Газета "Кредо" №6(178)'10
Отпуск и наши отношения с Богом
Лето – время, когда многие люди покидают привычную обстановку, и на пару недель, а то и на месяц уезжают в отпуск. Человеку необходим отдых. Зачастую эта смена места в пространстве дает силы на весь грядущий год. А должен ли такой отдых чем-то отличаться у того, кто считает себя верующим? И насколько полезно отдыхать от Церкви? От Бога?(!)
Вопрос кажется почти абсурдным. «Как можно даже задавать такой вопрос!» скажет возмущенный читатель. Но реальная жизнь показывает, что мы очень часто в видимом, земном благополучии как-то невзначай, на время (особенно в отпуске) забываем о Боге. Да, да! Забывая о том, зачем дана нам жизнь и Кто ее дал, забываем о ее цели и перестаем благодарить Бога. И тогда мы невольно приближаемся к миру страстей, хозяин которого нам теоретически известен. Так что же теперь отказать себе в радости увидеть море или приобщиться к культурным ценностям мира? Особенно если это касается детей, их здоровья и развития. Конечно, нет. Но если уж мы взяли на себя ответственность называться верующими, а тем более христианами, то и отдых наш должен быть христианским. Нельзя отдохнуть от любви, чести, правды. Сделать отдых христианским несложно. Во-первых, можно ехать к христианским святыням в паломничество. И получить от этого значительно большую пользу для души и тела. По крайней мере, если выбирать между поджариванием на турецких пляжах и паломнической поездкой, то выбор очевиден. Финансовая сторона вопроса очень часто в пользу паломничества.
Но если уж так случилось, что не все зависит от меня лично в выборе цели очередной поездки, то неплохо было бы подготовиться к ней, не только собирая вещи, но и мысли о том, как провести эти дни, нисколько не потеряв любви, веры, надежды и… Иисуса Христа. Какие молитвы в дополнение к обычным иметь пищей ума и сердца. Как не допустить, чтобы погасло сердце без св. Евхаристии, без причастия. Для этого мы имеем мудро устроенную Церковь. И право воспользоваться даром Господним – в беседе и советах нашего духовника, в исповеди и причастии, в молитве о наставлении нас на путь спасения даже в вопросе, где и как отдыхать.
К несчастью, сегодня, мы используем свою свободу не для доброго, а для мирской суеты. Часто мы не хотим и не даем Богу нами управлять. А что совершается без веры в Бога, к Богу отношения не имеет. Потому то, что мы делаем, не имеет благословения, а значит и не будет доброго результата. Впечатления быстро стираются в памяти, результат нашего отпуска бывает тогда таков: устал после отдыха!
Любой отдых, тем более отпуск, воспринимается нами как праздник, а любой, даже светский праздник – это подспудное стремление к чему-то иному, лучшему и более светлому. Недаром в любой праздник люди стараются быть «мягче» по отношению к окружающим. Стремление к прекрасному выливается порой в многочасовые приготовления накануне заветного дня. И, тем не менее, в общенародном сознании все это великолепно сочетается с непременным объедением и пьянством. В лучшем случае «веселие» заключается в многочасовом просмотре огромного количества сомнительного качества концертов, развлекательных шоу и дискотек, которые вместе со всепроникающей рекламой навязывают нам взгляд на жизнь как на сплошной праздник потребления. Лишь где-то в самой глубине души слабо теплится воспоминание о том, что собой представляет подлинный праздник и подлинный отдых. И все встает на свои места при ясном понимании того, что светский праздник – лишь искаженная копия религиозного, церковного, итог многолетних заблуждений и отсутствия соответствующей культуры.
В своем «Слове на св. Пятидесятницу» святитель Григорий Богослов объясняет, что значит истинный, церковный праздник: «… праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие, которые… мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему».
Но, не отделяя в человеке тело от души, святая Церковь не отвергает, в известной степени, и утешения плоти: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» (Кол 2, 16-17). Не возбраняется радоваться телесно, постоянно памятуя о духовном и вечном, которое во главе угла.
Главным содержанием христианского праздника, а значит и любого отдыха и нашего отпуска, является не бездействие, а торжество благодарения Бога. Чтобы человек мог с чистой совестью и без обыденной суеты с радостью поблагодарить Творца за одно из событий в истории нашего спасения. И делать это мы можем в любом месте и в любое время «в духе и истине» (Ин 4, 23).
Свящ. Георгий Эглит