Газета "Кредо" №5(189)'11
Lectio divina
1 мая
II воскресенье Пасхи
ВСТРЕЧА С ВОСКРЕСШИМ ХРИСТОМ
Деян 2, 42-47; Пс 118(117); 1 Петр 1, 3-9; Ин 20, 19-31.
Евангелие: В синоптических Евангелиях и в Евангелии от Иоанна мы читаем о встречах учеников с воскресшим Иисусом. Вера Церкви основывается на свидетельствах людей, встретивших живого Христа, после того, как они своими собственными глазами видели, как распяли Господа нашего, и Он умер на Кресте. Апостол Павел решительно защищает физическое воскресение Иисуса в ответ на сомнения христиан Коринфа (1 Кор 15).
Фома не присутствовал при явлении Иисуса и не принял свидетельства учеников. Он желал лично увидеть Учителя и коснуться Его ран. И Господь милостиво позволил ему на его же условиях прийти к вере в Христово воскресение. Вместе с тем Иисус помнил о большинстве Своих последователей, которые верят в Его воскресение благодаря дару веры, утверждению в Божьем слове и просто свидетельству христиан, ежедневно повторяющих: «Верую в Иисуса умершего и воскресшего».
Чуть ранее нашего отрывка мы читаем, что Господь поручил ученикам продолжать Его миссию восстановления верных взаимоотношений между людьми и Богом, распространяя заповеди Царствия Божьего по всей земле: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». И после этих слов Иисус дал им дар Святого Духа.
Размышление: Встретились ли вы с воскресшим Христом и приняли ли Его власть и божественную сущность? Ваша вера в Иисуса формальная или интеллектуальна? Как она влияет на вашу повседневную жизнь? Как вы думаете, какое поручение дает вам Иисус? Какую роль в исполнении этого поручения играет Святой Дух?
Молитва: Предложите Богу в молитве свою жизнь, особенно те ее сферы, которые трудно отдать в руки Господа. Молитесь Иисусу словами: «Господь мой и Бог мой!».
Созерцание: Три раза в этом отрывке Иисус говорит Своим ученикам: «Мир вам». Как же мы нуждаемся в том, чтобы услышать эти слова. «И мир Божий сохранит сердца и помышления ваши» (Флп 4, 7)
8 мая
III воскресенье Пасхи
ОТКРОЕМ ОЧИ НАШИ
Деян 2, 14. 22-28; Пс 16(15); 1 Петр 1, 17-21; Лк 24, 13-35.
Евангелие: Это был третий день после смерти Иисуса. Гроб оказался открыт, а тело Христа исчезло. Несмотря на Его обещание воскреснуть в третий день, двое учеников потеряли надежду и пошли в Эммаус.
По дороге Иисус присоединился к ним, но они не узнают Его. Он говорит им, что смерть Мессии и воскресение были необходимы для исполнения Божьего замысла, и об этом возвещалось в Писании. Но глаза учеников открылись лишь тогда, когда Христос преломил хлеб.
Тогда они устремились в Иерусалим, чтобы рассказать об этом другим ученикам. А когда они прибыли, то оказалось, что Иисус уже явился Симону. Таким образом, Лука описал встречу трех свидетелей, которые своими собственными глазами видели воскресшего Христа. А до Вознесения Господа на небеса к этим свидетелям присоединились и другие очевидцы.
Размышление: Иисус открыл Себя двум ученикам в тот момент, когда они были так печальны и, казалось, даже теряли силу духа. Чему эта встреча учит нас?
Молитва: Поблагодарите Иисуса за то, что Он заплатил высокую цену за ваши грехи – умер и воскрес. Призовите Господа быть ближе вам и еще более открыть Себя. Молитесь за тех, кто чувствует, что теряет силу духа или сомневается в вере.
Созерцание: Двое учеников прошли 11 километров по дороге в Иерусалим, передвигаясь в основном ночью, чтобы ободрить своих друзей, таких же учеников. Подумайте, как вы можете ответить на благовестие Евангелия и поделиться им с другими людьми.
15 мая
IV воскресенье Пасхи
СЛУШАЙ ГОЛОС ПАСТЫРЯ
Деян 2, 14. 36-41; Пс 23(22); 1 Петр 2, 20-25; Ин 10, 1-10.
Евангелие: Для лучшего понимания сегодняшнего чтения нам нужно прочесть отрывок Ин 10, 11-18. В ст. 1-5 Иисус рассказывает нам притчу о Пастыре, а в 7-16 объясняет ее значение.
Иисус дважды говорит: «Я есмь», при этом добавляя метафоры, раскрывающие личность Господа. В 7 ст. Он называет Себя «дверью», а в 11 «добрым пастырем».
Людям того времени, слушающим Иисуса, была близка тема Бога как пастыря, а еврейского народа как овец. Поэтому, называя Себя добрым пастырем, Иисус идентифицирует Себя с Богом и говорит о Его роли в защите и опеке Своих овец.
Христос также добавляет, что пастырь ведет своих овец и знает каждую из них по имени. Овцы знают голос Его и следуют за Ним в овчий двор и к пажитям, где есть питание им. В ст. 11-16 Он упоминает тот факт, что однажды Он положит жизнь за овец Своих. Господь рассказывает нам о «других овцах», возможно, имея в иду прозелитов из язычества, которых привлечет, дабы они вошли в единое стадо.
Будучи добрым пастырем, Иисус называет Себя также дверью для овец. Только через Христа мы можем стать частью Божьего стада. В Ин 14, 6 мы читаем: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (мы будем рассматривать этот отрывок в следующее воскресенье).
Иисус противопоставлял Свою миссию действиям лжепророков и лжехристов, что придут прельстить Божье стадо и «украсть, убить и погубить». В отличие от них наш славный Бог Иисус Христос дарует нам «жизнь… с избытком» – жизнь вечную (ст. 10).
Размышление: Как, по-вашему, почему Иисус прибегает к метафорам, говоря о Себе? Как они раскрывают Иисуса? Что вы сегодня узнали об Иисусе и ваших взаимоотношениях с Ним? Считаете ли вы Иисуса вашим пастырем? Чувствуете ли вы, как Бог ведет вас? Какой духовной пищей и водой Он питает вас? Нужно ли вам каким-либо образом изменить вашу жизнь, чтобы в будущем более ясно слышать голос Пастыря?
Молитва: Пс 23(22) – один из самых известных. Прочтите его стих за стихом, и пусть он станет вашей личной молитвой к Богу.
Созерцание: Проведите время в созерцании стиха 1 Петр 2, 25: «Ибо вы были как овцы, блуждающие не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».
22 мая
V воскресенье Пасхи
ПУТЬ
Деян 6, 1-7; Пс 33(32); 1 Петр 2, 4-9; Ин 14, 1-12.
Евангелие: Этот разговор происходил во время пасхальной трапезы в Иерусалиме. Иисус знал, что Его неизбежный арест и распятие станут суровым испытанием для учеников.
Господь не описывает подробно, но в ст. 2-4 мы читаем о том, что нас ожидают небеса. Иисус знает, что после распятия Он воскреснет и присоединится к Своему Отцу в Царстве Небесном.
Христос обещает ученикам, что после смерти и они присоединятся к Нему на небесах, но Господь не говорит о том, что это будет легко и просто.
Говоря с Фомой, Иисус называет Себя путем, истиной и жизнью и добавляет, что только Он – единственный путь к Отцу. Возможно, в тот момент ученики не поняли истинного значения этих слов.
В беседе с Филиппом Господь говорит о единстве с Богом Отцом. Это концепция была довольно трудной для учеников. И в самом деле, Церкви потребовалось столетиями размышлять над ней, чтобы лишь едва прикоснуться к великой тайне Пресвятой Троицы. Иисус же говорит, что тот, кто видел Его, видел Отца: верою мы можем распознать в Иисусе Бога Отца.
Наше сегодняшнее чтение заканчивается интригующим утверждением Иисуса о том, что его последователи будут делать дела большие, нежели Он совершал. Это связано с дарованием Духа Святого, о котором мы подробнее прочтем на следующей неделе.
Нам нужно напоминать самим себе совет Иисуса, данный ученикам в самом начале разговора: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте».
Размышление: В каком смысле Иисус является путем, истиной и жизнью и единственной дорогой к Отцу?
Вспомните, как Иисус показал вам, что Он есть ваш личный путь? Отражается ли это на вашей повседневной жизни?
Что вы сегодня узнали о доверии к Богу? Как вы можете применить это в жизни?
Молитва: Пс 33(32) возвещает о верности Божьей. Прочитайте его целиком и откликнитесь на него в молитве Господу. Так же, как и ученики, мы не всегда понимаем Господних благодеяний, но можем довериться Богу, который верен и благ.
Созерцание: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”».
Поразмышляйте над этими стихами из 1 Петр 2, 4-6. Подумайте об Иисусе как о краеугольном камне Царствия Божьего. Спросите Господа о том, как вы можете стать «живым камнем» в Его храме.
29 мая
VI воскресенье Пасхи
БЕСЦЕННЫЙ ДАР
Деян 8, 5-8. 14-17; Пс 66(65); 1 Петр 3, 15-18; Ин 14, 15-21.
Евангелие: Сегодня чтение из Евангелия от Иоанна вводит нас в сердце пасхальной трапезы. Мы становимся свидетелями последних поручений Иисуса самым близким Его друзьям и ученикам.
Иисус говорит об очень важных вопросах: о Его взаимоотношениях с учениками и о том, что случится, когда Он уйдет и Отец пошлет им Святого Духа.
Дух Святой придет как гарантия постоянного присутствия Бога с каждым учеником (ст. 16-17). Мир или неверующие не могут получить Духа Святого, потому что они не могут видеть и знать Его. Но ученики смогут. Святой Дух назван «другим Утешителем», данным нам, помимо Утешителя верных – Иисуса.
Разными путями пытается мир противостоять Иисусу и Его ученикам, но на этот раз апостол Иоанн не развивает эту тему.
Иисус не углубляется в подробности Своего грядущего возвращения, но оставляет ученикам обещание: «приду к вам». Мы можем найти обещание воскресения и возвращения в 18 ст. Это говорит о глубокой заботе Господа о Его возлюбленных учениках перед лицом грядущего шторма.
Бог переплетает Свое учение с любовью и призывает учеников каждый день жить любовью к Нему. Он знает, что они нуждаются во всевозможной помощи, поэтому от их имени обращается к Своему Отцу с просьбой о даровании им Духа Святого.
Святою Дух любит тех, кто любит Иисуса и соблюдает Его заповеди. Он действует как заступник, утешитель и учитель, поддерживая учеников, а иногда проверяя их на пути послушания Христу и Его заповедям. Все эти темы сплетаются в богатую фактуру учения веры. В этих нескольких стихах, являющихся частью одного большого отрывка учения Спасителя, сложные идеи растолковываются с величайшей простотой и ясностью.
Размышление: Действия Святого Духа различны, но Иисус обращает наше внимание, возможно, на самое важное из них – это способность открывать истину о Боге (ст. 17). Мы постоянно нуждаемся в напоминании о том, каков Он на самом деле, поскольку наше представление о Творце так легко может быть искажено. Любовь и послушание будут тем легче и естественнее, чем глубже будет наше понимание сущности Бога.
Какую роль в ваших взаимоотношениях с Богом играет Святой Дух? Что вы предпринимаете, чтобы поддерживать эти взаимоотношения? Когда вы по-настоящему поняли, что Дух Святой вас ведет?
Молитва: Сегодня в литургических чтениях читают Пс 66(65) или его часть, чтобы воспеть хвалу Богу. Возьмите же и вы несколько стихов из него, чтобы прославить Господа. А может быть, вы пожелаете произнести или написать свой гимн? В качестве альтернативы попытайтесь нарисовать простую картину или рисунок как выражение хвалы Господу Богу нашему.
Вспомните события прошедшей недели. Восхвалите Господа за Его присутствие во всех ваших делах и во всем, что с вами происходило радостного и печального.
Созерцание: Что в сегодняшнем размышлении особенно тронуло ваше сердце и дух? Направьте к Святому Духу помышления вашей души, попросите Его показать вам, на что Бог желает обратить ваше внимание и как вам следует ответить Ему.
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой