Верховного понтифика Франциска
Святой Августин как всегда метко и лаконично говорит: «От создавшего тебя не отвращайся даже к себе». Когда человек думает, что найдет себя, если уйдет от Бога, его жизнь рушится (ср. Лк 15, 11-24). Начало спасения – это открытие кого-то, кто предшествовал мне, первоначального дара, который утверждает и хранит жизнь. Лишь при условии такого открытия истока и признания его мы можем обратиться, чтобы спасение действовало в нас и делало результативной нашу жизнь, изобилующую добрыми плодами. Спасение через веру состоит в том, чтобы на первое место ставить Божий дар, как лаконично выразился святой Павел: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2, 8).
20. Новая логика веры зиждется на Христе. Вера во Христа спасает нас, потому что в Нем жизнь всецело открывается Любви, которая предваряет и внутренне меняет нас, действуя в нас и с нами. Эта мысль особенно ясно проявляется в толковании апостола народов на отрывок из Второзакония, раскрывающем глубочайшую динамику Ветхого Завета. Моисей говорит народу, что заповедь Божья не недоступна и не далека для человека. Нет смысла спрашивать: «Кто взошел бы на небо и принес бы ее нам?» или «Кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам?» (ср. Втор 30, 11-14). Эту близость слова Божьего святой Павел истолковал как указание на присутствие Христа в христианине: «Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим 10, 6-7). Христос сошел на землю и воскрес из мертвых; Сын Божий Своим Воплощением и Воскресением объял весь путь человека и действием Духа Святого поселился в наших сердцах. Вера знает, что Бог стал близок к нам, что Христос был дан нам как великий дар, который внутренне меняет нас, живет в нас и таким образом дарует нам свет, освещающий начало и цель жизни, все странствие человека.
21. Так мы можем постичь новизну, к которой ведет нас вера. Верующий преображается Любовью, которой открывается в вере, и, когда он открывается этой даруемой ему Любви, его жизнь переливается через край. Святой Павел может сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20), и увещевать: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф 3, 17). «Я» верующего расширяется, чтобы в нем мог поселиться Другой, чтобы жить в Другом, чтобы в Его любви жизнь стала шире. Здесь мы видим действие Святого Духа. У христианина могут быть глаза Иисуса, Его чувства, Его сыновнее отношение, поскольку он разделяет Его Любовь, которая есть Дух. В этой любви он как бы обретает взгляд Иисуса. Без этого сообразования Ему в Любви, без присутствия Духа, изливающего ее в наши сердца (ср. Рим 5, 5), мы не можем исповедовать Иисуса Господом (ср. 1 Кор 12, 3).
Церковные формы веры
22. Так жизнь в вере становится церковной жизнью. Когда святой Павел пишет римским христианам о едином теле, которым во Христе являются все верующие, то увещевает их избегать гордыни, а, напротив, оценивать себя «по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим 12, 3). Верующий учится воспринимать себя с точки зрения веры, которую он исповедует. Образ Христа – это зеркало, в котором христианин видит законченный образ себя самого. И поскольку Христос объемлет собой всех верующих, составляющих Его тело, христианин понимает себя как члена этого тела, сущностно связанного со Христом и братьями узами веры. Образ тела не делает христианина простой частью некоего анонимного целого, простым элементом большого механизма, а скорее подчеркивает жизненное единство Христа с верующими и всех верующих друг с другом (ср. Рим 12, 4). Христиане представляют собой «одно» (ср. Гал 3, 28), нисколько не теряя при этом своей индивидуальности, и каждый, служа другим, еще более обретает себя самого. Теперь мы понимаем, почему вне этого тела, вне этого единства Церкви во Христе, вне этой Церкви, которая, по выражению Романо Гвардини, является «исторической носительницей всеобъемлющего взора Христова на мир», вера теряет свою «меру» и уже не находит свое равновесие, пространство, необходимое, чтобы поддерживать себя. вера обладает формой по необходимости церковной и исповедуется внутри тела Христова как конкретное общение верующих. В этом церковном пространстве она открывает каждого христианина на всех людей.
Vatican.va
КРЕДО, перевод с латинского Армана Нурланова
Продолжение следует