ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6-7(286-287)'19


Два возлюбленных сердца


Во многих наших домах на стенах висят две особые иконы: Святейшее Сердце Иисуса и Непорочное Сердце Пресвятой Девы. Они напоминают нам о большой любви Господа и о надежде, которые Он дарит нам постоянно. Это надежда, во-первых, конечно, на счастье после нашего ухода из этого мира, а также надежда на то, что кусочка этого счастья мы можем достичь уже здесь, в этом мире. И хотя мы очень хорошо знаем эти две иконы, но очень часто забываем, что они означают и к чему нас призывают. А значение их очень глубоко и связано со многими привилегиями, которые мы можем получить через почитание Святейшего Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Его Матери. Поэтому стоит напомнить, как нам нужно почитать Святейшее Сердце Иисуса и Непорочное Сердце Марии.

 

 

Святейшее Сердце Иисуса

Сначала нам нужно внимательно посмотреть на икону Святейшего Сердца Иисуса. Глядя на нее мы можем увидеть это Божественное сердце, которое символизирует божественную любовь, разделенную с Отцом и Духом, и любовь, которую Он питает к нам. Оно также символизирует Его человеческое сердце – Слово, ставшее плотью через Воплощение. На вершине сердца находится крест. Это символ распятия, последней жертвы, так, как пишет св. Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16). Там тоже горит пламя – пламенная любовь Иисуса к нам и ее искупительная и преображающая сила. Сердце окружено терновым венцом, напоминающим страдания и агонию Иисуса на кресте, которые Он с готовностью претерпел ради нас. И наконец, мы можем увидеть на самом сердце рану, полученную Иисусом на кресте, и кровь, которая пролилась ради нашего искупления.

Почитание Сердца Иисуса возникает в Европе на рубеже первого и второго тысячелетий. Ансельм Кентерберийский (ум. 1109 г.) молился о том, чтобы его сердце было пронзено Словом Божиим: «пронзенное ребро Христа открывает богатства Его любви, любви Его сердца к нам». Святой Бернард Клервоский (ум. 1153 г.), вдохновлявший крестоносцев на бой и не боявшийся никаких интеллектуальных сражений, черпал силы в близости Сердца Иисуса: «Какие богатства хранит для нас Твое Святое Сердце! Я посвящаю Твоему Сердцу все свои помыслы. Все чувства и желания Твоего Сердца – мои. Я обрел это Сердце в дивной Евхаристии. В ней я обрел Сердце моего Владыки, моего Друга и моего Брата». Друг
св. Бернарда, Гийом из Сен-Тьерри, приглашал духовно «войти в самое сердце Иисуса, войти в Святая Святых». Святая Хильдегарда Бингенская (ум. 1179 г.) писала, что «сердце Иисуса – божественная женская мудрость в Боге. Сердца Иисуса и Марии – одно Сердце, сердце Софии». Святое Сердце – Сердце Воскресшего, и потому не есть ни мужское, ни женское, но одинаково близко любому человеку.
О почитании Святого Сердца писали и многие другие святые и мистики, например,
св. Мехтильда Магдебургская, Фома Кемпийский, св. Тереза Авильская.
Развитие культа Святейшего Сердца Иисуса принято связывать со св. Маргаритой Марией Алакок (1647-1690) – монахиней из французского городка Паре-ле-Моньяль. Вероятно, в 1673 г. в праздник в честь св. Иоанна, ей является Сам Господь. Иисус позволил ей склонить голову к Его Сердцу. Она пишет, что Он открыл ей чудеса Своей любви и поведал о том, как Он желает открыть эту любовь и доброту всему человечеству, и что Он избрал ее для этой цели». Назвав ее «возлюбленной ученицей Святейшего Сердца», Он обещал сделать ее наследницей всех Его сокровищ. В следующем видении Он просил Маргариту-Марию передать Его желание, чтобы Его почитали под видом Его телесного Сердца. В третьем видении (вероятно, летом 1674 г.) Иисус просил людей о почитании Его любви посредством частого Причастия, Причастия в первую пятницу каждого месяца и соблюдения Святого Часа.

Святая Маргарита получила также обещания Святейшего Сердца, тем, которые будут Его почитать:

1. Тем, кто почитает Мое Святейшее Сердце, Я дарую всякую благодать и помощь, какая им необходима в жизни.
2. Я установлю и сохраню мир в их семьях.
3. Я утешу их в скорбях.
4. Я буду им прибежищем в жизни, и особенно в смертный час.
5. Я щедро изолью благодать на все их труды и дела.
6. Грешники найдут в Моем Сердце неиссякаемый источник милосердия.
7. Холодные души воспламенятся, поклоняясь Моему Сердцу.
8. Пылкие души быстро поднимутся к высшему совершенству.
9. Мое благословение пребудет в тех местах, где есть изображение Святейшего Сердца и где Ему поклоняются.
10. Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать самые ожесточенные сердца.
11. В Моем Сердце будут навечно начертаны имена тех, кто распространяет Его почитание.
12. Тем, кто принимает причастие в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать безмерной твердости в вере и вечного спасения.


Господь просил Маргариту-Марию сообщить об услышанном настоятелю иезуитской общины в Парэ, отцу Клоду де ла Коломбьеру и во всём следовать его советам.

Распространяя почитание Святого Сердца св. Маргарита Мария и активно поддержавшие ее иезуиты продолжали героические традиции Средневековья. Появляются и первые живописные образы Пресвятого Сердца: на них молящиеся могли видеть не только горящее сердце, но и Самого Иисуса, протягивающего Свое Сердце как бескорыстный дар людям. Почитание Сердца Иисуса, и особенно практика принятия Причастия в каждую первую пятницу девять месяцев последовательно (призыв, обращенный Иисусом к св. Маргарите Марии Алакок), не только способствовали обновлению евхаристической жизни католиков, но и помогли Церкви устоять в век Просвещения – век секуляризма и революций.

 

Непорочное Сердце Марии

Сейчас с любовью посмотрим на вторую икону, на которой увидим Непорочное Сердце Марии – символ Ее страдания и любви к Иисусу и всем Ее детям. Об этой любви мы можем узнать, читая Святое Евангелие: «…Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). И это сердце озаряет пламя, потому что Сердце Марии бьется с пламенеющей любовью к Ее Сыну Иисусу и ко всем нам. Само сердце окружено венцом из роз, который символизирует Непорочное Зачатие Марии и Ее вечную девственность, безгрешность и чистоту. А меч пронзивший сердце – это печаль Марии о страданиях Иисуса, как предсказал Ей это пророк Симеон: «…сказал Марии, Матери Его: (…) и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34. 35)

Как почитать это Сердце? Первым вспоминает о Сердце Марии еще св. Лука (Лк 2, 19. 51).
Потом следы почитания мы можем найти в XII веке. Его вспоминают св. Ансельм, св. Бернард, св. Бонавентура, св. Альберт и многие другие.
Святой Иоанн Эд (1601-1680) усиленно распространял это почитание, и с тех пор стали всё чаще появляться известные нам иконы. В 1836 году священник Герет, настоятель прихода Пресвятой Богородицы в Париже, основал братство Пресвятой Богородицы с целью обращения грешников через Марию. В 1892 году братство состояло уже из 20 миллионов человек.
В откровении св. Екатерины Лабура, которое она получила в 1830 г., помещены два сердца: Иисуса и Марии. Святой Антоний Мария Кларет (1870 г.) установил Непорочное Сердце Марии покровителем своей конгрегации.
В XIX веке почитание Непорочного Сердца Марии было распространено, чтобы подчеркнуть привилегию Ее непорочного зачатия и все последствия, которые эта привилегия принесла Марии. Началом стали провозглашение догмы о непорочном зачатии Марии Папой Пием IX в 1854 году и явления Богоматери в Лурде (1858 г.).
Однако еще сильнее это почитание распространилось после явлений Богоматери в Фатиме в 1917 году.
Тогда-то Матерь Божья спросила троих пастушков: «Готовы ли вы ко всем страданиям и покаяниям, оскорбляющим Его величие? Готовы ли вы утешить Мое Непорочное Сердце?» Лусия ответила за всех: «Да, именно этого мы и хотим».

В июне Люсия услышала от Марии: «Мое Непорочное Сердце хотело бы приносить Богу искупленные души, как цветы к Его престолу». В июле Мария сказала: «Вы должны пожертвовать себя за грехи. Когда вы делаете это, повторяйте: „Иисус, я делаю это ради любви и для обращения грешников в соединении с Непорочным Сердцем Марии”». Богоматерь также показала детям ад, в котором было много осужденных, чтобы вызвать у них ужас и большее желание спасти грешников от вечного огня. В связи с этим Она просила, чтобы в каждую первую субботу месяца принималось Святое Причастие. Наконец, Она сказала: «Когда вы молитесь Розарий, в конце добавьте: „Иисус, защити нас от греха и спаси нас от огня адского, приведи все души на небо, особенно те, которые наиболее отличались особым почитанием Непорочного Сердца Марии”».
10 декабря 1925 года сестре Лусии в доме Доротеи в Понтеведра, в ее монашеской келье, явились младенец Иисус и Дева Мария. Святая Дева показала ей Сердце и сказала:

«Смотри, дочь Моя, Мое сердце окружено шипами, которые неблагодарные люди втыкают своими богохульствами и неблагодарностью… Скажи всем, кто пять месяцев, в первую субботу:

1) исповедуется,
2) примет Святое Причастие,
3) будет читать Розарий
4) и будет проводить в Моем присутствии 15 минут, размышляя над 15 тайнами Розария в духе покаяния,
что Я обещаю помочь им в час смерти всеми необходимыми благодатями для спасения их душ».
С этих слов Самой Девы Марии мы можем узнать, как почитать Ее Непорочное Сердце.

Глядя на почитание Святейшего Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Марии, легко можно заметить, как они прекрасно дополняют друг друга и дарят не только всю духовную жизнь, но и тщательно восстанавливают те руины, которые оставили разрушительные силы зла. Во многих странах первые пятницы и субботы переживаются как особые дни. Во многих семьях вместе почитают Сердца Иисуса и Марии: все вместе участвуют в Мессе, ходят на исповедь и принимают Святое Причастие. Пусть так будет и в Казахстане, тогда наши семьи расцветут в своем достоинстве.
о. Томаш Пысь








.