Основание
Основание в 1923 г. конгрегации сестер евхаристок было ответом архиепископа Георгия Матулевича на сложную религиозную и социальную ситуацию, сложившуюся к началу XX в. в Вильнюсской епархии. По замыслу основателя, новая община местных сестер, хорошо знающих язык и культуру, была призвана помогать самым нуждающимся – посредством работы в приходах, открытия школ и мастерских, заботы о бедных и больных, общения с верующими других конфессий.
Бл. Георгий, восьмой ребенок в семье литовских крестьян, рано потерял обоих родителей и воспитывался у своего дяди. Его путь к священству не был легким – бедность и тяжелая болезнь, от которой он страдал всю жизнь, препятствовали ему в детстве получать систематическое образование. Все же в возрасте 20 лет он смог поступить в духовную семинарию и через 7 лет как один из лучших семинаристов был досрочно рукоположен в священники на последнем курсе духовной академии
в Санкт-Петербурге.
Уже тогда его волновали социальные проблемы, что проявлялось в его неутомимом апостольстве и горячем желании быть «всем для всех». Побуждаемый любовью к Церкви, блаженный Георгий обновил орден отцов мариинцев, открыв новые монастырские дома на территории Швейцарии, Польши, Литвы и США. Опережая время, он активно шел на сотрудничество с мирянами и на диалог с некатоликами.
Человек глубокой веры, преданный Церкви неутомимый апостол, талантливый организатор, он решением Святого Отца был назначен в 1918 г. ординарием Вильнюсской епархии.
В 1923 г. бл. Георгий направил в Рим проект создания общины сестер, задачу которых видел в распространении веры, прежде всего, в самой запущенной среде и в работе с верующими. Первый дом Конгрегации сестер служительниц Иисуса в Евхаристии был в том же году открыт в Друе (Белоруссия).
В 1987 г. Святой Отец Иоанн Павел II причислил архиепископа Георгия Матулевича к лику блаженных. День его памяти отмечается 27 января.
Евхаристки на территории бывшего СССР
Вторая мировая война сильно повлияла на историю конгрегации: большинство сестер были вынуждены выехать в Польшу. В СССР остались маленькая община, которая со временем, преодолевая большие трудности, связанные с преследованием Церкви, распространилась до Сибири и Средней Азии.
Прежде чем начать рассказ об истории евхаристок в Караганде, стоит вспомнить трех человек, сыгравших основополагающую роль в развитии той части конгрегации, которая сегодня образует Российско-казахстанскую делегатуру.
Имя Гертруды Детцель стоит одним из первых. Она не была монахиней, более того, умерла за несколько лет до приезда первых евхаристок в Казахстан, даже не зная о существовании такой конгрегации. Но вся ее жизнь служила тому, чтобы исполнилась воля Божья. И она стала хорошим и послушным орудием в Его руках. Многие из первых казахстанских, а именно карагандинских сестер евхаристок в детстве были воспитанниками Гертруды. Они сами говорят, что сумели услышать призыв Бога, ответить на него и выдержать в призвании благодаря воспитанию, примеру и молитвам Гертруды. Епископ Иосиф Верт в годовщину ее смерти 15 августа 1996 г. начал собирать информацию и свидетельства для проведения процесса беатификации этой святой женщины. Для него связь Гертруды с конгрегацией евхаристок более чем очевидна: «Однажды второго ноября, в день поминовения усопших, на кладбище в Литве я вспомнил Гертруду, и мне вдруг стало необыкновенно ясно, какую роль сыграла она в появлении евхаристок в Казахстане. Можно сказать, Гертруда была предшественницей конгрегации, которая обосновалась в Казахстане через 5 лет после ее смерти».
Вторая в этом ряду – мать Аполония Петкун, избранная генеральной настоятельницей конгрегации в 1943 г. Приняв в 1945 г. нелегкое решение разделить общину и выслать половину сестер (в основном, молодых) в Польшу, она сама со старшими сестрами осталась в Советском Союзе. В то время это был шаг в неизвестность, большой риск как для уехавших, так и для оставшихся. Трудно даже представить, какое мученичество взяла на себя мать Аполония, взяв на себя руководство евхаристками в тех условиях, когда все репрессии, направленные против Церкви, неизменно касались и сестер. Она терпеливо сносила беспрестанные обыски и допросы властей и даже выселение из материнского дома конгрегации. Работая за троих, старалась совместить монашескую жизнь в условиях гонений с необходимостью работы на государственных предприятиях. Занималась формацией молодых монахинь, старалась организовывать общую жизнь (чему особенно препятствовали советские власти). Была единственной опорой сестер, заботилась об их пропитании и крыше над головой. После ареста практически всех священников сестры пытались собирать еду и одежду и высылать им посылки. Мать Аполония, сама одетая как нищенка, постоянно и неутомимо преодолевала сотни километров, чтобы передать пропитание тем отцам, которым удалось избежать ареста, но приходилось скрываться.
Благодаря обостренному чувству принадлежности к Церкви она сумела воспитать в своих сестрах готовность к жертвенному служению священникам, в которых так нуждались верующие. Монахини в то время не могли получить образования, так как было необходимо тяжело работать физически. Но духовная жизнь матери Аполонии и тех, кого она воспитала, достигала высокого уровня. Это была школа непрестанной молитвы, самоотверженной работы и жертвенной любви.
Учитывая тяжелейшую ситуацию верующих в СССР, декретом от 10 сентября 1965 г. примас Польши кардинал Стефан Вышиньски наделил мать Аполонию всеми правами генеральной настоятельницы в делах, касающихся конгрегации. Он также дал разрешение сестрам евхаристкам в Советстком Союзе хранить в их домах Святые Дары, чтобы причащаться в случае невозможности участия в св. Мессе и носить причастие больным.
Мать Аполония Петкун исполняла обязанности генеральной настоятельницы для сестер на территории Советского Союза в течение 38 лет. Она умерла 9 апреля 1999 г., в пятницу пасхальной октавы, в Вильнюсе.
И, наконец, третья – с. Ядвига Виршута, соратница матери Аполонии, особенно в миссионерском служении в отдаленных регионах. Еще совсем молодой сестрой она во время войны вместе с отцами мариинцами работала в миссионерских пунктах на оккупированных территориях. Была свидетелем мученичества в Росице (Белоруссия). Вместе с другими сестрами и бл. мучениками о. Юрием Каширой и о. Антонием Лещевичем поддерживала людей, осужденных на смерть. После Второй мировой войны она осталась на территории Советского Союза вместе с м. Аполонией Петкун в качестве экономки и советницы. Благодаря ее миссионерскому сердцу и самоотверженному служению Конгрегация служительниц Иисуса в Евхаристии развивалась в России и Казахстане. С. Ядвига умерла 1 января 2007 г. в Борисове (Белоруссия).
С. Наталья Ивашковская (SIE)