Я далек также от мысли, что от папского учительства следует ожидать окончательного или исчерпывающего заключения по всем проблемам, с которыми Церковь сталкивается в мире. Будет неправильно, если Папа примется подменять поместные епископаты в решении всех проблем, с которыми они сталкиваются на своих территориях. В этом смысле я сознаю необходимость насаждения благотворной «децентрализации».
17. Здесь мне хотелось бы лишь предложить некоторые мысли, которые могли бы побудить и направить всю Церковь на новый этап евангелизации, дышащий запалом и динамизмом. С этой целью я решил, отталкиваясь от учения догматической конституции «Lumen gentium», среди прочих тем особенно остановиться на следующих вопросах:
а) реформа Церкви в ее миссионерском исходе;
б) искушения в душепастырской работе;
в) Церковь как совокупность благовествующего народа Божьего;
г) проповедь и ее подготовка;
д) социальная адаптация бедных;
е) мир и социальный диалог;
ж) духовная мотивация миссионерского труда.
18. Кому-то может показаться, что я слишком подробно рассмотрел эти вопросы. Но мне хотелось не написать некий трактат, а всего лишь указать на важное практическое значение данных тем для современной миссии Церкви. Они помогают набросать определенный евангелизаторский стиль, который я прошу усвоить в любой осуществляемой деятельности. Тем самым в своих ежедневных усилиях мы сможем ответить на увещевание слова Божьего: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4, 4).
Глава I
Миссионерское преображение Церкви
19. Евангелизация – это исполнение миссионерской заповеди Иисуса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19-20). Эти стихи показывают нам тот момент, когда Воскресший послал Своих учеников проповедовать Евангелие всегда и всюду, чтобы вера в Него распространилась во всех уголках земли.
I. Церковь исхода
20. В слове Божьем постоянно ощущается та динамика «исхода», которую Бог хочет посеять в Своих верных. Авраам получает призвание выйти, чтобы переселиться в новую землю (ср. Быт 12, 1-3). Моисей слышит зов Божий: «пойди: Я пошлю тебя» (Исх 3, 10), и выводит народ к земле обетованной (ср. Исх 3, 17). Иеремии Господь говорит: «ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь» (Иер 1, 7). И сегодня в этом «идите Иисуса скрыты всегда новые поприща и задачи евангелизационной миссии Церкви, и все мы получили призвание к этому новому миссионерскому «исходу». Пусть каждый христианин и каждая община решит для себя, какой путь уготовал им Господь, но все мы должны принять это призвание: выйти из собственного комфорта и дерзнуть пойти на все периферии, где нужен свет Евангелия.
21. Радость Евангелия, наполняющая жизнь общины учеников – это миссионерская радость. Ее ощущают семьдесят два ученика, когда с ликованием возвращаются с миссии (ср. Лк 10, 17). Ее переживает Иисус, когда трепещет от восторга в Духе Святом и восхваляет Отца за то, что Его откровение достигает нищих и малых (ср. Лк 10, 21). Ее с изумлением испытывают первые адресаты проповеди апостолов, когда «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян 2, 6) в день Пятидесятницы. Эта радость – знамение того, что Евангелие возвещено и приносит свои плоды. Но она всегда проникнута динамикой исхода и дара, желанием выйти из себя, идти и сеять заново все дальше и дальше. «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того исшел» (Мк 1, 38 – по греческому тексту). Посеяв семя в одном месте, Иисус не задерживается здесь, чтобы получше разъяснить или сотворить еще знамений. Дух Святой побуждает Его выйти к другим селениям.
22. Слово таит в себе потенциал, который мы не можем предвидеть. Евангелие говорит о семени, которое, когда его посеют, растет само собой, даже когда земледелец спит (ср. Мк 4, 26-29). Церковь должна признавать эту неуправляемую свободу слова, действующего по-своему и самыми различными образами, которые могут превосходить наши ожидание и расстраивать наши схемы.
23. Близость Церкви с Иисусом – это близость общего странствия, и их общность «в сути своей есть общность миссионерская». Если Церковь хочет быть верна образцу Учителя, ей жизненно необходимо сегодня выйти и возвещать Евангелие всем, везде, в любых обстоятельствах, без промедлений, нерадения и страха. Радость Евангелия для всех людей без исключения. Так возвестил ангел вифлеемским пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк 2, 10). Книга Откровения говорит о «вечном Евангелии», которое должно быть благовествовано «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр 14, 6).
Предварять, вовлекаться, сопутствовать, плодоносить и праздновать
24. Церковь исхода – это община учеников-миссионеров, которые предваряют, вовлекаются, сопутствуют, плодоносят и празднуют. Евангелизирующая община чувствует, что Господь сделал первый шаг, предварил ее в любви (ср. 1 Ин 4, 10), и потому она способна идти вперед, без страха проявлять инициативу, выходить навстречу, искать далеких, идти на перекрестки дорог и звать изгоев. Эта община живет неутолимой жаждой нести милосердие – плод встречи с бесконечным милосердием Отца и силой ее распространения. Будем же смелее делать первый шаг! Такая смелость наделяет Церковь способностью «вовлекаться». Иисус умыл ноги Своим ученикам. Господь вовлекается и вовлекает Своих, опускаясь на колени перед другими, чтобы омыть их. А затем Он говорит Своим ученикам: «блаженны вы, когда исполняете» это (Ин 13, 17). Евангелизирующая община своими делами и поступками вовлекается в повседневность других, сокращает расстояние, идет на уничижение, если это необходимо, и вбирает человеческую жизнь, прикасаясь к плоти Христовой, страдающей в людях. Так благовестники пропитываются «запахом овец», и те слушают их голос. Тогда евангелизирующая община становится готовой «сопутствовать». Она сопутствует человечеству на всех его путях, даже самых трудных и длинных. Ей свойственны умение долго ждать и апостольская выдержка. Евангелизация во многом связана с терпением и не берет границы штурмом. Кроме того, евангелизирующая община, верная дару Господню, умеет также «плодоносить» и всегда заботится о плодах, потому что Иисус желает, чтобы она была плодотворной. Она ухаживает за пшеницей и не теряет равновесия из-за плевелов. Сеятель, видя проросший среди пшеницы сорняк, не раздражается и не паникует. Он находит способ сделать так, чтобы слово воплотилось в конкретную ситуацию и принесло плоды новой жизни, пусть даже они будут казаться несовершенными или неполными. Ученик способен отдать всю жизнь и ставить ее на карту вплоть до мученичества ради свидетельства об Иисусе Христе, но он мечтает не приобрести врагов, а о том, что слово было принято и явило свою освобождающую и обновляющую силу. Наконец, исполненная радости евангелизирующая община всегда умеет «праздновать». Она чествует и празднует каждую маленькую победу, каждое достижение благовествования. Ликующая евангелизация отражается в красоте литургии, которая одновременно является ее торжеством и источником нового жертвенного импульса.
II. Душепопечение и обращение
25. Мне известно, что сегодня подобные документы не вызывают такого же интереса, как в прежние времена, и быстро забываются. Но все же подчеркну, что то, о чем я пытаюсь здесь сказать, носит программный характер и имеет важные последствия. Надеюсь, что все общины приложат необходимые усилия, чтобы идти вперед по пути пастырского и миссионерского обращения, которое непременно должно изменить нынешнее положение дел. «Простого администрирования» уже недостаточно. Во всех частях земли нам следует добиться «перманентного состояния миссии».
26. Павел VI призывал к более широкому пониманию призыва к обновлению, чтобы каждому было ясно, что он адресован не только к отдельным людям, а ко всей Церкви. Вспомним эти знаменательные слова, не потерявшие своей убедительной силы: «Церковь должна все глубже сознавать себя, должна размышлять над присущей ей тайной... Из такого просвещенного и деятельного сознания родится спонтанное желание сравнить с идеальным образом Церкви, какой Христос ее видел, желал и возлюбил как Свою святую и непорочную супругу (ср. Еф 5, 27), и реальным сегодняшним обликом Церкви... Отсюда родится сильная и нетерпеливая жажда обновления, т.е. устранения недостатков, которые при внутреннем испытании совести обличает и выявляет это сознание, глядя в зеркало оставленного нам Христом образца – на Него Самого».
II Ватиканский собор понимал церковное обращение как готовность к постоянному реформированию себя из верности Иисусу Христу: «Всякое обновление Церкви состоит, по существу, в возросшей верности ее призванию... Христос призывает Церковь на пути ее странствования к тому непрестанному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным».
Vatican.va. КРЕДО, перевод А.Н.
Продолжение следует