Газета "Кредо" №10(182)'10
Зачем молиться на четках?
Название «четки» происходит от слов: «считать», «честь» (т.е. «отсчитывать»), обозначая, таким образом, приспособление для счета - нитку бус или ремень с узлами для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют собой ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Введены были четки в обиход еще св. Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже св. Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения - ни практического, ни символического - они не имели.
Тот или иной вид четок определен устоявшимися нормами конкретных конфессий. Четки представляют собой: веревку, на которой через равные промежутки навязаны узелки; нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зернами); нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники; кожаную полоску с кожаными жгутиками. Сами насадки, т. е. бусины или квадраты, изготавливаются из любого более или менее ценного материала. В частности, таким материалом может быть дерево (масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие), минералы (камни поделочные и полудрагоценные, янтарь, коралл, горный хрусталь и другие), плоды и даже косточки плодов, семена растений и прочее. Концы нитки (веревочки) с нанизанными на них предметами-насадками связывают между собой. Таким образом, четки в готовом виде представляют собой замкнутое кольцо (круг), аллегорически символизирующее венок или венец веры. В зависимости от формы, насадок и назначения четки имеют свои именные названия. Например, издревле на Руси молитвенный инструмент (четки) назывался ВЕРВИЦА, т. е. веревочка с узелками. В частности, св. преподобный Сергий Радонежский использовал именно этот вид четок. В православии вервица в смысловом значении выражает благодать Духа Святого.
ЛЕСТВИЦА (старославянское «лестница») - это кожаная полоска шириной в палец с нашитыми на нее через равные промежутки кожаными жгутиками. Лествица как культовый атрибут востребована греческими (афонскими) монахами. Ее также можно увидеть на иконах, изображающих житие преподобного Серафима Саровского, причем, как правило, она находится на его левой руке. Появление лествицы исторически связано с синайским отшельником преподобным Иоанном Лествичником (VI в.), который составил рукописное руководство к монашеской жизни «Лествица райская». Лествица, т. е. ступени духовного восхождения в лоно Господа Бога Иисуса Христа, изображена на некоторых иконах с образом Пречистой Богоматери. По учению преподобного Ефрема Сирина, «лествица есть молитвенное покаяние, возводящая нас туда, откуда мы ниспали». В Древней Руси в быту по культовым четкам производили «чит», т.е. «читали молитвы». По ним считывали поклоны, т. е. производили «счет». «Считка» и «счет» в конечном итоге привели к появлению единого именного названия молитвенного атрибута - четки (четное число вознесения молитв к Богу). «Все, что чет - Богу, все, что нечет - лукавому» (народная пословица).
В греческой Церкви четки называли «КОМВОЛОГИОН» (κομβολόγιον), т. е. «узлословие» (от «комвос» - «узел» и «логион» - «изречение»), а в наши дни называют «КОМБОЛОЙЕ» (κομβολοιέ). Другими словами, каждый узелок - это молитва, сказанная вслух. Также в Греции можно услышать такие названия четок как: «РОДИНОС СТЕФАНОС» (ρόδινος στέψανος, т. е. розовый венок, «КОМПОСХИНИОН», т. е. «веревочка хвалы» (Богу). Причем, насадки для греческих четок делают в основном из ситника или тростника в память о том, что Иисус Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.
В каждой стране мира четки имеют свое название. Например: у итальянцев - «capellina»; корсиканцев - «corone»; немцев - «Rosenkranz»; французов - «rosaire» или «chapelet»; англичан - «the chaplet», ирландцев - «rosary» и т.д.
В лоне Католической Церкви появление четок как атрибута монашества связано с именем амьенского Петра Пустынника, который был пилигримом, паломником. Именно он после посещения Востока, в том числе Иерусалима, где он поклонялся святым местам, принес на Запад свой амулет-талисман - четки. А так как Петр странствовал вместе с рыцарями-крестоносцами, то последние последовали примеру сподвижника и так же обзавелись четками. Естественно, по возвращении на родину крестоносцы явили собой живой пример для подражания. Католические монахи сразу же переняли целый ряд традиций, переданных им странниками, в том числе и четки. Есть основание полагать, что Петр Пустынник при посещении Святой Земли и Гроба Господня перенял традицию использования четок у восточных христиан. Со своей стороны, последние указывали на то, что эта традиция использования четок была заимствована у магометан (мусульман), а те, в свою очередь, переняли ее у индусов-брахманов, то есть индийцев-ариев. Кстати, именно во времена крестовых походов на Восток на римских иконах появились изображения апостолов и Пресвятой Богородицы с четками в руках (ХI-ХII вв.). Пилигрим Петр приобрел себе четки скорее всего «как память» о паломничестве в Иерусалим. И это является общечеловеческой традицией, ведь до сих пор все паломники скупают в святых местах всевозможные атрибуты веры: крестики, иконки, образки, четки и т. д.
В XI в. четки назывались «молитвенными кружками» («sphacrulae precatoriae» - лат.). История крестовых походов подтверждает, что Петр Пустынник в 1098 г. выполнял миссионерскую работу на территории Италии и южной Галии, участвовал в осаде Антиохии, состоял при посольстве к моссульскому эмиру Кербоге. А Иерусалим посетил за год до взятия его крестоносцами штурмом (15 июля 1099 г.). По возвращении домой Петр в окрестностях Люттиха близ Гюи построил церковь во имя Христа и в честь святого Гроба Господня. Затем основал монашескую общину, первым приором которой и был назначен зимой 1100 г. Здесь он и умер 8 июля 1115 г.
Четки католические во времена описываемых событий состояли из:
1) 33 бусин (зерен) - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа;
2) 50 бусин (зерен) - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после Его физической смерти и вознесения на небеса.
В начале XIII в. св. Доминик (род. предположительно в 1170 г.) - основатель доминиканского ордена (в период с 1215 по 1220 г.) - ввел в обиход своих послушников четки в 150 бусин (или 15 десятков) в память о 15 главных событиях в жизни Иисуса и Его Пречистой Матери. Чуть позже в обиход католиков вошли четки в 100 бусин. По ним читаются такие молитвы, как «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Как уже упоминалось ранее, ношение четок при себе, благодаря паломникам-крестоносцам, быстро укоренилось как среди монашеской братии в качестве перенятой традиции у тех, кто поклонялся Гробу Господню, так и среди мирян, сначала как нововведение, не запрещенное латинской церковью, а затем и как обязательный атрибут принадлежности к Церкви.
В духовной практике Православной Церкви нет строгого правила, как молиться на четках. Основная молитва, которой молятся на четках - это так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или ее сокращенные формы, самая короткая из которых: «Господи, помилуй мя». В этой краткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы и как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае четки становятся орудием (средством) напоминания, средством против рассеивания ума. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся» либо какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы произвольные, изливающиеся из сердца человека и незапрещенные православной духовной практикой, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.
Молитва с четками в Православной Церкви должна быть незаметной для постороннего глаза. Исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.
Четки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, предназначенным для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели - это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски - бич от вервий (Ин 2, 15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в христианских храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, четки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, потому что, молясь, мы действительно изгоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» - всевозможную нечистоту - «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла - это храм Божий (см. 1 Кор 3, 16-17).
Четки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: «Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4, 18). И четки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы. Еще раз перечислим: во-первых, четки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, четки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом, учат нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой.
Свящ. Георгий Эглит