46 Папа - Св. Иларий (Гиларий, Илар)
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №6-7(286-287)'19
- Опубликовано 29.05.2019 15:19
- Просмотров: 896
46 римский Папа
Церковное имя
Св. Иларий
(Гиларий, Илар)
Светское имя
-
Годы понтификата
19.XI.461 – 29.II.468
Место рождения
и происхождение
Сардиния, Западная Римская Империя (совр. Италия)
Согласно «Liber Pontificalis», св. Иларий был учеником Папы Льва I Великого и архидиаконом во время его понтификата. В 449 году он прибыл в качестве легата св. Льва на Второй Эфесский (Разбойничий) Собор, где решительно отстаивал права Римского Престола, выступая против осуждения Патриарха Флавиана, несправедливо обвиненного в ереси Евтихия. За это подвергся нападению со стороны Диоскора Александрийского и был вынужден бежать с Собора.
Понтификат св. Илария был отмечен столь же энергичной политикой по укреплению авторитета Папы, сколь и понтификат его великого предшественника. В то время церковные дела в Галлии и Испании требовали его особого внимания. Из-за политического хаоса, царившего в Римской империи, которая разваливалась на глазах, подвергаясь вторжениям варваров, было важно сохранить церковную иерархию, укрепив власть Церкви.
19 ноября 462 года Иларий провел Римский Синод, разобравшись с архидиаконом Гермесом, незаконно ставшим епископом Нарбоннским. Папа позволил ему сохранить титул епископа, но лишил полномочий, о чём сообщил в энциклике, направленной галльским епископам. Кроме того, св. Иларий назначил своим викарием в Галлии Леонтия Арелатского, епископа Арля, поручив ему ежегодно созывать синод, на который обязаны были приходить все провинциальные епископы. При этом важнейшие вопросы должны были передаваться на рассмотрение Апостольского Престола. Ни один епископ не мог покинуть своей епархии без письменного разрешения митрополита, в случае отказа в разрешении он мог подать апелляцию епископу Арля, который таким образом являлся главным епископом Галлии. Кроме того, Папа постановил, что церковное имущество не может быть отчуждено до тех пор, пока синод не изучит причину его продажи.
Вскоре после этого Папе пришлось вмешаться в очередную ссору между галльскими епископами, когда в 463 года Вьенский епископ Мамерт рукоположил епископа Ди, хотя согласно указу Папы Льва I, эта церковь относилась к митрополии Арля. Узнав об этом, Иларий поручил епископу Арля Леонтию Арелатскому созвать новый синод епископов для расследования этого вопроса. В результате 25 февраля 464 года состоялся синод, постановивший, что, если епископ Мамерт в будущем не воздержится от незаконных рукоположений, он также будет лишен власти. Соответственно, рукоположение во епископы должно быть санкционировано Леонтием Арелатским. Таким образом, были сохранены привилегии кафедры Арля, дарованные ей Папой Львом I. Кроме того, епископам было предписано в своих постановлениях не преступать границ собственных епархий. Папа Иларий также защитил митрополичьи права Амбрёнской кафедры на епархии Приморских Альп от посягательств епископа Авксания.
Усилия св. Илария не пропали даром: многие епископы обращались к нему при решении ключевых вопросов. Так, например, епископы провинции Таррагона обратились к Святому Престолу, поскольку перед своей смертью епископ Барселоны Нундинарий пожелал, чтобы его преемником мог быть избран Ириней, которого он же лично и назначил епископом на другую кафедру. Местный синод подтвердил назначение Иринея, и епископы искали Папской поддержки. Поэтому 19 ноября 465 года состоялся синод в Риме, чтобы уладить это дело. Это был старейший римский синод, оригиналы записей которого дошли до нас. Он проходил в базилике Санта-Мария-Маджоре. Синод постановил, что нельзя наносить вред церковным законам подобными решениями, поэтому Папа Иларий отправил письмо епископам Таррагоны, где заявил, что ни одно рукоположение не может быть действительным без санкции митрополита Аскания, и ни одному епископу не разрешается переходить с одной епархии в другую, поэтому на кафедру Барселоны должен быть выбран кто-то другой, а не Ириней.
Впоследствии, вышеупомянутые митрополит Асканий и епископы Таррагоны обратились к Понтифику в связи с тем, что Сильван, епископ Калорры также нарушил церковные законы при рукоположении епископов. Папа постановил, что епископы, рукоположенные Сильваном, были бы признаны, если бы они были назначены на вакантные кафедры или иными словами, были соблюдены требования Церкви.
«Liber Pontificalis» упоминает также об энциклике, отправленной Гиларием на Восток, чтобы подтвердить действительность Вселенских Соборов Никеи, Эфеса и Халкедона, имеющиеся источники не позволяют узнать более подробную информацию.
В Риме Папа Иларий также усердно трудился, защищая истинную веру. У императора Западной Римской империи Прокопия Антемия был фаворит Филофей, который исповедовал македонскую ересь, отрицавшую Божественность Святого Духа. Филофей посещал встречи македониан в Риме и участвовал в пропаганде этой ереси. Меж тем, император Прокопий в 467 году издал указ о терпимости в отношении сект, и, в частности секты Филофея. Святой Иларий активно боролся с этим. Во время одного из визитов императора в собор Святого Петра Папа открыто призвал его к ответу за поведение его любимца, призывая его у могилы Святого Петра обещать, что он сделает всё возможное, чтобы не допустить этого зла.
Святой Иларий возвел несколько церквей и других зданий в Риме. Благодаря ему были сооружены две часовни при Латеранском баптистерии, одна – в честь св. Иоанна Крестителя, а другая – в честь св. апостола Иоанна, которого он благодарил за защиту после побега с Разбойничьего Собора в Эфесе. Над древними дверями часовни всё еще можно увидеть надпись: «Святому
Иоанну Евангелисту, освободителю епископа Илария, раба Христова». Кроме того, Папа Иларий возвел часовню Святого Креста при баптистерии, монастырь, две общественные бани и библиотеки рядом с базиликой Святого Лаврентия за стенами (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), а также еще один монастырь внутри города. «Liber Pontificalis» также упоминает о множестве вотивных даров, подаренных св. Иларием различным церквям.
Папа Римский Иларий был похоронен в базилике Святого Лаврентия за стенами. Согласно Римскому мартирологу, день его памяти – 28 ноября (или 29 в високосные годы). В некоторых источниках датой почитания также указывается 17 ноября.
Вадим Пархоменко
.