Биоэнерготерапия – это, как выразился один из экзорцист и демонолог, и не «био», и не «энерго», и не «терапия». Речь идет о популярном методе конвенциональной или альтернативной медицины, суть которой состоит в передаче пациенту энергии, которой владеет так называемый биоэнерготерапевт, которого иногда называют еще биотерапевтом, биотроником или энерготерапевтом. Сам факт существования такой энергии определяется на основании опыта некоторых ощущений человека, таких как ощущение мурашек по телу, тепла и холода и т.д., а также целительных результатов. Люди, называющие себя биоэнерготерапевтами, любят говорить о «загрязненности» биоэнергий вследствие болезней, внешних неблагоприятных условий и неправильного образа жизни, об избыточности или дефиците биоэнергий организма, а также играют на амбициях человека, внушая ему, что он обладает некоей «биоэнергетической утонченностью», и советуя тщательно заботиться о своем всестороннем здоровье. Они утверждают, что биоэнерготерапия была известная уже древним цивилизациям: вавилонской, месопотамской, египетской, китайской и индийской. Общим связующим звеном между всеми ними является лечение прикосновением. Одновременно биоэнерготерапия выставляется как мировоззрение и употребляются такие слова, как prana, ki, chi, mana, orenda, kundalini, gallama, а также Дух Святой.
В центре ставится некая энергия, которая обладает интеллектом, превосходящим человеческий. Но вот вопрос: разве нечто, не являющееся личностным бытием, может обладать интеллектом? Если же это личность, но не Бог, и при этом превосходит человеческие возможности, то, возможно, это ангел? Однако, мы знаем, что добрыми ангелами нельзя и нет нужды манипулировать. Таким образом, мы имеем дело с темными силами с негативной энергией.
Биоэнерготерапия употребляет словосочетания, притягивающие своим таинственным звучанием: «сила жизни», «душа мира», «общее подсознание», «высший интеллект», «космический разум», «универсальная энергия». При этом утверждается, что все живые существа обладают энергетическими полями, которые являются частицами большого поля, и происходит некое взаимодействие полей личностей. Особый упор делается на мысль, что человек – это микрокосмос (человекобожество), соединенный с макрокосмосом, и потому получающий космическую энергию является одновременно и тем, кто дает ее.
Опасна для несведущих и маскировка определений, которыми пользуются биоэнерготерапевты: астральное тело, вибрация, аура представлений, энергетическая система, негармоническое эмоциональное состояние, активизация энергии. Они употребляют также такие философские понятия, как сознание, дух, душа, совесть, свобода, а о злых духах говорят как о «негативных формах мышления», литургический ритуал называют энергетической техникой, молитву – мантрой или визуализацией, желание добра – позитивным настроем, а присутствие в церкви – поглощением позитивных энергий.
Важно также отличать происхождение исцелений: биоэнергетические от харизматических (христианских). Христианские исцеления ведут к обращению и вере в Бога, а не к «психологической» вере. Их условием является стремление сердца к Богу и искуплению. А для паранормальных целителей самое важное – само исцеление, которое становится, по их мнению, избавлением. От чего? Для чего? Настоящий харизматик лечит не болезни, а больных. Тогда как биоэнерготерапевты отбирают у людей 70% их энергии, а возвращают только 10%. В «Энциклопедии духовных опасностей» сказано, что некоторые люди после сеансов у биоэнерготерапевтов теряют силы и болеют не только месяцами, а даже годами, и порой со смертельным исходом. Это называют «энергетическим вампиризмом». Член Российской академии наук А. Спиркин поделился однажды своими наблюдениями за тем, как известная целительница Джуна Давиташвили в течении 3-4 часов принимала по 120 пациентов, когда жила в гостинице в Москве. По утрам она выглядела уставшей и бледной. После 70 пациентом Джуна начинала шутить, а вечером просто-напросто танцевала от скопившейся в ней чужой энергии...
Больным лишь сначала кажется, что они исцеляются от своих недугов, но в действительности рано или поздно наступают плачевные результаты: беспричинное беспокойство, страхи, депрессия, агрессия, мысли о самоубийстве, сварливость, трудности в молитве, навязчивые богохульные мысли, возвращение болезней, а также новые заболевания. Страдающим людям хорошо было бы вспомнить о значении и смысле наших страданий и болезней. Боль может быть «послана человеку за грехи, и, в то же время, она освобождает от греха... Грех рождает боль, а боль уничтожает грех» (св. Иоанн Златоуст, «Проповеди о покаянии», VII, 6). Св. Киприан также подчеркивал, что болезнь и страдание для христиан – это шанс углублять веру. Недуг учит нас терпению, а терпение – это источник других добродетелей (например, надежды и смирения). Страдание ведет к сокрушению и молитве. Для верующих христиан не может быть сомнений, как поступать в страданиях и болезни, потому что Св. Писание ясно говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). У наших недомоганий и несчастий могут быть разные причины; в божественную логику, замыслы, мудрость и бесконечную любовь на не дано проникнуть. Но мы всегда можем с благодарностью принимать все, что нам посылает Бог как Свое благословение и допущение, твердо уповая на Его милосердие. Не зря ведь есть такое изречение: «Для верующего нет вопросов, а для неверующего нет ответов».
С. Марина Юрченко