Газета "Кредо" №11-12(171-172)'09
ПОЗНАЕМ ОСНОВЫ НАШЕЙ ВЕРЫ В КАТЕХИЗИСЕ
Что значит, что «человек сотворен по образу Божьему»?
Человек - разумное бытие. У него есть воля: он свободен любить, как Бог, Который есть сама Любовь. Без свободы нет любви: у растений и животных нет свободы, у них нет разума, и потому они не могут любить. Итак, вместе с ангелами человек - прекраснейшее создание Бога, настолько хорошее, что Бог предопределил, что Его Слово станет человеком. Можно сказать, что человек сотворен по образу Сына Божия, Который должен был воплотиться. Бог сотворил первую пару людей, от которых все произошли: белые, черные, желтые люди из всех народов и всех родов происходят от одних родителей, так что все мы браться, все равны перед Богом.
Как бытие духовное и материальное человек является одновременно телом и душей. Наша душа дана непосредственно Богом; она делает каждого уникальным лицом, достойным уважения и незаменимым с первого момента своего зачатия. Душа оживляет тело; без нее тело становится трупом. Поэтому можно сказать, что душа - «форма тела». В момент смерти душа отделяется от тела, но такое положение может быть только временным: чтобы человек мог вечно оставаться самим собой, ему необходимо полностью стать самим собой - телом и душой, и потому после смерти душа преобразиться, а в последний день тело воскреснет.
О. Пьер Дюмулен
Воскресные Евангелия с lectio divina
В этом году нам хотелось бы предложить вниманию читателей серию размышлений над воскресными чтениями литургического года, которые, как мы надеемся, станут хорошим подспорьем для желающих глубже познавать Св. Писание и строить на нем свою жизнь.
Год C - год Луки
Адвент 2009 – Христос Царь 2010
ВСТУПЛЕНИЕ
Этот еженедельный план объединяет воскресные Евангелия литургии и метод lectio divina Св. Писания.
Lectio divina – это динамичный, живой метод чтения Св. Писания, получивший одобрение Папы Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Этот план служит основой для верного и почтительного, т.е. правильного и истинного чтения Библии.
Lectio divina – это благословение для всей Церкви, раскрывающее неисследимые истины Писания каждому христианину. Этот метод учит верующих читать, понимать и глубоко ценить Писание, а также искать руководства для жизни в учении Господа Иисуса.
Наша истинная цель - встретиться с Господом в чтении его Слова и следовать Ему, меняя свою жизнь, чтобы быть похожим на него благодаря силе Святого Духа.
Вся необходимая вам информация включена в этот буклет. Этот план может быть использован индивидуально или в группах.
Следующие страницы расскажут вам о четырех шагах lectio divina с дополнительными советами по использованию плана в группах.
ВВЕДЕНИЕ К LECTIO DIVINA
История
Lectio divina упоминаются Отцами ранней Церкви приблизительно с 300 г. от Рождества Христова. Четыре шага впервые были описаны монахом Гвидо Картухо в 1173 г. Эти шаги - lectio (чтения), meditatio (размышление), oratio (молитва) и contemplatio (созерцание) - по-прежнему актуальны, хотя методика со временем меняется.
Обзор
В сущности lectio divina - это простой способ встретиться с Господом в размышлениях и молитвах, основанных на Святом Писании. Этот метод нельзя назвать научным, поскольку предварительные знания могут быть полезны, но не обязательны.
Использование данной структуры в группах необходимо, в то время как при индивидуальном чтении не обязательно строго следовать этим шагам. Наша цель - встретиться с Богом, а не выполнить строго шаги. Таким образом, когда мы ощутим присутствие Господа, нужно остановиться и подождать. Всегда можно вернуться к этому шагу в другое время - важно не пропустить то, что Бог собирается сказать нам.
1. Lectio – чтение
Самое важное - смиренное и молитвенное чтение отрывка, поэтому спешка здесь недопустима. Начните с молитвы и попросите Святого Духа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоанна 16, 13).
Прочитайте отрывок медленно и внимательно. На этой стадии избегайте искушения посмотреть в комментарии lectio или любые следующие шаги.
Приготовьте тетрадь и карандаш. Подчеркните или отметьте слова или фразы, которые кажутся вам важными. Запишите любые возникшие вопросы. Прочитайте отрывок несколько раз про себя, затем прочитайте его вслух. Дайте себе время понять и оценить то, о чем говорится в данном отрывке.
Затем прочтите комментарии lectio и подумайте о том, в чем они различаются или в чем схожи с вашими первоначальными размышлениями.
2. Meitacio – размышление
Размышление помогает глубже понять отрывок и раскрывает все его богатство. В 2 Тим 3, 16 читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…». Таким образом, принцип размышления над Писанием состоит в том, чтобы в вере ожидать беседы с Богом. Он может Сам что-то открыть вам, обратить ваше внимание на ваше поведение или подход к чему- или кому-либо, который нужно изменить. Он может явить вам обещание, чтобы ободрить и укрепить.
Вот несколько методов, которые могут быть полезны:
Задействуйте воображение. Воссоздайте мысленно ту сцену, которая описана в отрывке, поместите в нее себя и станьте частью истории. Посмотрите на происходящее глазами других персонажей, послушайте, что они говорят, проследите за их реакцией, представьте, что они чувствуют. Продолжайте обращаться к Иисусу. Узнавайте Его, радуйтесь и восхищайтесь Им, Его словами, Его поступками, Его манерой отвечать, т.е. всем, что относится к Нему.
Задайте вопрос. Воспользуйтесь вашими собственными и предложенными вопросами, чтобы глубже поразмыслить над отрывком и над тем, что Бог хочет сказать вам. Спросите Иисуса, почему он сделал или сказал именно так. Попытайтесь понять Его мотивы и намерения. Отведите какое-то время для спокойного размышления, чтобы слушать и услышать Его ответ.
Пусть Слово будет вашим зеркалом. Когда мы читаем Библию, она показывает нам образец христианской жизни и в чем нам нужно измениться. Мы видим, как Слово Божье обращается в нашей повседневной жизни к нам как отдельным личностям и как к части нашей общины и общества. Мы найдем обещания и ободрения, задачи и требования. Если мы того хотим, то Бог научит и освободит нас, чтобы мы стали более человечными и жили вечно.
3. Oratio – молитва
Молитва позволяет нам вступить в общение с Богом. В Псалтири мы видим, как авторы изливают свои чувства Богу, выражают свои надежды и противопоставляют их страхам. Бог ценит нашу честность, и мы ничего не в силах утаить от Него. Нам могут помочь слова ответного псалма, но сердечно поговорить в молитве с особым Другом можно и своими словами.
В молитве мы просим, чтобы свет слова Божьего озарил нашу жизнь. Затем можно принести Богу все события нашей жизни и жизни нашего общества. Мы говорим и слушаем, слушаем и размышляем – это и есть беседа с Богом.
4. Contemplatio – созерцание
Чтобы мы лучше поняли Евангелие, литургия предваряет его двумя другими чтениями из Писания. Они могут помочь глубже вникнуть в текст и найти самую суть нужного нам ответа, который дает Сам Господь.
Contemplatio - это возможность посвятить свое личное время общению с Богом. Предстаньте пред Богом в молчании и предложите Ему войти. Произнесите несколько слов, если они есть – здесь они необходимы. Радуйтесь этому времени пребывания в Его присутствии. Просто пребывайте с Ним и позвольте Ему любить вас и обновить вашу душу.
Обзор
По окончании чтения, размышления, молитвы и созерцания вы можете кратко записать свои самые яркие переживания и мысли. Возможно, позднее окажется полезным к ним вернуться.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНА В ГРУППАХ
При использовании lectio divina в группах требуется небольшая подготовка.
1. Lectio
Используйте один или несколько способов чтения отрывка. Подумайте, какой отрывок более подходит вашей группе.
Индивидуальное чтение. Для начала дайте всем время прочесть отрывок про себя.
Провозглашение слова. Один человек читает (провозглашает) слово. Это традиционная форма чтения слова на литургии.
Два чтеца. Два человека поочередно читают вслух текст, каждый по одному стиху. Данный способ вовлекает каждого участника, побуждая всех прочесть текст из своей Библии; это внимательное и динамичное чтение.
Аудиоверсия. Если у вас есть доступ к аудиоверсии текста, то можно воспользоваться ею. Обратите внимание на то, какие слова выделяются смысловыми ударениями.
По ролям. Этот способ воспроизведения текста похож на театр, в котором один человек – рассказчик/читатель, второй – Иисус, а третий выбирает другой персонаж. Данный метод может оказаться самым динамичным и увлекательным, он поможет вам выделить слова различных персонажей.
2. Meitacio
Во время встречи в группе важно, чтобы каждый участник получил время поделиться тем, что сказал ему Господь. Бог говоря посредством Своего слова, обращается к нам также устами наших братьев и сестер. Поэтому, слушая других, мы должны с открытым сердцем слушать голос Господа, говорящего через них.
Важно, чтобы каждый в группе понимал, что этот обмен мыслями должен укреплять нас и обогащать наш опыт. Необязательно соглашаться с размышлениями других. Но нужно соблюдать осторожность и избегать превращения этой части встречи в дебаты и споры. Господь знает каждого из нас и может найти множество путей, чтобы ответить нам лично на волнующие нас вопросы.
Вы можете начать с такого простого вопроса: «Что в этом отрывке более всего привлекло ваше внимание?». Можно также воспользоваться напечатанными вопросами. Цель - помочь каждому раскрепоститься, чтобы поделиться с другими тем, чем чтение их воодушевило. Мягко направляйте беседу на текст и на то, что Бог говорит в нем.
3. Oratio
Мы предлагаем дать людям время для личной молитвы в молчании. Предоставьте также возможность своими словами помолиться вслух, используя при этом стихи из ответной молитвы. Цель - помочь каждому обратиться к Господу.
4. Contemplatio
Contemplatio по самой природе своей - индивидуальное упражнение, требующее тишины. Если у вас есть свободные комнаты, то вы можете предложить участникам встречи уединиться там, чтобы у них было «свое личное пространство».
29 ноября
I воскресенье Адвента
СМОТРИ И МОЛИСЬ
Лк 21, 25-28. 34-36
Другие чтения: Иер 33, 14-16; Пс 25(24), 4-5. 8-9. 10 и 14; 1 Фес 3, 12 – 4, 2
Евангелие:
Адвент открывается живым учением Иисуса о том, какие дни будут предварять Его второе пришествие. Эти слова взяты из Его проповеди в храме после торжественного въезда в Иерусалим.
Учение Иисуса привело к следующим последствиям. Во-первых, оно бросило вызов иудейским властям, которые отказывались признавать силу Божью в словах и деяниях Иисуса. Во-вторых, взволновало толпы евреев, следовавших за Ним, куда бы Он ни пошел.
Очевидно, Иисус решил сохранить учение для Своего узкого круга – учеников. Стихи, приведенные выше, были предназначены только для них. В них Христос говорит о последних днях, когда мир перестанет существовать. Ученые используют специальный термин «эсхатология» для обозначения подобного рода наставлений.
Крушение мира, как мы знаем, будет ужасным. Иисус не преуменьшает реакцию людей, большинство из которых впадут в панику и преисполнятся страха. Но Он говорит Своим ученикам, что они не должны бояться грядущих событий, так как они станут предзнаменованием приближения избавления.
В этом безумии люди будут изо всех сил пытаться выжить. Но для учеников Христа настанет время освобождения. Но при одном условии: они должны бодрствовать. Иисус хочет найти всех готовыми. Мы также должны бодрствовать и посреди всех своих дел и искушений повседневной жизни продолжать сосредотачиваться на Господе.
Размышление:
Как сочетать «ожидание пришествия Иисуса» и дарованные нам радости человеческой жизни?
Сравните реакции людей из 26 и 28 стихов. Что поможет нам ответить так же, как верные из 28 стиха?
Как Иисус может помочь нам в заботах повседневной жизни? Ободряют ли нас слова из 1 Петр 5, 7?
Насколько вы чувствуете себя готовыми к возвращению Иисуса, если Он придет, к примеру, завтра? Что может вам помочь? Иисус дает нам наставление в стихах 34 и 36.
Молитва:
Сегодняшний отрывок учит нас, что молитва жизненно необходима для подготовки к возвращению Иисуса. Сегодняшний псалом напоминает нам, что Бог праведен и благ. Он будет руководить нами, если мы пожелаем слушать Его; Он – друг всем, кто послушен Ему.
Прочитайте эти стихи несколько раз. Позвольте Господу явить вам Свою любовь и заботу. Обратитесь к Нему в молитве стихами 4 и 5.
Созерцание:
Поразмышляйте над фразой: «приближается избавление ваше». Что она значит для вас?
Мысленно представьте возвращение Иисуса Христа на землю «с силою и славою великою» и ту радость, которую Он разделит с каждым, кто любит Его.
6 декабря
II воскресенье Адвента
ПРИГОТОВЬТЕ ПУТЬ ИИСУСУ
Лк 3, 1-6
Другие чтения: Вар 5, 1-9; Пс 126(125); Флп 1, 3-6. 8-11
Евангелие:
Лука хочет, чтобы люди в определенный период времени смогли успеть сделать то, о чем он говорит. Он описывает реальные события, временно поставив Иоанна Крестителя в центр истории, которая начинает развиваться в 1 и 2 главах Евангелия от Луки.
Каждый иудей должен был знать о кесаре Тиверии, потому что Палестина находилась под римским владычеством. И конечно же, Понтий Пилат, наместник Рима, был хорошо известен всем. Возможно, они знали и о разных правителях или царях из династии Ирода. А имена первосвященников Анании и Каиафы были у всех на устах.
Здесь, в напряженной политической ситуации римской оккупации, Иоанн начал Богом данное служение в долине Иордана. Он проповедовал покаяние и крещение. Те, кто желал, а их было множество, каялись в своих грехах и публично крестились в реке.
Лука подчеркивает связь между служением Иоанна и пророчеством из книги Исаии о гласе «вопиющего в пустыне». Исаия упоминает о возвращении пленных евреев из Вавилона на родину. Служение Иоанна указывает на Иисуса и готовит путь для Него.
Лука раскрывает двойственное значение в этой пророческой связи. Не только провозглашение Иоанном пути домой «плененным», но и то, что «глас вопиющего в пустыне» - это шанс для человечества подготовить грешные, невосприимчивые и бесплодные сердца для служения Иисуса. Как? Сделав «неровные пути гладкими» и покаявшись в грехах.
Размышление:
Представьте, что вас силой заставили жить в другой стране и, может быть, даже в качестве раба. Что бы вы чувствовали? О чем бы вы молились в первую очередь?
Как вы думаете, почему для Луки было важно связать служение Иоанна с историческими личностями и событиями?
Служение Иоанна состояло в приготовлении пути для встречи человечества с Иисусом. Что мы сегодня можем сделать для этого? С какими трудностями могут столкнуться люди, и как мы можем им помочь?
Молитва:
Пс 126(125) – это песнь благодарения за освобождение и просьба о помощи. Поблагодарите Бога за то, что наши грехи могут быть прощены, и восхвалите Господа за спасение.
Помолитесь о тех, кто сейчас особенно нуждается в помощи. Если вы сами переживаете трудные времена, то попросите кого-нибудь помолиться о вас.
Присоединитесь к Исаии в молитве за то, чтобы узрела «всякая плоть спасение Божие». Особенно помолитесь о ваших знакомых.
Созерцание:
Чтение из Послания к Филиппийцам вселяет в нас радостную надежду на то, что Его обетования воплотятся в нас. В течение следующей недели поразмышляйте о Дне Христовом и о нашей надежде на встречу с Иисусом. Попросите Господа сделать вашу жизнь такой, чтобы она принесла славу Ему.
13 декабря
III воскресенье Адвента
ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ
Лк 3, 10-18
Другие чтения: Соф 3, 14-18; Ис 12, 2-6; Флп 4, 4-7
Евангелие:
Неделю за неделей Лука рассказывает нам о служении Иоанна. И вот в мрачной тюрьме Ирода наступает трагическая развязка.
Но сначала Лука показывает служение Иоанна разным людям, которые стремились к душевному спокойствию и искали верный путь в будущее. И он прямо говорит им, как поступать.
Например, ненавистные собиратели налогов должны не злоупотреблять своей властью. Римские захватчики, получавшие свои налоги, закрывали глаза на то, что мытари брали сверх меры и присваивали часть денег себе. Они обкрадывали народ, быстро богатея сами.
По сравнению с ними солдатам платили очень скудно, и они силой отбирали у людей еду и деньги.
Все это было несправедливо. Иоанн проповедовал праведную жизнь, и те, кто слушал его, принимали его учение, изменяя свою жизнь.
Люди надеялись, что Иоанн и есть долгожданный Мессия. Но он незамедлительно опроверг их чаяния, сказав: «идет Сильнейший меня». Он описал свою миссию как подготовку к пришествию Мессии.
Иоанн встречался с Иродом Антипой, которому нравилось слушать его учение. Этот правитель, один из сыновей Ирода Великого, был поставлен римлянами над северной частью Галилеи. Креститель не раз довольно резко критиковал его за безнравственную жизнь, и, к сожалению, прямота Иоанна привела к тому, что Ирод арестовал его и заключил в тюрьму.
Размышление:
Поразмышляйте над тем, какие принципы учения Иоанна в стихах 8 и 11-14 имеют отношение к нам сегодня. Что в этом отрывке касается вас лично?
Некоторые люди имеют гораздо больше, чем им на самом деле нужно; другие же, наоборот, крайне нуждаются. Какое отношение имеет к вам стих 11?
Стих 17 может наполнить сердце страхом, но не будем забывать о том, что Иисус - это благая весть (прощение грехов). Что значит для вас благая весть, и как вы можете сопоставить ее с 17 стихом?
Молитва:
Молитвенно попросите Святого Духа посредством сегодняшнего Евангелия показать вам, что в вашей жизни нужно сделать или изменить.
Прочитайте Ис 12, 2-6 и Соф 3, 14-18. Пусть эти замечательные чтения станут вашими гимнами хвалы.
Прославьте Бога за все прекрасное, что Он совершил. Прославьте Его за то, что Он послал Иисуса. Поблагодарите Господа за то, что Он явил вам Свою любовь и бесчисленное количество раз помогал вам. Попросите Святого Духа помочь вам рассказать людям о том, как удивителен Бог.
Созерцание:
Взгляните на Иисуса как на Спасителя и подумайте о Его искупительной благодати, открывающей двери спасения всем, кто принимает Его.
Поразмышляйте над мудрым советом Павла из Флп 4, 4-7. Помните, что в молитве вы можете возложить на Господа все ваши заботы и тревоги, и Его мир наполнит вас и защитит ваше сердце и разум.
20 декабря
IV воскресенье Адвента
ВЗЫГРАЙ ОТ РАДОСТИ
Лк 1, 39-44
Другие чтения: Мих 5, 1-4; Пс 80(79), 2-3. 15-16. 18-19; Евр 10, 5-10
Евангелие:
Поразительная весть Ангела Гавриила о неожиданной беременности Елисаветы (Лк 1, 36) не заставила Марию долго собираться, чтобы отправиться в путь. Теперь и она тоже услышала невероятную новость.
Весь смысл во всей его полноте, несмотря на многочисленные подсказки Бога и Его деяния, открывается некоторым людям не сразу, постепенно. Сара, жена Авраама, засмеялась, когда ей сказали, что она может в преклонном возрасте стать матерью (Быт 18, 12). Захария, муж Елисаветы, засомневался и онемел на весь срок беременности супруги. (Лк 1, 18). Мария же, какими бы ни были ее сомнения и опасения, просто приняла то, что Бог пожелал: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38).
Приветствие Марии, обращенное к Елисавете, послужило причиной необычного явления: «взыграл младенец во чреве ее». Возможно, она уже привыкла к шевелению ребенка, но удивительно было то, что на этот раз Святой Дух послужил этому причиной. Елисавета, исполненная Духа Святого, «узнала» и назвала Марию Матерью Господа и благословила ее.
Этот небольшой отрывок нередко называют посещением Марией Елисаветы. Но не только Приснодева посетила свою родственницу, но и Иисус впервые «посетил народ Свой». Иоанн, еще сокрытый во чреве Елисаветы, узнал в Иисусе Мессию и взыграл от радости.
Какой же драгоценной и волнующей была эта встреча двух матерей, ожидающих появления младенцев. Какое ободрение получила каждая из женщин. И как же сильно укрепилась вера Пресвятой Девы. Благословляя Марию, Елисавета, словно эхо, повторила слова ангела Гавриила, обращенные к будущей Богородице. (Лк 1, 28, 30-33).
Размышление:
Подумайте о том, что могла чувствовать Мария до и после посещения своей родственницы. С одной стороны это была чудесная новость для Елисаветы, у которой в ее преклонном возрасте так и не было детей. С другой стороны как жена священника Захарии могла бы отреагировать на новость Марии? Она поверила бы ей или же стала бы избегать ее?
Исполненная Духа Святого Елисавета воскликнула громким голосом и подтвердила, что Мария - Матерь долгожданного Мессии. Что могла почувствовать Мария, слыша эти слова? Эту тайну раскрывают стихи, следующие за нашим сегодняшним Евангелием (Лк 1, 46-56).
Поразмышляйте о роли Святого Духа, ведшего Елисавету и Марию. Вы когда-нибудь ощущали ведение Святого Духа? Что вы чувствовали тогда?
Молитва:
Пс 80(79) – это искренняя молитва к Богу о восстановлении израильского народа. Присоединитесь к псалмопевцу и воззовите к верному Пастырю о спасении знакомых вам людей, не следующих за Ним.
Попросите Господа изменить ожесточенные сердца ваших соотечественников, чтобы они обратились к Нему. Иногда наши сердца тоже перестают быть податливыми и нежными. Бог обещал нам дать сердца плотяные взамен каменных. (Иез 11, 19).
Помолитесь к Господу Богу о том, чтобы Он помог вам распознавать ведение Духа Святого и наполнил вас верой и смелостью для следования Его зову.
Созерцание:
Бога часто называют пастырем. Задумайтесь над тем, как Господь ведет лично вас, как Он ведет все народы, когда они позволяют Ему.
Поразмышляйте, почему Иисуса называют Царем.
Пророчество Михея было дано приблизительно за 700 лет до рождения Иисуса. Он не был единственным, кто пророчествовал о рождении Христа. Иеремия также возвещал об этом 150 годами позднее. Мы читали его слова в Воскресном чтении две недели назад (Иер 33, 14-16). Поразмышляйте над пророчеством Михея. Что оно означает для вас?
27 декабря
Святое Семейство - Иисус, Мария, Иосиф
В ДОМЕ ОТЦА
Лк 2, 41-52
Другие чтения: Сир 3, 2-6. 12-14; Пс 128(127), 1-2. 3. 4-5; Кол 3, 12-21
Евангелие:
О том, как проходило детство Иисуса после событий, сопутствовавших Его чудесному рождению, нам мало известно. Сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки и другой, из 2 главы Евангелия Матфея (который мы услышим в следующее воскресенье) - это все, чем мы располагаем.
Мария и Иосиф как набожные иудеи вместе со своими родственниками и друзьями совершали ежегодное паломничество в Иерусалим по случаю недельного празднования еврейской Пасхи - торжества благодарения Богу за спасение и освобождение праотцев из Египта (Исх 12, 1-27).
Прежде они уже неоднократно совершали подобное путешествие. Но это запомнилось им особенно. Вместо того, чтобы вернуться домой после Своего, возможно, первого паломничества, 12-летний Иисус остался в храме.
Иосиф и Мария обнаружили это уже в пути и поспешили обратно в Иерусалим. После трехдневных беспокойных поисков святая чета, наконец, нашла Иисуса в храме, где Он беседовал с раввинами - учителями еврейского народа!
В течение четырех дней Иисус был полностью поглощен пребыванием в храме. Ему нравилось находиться там: Он слушал религиозных учителей и спрашивал их. Окружающие были потрясены тем, насколько мудрость и понимание этого Ребенка превышали Его возраст и образование. В этом Мальчике явно было что-то особенное. Это было пророческое знамение, являющее, пусть даже лишь мельком, Кем на самом деле был Иисус.
Конечно, Мария и Иосиф были расстроены из-за того, что Иисус не вернулся вместе с ними домой после праздника и заставил их волноваться. Его ответ показывает нам, что Ему казалось чем-то само собой разумеющимся, что родители догадаются, где Его искать: в храме – в доме Отца.
Мария и Иосиф попросту не поняли ни слов Иисуса, ни Его поступков, но Приснодева «сохраняла все слова сии в сердце Своем». Далее же Лука повествует нам, что после случившегося Господь вернулся с родителями в Назарет и был послушен им. Он рос, преуспевая в премудрости и любви к Богу и людям.
Размышление:
Какие представления 12-летнего Иисуса о Себе Самом и Его небесном Отце раскрываются в этом отрывке?
Какие приоритеты выдвигает Иисус в этом отрывке? Каким образом это отразилось на Его будущем служении?
Иисус мог чувствовать присутствие Отца везде. Как вы думаете, почему на этот раз Он решил пойти именно в храм?
Молитва:
Мы можем ощутить атмосферу, царившую в Св. Семействе, произнося слова ответного псалма.
Сегодняшний отрывок показывает, как должны строиться отношения с небесным Отцом и нашей земной семьей. Поблагодарите Господа за то, что все мы являемся детьми Божьими. Уделите время молитве обо всех членах Церкви и своих родных.
Созерцание:
Стихи Кол 3, 12-21 заключают в себе изумительную истину. Отношения в семье должны строиться так же, как отношения в Церкви, поскольку семья – это домашняя христианская община: «…облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Подумайте о том, что нужно изменить в отношениях внутри ваших семей.
Из жизни семинарии
«Верить… Любить… Уповать…»
Когда 3 года назад я поступил в духовную семинарию, то был приятно удивлен рядом событий, происходивших в течение первых дней: приезд семинаристов, открытие учебного года, новая жизнь, новые ощущения и… Когда заканчивался первый месяц, приходили мысли, что все приятные события уже подходят к концу и начинаются рядовые будни. Но именно тогда несколько семинаристов начали подготовку к получению сутан. И тогда мы, первокурсники, тратили уйму времени, представляя себя на их месте, представляя, как сами получим сутану и приедем в свой родной приход.
Тогда, 3 года назад, нам казалось это далеким, чем-то запредельным. Но… 7 октября митрополит Томаш Пэта в присутствии отцов-воспитателей семинарии, общины семинаристов, моей семьи и гостей протянул мне сутану, пожелав «носить ее достойно». Конечно, сутана не меняет кардинально человека. Она не творит из грешника праведника. Она не является просто приталенной мешковиной черного цвета и тем более «фарисейской» одеждой, благодаря которой в обществе тебя заметят, выделят. Нет. Сутана - это шаг к священству. Сутана - это один из знаков, который показывает, что есть Бог и есть люди, которые желают служить Ему и ближним.
Вечерняя молитва и сам обряд облачения длились 1 час. После традиционных поздравлений у дверей часовни все отправились на праздничный ужин. Во время ужина отец-митрополит рассказал всем историю часовни в моем родном селе Драгомировке, покровителем которой является св. Николай Мирликийский. Пользуясь случаем, я хотел бы и вам передать эту удивительную историю, в которой прославляется божественное провидение.
В этом году Драгомировке исполнилось 100 лет. Село было названо в честь генерала Драгомирова. Вот отсюда и начинается эта интересная история. Жена генерала в память о смерти своего мужа выделила деньги на строительство большой православной церкви (по историческим справкам и свидетельствам очевидцев тех событий церковь была трехэтажной). В благодарность этой праведной женщине жители села (тогда оно называлось Жаркуль) решили переименовать его.
Во время революции Церковь в Драгомировке постигла та же участь, что и тысячи других. Ее разобрали для строительства других сооружений. Из верхнего этажа сделали три жилых дома, из второго - контору, а третий этаж, само место проведения литургических служб, было перестроено под здание клуба. На протяжении десятилетий эти стены, где восхвалялся Творец, слышали современную музыку, веселые голоса танцующих, порой брань, ждали своей участи. Многие гастрольные коллективы приезжавшие выступать в наш клуб, восторженно говорили: «В здании хорошая акустика. Наверное, строили профессионалы?» Процесс по возвращению здания церкви был бы бесполезен. Со временем оно начало ветшать, и следовало сделать ремонт. Были выделены большие деньги, все здание отремонтировали по последним требованиям, но.… По неизвестным причинам, когда до завершения ремонта оставались последние недели, здание сгорело. Причем, сгорело до основания.
Теперь я бы хотел рассказать историю тех самых трех жилых домов. Один из них тоже сгорел. Два других стоят и сейчас. И самое интересное, в одном из них жил после разрушения церкви священник, а в другом - дьякон. В какое время и куда уехал священник и дьякон, сейчас неизвестно. Но факт, что затем дом, в котором жил дьякон, сделали жилым, а в доме священника была аптека, жили строители и т.д.
Когда больше десяти лет назад наша община в лице о. Пшемыслава Премки искала дом, в котором могли бы люди собираться для общей молитвы и куда священник мог бы приезжать для проведения св. Мессы, Божье провидение открыло Свой замысел. Дом, в котором больше пятидесяти лет тому назад жил священник и который еще раньше был частью большой церкви, власти отдали под часовню. Во время освящения часовни стены вновь услышали знаковое восхваление и вняли запах ладана. И вот уже на протяжении стольких лет каждое воскресенье в часовне св. Николая люди собираются на общую молитву.
Никогда ничего не происходит зря. Бог не допустил бы такого зла, из которого не вывел бы добро. Господь Своим провидением, нежно касаясь нашего сердца, показывает нам, что во всех ситуациях нашей жизни Он рядом с нами. Нам лишь стоит… Верить… Любить… Уповать… Надеяться…
Виталий Коресендович,
семинарист I богословского курса
Наследники «обещания»
Чарск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Петропавловск, Щучинск, Шортанды… Юные энтузиасты из таких вот далеких приходов съехались в Караганду, чтобы провести пару дней, с 6 по 8 ноября, в молитве и общении с воспитанниками местной семинарии.
Вся программа встерчи министрантов щедро посеяла оптимизм в сердцах каждого из нас и озарила светом разум, чтобы мы могли лучше оценить пройденный до сих пор путь… и тот, что ждет нас впереди.
Свидетельство живых примеров убеждает лучше, чем тысяча слов. Так что документальный фильм об одном из священников нашей страны – о. Вацлаве, дал богатую пищу для размышлений уже хотя бы своим названием: «Обещание». Главный герой вспоминает, как в юности он обещал священникам, подпольно служившим в Казахстане в 50-ые гг. (Буковинский, Джепецкий) и время от времени посещавшим его родное село Каменку, посвятить себя служению Церкви и душам, даже если этих пастырей к тому времени уже не будет в живых. И он исполняет это обещание, несмотря ни на какие трудности.
И теперь мы хотим стать новыми звеньями цепи, быть «продолжением» обещания. И мы прекрасно понимаем, что для этого нам нужно развить «по максимуму» свои таланты и способности, чтобы Господь использовал их во благо другим. А в чем наше конкретное призвание…? Это определяет Он!
В этом Году священства мы с большим волнением возносили молитвы о священниках и священнических призваниях, стоя у гробов о. Владислава Буковинского и епископа Александра Хиры в карагандинском кафедральном соборе. И пусть Господь, верный Своим «обещаниям», не оставит нас без добрых и святых пастырей по сердцу Своему.
Участник встречи
Карагандинская Епархия
«Не бойся!»
С 6 по 8 ноября в поселке Молодежный прошли реколлекции, участниками которых стали юноши и девушки из приходов Караганды и Темиртау. Организаторами выступила молодежь карагандинского прихода св. Иосифа и о. Леопольд Кропфрайтер.
В самом начале встречи о. Леопольд сравнил наши отношения со Христом с… камертоном. Даже если как следует ударить его, звука будет недостаточно, чтобы услышали все окружающие, но стоит приставить его к корпусу гитары, как все вокруг его услышат. Так и в наших отношениях со Христом: Иисус – это «камертон», звук которого слышим порой только мы, и наша задача быть «корпусом», с помощью которого окружающие смогут услышать голос Христа. Часто мы не хотим попадать в тот «тон», который дает нам Христос, но, в таком случае, мы не сможем «настроить» струны своей души. В нашей христианской жизни очень важно «попадать в тон» с Господом и не бояться «подхватывать» этот тон среди окружающих, т.е. свидетельствовать о Христе.
Но, чтобы быть «звуком», «импульсом» в этом мире, христианин должен начать с себя: «разжечь» в себе «огонек», чтобы «светить» перед людьми, что порой не получается из-за духовного кризиса.
Поэтому на этот раз темой реколлекций стал именно духовный кризис, ведь в жизни каждого христианина бывают моменты, когда опускаются руки, наступает духовный «упадок сил», и эта тема – тема духовного кризиса – была особенно актуальна.
В современном мире молодые люди наиболее подвержены духовному кризису под давлением рекламы, прессы, телевидения. Что делать в такие моменты? Об этом молодежь размышляла в течение трех дней.
Субботнее утро началось с совместной молитвы и конференции о причинах духовного «упадка сил». Например, часто христианин, работающий и живущий в миру, не находит времени на молитву и размышления. О. Леопольд по этому поводу привел высказывание Мартина Лютера: «Если у меня много работы и мало времени, то я сначала помолюсь, а потом возьмусь за работу».
Время и продолжительность духовного кризиса также зависит от того, к какому типу принадлежит христианин. Таких типов несколько. Первый - минималист. Он, как пустая бутылка: вроде бы на донышке что-то есть, но этим «на донышке» все и ограничивается. Такими бывают традиционные, недавно крещенные либо пассивно участвующие в жизни Церкви христиане, закрывающие себе все пути общения с Богом. Второй тип – эклектик. Это христианин, который ходит в церковь ради чего-то, и то, что ему нравится, он берет, а что не нравится – не берет. Третий тип - «наивный» христианин. Он берет все, причем, не только от христианства, но и от буддизма, ислама, иудаизма, суеверий и т.д. и не способен отличить хорошее от плохого. Четвертый – «фанатик». Это христианин, который думает, что знает все, все может рассказать о Боге, погружен в Бога и в себя, но порой не замечает «простых» людей либо считает их ниже себя. Пятый тип - самый «рациональный». Это ревностный христианин, активно участвующий в жизни Церкви, «горящий» мыслью о служении другим, общении с Богом, заботящийся о здоровье души. Найти «золотую середину» среди этих типов помогают примеры святых: св. Игнатий Лойола, св. Франциск Ассизский, мать Тереза Калькуттская. Во время работы в группах после этой конференции участники также смогли поделиться друг с другом примерами святых, которые являются для них поддержкой во время духовного кризиса и в жизни с Богом: св. Мария Горетти, св. Антоний Падуанский, св. Петр, св. Павел, св. падре Пио.
После обеда перед молодежью выступил о. Алексей с лекцией о св. Франциске – образце христианской бедности, послушания, простоты и оптимизма. Он свидетельствовал о Христе, прежде всего, своим примером. А сегодня мир нуждается в свидетелях намного больше, чем в учителях.
Субботний вечер закончился совместной молитвой и ночной адорацией, а последняя, воскресная конференция о. Леопольда была посвящена христианскому оптимизму и поведению во время духовного кризиса. Описанные им несколько пунктов поведения должны принести определенные плоды в жизни христианина: молитва, чтение Библии, особое время и место для молитвы, испытание совести и общение с верующими людьми для поддержания друг друга. И главное, во время кризиса - не опускать рук и не бояться, ведь в Библии 365 раз говорится: «не бойся», и христианин каждый день должен повторять себе: «Не бойся!».
Надеюсь, эти духовные упражнения помогли молодежи стать еще на один шаг ближе к Богу и пережить трудные моменты христианской жизни, а также придали сил свидетельствовать о Христе.
Благодарим организаторов этой встречи, о. Леопольда и желаем им духовных благ и сил, а участникам хочется пожелать быть «огоньками» Бога в этом мире и не бояться «светить» перед людьми!
Наталья Кузив
Апостол Казахстана - раб Божий о. Владислав Буковинский
Прощание со святым
Известие о смерти о. Буковинского разлетелось быстро и отозвалось всеобщей скорбью. Его тело положили в доме семьи Гааг, у которых он проживал в течение многих лет. Сюда приходили верующие, чтобы помолиться и поучаствовать в заупокойных св. Мессах, совершавшихся о. Юзефом Кучинским и о. Михал Кёллером. На похороны пришло огромное количество людей. Несмотря на сильный мороз, девочки с венками на головах были одеты в белые платья, а в руках держали зажженные свечи. С большой торжественностью и песнопениями все присутствующие прощались с усопшим священником.
О. Владислав был погребен на новом кладбище за Карагандой. Впоследствии католики часто посещали эту могилу, чтобы помолиться там. Так исполнилось желание священника: его могила тоже занималась апостольством.
На деньги, заработанные с большим трудом, прихожане поставили своему духовному отцу красивый мраморный памятник с его фотографией и надписью на польском и немецком языках. В девяностые годы бренные останки великого священника торжественно перенесли вместе с памятником и положили у кафедрального собора Караганды. Каждое воскресенье и по праздникам католики собирались у могилы, возлагали цветы и молились. С самого начала все были убеждены в его святости.
О. Ян Новак
Молитва о беатификации раба Божьего о. Владислава Буковинского
Боже Отче, поручивший Своему рабу о. Владиславу пастырское служение даже в тюрьмах и лагерях, одарив его глубокой верой, отвагой и всепрощающей любовью, ниспошли и мне тех же даров, столь необходимых для жизни по Евангелию в сегодняшнем мире. Ради Своего раба услышь мою молитву и одари меня благодатью, в которой я так нуждаюсь. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Воскресные чтения с о. Буковинским
Торжество Всех святых
(Мф 5, 1-12а)
«Блаженны….».
«Блаженны», т.е. счастливы, потому что видят Бога… Но какой путь им пришлось для этого преодолеть - путь свидетелей. Святые говорят нам сегодня, что стоит пойти по этому пути.
О. Владислав Буковинский в беседах с людьми, страдающими невинно, любил повторять: «Именно потому, что мы невинны, мы и должны радоваться и охотно сносить страдания, так как благодаря им приобретаются заслуги».
32-е рядовое воскресенье
(Мк 12, 38-44)
«…положила все, что имела».
Почему? Потому что доверилась Богу. Раб Божий о. Владислав Буковинский писал, что провидение Божье бдит над нами, что бы с нами ни происходило. А потому будем хранить стойкость и мужество - мужество довериться и отдать Богу все.
33-е рядовое воскресенье
(Мк 13, 24-32)
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Они, действительно, никогда не прейдут, а потому давайте же ежедневно познавать хотя бы одно слово Божье.
О. Владислав Буковинский часто повторял, что бремя Христово сладко, а иго Его легко. Стоит помнить и неустанно размышлять об этом, и наше будущее будет блаженным.
Торжество Иисуса Христа - Царя Вселенной
(Ин 18, 33b-37)
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».
Свидетельствовать о том, что истина освобождает, спасает, приносит радость.
О. Владислав Буковинский жил истиной и ради истины. Его жизнь - это повесть о настоящем человеке, евангельском святом.
О. Ян Новак
Без трудностeй мы были бы себялюбивы
Немало страданий пришлось перенести людям, депортированным в Казахстан по причине их вероисповедания. О своей нелегкой судьбе в нашу редакцию написал Евгений Павловский, переживший страдания уже в детстве. И только вера родителей, которую они привили своим детям, помогла им перенести все лишения.
Прочитав в вашей газете статью Флоры Роор «Не забывайте Бога и слушайтесь маму», я вспомнил свое детство. Это было в Казахстане, в Чкаловском р-не, в с. Вишневка, появившемся в ковыльной степи в начале июня 1936 г. В то время в округе возникло тринадцать таких же поселений депортированных из Украины. Что пришлось тогда пережить людям, известно одному Богу. Первое время жили в палатках, потом стали кое-как сооружать землянки и мазанки.
1943 г. Война нарушила устоявшееся течение жизни. В начале июня всех мужчин из села, в том числе и нашего отца, забрали в трудармию на Урал. Мама осталась одна с пятью детьми; мне, самому старшему, тогда было двенадцать, а самому младшему - всего три года. Вскоре от наших запасов ничего не осталось, и единственным спасением были корова и небольшой огород возле дома. Нам, подросткам, приходилось выполнять разные работы в колхозе. Однажды меня послали в поле пахать. Две коровы в упряжке тащили за собой две бороны, и вдруг прошел дождь. Обуви у нас не было, и я заболел малярией. Трепала она меня более месяца, а мама с бабушкой лечили доступными средствами.
Еды не хватало. Как-то раз младший брат Иван пошел в поле, а там старики как раз сеяли цветы для пчел. Они и дали брату немного семян. Мама смолола и испекла лепешки, чтобы было с чем кушать борщ, который варили из разных трав, росших в огороде. Так и спасались.
Матери приходилось тяжело, особенно осенью, когда шла уборка зерна. Работали в ночную смену у веялки, очищали зерно. А днем - работа по дому. Картошку сажали в поле до 1 км. от села, а когда ее собирали, то бывало уже шел мокрый снег.
Однажды поздней осенью, чтобы нас спасти, мама взяла на постой немецкую семью из четырех человек: Костя примерно на год старше меня, его мама - Катя, дядя и незрячая бабушка. А жили мы в сталинской землянке 3,8х5, так что было тесно. Возле стенки сделали нары в два этажа. Косте доверили в колхозе быков, и он возил семена подсолнуха; кое-что оставалось в бричке. Дома это сметали, сушили, потом толкли в ступе и пекли лепешки, которые мы называли пляцками. А стебли Костя привозил домой на топку. По вечерам к ним приходили родственники и при коптилке читали Библию, а потом вместе молились.
В семье у нас был такой порядок: утром встаем, умываемся, молимся на коленях у стола или на печке, а потом все остальное. Вечером перед сном тоже молитва: она и придавала нам сил во всех этих испытаниях.
В 1946 г. по ходатайству правления колхоза отец вернулся домой. В нашей семье добавилось еще двое братьев. А в 1950 г. мне пришлось оставить родительский дом.
Благодарю Бога за все трудное и хорошее, что мне было дано.
С молитвой об усопших и живых,
Евгений Павловский.
Обратитесь к истории, взгляните на мужчин и женщин, победивших, на первый взгляд, непобедимые трудности, чтобы стать великими.
Им приходилось тяжко бороться, чтобы преодолеть все преграды, но эта борьба их укрепила. Вместо того, чтобы жаловаться на судьбу, которая предназначила им скорбный удел в виде «кислых лимонов», они превратили их в сладкий лимонад. Взобравшись на то, что им казалось помехой, они поднялись намного выше.
Бетховен был уже совершенно глух, когда создал свое прекраснейшее творение. Ничего не слышал и Томас Эдисон, когда изобрел граммофон. Александр Великий был горбуном, Гомер - слепым поэтом. Ренуар написал некоторые свои шедевры пальцами, настолько искореженными ревматизмом, что ему приходилось привязывать кисточку к руке. Гендель был парализован на правую сторону, когда сочинил свое величайшее произведение. Аллилуйя!
Проблемы и трудности приносят нам много пользы. Без них мы были бы себялюбивы, блуждали без цели, не выработали бы силу характера, которая рождается в преодолении препятствий.
Красота, зачастую являющаяся результатом страдания, так и не смогла бы расцвести в нашей жизни. Мы не дорожили бы своими близкими и не узнали бы настоящих друзей, помогающих нам в беде. У нас не было бы столько понимания и сочувствия, и мы не умели бы помочь тем, кто переживает настоящие трудности.
Бог пользуется нашими трудностями и испытаниями, помимо всего прочего, и для того, чтобы привить нам терпение, смирение и милосердие и уберечь от лицемерия. Беды зачастую оказываются единственным путем, по которому Бог может привести нас к тому, чтобы мы попросили Его о помощи и научились доверять и подчиняться Ему или перестали делать что-нибудь злое. Если бы мы никогда не страдали, то не открыли бы свою силу в Боге, не познали бы радости сознания того, что Он придет за нами.
Кто мой ближний?
Моему ребенку три года
Моему ребенку три года. Порой он ведет себя неподобающе. Как показать ему, что я его люблю, несмотря на его недостатки? Не хочу быть слишком мягкой к нему, когда он поступает нехорошо. Могу ли я сказать ему: «Я тебя люблю, но все-таки расстраиваюсь, когда ты так себя ведешь»? Когда я говорю нечто подобное, он плачет еще горше, чем если бы я его отшлепала.
Отвечая на этот вопрос, мы коснемся лишь нескольких моментов, которые могут сыграть важную роль при поиске надлежащей модели поведения в такой ситуации. Однако, частное решение данной конкретной проблемы данной конкретной семьи требует личной беседы с опытным педагогом.
Наверное, матери стоило бы точнее определиться с подходом к ребенку. Когда после очередного выговора тот начинает плакать, она должна спросить себя, почему он плачет? Что он хочет сказать этим? Почему материнский укор доставляет ему такую боль, что он реагирует слезами? Детский плач сам по себе символичен.
Конечно же, речь не идет о том, чтобы мать закрывала глаза на проделки своего чада и никак его не наказывала. Но, с другой стороны, нужно учитывать типичные характеристики того этапа развития, на котором находится ребенок, и детскую эмоциональную ранимость, помня, как легко в маленьком сердце поселяется страх или чувство опасности. От трехлетнего ребенка нельзя ожидать реакции взрослого человека. Матери не следует оценивать его поведение в категориях нравственного добра и зла. В данном случае у нее нет причин очень уж серьезно беспокоиться из-за «неподобающего» поведения сына или дочери и стараться «поставить на место» своего ребенка. У некоторых детей случаются более или менее продолжительные периоды мятежа, которые со временем проходят. В подобную «мятежную пору» детские шалости напрямую связаны с процессами их психологического развития.
Матери, которая корит своего ребенка, питая к нему добрые чувства, которая не равнодушна к нему и не пытается эмоционально господствовать над ним, не нужны какие-то особые слова или поступки, чтобы показать ему свою любовь. О ее любви свидетельствует все ее поведение: движения, жесты, тон голоса, речь, взгляд, объятия и т.д. и т.п.
Любовь к детям мы лучше всего выразим тогда, когда будем считаться с его чувствами. Их нужно уважать, в том числе и чувства трехлетнего ребенка. У детей такое же право на эмоции, как и у любого взрослого человека. Их чувства так же важны, как и чувства материнские. В каком-то смысле чувства ребенка нужно уважать даже больше, чем чувства взрослых, так как он не умеет владеть ими так, как умеют (или должны уметь) родители.
Когда дети ведут себя «неподобающе», родители, прежде всего, должны задуматься над тем, что символизирует такое поведение? Что ребенок хочет до них донести? Чего добивается? Насколько на его поведение (особенно устойчивое) влияет поведение родителей? Родители должны учиться понимать, что кроется за повторяющимися действиями детей и всеми прочими их поступками. Предположим, старший ребенок слишком агрессивен к младшему братику или сестричке. Спросим себя: может быть, мать уделяет слишком много внимания младшему и совершенно неосознанно отодвигает на второй план старшего? Вместо того, чтобы забывать о старшем ребенке, ей следовало бы вместе с ним заниматься младшим. Родители тем лучше воспитывают детей, чем чаще их «слушают». Конечно же, порой это бывает трудновато, так как ребенок еще не в состоянии ясно выразить свои чувства, переживания, потребности и желания.
Когда ребенка чрезмерно наказывают за проявления его отрицательных чувств, он прячет их где-то в подвалах своего детского подсознания. Вскоре он приспособится к родительским требованиям, но ценой подавления эмоций. Однако, в ребенке постепенно растет страх перед тем, что родители могут от него отвернуться, а этот страх тесно связан с чувством обиды, непризнанности, ненужности и недостатка безопасности.
Взрослые намного сильнее детей и без труда могут воспользоваться своим превосходством. Поэтому воспитание детей требует большой осмотрительности, чтобы чувства взрослых не «провальцевали» чувства детей. Ведь одним из важнейших проявлений эмоциональной культуры является умение сознавать свои эмоции. Тот, кто не осознает своих чувств, легко может ранить своим эмоциональным превосходством ребенка. «Я делаю это для его же пользы», - такими словами чаще всего родители пытаются успокоить свою совесть, которая хорошо понимает, что применяемые с помощью эмоционального подавления «воспитательные меры» - это палка о двух концах.
Могу ли я сказать ему: «Я тебя люблю, но все-таки расстраиваюсь, когда ты так себя ведешь»? Когда я говорю нечто подобное, он плачет еще горше, чем если бы я его отшлепала.
Подобные слова матери ребенок воспринимает как эмоциональное наказание. Мама говорит: «расстраиваюсь», что значит: «страдаю, потому что ты не слушаешься». Это более или менее явный упрек ребенку за то, что он плохо ведет себя. А трехлетний ребенок не обязан даже задумываться, почему мама сердится: ведь он хотел, как лучше, ведь он не видит в том, что сделал, ничего плохого. Конечно, на недовольство матери ребенок реагирует сильнее, чем на какие-нибудь шлепки, потому что это более глубокое, а значит и более чувствительное наказание. Наверное, в подобных случаях лучше довериться реакции ребенка и задуматься над своими воспитательными методами. Мать трехлетнего ребенка должна знать, что источником ее недовольства не является его поведение. У ее недовольства другие, более серьезные причины, даже если она сама этого пока не осознает. Мать недостаточно хорошо понимает, что взваливает на ребенка недовольство и боль, которые от него скрывает.
Метод кнута и пряника - не лучшее средство воспитания. Это одна из серьезнейших педагогических ошибок. Проявления любви к ребенку должны быть бескорыстными и не должны зависеть от его поведения. Родители не смогут хорошо воспитать своего ребенка, если будут опираться на его страх перед наказанием. Последнее не должно ассоциироваться у ребенка с угрозой того, что отец или мать от него отвернутся, а скорее указывать на отрицательные последствия его «неподобающего» поведения.
Чтобы лучше понять отношения между матерью и ребенком, нам нужно было бы еще составить представление о роли супруга, отца ребенка. Отношение женщины к ее чаду существенно зависит от ее отношений с мужем. Если эмоциональная связь с главой семейства слаба, мать ищет компенсации в детях. Крепкие супружеские узы и создаваемое ими чувство безопасности способствует тому, что отношение к ребенку проникнуто не только любовью, заботой и самопожертвованием, но и эмоциональной независимостью. Мать не может жить прежде всего для ребенка. Мать как жена должна жить прежде всего для своего мужа. Лишь ее любовь к мужу и любовь мужа к ней может сделать из нее хорошую мать. Поэтому она должна стремиться к тому, чтобы постепенно вовлечь в свои отношения с детьми также и мужа - отца. Тем самым она и ему облегчит установление глубоких отношений с детьми. Ребенок - это плод любви между матерью и отцом. И он может хорошо развиваться лишь в том случае, если соучаствует в их взаимной любви.
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj blizni”,
“Kostelnн Vydři”, 1997 г.
Карагандинская Епархия
Конкурс рождественской открытки
В Карагандинской епархии стало традицией в рождественские дни проводить выставку или конкурс вифлеемок. В этом году всем желающим мы предлагаем принять участие в конкурсе на изготовление рождественской открытки. Открытие конкурса и выставки открыток пройдет в воскресенье 27 декабря после главной Мессы в помещении карагандинского Епархиального центра. В течение двух недель верующие епархии смогут посетить выставку, прикоснуться к прекрасному и почувствовать дух Рождества. Закрытие, оглашение результатов конкурса и награждение победителей состоится 10 января 2010 г.
Конкурсные работы принимаются с момента опубликования объявления до 26 декабря включительно. Верующие из отдаленных приходов карагандинской епархии могут прислать свои открытки по почте на адрес газеты «Кредо» или передать организатору конкурса Суворкиной Оксане через своих настоятелей. Карагандинцы же могут приносить свои работы в течение рабочей недели в редакцию газеты «Кредо» либо в библиотеку в дни ее работы. К конкурсу не допускаются коллективные работы. Открытка, представленная на конкурс, может быть выполнена разной техникой: рисунок, аппликация, соломка и др. Работы участников будут оцениваться жюри по возрастным категориям.
Ждем ваших работ.
Оксана Суворкина