Газета "Кредо" №5(189)'11
Oн стал единым целым с Иисусом
Назвав Иоанна Павла II гигантом ХХ в. и героем Церкви, Папа Бенедикт XVI сделал своего великого предшественника еще на один шаг ближе к статусу святого. Это произошло в воскресенье 2 мая на торжественной св. Мессе, собравшей более миллиона человек.
«Он жил в трагический век могучих идеологий и тоталитарных режимов, исчезновение которых, связанное с потрясениями и противоречиями вступления современного мира в новую фазу истории, не прошло для Иоанна Павла II безболезненно», - сказал Бенедикт XVI, обращаясь к самому большому собранию людей на площади св. Петра со времен похорон Кароля Войтылы в 2005 г.
Папа причислил своего предшественника к сонму блаженных, что значит, что теперь ему может воздаваться публичное почитание. Нынешний понтифик поприветствовал также с. Марию Симон- Пьер – французскую монахиню, которая исцелилась от болезни Паркинсона, помолившись Иоанну Павлу II. Это исцеление и стало тем самым чудом, которое было необходимо для беатификации. Еще одно чудо потребуется для канонизации.
По оценкам итальянских властей в церемонии приняло участие около полутора млн. человек. Многие всю ночь провели под открытым небом, буквально покрыв собою целые кварталы, чтобы завтра быть ближе к центру церемонии. Во время Мессы с балкона собора св. Петра был вывешен гобелен, разотканный 1989 фотографиями усопшего понтифика. В глазах нового блаженного горел огонь, а на губах была легкая, одновременно суровая и нежная улыбка. Бенедикт XVI отметил огромный вклад своего предшественника в осуществление идей II Ватиканского собора. «От себя лично скажу, - добавил он, - что я благодарен Богу за возможность столько лет проработать с бл. Папой Иоанном Павлом II». Как известно, нынешний Святой Отец в виде исключения позволил не ждать положенных пяти лет до начала процесса беатификации, который стартовал буквально в первые же недели после смерти Иоанна Павла II.
И, конечно же, многие тогда поддержали Бенедикта XVI, потому что память о его предшественнике до сих пор чрезвычайно жива в душах людей. «Мне так его не хватает», - говорит Кристиана Ару, римский адвокат, которая выросла неподалеку от Ватикана и часто ходила на папские Мессы. В ее глазах стоят слезы: «По сей день меня не покидает такое чувство, как будто бы я осиротела». «Каждому, кто слышал на этой площади его слова, казалось, будто Папа обращается к нему лично, - продолжает женщина. – Он был очень чутким человеком».
Понтификат Иоанна Павла II стал настоящей вехой в истории Церкви. В 1978 г. краковский кардинал Кароль Войтыла стал первым Папой не итальянцем за последние 400 лет. При нем Церковь опубликовала свой первый за 500 лет катехизис. В 2000 г. он попросил прощения за грехи Церкви против евреев, женщин, еретиков и религиозных меньшинств. Новый блаженный стал первым главой Ватикана, посетившим мечеть и синагогу.
Он пережил покушение турецкого террориста – туманная глава в истории холодной войны, окруженная множеством версий по поводу того, кто мог стоять за этим преступлением. Позднее Папа посетил своего несостоявшегося убийцу в тюрьме и простил его. Отец Хуан-Пауло Гонзалес, священник из Калифорнии, участвовавший в церемонии, говорит, что ощущает себя «частью поколения Иоанна Павла II». Он родился ровно через год после того, как усопшего Святого Отца избрали на папский престол, и потому был назван в его честь. О. Хуан-Пауло не знает ни одного другого престарелого человека, который оказал бы такое влияние на столько молодых поколений, как новый блаженный: «Он был дедушкой для всего мира и для моего поколения».
На церемонию собрались паломники со всего мира, но доминировали на площади белый и красный цвета польского флага и небольшое число символов «Солидарности» - польского рабочего движения, забастовки которого в начале 80-х гг. прошлого века положили начало конца европейского коммунизма.
Студент Михал Мроз рассказал, что приехал в Рим из Польши вместе с друзьями. «В машине всего пять мест, но мы затолкали туда в два раза больше», - говорит он и добавляет, что на площади св. Петра они поют песни польских паломников, но «приятно слышать, как подпевают и люди других национальностей». Вместе с нынешним президентом Польши Брониславом Комаровским на Мессе присутствовал также и первый президент этой страны Лех Валенса, основатель «Солидарности». Кроме них на церемонию приехали президент Зимбабве Роберт Мугабе с женой Грейс, президент Мексики Фелипе Кальдерон, состоявший в близких отношениях с Иоанном Павлом II, и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
В Италии церемонии беатификации было посвящено столько телевизионного времени, что с ней могла поспорить только королевская свадьба в Лондоне. Базилика св. Петра не часто видела такие массы паломников, толпящихся посреди эллиптической колоннады Бернини. Под пение гимнов и звон ватиканских колоколов сотни кардиналов в пурпурных и епископов в алых пилузках и длинных развивающихся на ветру одеяниях вышли на ступени величественного храма.
Затем Бенедикт XVI вошел в базилику, чтобы поцеловать закрытый гроб Иоанна Павла II. Его сопровождали десятки кардиналов, сделавших то же. Простой деревянный гроб находился в боковой часовне неподалеку от статуи скорбящей Богоматери Микеланджело. На дворе XXI в., а все проходило, согласно древней традиции: в ходе церемонии понтифик поцеловал реликварий в форме серебряной оливковой ветви, в котором находится пробирка с кровью Иоанна Павла II, хранившейся в одном из римским госпиталей на случай, если Папе понадобится переливание крови.
А за стенами собора св. Петра Стефано Россетти, владелец сувенирного магазина Domus Arts, говорит, что сувениры, посвященные Иоанну Павлу II, всегда пользовались большим спросом. «Конечно, сейчас все идет нарасхват», - рассказывает бизнесмен, одетый в футболку с надписью “Santo subito”, т.е. «Скорее святой» - слова, которые скандировали толпы на похоронах нового блаженного. «Бенедикт – великий человек, - добавляет синьор Россетти, - но ему досталось не менее великое наследство».
По материалам интернета
На церемонии беатификации присутствовала также корреспондент газеты «Кредо» Оксана Тыниченко. Некоторые изучастников Богослужения рассказали ей о том, какое место новый блаженный занимает в их жизни.
→ Хоакин Наварро Вальс, глава пресс-службы Ватикана во время понтификата Иоанна Павла II:
→ Сегодня я чувствую то же, что и сразу же после его смерти: меня переполняет огромное чувство благодарности этому человеку – Папе Римскому, который всегда, на протяжении всей своей жизни, отвечал Богу «да». Я сегодня хотел бы обратиться к нему на «ты» и сказать: «Я благодарю тебя за тот шедевр, который с Божьей помощью, ты сотворил из своей жизни».
→ Монс.Станислав Дзивиш, бывший личный секретарь Кароля Войтыла:
→ Дважды я видел Иоанна Павла II рассерженным, но не на людей – он всегда очень уважал людей. Первый раз в г. Аргидженто (на Сицилии), когда он резко обрушился на мафию, перепугав всех нас. И второй раз на публичной полуденной молитве «Ангел Господень» на площади св. Петра во время военного вторжения в Ирак, когда понтифик сказал: «Не быть войне, война ничего не разрешит, я пережил войну и знаю, что это». Затем он отправил двух кардиналов – одного в Вашингтон, другого в Багдад – с тем, чтобы призвать искать не военных решений проблемы.
Теперь все христиане, смогут называть его блаженным, и не только христиане - он был другом всех, он перешел все границы, не только Берлинскую стену, но и другие.
→ Аврелий Де Вито, жандармерия Ватикана, Италия:
→ Не могу передать словами те эмоции, которые пробудила во церемония беатификации. Мое сердце переполняется радостью при виде полутора миллионов, съехавшихся сюда со всего мира. Для меня Иоанн Павел II - это человек, который своей молитвой приближал и приближает людей к Богу. Мне по роду моих профессиональных обязанностей очень часто доводилось видеть его вблизи, и я помню, как он всегда был сосредоточен в молитве. Казалось, что он молился всегда, что вел непрерывный диалог с Богом, даже, когда разговаривал с людьми. Я считаю, что это самый великий Папа истории.
→ О. Томаш Рубач, Ченстохова, Польша:
→ Я хотел бы обратить внимание читателей «Кредо» на слова: «Нет ничего невозможного для Бога». Иоанн Павел II остался осиротел, потерял отца и мать, остался совсем один. И кто-нибудь другой в такой ситуации потерял бы всякую надежду, может быть, обиделся бы на Бога, а Иоанн Павел II смог довериться Богу и сохранить это доверие до конца.
→ Ева Яносикова, пресс-служба Всемирного дня молодежи в Мадриде:
→ Иоанн Павел II подарил молодым этот праздник - Всемирный день молодежи. Когда мы все вместе можем собраться вокруг Папы, молиться, делиться своим опытом, слушать понтифика, как отца. Это – большой праздник веры, и, я думаю, огромный подарок для Церкви. Я очень благодарна Иоанну Павлу II за эту инициативу.
→ О. Лоран Надембега, Буркина-Фасо, епархия Бобо-Дюлассо:
→ Это событие беатификации для нас всех стало возможностью вновь увидеться с Иоанном Павлом II. Кто-то сказал: «Смерть у нас отняла Иоанна Павла II». Но на этой церемонии мы как будто опять приобрели его и увидели среди нас. Церковь «возвращает» нам этого великого Папу Римского, который отдал своему понтификату 27 лет и великое служение которого можно сравнить со служением первых апостолов.
Папа Божьего милосердия
Пять лет назад я шел по одной из улиц Джафны (Цейлон). С трудом лавируя между мотоциклами, за стеклом одного из скутеров я увидел иконку милосердного Христа: «Иисусе, уповаю на Тебя».
В Ашхабаде уже было заполночь, когда до нас дошла весть о смерти Иоанна Павла II. Он родился для неба в торжество милосердия Божьего. В то воскресенье я должен был произнести проповедь и решил посвятить ее Иоанну Павлу II как Папе Божьего милосердия. Многие из вас, наверное, заметили, что сердцем его понтификата было стремление пожертвовать, препоручить человеческую семью милосердию Божьему.
Господь Бог от века милосерден. Уже в Ветхом Завете мы находим свидетельства о милосердной любви Господа к человеку. Но в течение столетий истории спасения случалось и так, что люди забывали о Его милосердии и более сосредотачивались на Его справедливости, гневе и даже возмездии, постигающим грешников. Но скажем сразу, что милосердие и справедливость не исключают друг друга, а являются выражением одной и той же любви Божьей.
Бывало даже, что детей пугали рассказами о карающем Господе, и взрослым часто приходилось слушать в качестве главного оружия душепопечения проповеди о Боге, который наказывает и мстит, как какой-нибудь жестокий человек. Один мужчина как-то выбежал из Храма во время проповеди, в ужасе повторяя: «Все из огня и пламени: рубашка из огня, брюки из огня…!»
Доходило до того, что когда кто-то слышал слово Божье, то первым, что приходило ему на ум, были суд, кара, адское пламя…
В Церкви всегда находились те, кто сознавал негативные последствия такой педагогики страха. Они делали все, чтобы идею справедливости в Боге дополнить идеей его милосердия.
В ХХ в., названном «веком смерти», Господь в очередной раз явил Себя нашим глазам как милосердный Отец, «исполненный милости», «нескорый на гнев и долготерпеливый». Вспомним лишь некоторые бесчеловечные преступления, обрушившиеся на головы наших дедов и отцов: Первая и Вторая мировые войны, Октябрьская революция, открывшая эпоху демонического советского режима, гитлеровский нацизм, геноцид, гулаги (в том числе и Карлаг), преследования христиан таких масштабов, которых дотоле не видывала история Церкви, «черные пропасти» абортов и эвтаназии… «Тени смерти» покрыли собой ХХ в. от Рождества Христова.
Но мир от Бога! Он никогда не покидает Своих детей настолько, чтобы ими овладело чувство сиротства и отчаяния. В послании к Римлянам мы читаем: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20).
ХХ столетие, в котором люди как никогда много испытали бесчеловечности, стало столетием особого откровения милосердной любви. Богу угодно было явить Себя людям… посредством людей! Порой для осуществления Своих замыслов Господь избирает и целые народы – не потому, что они лучше других, а потому, что Он уделяет им благодать, чтобы они стали свидетелями Его милости к другим народам! Вот люди, избранные Богом в ХХ в., чтобы сделать нас ближе к Себе, «богатому милосердием»: с. Фаустина, Михал Сопочко, Иоанн Павел II. К ним же следует отнести Адама Хмелевского, известного как брат Альберт. Через них Бог пожелал с польской и литовской земли провозгласить всему миру весть о том, что Он любит грешную человеческую семью. Пути этих четырех людей изумительно переплелись в замыслах Бога. Они стали Его орудиями возвещения сегодняшнему миру милосердия.
Разве это не перст Божий, когда художник, слава о котором уже начинает распространяться по Европе, бросает искусство ради нищих и бездомных Кракова?! Адам Хмелевский стал братом Альбертом, образ которого потом будет так привлекать молодого Кароля Войтылу, что он посвятит ему свою раннюю пьесу «Брат нашего Бога». Я убежден, что в сердце юноши из Вадовице брат Адам пробудил любовь к бедным и показал ему, что выбирать нужно милосердие, а не революцию. Во время Второй мировой войны наступит день, когда Каролю предложат участвовать в вооруженной борьбе с оккупантами. Но он не дал себя уговорить, послушавшись своего исповедника, который сказал ему: «Тебе не кажется, что, отвечая злом на зло, ты устроишь на земле ад еще страшнее, чем тот, который у нас уже есть?»
Как художник Адам бросил искусство, чтобы посвятить себя Богу в служении бедным, так актер Кароль бросает сцену, чтобы поступить в духовную семинарию и на священническом пути служить Богу и человечеству.
Не было бы откровения, записанного с. Фаустиной, если бы у нее не было такого святого, умного и мудрого исповедника, как о. Михал Сопочка.
Но какая же духовная связь существует между Каролем Войтылой и с. Фаустиной? Молодой Кароль приезжает в Краков на учебу почти одновременно с тяжело больной уже с. Фаустиной.
В то военное время молодой рабочий по дороге на завод ежедневно проходит мимо кладбища, на котором среди могил монахинь есть и могила рано умершей с. Фаустины. К ее гробу приходят молиться люди. Как молодой священник Кароль совершает вместе с сестрами в Лагевниках Богослужения Милосердию Божьему. Как архиепископ Краковский он старался снять временный запрет Ватикана на культ Милосердного Иисуса и вернуть доброе имя лагевницкой монахине. Потом кардинал Войтыла готовит все необходимое для завершения процесса беатификации с. Фаустины.
Разве это не провидение Божье, что именно тогда он был избран на папский престол? Среди писем с просьбой о беатификации есть и письмо митрополита Краковского! Новому понтифику не нужно было объяснять, почему Церковь Кракова добивается причисления с. Фаустины к сонму блаженных. Не часто, наверное, нечто подобное случалось в истории Церкви.
Ему, Иоанну Павлу II, выпадет счастье провозгласить польскую монахиню блаженной, а потом и святой – прекраснейшие торжества на пороге третьего тысячелетия христианства. А еще раньше, в одной из своих первых апостольских поездок на родину, Папа канонизирует любимого им брата Альберта.
И разве не перст провидения, что именно Каролю Войтыле Бог дал благодать встретиться с о. Сопочко, а потом готовить его беатификацию.
2002 г., старый, тяжело больной Папа Иоанн Павел II отправляется в Лагевники и вверяет всю человеческую семью Милосердию Божьему. Слова даются ему с трудом. Каждое из них важно, все важнее и важнее, ценно, как жизнь, как откровение о самом главном в жизни. Перед молитвой «Ангел Господень» понтифик обращается к многочисленным паломникам: «Кто из нас мог бы предвидеть, что наступит такой день, когда тот юноша, который в Лагевниках ходил мимо гроба с. Фаустины на работу на завод, приедет когда-нибудь сюда как Папа, чтобы освятить святилище Милосердия, воздвигнутую на месте упокоения бренных останков святой?!»
Круг истории замкнулся. Нечто важное произошло прямо у нас на глазах. Папа призвал все человечество пуститься в путь к Милосердному Богу. Господь желал папского служения Кароля Войтылы, чтобы весть о милосердной любви могла разнестись по всему миру из Святилища Милосердия в краковских Лагевниках: «Иисусе, уповаю на Тебя».
Анждей Мадей (OMI)
Карагандинская епархия
«Иди и смотри», - говорит Господь
3 апреля 2011 г. в кафедральном соборе г. Караганды состоялось торжественное вступление епископа Януша Калеты в должность епископа Карагандинского. Присутствие на главной воскресной Мессе церковных иерархов, священников, монашествующих, семинаристов и мирян, а также представителей государственных властей стало знаком объединения под сводами католического храма всего общества, стремлением которого был и остается мир, берущий начало в Творце и Спасителе.
В торжественной процессии к алтарю епископа Януша Калету сопровождали все священники Карагандинской епархии, а также его высокопреосвященство архиепископ-митрополит Томаш Пета, их преосвященства епископ Веслав Лехович (Польша), епископ Генрих Хованец, епископ Атаназиус Шнайдер, епископ Ежи Мацулевич (Узбекистан), епископ Николай Мессмер (Кыргызстан), супериор автономной миссии в Тукрменистане Анджей Мадей. Св. Престол представлял его высокопреосвященство апостольский нунций в Казахстане архиепископ Мигель Маури Буэндия. В числе приглашенных гостей находились священник Православной Церкви о. Владимир, а также представители государственных властей: заместитель акима г. Караганды г-н Максутов Халел Мукатаевич, заместитель акима Карагандинской области, директор Департамента по делам религий г-н Тлекбаев Серик Куатович, посол Польши в Казахстане г-н Яцек Ключковский, полномочный министр советник Германии г-н Вольфганг Бретт, представитель Европейского Союза в Казахстане г-н Норбер Жюстен.
Церемония ингресса началась с оглашения буллы Св. Престола о назначении епископа Януша Калеты на должность епископа Карагандинской епархии. Документ был зачитан о. Евгением Зинковским на латинском и русском языках, после чего последовал символический акт выражения послушания и повиновения священников, монашествующих и мирян вновь назначенному епископу. О. Януш Калета сердечно приветствовал всех собравшихся на торжественной церемонии и выразил благодарность как представителям светской власти, так и присутствующим братьям во Христе, жертвующим свое время участию в данной встрече.
В своей проповеди во время Мессы епископ Януш Калета поделился с верными переживанием своих новых обязанностей в свете прозвучавшего слова Божия и наставлений Св. Престола, а также высказал желание уподобиться евангельскому слепому, которого исцелил Иисус. «Я молю Господа, как молил тот слепец, - сказал о. Калета, - о том, чтобы Он открыл мне глаза на цель и задачи моего нового служения на этой земле, политой кровью многих мучеников и святых».
В завершение торжественного богослужения прозвучали поздравления всех собравшихся. От священников Карагандинской епархии епископа Януша поздравил о. Евгений Зинковский, от монашествующих - с. Екатерина Этцель (SIE), от всех верных Атырауской администратуры - генеральный викарий Атырау о. Цезары Комосиньский, выразивший сожаление по поводу расставания со своим ординарием, с которым, тем не менее, все священники администратуры продолжают пребывать в общении, ибо за епископом Калетой порежнему сохраняется попечение о местной церковной структуре. Затем к поздравлениям присоединились представители неокатехуменального движения, дети прихода св. Иосифа, а также г-н С. А. Тлекбаев. От лица акима Карагандинской области он выразил глубокое удовлетворение совместным участием католических церковных структур и государственных властей в деле развития межнационального и межконфессионального диалога и пожелал епископу успехов в предстоящем ему нелегком служении. В своей речи православный священник о. Владимир от лица Православной Церкви поддержал о. Януша Калету в его намерении опираться на слово Божье в наставничестве и выборе пути епархиальной работы. Его преосвященство Веслав Лехович сообщил, что в ближайшем будущем ожидается приезд двух священников из Тарновской епархии, выразивших желание работать в епархии епископа Януша Калеты. В завершение церемонии поздравления слово взял архиепископ- митрополит Томаш Пэта, который напомнил о традиции преемственности церковной власти и в свете этого о принятых отныне обязанностях о. Януша Калеты по отношению к архиепископу Яну Павлу Ленге, заслуги которого в деле становления Церкви в Казахстане продолжают оставаться бесспорными. Встреча завершилась торжественным обедом со всеми приглашенными гостями в Епархиальном центре г. Караганды.
Проповедь епископа Януша Калеты в день вступления в должность епископа Карагандинского 3.04.2011г.
Досточтимые братья в епископском и священническом служении!
Возлюбленные монашествующие, дорогие братья и сестры в католической христианской вере!
Глубокоуважаемые представители властей Караганды, Казахстана и других стран!
Уважаемые дамы и господа, присутствующие сегодня в этом храме!
Мое призвание в Караганду для принятия столь важного и ответственного служения было для меня совершенно неожиданным. Применяя контекст первого литургического чтения из книги Царств к сегодняшнему мероприятию, могу сказать, что чувствую себя Давидом, которого позвали с пастбища для принятия священного помазания. Чтение говорит, что сам Давид в то время не собирался приходить домой, а отец и родственники не особенно торопились его приглашать. Но, придя, он принял свое призвание и с Божьей помощью был готов сразиться с Голиафом, что было решением, перешагнувшим пределы всякой человеческой надежды.
Я вспоминаю годы обучения в моей семинарии. Согласно правилу, все семинаристы, готовясь к рукоположению в священники, обыкновенно избирают для своего служения девиз. Тогда, в 1989 г., готовясь в Тарнове к моему рукоположению, я взял для себя слова Иисуса из Евангелия от Иоанна 4, 34: «…творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Сегодня в прочитанном Евангелии эти слова эхом отозвались в стихе Ин 9, 4: «Мне должно делать дела Пославшего Меня…»
Принимая епископское служение, я выбрал в качестве девиза для него слова: «В вере, надежде и любви». Теперь оба этих лозунга дополняют друг друга: «…творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» «в вере, надежде и любви». Только как человеку открыть, чего именно требует от него Бог, всех нас призывающий и посылающий в мир?»
В своем послании на Великий пост 2011 г. Папа Римский Бенедикт XVI отвечает на этот вопрос простыми словами: «… позволить руководить собою Слову Божьему». Для каждого христианина это первое и самое важное правило. На протяжении всего Великого поста литургические чтения и слово Божье очень проникновенно призывают нас к тесному общению с Иисусом Христом. Только Он – Свет миру. Он – наш свет и исцеление от всех язв!
Принимая служение в Караганде, я, прежде всего, молюсь Господу о том, чтобы Он поступил со мною так же, как с тем слепым из Евангелия: «…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит “посланный”. Он пошел, и умылся, и пришел зрячим» (Ин 9, 6-7). Я молю Бога о том, чтобы Он и для меня сделал брение из этой карагандинской земли, земли святых и мучеников, и помазал мне глаза, чтобы я прозрел.
Караганда – это особенное место в Казахстане. В тяжелые годы репрессий карагандинская земля приняла многих людей, считавшихся преступниками уже потому, что они были католиками. В этой же земле нашли свое последнее пристанище епископы и священники, делившие со своей паствой все тяготы и невзгоды полуголодного и нечеловеческого существования. Среди них бл. Алексий Зарицкий, умерший в лагере Долинки, епископ Александр Хира, о. Иосиф Кельш, раб Божий о. Владислав Буковинский, о. Михаэль Стонес, о. Александр Штауб, о. Михаэль Бенгас, о. Альбинас Думбляускас. На этой же земле родились многие призвания к монашеской и священнической жизни, эта среда дала нам более двадцати священников, в том числе епископов Иосифа Верта и Николая Мессмера.
Кроме того, Караганда – место, где жили такие люди, которые не носили облачения, но которых, тем не менее, почитали святыми. Их имена и сегодня еще на слуху у всех переживших времена преследований и террора. Это имена Гертруды и Валентины Децель, Марии Беккер, Теи Балтер и многих других.
Как-то один из моих знакомых рассказывал, что еще во времена Советского Союза, подлетая к Караганде, услышал в самолете слова бортпроводника: «Товарищи пассажиры, мы готовимся к посадке в христианский город». Это действительно так, ибо даже сейчас во всем Казахстане и Средней Азии нет другого такого места, где в радиусе 50 км находилось бы около десятка католических Церквей и домов молитвы, духовная семинария, множество монашеских общин (в том числе сестер кармелиток, евхаристок, францисканок, сестер Матери Терезы и др.). Существование этих Церквей, монастырей и других сооружений, без сомнений, является заслугой епископа Яна Павла Ленги, епископа, трудившегося здесь в течение последних двадцати лет, и его епископа-помощника Атаназиуса Шнайдера. Двум епископам удалось построить самый большой и красивый собор в Центральной Азии, который будет освящен в честь Фатимской Богоматери.
В связи с моим вступлением в епископское служение в Караганде многие спрашивают меня о том, какая у меня программа. Об этом же я спрашиваю себя сам и молюсь о том, чтобы, подобно тому слепому, прозреть и лучше осознать, к чему призывает меня Бог и какие задачи передо мной ставит. Как правило, Он делает это через наших руководителей и наставников. Здесь, на земле, в Католической Церкви мы, прежде всего, должны являть послушание Папе Римскому. Для нас особой честью является то, что преемники св. Петра Иоанн Павел II, ныне почивший в Боге, и Бенедикт XVI за последнее время несколько раз обращались непосредственно к нам, епископам Казахстана. В своих обращениях они предлагали нам очень четкие наставления, и, готовясь к сегодняшней встрече, я пытался еще раз осознать все сказанное ими в этой новой для меня обстановке. Разрешите представить вам некоторые фрагменты папских обращений к епископам, которые напрямую относятся ко многим из нас. Последнее торжественное обращение к епископам прозвучало во время визита «Ad limina apostolorum» 2 февраля 2008 г., когда папа Бенедикт XVI призывал нас: «… поддерживайте в народе христианском пламя веры; берегите и цените подлинный пастырский и апостольский опыт прошлого; продолжайте наставлять всех в слушании Слова Божия, пробуждайте особенно в молодых любовь к Евхаристии и почитание Богоматери, распространяйте в семьях молитву розария. Кроме того, с терпением и мужеством ищите новые виды и методы апостольства, заботясь об их осуществлении в соответствии с требованиями времени, учитывая язык и культуру вверенных вам душ».
Во время своего пастырского визита в Казахстан Иоанн Павел II говорил: «Особое место уделяйте воспитанию и апостольской деятельности мирян, принимая с просвещенной рассудительностью и великодушием, наряду с традиционными Церковными ассоциациями, тот дар Духа, ниспосланный Церкви в это пособорное время, который представлен церковными движениями и новыми общинами».
Поэтому я с глубоким уважением и радостью вхожу в эту богатую традициями Церковь и одновременно надеюсь на гармоничное сотрудничество со всеми в ее лоне, в том числе со священниками и мирянами, членами монашеских орденов, «Communione e liberazione», неокатехумената и других движений, работающих на карагандинской земле.
«…Церковь будет проникать в сердца людей, если предстанет, как гостеприимный дом, где живут в братском общении», - говорил Папа Иоанн Павел II. Нам всем необходимо стремиться к тому, чтобы наши Храмы всегда были такими гостеприимными домами, и я хочу, чтобы дом епископа Караганды был именно таким…
Караганда – это также место, где располагается высшая духовная семинария Марии – Матери Церкви. Семинария – это сердце не только нашей епархии, но Церкви всего Казахстана и Средней Азии. Об этом говорил нам Папа Иоанн Павел II: «Для того, чтобы довести до завершения миссию, которую Он (Бог) вам вверяет, заботьтесь о подготовке кандидатов ко священству и к монашеской жизни. Посвящайте себя с любовью священникам, вашим главным сотрудникам, помогая и руководя ими с отеческим сердцем». Думая о нашей семинарии, я прихожу к мысли о том, что здесь будет необходимо сотрудничество всех священников, монашествующих и епископов в Казахстане и за его пределами, в России и Европе, с тем, чтобы для развития всех призваний к священству и монашеству в семинарии были созданы самые благоприятные условия.
Я не скрываю своей радости по поводу присутствия на нашем торжестве представителей власти. Как членам Католической Церкви нам следует заботиться «о справедливых отношениях с управляющими властями так, чтобы наше служение смогло совершаться в юридических рамках, уважающих, как государственное законодательство, так и нашу должную свободу». Начиная свое служение в Караганде, я надеюсь, что совместными усилиями власти и Церкви мы сможем осуществить общие мечты Папы Иоанна Павла II и нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева о мире, в котором царит взаимоуважение, диалог и сотрудничество, несмотря на различия наций и религий. Как подчеркивал сам президент, этот фактор принципиально важен для обеспечения роста национального самосознания и культуры в Казахстане.
Дорогие братья и сестры! Что следует всем нам предпринять, чтобы не потерять то сокровище веры, которое мы унаследовали, а напротив, приумножить его и передать последующим поколениям?! Сегодня, принимая этот драгоценный залог карагандинского наследия, пред лицем Господа молю, дабы Он открыл мне глаза и во всей полноте дал осознать, для чего я сюда призван. Прошу Его о даре крепкой веры, стойкой надежды и горячей любви к Нему и ближним, а также о силе и мудрости, дабы «…творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». В этом Духе прошу всех вас о молитве обо мне и нашей Церкви.
А.З. Махмудова
Мария в истории человечества
История христианской веры сохранила рассказы о разнородном участии Божией Матери во всех обстоятельствах нашей жизни. Она сходила с небес помогать людям, преподавала правила святой жизни, врачевала больных, спасала от бесов, от огня, от внезапной смерти, даровала время для покаяния, являла Свое благоволение кающимся, являлась умирающим.
Иконы Божией Матери, Небесной Заступницы нашей, так- же прославились в большем числе своими чудотворениями. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении, звучал голос, икона сама собой обновлялась, или оживало изображение на ней .
От некоторых икон чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови, как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы , воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 г. плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными св. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей». Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для отечества».
Существуют многочисленные свидетельства о чудесных явлениях Пречистой Девы. Праздник Покрова Божией Матери установлен в воспоминание видения св. Андреем Богоматери, покрывающей Своим омофором (длинным платком-покровом) христиан во Влахернском Храме во время осады Константинополя врагами в Х в. В четвертый час ночи блаженный увидел величественную Жену, идущую от царских врат, поддерживаемую свв. Предтечею и Иоанном Богословом, а многие святые предшествовали ей; иные следовали за ней, пели гимны и духовные песни. Св. Андрей подошел к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли он Царицу мира. «Вижу», - ответил тот. И когда смотрели, она, преклонив колена перед амвоном, долго молилась, обливаясь слезами. Потом она подошла к престолу и молилась за православный народ. По окончании молитвы она сняла со своей главы покрывало и распростерла его над всем стоящим народом. Город был спасен. Св. Андрей был родом славянин, и русские очень чтят праздник Покрова, посвящая ему многие храмы.
В храме св. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее хранится величайший чудотворный образ — Владимирская икона Божией Матери.
Икона до 450 г. находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII в. Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе. Из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы. Князь поставил икону во Владимире. С этого времени, с 1160 г., святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.
В 1395 г. Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к образу, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, ангелы устремились на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить!» - воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» Благодарные за свое освобождение москвичи построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы. «Да не забудут люди дел Божиих», - так повествует об этом летописец.
Из множества икон Матери Божией, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена так широко, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Матерь Господа Вышнего, за всех молишь Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси. Богородице Дево, ибо Ты – божественный покров рабам Твоим».
28 июня 1579 г. страшный пожар истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского кремля. Но город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес нерукотворный святой образ в расположенный поблизости Храм во имя св. Николая, откуда после молебна перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный Храм г. Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной, стала вскоре всенародной святыней, знамением небесного покрова Божией Матери.
Незадолго до революции в России, 13 мая 1917 г., Божия Матерь явилась трем португальским детям-пастухам в Фатиме. После этого она в течение нескольких месяцев, окруженная сиянием, являлась детям. На ее явления со всех краев Португалии стекались верующие в количестве от пяти до восемнадцати тысяч человек. Незабываемое чудо произошло, когда после проливного дождя внезапно засиял необыкновенный свет, и мокрые одежды на людях мгновенно высохли. Божия Матерь призывала людей к покаянию и молитве и предсказала предстоящее «обращение России» от безбожия - к вере в Бога.
Известна помощь Пресвятой Богородицы в победе в Великой отечественной войне. Вот что об этом рассказывается в книге «Заступница Усердная».
Промыслом Божиим молитвенником за народ православный в той войне был избран митрополит гор Ливанских Антиохийского Патриархата Илия. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, митрополит Илия затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил ее открыть, чем можно помочь России.
Каждое утро митрополиту Илии приносили сводку о числе убитых на фронтах и о том, куда дошел враг. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие этой стране. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.
Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».
Митрополит Илия передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божией. Из Владимирского собора северной столицы вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города.
Блокада была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было, а то, что подвозили, было каплей в море. Но город выстоял. Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва.
После Москвы Казанскую икону Божией Матери перевезли на правый берег Волги, где пред ней непрестанно служили молебны и панихиды. Икона находилась среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, ибо им помогала чудотворная икона.
Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни Кенигсберга. После молебна священники пошли с иконой к передовой. Наши войска начали штурм города- крепости с суши и с моря.
Пленные немцы потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, кто помогает русским. Киев – матерь русских городов – был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери. В то время открыли 22 тысячи Храмов: вся Россия молилась. Многие офицеры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!»
Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи св. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в московский Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 г.
Все пророчества митрополита Илии сбылись. В 1947 г. он посетил Россию, где ему были подарены список иконы Казанской Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценностями, от денежных наград митрополит отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. Для чего Божия Матерь совершала эти многие явления, только малую часть из которых мы упомянули здесь. Без сомнения для обращения людей к Богу и Его Церкви.
О. Георгий Эглит
Наша почта
Душевное тепло
Сегодня у меня на душе грустно, но это светлая грусть: мы попрощались с с. Зитой, которая вернулась в Атырау. А мне вспомнился зябкий осенний день, когда по небу печально летели облака, а в наш приход Пресвятой Богородицы Неустанной помощи в Уральске приехала генеральная настоятельница Конгрегации св. Елисаветы и представила нам двух монахинь. Мы тогда еще не представляли, кем станут для нас миниатюрная, подвижная с. Зита и спокойная, уравновешенная с. Кристина.
В наш храм приходят люди разных возрастов, но в силу сложившихся обстоятельств по уровню духовного развития мы были, как дошколята. Сколько сил и душевного тепла вложили сестры Зита и Кристина в то, чтобы вдохнуть в нас духовную жизнь и сплотить наших прихожан. Они стали подлинными помощницами отцам Яну и Петру. И в том, что в нашем приходе стало больше прихожан, есть и их заслуга.
Для нас же они стали настоящими сестрами. Их доброта и душевное тепло согревало нас. Всегда доброжелательные и улыбчивые, всегда готовые придти на помощь, сестры служили примером для нас. Они сопереживали нашим невзгодам и радовались нашим удачам, занимались с молодежью, организовали ясли для детей.
Моя внучка Маргарита больна детским церебральным параличом и страдает умственной отсталостью. Сестры занимались с ней, прививали ей навыки самообслуживания и учили рисовать. И девочка, которая, по заключению медико-педагогической комиссии, не подлежала обучению, выучила молитвы, рисует, может налить себе чай. Потом ее увезли к матери в Россию, но она до сих пор спрашивает о сестрах Зите и Кристине.
Сначала от нас уехала с. Кристина, и вот сегодня уезжает с. Зита. И, уезжая, она забирает частичку нашего сердца. Ее доброта, самоотверженность, готовность и днем, и ночью всегда придти на помощь, всегда будут для нас примером. Конечно, у нас будут другие сестры, и мы также полюбим их, но Зита и Кристина были первыми. И мы всегда будем помнить их. Здоровья, счастья им и всех благ. Пусть хранят их и помогают на их нелегком пути Господь и Пресвятая Дева Мария.
Ирина Эриховна Титова
Не понимаю, как стал священником
Как мы писали уже в предыдущем номере, Папа Римский Бенедикт XVI назначил бывшего ректора Межъепархиальной семинарии в Караганде о. Хосе Луиса Мумбиелу Сьерру епископом епархии Пресвятой Троицы в Алматы. Прежде мы часто просили этого интересного и веселого человека рассказать о своем пути к священству, но он только отшучивался и всячески увиливал от интервью. И лишь теперь, видимо, желая сделать нам прощальный подарок перед отъездом в южную столицу, о. Хосе, наконец, согласился поговорить с нашим корреспондентом.
→ Каждого человека Господь призывает по-своему. У одних это длинный путь от сомнения до полного посвящения всей своей жизни Богу. А у других – это внезапное озарение, одно мгновение, когда они понимают, что должны следовать за Христом. Расскажите, как это было у вас?
→ В Писании мы читаем, что Бог призвал нас «прежде создания мира» и «от чрева матери». Не знаю, была ли моя мама в курсе, но Господь, наверное, что-то уже планировал тогда, хотя, должен признать, что моя жизнь не всегда была на 100% христианской. Конечно, я с детства ходил с родителями на Мессу. Но в подростковом возрасте меня уже больше привлекала компания друзей, и я какое-то время перестал бывать в храме. Однако, потом мои новые друзья снова привели меня в Церковь. И я понимаю, что это было от Бога, который подготавливает условия, чтобы «поймать» тебя. Со временем наша группа распалась, большинство перестало ходить на Мессу, а я остался.
Как бы то ни было, благодаря этим друзьям я вернулся в Церковь и начал более серьезную христианскую жизнь. И настал момент, когда я стал чувствовать какую-то близость с Богом, ощущать, что в Храме Кто-то есть. Пережив такое, человек уже не просто ходит на Мессу и на Исповедь. Он чувствует, что «там» Кто-то есть, и Он стучит, а ты не знаешь, чего Он хочет, и боишься открыть дверь. Наконец, пришел тот день, когда я понял, в чем дело, что Он хочет, чтобы я полностью отдал себя Ему. Вопрос был только в этом. В тот момент я принял это решение. Как его исполнить, я не знал. Куда направить мою жизнь? Как посвятить себя Богу? Я понял, что Он ждет от меня полного посвящения Ему. Но как, каким путем и где? Однажды один священник в разговоре неожиданно спросил меня, что я собираюсь делать в жизни. Я ответил, что хотел бы полностью посвятить себя Богу и подумываю о священстве. Тот священник был просто в шоке. Он был первым, кому я открыл свою тайну, и у меня тогда как будто камень с души упал. Наконец-то я смог сказать кому-то, и ведь именно Господь устроил так, чтобы я поговорил с этим священником.
После этого уже начались серьезные разговоры со священниками. Мне было тогда 15 лет. У меня появился свой духовный руководитель, определенный план духовной жизни как подготовка к семинарии, хотя я тогда еще учился в школе. Ежедневная Месса, молитва, духовное чтение и т.д. Так что, когда я пришел в семинарию, то многое там для меня уже было не новым.Такова история рождения моего «да» Господу.
→ А как это приняли ваши родители и близкие?
→ Моя мама шутила: «У меня четверо детей – один не выходит из Церкви, а другие туда не входят». В то время у моего брата и сестер вера не была особо крепкой. Так что и я сам, и все, по-моему, кроме Господа, были удивлены. Родные говорили: «Какой из него священник?! Священники общаются с людьми, много говорят, а он у нас такой застенчивый!» И, в принципе, я был согласен с ними. Я сам до сих пор не понимаю, как стал священником, но зато знаю одно: это от Бога.
→ После рукоположения вы работали какое-то время в Испании или сразу решили поехать в Казахстан?
→ Сначала как дьякон, а потом как священник я почти три года проработал в одном из приходов епархии Лерида в качестве викария. Именно в то время мне и другим священникам из Общества св. Креста пришло из Ватикана приглашение поехать в Казахстан. В Испании нашлось немало таких, кто согласился, но нужно еще было получить разрешение епископа. Мой епископ не очень-то хотел отпускать меня, потому что я был самым молодым священником нашей епархии, а средний возраст остальных зашкаливал за 60. Но он знал, что это было не мое личное желание, а призыв Ватикана, самого Папы, и дал позволение. По-моему, это было очень щедро с его стороны. Он сказал, что, если в нашей епархии дела плохи, то там, наверное, еще хуже. Так что, если мы поможем Казахстану, то Господь поможет нам. И вот что интересно: меня назначили епископом в субботу 5 марта; а в воскресенье 6 марта мне позвонил епископ моей родной епархии, чтобы поздравить меня и сказать, что в тот день он рукоположил двух молодых священников. И я сказал ему: «Отец, видите, как Господь благодарит: вы подарили одного священника, а Он вам – двух». Это хороший урок для нас.
→ После приезда в Казахстан вы работали в приходе, а потом были назначены ректором семинарии. В чем, по-вашему, особенность каждого из этих видов душепопечения?
→ После приезда в Казахстан вы работали в приходе, а потом были назначены ректором семинарии. В чем, по-вашему, особенность каждого из этих видов душепопечения?
→ Мне кажется, и там, и там самое важное – это вера, надежда и любовь. Без этого никак. И масса терпения: во-первых, к самому себе, а во-вторых, к людям, к работе, к условиям – особенным условиям, с которыми приходится сталкиваться в Казахстане. Терпение, потому что понятие «католическое» здесь означает нечто маленькое, условия не очень благоприятные, но все равно такова наша работа: быть солью земли и светом миру, как маленькая закваска, благодаря которой тесто приобретает приятный вкус. Мы все, и духовенство, и миряне, нужны живущим в этой стране людям, нужны католикам и некатоликам.
И в приходе, и в семинарии необходимо одно: позволить Господу вести приход, вести семинарию. Я не приехал сюда, чтобы создать свой приход, каким он должен быть по испанским или по моим представлениям. Иначе потом неминуемо наступит кризис, потому что мои планы – не планы Божьи, и люди реагируют по-разному. Я должен быть готов и открыт на планы Господа. И в семинарии все так же. Каждый семинарист – это отдельная история, история прошлого, настоящего и будущего. У каждого свой путь, свои плюсы и минусы, и Дух Святой ведет его так же, как меня, иногда непонятно как.
Нужно помнить, что воспитание – это дело Духа Святого, а не ректора или префекта. Поэтому и в приходе, и в семинарии настоятель или воспитатель должен быть очень близок к Иисусу, помнить, что он – не главный, а всего лишь сотрудник Христа и Духа Святого.
→ Что вы считаете самым важным для воспитания будущих священников в Казахстане?
→ По-моему, у всех семинарий в любой стране одна общая задача: расти в близости и общении с Иисусом. Это самое главное. Прочие элементы, такие как духовное, интеллектуальное, физическое, дисциплинарное воспитание, без личной связи со Христом будут бесполезны. Если перефразировать Павла, то можно иметь пятерки по всем предметам, выучить казахский, английский, латинский и даже китайский, но без истинной любви к Богу и людям все это бесполезно. А какой-то семинарист не достиг особых успехов в учебе, но зато очень любит Иисуса, и это важнее. Если он действительно любит Господа, то будет стремиться отдать Ему всего себя и на уроках, и в дисциплине, и в духовной жизни. Поэтому так важна личная связь со Христом. Для этого семинаристам требуется полная искренность с Иисусом и духовным отцом. И здесь, конечно же, многое зависит от духовного отца – именно он, а не ректор, выполняет главную работу, которая является чем-то вроде краеугольного камня каждой семинарии.
→ Отличаются ли чем-то семинарии в Испании от нашей семинарии?
→ Семинарии бывают разные, и живут они по-разному. В той же Испании в ходе моей подготовки мне довелось побывать в разных местах, и режимы воспитания там были различными. Где-то лучше, где-то иначе. Наша казахстанская семинария не самая лучшая и не самая худшая: она такая, какая есть. Трудно найти идеальный образец семинарии. Она должна быть семьей учеников Иисуса Христа. Без такой атмосферы не рождается Церковь.
Лично я всегда стремился к тому, чтобы отношения между воспитателями и семинаристами были именно семейными, дружескими отношениями, как у апостолов с Иисусом. Вот образец для семинарии: община апостолов и Иисуса. Апостолы тоже порой ссорились друг с другом, порой не понимали Иисуса, не совсем доверяли Ему. И семинаристы (по себе знаю это) иногда стесняются открыть свою душу воспитателям, им тоже иногда кажется, что от них требуют слишком многого. Поэтому нужно время, нужен процесс: мы любим Его, но лишь постепенно понимаем, чего Он хочет, почему он требует так много. Нужно быть с Иисусом, и Он разъяснит тебе притчу. А если ты далеко от Него, то не слышишь Его голос, не понимаешь притчу и не можешь спросить. Тебя не будет среди тех, кому Иисус моет ноги, чтобы ты чувствовал Его любовь, как Петр, как Андрей…
→ А как на счет недостатка семейного католического воспитания у местных семинаристов?
→ В Казахстане это большой минус. Людей, приходящих в семинарию, нельзя назвать «старыми» католиками. Но это не значит, что в странах, где католичество существует испокон веков, все семинаристы золотые. Т.е. не это главное; главное – это искренность сердца. Августин тоже не был «старым» католиком. Все зависит от человека. У каждого свой багаж, и каждому приходится бороться с трудностями, принесенными из дома, из детства. Когда Господь зовет, то дает достаточную благодать, чтобы справиться со всеми трудностями, живет ли человек здесь, в Казахстане, или в Испании, или в Ватикане или где-то в джунглях, где, возможно, некоторые люди незадолго до семинарии впервые увидели икону или распятие. Бог дает особую благодать. Поэтому в этом нет особой проблемы.
→ Недавно вас назначили епископом Алматы. На чем вы планируете в первую очередь сосредоточиться в новой для себя роли?
→ Новое для себя служение я начинаю так же, как начал путь своего призвания: с удивлением и молитвой. Раз Он позвал, пусть Он ведет все это дело. Мой опыт мне подсказывает, что не стоит строить собственные планы: Он должен вести. Я видел некоторые знаки, что это призвание внутри призвания было от Него. Раз это так, то я уверен, что Он постепенно явит мне Свои замыслы. Я же должен быть открыт на новые ситуации, которые раньше мне были незнакомы. Я работал уже в Алматы и знаю тамошних священников, монашествующих и мирян, и думаю, что у меня будут хорошие сотрудники. А это самое важное. Они – моя надежда и опора. Господь дает епархию не епископу, а людям. Епископ должен только направлять. Я сам считаю своей главной задачей сделать все, чтобы священники и сестры несли свое служение в радости. Они теперь будут моим приходом, о них я должен заботиться в первую очередь. Если они будут стопроцентными верующими, то епархия будет развиваться сама по себе, и епископу ничего особенно делать не нужно будет (смеется).
→ В вашем епископском гербе будут лилия, роза, Добрый Пастырь, Святой Дух и девиз: «Распахните двери Христу!» Не могли бы вы вкратце пояснить, почему вы выбрали такую символику.
→ Трудно передать смысл этой символики в двух словах. Мне хотелось, чтобы даже положение и позы что-то означали. Но если быть кратким, то лилия – это Иосиф, а синяя роза – Мария. Посредине Иисус – золотой Добрый Пастырь, перед которым мы должны полностью распахнуть двери наших сердец, наших домов, наших семей… Иосиф, Мария и Иисус – это как бы троица на земле, а алматинская епархия посвящена именно Пресвятой Троице. Но, и кроме того, на гербе есть и другая символика Троицы: Иисус, Дух Святой, символизируемый голубем, наверху – епископская шляпа как символ отцовства. Красный цвет – символ человечества, синий – божества, а золотой – наполняющей благодати Духа Святого. Изображение голубя выходит за границы герба, потому что герб – это щит, а щит – орудие для войны, но с изображением голубя он напоминает по форме сердце. Кроме того, герб – это символ человеческой структуры, а Дух Святой не умещается в рамки человеческих структур. Потом, почему роза синяя? Это самый прекрасный цветок, но розы не бывают синего цвета. Это цвет неба, и самый прекрасный цветок земли не может дать цвет неба, а у Марии это получилось.
«Распахните двери Христу!» – это первые слова, произнесенные Иоанном Павлом II в качестве Папы. Бенедикт XVI повторил эти слова в конце своей первой проповеди на престоле понтифика. Я присоединяюсь к этому призыву преемников Петра. Мне хотелось бы, чтобы верующие католики полностью распахнули двери Христу, а потом шли к людям, чтобы влиять на общество, чтобы наша закваска действительно было эффективна.
→ Этот год объявлен в Казахстане годом Марии. Какую роль она играет в вашей жизни?
→ Без нее, наверное, не было бы моего призвания, и не приехал бы сюда в Казахстан. Я видел много доказательств ее заботы обо мне. Она любит меня, чтобы я мог служить другим. В священники меня рукоположили в тот самый день, когда епископ Ян Павел Ленга посвятил Казахстан Марии – Царице мира, 25 июня 1995 г. Конечно, вряд ли он в тот день думал обо мне (смеется), но для меня это стало знамением того, что мой приезд в эту страну был угоден ей. По-моему, лучше слушаться Маму, чем себя.
→ Говорят, что на отношения с Марией влияют отношения человека с родной матерью. В вашем случае это было так?
→ Конечно, багаж, вынесенный из семьи, оказывает определенное влияние. Но материнство Марии – это не материнство человеческое. У него другое измерение. Отношения с земной матерью помогают установить отношения с Марией в начале этого пути. Но это только начало. Отношения с Марией намного лучше, намного больше и эффективнее. Ведь земные матери не могут сделать все и быть с нами везде. А Мария всегда с нами, стоит лишь позвать, а можно даже и не звать, и она все равно придет.
Беседовала
с. Я. Сумиласова
Lectio divina
1 мая
II воскресенье Пасхи
ВСТРЕЧА С ВОСКРЕСШИМ ХРИСТОМ
Деян 2, 42-47; Пс 118(117); 1 Петр 1, 3-9; Ин 20, 19-31.
Евангелие: В синоптических Евангелиях и в Евангелии от Иоанна мы читаем о встречах учеников с воскресшим Иисусом. Вера Церкви основывается на свидетельствах людей, встретивших живого Христа, после того, как они своими собственными глазами видели, как распяли Господа нашего, и Он умер на Кресте. Апостол Павел решительно защищает физическое воскресение Иисуса в ответ на сомнения христиан Коринфа (1 Кор 15).
Фома не присутствовал при явлении Иисуса и не принял свидетельства учеников. Он желал лично увидеть Учителя и коснуться Его ран. И Господь милостиво позволил ему на его же условиях прийти к вере в Христово воскресение. Вместе с тем Иисус помнил о большинстве Своих последователей, которые верят в Его воскресение благодаря дару веры, утверждению в Божьем слове и просто свидетельству христиан, ежедневно повторяющих: «Верую в Иисуса умершего и воскресшего».
Чуть ранее нашего отрывка мы читаем, что Господь поручил ученикам продолжать Его миссию восстановления верных взаимоотношений между людьми и Богом, распространяя заповеди Царствия Божьего по всей земле: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». И после этих слов Иисус дал им дар Святого Духа.
Размышление: Встретились ли вы с воскресшим Христом и приняли ли Его власть и божественную сущность? Ваша вера в Иисуса формальная или интеллектуальна? Как она влияет на вашу повседневную жизнь? Как вы думаете, какое поручение дает вам Иисус? Какую роль в исполнении этого поручения играет Святой Дух?
Молитва: Предложите Богу в молитве свою жизнь, особенно те ее сферы, которые трудно отдать в руки Господа. Молитесь Иисусу словами: «Господь мой и Бог мой!».
Созерцание: Три раза в этом отрывке Иисус говорит Своим ученикам: «Мир вам». Как же мы нуждаемся в том, чтобы услышать эти слова. «И мир Божий сохранит сердца и помышления ваши» (Флп 4, 7)
8 мая
III воскресенье Пасхи
ОТКРОЕМ ОЧИ НАШИ
Деян 2, 14. 22-28; Пс 16(15); 1 Петр 1, 17-21; Лк 24, 13-35.
Евангелие: Это был третий день после смерти Иисуса. Гроб оказался открыт, а тело Христа исчезло. Несмотря на Его обещание воскреснуть в третий день, двое учеников потеряли надежду и пошли в Эммаус.
По дороге Иисус присоединился к ним, но они не узнают Его. Он говорит им, что смерть Мессии и воскресение были необходимы для исполнения Божьего замысла, и об этом возвещалось в Писании. Но глаза учеников открылись лишь тогда, когда Христос преломил хлеб.
Тогда они устремились в Иерусалим, чтобы рассказать об этом другим ученикам. А когда они прибыли, то оказалось, что Иисус уже явился Симону. Таким образом, Лука описал встречу трех свидетелей, которые своими собственными глазами видели воскресшего Христа. А до Вознесения Господа на небеса к этим свидетелям присоединились и другие очевидцы.
Размышление: Иисус открыл Себя двум ученикам в тот момент, когда они были так печальны и, казалось, даже теряли силу духа. Чему эта встреча учит нас?
Молитва: Поблагодарите Иисуса за то, что Он заплатил высокую цену за ваши грехи – умер и воскрес. Призовите Господа быть ближе вам и еще более открыть Себя. Молитесь за тех, кто чувствует, что теряет силу духа или сомневается в вере.
Созерцание: Двое учеников прошли 11 километров по дороге в Иерусалим, передвигаясь в основном ночью, чтобы ободрить своих друзей, таких же учеников. Подумайте, как вы можете ответить на благовестие Евангелия и поделиться им с другими людьми.
15 мая
IV воскресенье Пасхи
СЛУШАЙ ГОЛОС ПАСТЫРЯ
Деян 2, 14. 36-41; Пс 23(22); 1 Петр 2, 20-25; Ин 10, 1-10.
Евангелие: Для лучшего понимания сегодняшнего чтения нам нужно прочесть отрывок Ин 10, 11-18. В ст. 1-5 Иисус рассказывает нам притчу о Пастыре, а в 7-16 объясняет ее значение.
Иисус дважды говорит: «Я есмь», при этом добавляя метафоры, раскрывающие личность Господа. В 7 ст. Он называет Себя «дверью», а в 11 «добрым пастырем».
Людям того времени, слушающим Иисуса, была близка тема Бога как пастыря, а еврейского народа как овец. Поэтому, называя Себя добрым пастырем, Иисус идентифицирует Себя с Богом и говорит о Его роли в защите и опеке Своих овец.
Христос также добавляет, что пастырь ведет своих овец и знает каждую из них по имени. Овцы знают голос Его и следуют за Ним в овчий двор и к пажитям, где есть питание им. В ст. 11-16 Он упоминает тот факт, что однажды Он положит жизнь за овец Своих. Господь рассказывает нам о «других овцах», возможно, имея в иду прозелитов из язычества, которых привлечет, дабы они вошли в единое стадо.
Будучи добрым пастырем, Иисус называет Себя также дверью для овец. Только через Христа мы можем стать частью Божьего стада. В Ин 14, 6 мы читаем: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (мы будем рассматривать этот отрывок в следующее воскресенье).
Иисус противопоставлял Свою миссию действиям лжепророков и лжехристов, что придут прельстить Божье стадо и «украсть, убить и погубить». В отличие от них наш славный Бог Иисус Христос дарует нам «жизнь… с избытком» – жизнь вечную (ст. 10).
Размышление: Как, по-вашему, почему Иисус прибегает к метафорам, говоря о Себе? Как они раскрывают Иисуса? Что вы сегодня узнали об Иисусе и ваших взаимоотношениях с Ним? Считаете ли вы Иисуса вашим пастырем? Чувствуете ли вы, как Бог ведет вас? Какой духовной пищей и водой Он питает вас? Нужно ли вам каким-либо образом изменить вашу жизнь, чтобы в будущем более ясно слышать голос Пастыря?
Молитва: Пс 23(22) – один из самых известных. Прочтите его стих за стихом, и пусть он станет вашей личной молитвой к Богу.
Созерцание: Проведите время в созерцании стиха 1 Петр 2, 25: «Ибо вы были как овцы, блуждающие не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».
22 мая
V воскресенье Пасхи
ПУТЬ
Деян 6, 1-7; Пс 33(32); 1 Петр 2, 4-9; Ин 14, 1-12.
Евангелие: Этот разговор происходил во время пасхальной трапезы в Иерусалиме. Иисус знал, что Его неизбежный арест и распятие станут суровым испытанием для учеников.
Господь не описывает подробно, но в ст. 2-4 мы читаем о том, что нас ожидают небеса. Иисус знает, что после распятия Он воскреснет и присоединится к Своему Отцу в Царстве Небесном.
Христос обещает ученикам, что после смерти и они присоединятся к Нему на небесах, но Господь не говорит о том, что это будет легко и просто.
Говоря с Фомой, Иисус называет Себя путем, истиной и жизнью и добавляет, что только Он – единственный путь к Отцу. Возможно, в тот момент ученики не поняли истинного значения этих слов.
В беседе с Филиппом Господь говорит о единстве с Богом Отцом. Это концепция была довольно трудной для учеников. И в самом деле, Церкви потребовалось столетиями размышлять над ней, чтобы лишь едва прикоснуться к великой тайне Пресвятой Троицы. Иисус же говорит, что тот, кто видел Его, видел Отца: верою мы можем распознать в Иисусе Бога Отца.
Наше сегодняшнее чтение заканчивается интригующим утверждением Иисуса о том, что его последователи будут делать дела большие, нежели Он совершал. Это связано с дарованием Духа Святого, о котором мы подробнее прочтем на следующей неделе.
Нам нужно напоминать самим себе совет Иисуса, данный ученикам в самом начале разговора: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте».
Размышление: В каком смысле Иисус является путем, истиной и жизнью и единственной дорогой к Отцу?
Вспомните, как Иисус показал вам, что Он есть ваш личный путь? Отражается ли это на вашей повседневной жизни?
Что вы сегодня узнали о доверии к Богу? Как вы можете применить это в жизни?
Молитва: Пс 33(32) возвещает о верности Божьей. Прочитайте его целиком и откликнитесь на него в молитве Господу. Так же, как и ученики, мы не всегда понимаем Господних благодеяний, но можем довериться Богу, который верен и благ.
Созерцание: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”».
Поразмышляйте над этими стихами из 1 Петр 2, 4-6. Подумайте об Иисусе как о краеугольном камне Царствия Божьего. Спросите Господа о том, как вы можете стать «живым камнем» в Его храме.
29 мая
VI воскресенье Пасхи
БЕСЦЕННЫЙ ДАР
Деян 8, 5-8. 14-17; Пс 66(65); 1 Петр 3, 15-18; Ин 14, 15-21.
Евангелие: Сегодня чтение из Евангелия от Иоанна вводит нас в сердце пасхальной трапезы. Мы становимся свидетелями последних поручений Иисуса самым близким Его друзьям и ученикам.
Иисус говорит об очень важных вопросах: о Его взаимоотношениях с учениками и о том, что случится, когда Он уйдет и Отец пошлет им Святого Духа.
Дух Святой придет как гарантия постоянного присутствия Бога с каждым учеником (ст. 16-17). Мир или неверующие не могут получить Духа Святого, потому что они не могут видеть и знать Его. Но ученики смогут. Святой Дух назван «другим Утешителем», данным нам, помимо Утешителя верных – Иисуса.
Разными путями пытается мир противостоять Иисусу и Его ученикам, но на этот раз апостол Иоанн не развивает эту тему.
Иисус не углубляется в подробности Своего грядущего возвращения, но оставляет ученикам обещание: «приду к вам». Мы можем найти обещание воскресения и возвращения в 18 ст. Это говорит о глубокой заботе Господа о Его возлюбленных учениках перед лицом грядущего шторма.
Бог переплетает Свое учение с любовью и призывает учеников каждый день жить любовью к Нему. Он знает, что они нуждаются во всевозможной помощи, поэтому от их имени обращается к Своему Отцу с просьбой о даровании им Духа Святого.
Святою Дух любит тех, кто любит Иисуса и соблюдает Его заповеди. Он действует как заступник, утешитель и учитель, поддерживая учеников, а иногда проверяя их на пути послушания Христу и Его заповедям. Все эти темы сплетаются в богатую фактуру учения веры. В этих нескольких стихах, являющихся частью одного большого отрывка учения Спасителя, сложные идеи растолковываются с величайшей простотой и ясностью.
Размышление: Действия Святого Духа различны, но Иисус обращает наше внимание, возможно, на самое важное из них – это способность открывать истину о Боге (ст. 17). Мы постоянно нуждаемся в напоминании о том, каков Он на самом деле, поскольку наше представление о Творце так легко может быть искажено. Любовь и послушание будут тем легче и естественнее, чем глубже будет наше понимание сущности Бога.
Какую роль в ваших взаимоотношениях с Богом играет Святой Дух? Что вы предпринимаете, чтобы поддерживать эти взаимоотношения? Когда вы по-настоящему поняли, что Дух Святой вас ведет?
Молитва: Сегодня в литургических чтениях читают Пс 66(65) или его часть, чтобы воспеть хвалу Богу. Возьмите же и вы несколько стихов из него, чтобы прославить Господа. А может быть, вы пожелаете произнести или написать свой гимн? В качестве альтернативы попытайтесь нарисовать простую картину или рисунок как выражение хвалы Господу Богу нашему.
Вспомните события прошедшей недели. Восхвалите Господа за Его присутствие во всех ваших делах и во всем, что с вами происходило радостного и печального.
Созерцание: Что в сегодняшнем размышлении особенно тронуло ваше сердце и дух? Направьте к Святому Духу помышления вашей души, попросите Его показать вам, на что Бог желает обратить ваше внимание и как вам следует ответить Ему.
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой
Что случилось в Иерусалиме
Каждому верующему хочется выразить радость по поводу воскресения Христова и поделиться ею. Молодежь уральского прихода поделилась радостью с прихожанами не только в общении, но и посредством искусства – под чутким руководством с. Филипы была поставлена сценка под названием «Что случилось в Иерусалиме».
В сценке повествовалось о трех друзьях, ищущих Иисуса Христа. Чуть позже они узнают о том, что Иисус был схвачен, отдан под суд и распят. Но прежде им пришлось пройти долгий путь в поисках людей, отважившихся рассказать друзьям правду.
Начинается сценка с прихода друзей в Иерусалим. Они знакомятся с женщиной, рассказавшей им о въезде Иисуса в город. Она же провожает друзей к дому учеников Иисуса и знакомит с ремесленниками, которые рассказывают героям о дальнейшей судьбе Иисуса, взятии его под стражу, суде и распятии.
Путешествие друзей показывает нам, как нелегко каждому прийти к Иисусу, как нелегко узнать правду. Но каждый пришедший может услышать то, что будет помогать ему идти по жизни.
Заканчивается сценка встречей героев у Гроба Господня. Друзья прошли долгий путь, прежде чем узнали всю правду о смерти Иисуса. Но это стоило того – друзья все же смогли узнать того, кто «воскрес и всегда пребывает с нами до скончания веков».
Татьяна Воронцова
Администратура в Атырау
Каникулы с Богом
С 23 по 25 марта 2011 в уральском приходе проходили так называемые «Каникулы с Богом» - духовные упражнения для молодежи. В духовных упражнениях приняли участие десять человек. Проводили реколлекции о. Петр Сакмар и о. Януш Поток, а помощь им оказывали сестры cв. Елизаветы - с. Филиппа и с. Тереза.
Начало духовных упражнений 23 марта ознаменовалось встречей, знакомством и викториной, на которой мы попытались выяснить, кто что знает о Св. Писании и о Церкви, способны ли мы определить святых по их описанию и т.д. После св. Мессы последовал сытный ужин: должна выразить признательность с. Филиппе и волонтеру Агате, готовят они очень вкусно.
Вечер среды был посвящен размышлению над страданиями Христа: в восемь вечера, благодаря стараниям о. Петра, мы познакомились с фильмом «Страсти Христовы». Позже последовало небольшое обсуждение просмотренного: о. Петр рассказал нам некоторые точные факты из истории страданий Христовых.
Распорядок второго дня был очень плотным, перерывы были небольшими, но достаточными, чтобы отдохнуть и восстановить силы. Лекции о. Петра и о. Януша на особо важные для каждого человека темы «Грех», «Исповедь», «Евхаристия» дали пищу для размышлений до конца текущего дня. Это было очень интересно и давало энергию жить, расти и духовно развиваться. Это важные и интересные темы для молодого поколения.
Перерывы между лекциями, песнопениями и приемами пищи были ознаменованы радостными играми: настольные игры, теннис, настольный футбол – все увлекало как молодежь, так и священников.
Вечером того же дня прошла адорация – поклонение Пресвятым Дарам. Для некоторых подростков, в том числе и для меня, такое богослужение было в новинку, но атмосфера вечернего храма и очень красивая игра на гитаре в исполнении с. Филиппы располагали к размышлениям, молитвам, «разговору с Богом». Настоятель храма прислушивался и к пожеланиям молодежи: для вечера четверга был выбран фильм «Хроники Нарнии: покоритель зари». Этот совсем нерелигиозный фильм также подтолкнул молодежь на размышления, многие задумались о скрытой фабуле фильма – искушения в современной жизни.
Пятница стала заключительным днем «каникул», последняя лекция была представлена в виде слайд-шоу о будущем блаженном Папе Иоанне Павле II. Финальный обед и ужин прошли в очень веселой атмосфере, молодежь и настоятели храма оживленно беседовали на различные темы. Заключением реколлекций стали крестный ход и св. Месса, после чего молодые люди разъехались по домам, чтобы делиться своей верой с близкими.
Выражаем благодарность настоятелю храма и викарию, а также сестрам за предоставленную нам возможность на некоторое время оставить привычный нам мир за стенами храма и ближе познакомиться с Церковью, религиозной жизнью и таинствами.
Татьяна Воронцова
Архиепархия в Астане
Все для Иисуса, Иисуса одного
22 марта митрополит Томаш Пэта в сослужении с настоятелем прихода о. Александром Фиксом и другими священниками при участии множества монашествующих и верующих совершил заупокойную св. Мессу за усопшую с. Иосиф Марию. Мы помним ее, заложившую основы Церкви и конгрегации в Казахстане, и уповаем, что она станет нам заступницей на небесах.
Сестра Иосиф Мария Бронислава Лейц родилась 4 марта 1919 г. в Латвии, Виляны. Она была четвертым ребенком в верующей семье, самая младшая и очень любимая всеми. Отца звали Станиславом, а мать Моникой.
В маленьком городке Виляны был монастырь отцов- мариинцев, один из которых стал духовником Брониславы. У них она научилась многому: как любить Бога и ближнего, внимательно слушать проповеди.
В 1948 г., уже будучи молодой учительницей, она поняла, что Бог зовет ее следовать за Собой, т.е. посвятить себя монашеской жизни. Она вступила в рижский монастырь сестер Бедного Младенца Иисуса. А спустя пару дней умерла ее мать. Тогда Бронислава еще полнее отдала себя Небесной Матери.
В 1950 г. по приказу властей сестре пришлось оставить монастырь в Риге и переехать в Аглону (святилище в Латвии) в старый доминиканский монастырь, где прежде жили, молились, работали отцы-доминиканцы. Там условия были нелегкими, власти стремились уничтожить монашество.
В 1951 г. после постулата и двухгодичного новициата вместе с другими сестрами она принесла первые обеты бедности, целомудрия и послушания по уставу св. Августина. После пройден- ных испытаний с. Иосиф посвятила полностью свою жизнь Богу, принеся свои вечные обеты в 1954 г. в Рождественскую ночь во время торжественной св. Мессы.
Какое-то время спустя сестер выселяют из аглонского монастыря, так как власти того времени не желали свидетельства их монашеской жизни. Монахиням запретили носить рясы, но они не сдавались. От них требовали разойтись по домам, но ни одна не сделала этого. Они остались верны своему призванию и все вместе ушли в подполье. Пусть без рясы, но их все равно можно было узнать по их добродетельной и примерной жизни. Они были светильниками для других верующих. Живя малыми группами, монахини могли еще больше катехизировать и молиться о других людях. Их скромная жизнь ничем не отличалась от жизни других, но они были теми, кто нес свет Евангелия миру.
По призыву Господа с. Иосиф, несмотря на все трудности, которые ее ожидают, смело принимает приглашение поехать в Казахстан, в ту далекую страну, о которой знала лишь по карте. У нее и с. Вероники Марии был только адрес, куда они и приехали 28 апреля 1962 г. Это был г. Макинск, где сестра Иосиф Мария прослужила Богу и людям 49 лет.
Имея образования учительницы, она отказывается работать в школе, так как воспитание и обучение детей основывалась на атеистических взглядах. Тогда сестра посвящает свое служение больным.
Следуя девизу нашей основательницы: «Вести детей к Иисусу», с. Иосиф в условиях преследований готовила каждого ребенка к таинствам по отдельности тайно, на дому, по вечерам. И ежегодно таких детей было около полутора десятков.
Из-за гонений священники не могли окормлять свою паству. Поэтому с. Иосиф, лишенная ежедневной св. Мессы, черпала силы в молитве, особенно перед Святыми Дарами, которые тайно хранились в их маленькой, скрытой от посторонних глаз Часовне. Монахини непрестанно молились о священниках и просили Бога дать им постоянного пастыря.
С. Иосиф взялась за плуг и не поворачивала назад, всегда с надеждой уповая на Бога.
Мы благодарим ее за верность в служении Церкви и конгрегации вопреки всем трудностям.
И до конца своей жизни она была довольна всем, одаривала окружающих своей улыбкой и благодарила за все.
С. Клара Тома Малса