Газета "Кредо" №5(189)'11
Не понимаю, как стал священником
Как мы писали уже в предыдущем номере, Папа Римский Бенедикт XVI назначил бывшего ректора Межъепархиальной семинарии в Караганде о. Хосе Луиса Мумбиелу Сьерру епископом епархии Пресвятой Троицы в Алматы. Прежде мы часто просили этого интересного и веселого человека рассказать о своем пути к священству, но он только отшучивался и всячески увиливал от интервью. И лишь теперь, видимо, желая сделать нам прощальный подарок перед отъездом в южную столицу, о. Хосе, наконец, согласился поговорить с нашим корреспондентом.
→ Каждого человека Господь призывает по-своему. У одних это длинный путь от сомнения до полного посвящения всей своей жизни Богу. А у других – это внезапное озарение, одно мгновение, когда они понимают, что должны следовать за Христом. Расскажите, как это было у вас?
→ В Писании мы читаем, что Бог призвал нас «прежде создания мира» и «от чрева матери». Не знаю, была ли моя мама в курсе, но Господь, наверное, что-то уже планировал тогда, хотя, должен признать, что моя жизнь не всегда была на 100% христианской. Конечно, я с детства ходил с родителями на Мессу. Но в подростковом возрасте меня уже больше привлекала компания друзей, и я какое-то время перестал бывать в храме. Однако, потом мои новые друзья снова привели меня в Церковь. И я понимаю, что это было от Бога, который подготавливает условия, чтобы «поймать» тебя. Со временем наша группа распалась, большинство перестало ходить на Мессу, а я остался.
Как бы то ни было, благодаря этим друзьям я вернулся в Церковь и начал более серьезную христианскую жизнь. И настал момент, когда я стал чувствовать какую-то близость с Богом, ощущать, что в Храме Кто-то есть. Пережив такое, человек уже не просто ходит на Мессу и на Исповедь. Он чувствует, что «там» Кто-то есть, и Он стучит, а ты не знаешь, чего Он хочет, и боишься открыть дверь. Наконец, пришел тот день, когда я понял, в чем дело, что Он хочет, чтобы я полностью отдал себя Ему. Вопрос был только в этом. В тот момент я принял это решение. Как его исполнить, я не знал. Куда направить мою жизнь? Как посвятить себя Богу? Я понял, что Он ждет от меня полного посвящения Ему. Но как, каким путем и где? Однажды один священник в разговоре неожиданно спросил меня, что я собираюсь делать в жизни. Я ответил, что хотел бы полностью посвятить себя Богу и подумываю о священстве. Тот священник был просто в шоке. Он был первым, кому я открыл свою тайну, и у меня тогда как будто камень с души упал. Наконец-то я смог сказать кому-то, и ведь именно Господь устроил так, чтобы я поговорил с этим священником.
После этого уже начались серьезные разговоры со священниками. Мне было тогда 15 лет. У меня появился свой духовный руководитель, определенный план духовной жизни как подготовка к семинарии, хотя я тогда еще учился в школе. Ежедневная Месса, молитва, духовное чтение и т.д. Так что, когда я пришел в семинарию, то многое там для меня уже было не новым.Такова история рождения моего «да» Господу.
→ А как это приняли ваши родители и близкие?
→ Моя мама шутила: «У меня четверо детей – один не выходит из Церкви, а другие туда не входят». В то время у моего брата и сестер вера не была особо крепкой. Так что и я сам, и все, по-моему, кроме Господа, были удивлены. Родные говорили: «Какой из него священник?! Священники общаются с людьми, много говорят, а он у нас такой застенчивый!» И, в принципе, я был согласен с ними. Я сам до сих пор не понимаю, как стал священником, но зато знаю одно: это от Бога.
→ После рукоположения вы работали какое-то время в Испании или сразу решили поехать в Казахстан?
→ Сначала как дьякон, а потом как священник я почти три года проработал в одном из приходов епархии Лерида в качестве викария. Именно в то время мне и другим священникам из Общества св. Креста пришло из Ватикана приглашение поехать в Казахстан. В Испании нашлось немало таких, кто согласился, но нужно еще было получить разрешение епископа. Мой епископ не очень-то хотел отпускать меня, потому что я был самым молодым священником нашей епархии, а средний возраст остальных зашкаливал за 60. Но он знал, что это было не мое личное желание, а призыв Ватикана, самого Папы, и дал позволение. По-моему, это было очень щедро с его стороны. Он сказал, что, если в нашей епархии дела плохи, то там, наверное, еще хуже. Так что, если мы поможем Казахстану, то Господь поможет нам. И вот что интересно: меня назначили епископом в субботу 5 марта; а в воскресенье 6 марта мне позвонил епископ моей родной епархии, чтобы поздравить меня и сказать, что в тот день он рукоположил двух молодых священников. И я сказал ему: «Отец, видите, как Господь благодарит: вы подарили одного священника, а Он вам – двух». Это хороший урок для нас.
→ После приезда в Казахстан вы работали в приходе, а потом были назначены ректором семинарии. В чем, по-вашему, особенность каждого из этих видов душепопечения?
→ После приезда в Казахстан вы работали в приходе, а потом были назначены ректором семинарии. В чем, по-вашему, особенность каждого из этих видов душепопечения?
→ Мне кажется, и там, и там самое важное – это вера, надежда и любовь. Без этого никак. И масса терпения: во-первых, к самому себе, а во-вторых, к людям, к работе, к условиям – особенным условиям, с которыми приходится сталкиваться в Казахстане. Терпение, потому что понятие «католическое» здесь означает нечто маленькое, условия не очень благоприятные, но все равно такова наша работа: быть солью земли и светом миру, как маленькая закваска, благодаря которой тесто приобретает приятный вкус. Мы все, и духовенство, и миряне, нужны живущим в этой стране людям, нужны католикам и некатоликам.
И в приходе, и в семинарии необходимо одно: позволить Господу вести приход, вести семинарию. Я не приехал сюда, чтобы создать свой приход, каким он должен быть по испанским или по моим представлениям. Иначе потом неминуемо наступит кризис, потому что мои планы – не планы Божьи, и люди реагируют по-разному. Я должен быть готов и открыт на планы Господа. И в семинарии все так же. Каждый семинарист – это отдельная история, история прошлого, настоящего и будущего. У каждого свой путь, свои плюсы и минусы, и Дух Святой ведет его так же, как меня, иногда непонятно как.
Нужно помнить, что воспитание – это дело Духа Святого, а не ректора или префекта. Поэтому и в приходе, и в семинарии настоятель или воспитатель должен быть очень близок к Иисусу, помнить, что он – не главный, а всего лишь сотрудник Христа и Духа Святого.
→ Что вы считаете самым важным для воспитания будущих священников в Казахстане?
→ По-моему, у всех семинарий в любой стране одна общая задача: расти в близости и общении с Иисусом. Это самое главное. Прочие элементы, такие как духовное, интеллектуальное, физическое, дисциплинарное воспитание, без личной связи со Христом будут бесполезны. Если перефразировать Павла, то можно иметь пятерки по всем предметам, выучить казахский, английский, латинский и даже китайский, но без истинной любви к Богу и людям все это бесполезно. А какой-то семинарист не достиг особых успехов в учебе, но зато очень любит Иисуса, и это важнее. Если он действительно любит Господа, то будет стремиться отдать Ему всего себя и на уроках, и в дисциплине, и в духовной жизни. Поэтому так важна личная связь со Христом. Для этого семинаристам требуется полная искренность с Иисусом и духовным отцом. И здесь, конечно же, многое зависит от духовного отца – именно он, а не ректор, выполняет главную работу, которая является чем-то вроде краеугольного камня каждой семинарии.
→ Отличаются ли чем-то семинарии в Испании от нашей семинарии?
→ Семинарии бывают разные, и живут они по-разному. В той же Испании в ходе моей подготовки мне довелось побывать в разных местах, и режимы воспитания там были различными. Где-то лучше, где-то иначе. Наша казахстанская семинария не самая лучшая и не самая худшая: она такая, какая есть. Трудно найти идеальный образец семинарии. Она должна быть семьей учеников Иисуса Христа. Без такой атмосферы не рождается Церковь.
Лично я всегда стремился к тому, чтобы отношения между воспитателями и семинаристами были именно семейными, дружескими отношениями, как у апостолов с Иисусом. Вот образец для семинарии: община апостолов и Иисуса. Апостолы тоже порой ссорились друг с другом, порой не понимали Иисуса, не совсем доверяли Ему. И семинаристы (по себе знаю это) иногда стесняются открыть свою душу воспитателям, им тоже иногда кажется, что от них требуют слишком многого. Поэтому нужно время, нужен процесс: мы любим Его, но лишь постепенно понимаем, чего Он хочет, почему он требует так много. Нужно быть с Иисусом, и Он разъяснит тебе притчу. А если ты далеко от Него, то не слышишь Его голос, не понимаешь притчу и не можешь спросить. Тебя не будет среди тех, кому Иисус моет ноги, чтобы ты чувствовал Его любовь, как Петр, как Андрей…
→ А как на счет недостатка семейного католического воспитания у местных семинаристов?
→ В Казахстане это большой минус. Людей, приходящих в семинарию, нельзя назвать «старыми» католиками. Но это не значит, что в странах, где католичество существует испокон веков, все семинаристы золотые. Т.е. не это главное; главное – это искренность сердца. Августин тоже не был «старым» католиком. Все зависит от человека. У каждого свой багаж, и каждому приходится бороться с трудностями, принесенными из дома, из детства. Когда Господь зовет, то дает достаточную благодать, чтобы справиться со всеми трудностями, живет ли человек здесь, в Казахстане, или в Испании, или в Ватикане или где-то в джунглях, где, возможно, некоторые люди незадолго до семинарии впервые увидели икону или распятие. Бог дает особую благодать. Поэтому в этом нет особой проблемы.
→ Недавно вас назначили епископом Алматы. На чем вы планируете в первую очередь сосредоточиться в новой для себя роли?
→ Новое для себя служение я начинаю так же, как начал путь своего призвания: с удивлением и молитвой. Раз Он позвал, пусть Он ведет все это дело. Мой опыт мне подсказывает, что не стоит строить собственные планы: Он должен вести. Я видел некоторые знаки, что это призвание внутри призвания было от Него. Раз это так, то я уверен, что Он постепенно явит мне Свои замыслы. Я же должен быть открыт на новые ситуации, которые раньше мне были незнакомы. Я работал уже в Алматы и знаю тамошних священников, монашествующих и мирян, и думаю, что у меня будут хорошие сотрудники. А это самое важное. Они – моя надежда и опора. Господь дает епархию не епископу, а людям. Епископ должен только направлять. Я сам считаю своей главной задачей сделать все, чтобы священники и сестры несли свое служение в радости. Они теперь будут моим приходом, о них я должен заботиться в первую очередь. Если они будут стопроцентными верующими, то епархия будет развиваться сама по себе, и епископу ничего особенно делать не нужно будет (смеется).
→ В вашем епископском гербе будут лилия, роза, Добрый Пастырь, Святой Дух и девиз: «Распахните двери Христу!» Не могли бы вы вкратце пояснить, почему вы выбрали такую символику.
→ Трудно передать смысл этой символики в двух словах. Мне хотелось, чтобы даже положение и позы что-то означали. Но если быть кратким, то лилия – это Иосиф, а синяя роза – Мария. Посредине Иисус – золотой Добрый Пастырь, перед которым мы должны полностью распахнуть двери наших сердец, наших домов, наших семей… Иосиф, Мария и Иисус – это как бы троица на земле, а алматинская епархия посвящена именно Пресвятой Троице. Но, и кроме того, на гербе есть и другая символика Троицы: Иисус, Дух Святой, символизируемый голубем, наверху – епископская шляпа как символ отцовства. Красный цвет – символ человечества, синий – божества, а золотой – наполняющей благодати Духа Святого. Изображение голубя выходит за границы герба, потому что герб – это щит, а щит – орудие для войны, но с изображением голубя он напоминает по форме сердце. Кроме того, герб – это символ человеческой структуры, а Дух Святой не умещается в рамки человеческих структур. Потом, почему роза синяя? Это самый прекрасный цветок, но розы не бывают синего цвета. Это цвет неба, и самый прекрасный цветок земли не может дать цвет неба, а у Марии это получилось.
«Распахните двери Христу!» – это первые слова, произнесенные Иоанном Павлом II в качестве Папы. Бенедикт XVI повторил эти слова в конце своей первой проповеди на престоле понтифика. Я присоединяюсь к этому призыву преемников Петра. Мне хотелось бы, чтобы верующие католики полностью распахнули двери Христу, а потом шли к людям, чтобы влиять на общество, чтобы наша закваска действительно было эффективна.
→ Этот год объявлен в Казахстане годом Марии. Какую роль она играет в вашей жизни?
→ Без нее, наверное, не было бы моего призвания, и не приехал бы сюда в Казахстан. Я видел много доказательств ее заботы обо мне. Она любит меня, чтобы я мог служить другим. В священники меня рукоположили в тот самый день, когда епископ Ян Павел Ленга посвятил Казахстан Марии – Царице мира, 25 июня 1995 г. Конечно, вряд ли он в тот день думал обо мне (смеется), но для меня это стало знамением того, что мой приезд в эту страну был угоден ей. По-моему, лучше слушаться Маму, чем себя.
→ Говорят, что на отношения с Марией влияют отношения человека с родной матерью. В вашем случае это было так?
→ Конечно, багаж, вынесенный из семьи, оказывает определенное влияние. Но материнство Марии – это не материнство человеческое. У него другое измерение. Отношения с земной матерью помогают установить отношения с Марией в начале этого пути. Но это только начало. Отношения с Марией намного лучше, намного больше и эффективнее. Ведь земные матери не могут сделать все и быть с нами везде. А Мария всегда с нами, стоит лишь позвать, а можно даже и не звать, и она все равно придет.
Беседовала
с. Я. Сумиласова