Газета "Кредо" №10(182)'10
Lectio divina
3 октября
XXVII рядовое воскресенье
ВЕРА И ДЕЛА
Авв 1, 2-3; 2, 2-4; Пс 95 (94); 2 Тим 1, 6-8. 13-14; Лк 17, 5-10.
Евангелие:
Как много смысла скрывают в себе эти несколько фраз Иисуса из Евангелия от Луки. Перед нами раскрываются две основные темы: первые два стиха говорят о вере, а последние – о служении.
Начнем с первой темы. Ученики задают Иисусу вопрос о вере. Давайте посмотрим на этот отрывок в контексте Библии. В стихах, предшествующих сегодняшнему евангельскому чтению, ученики получают урок прощения и узнают о том, какие последствия ожидают людей, потерявших веру. По иудейским традициям того времени трижды простить человека считалось благородным поступком. Иисус же призывает учеников прощать много и много раз. Ученики понимают, что для следования за Иисусом им требуется гораздо больше, чем они могут дать, и поэтому просят у Господа даровать им больше веры. Христос отвечает им, что самое важное – иметь искреннюю и подлинную веру в Бога. Бог заслуживает того, чтобы мы служили Ему, уже только потому, что Он – Бог. Он не должен нам ничего, это мы Ему всем обязаны. По-мирски мы ждем награды за наши дела. И это довольно большое искушение ожидать, что Бог как-то по-особому благословит нас за наше служение. Иисус дает нам ясно понять, что это отношение ошибочно. Радоваться прекрасной возможности и служить Господу, не ожидая взамен благодарности и любви – это и есть награда, в которой мы действительно нуждаемся.
Быть служителем Божьим означает быть человеком веры. Правильное отношение в служении Богу созидает в нашей душе смирение и хранит ее от гордыни.
Размышление:
Какой из стихов более прочих касается нынешней ситуации в вашей жизни?
Видите ли вы себя в качестве служителя Божьего? Поразмышляйте о мотивах служения Богу. Удовлетворяет ли вас служение Ему без благодарности и любви к вам со стороны людей, или похвала нравится вам?
Вглядитесь в Господа. Пусть Он смягчит ваше сердце и еще ближе привлечет вас к Себе, чтобы возрастали ваша вера, служение и благодарность Ему.
Молитва:
Обратитесь в молитве к Богу, чтобы Он подсказал вам ответ на сегодняшнее чтение Евангелия и размышление.
В своем послании к Тимофею св. апостол Павел призывает молодого евангелиста поддерживать в себе огонь Божьего дара, чтобы он был ярким и неугасимым. Эти слова относятся также и к нам. Просите Святого Духа наполнить вас драгоценными дарами, свежей силой, любовью и Его ведением, чтобы вы могли жить в смиренном и благоговейном служении Господу. А Дух Святой поможет вам преодолеть и претерпеть нелегкие периоды вашей жизни.
Созерцание:
Поразмышляйте о следующем стихе из послания св. апостола Павла к Римлянам:
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (12, 1).
10 октября
XXVIII рядовое воскресенье
БУДЬ ВСЕГДА БЛАГОДАРЕН
4 Цар 5, 14-17; Пс 98 (97); 2 Тим 2, 8-13; Лк 17, 11-19.
Евангелие:
В сегодняшнем чтении Евангелия Иисус дает нам важный урок благодарности за Божьи благословения.
Во времена земной жизни Иисуса положение людей, страдающих проказой и другими заболеваниями кожи, было очень тяжелым. Больным приходилось оставлять свои дома, родных и близких и жить в изоляции от общества. Они кормились, как могли, вместе с такими же собратьями несчастными.
Прокаженные были отрезаны от духовной жизни общества, потому что считались «нравственно нечистыми». Некоторые из них воспринимали болезнь как наказание, ниспосланное Богом. Бедняги оказывались в печальном положении, лишенные надежд. Единственным способом вернуться к нормальной жизни было чудесное исцеление, засвидетельствованное священником.
Так что неудивительно, что люди буквально кричали Иисусу, умоляя Его о помощи. А Господь просто велел им пойти и показаться священнику. Они послушались Его, и по пути к священнику произошло чудо: все десятеро исцелились.
Один из них сразу же бросился к Иисусу, чтобы поблагодарить Его и прославить Бога. Приглашал ли он остальных людей вернуться к Господу? Мы не знаем. Но мы знаем только, что человек этот был самарянином.
Остальные девять человек, вероятно, были иудеями. А Иисус был учителем иудеев. Они презрительно относились к самарянам, считая их еретиками. И вот человек, от которого меньше всего ожидали проявления благодарности, на самом деле оказался единственным, кто возвратился и поблагодарил Бога.
Очень важна последняя фраза, сказанная ему Иисусом. Слово, переведенное как «встань», имеет несколько значений. Так ранние христиане поняли его как «воскресни» или «обрети новую жизнь». Десять прокаженных исцелились, но только один самарянин услышал: «Вера твоя спасла тебя». Иисус говорил не только о физическом исцелении, но и духовном.
Размышление:
Что в прочитанном отрывке из Евангелия касается вас лично?
Как вы думаете, почему девять прокаженных, которые тоже исцелились, не вернулись, чтобы поблагодарить Иисуса? Не происходило ли и с вами такого, что вы получили ответ на молитву, но забыли поблагодарить Бога?
Есть ли какая-нибудь опасность в том, что мы иногда полагаем, что «заслуживаем» Божьих благословений за совершенные нами хорошие поступки?
Молитва:
Вспомните о случаях, когда вы особенно остро ощущали на себе милость и благость Божью. Запишите их и каждый день на протяжении этой недели прочитывайте список. Ответьте Богу молитвой хвалы и признательности. В течение этой недели Святой Дух может напомнить вам о благах, за которые вы позабыли поблагодарить Господу. Попросите Бога помочь вам всегда быть благодарными за все, что Он соделал в вашей жизни.
Выберите Псалом на каждый день этой недели, который поможет вам выразить хвалу и благодарение Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над стихами из послания Филиппийцам 4, 4. 6-7:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
17 октября
XIX рядовое воскресенье
НЕ СДАВАЙСЯ
Исх 17, 8-13; Пс 121(120); 2 Тим 3, 14 – 4, 2; Лк 18, 1-8.
Евангелие:
Как искусно Иисус разъясняет сложные идеи! Он предлагает нам простую историю для того, чтобы показать, как важно быть стойким и непоколебимым, особенно в молитве. Вдова обращается к судье в поисках справедливости. Женщина просто хочет, чтобы он подтвердил ее права, а соперник исполнил свои обязательства по закону. Но по каким-то причинам судья не желает заняться ее случаем.
В конце концов, он все же разрешает ее вопрос, но не потому, что ревновал о законе, а только потому, что понял, что эта женщина не сдастся. Он просто устал от ее бесконечных визитов, и потому признал ее права, рассудив дело в ее пользу. Иисус противопоставляет поведение неправедного судьи поведению Бога. Иисус убеждает нас, что Бог судит в пользу Своих верных, производя суд без промедления. Почему? Потому что Бог благ и справедлив. И нам не нужно бояться просить Его о помощи, потому что Он обязательно внемлет нам (первая половина 8 стиха).
Во второй половине 8 стиха Иисус задает вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Имеется ли здесь в виду постоянство в молитве?
Иисус говорит о том, что постоянная или непрестанная молитва поддерживается верой. Если вы верите, что Господь любит вас, то не перестанете молиться, даже если Бог не сразу ответит. Иисус обращает наше внимание на то, что Его возвращение может наступить не так скоро, как некоторые ожидают. И здесь прослеживается связь с постоянством, особенно в молитве.
Постоянная молитва поддерживает в нас твердую надежду, и именно с этого Иисус начал сегодняшнюю притчу. Здесь мы вновь находим связь со стихами из Лк 21, 34-36, где говорится о том, что нам нужно бодрствовать и молиться, потому что никто не знает, в какой день и час придет Иисус. Эти слова истинны и актуальны как для первых учеников Иисуса, так и для нас сегодня.
Размышление:
Вспомните случай, когда вам пришлось довольно долгое время ждать Божьего ответа на вашу молитву. Что вдохновляло вас продолжать молиться и не сдаваться?
Как вы думаете, почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы незамедлительно, а иногда даже говорит «нет»?
Проведите параллель между уже прочитанными словами из Евангелия от Луки и отрывком из Евангелия от Матфея 7, 7-11, который также учит нас постоянству в молитве: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
Молитва:
Псалом 121(120), 2 напоминает: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю».
Почему бы вам не принести сегодня Господу в молении все, что беспокоит вас? Просите у Него сил не сдаваться в ожидании Его ответа. Вознесите к Богу молитву благодарности за то, что всемогущий Создатель Вселенной никогда не оставит нас.
Созерцание:
Поразмышляйте над словами Павла из 2 Тим 3, 14 – 4, 2, а особенно над стихами 16-17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
24 октября
ХХХ воскресенье
ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Сир 35, 12-14. 16-18; Пс 34(33); 2 Тим 4, 6-9. 16-18; Лк 18, 9-14.
Евангелие:
Иисус адресует сегодняшнюю притчу «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (ст. 9). Эти слова служат ключом к пониманию всего отрывка.
Учение Иисуса в Евангелии от Луки указывает нам на Царствие Божье, чтобы грешники, желающие войти в его двери, покаялись. Фарисеи же не считали себя грешниками. Они считались «профессионалами» в молитве. Эти религиозные учители полагали, что если им что-то неизвестно в религиозном законе и его соблюдении, то и не стоит это знать. Формально они считались «праведными».
Мытарей же все считали неправедными, да и какими еще они могли быть, если сотрудничали с язычниками римлянами, завоевавшими их страну? Мытари были всего лишь марионетками в руках римских властей, собирая налоги и обогащаясь за счет того, что взимали сверх положенного.
Чем далее разворачивается притча, тем яснее становится мысль Иисуса, показывающего нам эти два ярких характера. Фарисей молился в своей гордой и хвастливой манере, видя только то, что он делает хорошего, и примечая недостатки других. Он забыл исповедоваться в своих грехах. Мытарь делает совсем другое. Он знает, что нуждается в Божьем прощении, и, сознавая свою греховность пред Богом, желает получить прощение и благодать Господа. Фарисей же не готов к этому, и потому не получает Божьей благодати.
Эта притча – своего рода вызов нам. Каждый человек согрешил и нуждается в Божьем прощении.
Фактически фарисеи во времена земной жизни Иисуса пытались побудить иудеев к религиозному обновлению, но, к сожалению, не приняли благовестия Иисуса. Они не увидели в Нем Того, Кто был послан Богом, чтобы спасти человечество, и, выступив против Иисуса, отказались поверить в Него.
Размышление:
Подумайте, почему Бог ненавидит грех.
Как вы относитесь ко греху в вашей собственной жизни? Воспринимаете ли вы его серьезно и ищете ли прощения? Или же вы находите оправдание для греха, а может быть, сравниваете себя с другими и думаете, что вы лучше них?
Поразмышляйте над словами из 1 Ин 1, 8-9: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Просите ли вы помилования за ваши грехи? Верующие католики знают, что они могут исповедовать свои грехи священнику и получить прощение от Господа Бога.
Мы можем очень легко попасться в ловушку греха, осуждая других, которые, по нашему мнению, быстро попадают в греховные сети. Почему это опасно? Как мы можем избежать этого? Как нам нужно относиться к другим людям?
Молитва:
Задумайтесь над сегодняшним чтением из Евангелия. Пусть Бог откроет вам грех, который нужно исправить. Поразмышляйте над следующим вопросом: действительно ли вы верите в Божье прощение ваших грехов.
Поблагодарите Бога за Его милосердие и признайтесь в том, что вы нуждаетесь в Нем.
Созерцание:
Общаясь с Богом, прочтите Пс 34(33) и 51(50). Поразмышляйте о Его великой верности и милосердии к людям.
31 октября
ХХХI рядовое воскресенье
СПАСЕНИЕ ПОГИБАЮЩЕГО
Прем 11, 23 – 12, 2; Пс 145 (144); 2 Фес 1, 11 – 2, 2; Лк 19, 1-10.
Размышление:
Иисус увидел в Закхее потерявшегося человека, который нуждался в том, чтобы кто-то нашел его. А каким человеком считаете себя вы? Нашел ли вас Иисус? Как это повлияло на ваши отношения с окружающими?
Закхей понял, что ему нужно встретиться с Иисусом. Какие его поступки говорят о раскаянии? Какой урок мы можем извлечь из этого отрывка для наших дальнейших взаимоотношений с Господом?
Вспомните чтения, которые мы читали на прошлой неделе о фарисее и мытаре. Как нам поддерживать в себе скромность и смирение в отношении к себе? Иисус желает восстановить взаимоотношения людей с Богом. Что мы с вами можем для этого сделать?
Молитва:
Поблагодарите Бога за благодать и милосердие, которое Он явил вам и благодаря которому вы можете получить прощение своих грехов. Обратитесь к Господу в молитве, чтобы Он помог вам не осуждать других людей. Попросите Его даровать вам сердце, наполненное состраданием к заблудшим и нуждающимся в том, чтобы кто-то нашел их. Помолитесь о людях, которым так нужна встреча с Иисусом Христом, а также о себе самих, чтобы Господь дал вам желание показать им удивительную любовь Иисуса.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из 2 Фес 1, 11: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделел вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе».