ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(181)'10

Свидетель Иисуса

В этом году празднуется 70-летие общины Тэзе, основанной в одноименной французской деревне протестантом братом Роже 20 августа 1940 г., в разгар Второй мировой войны. Сегодня среди членов этого необычного монашеского ордена есть много католиков, а в гостях у монастыря часто бывают и православные. Таким образом, небольшое селение в Бургундии стало, по выражению Патриарха Константинопольского Варфоломея, «настоящим центром, точкой соприкосновения и встреч». В преддверие упомянутого юбилея мы решили взять интервью у брата Гислэна – монаха-католика из общины Тэзе, приехавшего в Казахстан, чтобы принять участие во встрече молодежи в Озерном.
 
→ Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Я родился в Бельгии, после школы изучал медицину. По окончании института вступил в общину Тэзе. Тэзе – это монашеская община, и я являюсь ее монахом с 1967 г., когда мне было 24 года.
→ Что именно привлекло вас в Тэзе?
Не могу сказать точно. Для меня самого это тайна. Я вырос в семье медиков. Моя мать была врачом, отец – ветеринаром, и среди моих родственников много докторов. В институте мне тоже казалось, что медицина – это как раз то поприще, которому я должен посвятить свою жизнь. Я мечтал после учебы работать в больнице и лечить людей. Но чего-то все-таки не хватало, и я не знал чего. И когда я впервые пришел в Тэзе, то сразу же понял, что это именно то, чего мне недоставало, и что это мое место. По окончании института я уже как монах работал в больнице. Но в тот момент в общину стало приходить множество молодых людей, и нужен был кто-то, кто работал бы с ними. Это было поручено мне, хотя при необходимости я пользовался и своими профессиональными познаниями.
→ Приносят ли братья вашей общины какие-нибудь обеты?
  Да, конечно, как и в любой другой монашеской общине. Мы приносим шесть вечных обетов: первый – препоручение себя Христу; второй – община; четвертый – безбрачие; пятый – совместное использование материальных и духовных благ, т.е. бедность; признание решений, принятых в общине, и упоминание их в молитве, т.е. послушание; шестой – забота о братьях в радостях и невзгодах.
→ В общине Тэзе есть такие понятия как постулат и новициат?
Отводится определенное время, когда молодой человек должен разобраться в своем призвании. У Тэзе есть множество волонтеров, которые помогают общине и какое-то время живут вместе с братьями. И постулант тоже может быть таким волонтером. По прошествии двух или трех лет (это зависит от самого человека) кандидат становится новициантом, которых мы называем белыми братьями. Они получают белый хабит, который мы надеваем во время молитвы. Новициат длится, как минимум, три года, иногда больше. На этом этапе кандидаты посещают занятия по утрам, после чего работают вместе с другими братьями. Например, в нашей парижской общине мы делаем керамическую посуду, которую затем продаем. Кроме того, мы записываем CD и DVD диски, рисуем иконы, переводим книги и таким образом содержим сами себя. Ну, естественно нужно выполнять и кое-какие работы по дому: мыть посуду, стирать, наводить порядок и т.д. Прожив таким образом в общине несколько лет, кандидат, наконец, приносит обеты.
→ Обет безбрачия, который приносят члены вашей общины, типичен для католиков, но не для протестантов. Как они реагируют на это требование?
Мне кажется, что среди протестантов тоже есть достаточно мужчин и женщин, которые ищут без
брачия. И лишним свидетельством тому является тот факт, что первые братья Тэзе, которые все были протестантами, сознательно избрали безбрачие как одно из условий для вступления в общину.
→ Как известно, в общине Тэзе состоит много протестантов. Как вам удается быть общиной невзирая на различия?
По-моему, это особое призвание, для всех нас, кто открыл в себе жажду единства: особое призвание с радостью признавать различия и творить общину.
→ А собираются ли братья Тэзе на общие богослужения?
Да. Как и во всех монастырях, у нас есть утренние, дневные и вечерние молитвы. Кроме того, ежедневно в крипте один из наших братьев католических священников служит св. Мессу. В часовне также совершается протестантская Евхаристия. Причем протестанты-монахи каждый день причащаются на католической Мессе.
→ Теперь расскажите, пожалуйста, что привело вас в Казахстан.
Индийский епископ Масменон Парампиль, возглавляющий Комиссию по евангелизации при Федерации азиатских епископских конференций (ФАЕК) и испытывающий глубокие симпатии к Тэзе, три года назад предложил мне посетить вместе с ним Казахстан. Но случилось так, что я получил визу, а он – нет. Я приехал в Астану, где впервые услышал от архиепископа Томаша Петы об Озерном. Мы побывали вместе с ним в этом селе, и его высокопреосвященство сказал тогда, что было бы неплохо, если бы кто-нибудь из Тэзе приехал на одну из молодежных встреч, которые там проходят. Потом митрополит приехал на епископский синод в Рим, где познакомился с приором нашей общины братом Алоизом. В беседе с ним архиепископ Томаш вновь заговорил о возможности приезда кого-нибудь из братьев Тэзе в Озерное.
→ Как я понял, вы миссионер?
Да, большую часть своей жизни я провожу в Азии. В Караганду я приехал из Восточного Тимора, был также в Сингапуре. После встречи в Озерном с Божьей помощью, я планирую отправиться в Бангкок, Корею и Монголию. У нас есть общины в Корее и Бангладеше.
 Озерное – это, как известно, место культа Богородицы. А как относятся к почитанию Приснодевы братья-протестанты из вашей общины?
Для них, я думаю, это не проблема. Когда ты видишь, что для твоего брата Мария – это важное лицо, то сам начинаешь относиться к ней с уважением и понимать ту роль, которую она играет в Церкви. Многие наши братья-протестанты также почитают Богородицу.
→ И в заключение, традиционный вопрос для монаха: если кто-то из наших читателей пожелает вступить в общину Тэзе, как он может это сделать?
Кандидатов мы приглашаем в нашу общину, чтобы они минимум год провели с нами в качестве волонтеров, и мы могли узнать друг друга. Это время должно помочь кандидату определиться со своим решением, так как наша жизнь намного более монашеская, чем обычно думают.
 
Интервью: Арман Нурланов