ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(254)'16
Папа в Грузии

В конце сентября и начале октября состоялось продолжение поездки Папы Франциска в страны Кавказа. С 30 сентября по 1 октября Святейший Отец посетил Грузию, а 2 октября побывал с однодневным визитом в Азербайджане. Эта поездка стала уже 16-ой поездкой понтифика и второй в бывшие советские республики Закавказья. Напомним, что в июне Папа Франциск побывал уже в Армении.
На встрече с Папой присутствовали и гости из Казахстана. Среди них были Его Преосвященство Аделио Дель Оро,  Епископ Карагандинский, а также ректор Карагандинской семинарии о. Петр Пытлованы со своими семинаристами.
 
ПРОПОВЕДЬ  ПАПЫ ФРАНЦИСКА
ВО ВРЕМЯ СВЯТОЙ МЕССЫ  В ТБИЛИСИ
 
Среди многочисленных сокровищ этой великолепной страны огромную ценность представляют собой женщины. Они, как писала святая Тереза Младенца Иисуса, чью память мы сегодня (1 октября – прим. переводчика) почитаем, «любят Бога гораздо больше, чем мужчины» (Автобиографические рукописи, Рукопись A, VI). Здесь в Грузии есть много бабушек и матерей, которые продолжают хранить и передавать веру, посеянную на этой земле святой Ниной, и приносить «свежую воду Божьего утешения» во многие «пустынные» и конфликтные ситуации.
Это помогает нам понять красоту того, о чём Господь говорит в первом сегодняшнем чтении: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис 66, 13). Как мать берет на себя тяжесть и усталость своих детей, так и Бог хочет взять на Себя наши тревоги и грехи; Он знает нас и бесконечно любит, Он восприимчив к нашей молитве и умеет вытирать наши слезы. Каждый раз, когда Он смотрит на нас, Он взволнован и растроган от глубокой любви, потому что, несмотря на зло, которое мы можем сделать, мы всегда остаемся Его детьми. Он хочет обнять, защитить нас, избавить нас от опасностей и зла. Пусть же в нашем сердце отзовутся слова, которые Он сегодня адресует нам: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас».
 
Утешением, в котором мы нуждаемся посреди бурных жизненных перемен, является присутствие Бога в сердце. Потому что Его присутствие в нас – есть источник подлинного утешения, которое не уходит, которое освобождает от зла, приносит мир и приумножает радость. Поэтому, если мы хотим быть утешены, мы должны позволить Господу войти в нашу жизнь. А чтобы Господь постоянно пребывал в нас необходимо открыть Ему двери, и не позволять оставаться снаружи. Всегда необходимо держать открытыми двери утешения, ведь Иисус хочет войти в них: через Евангелие, читаемое ежедневно и всегда носимое с собой, через тихую молитву и адорацию, Исповедь и Евхаристию. Через эти двери входит Господь и придает вещам новый вкус. Но когда двери сердца закрываются, Его свет не достигает сердца и гаснет. Тогда мы привыкаем к пессимизму, к тому, что не работает как надо, к реалиям, которые никогда не изменятся. И в конечном счете мы закрываемся в нас самих, в грусти и подвалах тоски, одни. Если же, наоборот: мы полностью откроем врата утешения, то в нас войдет свет Господа.
 
Но Господь утешает нас не только в нашем сердце. Через пророка Исаию Он добавляет: «вы будете утешены в Иерусалиме (Ис 66, 13)». В Иерусалиме, в общине, то есть в городе Божьем: когда мы объединены, когда между нами есть общение, действует Божье утешение. В Церкви находится утешение, Церковь – это дом утешения, здесь Бог желает утешать. Мы можем спросить себя: «Являюсь ли я, находящийся в Церкви, носителем Божьего утешения? Умею ли я принимать другого как гостя и утешать того, кого я вижу усталым и разочарованным?». Христианин, даже когда терзается печалью и преследованиями, призван всегда придавать надежду смирившемуся; воодушевлять павшего духом; приносить свет Иисуса, тепло Его присутствия и облегчение Его прощения. Многие страдают, переживают испытания и несправедливости, живут обеспокоенно. Необходимо сердечное рвение. Утешение Господа не устраняет проблем, но дает силу любви, которая помогает переносить боль с миром в сердце. Получать и нести утешение Бога – это насущная миссия Церкви. Дорогие братья и сестры, давайте почувствуем себя призванными к этому; скажем «нет» закостенелости в том, что не работает вокруг, «нет» огорчению, когда мы видим какое-либо разногласие между нами. Нехорошо привыкать к закрытому церковному «микроклимату», нужно разделять с другими широко открытые горизонты надежды, живя скромным энтузиазмом «открывания дверей» и «выхода за пределы собственного Я».
Но есть одно фундаментальное условие, необходимое для получения Божьего утешения, о котором сегодня нам напоминают Его Слова: будьте как дети (ср. Мф 18, 3-4), нужно быть как ребенок на руках матери (ср. Пс 131(130), 2). Чтобы принять Божью любовь необходимо подобное сердечное малолетство: действительно, ведь только маленькие дети могут быть на руках своей матери.
 
«Кто умалится, как дитя, – говорит нам Иисус, – тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18, 4). Истинное величие человека заключается в том, чтобы стать маленьким перед Богом. Потому что Бог не познаётся возвышенными размышлениями и многочисленными исследованиями, но малолетством скромного и доверчивого сердца. Чтобы стать большим перед лицом Всевышнего не нужно накапливать почести и престиж, земные блага и успехи, но нужно очиститься от себя самого. Ребенок – это именно тот, кому нечего дать, и который только получает всё. Он хрупок, зависит от отца и матери. Тот, кто умаляется, как дитя, становится бедным самим собой, но богатым Богом.
 
У детей, которые не имеют проблем с пониманием Бога, есть многое, чему они могут научить нас. Они говорят нам, что Он творит великие дела в тех, кто не оказывает сопротивления, кто прост, искренен и недвуличен. Это показывает нам Евангелие, где великие чудеса совершаются с помощью маленьких вещей: нескольких хлебов и двух рыбок (ср. Мф 14, 15-20), горчичного зерна (ср. Мк 4, 30-32), пшеничного зерна, которое умирает, пав в землю (ср. Ин 12, 24), одной лишь чаши воды, предложенной малым (ср. Мф 10, 42), двух маленьких лепт бедной вдовы (ср. Лк 21, 1-4), смирения Марии, Рабы Господней (ср. Лк 1, 46-55).
 
В этом заключается удивительное величие Бога, Бога, полного сюрпризов, и Который любит сюрпризы. Мы никогда не должны терять желания и доверия Божьим сюрпризам. Было бы хорошо помнить, что мы, всегда и прежде всего, – его дети. Не хозяева жизни, но дети Отца; не самостоятельные и самодостаточные взрослые, но дети, которые нуждаются в том, чтобы их всегда носили на руках, нуждаются в получении любви и прощения. Счастливы те христианские общины, которые живут этой подлинной евангельской простотой. Они бедны ресурсами, но богаты Богом. Счастливы пастыри, которые не обращены к логике мирского успеха, но которые следуют закону любви: принятия, слушания и служения. Счастлива Церковь, которая не уступает перед критериями функционализма и организационной эффективностью, и не обращает внимания на свое отражение. Малая и любимая паства Грузии, – как же ты посвящаешь себя воспитанию и милосердию, – прими дух, которым наполняет тебя Добрый Пастырь, уповай на Того, Кто несет тебя на своих плечах и утешает.
 
Я хотел бы обобщить эти идеи словами святой Терезы Младенца Иисуса, которую мы вспоминаем сегодня. Она указывает нам свой «малый путь» к Богу, «полное доверие маленького ребенка, который бесстрашно спит на руках своего отца», потому что «Иисус не просит о великих подвигах, но лишь о полном доверии и благодарности» (Автобиографические рукописи, Рукопись B). К сожалению, как она писала это тогда, так это происходит и сегодня: Бог находит «мало сердец, которые безоговорочно вверяют себя Ему, которые понимают всю нежность Его бесконечной любви» (там же). Эта молодая святая и Учитель Церкви, напротив, была экспертом в «науке Любви» (там же), и учит нас, что «совершенное человеколюбие заключается в том, чтобы терпеть недостатки других, не удивляться их слабостям, учиться на малейших добродетельных действиях, которые мы видим, что они совершают». Она напоминает нам также о том, что «человеколюбие не должно оставаться закрытым в глубинах сердца» (Рукопись C). Попросим сегодня, все вместе, благодати простого сердца, которое верит и живет в благодатной силе любви, попросим о том, чтобы жить со спокойной и полной уверенностью в Божьем милосердии.
 
По материалам: https://www.aciprensa.com/noticias/texto-completo-homilia-del-papa-francisco-en-la-misa-en-tiflis-georgia-83322/
Послание Святейшего Отца Франциска на День всемирной миссии 2016 г.
 
„Октябрь должен стать для всех стран Месяцем всемирной миссии. Предпоследнее воскресенье, называемое «Днем всемирной Миссии», является вершиной Месяца как праздник католичества и всемирной солидарности“.
Папа Иоанн Павел II, 1980.
 
 
 
Воскресенье всемирной Миссии (в этом году 23 октября) является самой большой акцией солидарности мира. В этот день более миллиарда католиков во всех приходах мира собирают пожертвования на поддержку миссионерских усилий Вселенской Церкви, особенно 1100 самых бедных епархиях мира в Африке, Азии и Латинской Америке. Пожертвования в Воскресенье всемирной Миссии способствуют исполнению пастырских и благотворительных заданий этих поместных Церквей.
 
Католическая Церковь укоренилась во всех континентах и культурах. Среди народов растет число верующих и призваний к священству и монашеству. В последнее время ежегодно образовывается примерно 10 новых епархий в Католической Церкви.
 
От 1100 до 2500 епархий в мире находятся в самых бедных странах мира. Пожертвования в День Миссий дают им возможность осуществлять свои пастырские и миссионерские задания, гарантируя минимум существования. Более миллиарда католиков поддерживают своими пожертвованиями и молитвой самых бедных людей. Таким образом Церковь может оказать людям помощь для тела и для души.
 
С 1922 года «Папские миссионерские дела» (Missio) заботятся о том, чтобы в самых бедных епархиях мира люди могли услышать Евангелие. Во всех приходах мира в Воскресенье всемирной Миссии проводятся особые молитвы и собираются пожертвования. Так каждый католик может принять участие в этой самой большой акции братской помощи в Католической Церкви.
 
о. Леопольд К.
 
 
Миссионерская Церковь – свидетельница
милосердия
 
Дорогие братья и сестры,
особенный юбилей милосердия, который отмечает Церковь, погружает и «Воскресенье миссии – 2016» в особый свет: Он приглашает нас рассматривать миссию «к народам» как большое глубоко духовное, так и телесное дело милосердия. На деле в этот день Всемирной миссии мы призваны проявить себя как миссионерские ученики, используя свои способности, свою креативность, свою мудрость и опыт, когда речь идет о том, чтобы провозглашать всей человеческой семье весть о нежности и сострадании Бога.
 
Силой этого послания Христа Церковь принимает тех, кто еще не знает Евангелие, желая, чтобы все спаслись и ощутили любовь Бога. У нее есть «поручение провозглашать милосердие Бога, пульсирующее сердце Евангелия» (Misericordiae Vultus, 12) во всех уголках мира, чтобы оно дошло до каждой женщины и каждого мужчины, до всех пожилых и молодых людей, до детей.
 
Сердце Отца наполняется милосердием, когда Он встречается с человеческими созданиями; с самого начала Он с нежностью обращается к самым слабым, ведь Его величие и Его могущество открываются именно в Его способности отождествиться с самыми малыми, отверженными, притесненными (ср. Втор 4, 31; Пс 86, 15; 103, 8; 111, 4). Он милосердный, внимательный, верный Бог; Он близко к страждущим, чтобы помочь всем, прежде всего бедным; Он участвует в бытии людей с нежностью, как отец или мать участвуют в жизни своих детей.
Слово, обозначающее в Библии «милосердие», ссылается на чрево матери, и тем самым на любовь матери к своим детям, детям, которых она всегда любит, в любых условиях, что бы ни случилось, потому что ребенок является плотью ее тела.
Это также существенный аспект любви Бога к своим детям, особенно к представителям народа, который Он создал и который Он хочет вырастить и воспитать: их слабость и неверность трогает Его до самой глубины сердца и наполняет Его милосердием (ср. Ос 11, 8). Он милосерден ко всем, Его любовь касается всех народов, и Его милость простирается над всеми творениями (ср. Пс 145, 8-9).
Милосердие находит высшую и совершеннейшую форму своего выражения в воплощенном Слове Бога. Иисус показывает нам облик милосердного Отца: «Он не только говорит о милосердии и объясняет его с помощью притч и парабол, но прежде всего Он Сам является олицетворением милосердия, представляет его Своей личностью» (Иоанн Павел II, «Бог, богатый милосердием»).
Когда мы принимаем Иисуса через Евангелие и таинства и следуем за Ним, то мы можем, через действие Святого Духа, сами стать милосердными как наш небесный Отец, научая любить, как Он нас любит, и делая нашу жизнь бескорыстным даром, знаком Его доброты (ср. «Лик милосердия»).
 
Среди людей Церковь в первую очередь является общиной, в которой живет милосердие Христа: она постоянно ощущает взор Его милосердной любви и Его призвание, и из этой любви складывается стиль ее задания; она живет этой любовью и провозглашает ее почтительным диалогом среди всех народов любых культур и религиозных убеждений.
Об этой милосердной любви, как о начале церковного опыта, свидетельствуют многие мужчины и женщины разного возраста и происхождения.
Очевидным знаком материнской любви Бога является заметно растущее присутствие в миссиях женщин наряду с присутствием мужчин. Женщины-мирянки или принявшие посвящение Богу, а также немало семей осуществляют сегодня свое миссионерское призвание в различных формах: от непосредственного провозглашения Евангелия до благотворительного служения.
Наряду с евангелизационным и сакраментальным служением миссионеров, такие женщины и семьи часто лучше понимают житейские проблемы людей и знают как их решить подходящими и порой новыми способами, как заботиться о жизни, при этом уделяя особое внимание не структурам, а личностям, как использовать человеческие и духовные ресурсы для углубления гармонии, мира, солидарности, диалога, сотрудничества и братства как в человеческих взаимоотношениях в целом, так и в широком смысле в социальных и культурных сферах, и особенно в заботе о бедных.
Во многих местах евангелизация начинается с воспитательной работы, которой миссионерская деятельность посвящает много сил и времени, подобно милосердному виноградарю из Евангелия (ср. Лк 13, 7-9; Ин 15, 1), и при этом терпеливо ожидает плодов многолетней образовательной работы; так вырастают личности, способные провозглашать Евангелие и нести благую весть туда, где никто не ожидал ее осуществления. Церковь может быть названа матерью, так как многие однажды обретут веру в Христа.
Поэтому я надеюсь, что святой народ Божий осуществит это материнское служение милосердия, которое очень поможет народам, еще не знающим Господа, встретиться с Ним и полюбить Его. Ибо вера – это дар Бога, а не плот прозелитизма, она растет силой веры и любви проповедников Евангелия, которые являются свидетелями Христа.
 
Шагая по дорогам мира, ученики Христа должны служить с той любовью, которая не ищет выгоды, а во всем поступает, как Сам Господь: мы провозглашаем самый прекрасный и величайший подарок, который Он сделал для нас: Его жизнь и Его любовь.
Каждый народ и любая культурная среда имеют право получить весть о спасении, которая является даром Бога для всех.
Это тем более необходимо, когда мы видим, сколько ситуаций несправедливости, войн и гуманитарных кризисов ждут сегодня своего решения. Миссионеры знают из своего опыта, что Евангелие прощения и милосердия может подарить радость и примирение, справедливость и мир.
Поручение Евангелия: «Идите ко всем народам и сделайте всех людей моими учениками, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам» (Мф 28, 19-20), еще не утратило своей актуальности.
Более того, оно обязывает нас всех, ввиду сегодняшней ситуации и существующих требований, почувствовать призвание к новому миссионерскому «рывку», о котором говорится в апостольском послании «Радость Евангелия»:
«Пусть каждый христианин и каждая община решит для себя, каков тот путь, который уготовил им Господь, и всё же мы все должны принять этот призыв: оставить собственный комфорт и дерзнуть пойти во все края, где нужен свет Евангелия» (20).
Как раз в этом святом году отмечается 90-е воскресение Всемирной миссии, установленное Папским делом о распространении веры и утвержденное Папой Пием XI в 1926 году. Поэтому я считаю уместным напомнить о разумных указаниях моих предшественников, которые распорядились о получении пожертвований, собранных во всех епархиях, приходах, религиозных общинах, церковных обществах и движениях по всему миру для того, чтобы поддерживать нуждающиеся в помощи общины и усиливать провозглашение Евангелия до краев земли. И сегодня мы не должны пренебрегать этим жестом миссионерской церковной общины.
Не закроем наши сердца из-за своих собственных забот, но расширим их до горизонта всего человечества.
Пресвятая Дева Мария, величественная икона искуплённого человечества и миссионерский пример для Церкви, да научит всех – мужчин и женщин и семьи, – представлять и сохранять повсюду живое и таинственное присутствие Воскресшего.
Ибо Он обновляет отношение между людьми, культурами и народами и наполняет их радостным милосердием.
 
Ватикан, торжество сошествия Святого Духа, 15 мая 2016 год.
 
ФРАНЦИСК
Уголок литургических чтений

1 Ноября
Вторник ВСЕ СВЯТЫЕ, торжество
Откр 7, 2-4. 9-14; Пс 24(23); 1 Ин 3, 1-3;
Мф 5, 1-12a.
 
 
6 Ноября
32-е рядовое воскресенье
2 Макк 7, 1-2. 9-14; Пс 17(16); 2 Фес 2, 16 – 3, 5;
Лк 20, 27-38.
 
 
13 Ноября
33-е рядовое воскресенье
Мал 4, 1-2a; Пс 98(97); 2 Фес 3, 7-12;
Лк 21, 5-19.
 
20 Ноября
ИИСУС ХРИСТОС – ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ,
торжество
34-е рядовое воскресенье
2 Цар 5, 1-3; Пс 122(121); Кол 1, 12-20;
Лк 23, 1-6. 35-43.
 
 
27 Ноября
1-е воскресенье Адвента
Ис 2, 1-5; Пс 122(121); Рим 13, 11-14;
Мф 24, 37-44
Паломники к отцу Владиславу
 
В пятницу, 30 сентября, группа паломников из епархии Пресвятой Троицы в Алматы (Талгар, Есик, поселки: Кендала, Азат, Жанашар, Саймасай, Амангельды, Базаргельды, Панфилов, Нура и Даулет) под руководством священников из приходов Успения Пресвятой Богородицы г. Талгар (Талгарский и Илийский р-н) и Наисвятейшего Сердца Иисуса г. Есик (Енбекшиказахский р-н) настоятеля о. Ливио Лодиджани и викария о. Казимира Каститиса Шульчуса выехала на поезде в г. КАРАГАНДУ. Двадцать шесть паломников разного возраста (самой младшей из них 6 лет) быстро нашли общий язык и в спокойной обстановке прибыли к месту назначения, где ждал автобус и интересная программа, продуманная по крупицам. Нас разместили в Духовной семинарии, в которой царят уют, тепло и чистота, покормили вкусным обедом. Огромное спасибо за гостеприимство ректору о. Петру Пытлованы. После обеда мы выехали в Долинку, где посетили Музей памяти жертв политических репрессий и «Мамочкино кладбище», прошлись по тем местам, которые вызвали у нас боль и ужас. У кого-то поднялось давление, а кто-то тихо плакал. Здесь могли быть и наши родные, которых по неизвестным обстоятельствам вывозили из дома в неизвестном направлении, только в 1956 году люди узнали о страшной правде исчезновения родных – Карлаг. Каждого из нас коснулось это время – наши родные были репрессированы, их выслали в Казахстан с Украины, Житомирской области.
После этой экскурсии в автобусе была тишина – каждый был под впечатлением, а у меня были вопросы в никуда: «Зачем? Почему? За что страдали люди?». И меня осенила мысль о том, что это должно быть СВЯТЫМ МЕСТОМ для нас нынешних, и поэтому в таком маленьком городе есть красивейший Кафедральный собор, где находятся мощи бл. ВЛАДИСЛАВА БУКОВИНСКОГО. Здесь каждый из нас должен помолиться за тех, кто навеки остался в этой земле, и за то, чтобы никогда, ни одно поколение не знало о том, что означает слово «репрессия»…
Вечером была встреча с о. Евгением Зинковским, который рассказал о жизни В. Буковинского, мы слушали его с замиранием сердца, ведь многих из присутствующих В. Буковинский крестил, а их родителей венчал, всё это происходило нелегально и заканчивалось арестом – всё было запрещено…
В приходе Святого Иосифа нам посчастливилось встретиться с сестрой Михаэлой, сколько радости и хороших воспоминаний это вызвало (с. Михаэла много лет провела в Алматы, где занималась с молодежью). Мы помним и любим ВАС, сестра Михаэлла.
Святая Месса в Кафедральном соборе, встреча с отцом Александром Посацким, автором книги «Апостол Казахстана и свидетель Евангелия», прикосновение к мощам блаженного В. Буковинского оставят в наших сердцах неизгладимый след на всю жизнь…
Перед отъездом мы посетили женский монастырь Кармелиток и мужской – отцов Мариан, при теплой беседе и со вкусными рогаликами и кофе нам хотелось продолжения встречи…
Я хочу от имени паломников выразить большую благодарность за организацию поездки – это великий дар Господа привел нас, паломников, в эти святые места к БЛАЖЕННОМУ ВЛАДИСЛАВУ БУКОВИНСКОМУ!
 
Аделина Мартыненко, с. Даулет
 
Сила пустых рук
 
1 октября Католическая Церковь вспоминает в своих молитвах св. Терезу Младенца Иисуса. По уже сложившейся традиции в этот день в кокшетауском приходе св. Антония Падуанского сестры из Общины Блаженства проводят вечер молитвы св. Терезе. Этот год не стал исключением. После св. Мессы верующие прихода, а также гости из Озёрного, Келлеровки и Чкалова вознесли свои молитвы к той, чья жизнь была наполнена любовью к Богу и желанием делать из любви маленькие дела веры.
История вечеров молитв началась около 25 лет назад в Лизье (Франция) в санктуарии святой, куда приезжают тысячи паломников из разных стран мира. Желая показать, что мы здесь, живущие на земле, имеем хорошего друга и заступника на небе, было предложено проводить вечер молитвы св. Терезе, чтобы углубить нашу дружбу с ней.
«Скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой малый путь и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле... Я вернусь… Я спущусь…».
Свою миссию святая продолжила в приходе Рождества Пресвятой Богородицы в Шахтинске (в 50 км от Караганды), где 7 октября с. Клара Нуркеева и с. Анна Мария Казакова совместно с отцом-настоятелем Валерианом Эрмишем предложили верующим Шахтинска и Караганды обратиться с молитвами к св. Терезе и стать ее друзьями.
Вечер молитвы начался со св. Мессы. Затем с. Анна Мария рассказала о духовном пути святой, который можно назвать путем «силы пустых рук». Почему пустых? Потому, что пустые руки – это символ духовного открытия и внутреннего пути, по которому шла Тереза в течение всей своей жизни. Интересно было узнать, что в преддверии 1895 г., который был провозглашен Церковью Годом милосердия, св. Тереза открыла для себя «маленький путь». Путь, чтобы практиковать самые высокие добродетели, оставаясь маленькой. Она открывает для себя Божие Милосердие Иисуса, Который склоняется над теми, кто мал и беден. С этого момента она все свои письма подписывает «маленькая сестра Тереза». Что невозможно человеку, возможно Богу: достаточно лишь целиком предать себя в руки милосердного Отца. Всё больше и больше сестра Тереза от Младенца Иисуса будет проверять на опыте повседневной жизни истинность «пути доверия и любви». Этот путь можно передать образом ладоней, которые вначалеле повернуты вниз, и стараются что-то сделать, собрать заслуги, заслужить небо, добиться добродетелей. Затем постепенно совершается обращение: пальцы раслабляются и отпускают, ладонь поворачивается вверх, готовая пожертвовать, отпустить, и, одновременно, много получить. Этому Тереза училась всю свою жизнь.
Услышав о духовных исканиях и желаниях святой, многие из присутствоваших на молитве поделились своими свидетельствами того, как святая помогала им или являлась заступницей в жизненных ситуациях. Так с. Наталья (SJЕ) поделилась как по заступничеству святой она смогла, будучи студенткой, приехать на духовные встречи к сестрам в монастырь, что повлияло на выбор ее монашеского пути. Отец Валериан рассказал как ему, не без помощи святой, посчастливилось побывать внутри кармелитского монастыря, где жила Тереза и по ее зустпничеству он утвердился в своем призвании. Многие миряне рассказывали о том как святая сопровождает их в жизни и «особым» образом отвечает на просьбы в письмах, которые ей пишут люди. Поэтому и в этот вечер было предложено всем во время выставления Пресвятых Даров написать письмо к св. Терезе с просьбами за себя, своих близких и родных, за тех, кто нуждается в помощи. Она и сама имела дерзновенные желания и надежду против всякой надежды: «И я уверена, что Ты исполнишь мои желания; я знаю это, о Боже мой! Чем больше Ты хочешь дать, тем больше побуждаешь желать. Я ощущаю в своем сердце огромные желания».
 
Вечер окончился почтением мощей святой. Святая Тереза Младенца Иисуса, созерцая милосердное Сердце Бога, желает наполнить все пустые руки, которые будут обращены к Нему с доверием. У нас есть хороший друг на небесах, к которому мы можем обратиться с молитвой.
 
Святая Тереза Младенца Иисуса, молись о нас!
 
 
Оксана Суворкина
Четвертый магистр, выпускник нашей семинарии
 
С радостью и гордостью мы приняли известие о том, что 26 сентября дьякон Олег Подгородецкий защитил в Папском Университете Иоанна Павла II в Кракове свою дипломную работу, получив оценку «очень хорошо» и титул магистра. Он написал работу на тему «Таинство Брака. Основные душпастырские и юридические вопросы в современном Казахстане».
В своей работе Олег Подгородецкий провел рассмотрение и анализ характерных факторов, влияющих на мнение и представление о браке людей в современном Казахстане. Это обширная тема, включающая знания из многих областей: истории, социологии, демографии, религиоведения, культурологии, государственных и религиозных законов о браке, в том числе Канонического права Римско-католической Церкви, Церквей восточных обрядов, а также других христианских конфессий и нехристианских религий, особенно, ислама.
Даже поверхностное рассмотрение данной темы выявляет определенный кризис института брака и семьи в современном мире. Этот кризис касается и нашей Церкви в Казахстане. Церковная статистика показывает, например, несоразмерно малое количество церковных браков по отношению к общему числу католиков. Очень большой процент у нас составляют также смешанные браки. Душпастыри замечают, что даже из этих немногих обвенчанных в Церкви пар, многие распадаются. Из приходских общин часто исчезают молодые люди из-за трудностей, связанных с невозможностью уладить вопросы брака в церковных рамках.
Представляется, что с работой Олега должны обязательно ознакомиться как душпастыри, несущие свое служение в Казахстане, так и кандидаты к семейной жизни, особенно те, которые планируют союз с лицом другого вероисповедания или религии.
Важно обратить внимание, что это уже четвертая магистерская работа, прошедшая защиту в рамках развивающегося с 2011 г. тесного научного сотрудничества нашей Духовной семинарии с Папским Университетом в Кракове.
Первый из наших магистров, о. Юрий Любянец, защитил работу на тему «О. Альбинас Думбляускас SJ, жизнь и священническое служение в свете архивных церковных документов и воспоминаний» (на польском языке).
Константин Акопашвили написал работу на тему: «О. Михаил Тамарашвили, жизнь и деятельность в контексте истории Грузинской Католической Церкви в XIX – начале XX веков».
 
Руслан Мурсаитов получил титул магистра, защитив работу на тему: «Представление и опровержение феномена атеизма в творчестве Федора Достоевского».
Все эти работы получили в Кракове оценку «очень хорошо», а рецензенты подчеркнули их оригинальность. Работа о. Юрия будет опубликована на литовском языке в виде книги.
 
Степень магистра венчает семилетнее философско-богословское образование в Высшей духовной семинарии в Караганде и является формальным завершением высшего образования, а также допуском к соисканию научной степени доктора.
В этом году семинария готовит к защите следующих двух кандидатов на получение степени магистров богословия.
 
КЯ
ПРЕСВЯТАЯ  ДЕВА МАРИЯ РОЗАРИЯ

Память Девы Марии Розария была установлена 7 октября святым Папой Пием V в годовщину победы Священной Лиги христианских государств, возглавляемой Испанией, над мусульманами турками, разорявшими Европу и угрожавшими самому существованию христианских государств, в морском сражении при Лепанто (1571). Победу в этой битве связывают с заступничеством Божьей Матери за христиан, через молитву Святого Розария.
 
Празднование этого дня является призывом для всех: размышлять о тайнах Христа, и об отношении к ним Девы Марии, Которая особенным образом была связана с Воплощением, Страстями, Славой и Воскресением Сына Божьего.
 
 
 
 
История Розария
 
С самого начала истории Церкви, христиане молились псалмами, как это делают иудеи. Позднее, во многих монастырях стали молиться псалмами ежедневно, прочитывая всю Псалтырь, состоящую из 150 псалмов, каждый день. Однако верующие миряне тех лет, часто были неграмотными и не знали всех псалмов, но хотели подражать монахам по мере своих возможностей. Уже в IX веке в Ирландии существовала традиция завязывать узлы на веревке, чтобы отсчитывать вместо псалмов молитву «Ave Maria» («Радуйся, Мария»). Позднее ирландские миссионеры распространили этот обычай в Европе, и он начал развиваться.
 
Святой Доминик ищет
потерянных овец
 
Матерь Божья лично научила святого Доминика молиться Розарием в 1208 году и сказала ему, чтобы он распространял преданность молитве Розария и использовал ее как могучее оружие против врагов истинной Веры.
 
Доминик (Доминго) де Гусман – святой испанский священник, который отправился на юг Франции, чтобы обратить отпавших от Церкви еретиков-альбигойцев (катаров). Они учили дуализму в религии, говоря, что якобы существует два «бога» – один хороший, а другой плохой. Хороший «бог», по их мнению, создал всё духовное, тогда как плохой – всё материальное. Следовательно, для альбигойцев (катаров) всё материальное – зло. Тело материально, а значит – плохое. У Иисуса было тело, а значит, по их мнению, Иисус не Бог.
Они отвергали Таинства и ту истину, что Мария является Божьей Матерью; отказывались признавать Папу и учредили свои собственные правила и верования. Многие годы Папы отправляли ревностных священников, пытаясь обратить их, но без особого успеха. В этот процесс были вовлечены и политические факторы.
 
Святой Доминик в течение многих лет служил среди этих несчастных. Благодаря проповедям, молитвам и жертвам ему удалось обратить некоторых из них. Но очень часто, из страха осмеяния альбигойским большинством, многие обращенные вновь отступали от веры. Святой Доминик положил начало религиозному ордену для обращенных молодых девушек. Их монастырь располагался в Пруйле, рядом с часовней, посвященной Пресвятой Деве. Именно в этой часовне святой Доминик попросил Богородицу о помощи, потому что чувствовал, что не достиг почти ничего.
 
 
Дева Мария приходит на помощь святому Доминику де Гусману
 
Дева Мария, держа в руке Розарий, явилась святому Доминику в часовне и научила его молиться им. Она сказала, чтобы он распространял эту молитву по всему миру, обещая, что в этом случае многие грешники обратятся и получат обильные благодати.
Святой Доминик вышел из часовни исполненный рвения и с Розарием в руках. Он действительно стал распространять Розарий, призывая молиться им, и сумел вернуть множество альбигойцев к Католической Вере.
 
К сожалению, отношения между альбигойцами и христианами также были связаны и с политикой, что в итоге привело к войне. Симон де Монфор, командующий христианской армией и одновременно друг святого Доминика, попросил последнего научить войска молиться Розарием. Они делали это с большим рвением перед важнейшей битвой при Мюре, в которой войска еретиков многократно превосходили силы католиков, но в итоге были разгромлены. Симон де Монфор считал эту победу подлинным чудом и следствием молитвы Розарием. В знак своей признательности, он построил первую часовню, посвященную Пресвятой Деве Марии Розария.
 
 
Обещания Девы Марии тем,
кто молится Розарием
 
Всё больше мужчин присоединялось к Апостольскому делу святого Доминика, и, с одобрения Святейшего Отца, он основал Орден братьев-проповедников, более известных как доминиканцы. С большим рвением они проповедовали и обучали, и возрастали плоды их трудов – количество обращенных к Господу увеличивалось. По мере того, как Орден увеличивался, общины братьев-миссионеров появлялись и в других странах во славу Бога и Богородицы.
 
Розарий оставался излюбленной молитвой верующих в течение почти двух веков. Когда же их рвение начало ослабевать, Дева Мария явилась блаженному Алану де Рупе (Алену де ла Рош) и сказала, чтобы он возродил преданность этой молитве. Приснодева также сказала, что для того, чтобы записать все чудеса, случившиеся благодаря Розарию, понадобятся огромные тома, и повторила обещания данные святому Доминику относительно Розария.
 
 
Обещания Пресвятой Девы Марии – Царицы Розария, принятые и записанные блаженным Аланом (Аленом):
 
1.    Кто непрестанно будет молиться Розарием, обретет всякую благодать, о которой у Меня попросит.
2.    Я обещаю Мое особое покровительство и большую пользу тем, кто будет ревностно молиться Моим Розарием.
3.    Розарий – это щит против ада, он разрушает порок, освобождает от грехов и искореняет ереси.
4.    Розарий заставляет добродетели «прорастать» в душах, чтобы они достигали Божьего милосердия. Он замещает в сердце людей любовь к миру любовью к Богу, и возносит их желания к вечному и небесному.
5.    Душа, которая вверит себя Моему покровительству через Розарий – не погибнет.
6.    Тот, кто будет ревностно молиться Моим Розарием, размышляя о его Святых Тайнах, не будет угнетен несчастьем; не умрет внезапной смертью; обратится – если он грешник, и пребудет в благодати – если он праведник; и в любом случае будет допущен к вечной жизни.
7.    Истинные приверженцы Моего Розария не умрут не приняв Таинств.
8.    Все молящиеся Моим Розарием обретут в жизни и смерти свет и полноту благодати, и станут сопричастниками заслуг блаженных.
9.    Я очень скоро освобожу из Чистилища души, преданные Моему Розарию.
10.  Верные чада Моего Розария снищут необыкновенную славу на Небесах.
11.  Всё, о чём испрашивается посредством Розария, вскоре будет получено.
12.  Я помогу в их нуждах тем, кто распространяет Мой Розарий.
13.  Я испросила у Своего Сына благодати, чтобы все почитатели и приверженцы Моего Розария в жизни и в смерти имели братьями всех блаженных Небесного Двора.
14.  Все молящиеся Розарием – Мои горячо любимые дети и братья Моего Единородного Сына Иисуса.
15.  Преданность Святому Розарию – знак, показывающий предназначенность к Небесной славе.
 
 
Дева Мария Розария – Победительница в сражениях!
 
Европа, а вместе с ней и весь христианский мир находился под угрозой исчезновения. Благодаря обещаниям Иисуса Христа, мы знаем, что Церковь не погибнет, но в то время казалось, что нет никакого человеческого способа остановить угрозу, исходящую со стороны ислама. Мусульмане задались целью уничтожить мечом христианство, вплоть до его полного исчезновения, так же, как это происходит и сегодня. Они уже захватили Святую Землю, Константинополь, Грецию, Албанию, Северную Африку, и только совсем незадолго до этого от их ига окончательно освободилась Испания. Во всех этих обширных регионах христианство преследовалось, и многочисленные мученики проливали свою кровь, не желая отречься от Господа нашего Иисуса Христа. Многие епархии полностью исчезли с лица земли. Лишь спустя 700 лет упорной борьбы в Реконкисте, Испания и Португалия сумели освободиться от мусульманского владычества. Эта борьба началась у ног Богородицы в пещере Ковадонга и завершилась взятием Гранады, когда Католические короли Фердинанд и Изабелла (в 1958 году был начат процесс ее Беатификации, которому, однако, препятствует еврейское лобби) смогли окончательно изгнать мавров с полуострова 2 января 1492 года. Важность этой победы неисчислима, ведь в этом же году происходит открытие Америки Испанией, и католическая вера начинает распространяться на новом континенте!
 
Битва при Лепанто
 
Во времена святого Папы Пия V (1566-1572) мусульмане контролировали Средиземное море, пиратствовали, совершали морские набеги на земли христиан, насилуя женщин и забирая их в рабство, а также готовились к полномасштабному вторжению в христианскую Европу. Католические правители были разделены междоусобицами и, казалось, не отдавали себе отчета в нависшей опасности. Папа просил о помощи, но на его просьбу обращали мало внимания. 17 сентября 1569 года он попросил молиться Святым Розарием. В результате чего в 1571 году была создана Священная лига для защиты Европы. 7 октября 1571 года христианский и мусульманский флоты встретились в Патрасском заливе, недалеко от греческого города Лепанто. Христианский флот составляли воины Папского Государства, Испании, Венеции, Генуи и других малых итальянских государств, под командованием Дона Хуана Австрийского. И хотя это был самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа, турецкий значительно превосходил его. На карту было поставлено всё. Перед нападением христианские войска благоговейно молились Розарием. Битва при Лепанто продолжалась до позднего вечера, но в конце концов христиане одержали победу.
 
В то же самое время в Риме, когда была одержана эта решительная и чудесная для христиан победа, сам Папа поддерживал верующих молитвой Розария. Власть турок на море была навсегда уничтожена. Папа вышел из своей часовни, и, движимый вдохновением свыше, возвестил с большим спокойствием о том, что Пресвятая Дева даровала победу, хотя он еще не знал об этом. Лишь несколько недель спустя весть о победе флота Дона Хуана достигла Папы. Дон Хуан же приписывал победу своего флота заступничеству Пресвятой Девы Марии Розария. Благодарный Богородице, святой Папа Пий V установил праздник Девы Марии Победительницы и добавил к Литании Пресвятой Деве, строчку, именующую Ее «Помощь христианам». Позднее Папа Григорий III изменил название праздника, назвав его в честь Пресвятой Девы Марии Розария.
 
Турки оставались могущественными на суше и в следующем веке, когда они вторглись в Европу с востока, и, захватив огромные территории, оказались у Вены, столицы Австрии, главной земли Священной Римской Империи. Вновь силы захватчиков превосходили силы оборонявшихся христиан. Если бы им удалось захватить город, вся Европа оказалась бы крайне уязвимой. Император возложил свое упование на Пресвятую Деву Марию Розария. Была ожесточенная борьба и пролилось много крови, и, казалось, город уже потерян, когда, к облегчению христиан, в день праздника Святейшего Имени Марии 12 сентября 1683 года, великий польский король Ян III Собеский прибыл на помощь осажденным и, разбив турок, спас Империю и весь Христианский Мир.
 
Битва при Темешваре
 
В продолжение борьбы с турками, Принц Евгений Савойский разбил при Темешваре (совр. Тимишоара, Румыния) турецкую армию, вдвое превосходящую его, 5 августа 1716 года в праздник Девы Марии Снежной. Папа Климент XI приписывал эту победу преданности Деве Марии Розария. В благодарность за это, он распорядился, чтобы праздник Святого Розария праздновался всей Вселенской Церковью.
 
Высшее достоинство
Розария
 
На протяжении веков Римские Папы поощряли благочестивую преданность молитве Розария и предоставляли за нее индульгенции.
 
Наш Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20). Молитва Розарием в семье – это нечто чудесное. Это практический способ укрепить единство семейной жизни. Эта молитва доступна для всех. Папы, особенно последние, делали большой акцент на важности молитвы Розария в семье.
 
Папа-доминиканец святой Пий V (1566-1572) поручил своей конгрегации распространять Святой Розарий. Многие Папы были очень преданны Розарию и распространяли его с глубокой убежденностью и уверенностью в его силе.
 
Его Святейшество Папа Лев XIII написал двенадцать энциклик, касающихся Розария. Он настаивал на молитве Розария в семье, посвятил месяц октябрь Розарию и добавил к Литании Пресвятой Деве строчку, именующую Ее «Царицей Святого Розария». За всё это он заслужил звание «Папа Розария».
 
Все Папы XX века были очень преданны Святому Розарию.
 
Его Святейшество Иоанн Павел II настаивал на том, чтобы мы молились Святым Розарием. «Молитесь в семьях, молитесь в группах. Призывайте всех молиться. Не бойтесь поделиться верой. Нет ничего важнее. Мир в кризисе. Наших человеческих сил недостаточно. Дева Мария вновь принесет нам победу. Это победа Ее Сына, Господа и Царя Вселенной: Иисуса Христа».
 
Великим Апостолом Розария в семье был отец Патрик Пейтон (Patrick Peyton), который довел до завершения планы, направленные на то, чтобы провести Крестовый Поход Розария в семьях на мировом уровне. Он сделал это в Holy Cross College, Вашингтон, Округ Колумбия, в январе 1942 года. Он сделал этот Крестовый Поход в благодарность Пресвятой Деве Марии за восстановление его здоровья. Крестовый Поход чудесным образом распространялся по всему миру с девизом: «Семья, которая молится вместе – навсегда останется вместе».

Рекомендованный Приснодевой в разных явлениях
 
Дева Мария очень любит Розарий. Это молитва простых людей и великих. Она так проста, что доступна всем. Вы можете молиться ею в любом месте и в любое время. Розарий особенным образом воздает честь Богу и Пресвятой Деве. Дева Мария носила Розарий на руке, когда явилась святой Бернадетте в Лурде. Когда Она явилась трем пастушкам в Фатиме, у Нее тоже был Розарий. И именно в Фатиме Она сама назвала Себя «Госпожой Розария», призвав ежедневно молиться этой молитвой, чтобы предотвратить грядущие ужасные катастрофы. В следующем 2017 году исполняется сто лет с момента Фатимских явлений. А мы до сих пор не исполняем надлежащим образом желание Богородицы. Поэтому, если мы до сих пор не молимся Розарием ежедневно, самое время начать это делать сейчас, в октябре, месяце, посвященном Святому Розарию, в день памяти Девы Марии Розария. Самое время молиться Розарием ежедневно и посвятить свои семьи Пресвятой Деве, чтобы Она стала Царицей нашего дома и нашего сердца. Самое время сделать Розарий семейной молитвой. А также исполнить и другие желания Пресвятой Девы Марии в Фатиме: молиться о посвящении Папой России Ее Непорочному Сердцу и об обращении этой страны; приносить свои молитвы, как жертву воздаяния Деве Марии за то, какому равнодушию, оскорблениям и святотатству подвергается Ее Непорочное Сердце и Святейшее Сердце Ее Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Нашего Спасителя. Самое время провести новый Крестовый Поход Розария в своих семьях и приходах и повсеместно распространять эту святую молитву! Давайте же исполним желание Богородицы, и возблагодарим Ее за все Ее благодеяния и будем молиться Розарием вместе!
 
По материалам: http://web.archive.org/web/20150908031420/http://www.corazones.org/maria/rosario_historia.htm
Исповедь? НЕТ! Всё (снова) начать писать с первых строк
 
 
...не хочу!
не знаю!
не справлюсь! 11
 
 
Сегодня в воспитании детей, вероятно, не слишком практикуется стояние в углу на коленях. Но я очень хорошо помню несколько случаев из моей жизни, когда мама посылала меня стоять в углу на коленях. Один из них был в субботу, во второй половине дня, когда я отказался убирать игрушки, потому что хотел с ними еще поиграть в тот вечер.
 
Когда не помог серьезный выговор, я должен был с руками за спиной стоять на коленях в углу, лицом к стене. Первое и незначительное последствие моего поведения: отношения между мной и моей мамой, вероятно, были серьезно нарушены моим неподчинением. Тот, кто знает детское упрямство, знает, как долго иногда ребенок злится, прежде чем сможет признать, что он совершил ошибку, и прийти попросить прощение. Важный момент, который ожидаем, – это встать и идти к своей маме.
 
Я сделал это. Я сказал, что мне очень жаль и что я исправлюсь. Оба – я и она – мы знали конкретно в чём.
 
А также нам обоим было ясно, что в то время, когда я стоял на коленях, игрушки остались так, как я их оставил. Мама простила меня за то, что я не слушался ее. Но игрушки вместо меня не убрала. Это ожидало меня. Следующий пункт нашего примирения был исправлением того, что я сделал неправильно.
 
Последствием (не наказанием) нашего упрямства, вопреки Божьим заповедям, является нарушение отношений с Богом. Хотя мы можем стоять на своем, так долго, как нам захочется, но полагаться на то, что Бог со временем забудет, является очередной наглостью творения в отношении к Творцу. Никакой другой путь не вернет наших отношений – только возвращение. Нет выбора, кроме как идти к тому, кого Бог назначил, замещать Себя в таких случаях.
 
Только тогда, когда оба – просящий и тот, кто замещает Того, Кто прощает – знают, в чём проблема, может случиться то, что мы называем примирением. Священник, как и во время других Таинств, выполняет определенное действие, которое можно заметить некоторыми из человеческих чувств, а затем в сердце человека Бог совершает таинственную и невидимую (сакраментально), связь с тем, кто исповедует.
 
Жестом, улавливаемым органом чувств, в Таинстве Примирения является произносимое слово. Формула, самой важной частью которой является предложение: «Я прощаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Духа Святого». Поэтому этот жест также называется «отпущением».
 
Казалось бы, что теперь всё наконец-то снова так, как должно быть. Но, как и всё в религии, которая в основном требует жизненно важных отношений верующего с Богом, отпущение грехов не является просто магическим заклинанием, формальным упражнением или таинственным жестом. Затем как исповедник, тому, кто исповедуется, дал прощение грехов, должно следовать исправление того, в чём он признался. Прощение было дано человеку раньше, чем он сделал малейший шаг к исправлению. Опять же еще одна причина для удивления или восхищения (не говоря уже о любви). Прощение было дано человеку раньше, чем он сделал малейший шаг к исправлению. И это же доверие повторится, если он с тем же самым преступлением придет во второй раз. И в третий. И в сотый…
 
Исправления невозможно избежать. Оно является необходимым условием для примирения, т. е. без него Божье прощение не вступает в силу.
 
Исправление греха не является молитвой или делом, которое мне укажет священник в исповеди. Оно должно быть выражением зрелого сожаления и благодарности каждого, кто был способен признать как свою вину, так и величие прощения, которое он принял, нужно быть в состоянии признать, где и как можно исправить то, что во время испытания совести признал неправильным. Присвоенную собственность легче вернуть, чем отнятую честь и доброе имя (репутацию). Ничто из того, что я незаконно присвоил, не становится моим, даже если я это держал у себя долгие годы (даже если в некоторых странах светское право говорит об умолчании, когда речь идет о длительных сроках). Когда (часто) нет возможности возвращения в том виде или в изначальном состоянии, я обязан кому-то другому подарить что-то этой же стоимостью (ценностью), которой я когда-то обогатил себя (следует обратить внимание и не заменять термины «стоимость» и «ценность»).
 
Если вы не можете вернуть изначальный порядок вещей в физическом измерении, это не значит, что вы не должны стремиться исправить вещи в духовном измерении. Когда я не знаю как, кому и где после нескольких лет что-то вернуть, это не значит, что в результате я ничего никому не верну. Нуждающихся, бедных или тех, кому отказали в поддержке другие, мы всегда будем иметь достаточно.
 
Доброе имя, ваша репутация, – всё это также является ценностью, которую можно уничтожить осуждением, распространением сплетен и непроверенной информации… Следует понимать, что публичная клевета должна быть снята публичным извинением. Независимо от того, что является приговором человеческого суда. А частная ложь? Даже она не должна оставаться без извинения. Это, однако, должно быть легче. Даже если перед самыми близкими иногда тяжело найти смелость признаться и попросить о прощении.
 
Есть грехи, которые уже невозможно исправить. Что можно сказать о преступлениях, которые остались незамеченными никем и остаются безнаказанными? Когда Бог прощает грех, дисбаланс в Божьем порядке остается. Даже спустя много лет. И много десятилетий. Поэтому после смерти существует Чистилище, логическое и справедливое состояние мучительного ожидания желанного вечного счастья. Поэтому и индульгенция не считается искуплением греха (или даже покупкой прощения), но лишь некоторой жертвой, делом, усилием, добровольным отказом, который тот, чьи грехи прощены добровольно предлагает Богу как проявление смиренного признания того, что хочет сделать всё возможное, для устранения своего беззакония.
 
Священник после исповедания грехов предлагает поступок, который будет символическим выражением покаяния, на основе искреннего раскаяния. Иногда речь идет о молитве, иногда о конкретном поступке или добром деле… Особенно, когда речь идет о деле, не нужно стремиться к тому, чтобы оно было хорошо заметным. Ведь на самом деле речь не идет о каком-то благородном поступке, но только о части долга, который у меня есть перед Богом, Церковью и человечеством, который я должен оплатить.
 
Не редкость, что и сам священник берет раскаяние на свои плечи и за кающихся предлагает Богу свое покаяние. В Таинстве Примирения (исходя из самого характера священства) он в конце концов является соединяющим пунктом человеческого и божественного мира. Поэтому даже больше, чем кто-либо другой может (или даже должен?) часть долга за чужой проступок взять на себя. Из любви к другому, из любви к Богу он охотно к своему покаянию (за свои грехи) может добавить еще больше самоотречения. Как будто кто-то видит страдания матери из-за плохого поведения своего брата. Он может поругать брата за это, но может также в данный момент отказаться от запланированной вечеринки с группой друзей и остаться с матерью. Не потому, что он ей причинил боль. Но потому что он ее любит.
 
Иногда это называли «штрафом». Я не знаю, кто и зачем придумал это название. Это неточный теологический термин, или термин содержания. Здесь речь не идет о плате за поступок или отбывании наказания за мои грехи. Подобно тому, как речь не идет об «удовлетворении», потому что своего рода добрым делом или прочтением несколько раз «Радуйся, Мария» мы не можем отдать должного, за то, что было неправильным. Я осмелюсь сказать еще раз про маму, которая терпеливо ждала моего слова «прости» тогда, как я в глубине сердца сердился, что не могу делать то, что хочу. После того, как я встал с пола, попросил прощение и начал уборку, я просто навел порядок на ковре. Боль мамы и вызванную грусть я не смог излечить.
 
Покаяние. Или, скорее акт покаяния. Который священник наложил или сказал. Его замена на другой возможна, по разным причинам. Во-первых, потому что я не уверен, что в состоянии его сделать, а также потому, что мне кажется, что его недостаточно. Но потому, что я не мог себе назначить количество покаяния, я не могу позволить себе и его изменение, снижение или нарушение. Поэтому следует только вернуться к тому человеку, который Вам передал Божье прощение. Священник не гений (извиняюсь перед всеми священниками гениями) и не должен помнить кающегося (и его грехи), даже через два часа. Поэтому лучше любые вопросы о епитимии сказать сразу, когда она была дана. Еще до того, как священник попрощается с Вами.
 
Добровольному (высшему) покаянию после примирения с Богом границы не установлены. Женщина, которая за свое вызывающее поведение по отношению к своим коллегам, берет покаяние, в котором она отказывается от интимной супружеской жизни, должна знать, что акт любви не только ее личное дело, и подобное решение не должно ввергнуть ее мужа в состояние, в котором он ощутил бы себя одиноким, из-за решения только одной стороны. Здесь надо сказать, что телесная любовь супругов не является супружеской обязанностью, а проявлением взаимной отдачи. Значит любовью, которая отдается другому. Взаимно.
«ПОХВАЛА СЛАВЫ...»
 
16 октября Папой Франциском была провозглашена Святой Босая кармелитка бл. Елизавета Пресвятой Троицы. Это еще один плод святости Ордена Босых Кармелиток... Мы хотим поделиться с Вами нашей радостью и немного рассказать о нашей малоизвестной Святой…
 
Элизабет Катэ, в монашестве с. Елизавета Пресвятой Троицы, прожившая двадцать шесть лет… Весна жизни… И всё же этого было достаточно, чтобы расцвести… Душою и телом, всецело, предать себя предложенной любви…
 
 
Сабет (так ее называли дома и в кругу друзей) жила во времена возникновения философии нигилизма и смерти Бога, во времена презрения Христа и Его Церкви, идеологического и воинствующего антиклерикализма, замены религии культом Республики. Она является свидетелем Бога Живого, присутствующего и действующего в каждое время и в каждом человеке, открывающемся на Него. Наши времена, может быть даже более чем те, нуждаются в ней, как в свидетеле, потому что тогдашнее учение не исчезло, но возникло еще множество новых, утонченных в своем коварстве и ловко втискивающихся в человеческие умы. Здесь опасны не учения, а распространение модели жизни без Бога. Верь во что хочешь, но живи так, как мы тебе скажем и покажем…
 
Родилась Сабет 18 июля 1880 г. на военной базе, в гарнизоне городка Авор, недалеко от Бурже. В 1881 г. семья переехала в Оксонн (Бургундия), а год спустя в Дижон. Здесь родилась единственная сестра Элизабет, Маргарита (Гит). Девочки совсем разные. Элизабет – холерическая и властная, Гит – кроткая, спокойная и серьезная. Два маленьких неразлучных создания, два противоположных темперамента, два открытых сердца… В возрасте семи лет Сабет лишается любимого папы, он умирает от болезни сердца. После смерти отца семья переезжает на улицу Приер де ля Кот-д`Ор, недалеко от Кармеля на Бульваре Карно. Мадам Катэ, нежная и чуткая жена, должна взять ответственность за воспитание детей на себя. Итак, Сабет растет очень вспыльчивой, несдержанной, настоящим вулканом, вулканом, который с трудом сдерживает лаву, кипящую в его центре. Поэтому однажды мама скажет ей: «Мало вероятно, что ты сможешь приступить к Первому Причастию». С этого момента Элизабет начнет учиться владеть собой, ради Иисуса она будет сдерживать приступы гнева.
 
19 апреля 1891 г. Сабет приступила к Таинству Евхаристии в первый раз. Эта первая евхаристическая встреча с Иисусом оказала на нее глубокое воздействие. Свидетели рассказывают, что всю Святую Мессу слезы радости стекали по лицу Сабет, а после Св. Мессы, выходя из храма Святого Михаила, она со слезами призналась своей подруге Мари Луиз Алло: «Я не голодна, Иисус насытил меня». Вечером, Элизабет в прекрасном белом платье с Причастия привели в Кармель. Мать Мария Иисуса объяснила ей, что имя Элизабет (Елизавета) означает «дом Божий». На девочку это произвело огромное впечатление. Она это чувствовала, – особенно в это утро, – чувствовала, что Бог обитает в ней. С этого дня закончились все вспышки злости. Она еще будет продолжать бороться, но возрастая и учась любить, будет чувствовать, что тоже любима.
 
Когда Елизавете было 8 лет, мадам Катэ, которая сама играла на фортепиано, записывает дочку в консерваторию. Музыка стала для Сабет самым главным занятием, время учебы она большей частью посвящала игре на фортепиано, как минимум 4-5 часов в день, иногда даже 5 или 6. Она так и не научилась грамотно писать. Ее исключительная способность духовного слушания и восхищение прекрасным, безусловно, родилась во время долгих часов, проведенных за фортепиано, в обществе Шопена, Шумана, Листа. Ей не было еще и девяти лет, когда она получила наивысшую награду по сольфеджио в консерватории, а в возрасте тринадцати лет, 25 июля 1893 года, завоевала первое место за игру на фортепиано. В местных газетах писали об Элизабет, предсказывая ей великую карьеру, но Кто-то свыше уже звал ее…
 
Мама Елизаветы обожала путешествия. Поэтому с 14 до 20 лет Элизабет проехала на поезде 8000 км, что очень много для того времени. Взгляд Элизабет насыщался прекрасными пейзажами, а ее сердце раскрывалось для дружбы. Элизабет была удивительно человечна, она умела приспособиться ко всему и ко всем. Мари Луиз Морель, которая встретила ее на юге, свидетельствует: «Она прекрасно танцевала! Она была девушкой, у которой ритм был в крови. Была музыкантом во всем своем бытии. Артистка». Сабет с радостью присоединялась к танцам вместе с Гит и часто садилась за фортепиано, побуждая всех к танцу своей игрой. Но внутри себя она слышала другую музыку. Это музыка – песни Иисуса в ее душе, которые она слушала всем сердцем. Нельзя говорить об Элизабет, не говоря о Христе. Тому, кто смотрел на нее, она казалась словно очарованной, заворожённой. Когда она погружалась в молитву, ее сосредоточенность охватывала и ее друзей.
 
Весной 1894 г. на утренней Святой Мессе после Причастия она получила огромную благодать. Особенным образом она почувствовала себя охваченной присутствием Бога, Который любит ее бесконечной любовью. Без промедления она решила полностью отдать себя Ему, принеся обет чистоты. Позже она сама будет говорить, что Бог зовет ее, а она отвечает Ему всем сердцем. С этого момента Элизабет начинает писать короткие стихи, которые очень хорошо отражают жар ее сердца. Немного позже, тоже после Святого Причастия, она неожиданно услышит внутренний голос, который определит всё ее будущее: «Кармель». С этого момента Элизабет уже была полностью предана Богу и горячо желала поступить в Кармель. И тогда начинается настоящая драма: Мадам Катэ воспротивилась призванию дочери и запретила ей любые контакты с Кармелем.
 
Между 16-17-ю годами жизни Элизабет чувствовала нечто вроде тоски, ностальгии. В возрасте 17 лет она понимала, что любовь к Богу, всецелая преданность Ему, состоит не в том, чтобы любить Его «там» и «завтра», а чтобы любить Его «здесь» и «сейчас». Это конкретная воля, конкретное желание Иисуса «сегодня». Мадам Катэ, здоровье которой стало ухудшаться, была по-прежнему против. Поэтому существовала большая вероятность того, что Элизабет должна будет остаться дома, отказавшись от мечты о Кармеле. Это было весьма болезненно для нее, но ей удалось примириться и с этим. Если действительно такова воля Божия, то ее надо исполнять.
 
Когда Елизавете было почти 19 лет, в Дижоне были объявлены большие народные миссии. Она использовала эту возможность также для того, чтобы поговорить о своем призвании с одним из проповедников, отцом Гийомом. Спустя некоторое время, этот отец пришел с визитом к мадам Катэ, которая дала согласие на поступление дочери в Кармель, но лишь через два года, когда Элизабет исполнится 21 год. Время, конечно, долгое, но Сабет была счастлива и полна надежд. В течение этих двух лет ожидания поступления в Кармель, Элизабет продолжает путешествовать, играть на фортепиано, и всегда окружена множеством друзей. Она катехизирует детей, которые готовятся к принятию Первого Причастия и ведет группу девочек, дочерей работников табачной фабрики в Дижоне. Для этой группы она придумывает название «Матери Божьей Табачной», наверняка единственное подобное в христианской духовности. В Иисусе живет каждая дружба Элизабет, каждая ее встреча. Элизабет притягивает всех. Многие парни восхищаются ей и питают надежды. Не один раз они просили ее руки, но она всегда отвечала: «Нет, я несвободна. Иисус – мой Господь, Ему я принадлежу полностью. Он является Красотой и Радостью моей души».
 
Наконец ей исполнился 21 год, и она уже могла осуществить свою мечту о поступлении в Кармель. Последние месяцы, последние дни и даже последняя ночь были очень мучительны. В эту ночь Элизабет долго разговаривала с мамой, которая еще пыталась повлиять на решение дочери. Но ответ Элизабет был решителен: «Я не могу, мама, Иисус ждет меня».
 
Первые четыре месяца в Кармеле были временем огромного счастья. Постулантка в конце концов обрела то, к чему так долго стремилась. Всё в монастыре восхищало ее: два часа адорации, молитва бревиария в хоре, ее бедная, маленькая келья, скромная еда, стирка в сабо (деревянные туфли) в старой прачечной, минуты уединения и тишины, а также радостные и оживленные рекреации. 8 декабря 1901 года сияющая Елизавета наконец получила кармелитский хабит. И приняла монашеское имя – Елизавета Пресвятой Троицы. Она говорила: «Когда я получила это имя, я тут же поняла красоту и глубину этого призвания. Вся Божественная Троица обитает в нас. Вся та Тайна, Которую мы будем созерцать на небесах. Я – Елизавета Пресвятой Троицы, то есть Елизавета, которая исчезает, теряется, позволяет завладеть собою Трем». Таким образом, Сабет вошла в новициат, который длился около 13 месяцев и оказался весьма трудным. Она должна была привыкнуть к монашескому образу жизни, очень упорядоченному, в одиночестве, в затворе, который уже никогда не покинет. Молитва становится пустой, бесплодной. Елизавета переживала то, что позже назовет ночью, пустотой, немощью. Она так стремилась в Кармель, а теперь чувствует себя такой жалкой, убогой. В своей чрезмерной чувствительности Елизавета испытывала духовную растерянность до самого предела страданий. Закаленная этим испытанием, она стала смиренной, более уверенной в вере – настоящей кармелиткой.
 
11 января 1903 года сестра Елизавета Пресвятой Троицы принесла обеты. К ней возвратился глубокий мир и спокойствие. Она была счастлива, потому что уже не принадлежала самой себе. Она стремилась навстречу Иисусу в небе своей души. Это особенная черта ее молитвенной жизни – открытие обитания Пресвятой Троицы, присутствия Отца, Воскресшего Иисуса и Святого Духа в ее душе, в душе каждого из нас.
 
В возрасте 23 лет кармелитка Елизавета совершила великое открытие, она открыла для себя двух духовных друзей. Первый – это святой Павел, а второй – святой Иоанн Креста. Она быстро открывает суть, весьма личную, которую содержит фрагмент пролога Послания Святого Апостола Павла к Ефесянам, в котором он описывает призвание всех христиан (ср. Еф 1, 3-14). Этот текст станет итогом всей жизни Елизаветы, всей ее духовной жажды. «Похвала славы» („laudem gloriae”) – это имя, которое она примет в последние два года своей жизни, имя, выражающее ее призвание и ее миссию – быть похвалой славы Бога, прославлением Его величия. Святой Иоанн Креста пишет духовный «путеводитель» – как дойти до мистического преображения во Христа. В этот период жизни ее жажда глубокого внутреннего соединения со Христом осуществляется благодаря тому, что она становится как бы «таинством» для других. Она часто говорит своим подругам, Гит, Антуанетт де Бобе и другим, которые недавно вышли замуж, что и в супружестве они могут быть настоящим Таинством Бога – через любовь к своему супругу и к своим детям. Она так пишет своей сестре Гит: «Бог хочет, чтобы Его любили через тебя». Это звучит везде, во всех ее письмах.
 
21 ноября 1904 г. в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Марии. Утром, вместе со всей общиной, сестра Елизавета обновила свои монашеские обеты, а вечером написала необыкновенную молитву. Эта молитва – настоящее принесение себя в жертву огню Святого Духа. Итак, во время рекреации, которая длилась около часа, Елизавета положила на колени письменную доску и на маленьком листке бумаги написала чернилами свою молитву: «О, Боже мой, Пресвятая Троица, Которой поклоняюсь…»
 
В 1905 году здоровье сестры Елизаветы ухудшилось, она ослаблена, и настоятельница велит ей больше отдыхать, но это не принесло ей облегчения. Ни исключения из Устава, ни заботливая опека сестер, ни врачи, говорящие об операции, а потом отказывающиеся от нее, не могут остановить в то время малоизвестную болезнь Аддисона. Во славу Богу и Церкви она принимала страдания прогрессирующей болезни, ставшей для нее истинным мученичеством. И непрестанное созерцание Присутствия Пресвятой Троицы в душе, было для нее источником внутренней силы.
 
В марте 1906 года Елизавету переводят в инфирмерию – больничную келью Кармеля, и приносят статую Богородицы, которая постоянно остается с ней, и которую она называет «Janua Caeli» («Врата Небесные»). Она просит Марию научить ее страдать так, как Иисус и с Иисусом.
 
В День Всех Святых, первого ноября, все сестры собрались у ее изголовья, прося о последнем слове, о прощальном слове напутствия. Елизавета после минутного молчания произнесла: «Всё пройдет. Под вечер жизни останется только любовь. Всё надо делать из любви. Надо непрестанно забывать о себе». В последние дни она уже не могла говорить, – язык казался полностью иссохшим, раскаленным, как огонь. Свои последнее слова она произнесла слабым шепотом: «Я иду в Свет, в Любовь, в Жизнь…» На рассвете 9 ноября 1906 года Бог взял к Себе Свою маленькую «Похвалу славы» („laudem gloriae”).
 
Знатоки ее биографии, считают, что тайна святости кармелитки из Дижона, основывается на самозабвении, на прекращении дискуссии со своим эгоистичным «Я», чтобы всматриваться в Христа, Который вводит человека в интимную связь с Пресвятой Троицей. Эта связь освещает будни и преображает всё, даже страдания и смерть, в «путь к Богу», – так убеждала Елизавета. «Пресвятая Троица – писала она – это наше жилище, здесь мы у себя, это наш семейный дом, которого нам никогда не должно оставлять».
 
Св. Елизавета Пресвятой Троицы это пророк Божьего присутствия, показавшая своей жизнью, как стать горящей купиной явления Господня (Ис 3, 2); именно из этой купины и проистекает ее послание: «Бог любит тебя. Он находится в тебе. Он ждет тебя. Даже если твоя жизнь проходит иными тропами, это не так существенно, главное отыскать собственный, сокрытый источник, который преобразит твой сад. Господь Бог очень желает стать твоим Источником и Садовником».
 
 
Источники: о. Конрад де Местер OCD и сестры Босые Кармелитки из Флавенеро, Дижон, о. Ежи Веслав Гоголя OCD.
Перевод с польского: Кармель, Караганда.
Слушание и коммуникация

Продолжение, начало в №186-187
 
Настоящий талант слушать с эмпатией действительно очень редок. Если вы в своей жизни встретите пять хороших слушателей, это будет счастье. Во-первых, я должен слушать потому, что я действительно хочу узнать, каково это быть тобой. Это означает, что я буду слушать не только твои слова. Я буду слушать эмоции, которые соединяются с твоим голосом. Я буду наблюдать за выражением лица и за языком тела, который сопровождает твои слова. Я не буду в мыслях готовить ответ на твою речь. В конце, может быть, я просто кивну головой и сердечно поблагодарю тебя. Я скажу тебе, что благодарен за твой дар. Я скажу, что обещаю тебе, что буду со вниманием уважать твою откровенность.
Хотя Бог дал нам два уха и только один рот, но, как правило, мы не очень хорошие слушатели. Обычно мы слушаем только до тех пор, пока нам дают какой-либо совет, рассказывают шутку или некоторые истории из своего опыта. Или мы сами берём на себя роль решающего проблемы. Или переводим разговор на себя и представляем образ своей собственной жизни. Иногда мы демонстрируем свою неспособность слушать, неспособностью слушать того, кто говорит. Зеваем, мы заметно рассеяны, задаем несоответствующие вопросы или меняет тему. Некоторые из нас боятся тишины и поэтому стараются заполнить свою пустоту.
Хороший слушатель уже в прошлом ощутил, что это значит быть хорошим оратором. Хорошие слушатели знают, как трудно открыть самого себя. Если я хороший слушатель, то остановлю вас только для того, чтобы уточнить или уяснить для себя какую-либо деталь. Мое уточнение никогда вам не помешает. Я постараюсь создать атмосферу, которая необходима для вас, чтобы вы меня могли одарить. Если я должен стать хорошим слушателем, это требует усилий и практики. Но прежде всего необходима реальная способность войти в доверие другого, терпеливый интерес, желание узнать каково это быть вами.
Большинство из нас, безусловно, будут знать условие: прислушаться умом и сердцем. Быть строго логичным и исследовать только мысли, означает воспринимать только умом. Большинство говорящих это очень расстраивает. Некоторые просят: «Пожалуйста, слушай и то, чего я не говорил». Почти все это понимают подсознательно. Есть моменты, когда не удается найти правильные слова или мужество, чтобы их произнести. Мы должны надеяться, что сердце слушателя восполнит эти значения. Это банально напоминать, что в общении слова являются наименее важной составляющей. Радость и печаль, хорошее настроение и депрессия, надежда и отчаяние выражаются многими способами, а не только словом. Эти факты можно понять только сердцем. И то, только сердцем решившим любить.
 
 
Семантика и другие
проблемы коммуникации
 
Слова являются символами. К сожалению, однако, реальность выражается в одних и тех же словесных знаках, как правило, для разных людей по-разному. Один человек может быть вне себя от радости, когда кто-то ему скажет «любимый», в то время как другой, только при мысли об этом, может рассердиться. Фактом является то, что для разных людей одни и те же слова имеют разное значение. Любой, кто когда-либо читал лекции группе людей, знает, что каждый человек в аудитории слышит это немного по-другому. Так, например: «в понедельник, будет радость!», может иметь разный смысл. Радость означает «что-то приятное». Но также может означать свою противоположность, как «невезение» или «неудобство».
Как говорящий, так и слушающий должен знать об этой проблеме. Проблему можно решить упражнением под названием «передача значений». Тот кто говорит, просит слушателя, чтобы он пересказал ему в обратном порядке то, что услышал. Так оратор и слушатель могут, в определенной степени, быть удостоверенными в том, что данная информация такая же, как и была передана.
Еще одной проблемой является предубеждение. Если я не ошибаюсь, мы все полны всякого рода предрассудков. Например, имена, которые нам нравятся, они, вероятно, имена тех людей, которые нам были симпатичны. Имена, которые нам не нравятся, возможно, это имена людей, которых мы недолюбливаем. Мы полны предрассудков практически во всём, включая питание, цвет, моду, расу и религию. Предрассудок – это незрелое суждение. Суждение является незрелым, когда оно основано на ложных или неполных данных. Во время возникновения предрассудка мысль выносит вердикт раньше, чем получит все факты. Это, как правило, случается под влиянием эмоционального давления, будь то осознано или бессознательно.
          Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř“,
Продолжение следует.