Идеалы и реальность
В Послании к Семьям Папа Иоанн Павел II писал, что всякое отчуждение семьи лишает ее надлежащего ей места в обществе, а само общество, в свою очередь, лишает себя важнейшей составляющей. К сожалению, многие современные государства приняли за основу своей философии индивидуализм и на нем строят свое развитие. Явление это стало особенно заметным в обществах, которые претерпевают серьезные и стремительные культурные, экономические, социальные изменения. В такой ситуации перемен государственная машина больше внимания уделяет отдельным индивидам, т.к. они быстрее, чем семья, усваивают новые идеи, социально более мобильны и быстрее приспосабливается к новым условиям. Следствием этого является особая семейная политика таких государств, которая носит половинчатый характер: с одной стороны, государство как бы поддерживает инициативы, направленные на поддержку семьи, с другой стороны - направленные на ее уничтожение.
Когда государство в своих административных решениях во имя права жить каждому человеку как ему заблагорассудится не желает видеть различий между супружеством и сожительством мужчины и женщины вне брака, когда государство признает за гомосексуальными партнерскими отношениями те же юридические права, что и за брачным союзом мужчины и женщины, тогда институт семьи теряет свою уникальность и исключительность. С одной стороны, оно выдает пособия и субсидии, идущие на поддержание семьи, дотации на детские внешкольные организации; с другой стороны - либерализует право на разводы, аборты, организованную пропаганду контрацепцепции; политика, которая через масс-медиа (телевидение, кино) формирует антисемейную культуру общества.
В современном обществе существует две противоположные тенденции в отношениях государство-семья. Одна ведет к тому, что это дело частное, личное и увольняет государство от всяких обязательств по отношению к ней. Семью следует оставить саму с собой. Другая тенденция: государство берет обязательства по отношению к семье, однако оставляет за собой право на вмешательство в дела семьи, подчиняя семью государству. Обе эти тен-денции ведут к разрушению семьи.
Основы примирения
Полное примирение между государством и семьей возможно в том случае, если государство захочет осознать, почему семья является основной «ячейкой общества». Естественно, что без семьи не будет хороших граждан, что государство не в состоянии будет удовлетворить потребности всех своих граждан без содействия и помощи института семьи. Государству пора осознать, что семья - и только семья - гарантирует продолжение челове-ческого рода, а тем самым продолжение истории народа и его развития. Семья - это место бескорыстной помощи и гарант стабильности. Основы государства зиждутся на прочном основании множества семей. Отношения между государством и семьей должны строиться на принципах взаимопомощи. Государство должно быть кровно заинтересовано в сохранении института семьи, создавая для него такие условия, в которых этот институт сам будет в состоянии выполнять свойственные ему функции. Там, где семья самодостаточна, следует предоставить ее самой себе, исключив вмешательство государства в вопросы ее жизнедеятельности. Когда семья не способна ответить на стоящие перед ней вызовы, она должна получить помощь от государства. Такой взгляд на отношения семьи и государства (основанный на принципе субсидиарности) предполагает, с одной стороны, полную независимость семьи и защиту со стороны государства, с другой стороны - создание для семьи таких условий, при которых она сама в силах исполнять свои функции по отношению к своим отдельным членам без вмешательства государства. В то же время, если семья не в силах исполнять свои основные задачи по отношению к своим членам, обеспечивать их развитие и даже - в некоторых драматических случаях - угрожает их безопасности, тогда государство обязано вмешаться и прийти на помощь каждому члену семьи.
Продолжение следует
Валентина Лыкова