ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(182)'10

 
Живое Евангелие
Св. Северин Манлий Боэций
 
Философ и мученик
23 октября, VI в.
Имя: «Манлий» означает «заря» от лат. «mаnius».
Символ: пальма.
 
Боэций родился в Риме ок. 480 г. в семье из знатного рода Анициев, в раннем юности влился в общественную жизнь и в двадцать пять уже занимал пост сенатора. Верный семейным традициям, занялся политикой. Он взял на себя задачу примирения и совмещения классической римской и еще только зарождавшейся остготской культур. Свою активную политическую деятельность он продолжал и при Теодорихе, первое время поддерживавшего Боэция. Несмотря на свою занятость, Северин не прекращал своих научных трудов, особое внимание уделяя изучению тематики философско-религиозного порядка. Кроме того, он написал пособия по арифметике, геометрии, музыке и астрономии, и все это, чтобы сохранить для новых поколений достижения грекоримского мира. Желая способствовать встрече культур Боэций использовал категории греческой философии для изложения христианского вероучения. Именно поэтому его называют последним представителем римской античной культуры и первым средневековым мыслителем.
Его самое известное произведение – это, «Утешение философское», которое Боэций писал в тюрьме, чтобы придать хоть какой-то смысл несправедливому заключению. Все началось с того, что он осмелился защищать в суде своего друга сенатора Альбина, после чего был обвинен в соучастии в заговоре против короля Теодориха. На самом деле, арианин и варвар Теодорих подозревал Боэция в симпатиях к византийскому императору Юстиниану. В итоге, приговоренный к смерти философ был казнен 23 октября 524 г., но благодаря такому трагическому концу у него есть, что сказать современному человеку и, прежде всего, тем, кто терпит ту же участь из-за несправедливости, столь часто допускаемой человеческим «правосудием». Он говорит, что именно теперь он научился различать между благами мнимыми, исчезающими в тюрьме, и истинными благами, такими как подлинная дружба, перед которой тюрьма бессильна.
Он учит, что нашей жизнью правит провидение, у которого есть свое лицо. С провидением можно говорить, так как это Бог. Так даже в тюрьме Боэций может молиться, может говорить с Тем, Кто нас спасает. В то же время, в подобной ситуации он все же сохраняет чувство прекрасного и не забывает учения великих античных греческих и римских философов, таких как Платон и Аристотель, труды которых переводит на латинский, а также Цицерон, Сенека и поэты Тибулл и Вергилий.
Философия в смысле поиска подлинной мудрости – это, согласно Боэцию, истинное лекарство для души. С другой стороны, человек может ощутить настоящее счастье лишь в глубине самого себя. Поэтому Боэцию удается найти смысл в личной трагедии в свете сапиенциального текста из Ветхого Завета (Прем 7, 30 – 8, 1, который он цитирует: «…премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу». Так называемое благополучие злых в итоге оказывается иллюзорным и раскрывается провиденциальная природа неблагоприятной судьбы. Трудности жизни не только показывают, насколько она эфемерна и быстротечна, но и оказываются, в конце концов, полезными для поддержания надлежащих отношений между людьми. Ведь беды позволяют отличить ложных друзей от истинных и помогают понять, что нет ничего ценнее подлинной дружбы. Верующий Боэций добавляет, что фаталистичное восприятие страдания чрезвычайно опасно, «поскольку оно в корне пресекает саму возможность молитвы и богословской надежды, на которых зиждутся отношения между человеком и Богом».
Заключительная часть «Утешения философского» может рассматриваться как синтез всего учения, адресованного Боэцием себе самому и всем оказавшимся в той же ситуации. Находясь в тюрьме, философ пишет: «Итак, сражайтесь с пороками, ведите добродетельную жизнь, ведомую надеждой, которая возносит сердце ввысь к небесам в молитве, питаемой смирением. Если будете избегать лжи, то наказание, которое вы несете, может превратиться в огромную благодать всегда иметь перед собой высшего Судью, видящего и знающего правду». Любой томящийся в неволе, почему бы он там ни оказался, понимает, как нелегка она для человека, особенно если усугубляется, как в случае с Боэцием, пытками. Особенно абсурдным выглядит положение того, кого, как все того же Боэций, которого жители Павии почитают в литургии как мученика за веру, истязают до смерти только за его идеалистические политические и религиозные убеждения. Боэций – это символ всех невинно осужденных всех времен и народов – фактически является воплощенными вратами к созерцанию мистического голгофского Страдальца.
 
Папа Бенедикт XVI
(общая аудиенция от 12 марта 2008 г.)