Некоторые полагают, что желание слушать голос Матери Церкви старомодно. Это нормально. Однако стоит помнить, что норма – это то, что касается большинства людей, но то, что нормально в обществе, не может изменить реальность. А реальность такова, что Господь сотворил все в соответствии с определенными законами. Человек может быть счастлив в случае следования этим законам или же несчастлив, если отвернется от них. Так устроено, потому что БОГ есть ЛЮБОВЬ. Он дал нам Свои заповеди, потому что так сильно любит нас. В Своих заповедях Он дал нам ключи к счастью. Более того, они же – ключи к Царствию Небесному. И мы можем начать строительство Его Царствия уже здесь, на земле, храня Его заповеди. Это – тайна спасения. Только у Церкви есть привилегия сохранять и интерпретировать Божий закон силою Святого Духа. Заверение в этом – слова Христа.
Говоря о христианском пути к счастью, Церковь призывает нас начать с исконного вопроса: «Кто мы?». В лице Папы Иоанна Павла II в документе «Familiaris consortio» она напоминает нам, что Бог, Который есть сама ЛЮБОВЬ, творя человека по образу и подобию Своему, призывает каждого к общению и ЛЮБВИ. БОГ – это Тайна персонального общения в ЛЮБВИ. Сотворив человека и поддерживая его существование, Творец запечатлевает в нашей природе способность и ответственность любить и пребывать в общении. ЛЮБОВЬ – это основное призвание каждого человеческого существа с первого момента его жизни. Мы должны понимать, что ЛЮБОВЬ – наше основное призвание и думать об этом не только тогда, когда мы стоим у алтаря, давая обещания своему супругу или БОГУ, но сосредотачивать свой разум на этой мысли каждое мгновение нашей жизни. Осознание ЛЮБВИ как основного призвания должно стать основой всех наших деяний. Каждый хочет любить, но из-за первородного греха узнать, что такое ЛЮБОВЬ на самом деле, не так-то просто. Только смотря на распятие, на Христа, Который отдал всего Себя, не сохранив ничего для Себя, мы можем попытаться понять, что, на самом деле, значит любить. В соответствии с человеческой природой мы можем переживать любовь только в единстве нашей души и тела и не должны пытаться разделить их. Что мы видим сегодня? Для многих людей вступить в сексуальные отношения стало так же просто, как пожать чью-то руку. Вместо того, чтобы отдать себя в совершенной ЛЮБВИ, они забирают нечто у другого, тем самым делая себя и других обломками кораблей, потерпевших крушение, у которых гораздо меньше шансов на путешествие в поиске совершенной ЛЮБВИ. Такие люди стараются успокоить себя, говоря: «Это просто секс, ничего более!». Тем самым они хотят сказать, что вовлекают в этот процесс только свои тела. Они думают, что это возможно. Но БОГ говорит нам, что посредством сексуальных отношений люди становятся одной плотью, один человек становится частью другого вне зависимости от того, состоят ли они в браке или нет. Мы не созданы для этого. Мы не свои, и мы должны идти, чтобы исполнить Божью волю, жить в соответствии с Его законом и осуществлять лучшие Его планы в нашей жизни.
Для христианина есть два способа осуществить Божие планы в призвании любить: супружество или девственность. И то, и другое дает возможность любить совершенной ЛЮБОВЬЮ и являет глубочайшую истину и саму суть человеческой природы, образ БОГА, образ ЛЮБВИ. БОГ очень красиво открывает образ ЛЮБВИ на любом из этих путей. Наблюдая за мужчиной и женщиной, которые стараются постоянно жить в совершенной ЛЮБВИ, люди видят БОГА. Даже если они не знают БОГА, они чувствуют Его присутствие. Можно сказать, что даже неверующие семьи, являющие миру БОГА, привлекательны. В семьях мы можем также видеть видимые плоды ЛЮБВИ – детей. Кроме того, супружеская ЛЮБОВЬ является видимым знаком ЛЮБВИ Христа и Его Невесты – Церкви. Жизнь посвященного человека, в свою очередь, являет образ жизни Иисуса Христа здесь, на земле. Не имея супруга, они представляют нашему взору жизнь в Царствии Божьем. Их образ жизни приближен к небесному, где никто не женится и замуж не выходит. Они напоминают нам о том, что самое главное – это жизнь вечная во славе Божьей. Супружество и девственность, если можно так сказать, представляют единство в различиях, и это единство является картиной, глядя на которую каждый человек должен стараться познавать БОГА все больше и больше.
Поэтому мы не можем сказать, что сексуальные акты между супругами, в которых они одаривают собою друг друга, связаны только с их телами и биологическими процессами; эти акты охватывает всю глубину человеческой личности. Сексуальность является по-настоящему человеческой, только если становится неотделимой частью любви, которая прилепляет мужчину и женщину друг к другу до самой смерти. Казалось бы, что меняет принесение обетов супругу (в случае таинства брака) или БОГУ (в случае посвященной жизни)? Если вы любите человека, почему бы не отдать себя ему полностью, не думая о супружестве или обетах? Просто отдать себя, ничего не требуя взамен. Задумайтесь, однако, когда вы более свободны любить другого человека: до принятия обетов или после? Если вы отдаете ему себя, как вы думаете, полностью до свадьбы, чего не хватает? Вы не отдаете ему свое будущее. Только принося обеты, вы отдаете человеку все вместе с вашим будущим, обещая любить его до конца своих дней. Полный физический дар самого себя – это ложь, если он не является знаком и результатом полной отдачи всей личности, включая его или ее будущего. Если один из них или оба хотят сокрыть, оставить что-то для себя, например, возможность изменить свое решение в будущем, это означает, что они не хотят отдать себя полностью. Эта целостность необходима для реализации ответственной плодовитости, результатом которой должен стать дар новой жизни. Это не может быть ограничено биологическими аспектами, но требует усилий обоих: матери и отца в полноте их личностных и духовных ценностей.
К сожалению, сегодня в несовершенном мире очень много людей, которые лгут друг другу, соединяясь телесно до брака или используя средства контрацепции. Полагаю, оба случая связаны с языком тела, о котором Папа Иоанн Павел II говорит в другой части документа «Familiaris consortio». Без сомнения, люди идут тем путем, который уводит их далеко от БОГА, из-за недостатка знания, недостатка понимания. И я говорю не только о неверующих. Так грустно видеть, как множество близких людей, включая католиков, не сохраняют чистоту до брака. Они знают какие-то обрывки истины, но у них нет устойчивой системы знаний. Не зная правды, они уходят далеко от столь желанной для них ЛЮБВИ. Интересно заметить, что отлучаясь от небесной ЛЮБВИ, они теряют свою земную ЛЮБОВЬ. К сожалению, часто они верят, что здесь нет никакой связи. Они не знают или не понимают в полной мере свое призвание к ЛЮБВИ. Трудно идти куда-то, если не знаешь цели. Каждый человек, живущий во грехе, чувствует какой-то стыд, даже если пытается убедить себя в том, что все в порядке. Это совесть, наш внутренний проводник к Божьему закону. Но она не является гарантией сдерживания наших страстей. Нам необходимо знание и понимание, чтобы наш разум руководил нашими страстями. Это формирует в нас личностную гармонию благодаря Божьей благодати. Пребывая в гармонии с самим собой, с БОГОМ и с другими, мы становимся способными растить детей, пребывающих в гармонии с собой, БОГОМ и другими. К лучшему это или к худшему, но основные составляющие характера детей формируются примером их родителей, а не их словами.
Грустно видеть, что для многих людей сегодня ЛЮБОВЬ и семья – едва ли взаимосвязанные вещи. Более того, некоторые верят в то, что ЛЮБВИ после свадьбы не существует, что супружество – это тюрьма. Как глубоко мир погряз во лжи. Таинство супружества дает намного больше свободы отдать себя БОГУ посредством другого человека, а значит, дает больше свободы любить. Человек может быть свободнее только тогда, когда становится тем, кем он является. А ты – образ БОГА, Который отдает Себя тебе полностью. Поэтому, мы можем сказать, что полноценное дарование себя в этом случае может иметь место только в супружеском союзе, который являет ЛЮБОВЬ такой, какова она в Божьем замысле. Эта форма союза не приходит извне, от государства или общества, но это нечто, что проистекает из глубины супружеской ЛЮБВИ и являет величие Божьей Мудрости. Знаком внутренней святости супружества является тот факт, что в латинском обряде сами брачующиеся уделяют таинство друг другу. Это указывает на святость супружества самого по себе, святость, исходящую изнутри супружеского союза. В византийском обряде иначе. Обычно священник уделяет таинство, и здесь мы можем увидеть тайну супружества с другой стороны. Так как священник действует «in persona Christi», Иисус Сам освящает супружеский союз, становясь Центром семейной жизни, и это истина. Жизнь со Христом делает возможной жизнь в совершенной ЛЮБВИ.
Христос не перестал отдавать Себя всего. Он вне времени и отдает Себя снова и снова в бескровной жертве на алтаре. Ради Своей ЛЮБВИ к нам Он умер на кресте. Он будет верен нам, и до конца времен останется с нами. Чем мы можем ответить Ему? Я бы сказала так: желанием быть похожим на Него. Любить своего супруга безоговорочно, как Он любит. Таким образом, мы можем сказать, что целостный дар себя, который может быть принесен в святом таинстве супружества, включает в себя готовность на жертву в любой момент нашей жизни как знак ЛЮБВИ, что поможет этой ЛЮБВИ возрастать и совершенствоваться с каждым днем. И здесь не будет идти речь ни о какой тюрьме. Свобода, ЛЮБОВЬ, счастье – это великий Божий замысел для нас, который мы даже не в силах полностью осознать. Он не призывает тебя любить иногда или любить за что-то, даже не призывает любить того, кто выказывает тебе свою ЛЮБОВЬ. Нет, БОГ призывает тебя просто любить. Он хочет, чтобы ты любил, даже если это трудно. Любить людей, которые не любят тебя. Это не тот случай, когда ты должен опустить руку в воду, чтобы попробовать. Просто прыгай в океан Божьей ЛЮБВИ!
Мария Юзупанова
Архиепархия в Астане