ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(295)'20


Понятие и значение семьи в современном Казахстане

 

Духовное согласие, межкультурный диалог, инкультурация

 

 

 

 

Понятие и значение семьи

в современном Казахстане

 

 

 

 

Семья это святое

 

В казахской культуре семья – это очень важная и одновременно сложная структура общества. Изучая казахскую культуру, можно судить о том, что семья для казахов – это нечто святое, это то, где зарождается жизнь.

 

Семья у Казахов подобна «двуликому Янусу»: одной головой, обращенной в прошлое, создает хранилище родовой памяти; второй головой, устремленной в будущее, генерирует и транслирует культурно-нравственные ценности потомкам.

 

По мнению З. Арыстамкуловой, семья является субъектом исторического развития нации и национальной культуры. Проблемами исследования таких понятий, как: семья, семейные ценности, семейные традиции в казахской культуре занимались многие ученые: З. Арыстамкулова, М. Кабакова, Л. Н. Котова. Особый вклад в историко-этнографические исследования семьи внес казахстанский ученый Х. А. Аргынбаев, его докторская диссертация «Семья и брак у казахов» описывает историю становления и развития казахской семьи.

 

В Казахстане семья – это что-то святое, неприкосновенное. Члены семьи должны быть очень дружны, никогда не должны ссориться. В давние времена существовало право наследования дома у младшего сына. Старшие дети должны были заботиться о младших. Младшие же оставались в отчем доме и должны были заботиться о постаревших родителях.

 

Заметим с радостью, что эти принципы, обычаи и практики соответствуют не только четвертой заповеди Декалога, но также и евагельскому учению Иисуса Христа!

 

 

 

Понятие семьи

в разнообразной

терминологии

 

Для исследования концепта «семья» национальной казахской культуре рассмотрим содержание данного концепта в казахском языке. В русско-казахском словаре можно найти несколько значений слова семья.

 

На первом месте стоит исконно-казахское слово «отбасы» (у огня, у изголовья огня), функционирующее в официально-деловом и научном стилях казахского языка. Согласно одному из запретов «тайым», существующих в казахской культуре, с угасанием очага отождествлялась погибель семьи. У А. Б. Хамитовой при описании обрядов и традиций находим, что по поверьям запрещалось проливать в очаг воду, выносить огонь, зажигать от него, мешать золу, иначе семье грозили несчастья.

Казахи – в прошлом народ кочевой. Поэтому во многих понятиях казахской культуры это явление получило свое отражение. Мужчина, переезжающий с места на место, находил свою поддержку, свое признание в семье, которая сравнивалась с очагом. В современном обществе принято считать, что основой восточной семьи служат патриархальные традиции, в то время как в современной литературе это мнение во многом опровергается. Считается, что роль мужчины возрастала только в случае переезда или войны. Роль женщины в семье считается более значимой, так как с образом женщины ассоциируются такие понятия, как «плодородие», «очаг», «семейный уют».

 

 

Вторую позицию в словаре занимает словосочетание «уй іші»(те, кто внутри дома), употребляемое преимущественно в разговорной речи. Каждая семья глубоко чтит свое жилище. Казахи относятся к своему дому, как к чему-то святому, оберегающему семью. В доме казаха никогда не обидят гостя. Званые и незваные гости щедро угощаются и могут выбрать понравившуюся вещь в подарок.

 

Интересен факт: у казахов не принято лить на землю напитки белого цвета. Исключение можно было сделать только в случае, если в юрту заползла змея. Тогда ей на голову проливали молоко или кумыс, и она уползала. За пределами юрты ее уже можно было убить. Это свидетельствует о том, что в своем жилище казах никого не обидит.

 

 

 

Другие термины

в отношении к понятию

семьи

 

Можно тоже заметить концептуальное поле семьи в казахском языке, включающее в себя такие слова слова-маркеры, как «урпак» (поколение, потомство), «аулет» (род, династия, потомки), «топ» (группа), «отасу», (жить совместно); словосочетания «уй іші»(те, кто внутри дома), «отау» (выделившаяся (из отцовского дома) молодая семья); исконно-казахское выражение «отбасы» (у огня), а также неологизм «жануя» (жан – душа, уя – гнездо). Эти термины составляют ядро концепта «семья».

 

Глагол «отасу», также входящий в концептуальное поле семьи, означает – «жить совместно».

 

В толковом словаре казахского языка можно встретить слово «отау» (выделившаяся (из отцовского дома) молодая семья): «Жаңадан тұрмыс құрып, енші алып бөлінген ұлдың үйі, отау үй».Такие обычаи и обряды, как «ыз айттыру» (сватовство), «бесiк ұда» (договор о женитьбе), «бел ұда»(договор о женитьбе детей задолго до их рождения), «калым»(выкуп),«келiн тiлi»(язык невестки), «жар-жар»(свадебная песня), составляют ближнюю и дальнюю периферию концепта «семья».

 

 

 

Новые термины

и изменения в обществе

Казахстана

 

В конце ХХ века в казахском языке появился неологизм «жануя» (жан – душа, уя – гнездо), который употребляется в текстах публицистического жанра, иногда в разговорной речи.

 

Неологизм, представляющий собой сложное образование, близок по огласовке к ставшему привычным носителям казахского языка русскому слову семья. Данное слово обладает яркой образностью, так как его внутренняя форма прозрачна.

 

Появление в языке новых слов свидетельствует об изменениях, происходящих в обществе Казахстана. Подобное явление можно наблюдать не только в изменившемся статусе казахской семьи, как социального института, но и в переосмыслении самого понятия «семья».

 

С наступлением XXI века забыты многие обычаи и традиции семьи, некоторые из которых перестали существовать в силу невозможности их применения. Так, например, раньше существовала традиция переступания новобрачными через порог юрты с правой ноги. Сейчас многие молодые люди живут в многоэтажных домах, и соблюсти данную традицию крайне сложно.

 

Европеизация Казахстана оказала влияние не только на экономику страны, но и на социальные институты: образование, семью. Возросла трудовая занятость женщин вне дома. Профессиональные интересы стали серьезным конкурентом семейным интересам не только для мужчин, но и для женщин. Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции, правительством страны принимаются различные меры: пособия по уходу за ребенком, льготы, субсидии для молодой семьи.

 

 

 

День семьи в Казахстане

 

Семья, обеспечивая социальное воспроизводство, оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивая ее первичную социализацию, формируя чувство целостности, об этом Caravan.kz рассказала Айман Жусупова, Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента.

 

В Казахстане с 2013 года в сентябре отмечается день семьи. В целом, в стране растет количество заключенных браков, более того, специалисты утверждают, что молодые люди стали подходить к вопросу создания семьи более осознанно. Эти факторы, безусловно, являются обнадеживающими.

Это хорошо, потому как – говорит Айман Жусупова – именно в семье прививаются нравственные нормы и образцы поведения, в том числе взаимная моральная ответственность, взаимопомощь. Она обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности. Семья имеет консолидирующее значение для общества, противостоит социальной напряженности. В целом семья, являясь союзником общества в решении его проблем, выполняет важнейшие общественные функции, в числе которых развитие культуры и экономики.

 

С точки зрения государства в самом общем виде можно утверждать, что семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала.

 

Отдельной рекомендацией, которую дают специалисты, является важность повышения престижа семьи в общественном сознании, ценности семейного образа жизни.

О. Александр Посацкий

 

 

Библиография:

 

Концепт «семья» в казахской национальной культуре на:

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19317

https://www.caravan.kz/news/vazhnost-semi-v-sovremennom-kazakhstane-478709/




.