссии Церкви, и все мы получили призвание к этому новому миссионерскому «исходу». Пусть каждый христианин и каждая община решит для себя, какой путь уготовал им Господь, но все мы должны принять это призвание: выйти из собственного комфорта и дерзнуть пойти на все периферии, где нужен свет Евангелия.
21. Радость Евангелия, наполняющая жизнь общины учеников – это миссионерская радость. Ее ощущают семьдесят два ученика, когда с ликованием возвращаются с миссии (ср. Лк 10, 17). Ее переживает Иисус, когда трепещет от восторга в Духе Святом и восхваляет Отца за то, что Его откровение достигает нищих и малых (ср. Лк 10, 21). Ее с изумлением испытывают первые адресаты проповеди апостолов, когда «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян 2, 6) в день Пятидесятницы. Эта радость – знамение того, что Евангелие возвещено и приносит свои плоды. Но она всегда проникнута динамикой исхода и дара, желанием выйти из себя, идти и сеять заново все дальше и дальше. «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того исшел» (Мк 1, 38 – по греческому тексту). Посеяв семя в одном месте, Иисус не задерживается здесь, чтобы получше разъяснить или сотворить еще знамений. Дух Святой побуждает Его выйти к другим селениям.
22. Слово таит в себе потенциал, который мы не можем предвидеть. Евангелие говорит о семени, которое, когда его посеют, растет само собой, даже когда земледелец спит (ср. Мк 4, 26-29). Церковь должна признавать эту неуправляемую свободу слова, действующего по-своему и самыми различными образами, которые могут превосходить наши ожидание и расстраивать наши схемы.
23. Близость Церкви с Иисусом – это близость общего странствия, и их общность «в сути своей есть общность миссионерская». Если Церковь хочет быть верна образцу Учителя, ей жизненно необходимо сегодня выйти и возвещать Евангелие всем, везде, в любых обстоятельствах, без промедлений, нерадения и страха. Радость Евангелия для всех людей без исключения. Так возвестил ангел вифлеемским пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк 2, 10). Книга Откровения говорит о «вечном Евангелии», которое должно быть благовествовано «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр 14, 6).
Предварять, вовлекаться, сопутствовать, плодоносить и праздновать
24. Церковь исхода – это община учеников-миссионеров, которые предваряют, вовлекаются, сопутствуют, плодоносят и празднуют. Евангелизирующая община чувствует, что Господь сделал первый шаг, предварил ее в любви (ср. 1 Ин 4, 10), и потому она способна идти вперед, без страха проявлять инициативу, выходить навстречу, искать далеких, идти на перекрестки дорог и звать изгоев. Эта община живет неутолимой жаждой нести милосердие – плод встречи с бесконечным милосердием Отца и силой ее распространения. Будем же смелее делать первый шаг! Такая смелость наделяет Церковь способностью «вовлекаться». Иисус умыл ноги Своим ученикам. Господь вовлекается и вовлекает Своих, опускаясь на колени перед другими, чтобы омыть их. А затем Он говорит Своим ученикам: «блаженны вы, когда исполняете» это (Ин 13, 17). Евангелизирующая община своими делами и поступками вовлекается в повседневность других, сокращает расстояние, идет на уничижение, если это необходимо, и вбирает человеческую жизнь, прикасаясь к плоти Христовой, страдающей в людях. Так благовестники пропитываются «запахом овец», и те слушают их голос. Тогда евангелизирующая община становится готовой «сопутствовать». Она сопутствует человечеству на всех его путях, даже самых трудных и длинных. Ей свойственны умение долго ждать и апостольская выдержка. Евангелизация во многом связана с терпением и не берет границы штурмом. Кроме того, евангелизирующая община, верная дару Господню, умеет также «плодоносить» и всегда заботится о плодах, потому что Иисус желает, чтобы она была плодотворной. Она ухаживает за пшеницей и не теряет равновесия из-за плевелов. Сеятель, видя проросший среди пшеницы сорняк, не раздражается и не паникует. Он находит способ сделать так, чтобы слово воплотилось в конкретную ситуацию и принесло плоды новой жизни, пусть даже они будут казаться несовершенными или неполными. Ученик способен отдать всю жизнь и ставить ее на карту вплоть до мученичества ради свидетельства об Иисусе Христе, но он мечтает не приобрести врагов, а о том, что слово было принято и явило свою освобождающую и обновляющую силу. Наконец, исполненная радости евангелизирующая община всегда умеет «праздновать». Она чествует и празднует каждую маленькую победу, каждое достижение благовествования. Ликующая евангелизация отражается в красоте литургии, которая одновременно является ее торжеством и источником нового жертвенного импульса.
II. Душепопечение и обращение
25. Мне известно, что сегодня подобные документы не вызывают такого же интереса, как в прежние времена, и быстро забываются. Но все же подчеркну, что то, о чем я пытаюсь здесь сказать, носит программный характер и имеет важные последствия. Надеюсь, что все общины приложат необходимые усилия, чтобы идти вперед по пути пастырского и миссионерского обращения, которое непременно должно изменить нынешнее положение дел. «Простого администрирования» уже недостаточно. Во всех частях земли нам следует добиться «перманентного состояния миссии».
26. Павел VI призывал к более широкому пониманию призыва к обновлению, чтобы каждому было ясно, что он адресован не только к отдельным людям, а ко всей Церкви. Вспомним эти знаменательные слова, не потерявшие своей убедительной силы: «Церковь должна все глубже сознавать себя, должна размышлять над присущей ей тайной... Из такого просвещенного и деятельного сознания родится спонтанное желание сравнить с идеальным образом Церкви, какой Христос ее видел, желал и возлюбил как Свою святую и непорочную супругу (ср. Еф 5, 27), и реальным сегодняшним обликом Церкви... Отсюда родится сильная и нетерпеливая жажда обновления, т.е. устранения недостатков, которые при внутреннем испытании совести обличает и выявляет это сознание, глядя в зеркало оставленного нам Христом образца – на Него Самого».
II Ватиканский собор понимал церковное обращение как готовность к постоянному реформированию себя из верности Иисусу Христу: «Всякое обновление Церкви состоит, по существу, в возросшей верности ее призванию... Христос призывает Церковь на пути ее странствования к тому непрестанному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным».
Vatican.va. КРЕДО, перевод А.Н.
Продолжение следует
В Неделю молитв о единстве христиан, которая в этом году прошла под девизом: «Неужели разделился Христос?», в Балхаше пять христианских общин встречались в надежде на единство и вместе молились о нем. Все началось в воскресенье, 18 января, в римско-католическом приходе св. Франциска в три часа пополудни. Настоятель о. Павол призвал всех словами св. апостола Павла к единству и поиску истоков, которые могут нас объединить при всем разнообразии нашего духовного служения и молитвы. Затем он подчеркнул, что все мы призваны сообща прославлять имя нашего Господа Иисуса Христа, а не разрывать Его своими раздорами, выпячиванием отличий и обоюдным непониманием. При всем нашем несходстве мы должны не упразднять крест Христов, а наполнять его взаимной любовью и таким единством подавать пример окружающим, чтобы и они любили друг друга.
Наша молитва продолжалась всю последующую неделю. Во вторник мы вновь встретились в римско-католическом храме. В среду собрались в церкви «Новая жизнь». В четверг увиделись в «Храме Бога Живого». А в пятницу смогли побыть вместе с братьями из церкви «Грейс».
Неделя молитв о единстве христиан завершилась или, лучше сказать, временно прервалась в нашем городе в субботу, 25 января, в праздник Обращения св. апостола Павла, в церкви «Храм Бога Живого». Представители каждой христианской общины с удовлетворением и радостью говорили о том, что после нескольких лет перерыва между нами возобновилось взаимное сотрудничество, и удалось, наконец, совершить общее дело во имя Христово, во славу Божью под водительством Духа Святого. Без единства христиан не возможно развитие общества, и не могут быть в изобилии приняты и усвоены благодати, которые Бог приготовил для нас. Кроме того, на встрече было также решено продолжать сотрудничество в молитве и стараться лучше узнавать друг друга, чтобы, в конце концов, написать прекрасную картину многообразия в единстве, и не только в Балхаше, но и по всему миру. Благодарение Богу за это время благодати и взаимной любви.
О. Павол Тондра, Балхаш
Карагандинская Епархия
Дух внезапно взметнулся,
плоть за ним не поспела,
Осталась там, где была.
И подступила боль.
Боль эта не утихнет,
пока не созреет тело
И не отыщет в духе пищу себе,
а не голод.
Боль любви – не мгновенье:
недели, месяцы, годы.
Речи мои немые –
корня сухого стон.
Содрана с губ помада.
В ошибке – истины всходы.
И все же засуху мира
не я ощущаю – Он.
Эти строки были написаны Иоанном Павлом II от лица Марии из Магдалы, той самой Магдалины, которая вместе с двумя другими Мариями прошла со Христом Его крестный путь по каменистой, выжженной солнцем дороге...
В октябре 1978 г. в двухтысячелетней истории папства произошло подлинное событие: на престол Св. Петра взошел восточноевропеец, славянин, поляк. Уже сам по себе этот факт был достаточной причиной для того гигантского интереса, который вызвал во всем мире первый поляк на троне епископа Рима. Но главное – то, что понтификат нового Папы год от года не ослаблял, а усиливал это интерес.
Загадочный возмутитель спокойствия, никого не оставлявший равнодушным к себе; человек, о котором говорили много, с волнением или холодностью, с благоговением или антипатией; человек, в течение 80 с лишним лет совершавший личное паломничество к тому месту, где он действительно хочет быть: наместник Петра и раб рабов Божьих и обычный земной человек Кароль Войтыла к концу своей жизни стал тем, о котором сказали: «...исторически он был над всем сущим: он представлял тип, поворотную точку и окончательную судьбу. Если бы не присутствие этого особенного человека в этот особенный момент, общая история могла бы быть другой».
Став папой, Иоанн Павел II стал знаком для всего, а не только католического мира. Знак виден всем, человека увидеть труднее. Но тот, кто хочет, может хотя бы попытаться. Не так давно вышла книга его стихов, которая еще раз напоминает нам о том, что в Иоанне Павле II жив Кароль Войтыла – известный всем и одновременно неведомый миру человек, который ходил по улицам Кракова и додумывал мысли, выраженные в его стихах. О нем – таком – мы узнаем не из газет и не из хроник римской курии. Потому что тот, кому свойственно сочинять стихи, одновременно уходит от всех и приходит к каждому; скрывает себя ото всех, но каждому открывает себя до конца.
Эта встреча – один на один, но не потому, что эта поэзия – для избранных. Вернее – да, она для избранных, потому что избраны мы все. «Вы более велики, – обращаясь к людям, писал Папа Кароль Войтыла, – вы более велики, чем позволяет вам представить мир последних лет».
Вначале, когда тебе говорят о том, что ты велик и избран, это ласкает слух, это изнутри приподнимает тебя, но лишь до того момента, когда ты начинаешь думать: «А почему, собственно, велик и для чего избран? И кто –Тот, Кто меня избрал»! Именно в этой точке к тебе подкрадывается страх. Ты начинаешь думать о том, насколько ты беспомощен, и как ненадежны те опоры, на которые ты привык полагаться в жизни. Это опыт всякого человека: каждого из нас, всех, кого мы знаем, и тех, кто незнакомцами ходит по улицам нашего города и улицам нашего мира. И только осознав этот страх внутри себя, человек Кароль Войтыла и Папа Римский Иоанн Павел II начал свое служение на престоле св. Петра словами: «Не бойтесь»!
Христос много раз обращался с этим призывом к людям, которых встречал. Он говорил это и апостолам, и Петру, и разным людям в разных обстоятельствах, и особенно – после Своего Воскресения. Он говорил: «Не бойтесь», потому что чувствовал, что люди боятся. Они боялись, когда иудеи заносили руку с камнем, чтобы побить Христа; боялись, когда Его взяли под стражу, а еще больше боялись, когда Он воскрес. Слова, которые произнес Христос, в первой же проповеди на площади св. Петра повторил новый Папа: «Не бойтесь»! Чего же мы не должны бояться? Для начала – правды о нас самих.
Если ты ищешь место, где боролся Иаков,
не устремляйся в Аравию, не ищи на картах ручей,
ты найдешь их гораздо ближе.
Только не противься: пусть в перспективе мысли
забрезжит свет предметов,
все теснее связанных мыслью в очень простые формы.
И образ не рассеется, но сгустится. Будь готов
ощутить его в себе, и ты сам превратишься в суть,
которой так необходимы тишина и одиночество –
возможное лишь в человеке,
ибо от одиночества не оторвет нас даже смерть.
Рассуждать об одиночестве имел полное моральное право человек, который еще ребенком потерял сестру, в 9 лет схоронил мать, в 18 – старшего брата, а в 21 – отца. Одиночество с детства преследовало этого человека точно так же, как одиночество охотится за нами, людьми XXI столетия. И все наши поступки и наши порывы – лишь вечное желание это одиночество преодолеть. Но только преодолеваем мы его, как умеем – борясь за свободу и права человека. Вот только свободу понимаем, как своеволие. А своеволие никогда не ведет к возрастанию человеческого счастья. На самом деле, своеволие сделало миллионы жизней более одинокими, живущими со своими правами, но мало с чем еще.
Таким образом, круг замыкается – человек освободился и обеспечил себе права, но почему-то вместе с правами получил патент на еще большее одиночество. Но Папа повторяет: «Не бойтесь! Не бойтесь сказать, что вы одиноки и вам нужен кто-то родной и близкий. Также не бойтесь Бога, напротив, скажите Ему вместе со мной: "Отче наш". Не бойтесь говорить ему: "Отче"! Более того, стремитесь быть совершенными, как Он, потому что Он совершенен». Казалось бы, все просто. Даже неверующему человеку не трудно сегодня теоретически объяснить, что существуют серьезные основания для убежденности в бытии Бога и Христа. Но колоссально трудно заставить поверить в связь между далеким надкосмическим Богом и маленькой частной человеческой жизнью. «Да, пусть Он есть, но мне-то что с того»? – вот вопрос, о который разбиваются самые блестящие проповеди и самые глубокие богословские лекции.
Ответ Папы Иоанна Павла II на этот вопрос можно не просто осознать, изучая энциклики, его можно ощутить, читая стихи и прозу Кароля Войтылы. С приходом этого человека на Св. Престол Церковь заговорила поэзией. Это странно и удивительно? Вовсе нет. О поэзии Церковь говорила всегда. «Где?» – спросите вы. В Символе веры: «Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли...». Творец – в греческом оригинале – ποιητης – «делатель, поэт». Или раскроем первую книгу Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое..., и произвела земля» (Быт 1, 11).
В IV в. св. Василий Великий так писал о возникновении мира: «Представь себе, что по малому речению холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения и, как бы сбросив с себя печальную и грустную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи растений».
Но, пожалуй, одно из самых красивых описаний сотворения мира предложил своим читателям христианский автор Клайв Льюис. В «Хронике Нарнии» Творец, являющийся в облике золотого сияющего льва, творит мир песней: «Далеко во тьме кто-то запел. Слов не было. Не было и мелодии. Был просто звук, невыразимо прекрасный. И тут случилось два чуда сразу. Во-первых, голосу стало вторить несметное множество голосов – уже не густых, а звонких, серебристых, высоких. Во-вторых, темноту пронзили бесчисленные звезды. Лев ходил взад и вперед по новому миру и пел новую песню. Она была мягче и торжественнее той, которой он создал звезды и солнце, она струилась, и из-под лап его словно струились зеленые потоки. Это росла трава. За несколько минут она покрыла подножье далеких гор, и только что созданный мир стал приветливее. Теперь в траве шелестел ветер. Вскоре на холмах появились пятна вереска, в долине – какие-то зеленые точки, нет, уже палочки, а на них – короткие шипы, которые росли очень быстро. Сами палочки тоже тянулись вверх, и через минуту-другую их можно было узнать – это были деревья».
Почему, говоря об Иоанне Павле II, нельзя забывать о его творчестве? Потому что, творя, человек не способен лукавить, и извечный философский вопрос – быть или казаться? – теряет свое противоречие. Более того, в личности Святого Отца он вообще теряет свой смысл, как бессмысленно, например, стоять перед распятым Христом и размышлять о правах человека.
Слово поэзии всегда обращается не к сознанию и даже не к любимому современными психоаналитиками «подсознанию», а к самому человеческому естеству, к его первозданной цельности. К человеку, каков он есть не в абстракции, а в живой жизни. И слово поэзии очень много знает именно о жизни. Но что можно знать о смысле реальной жизни реальных людей, не похожих ни на какие схемы, что можно знать о жизни и людях без Бога Живого, воплотившегося в человеке 2 тыс. лет назад?
Людям по природе свойственно искать истину. Но когда они получают ее не целиком – от Бога, а фрагментами – от сатаны, страдания мира начинают приобретать сатанинский аспект. Так возникли Освенцим и Дахау в Германии, архипелаг Гулаг, на бывшем островке которого проживают сегодня все казахстанцы. Именно это и произошло, когда единственным мерилом человеческой жизни стала ее польза.
Югославский диссидент Милослав Джилас однажды сказал, что больше всего в Иоанне Павле II его впечатлило то, что он был абсолютно бесстрашным человеком. Это бесстрашие не было следствием самоизоляции Кароля Войтылы. Это было безошибочное христианское бесстрашие. В христианской вере страх не исчезает, но трансформируется в глубокой встрече со Христом Иисусом и Его Крестом, где все человеческие страхи Сын предложил Отцу, сделав нас всех свободными от страха.
Все Папы являлись в некотором смысле людьми таинственными. Не потому что они хранили какие-то тайны, а потому что встретились с Таинством – Истиной мира, явленной в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Эта самая истина являлась источником надежды и бесстрашия Кароля Войтылы. Поэты не просто знают о том, что было и есть. Обладая даром пророчества, они способны предсказывать времена и события. В далеком 1944 г., за 34 года до начала своего понтификата, молодой Кароль написал:
Остави, Господи, меня
и разум мой бескрылый,
На немощи не обрекай,
не истощай мне силы.
Нет благодарности такой,
чтоб вечность мне объять
И сердца солнечной стрелой
измерить благодать.
А если б и постиг я мир,
пожар бы воспылал,
Раздай я хоть всего себя,
я ничего б не дал.
А ты, Предвечный,
с каждым днем
мне убавляешь силы,
Вверяя Свой безмерный дом душе моей бескрылой.
Аида Махмудова
4 февраля в Кармеле г. Караганды прошла встреча священников и сестер Карагандинской епархии, приуроченная ко Всемирному дню молитв о святости монашествующих, который Церковь отмечала 2 февраля. Правда, в этом году ее можно было бы назвать межъепархиальной, так как в ней приняли участие и священники и сестры из других епархии, приехавшие в шахтерскую столицу на курсы казахского языка.
Утреннюю конференцию провел о. Томаш Садловски (MIC) из прихода Марии – Матери Церкви. Он вновь заставил всех задуматься над личным отношением к Богу, пробудить в себе желание слушать Его голос и следовать за Ним... Опыт Божьего зова – это сущность каждого монашествующего. Проповедник остановился также на опасностях духовного служения, проникнутого своей систематичностью и логикой. Дух Божий ведет, куда хочет, и важно быть всегда готовым к Его руководству.
В начале св. Мессы генеральный викарий Карагандинской епархии о. Януш Поток передал особые приветствия епископа Януша Калеты и его заверения в том, что он помнит всех нас и молится вместе с нами, даже если, к сожалению, не смог принять участие в этой встрече.
В качестве мысли дня о. Януш предложил слова из Псалма 119(118), которые глубоко тронули его утром того дня: «Твой я, спаси меня» – вот суть призвания и суть жизни каждого из нас...
А о. Гжегож Бурдыньски посвятил свою проповедь теме личного ответа Богу и Его обетованию о стократном воздаянии. Настоятель карагандинского прихода Марии – Матери Церкви сказал, что обетование исполняется уже в этой жизни, и привел в пример своих родителей: их сын в далекой миссии, но вместо него их навещает множество братьев по ордену. Кроме того, о. Гжегож остановился на проблеме воплощения веры в культуру и подчеркнул, как важно знать язык, на котором мы возвещаем Евангелие.
После причащения монашествующие возобновили свои обеты. А по окончании богослужения все смогли пообщаться друг с другом и с хозяйками торжества сестрами кармелитками, по словам которых некоторых из присутствующих они видят только раз в году. Напомним, что монахини этого ордена ведут созерцательный образ жизни и живут в затворе, служа Богу и Церкви своей молитвой. Кроме того, они изготавливают литургические облачения и различные литургические принадлежности.
Карагандинская Епархия
С 21 января по 7 февраля в епархиальном центре о. Владислава Буковинского в Караганде проходили курсы казахского языка для духовенства. Всего на них съехалось 14 монахинь и священников из разных стран (Словения, Словакия, Украина, Польша, Казахстан и Корея). Главная цель этого проекта заключалась в том, чтобы вместе с обучением казахскому языку познакомить учащихся с многовековой культурой Казахстана и обычаями казахов. Хотя для европейца это нелегко, но мы надеемся, что однажды сможем прочитать в оригинале хотя бы некоторые отрывки из произведений Абая.
Мне хотелось бы поблагодарить Бога и людей, которые дали нам возможность участвовать в этом проекте. Пусть и немного из-за ограниченности времени, но нам все же удалось приоткрыть для себя богатство казахской культуры. Казах, свободный человек, живущий в тесной связи с природой, пользуется языком, в котором у каждого слова есть свой вкус и вес и каждая буква что-то значит. Для нас, приехавших с Запада, где слово часто уже потеряло свое подлинное значение, казахский язык – это некое свежее поветрие, источник воды живой.
В заключение хотелось бы поблагодарить организацию «Renovabis» за помощь в проведении этого курса.
С. Лилианна Булянда
Последние месяцы уходящего 2013 г. были для «Каритас» Казахстана насыщенны различными событиями.
Нам удалось провести три благотворительные акции в приходах Карагандинской епархии. Их целью было помочь бедным, нуждающимся, малообеспеченным и многодетным семьям и открыть щедрость в сердцах жителей Караганды и Карагандинской области.
Первая акция была организована в преддверии зимних холодов. Нам удалось собрать 1 т. 501 кг. теплой одежды. В итоге мы смогли помочь множеству людей подготовиться к морозам.
Следующая акция по сбору продуктов выпала на время Адвента. Это были благоприятные дни, чтобы открыть свои сердца, свою любовь ближнему и не остаться безразличным к чужой беде. За 3 недели акции собрано большое количество продуктов. Мы распредели их по продуктовым пакетам, которые мы раздали малообеспеченным и многодетным семья и одиноким пенсионерам. Все они были очень рады этой помощи и благодарны всем, кто участвовал в акции.
Перед Новым Годом мы решили осуществить совсем новый проект, посвященный ребятам из неблагополучных и многодетных семей, а также детям-инвалидам. Нам хотелось подарить им хоть немного радости, капельку новогоднего чуда и праздника, но мы даже не ожидали, что этот проект увенчается таким успехом! Люди искренне прониклись этой идеей. Ведь действительно: «чужих детей не бывает». Всего за неделю было приготовлено 43 персональных подарка для каждого ребенка. Подарки были разными, но чувствовалось, что все они преподнесены от чистого сердца с любовью и заботой. В преддверии Нового Года, сотрудники «Каритас» посетили семьи этих детей и раздали им долгожданные подарки. Сколько радости и счастья было в глазах ребят!
В знак благодарности всем, кто принимал участие в этой акции и готовил подарки, ОФ «Каритас-Caritas» вместе со всеми детьми подготовили благодарственные письма с рисунками. Мы хотим еще раз выразить огромную благодарность всем настоятелям приходов, в которых собирались пожертвования, всем священникам, монахиням и прихожанам, которые участвовали в акциях и не остались равнодушными!!! Пусть Бог благословит Ваши сердца и Ваши семьи на добрые и милосердные поступки!
Нам очень хотелось бы, чтобы подобные акции проходили намного чаще. Ведь среди нас так много людей, которым нужна помощь! Все вместе мы можем помочь многим нуждающимся в помощи и потерявшим надежду.
Оксана Сысоева
Чаще всего мы нуждаемся в таких вещах:
- вещи, обувь
- посуда
- продукты
- волонтерская помощь
и Казахстана 15 лет.
Мы помогаем бедным семьям, инвалидам, больным СПИДом, раком, многодетным.
Ул. Четская, 65А
100022 Караганда, Казахстан
Некоторые полагают, что желание слушать голос Матери Церкви старомодно. Это нормально. Однако стоит помнить, что норма – это то, что касается большинства людей, но то, что нормально в обществе, не может изменить реальность. А реальность такова, что Господь сотворил все в соответствии с определенными законами. Человек может быть счастлив в случае следования этим законам или же несчастлив, если отвернется от них. Так устроено, потому что БОГ есть ЛЮБОВЬ. Он дал нам Свои заповеди, потому что так сильно любит нас. В Своих заповедях Он дал нам ключи к счастью. Более того, они же – ключи к Царствию Небесному. И мы можем начать строительство Его Царствия уже здесь, на земле, храня Его заповеди. Это – тайна спасения. Только у Церкви есть привилегия сохранять и интерпретировать Божий закон силою Святого Духа. Заверение в этом – слова Христа.
Говоря о христианском пути к счастью, Церковь призывает нас начать с исконного вопроса: «Кто мы?». В лице Папы Иоанна Павла II в документе «Familiaris consortio» она напоминает нам, что Бог, Который есть сама ЛЮБОВЬ, творя человека по образу и подобию Своему, призывает каждого к общению и ЛЮБВИ. БОГ – это Тайна персонального общения в ЛЮБВИ. Сотворив человека и поддерживая его существование, Творец запечатлевает в нашей природе способность и ответственность любить и пребывать в общении. ЛЮБОВЬ – это основное призвание каждого человеческого существа с первого момента его жизни. Мы должны понимать, что ЛЮБОВЬ – наше основное призвание и думать об этом не только тогда, когда мы стоим у алтаря, давая обещания своему супругу или БОГУ, но сосредотачивать свой разум на этой мысли каждое мгновение нашей жизни. Осознание ЛЮБВИ как основного призвания должно стать основой всех наших деяний. Каждый хочет любить, но из-за первородного греха узнать, что такое ЛЮБОВЬ на самом деле, не так-то просто. Только смотря на распятие, на Христа, Который отдал всего Себя, не сохранив ничего для Себя, мы можем попытаться понять, что, на самом деле, значит любить. В соответствии с человеческой природой мы можем переживать любовь только в единстве нашей души и тела и не должны пытаться разделить их. Что мы видим сегодня? Для многих людей вступить в сексуальные отношения стало так же просто, как пожать чью-то руку. Вместо того, чтобы отдать себя в совершенной ЛЮБВИ, они забирают нечто у другого, тем самым делая себя и других обломками кораблей, потерпевших крушение, у которых гораздо меньше шансов на путешествие в поиске совершенной ЛЮБВИ. Такие люди стараются успокоить себя, говоря: «Это просто секс, ничего более!». Тем самым они хотят сказать, что вовлекают в этот процесс только свои тела. Они думают, что это возможно. Но БОГ говорит нам, что посредством сексуальных отношений люди становятся одной плотью, один человек становится частью другого вне зависимости от того, состоят ли они в браке или нет. Мы не созданы для этого. Мы не свои, и мы должны идти, чтобы исполнить Божью волю, жить в соответствии с Его законом и осуществлять лучшие Его планы в нашей жизни.
Для христианина есть два способа осуществить Божие планы в призвании любить: супружество или девственность. И то, и другое дает возможность любить совершенной ЛЮБОВЬЮ и являет глубочайшую истину и саму суть человеческой природы, образ БОГА, образ ЛЮБВИ. БОГ очень красиво открывает образ ЛЮБВИ на любом из этих путей. Наблюдая за мужчиной и женщиной, которые стараются постоянно жить в совершенной ЛЮБВИ, люди видят БОГА. Даже если они не знают БОГА, они чувствуют Его присутствие. Можно сказать, что даже неверующие семьи, являющие миру БОГА, привлекательны. В семьях мы можем также видеть видимые плоды ЛЮБВИ – детей. Кроме того, супружеская ЛЮБОВЬ является видимым знаком ЛЮБВИ Христа и Его Невесты – Церкви. Жизнь посвященного человека, в свою очередь, являет образ жизни Иисуса Христа здесь, на земле. Не имея супруга, они представляют нашему взору жизнь в Царствии Божьем. Их образ жизни приближен к небесному, где никто не женится и замуж не выходит. Они напоминают нам о том, что самое главное – это жизнь вечная во славе Божьей. Супружество и девственность, если можно так сказать, представляют единство в различиях, и это единство является картиной, глядя на которую каждый человек должен стараться познавать БОГА все больше и больше.
Поэтому мы не можем сказать, что сексуальные акты между супругами, в которых они одаривают собою друг друга, связаны только с их телами и биологическими процессами; эти акты охватывает всю глубину человеческой личности. Сексуальность является по-настоящему человеческой, только если становится неотделимой частью любви, которая прилепляет мужчину и женщину друг к другу до самой смерти. Казалось бы, что меняет принесение обетов супругу (в случае таинства брака) или БОГУ (в случае посвященной жизни)? Если вы любите человека, почему бы не отдать себя ему полностью, не думая о супружестве или обетах? Просто отдать себя, ничего не требуя взамен. Задумайтесь, однако, когда вы более свободны любить другого человека: до принятия обетов или после? Если вы отдаете ему себя, как вы думаете, полностью до свадьбы, чего не хватает? Вы не отдаете ему свое будущее. Только принося обеты, вы отдаете человеку все вместе с вашим будущим, обещая любить его до конца своих дней. Полный физический дар самого себя – это ложь, если он не является знаком и результатом полной отдачи всей личности, включая его или ее будущего. Если один из них или оба хотят сокрыть, оставить что-то для себя, например, возможность изменить свое решение в будущем, это означает, что они не хотят отдать себя полностью. Эта целостность необходима для реализации ответственной плодовитости, результатом которой должен стать дар новой жизни. Это не может быть ограничено биологическими аспектами, но требует усилий обоих: матери и отца в полноте их личностных и духовных ценностей.
К сожалению, сегодня в несовершенном мире очень много людей, которые лгут друг другу, соединяясь телесно до брака или используя средства контрацепции. Полагаю, оба случая связаны с языком тела, о котором Папа Иоанн Павел II говорит в другой части документа «Familiaris consortio». Без сомнения, люди идут тем путем, который уводит их далеко от БОГА, из-за недостатка знания, недостатка понимания. И я говорю не только о неверующих. Так грустно видеть, как множество близких людей, включая католиков, не сохраняют чистоту до брака. Они знают какие-то обрывки истины, но у них нет устойчивой системы знаний. Не зная правды, они уходят далеко от столь желанной для них ЛЮБВИ. Интересно заметить, что отлучаясь от небесной ЛЮБВИ, они теряют свою земную ЛЮБОВЬ. К сожалению, часто они верят, что здесь нет никакой связи. Они не знают или не понимают в полной мере свое призвание к ЛЮБВИ. Трудно идти куда-то, если не знаешь цели. Каждый человек, живущий во грехе, чувствует какой-то стыд, даже если пытается убедить себя в том, что все в порядке. Это совесть, наш внутренний проводник к Божьему закону. Но она не является гарантией сдерживания наших страстей. Нам необходимо знание и понимание, чтобы наш разум руководил нашими страстями. Это формирует в нас личностную гармонию благодаря Божьей благодати. Пребывая в гармонии с самим собой, с БОГОМ и с другими, мы становимся способными растить детей, пребывающих в гармонии с собой, БОГОМ и другими. К лучшему это или к худшему, но основные составляющие характера детей формируются примером их родителей, а не их словами.
Грустно видеть, что для многих людей сегодня ЛЮБОВЬ и семья – едва ли взаимосвязанные вещи. Более того, некоторые верят в то, что ЛЮБВИ после свадьбы не существует, что супружество – это тюрьма. Как глубоко мир погряз во лжи. Таинство супружества дает намного больше свободы отдать себя БОГУ посредством другого человека, а значит, дает больше свободы любить. Человек может быть свободнее только тогда, когда становится тем, кем он является. А ты – образ БОГА, Который отдает Себя тебе полностью. Поэтому, мы можем сказать, что полноценное дарование себя в этом случае может иметь место только в супружеском союзе, который являет ЛЮБОВЬ такой, какова она в Божьем замысле. Эта форма союза не приходит извне, от государства или общества, но это нечто, что проистекает из глубины супружеской ЛЮБВИ и являет величие Божьей Мудрости. Знаком внутренней святости супружества является тот факт, что в латинском обряде сами брачующиеся уделяют таинство друг другу. Это указывает на святость супружества самого по себе, святость, исходящую изнутри супружеского союза. В византийском обряде иначе. Обычно священник уделяет таинство, и здесь мы можем увидеть тайну супружества с другой стороны. Так как священник действует «in persona Christi», Иисус Сам освящает супружеский союз, становясь Центром семейной жизни, и это истина. Жизнь со Христом делает возможной жизнь в совершенной ЛЮБВИ.
Христос не перестал отдавать Себя всего. Он вне времени и отдает Себя снова и снова в бескровной жертве на алтаре. Ради Своей ЛЮБВИ к нам Он умер на кресте. Он будет верен нам, и до конца времен останется с нами. Чем мы можем ответить Ему? Я бы сказала так: желанием быть похожим на Него. Любить своего супруга безоговорочно, как Он любит. Таким образом, мы можем сказать, что целостный дар себя, который может быть принесен в святом таинстве супружества, включает в себя готовность на жертву в любой момент нашей жизни как знак ЛЮБВИ, что поможет этой ЛЮБВИ возрастать и совершенствоваться с каждым днем. И здесь не будет идти речь ни о какой тюрьме. Свобода, ЛЮБОВЬ, счастье – это великий Божий замысел для нас, который мы даже не в силах полностью осознать. Он не призывает тебя любить иногда или любить за что-то, даже не призывает любить того, кто выказывает тебе свою ЛЮБОВЬ. Нет, БОГ призывает тебя просто любить. Он хочет, чтобы ты любил, даже если это трудно. Любить людей, которые не любят тебя. Это не тот случай, когда ты должен опустить руку в воду, чтобы попробовать. Просто прыгай в океан Божьей ЛЮБВИ!
Мария Юзупанова
Архиепархия в Астане