ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(220)'13

Жить и веровать строки из «Катехизиса», 413-421

Грехопадение

Бог бесконечно благ, и все дела Его благи. Однако никто не избавлен от опыта страдания и от зла в природе, порождаемых ограниченностью, свойственной созданиям, и особенно от вопроса о нравственном зле. Откуда берется зло? «Я искал, откуда происходит зло, и не находил решения», — пишет св. Августин258, и его скорбные поиски подойдут к концу лишь после обращения к Богу живому. Ибо «тайна беззакония» (2 Фес 2, 7) освещается лишь светом «тайны благочестия» (1 Тим 3, 16). Откровение любви Божией во Христе одновременно показало и размах зла, и преизбыток благодати. Значит, мы должны рассматривать вопрос о происхождении зла, приковывая взгляд нашей веры к Тому, Кто есть единственный его победитель (ср. Лк 11, 21–22; Ин 16, 11; 1 Ин 3, 8).

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих..., но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем 1, 13; 2, 24). 413

Сатана, или диавол, и другие бесы — ангелы, свергнутые после того, как по свободной воле отказались служить Богу и Его Замыслу. Их выбор противления Богу окончателен. Они стремятся вовлечь человека в свой мятеж против Бога. 414

«Получивший от Бога состояние праведности, человек, однако, по обольщению лукавого злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставляя себя Богу и желая достигнуть своей цели вне Бога»(GS 13, 1). 415

Своим грехом Адам, будучи первым человеком, утратил первозданную святость и праведность, полученную от Бога не только для себя, но для всего человечества. 416

Адам и Ева передали своему потомству человеческую природу, поврежденную их первым грехом, а следовательно, лишенную первозданной святости и праведности. Эта лишенность называется «первородным грехом». 417

В результате первородного греха силы человеческой природы ослаблены, она подвержена невежеству, страданию и господству смерти и склонна ко греху (склонность, называемая «похотью»). 418

«Вслед за Тридентским собором мы считаем, что первородный грех передается вместе с человеческой природой, "не подражанием, но продолжением рода", и что, таким образом, он "присущ каждому"»(SPF 16). 419

Победа над грехом, одержанная Христом, дала нам лучшие блага, нежели те, что грех у нас отнял: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). 420

«Мир, как верят христиане, сотворен и храним любовью Творца; он впал в порабощение греху, но Христос, распятый и воскресший, сокрушил власть лукавого и освободил мир»(GS 2, 2). 421

Что говорят документы?

«Через всю историю человечества проходит ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась с самого начала и будет продолжаться, как сказал нам Господь, до последнего дня. Человек участвует в этом сражении и должен поэтому постоянно бороться, чтобы примкнуть к добру. И не без великих усилий, с помощью благодати Божией ему удается обрести внутреннее единство».

GS 37, 2.

На связи святые?
«Последствия первородного греха и всех личных грехов человеческих сообщают миру в целом состояние греховности, которое можно описать словами св. Иоанна: "грех мира" (Ин 1, 29). Эти слова выражают также отрицательное влияние, которое оказывают на людей общественные ситуации и социальные учреждения, являющиеся плодом человеческих грехов»

Бл. Иоанн Павел II, апостольское увещевание «Reconciliatio et poenitentia» («Примирение и покаяние»), 16.