священник, покровитель миссии, память 3 декабря
Хавьер, Испания, 1506 г. – о. Чанчуэньшань, Китай, 3 декабря 1552 г.
«Учась в Париже, познакомился со св. Игнатием Лойолой и вошел в первую ячейку Общества Иисуса. Величайший миссионер Нового времени. Сеял Евангелие среди древних восточных культур, адаптируя его с мудрым апостольским чувством к характеру адресатов. В своих миссионерских поездках достиг Индии и Японии и умер, собираясь нести учение Христа на бескрайние просторы Китая» («Римский миссал»).
Покровитель: Японии, Индии, Пакистана, миссий, миссионеров и моряков.
Имя: «свободный» со старонемецкого.
«Римский мартиролог»: «Память св. Франциска Ксаверия, священника из Общества Иисуса, евангелизатора Индии, уроженца Наварры, одного из первых товарищей св. Игнатия. Движимый пламенным желанием сеять Евангелие, усердно возвещал Христа неисчислимым жителям Индии, Молуккских островов и других регионов, затем обратил к вере множество японцев и умер в Китае на о. Чанчуэньшань, изнуренный болезнью и напряженными трудами».
Этот пионер миссии Нового времени, покровитель Востока с 1748 г., Института распространения веры с 1904 г., всех миссий вместе со св. Терезой от Младенца Иисуса с 1927 г., родился 7 апреля 1506 г. в замке знатного рода Хавьер в испанской Наварре. Решено было, что он станет не юристом и правителем, как его отец, и не воином, как его старшие братья, а церковным служителем, как любой младший сын аристократической семьи в те времена. Поэтому в 1925 г. с мечтой о богатых доходах Памплонской епархии Франциск отправился в Париж, чтобы защитить там докторскую степень. Но свыше ему была предначертана встреча с Игнатием Лойолой, которая превратила чемпиона по прыжкам и бегу в глашатая Евангелия, а профессора философии – в святого. Основатель Общества Иисуса учился в коллеже св. Варвары и проживал с Ксаверием под одной крышей. Заглянув вглубь души своего младшего земляка, он полюбил его как брата и не раз повторял ему: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8, 36). Позднее Игнатий признавался, что Франциск был «самым трудным куском теста, которое ему когда-либо доводилось замешивать». В любом случае, после сорокадневных реколлекций под руководством Лойолы, Ксаверий, еще не начавший изучение богословия, молился: «Благодарю Тебя, Господи за то, что Твое провидение дало мне такого товарища, как этот Игнатий, который поначалу совсем мне не нравился».
15 августа 1534 г. Ксаверий находился в числе тех, кто вместе с Лойолой в церкви св. Марии на Монмартре принес обеты целомудрия и бедности и пообещал совершить паломничество в Святую землю или, если это будет невозможно, отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Папы. Чтобы исполнить это обещание, Франциск и шесть его товарищей встретились в 1537 г. в Венеции, но им помешала война между Турцией и Венецианской республикой. Игнатий и его последователи стали ухаживать за пациентами больницы Неизлечимых, основанной св. Каэтаном Тиенским. А после священнического рукоположения они вышли на улицы и проповедовали на странной смеси новолатинских наречий. Ксаверий особенно прославился как проповедник и утешитель больных и заключенных в Болонье, но полгода строжайшего покаяния серьезно подорвала его здоровье. Тогда св. Игнатий позвал его в Рим, и Франциск стал его секретарем, а весной 1539 г. принял участие в создании Общества Иисуса. Тем временем португальский король Иоанн III настоятельно просил у Игнатия шесть миссионеров. В итоге в 1540 г. вместо слегшего от радикулита Николаса Бобадильо Франциск был послан в Ост-Индию в качестве папского легата для стран, расположенных к востоку от мыса Доброй Надежды.
Во время изнурительного плавания под парусами, продлившегося тринадцать месяцев, Ксаверий, два месяца страдавший морской болезнью, занимался духовным окормлением 300 пассажиров, представлявших далеко не «лучшее общество». Однажды в мозамбикской больнице врач заметил, что его трясет лихорадка, и велел ему лечь в постель. Но там умирал без покаяния некий моряк, и Франциск ответил: «Я не могу уйти. Один брат здесь так нуждается во мне».
Добравшись, наконец, до коллегии св. Павла в Гоа, он начал в 1942 г. душепастырскую деятельность в местной португальской колонии, которая возмущала своей безнравственностью даже язычников. Затем Франциск охватил своим служением больных, заключенных и рабов, проявляя при этом такую заботу о них, что его стали называть «святым отцом» и «великим отцом». Созывая колокольчиком детей на улицах, он преподавал им катехизис и разучивал с ними религиозные песнопения.
По прошествии пяти месяцев губернатор Индии направил его на юг страны, где португальцы в своих крепостях среди торговой суеты без должной подготовки крестили индийцев и военнопленных. Многие из таких «новообращенных» затем возвращались к язычеству, как, например, ловцы жемчуга из племени Парави, которые за восемь лет до этого попросили о крещении в надежде на защиту от мусульман. Франциск, не обладавший даром языков, с помощью переводчиков вскоре перевел на местные языки важнейшие молитвы и истины веры. Затем он в течение двух лет пешком или на неудобных грузовых лодках странствовал из селения в селение, подвергая себя тысячам опасностей. Он открывал новые церкви и школы, был для всех учителем и врачом, судьей в спорах и защитником от произвола португальцев. Вскоре местные жители стали чтить его как святого и чудотворца. «Обращенных так много, – писал Ксаверий, – что порой от крещений у меня болят руки и недостает ни голоса, ни сил, чтобы произнести "Верую" и заповеди на их языке». Как-то он пришел в Траванкор, чтобы крестить 10 тыс. рыбаков из племени Макуа. Пока Франциск готовился к обряду, пришло печально известие с о. Манаар, где 600 христиан выбрали смерть, когда их принуждали вернуться к язычеству. Эта трагедия ужасно потрясла его: «Я так устал жить, – писал он, – что мне было бы лучше умереть за нашу святую веру». Для него было мучением видеть столько грехов вокруг и понимать, что он ничего не может сделать.
Хотя святой всегда был готов служить ближнему, португальские чиновники и торговцы недолюбливали его и делали все, чтобы его «ловля» душ не мешала им обогащаться и ублажать свои похоти. Но невзирая на людей в 1545-1547 г. он находил все новые и новые поприща для апостольства. Четыре месяца проповедовал в важной торговой области Малакка, побывал на Молуккском архипелаге, а на о. Амбоина близ Новой Гвинеи смог сблизиться с напуганными жителями маленькой деревушки, спев им все гимны, которые знал. Наконец, Франциск добрался до о. Тернате, где находилась последняя португальская крепость, и отправился дальше к северу Молукк на о. Моро, населенный охотниками за головами. Нежеланных гостей здесь угощали отравленными блюдами, и, когда Ксаверий собирался туда, ему посоветовали взять с собой противоядия, но он предпочел всецело положиться на Бога. «Эти острова, – писал миссионер 20 января 1548 г., – были созданы и предназначены, чтобы удивлять, потому что здесь можно потерять зрение за пару лет из-за обилия слез радости... Обычно я путешествовал по островам, окруженным врагами и населенным друзьями, которым нельзя особо доверять, по землям, где нет лекарств и никакой помощи в выживании». И все же он просил: «Не лишай меня, о Господи, этих невзгод, если только не пожелаешь послать меня туда, где я смогу еще больше страдать из любви к Тебе».
После трех месяцев напряженного апостольства Франциск вернулся на Тернате. Правивший здесь султан хорошо принял его, но предпочел христианской вере сотню своих жен и многочисленных наложниц. Когда Ксаверий в декабре 1547 г. вновь оказался в Малакке, провидение свело его с беглым японцем Андзиро, который очень хотел стать христианином, чтобы совесть перестала терзать его за преступление, совершенное на родине. Святой был настолько очарован рассказами своего нового знакомого о Японии и ее жителях, что у него возникло страстное желание благовествовать там. Сделав необходимые распоряжения по управлению коллегией св. Павла в Гоа и разослав миссионеров в посещенные им места, он вместе Андзиро отправился в Страну восходящего солнца. 15 августа 1548 г. они высадились в Кагосиме на о. Кюсю. Местный правитель Шимадзу Такагиса благосклонно принял европейского гостя, и, пока тот изучал язык, Андзиро успел обратить в христианство более сотни родственников и друзей. «Японцы, – лучший из народов», –писал Ксаверий в Европу. Однако, правитель по наущению бонз запретил новые крещения, и тогда отважный миссионер решил отправиться прямо к императору и выступить в университете столицы страны Мияко (Киото). Он прибыл туда в 1551 г., но здесь шла локальная гражданская война, и университет не решился открыть ворота чужеземцу, а бежавшему императору тем более было не до него. Тогда Франциск в блистательных одеждах предстал перед дайме Ямагути, который предоставил ему полную свободу проповеди. За короткий срок святому удалось создать цветущую христианскую общину, которая стала «отрадой его души», и распространить благовестие в соседней провинции Бунго.
Когда зимой 1551 г. неотложные дела заставили Ксаверия вернуться в Индию, он оставлял в Японии уже более тысячи христиан. Трудности убелили его голову. Сколько раз он, всегда погруженный в молитву, босыми и окровавленными ногами шел по жесткой земле или переходил замерзшие реки! Сколько раз его, голодного и окоченевшего, камнями гнали прочь от гостиницы! Как часто он падал от изнурения у обочин дорог! Сколько раз, чтобы продолжить путь, ему приходилось наниматься конюхом к более богатым путникам!
Для японцев китайцы были неоспоримыми учителями в любой сфере знаний. Франциск, который много раз слышал от бонз, что, будь христианство истинной религией, в Поднебесной давно бы признали его, решил отправиться туда. Поскольку любому иностранцу, попытавшемуся без разрешения проникнуть в эту страну, грозила тюрьма, если не смерть, Ксаверий снарядил официальное посольство к китайскому императору и сам стал одним из послов. К несчастью, в Малакке местный адмирал-португалец, очень обиженный тем, что его не взяли в делегацию, расстроил все дело, публично обвинив святого в подделке папских и императорских булл. Но и после такого тяжелого удара великий апостол не пал духом и 17 апреля 1552 г. вместе со слугой, новообращенным китайцем Антонием Санта-Фе, причалил к о. Чанчуэньшань. Здесь он нашел старых друзей, оказавших ему гостеприимство, и контрабандиста, который согласился за 200 дукатов тайно доставить его в порт Кантона (Гуанчжоу). Святой писал одному из своих друзей: «Много молитесь о нас, потому что велик риск того, что нас схватят. Но мы заранее утешаемся мыслью о том, что лучше быть схваченными за любовь к Богу, чем остаться свободными, сбежав от страданий и муки креста».
Однако, в назначенный день контрабандист не сдержал свое слово. Наступила суровая зима, Ксаверий заболел воспалением легких и, лишенный медицинского ухода, умер в убогой лачуге 2 декабря 1552 г. Перед смертью он вновь и вновь повторял: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! О, Приснодева, Матерь Божья, помяни меня!» Слуга похоронил его на севере острова в ящике, заполненном известью. Два года спустя нетронутые разложением останки святого перевезли сначала в Малакку, а потом – в Гоа, где теперь можно почтить его мощи в церкви Иисуса Всеблагого.
Павел V беатифицировал Франциска Ксаверия 21 октября 1619 г., а 12 марта 1622 г. Григорий XV причислил его к лику святых. Этот миссионер крестил в общей сложности около 30 тыс. язычников. Кое-кто думает, что беспрестанные странствия свидетельствуют о непостоянстве его характера. Но ведь он был папским легатом, настоятелем и провинциалом иезуитов, и потому вполне понятно стремление этого человека, ревновавшего о славе Божьей и спасении душ, лично объездить вверенную ему территорию, сколь бы огромной она не была, чтобы затем разослать нужных работников на жатву Господню. Св. Игнатий, слыша о его успехах, предпочитал, чтобы этот пламенный апостол продолжал руководить индийскими миссиями, и посылал в помощь ему все новых и новых собратьев. Правда, в конце концов, он все же решил хотя бы на время отозвать его обратно в Европу, но письмо дошло до Ост-Индии уже после смерти адресата.
По мат. www.santiebeati.it