Газета "Кредо" №6(178)'10
Познаем основы веры
Церковь необходима для спасения?
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. (Еф 5, 25)
Церковь, предуготовленная в Ветхом Завете в образе Израиля и осуществленная искупительной смертью и воскресением Иисуса Христа и излиянием Святого Духа в Пятидесятницу, была явлена тайной спасения.
Поэтому между Иисусом и Церковью существует глубокая связь: Церковь находится не только вокруг Иисуса, она является телом Христа – Главы Своей Церкви. Он, умерший и воскресший, тесно соединяет с Собой верующих в одном народе: Церковь живёт Христом, во Христе и для Христа. Он живёт в ней и с нею (ср. ККЦ, 807). Членом народа Божьего становится человек через веру и крещение.
Из своего Божественного источника Церковь черпает свои свойства, которые исповедуем в Символе веры: «Верую во единую святую католическую и апостольскую Церковь».
Благодаря Христу, своему источнику, Церковь едина: Иисус Христос «примирил Своим Крестом всех людей с Богом, восстанавливая единство всех в едином народе и едином теле» (GS 783). Единство проявляется в исповедании единой веры, совместном совершении богослужений (таинств) и апостольской преемственности посредством таинства священства. Католическая Церковь – это единственная Церковь Христова: «…Только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту средств для спасения» (UR 3). Поэтому Церковь необходима для спасения.
Святость Церкви проистекает от святости ее Главы – Иисуса Христа, который, предав Себя за нее, освятил и соединил ее с Собой (ср. Еф 5, 25). Церковь свята в своей цели: освящение людей во Христе и прославление Бога во Христе.
Церковь католическая, т.е. вселенская, универсальная в двух смыслах. Она получает от Христа полноту средств спасения: правильное исповедание веры, жизнь таинств и священническое служение. Ее вселенский характер состоит в том, что все люди во все времена призваны участвовать в народе Божием. «Церковь стремится действенно и постоянно к соединению всего человечества… под Главою Христа в единстве Его Духа» (LG 13). Церковь продолжает и развивает миссию Самого Христа, повелевшего ученикам научить и крестить все народы (ср. Мф 28, 19).
Построенная на прочном основании апостолов, Церковь называется апостольской. Христос управляет ею через Петра и других апостолов, присутствующих в их преемниках, Папе и епископском чине (ср. ККЦ 869). Апостольская преемственность – это передача посредством таинства священства миссии и власти апостолов епископам, их преемникам. Силой апостольства Церковь пребывает в общении веры и жизни со своим источником.
О. Леопольд Кропфрайтер