ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(181)'10

Мусульмане и христиане вокруг Марии
 
В Ливане, где вот уже три года христиане и мусульмане сообща празднуют Благовещение, организуя совместные мероприятия, правительство присвоило этому торжеству статус национального. В стране восемнадцати вероисповеданий почитание Матери Иисуса стало, таким образом, еще одним полем для диалога и углубления взаимопонимания между исламом и христианством.
В Ливане насчитывается восемнадцать зарегистрированных конфессий: четырнадцать восточно-христианских Церквей и четыре исламские деноминации. У каждой из них есть свои праздники, на время которых прекращают свою работу учреждения, школы, университеты и коммерческие предприятия. Группа христианских и исламских интеллектуалов при содействии ЮНЕСКО подготовила книгу, в которой разъясняется смысл каждого религиозного торжества и обычаев, связанных с их празднованием. Дело в том, что, по мнению авторов, ливанское общество нуждается в общей религиозной культуре, которая питала бы общее национальное самосознание.
Культура Ливана несклонна ни затушевывать, ни игнорировать различия. Она стремится скорее воспитать в своих носителях признание и приятие их, уважение к ним и взаимное сотрудничество в духе подлинного милосердия. Таким образом, для ливанского общества характерен поиск общих высших человеческих ценностей, в том числе и религиозных. В этом смысле то уважение, почтение и та любовь, с которой христиане и мусульмане взирают на Марию, являются одной из неотъемлемых составляющих их верований. Святое Евангелие называет Марию «благодати полной», а Коран именует ее «избранной… из женщин».
Ее имя тридцать четыре раза упоминается в Коране в двадцати различных сурах. Одна из них – Сура Марии, состоящая из девяноста восьми стихов – посвящена исключительно ей. Упомянутые отрывки священной книги ислама описывают Матерь Иисуса на различных этапах ее жизни: в утробе матери, в момент ангельского благовестия, при рождении Ребенка и в начале миссии ее Сына.
Стихи 35-37 Суры о доме Имрана представляют семью Марии до ее рождения. Здесь рассказывается о том, что ее мать, жена Имрана, узнав о своей беременности, посвятила ребенка Богу, моля принять ее обет. Но родилась девочка, что стало настоящим разочарованием для матери, ожидавшей сына, который, по ее мнению, лучше смог бы послужить Богу. Все свое горе она вложила в молитву к Всевышнему, говоря: «Господи, я дала жизнь ей – женщине». Но Коран отмечает: «Богу хорошо было известно, кому она дала жизнь». Последнее замечание позволяет нам понять, что маленькая Мария – не просто девочка, как все другие. Далее говорится, что жена Имрана назвала девочку Марией и посвятила ее Богу, моля защитить дочь и ее потомство от сатаны. Это был второй обет. Бог ответил, что принимает приношение, т.е. маленькую Марию, «с милостивым благоволением…, и по благости Его она росла прекрасной», получив в дар чистую и здоровую жизнь. Всевышний поручил ее Захарии, да будет мир с ним. Захария, подлинно верующий человек и аскет, принявший Марию как божественное повеление, был поражен знамением Божьим. Коран сообщает, что «когда бы Захария ни приходил в храм, он находил ее всем обеспеченной». Храм был местом молитвы и богопочитания, и это значит, что Мария непрестанно молилась и поклонялась Богу. При этом по воле Божьей у нее всегда была пища и одежда. Захария был удивлен этой неиссякаемостью пропитания. Более того, он никогда не приносил Марии еду и был уверен, что она ни в коем случае не покинет храм. Совершенно понятен его вопрос в одном из стихов: «Откуда все это у тебя?» Как сообщает Коран, Мария ответила, что все это ниспосылается ей от Бога посредством ангелов. И это был ответ человека, верующего с упованием и искренностью: «От Бога…. Поистине, пропитание Божье каждому, кому Он пожелает, без счета».

Недостижимое
достоинство
После этого повествования стихи 42-45 Суры о доме Имрана рассказывают о первом («Мария, Бог избрал тебя и очистил тебя; Он избрал тебя из всех женщин, Мария») и втором («Бог дарует тебе благую весть о Слове от Него, имя которому Мессия, Иисус, Сын Марии») благовещении ангелов Марии. Христос – Слово Божье и, в отличие от других, приходит в этот мир не от обычного рождения и не от мужчины.
Стихи 16-21 Суры Марии описывают детали благовещения, поясняя, как Бог послал Марии Своего Духа в виде «человека без порока», и приводя диалог женщины с этим Духом.
Все упомянутые отрывки показывают, что в исламе Мария обладает достоинством, недостижимым ни для одной женщины, начиная с Евы и вплоть до конца земного мира. Это может послужить основой для взаимопонимания между мусульманами и христианами. Именно общее почтение к Матери Иисуса дало толчок созданию комитета Мусульманско-хрис­ти­ан­ской встречи вокруг Марии, организующего последние три года праздничные мероприятия, приуроченныек торжеству Благовещения. В этот день у алтаря церкви нашей Владычицы при Джемгаурском колледже – крупнейшем иезуитском учебном заведении в Ливане – звучат христианские и мусульманские молитвы. Во время последнего торжества Благовещения Национальный му­суль­ман­ско-хрис­ти­ан­ский комитет по диалогу, в котором представлены все религиозные авторитеты страны, обратился к властям с инициативой о провозглашении этого торжества национальным мусульманско-хрис­ти­ан­ским праздником. Сначала комитет работал над данным вопросом вместе с бывшим премьер-министром Фуадом Синиорой, с энтузиазмом откликнувшимся на это предложение и поручившим совету министров подготовить соответствующий декрет. Но в итоге принятие декрета было отложено. Комитет предпринял повторную попытку при новом главе правительства Сааде Харири, также с одобрением отозвавшемся об этой инициативе накануне своего визита в Ватикан и встречи с Папой Бенедиктом XVI 20 февраля 2010 г. А уже восемь часов спустя премьеру удалось провести декрет, объявлявший 25 марта национальным праздником, и образовать министерский комитет, ответственный за организацию совместных мусульманско-хрис­ти­ан­ских праздничных церемоний. Ливан, ставший таким образом единственной во всем мире страной, где торжество Благовещения имеет национальный статус, может гордиться также тем, что его столица Бейрут – единственный арабский город, где есть памятник Иоанну Павлу II. И все это благодаря работе Национального му­сульманско-хрис­ти­ан­ско­го комитета, стремящегося развивать межрелигиозный диалог и сделать Ливан образцом мирного сосуществования христиан и мусульман. И для меня большая честь являться генеральным секретарем этого комитета.
Во время встречи Папы Бенедикта XVI с Саадом Харири решение относительно торжества Благовещения стало отправной точкой для обсуждения вопросов, касающихся положения и роли христиан на Ближнем Востоке. Несомненно, эти важные и сложные проблемы заслуживают самого пристального внимания и глубоко анализа. Понтифик и ливанский премьер в ходе беседы пришли к единому мнению относительно того, что именно порождаемый арабо-израильским конфликтом хаос является главной причиной всех тех ужасных инцидентов, жертвами которых становятся христиане.
 
Мохаммед Саммак
 
М. Саммак - советник верховного муфтия Ливанской Республики и секретарь Комитета мусульманско-христианского диалога. В 1995 г. он представлял суннитскую общину на специальном синоде по Ливану, созванном в Ватикане Папой Иоанном Павлом II.
 
 
Молитва Богородице о примирении
 
Владычица наша, единственная наша надежда, молим Тебя, освети наш разум светом Твоей благодати, очисти его сиянием Твоей чистоты, согрей его теплотой Твоего присутствия. Примири всех нас с Твоим Сыном, чтобы мы удостоились приблизиться к сиянию Его славы.
 
Аминь.