ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(295)'20


Свидетельство веры в сталинских лагерях – ключ к современному единству 2

 

 

Свидетельство веры

в сталинских лагерях – ключ

к современному единству           2

 

 

 

Отец Севастиан Карагандинский (1884-1966), в миру Стефан Васильевич Фомин – архимандрит Русской Православной Церкви из Оптиной Пустыни, канонизированный в 2000 году, попал в Карлаг в 1934 году. После своего освобождения отец Севастиан остался жить в Караганде и служил здесь до своей смерти в 1966 г. Рядом с ним была небольшая община священников и монахинь. Он говорил: «Дорогие мои, мы будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем. Здесь наша вторая родина». Он часто ходил с духовными чадами на кладбище за поселком Тихоновкой, где находились захоронения спецпереселенцев по 150-200 человек в одной могиле. Их, умерших от голода и болезней, зарывали без отпевания, не было над захоронениями ни насыпей, ни крестов. Батюшка, стоя у могил, как-то сказал: «Здесь день и ночь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И вся его жизнь на свободе принадлежала каждому его прихожанину. Архиепископ Петропавловский и Кустанайский
Иосиф (Чернов), прошедший Карлаг с 1948 по 1954, говорил так: «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил. Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба». Духовным завещанием старца стали его последние слова: «Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость».

 

 

Большая роль в формировании католической общины верующих в Караганде принадлежит Гертруде Детцель (1904-1971). В 1943 г. Гертруду направили в трудармию в Гурьевскую (ныне Атыраускую) область, где вместе с другими женщинами-немками она работала на нефтяном промысле Байчунас. «В бараках с одной стороны, – вспоминала
Е. Мерц, – жили католики, а с другой – лютеране. Гертруда говорила нам утром и вечером: «Девочки, идем молиться». Лютеране тоже начинали молиться вместе с нами». По воскресеньям женщины собирались в бараке на общую молитву. Однажды, как раз во время воскресной молитвы, в бараке появился комендант. Все женщины испугались, и только одна Гертруда продолжала читать молитву. Закончив молиться, она подошла к коменданту и сказала: «Прошу прощения, мы – католики; когда молимся, мы разговариваем с Богом и потому не можем прерываться». На эти слова комендант, казах по национальности, лишь понимающе кивнул и похлопал Гертруду по плечу – у мусульман-казахов тревожить человека во время молитвы всегда считалось признаком невежества и невоспитанности. «Мне всё ясно, – ответил он. – Ваша вера правильная. Если бы вы перестали молиться и разбежались, я бы вам не поверил. Молитесь», – и с этими словами он вышел из барака.

 

С 1949 по 1954 г. Гертруда отбывала наказание в лагере. Пока она отбывала свой лагерный срок, вокруг нее образовалась новая молитвенная группа, а начальник тюрьмы, пересматривая во время амнистии 1954 г.
дело Г. Детцель, принял решение ходатайствовать о ее досрочном освобождении: «Эту немку нужно побыстрее выпускать, а то, глядя на нее, у меня тут скоро все будут молиться»[1].

 

Некоторое время спустя, после освобождения из лагеря, Гертруда поселилась в Караганде. Здесь она служила верующим, проводила, в отсутствии священников, молитвенные собрания, помогала больным и тем, кто нуждался в помощи. Многие из будущих сестер-монахинь, в детстве были воспитанницами Гертуды. Гертруда Детцель умерла 16 августа 1971 года и была похоронена на кладбище в Майкудуке в Караганде. Процесс ее беатификации открылся 26 января 2020 года.

 

Отец Владислав Буковинский (1904-1974), провозглашенный блаженным в 2016 году, во время пребывания в Карлаге, собирал вокруг себя заключенных различных национальностей и вероисповеданий, провозглашая им Слово Божие. Он говорил, что нельзя оставлять оставленных. Его с удовольствием слушали даже офицеры охраны, как человека с глубокими знаниями истории, философии и литературы. Он провел в Карлаге в подлинно экуменическом духе встречу представителей разных вероисповеданий, так как отношения между священниками разных национальностей были братскими. Он сам всегда призывал не забывать о взаимной любви в дискуссиях. Относясь с уважением к мусульманам, находящимся в заключении, Буковинский в праздник Рамадан, в ответ на их приглашение, произнёс речь о необходимости веры в Бога и жизни, согласно Его заповедям. В тюрьме и на свободе о. Владислав тщательно проводил катехизацию и всячески старался подготовить людей к таинствам. В «Воспоминаниях» отец Буковинский писал: «Преследование веры – это не самая большая опасность. Большая опасность – это изоляция детей и молодежи, лишение возможности познать Бога».

 

 

Пастор баптистской церкви Николай Храпов (1914-1982) провел в заключении более 29 лет. В первый раз Николай был осужден в 1935 году, когда ему было 22 года, через 2 недели после своего обращения к Богу за свидетельство о своей вере. Позже Храпов женился, у него было 7 детей. Девизом его жизни стали слова из писания: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч 24, 11). Николай Храпов духовно поддерживал верующих в церковных общинах Средней Азии. Причиной его пятого и последнего ареста, откуда он уже не возвратился, было молодежное общение в городе Караганда, где он, как духовный наставник, принимал непосредственное участие. Умер пастор Николай в лагере на территории Казахстана в 1982 на 68 году жизни. Написанная им автобиографическая трилогия «Счастье потерянной жизни» демонстрирует воплощение евангельской истины: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8, 35). Николай Храпов часто говорил: «Без креста невозможно обнять Христа. Без креста невозможно понять Христа».

 

Один протестантский пастор говорил о единстве христиан: «Неужели мало того, что весь мир идет против нас, и мы еще воюем один против другого. О, счастливый день преследования, который соединил нас в любви, потому что под солнцем свободы и процветания наши споры уничтожают нашу взаимную любовь». Стремление к единству на основе добра, любви, истины и красоты – это отличительная черта христианина во всех областях его жизни: в семье, работе, приходе, епархии, а также между Церквами. И сегодня мы должны быть открытыми для свидетельства своей веры в условиях, которые не кажутся нам легкими. Нам нужно искать пути для сотрудничества в разных аспектах жизни христианских Церквей: молитвенные встречи, обсуждение ценностей семьи и защиты нерожденных детей, оказание социальной помощи нуждающимся, христианское воспитание детей и молодежи в семьях, церковных общинах и в государстве. Христос приглашает нас видеть образ Бога в каждом человеке, нуждающемся в помощи. Поэтому Иисус дает Своим последователям одни мысли, одну веру и одну цель: свидетельствовать о Божьей любви в этом мире, доколе Он придет и соединит нас в Своем Царстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитва о единстве христиан по заступничеству верных свидетелей Христа в сталинских лагерях

 

Всеблагий Боже, благодарим Тебя за Церковь, в которой мы находим Твою любовь и мир, Твою мудрость и силу свидетельствовать о Твоем Сыне Иисусе Христе в современном мире.

 

Важное свидетельство о Тебе – это единство Твоих учеников, которое создает Святой Дух. На Тайной Вечере Твой Сын дал нам новую заповедь о взаимной любви и единстве, ибо по сему мир узнает, что мы ученики Христовы и уверует в Него, если будем едины (Ин 13, 34; 17, 21).

 

Через заступничество всех верных свидетелей Христа в тюрьмах и лагерях, ставших апостолами Твоей любви в тяжелых условиях времен преследований и ныне вечно радующихся в Твоем присутствии, искренне просим Тебя, Боже: дабы и мы, следуя их примеру, были глубоко укорененными в вере в Бога, открытыми для любви и служения братьям и сестрам во Христе и всем людям, которых Ты посылаешь нам на пути нашей жизни. Аминь.

о. Ондрей Шмидриак,

Евгений Стариков, Петр Зизяк

 

 

Библиография

 

1.     «Воспоминания священника Владислава Буковинского» – Москва: «Центр по изучению религий», 2000.

2.     «Отец Владислав Буковинский» – Караганда: «Кредо», 2016.

3.     «Преподобный схиархимандрит Севастиан исповедник карагандинский» – Караганда: Информационно-издательский отдел Карагандинской епархии, 2016.

4.     Архив Махмудовой Аиды Забировны.

5.     Источники из интернета.



[1]                     Ср. Архив Махмудовой Аиды Забировны

 




.