Святого Отца Франциска
епископам, священникам и дьяконам, другим посвященным людям и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире
Введение
1. Радость Евангелия наполняет сердца и жизни тех, кто встречает Иисуса. Приняв Его спасение, они освобождаются от греха, печали, внутренней пустоты и одиночества. С Иисусом Христом всегда рождается и возрождается радость. В этом увещевании мне хотелось бы обратиться к верным христианам, чтобы призвать их к новому этапу евангелизации, проникнутому этой радостью, и наметить стези странствующей Церкви на ближайшие годы.
I. Радость обновляющаяся и передающаяся
2. Большую опасность для современного мира, полного разнообразных и навязчивых потребленческих посулов, представляет индивидуалистская печаль, порождаемая заевшимся и скупым сердцем, болезненной жаждой внешних удовольствий и изолированным сознанием. Когда внутренняя жизнь замыкается в круге личных интересов, в ней не остается места для других, нет входа бедным, не слышен голос Божий, не ощущается радость Его любви и не возгорается желание творить добро. Даже верующим грозит эта несомненная и постоянная опасность. Многим не удается избежать ее, и они становятся раздраженными, недовольными и безжизненными людьми. Такое существование нельзя назвать полной и достойной жизнью, не этого хочет для нас Бог, не такова жизнь в Духе, истекающая из сердца воскресшего Христа.
3. Призываю каждого христианина, где бы и в какой бы ситуации он ни находился, вновь пережить сегодня свою личную встречу с Иисусом Христом или, по крайней мере, согласиться на эту встречу и ежедневно безостановочно искать Его. Ни у кого нет причин думать, что данный призыв не относится к нему, потому что «никто не отлучен от радости, которую принес Господь». Господь не подведет того, кто решится рискнуть, и стоит ему сделать маленький шаг к Нему, как он узнает, что Иисус уже ждал его прихода с распростертыми объятиями. Самое время сказать Иисусу Христу: «Господи, я позволил обмануть себя, тысячами путей бежал от Твоей любви, но теперь я снова здесь, чтобы возобновить завет с Тобой. Ты нужен мне. Господи, вновь искупи меня, прими меня еще раз в Твои спасительные объятия». Так хорошо вернуться к Нему после блужданий! Еще раз повторю: Бог никогда не устанет прощать; это мы устаем просить о Его милосердии. Тот, кто велел прощать «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18, 22), Сам подает нам пример: Он прощает до седмижды семидесяти раз. Раз за разом Он носит нас на Своих плечах. Никто не в силах отнять у нас достоинство, которое дарует нам эта бесконечная и непоколебимая любовь. Господь с той великой нежностью, которая никогда не разочарует нас и всегда способна вернуть нам радость, позволяет нам подняться и начать заново. Не будем убегать от воскресения Иисуса,
не будем сдаваться, будь что будет. Ничто не может вдохновлять сильнее, чем Его жизнь, подталкивающая нас вперед!
4. Книги Ветхого Завета предвозвещали пре¬изобилие радости спасения в мессианские времена. Исаия с ликованием приветствует ожидаемого Мессию: «Ты умножил радость, увеличил веселие» (9, 2 – по «Вульгате»). Потом пророк призывает жителей Сиона встречать Господа с песнопениями: «Веселись и восхваляй» (12, 6 – по «Вульгате»). Тот, кто завидит Его на горизонте, пусть возвестит другим: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму!» (40, 9 – по «Вульгате»). Все творение разделяет эту радость спасения: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (49, 13).
Захария, видя день Господень, призывает приветствовать Царя, смиренно приближающегося на осле: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий!» (Зах 9, 9). Но самый, наверное, волнующий призыв звучит из уст Софонии, представляющего нам Самого Бога в сияющем центре торжества и радости, которую пророк хочет донести до своего народа своим спасительным восклицанием. Я всегда с живым трепетом перечитываю этот текст: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф 3, 17).
Ту же радость мы переживаем и в мелочах повседневной жизни в ответ на ласковый совет нашего Отца Бога: «Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе... Не лишай себя доброго дня» (Сир 14, 11. 14). Сколько отцовской нежности чувствуется в этих словах!
5. Евангелие, озаренное славой Креста Христова, также настоятельно призывает радоваться. Достаточно лишь нескольких примеров. «Радуйся», –
так ангел приветствует Марию. Когда она приходит к Елисавете, Иоанн скачет от радости в утробе своей матери (ср. Лк 1, 41). В своем песнопении Приснодева говорит: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1, 47). Когда Иисус начинает Свое служение, Иоанн восклицает: «Сия-то радость моя исполнилась» (Ин 3, 29). Сам Спаситель «возрадовался Духом Святым» (Лк 10, 21 – по «Вульгате»). Его учение – источник радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11). Наша христианская радость проистекает из источника Его переполненного Сердца. Он обещает ученикам: «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16, 20). И продолжает: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16, 22). Позднее они, видя Его воскресшим, «обрадовались» (Ин 20, 20). Книга Деяний апостолов рассказывает, что в первой общине «принимали пищу в веселии» (2, 46). Где бы ни проходили ученики, «была радость великая» (8, 8), и они сами среди гонений «исполнялись радости» (13, 52). Только что крещенный евнух «продолжал путь, радуясь» (8, 39), и тюремщик «возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (16, 34). Почему бы и нам не нырнуть в эту реку радости?
6. Есть такие христиане, которые как будто постоянно живут в Великом посте без Пасхи. Впрочем, признаю, что радость не всегда переживается одинаково в разные периоды и обстоятельства жизни, которые порой бывают очень трудными. Она адаптируется и изменяется, всегда оставаясь своего рода лучиком света, излучаемым личной уверенностью человека в том, что он бесконечно любим несмотря ни на что. Я понимаю людей, впадающих в уныние из-за серьезных трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, однако нужно позволять радости, чтобы она постепенно оживала в нас как тайная, но твердая уверенность даже среди самых тяжких невзгод: «Удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии... Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! ... Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач 3, 17. 21-23. 26).
7. Искушение уныния часто принимает форму оправданий и жалоб, как если бы требовалось бесчисленное количество условий, чтобы радость была возможной. Это происходит вследствие того, что «техногенное общество смогло умножить способы достижения удовольствий, но с огромным трудом генерирует радость». Можно сказать, что за годы своей жизни самую прекрасную и непосредственную радость я наблюдал у очень бедных людей, которым не за что было особо держаться. Мне вспоминается также истинная радость тех, кто даже под бременем нелегких профессиональных обязанностей сумел сохранить верующее, бескорыстное и искреннее сердце. Пусть разными способами, но радость всех этих людей пила из источника безграничной любви Божьей, явленной в Иисусе Христе. Я никогда не устану повторять слова Бенедикта XVI, вводящие нас в самую суть Евангелия: «У истоков христианского бытия лежит не этическая установка или великая идея, но встреча с неким событием, с Личностью, открывшей новые горизонты нашей жизни и тем самым давшей ей решающее направление».
8. Лишь эта встреча (или новая встреча) с любовью Божьей, переросшая в счастливую дружбу, вызволяет нас из изоляции нашего сознания и самозамкнутости. Мы становимся полноценными людьми, когда являемся более, чем людьми, когда позволяем Богу вывести нас за границы нашего «я», чтобы достичь нашего самого подлинного бытия. Вот двигатель наших евангелизаторских усилий. Ведь, если кто-то обрел эту любовь, вернувшую смысл его жизни, как он может удержать
в себе желание поделиться ею с другими?
Vatican.va
КРЕДО, перевод МХ, АН
Продолжение следует