Иса ибн Марьям Иисус в Исламе
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №6-7(286-287)'19
- Опубликовано 29.05.2019 15:22
- Просмотров: 1983
Иса ибн Марьям аль-Масих (араб. عيسى ابن مريم – Иисус сын Марии) – с точки зрения Ислама один из величайших исламских пророков (наби). Отож-дествляется с новозаветным Иисусом Христом.
Иисус в Коране именуется Иса. Иса (Иисус Христос) – особо почитаемый пророк и посланник в Исламе. В Коране его имя упоминается 25 раз.
В Писании мусульман он также называется аль-Масих (Мессия), ибн-Марьям (сын Марии), абд Аллах (раб Аллаха), расул Аллах (посланник Аллаха), Салих (Праведник), Калима (Слово), Кауль аль-Хакк (изречения Истины) и т.д. Пророку Исе было ниспослано от Всевышнего Аллаха Писание – Инджиль (Евангелие, Благая Весть), в котором – в интерпретации Ислама – он предсказал приход последнего Пророка и Посланника Бога Мухаммеда.
Пророк Иса был направлен к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы) и принести одну из священных книг Ислама – Инджиль (Евангелие). Иса считается одним из посланников Аллаха (расул), наряду с Нухом, Ибрахимом, Мусой и Мухаммедом, а также основоположником нового Закона.
Коран передал подробную историю пророка Исы, посвятив ему и его семье две суры: «Аль Имран» («Семейство Имрана») и «Марьям» («Мария»).
Иисус это не Бог
Эта статья написана с целью предоставить католикам информацию об Исе (Иисусе) с точки зрения Корана. Вы можете сами свериться с Кораном и проверить приведенные ниже выводы.
Пусть эта информация поможет нам в диалоге с мусульманами, к которому в Казахстане призывает нас Папа Франциск.
Поэтому посмотрим, что Коран говорит об Иисусе:
1. В Коране Иисус это не Бог, не Сын Божий и не человек, умерший на кресте.
2. В Коране Иисус – это пророк, чьи слова были отвергнуты иудеями.
3. В Коране Его называют Мессией, но это означает лишь то, что он – посланник Бога (Коран 4:171). Он принес Евангелие (Коран 57:27). Это выше, чем пророк!
Коран знает об Исе значительно больше, чем о других пророках. Как мы сказали, Его имя упоминается в Коране 25 раз, больше чем имена других пророков. Об Иисусе в Коране, говорится больше, чем о самом пророке Мухаммеде, и его роль в истории мира и его конца – по Корану – кажется более значительной, чем основателя Ислама!
Иса идентифицируется с христианским Иисусом Христом, но Коран своим авторитетом решительно отвергает идею Троицы (1) и отрицает христианское представление о Нём как о Боге и Сыне Божием (2).
В отличие от Евангелия, Коран подчеркивает, что Иса – всего лишь раб Божий.
Иса стал объектом особого поклонения в некоторых исламских течениях. Ахмадиты, например, считают, что спасшийся из Иерусалима Иса умер и похоронен в Кашмире, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины. Особенным образом Его почитают последователи мистики суфизма, о котором мы писали (см. КРЕДО 4/2019).
Даже если для Ислама Иисус не является Богом, уважение к Нему очень впечатляет.
Иисус был рожден
сверхъестественным
образом
Самым выдающимся аспектом жизни Иисуса является его непорочное зачатие и рождение, о которых говорится в Коране 19:16-26. Иисус был рожден сверхъестественным образом, потому что это произошло без вмешательства мужчины [ср. КРЕДО 5/2019]. Здесь Коран и Евангелие говорят в один голос.
В 16 местах в Коране Иса упоминается как «сын Марьям» (ибн Марьям). Так как у него не было отца и его называли в честь матери.
Чудо рождения Иисуса приводит к вопросу: Иисус имеет только человеческую или только духовную природу? Разве Иисус не является всего лишь человеком, – ведь он был сотворен подобно Адаму? В самом деле, в Коране 3:59 мы читаем о сходстве между рождением Адама и рождением Иисуса: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал».
Однако в Коране говорится не только о сходстве, но и о различиях между рождением Адама и рождением Иисуса:
Адам был рожден без земных отца и матери (Коран 2:30; 15:28; 32:7).
Иисус был рожден от девственницы (Коран 19:20-22).
Адам был сотворен от нижнего: только из праха, поэтому он земной (Коран 15:28; 32:7).
Иисус был сотворен Словом Божиим, поэтому он небесный (Коран 3:45).
Иисус был дан Марии как непорочное дитя от Бога (Коран 19:19).
На основании этих фактов мы можем сказать, что существуют значительные различия между зачатиями Адама и Иисуса. Адам был сотворен от нижнего, а Иисус – свыше. Поскольку Иисус был непорочным и был сотворен Словом Божиим, он имел высшую сущность. Различаюстя Божье Слово и слова Бога в Писании. Божье Слово и Дух должны быть вечными, поскольку Бог никогда не мог быть без Слова и Духа. Согласно Корану, Иисус был непорочным в своей земной жизни (Коран 19:19), а Адам ослушался Бога (Коран 2:36). Адам не обладает такими же качествами, как
Иисус, Слово Божье.
Иисус занимает
в Коране особое положение
Итак, согласно Корану,
Иисус имел духовную природу. Но если Иисус не является Словом Бога во плоти, как верят христиане, и если он – не просто смертный человек, какова же тогда сущность Иисуса? Можем ли мы сделать вывод, что это полный обзор Иисуса в Коране? Вряд ли. В Коране есть еще важные факты:
В Коране Иисус имеет больше важных титулов, чем любой другой персонаж.
Он – «Знамение» (Коран 19:21; 21:91), «Милосердие» (Коран 19:21) и «Свидетель» (Коран 5:117).
В Коране об Иисусе всегда говорится с почтением.
В Коране нет никакой критики Иисуса.
В Коране Иисус предстает Божьим апостолом, Словом Божиим (калима) и Духом Божиим (рух) (Коран 4:171).
Используемое в Коране арабское слово «башар» относится к смертным, а не к миру духов. Мухаммед – всего лишь простой смертный, как и все остальные (18:110; 41:6). То же самое касается и всех остальных пророков. Поэтому странно, что слово «башар» не встречается в связи с Иисусом. Может ли быть так, что Иисус действительно был больше, чем просто пророк? Помните, что говорится в Коране об Иисусе:
Иисус был рожден от девственницы (Коран 19:20-22).
Иисус был непорочным (Коран 19:19).
Иисус был великим целителем больных (Коран 3:49; 5:110).
Иисус был взят Богом на небеса (Коран 4:158).
Иисус вернется снова (Коран 3:45; 43:61), потом сразится с лжемессией Даджалом (Антихристом) и убьет его, а в конце мира будет одним из главных участников Судного дня (авторитетные сборники хадисов).
Однако это еще не всё. В Коране есть еще сведения об
Иисусе. Коран признаёт, что существует особое различие между служителями Божьими (Коран 2:253). Иисус занимает в Коране особое положение.
Иисусу было дано явить Божьи знамения (Коран 2:253; 43:63), и Иисус получил Божью помощь посредством Святого Духа (Коран 2:253). Иисус – личность, обладающая исключительным достоинством как в этом мире, так и в мире ином (Коран 3:45).
Все комментарии сходятся в том факте, что это подразумевает святость и благословение.
Только Иисус может совершать такие действия, как «творить» и «давать жизнь» (Коран 3:49). Ни один пророк в Коране не совершал подобных действий. Поэтому Иисус стоит превыше всех остальных личностей, будучи превознесен на такой уровень, которого не достигал ни один человек.
Можно ли сказать, что Он – всего лишь один из пророков?
Иллюзорное распятие Исы
Как учит ислам, большинство израильтян отказалось признавать Ису пророком и, более того, они выступили против него и решили его убить. Иудеи пришли к римскому наместнику и сказали ему, что якобы Иса хочет избавиться от римского господства и установить свое царство в Иудее. Поверив им, наместник приказал схватить Ису, одеть ему на голову венок из колючек и распять. Для выполнения приказа римского наместника к Исе отправилась группа иудеев вместе с римскими солдатами.
Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, однако Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте, заверяя, что вопреки утверждениям его врагов они «не убили его и не распяли, но это только представилось им». Иса был вознесен на небеса, где пребудет до наступления Судного дня.
Известный арабский историк XIV века и толкователь Корана Ибн Касир писал со слов Ибн Аббаса, что вместо Исы был распят другой человек: «В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома появилось отверстие, и Иса впал в дремоту.
В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Аль Имран: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, одели ему на голову венок из колючек и распяли».
Здесь видно влияние гностиков.
Подобная точка зрения отражена и в Евангелии от Василида, преподававшего в Александрии в 117-138 годах н. э., где указывается, что в действительности вместо Исы был распят Симон Киринеянин.
По другой версии, один из апостолов предал Пророка и повел стражу к дому, в котором тот находился. Стражники велели апостолу пойти в дом и вывести к ним Ису. Когда тот вошел в дом, Аллах вознес Ису на небеса и придал его внешность апостолу. Когда последний вышел из дома, стражники схватили его, после чего в образе пророка Исы распяли на кресте предателя. Исламский историк XIII века Ибн аль-Асир считал предателя Иуду наиболее вероятным апостолом, распятым вместо пророка Исы (это мнение в духе гностического Евангелия от Иуды).
Согласно исламской доктрине, служение Исы состояло не в том, что он приносил себя в жертву во искупление людских грехов, а в том, что он был посланником Бога и указывал верный путь к Богу. Для мусульман, каждый человек будет судим по своим деяниям, и никто не несет на себе грехов другого.
Второе пришествие Исы
Все события, связанные со вторым пришествием Исы не упоминаются в Коране, однако приводятся в авторитетных сборниках хадисов. В Предании, пророк Иса в конце времен действует то рядом с Махди, то вытесняет и заменяет его.
Махди (араб. مهدي) – в исламе последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия (масих), который появится перед концом света. В Коране Махди не упоминается, но идея мессии широко толкуется в хадисах пророка Мухаммеда. Первоначально Махди отождествлялся с пророком Исой (Иисусом), который должен возвестить приближение Судного дня (киямат). Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ «обновителя веры».
Коранические толкования отводят пророку Исе роль одного из главных участников Судного дня.
Согласно преданию, Иса пребывает в раю, на небесах и накануне конца света, по воле Аллаха, спустится оттуда в Палестину. По другой версии, Иса спустится на минарет, стоящий в юго-восточном углу мечети Омейядов в Дамаске, который носит его имя. Он сразится с лжемессией Даджалом и убьет его, после чего Аллах, благодаря его мольбе, уничтожит племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые будут угрожать всему человечеству.
Даджаль (араб. الدجال – обманщик) – в исламской традиции: лжемессия, аналогичный христианскому Антихристу. Его появление является одним из признаков приближающегося Конца света. Его называют также аль-Масих аль-Каззаб и аль-Масих ад-Даджжаль («ложный мессия»).
Ему будет дана временная возможность поменять местами ложь и правду. Правдивое, праведное в его времена станет ложным и греховным, а грех станет формой проявления набожности пред новым «богом», которым Антихрист себя объявит, и всё это станет непростым испытанием для человечества в доказательство духовной проницательности и веры пред Единым и Единственным Богом для всех времен и народов, Сотворившим всё и вся, в том числе и самого Антихриста.
После победы над Антихристом, Пророк Иса установит на земле царство добра и справедливости. В своем втором пришествии он будет руководствоваться исламским шариатом. Затем Иса объединит мир под единым владычеством и на основе единой религии ислама.
Потом Иса умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом. В мечети Пророка показывают место, отведенное для захоронения Исы.
В день Суда Аллах воскресит его, и он вместе со всеми предстанет перед Аллахом. Вместе с другими пророками он будет свидетельствовать против неверующих, как судья справедливый. Указание того, что Иса будет «признаком» наступающего Суда, считается намеком на его второе пришествие.
Мухаммед говорил: «Иса ближе всех ко мне – и на этом и на том свете». Второе пришествие Исы (Иисуса Христа) доказано Священным Кораном и Сунной Пророка, поэтому мусульмане не сомневаются в этом, свято верят и чтят Ису, предсказавшего появление после себя последнего Пророка и Посланника – Мухаммеда. В одном из хадисов, переданном Абу Хурайрой, сказано, что Мухаммед сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судья справедливый. Он настолько умножит богатство, что уже никто не будет желать его».
Некоторые источники:
фрагменты из Википедии
poznayteislam.ru
https://islam-today.ru/veroucenie/iisus-isa-v-korane/
https://www.whyislam.to/islam-i-xristianstvo/chto-govorit-koran-ob-iisuse.htm
http://yro.narod.ru/bibliotheca/koran/Koran.htm
о. Александр Посацкий
.