ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(295)'20


55 римский Папа - Св. Бонифаций II

 

55 римский Папа

 

Церковное имя

 

Св. Бонифаций
                                II

Светское имя

-

Годы понтификата

   20 или 22.IX.530 – 17.X.532

 

Место рождения

и происхождение

 

       Рим, остгот

 

 

Называя его сыном Флавия Сигизбальда, «Liber Pontificalis» говорит о нём, как о первом Папе германского происхождения. Бонифаций служил Римской Церкви с молодости. Во время понтификата Папы Феликса IV он был архидиаконом и обладал значительным влиянием на церковные и светские власти.

Становление Бонифация II Папой примечательно тем, что являет собой неоспоримый пример назначения Папой своего преемника, даже без формального избрания. Чувствуя свою приближающуюся кончину и опасаясь борьбы за Папство между римской и готской фракциями, Папа Феликс IV, собрав вокруг себя нескольких священнослужителей, а также римских сенаторов и патрициев, торжественно даровал архидиакону Бонифацию паллий, символ Папской власти, провозгласив его своим преемником и угрожая отлучить от Церкви тех, кто откажется повиноваться ему, как законно избранному Папе. После смерти Феликса, Бонифаций стал его преемником, однако практически всё римское духовенство: примерно, шестьдесят из семидесяти человек, отказалось признать его Папой и избрало им Диоскора. Эти священники опасались, что избрание Папой Бонифация приведет к непомерному увеличению влияния на папские дела остготского Короля Аталариха, чей дед Теодорих I помог Феликсу IV стать Папой, поэтому последующее назначение Папой Бонифация делало его кандидатуру еще более одиозной.

Как Бонифаций, так и Диоскор были возведены в Папы в один день в разных базиликах. Таким образом началась очередная схизма. К счастью, она продолжалась лишь двадцать два дня, поскольку 14 октября Диоскор умер, оставив единственным претендентом на Папство Бонифация.

Вскоре (в декабре 530 г.) Бонифаций созвал в Риме синод, где представил указ, анафемствующий Диоскора, чтобы обеспечить себе поддержку голосовавших за него священников. Каждому из них пришлось выразить сожаление за свое участие в незаконных выборах и обещать повиноваться Папе Бонифацию в дальнейшем. Бонифацию удалось примерить многих своим мягким правлением, но некоторое возмущение им всё же оставалось, поскольку некоторые из подчинившихся ему священников всё еще ставили под сомнение его назначение и пять лет спустя, другой Папа, избранный ими, Агапит I, торжественно сжег анафему Бонифация против Диоскора.

На втором Римском синоде, состоявшемся в 531 году, Бонифаций представил положение, подтверждающее свое право назначать себе преемника. Римское духовенство подписало его и обещало повиноваться. Тогда Бонифаций представил своим преемником диакона Вигилия, и его кандидатура была утверждена священниками и народом. Однако это действие вызвало глубокое недовольство светских властей, поэтому на третьем синоде в Риме в том же 531 году, Бонифаций сжег это постановление перед лицом духовенства и аннулировал свое назначение Вигилия, который тем не менее, впоследствии всё-таки станет Папой, но позже.

Правление Бонифация было отмечено его активным интересом к разнообразным делам Церкви на Западе и Востоке. В начале своего понтификата он утвердил акты Второго Оранжского Собора, одного из важнейших Соборов VI столетия, учившего, в том числе тому, что благодать всегда необходима для спасения, чем фактически положил конец полупелагианским спорам, осудив ряд полупелагианских тезисов.

Кроме того, Бонифаций получил обращение от африканских епископов, в чьем регионе церковные структуры были разрушены вандалами. Они просили Папу подтвердить права Карфагенского архиепископа в качестве примаса региона.

На Востоке Бонифаций боролся с неправомочными действиями Константинопольских Патриархов. В частности, в 531 г.
Патриарх Епифаний объявил незаконным избрание некоего Стефана в архиепископы Лариссы в Фессалии. В ответ Стефан обратился в Рим, утверждая, что Епифаний не имел права решать этот вопрос, подтверждая свою позицию фразами, явно указывающими на концепцию Первенства Рима.

7-9 декабря 531 г. Папа Бонифаций созвал в Риме четвертый синод, на котором было представлено около двадцати пяти документов в поддержку претензии Рима на юрисдикцию в Иллирии. Однако исход этого синода неизвестен.

Папу Бонифация II ценили за его благотворительность, особенно по отношению к беднякам Рима, страдавшим во время голодного года.

Бонифаций II был похоронен в соборе Святого Петра
17 октября 532 года, где еще можно увидеть фрагмент его эпитафии.

 Вадим Пархоменко







.