Хочу спросить...
Мне 18, я - католик и в этом году поступил в университет. Большинство моих знакомых - некатолики и, хотя некоторые из них называют себя верующими, но в церковь все-таки не ходят. Несколько дней назад друзья пригласили меня в кино на фильм, недавно вышедший в прокат. Я был наслышан о том, насколько безнравственен этот фильм, а потому ответил, что мне он неинтересен. Но некоторое время спустя один из прихожан, моих ровесников, сказал, что ходил на этот фильм. Я попытался объяснить ему, что лучше избегать просмотра такого рода зрелищ, но мои аргументы его не убедили. Кроме того, он заявил, что такое кино не вредит ему и что я ретроград, чурающийся остального мира, и что, если я не буду смотреть такие фильмы, не смогу общаться с людьми и растеряю всех своих друзей, если буду мыслить так радикально. Мне показалось, что он неправ, но я не знал, что ему ответить.
Отвечает:
о. Карлос Лаоз Замарро
Правило номер один для любого христианина: следуй заповедям Божьим и не ошибешься, даже если иногда не можешь объяснить причины. Другими словами, ты поступил правильно, что не пошел на этот фильм. Правило номер два: постарайся выяснить суть этих заповедей. Для этого нужно задавать вопросы, читать и учиться. Правило номер три: часто проблема кроется не в том, что доводы, которые приводит христианин (или которые привел ты) неубедительны, а в человеке, который неспособен либо не хочет их понять, потому что высокомерен или не хочет неудобств. Обычно это происходит с теми, кто считает себя слишком умным и не позволяет никому указывать, как ему поступать.
Да, действительно, нужно жить в этом мире, но это не значит проглатывать все, что этот мир нам преподносит. Как некоторые люди избегают слишком жарких солнечных лучей или загрязненного воздуха больших городов, нужно избегать того, что может навредить моей душе. Нужно жить в этом мире, но не погрязать в его суетности. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин 17, 15-16).
К несчастью, есть зрелища (кино, театры, песни, танцы), восхваляющие аморальное поведение, выдающие его за нормальное и приемлемое, и даже его прославляющие. Например, многие фильмы представляют нам мир без Бога, где никто не молится, не проявляет религиозного чувства, даже когда герои умирают: для Бога просто нет места. Такие представления оказывают влияние на души зрителей и меняют общество в худшую сторону.
Некоторые говорят, что христианская мораль устарела, что она была хороша для других времен и умов, а не для «современного взрослого человека». Именно таким людям один святой, обладавший прекрасным чувством юмора, отвечал: «Вы забыли, что самым старым было грехопадение: спросите об этом Адама и Еву!».
Святые отцы в своих проповедях использовали жесткие выражения, чтобы отвадить первых христиан от аморальных зрелищ и развлечений: «Не ищи себе оправдания, говоря, что это только представление. Да, это не просто представление, так как многих превратило в прелюбодеев и разрушило множество семей… Если сам поступок плох, то его воспроизведение - тоже. И сколько же еще прелюбодеев плодят те, кто ставит такие драмы о прелюбодеяниях, и сколько наглых и бессовестных людей появляется после просмотра таких спектаклей! На самом деле, нет ничего бесчестнее и презреннее, чем глаз, способный созерцать все это… Лучше залепить глаза грязью и глиной, чем смотреть на такие злодеяния» (св. Иоанн Златоуст).
Первые христиане так старательно избегали любых зрелищ, угрожающих их душам, что нередко язычники определяли, что кто-то стал христианином, именно потому, что тот переставал ходить на представления такого рода.
Поэтому, прежде чем участвовать в представлении любого рода или присутствовать на нем, будь то театр, кино или телевидение, нужно удостовериться, что оно не подаст повода для греха, а в сомнительных случаях – просто избегать таких зрелищ. Если же по незнанию вы все-таки попали на спектакль, отрицающий христианскую мораль, то самой разумной реакцией будет встать и уйти: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф 5, 29).
И если кто-то говорит, что ему не вредят такие зрелища, то «я тебе отвечу, что вредоносно уже само по себе такое бесполезное времяпровождение и скандальное влияние на других…, и, кроме того, как ты можешь говорить, что это не вредит тебе, если сам вносишь свой вклад в создание таких зрелищ? …Ведь, если бы не было зрителей, то не было и тех, кто занимается такими низкими делами» (св. Иоанн Златоуст).
Зрелища всегда влияют на жизнь людей - как зрителей, так и самих актеров. Они могут влиять как положительно, так и отрицательно, но никогда не могут быть абсолютно нейтральными. Долг каждого христианина – ставить представления чистые и занимательные, такие, на которых можно присутствовать, не обидев Господа. «Надо вернуть христианский дух праздникам и народным обычаям. Почему общественные зрелища должны быть или глупыми или языческими? Проси Господа, чтобы нашлись люди для этой неотложной работы, которую я назвал бы апостольством развлечений» (св. Хосемария).