Газета "Кредо" №8-9(192-193)'11
Lectio divina
7 августа
XIX рядовое воскресенье
ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?
3 Цар 19 ,9. 11-13; Пс 85(84); Рим 9, 1-5; Мф 14, 22-33
Евангелие:
Иисус хотел побыть один, но толпы народа следовали за Ним. Только что казнили Его двоюродного брата Иоанна Крестителя, о чем говорится в самом начале 14 главы. Господь искал уединения. Но все же пожалел народ и долго учил их в тот вечер, исцелял больных и совершил очередное чудо, накормив более 5000 человек.
Затем Иисус отослал учеников на другой берег озера, а народ отправил по домам. Наконец, Он смог остаться один, оплакать Иоанна, поговорить с Отцом и помолиться Ему. Молитва была основой жизни и служения Господа, и потому Он всегда находил время для нее.
Главной темой сегодняшнего чтения является вера. В тот самый день ученики видели, как Иисус исцелял людей, как сверхъестественным образом размножил пять хлебов и две рыбы, так что их хватило, чтобы накормить более 5000 человек, и много еще осталось! А сейчас Он идет по воде к их лодке. Они не могли поверить своим глазам и даже испугались, думая, что видят призрак. Иисус успокоил их, заверив, что это действительно Он, и поэтому им нечего бояться.
Петр, увидев Иисуса, бросается вперед и своими последующими действиями совершает колоссальные шаги веры. Вероятно, даже не осознавая то, что говорит, он просит Иисуса позволить и ему идти по воде. Господь зовет его. Петр выходит из лодки и идет навстречу своему Учителю. Но внезапно он замечает бурное море вокруг себя и, испугавшись, начинает тонуть. Господь спасает его и мягко упрекает, спрашивая, где же его вера.
Шторм стихает. Для учеников наступает время поклонения, и они восклицают: «Истинно Ты Сын Божий».
Размышление:
Чему нас учит этот отрывок? Был ли в вашей жизни такой момент, когда вы всем сердцем просили Божьей помощи? Что тогда произошло? Иногда мы смело шагаем в вере, но затем вдруг поддаемся страху. Как мы можем разогнать сомнения, сбивающие нас с пути, приготовленного для нас Богом?
Молитва:
Молитва:
Возблагодарите Иисуса за то, что Он есть истинный Сын Божий, и прославьте Его за Его силу, власть и сострадание.
Нам постоянно предоставляется возможность возрасти в вере. Попросите Иисуса помочь вам «выйти из лодки» в тех сферах вашей жизни, в которых, как вы чувствуете, Он сам испытывает вас. Позвольте Его любви наполнить вас и омыть ваше сердце от всех страхов и сомнений.
Созерцание:
Иисус упрекает Петра: «Зачем ты усомнился?». Поразмышляйте о причинах, заставивших Петра поколебаться в вере. Вспомните другие случаи, когда он поддавался сомнениям. А почему сомневаетесь вы? Если Иисус с нами, то как этот факт должен отражаться в нашей вере?
14 августа
ХХ рядовое воскресенье
ВЕЛИКАЯ ВЕРА
Ис 56, 1. 6-7; Пс 67(66); Рим 11, 13-15. 29-32; Мф 15, 21-28
Евангелие:
Тир и Сидон были языческими городами на севере Галилеи. И Иисус намеренно уводит учеников подальше от них. Мы видим, что в данном случае Он не собирается проповедовать здесь святое Евангелие. Возможно, Он желает укрыться от толпы, чтобы провести время с Отцом и Своими учениками.
По дороге происходит встреча Христа с отчаявшейся матерью. Мы ничего о ней не знаем, но совершенно ясно, что она неоднократно слышала об Иисусе и верила, что Он может исцелять больных и одержимых демоном. Женщина даже употребила мессианское выражение «Сын Давидов». Сначала она не получает никакого ответа. Иисус молчит, но женщина не отступается. Можно представить себе, какой шум она подняла, если даже ученики стали умолять Иисуса исполнить ее просьбу. Господь отвечает, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Но женщина бросается к Нему, кланяется и просит о помощи.
Тогда Иисус испытывает ее. В те времена иудеи называли язычников псами. Но она отвечает Господу исполненными веры и понимания словами: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Христос говорит, что ее вера велика - это один из двух отрывков Евангелия от Матфея, где Иисус в столь сильных выражениях высказывается о вере человека. Во втором случае Он говорит так о вере сотника, эпизод с участием которого описан в Мф 8, 5-13. В результате желание матери исполняется, и ее дочь исцеляется.
Размышление:
Женщина озвучивает важные откровения веры об Иисусе. Какие?
Что в отрывке говорится о вере и настойчивости?
Женщина могла обидеться на слова Иисуса, но она не позволила себе отвлечься от самого важного. Чему это учит нас?
Прочтите учение Иисуса о молитве в Лк 11, 1-13. Помогает ли оно лучше понять сегодняшний отрывок?
Бог избрал Израиль в качестве Своего особого народа и обещал, что через него будут благословлены все народы. Таким образом, Иисус напомнил своим ученикам иудеям о Божьем обетовании. Говорит ли нам это о верности Божьей?
Молитва:
«Просите, и дано будет вам: ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7, 7-8).
Несколько раз без спешки помолитесь молитвой «Отче наш». Затем просите Духа Святого направлять вашу молитву и подсказать вам, о чем особенно нужно молиться.
Созерцание:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»
Поразмышляйте над этими словами из Евр 11, 6. Если вам зададут вопрос: «Почему вы веруете в Бога?», как вы на него ответите? Подумайте о том, какую роль играет вера в вашей христианской жизни.
15 августа
Торжество Успения Пресвятой Богородицы
ВОСПОМЯНЕТ БОГ ОБЕЩАННУЮ МИЛОСТЬ
Откр 11, 19. 12, 1-6. 10; Пс 45(44); 1 Кор 15, 20-26; Лк 1, 39-56
Евангелие:
Для сегодняшнего дня Церковь избрала прекрасную песнь в честь Марии, Матери Иисуса.
В предшествующих стихах архангел Гавриил приносит две важные вести (Лк 1, 26-38). Первая из них о том, что непорочная Мария силою Святого Духа родит Сына Божьего. Вторая же о том, что ее тетя Елисавета, считавшаяся бесплодной и достигшая уже преклонного возраста, находится уже на шестом месяце беременности.
И вот, начинается разговор двух будущих матерей. Еще до этой встречи ангел сказал Марии, что Елисавета ждет ребенка, теперь же она получила подтверждение его слов. Кстати, нигде не упоминается о том, знала ли Елисавета о беременности Марии. В Евангелии от Луки Елисавета подтверждает весть, принесенную архангелом Гавриилом Марии, назвав ее по вдохновению Духа Святого «Матерью Господа». Обе женщины принимают воплощение как факт.
Весь отрывок буквально светится простой верой и готовностью Марии и Елисаветы принять особый Божий замысел как для них самих, так и для их детей. Они знают о том, что беременность дарована им Богом, и в этом проявляется их искренняя вера.
В ответ на слова Елисаветы Мария произносит одну из самых прекрасных песен хвалы Богу в Библии. Она начинает с личного благодарения за то, «что сотворил Мне величие Сильный» (стих 49). Затем Мария восхваляет милосердие и верность Бога в исполнении обетования Аврааму. Эти слова перекликаются с молитвой Анны в 1 Цар 2, 1-10 и взывают к ветхозаветным мессианским пророчествам. Столетия надежды очень скоро воплотились в рожденном нам Спасителе.
Размышление:
Размышление:
ему нас учит ответ Марии и Елисаветы Богу? Как мы можем применить это в жизни? Что в отрывке говорится о вере и смирении? Что говорит нам сегодняшний отрывок о качествах Бога? Как вы можете служить Иисусу?
Молитва:
Поразмышляйте о «величии», которое совершил Бог в вашей жизни. Пусть песнь Марии сопровождает вас всю неделю. Позвольте Святому Духу говорить словами этой прекрасной песни. Откликнитесь в молитве Господу. Может быть, вы сами пожелаете написать свой псалом, чтобы восхвалить Бога и поблагодарить Его за все, что Он сделал в вашей жизни.
Созерцание:
Созерцайте вашего Спасителя Иисуса. От чего Он вас спас? Для чего Он вас спас?
21 августа
XXI рядовое воскресенье
А ВЫ ЗА КОГО ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ?
Ис 22, 19-23; Пс 138(137); Рим 11, 33-36; Мф 16, 13-20.
Евангелие:
Во времена Иисуса многие иудеи верили, что Бог обещал послать мессию или другого помазанного царя, освободить Израиль от иноземного ига и установить Божье Царство на земле. Никто не знал, как именно новый царь сделает это, но все полагали, что станет реальной угрозой для Ирода, римских правителей и, конечно же, цезаря.
Иисус выбирает удаленный городок Кесарию Филиппову, находившуюся на северо-востоке Израиля, чтобы поговорить с учениками на одну очень важную тему. Вначале Он спрашивает учеников о том, за кого люди почитают Его, Сына Человеческого. Одни принимали Его за пророка или воскресшего Иоанна Крестителя, а другие за Илию и даже Иеремию. Поэтому Он спрашивает учеников, что они думают по этому поводу.
Петр отвечает, что Он Христос, Сын Бога Живого. Иисус подтверждает его правоту, говоря, что это Отец открыл ему эту тайну. Так Петр объявил о новом Помазаннике Божьем. Важно заметить, что Сыном Бога Живого в Ветхом Завете называли Мессию. Так что, произнося эти слова, Петр не понимал, что Иисус является божественным Лицом Троицы.
Далее Господь говорит, что Петр станет основанием нового человеческого царства Его Церкви. Таким образом, новая община людей, желающих провозгласить свою верность новому Помазаннику Божьему, зарождается прямо здесь, в лице учеников.
Иисус добавляет, что смерть не сможет одолеть тех, кто принадлежит этой новозаветной общине. Он дает апостолу Петру власть или ключи Царства Небесного. В заключение этой беседы Господь требует от учеников до поры до времени хранить в тайне откровение о том, что Он есть Христос.
Размышление:
Размышление:
Как могли ученики отнестись к такому откровению? Слушали ли они после этого Господа иначе? Их миссия становилась все опасней: Иисус шел по пути, ведшему к конфликту с Иродом и римлянами. Иисус спрашивает каждого из нас: «А вы за кого Меня почитаете?» Что вы ответите Ему? Бог избрал Петра быть основанием Церкви, несмотря на Его человеческие ошибки и падения. Чему это учит нас? Что вы думаете о Церкви и о власти, которой наделил ее Бог? Идете ли вы Божьим путем?
Молитва:
Попросите Бога даровать вам более глубокое понимание Иисуса и любовь к Нему. Попросите Его помочь вам исполнить вашу миссию в Церковной общине.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из Рим 11, 33-36: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все от Него, Им и к Нему, Ему слава вовеки, аминь».
28 августа
XXII рядовое воскресенье
ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ
Иер 20, 7-9; Пс 63(62); Рим 12, 1-2; Мф 16, 21-27.
Евангелие:
Открыв сначала ученикам, что Он является Мессией – Христом, Иисус затем шокировал их, сказав, что будет приговорен к смерти иудейскими властями в Иерусалиме. Это был первый из трех случаев, когда Иисус говорил об этом ученикам (см. Мф 17, 22-23; 20, 17-19).
Это просто не укладывалось в умах учеников: как такое возможно, чтобы Мессия, вековечная надежда на освобождение евреев, был приговорен к смерти их же иудейскими властями. Как Бог может допустить это? В чем смысл? Почему Христос должен был пострадать? Страдание в понимании многих иудеев ассоциировалось с грехом и судом Божьим.
Петр, которого только что Господь назвал скалой, на которой будет возвигнута Церковь, вдруг уподобляется зыбкому песку. Он со страхом и досадой говорит Иисусу: «Да не будет этого с Тобою!». Тот же отвечает ему со строгим упреком, эхом вторя словам из Мф 4, 10, которые Он бросил сатане в лицо во время искушения в пустыне. Такой ответ показывает, насколько серьезным было искушение.
Иисус хорошо понимает замешательство учеников и продолжает говорить о том, что нужно нести крест и потерять жизнь, чтобы спасти ее. У нас есть преимущество перед апостолами: мы знаем, что произошло после воскресения, и поэтому понимаем, что в этих словах Господа кроется глубокая истина о том, что мы должны отдать свою жизнь, чтобы жить для Него.
Но Он дает ученикам два лучика надежды: во- первых, предвещая Свое воскресение из мертвых (ст. 21), а во-вторых, обещая, что вернется во славе с ангелами, чтобы судить людей по делам их (ст. 27).
Размышление:
Размышление:
Ученики, хотя и были смущены словами Иисуса, не отступили и не покинули Его. Чему нас учит этот отрывок? Что имел в виду Иисус, когда говорил: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»? Какое значение имеют эти слова для нашей повседневной жизни?
Молитва:
Возблагодарите Иисуса за то, что Он исполнил волю Отца, несмотря на крестные страдания и смерть, которые ему пришлось претерпеть ради этого. В кротости и смирении предстаньте пред Богом. Просите о даровании вам благодати, чтобы каждый день вы могли слушать Господа и жить по Его воле, а не в угоду себе самим.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из Рим 12, 1-2: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
4 сентября
XXIII рядовое воскресенье
ПРИМИРИТЕСЬ
Иез 33, 7-9; Пс 95(94); Рим 13, 8-10; Мф 18, 15-20.
Евангелие:
Сегодняшнее чтение является частью известного екклесиологического учения Иисуса. Греческое слово «екклессия» (т.е. «церковь», «собрание верующих») встречается во всем Евангелии только дважды: здесь в 17 стихе и в Мф 16, 18.
Иисус сосредотачивается на взаимоотношениях между членами поместной церковной общины. Он знает о человеческих слабостях учеников и о наших слабостях. Может так случится, что один из наших собратьев-христиан согрешит против нас. Иисус дает нам практические советы относительно того, как вести себя в такой ситуации,. Первое, что мы должны сделать, это попытаться уладить конфликт с глазу на глаз. Если это поможет, и ваш брат или сестра увидят свой грех и раскаются, то вам непременно нужно от всего сердца простить обидчика. Тогда взаимоотношения восстановятся, и вам никого не нужно будет вовлекать в разрешение проблемы.
Если такой подход не решит вопроса, Иисус советует нам пригласить одного или двух свидетелей. Он даже цитирует стих из Втор 19, 15, где Бог говорит, что для доказательства требуется более одного свидетеля. На практическом уровне этот метод помогает анализировать наши собственные суждения о человеке или ситуации, поэтому важно выбирать людей, которые могут весьма объективно высказаться о предмете спора.
Если человек не признает, что согрешил, то нужно привлечь Церковь. Это третья возможность покаяния для заблудшей души. Если же и тогда не покается, то он более не считается членом церковной общины. Братское исправление было серьезной обязанностью в ранней Церкви и остается таковою по сей день.
В конце отрывка в ст. 19 и 20 Иисус дает два удивительных обещания. В первом Господь говорит, что будет присутствовать там, где мы соберемся во имя Его. Во втором Он заверяет, что, если двое христиан согласятся молиться о чем-то вместе, Бог не оставит их молитву без ответа. Через Свое живое присутствие в христианской общине Иисус вдохновляет нас молиться и принимать решения. Вот почему улаживание споров и предотвращение разделений в общине так важно.
Размышление:
Почему так значима роль Иисуса в исправлении грехов в церковной общине? Зачем нужно прощение? Как вы думаете, легко ли разрешать конфликты между христианами? Или вы предпочитаете их игнорировать? Почему это может быть пагубно для обеих сторон? Прочтите Рим 13, 8-10. Ниже приводится часть этого отрывка. Видите ли вы логическую связь между этими стихами, сегодняшним чтением из Евангелия и нашим отношением к людям, согрешающим против нас? «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди… заключаются в сем слове: “Люби ближнего твоего, как самого себя”. Любовь не делает ближнему зла…»
Молитва:
Молитва Господня напоминает нам, что прощение наших грехов зависит от нашей готовности простить тех, кто согрешил против нас. Молитесь, чтобы воля Божья осуществлялась в вашей жизни, и простите своих обидчиков.
Созерцание:
В Ин 17, 11 Иисус молится Отцу Небесному о том, чтобы Его ученики «были едино», как едины Они Сами. Подумайте о том, насколько важно единство для вашей поместной церковной общины и о роли прощения.
11 сентября
XXIV рядовое воскресенье
СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ?
Сир 27, 30 - 28, 7; Пс 103(102); Рим 14, 7-9; Мф 18, 21-35.
Евангелие:
Иисус продолжает говорить о прощении. Петр хочет знать, каковы же границы прощения. Поэтому он спрашивает, сколько раз нужно прощать брата, продолжающего согрешать против нас. До семи ли раз? Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз»! Эти слова нужно понимать не буквально, а как иллюстрацию к щедрости духа. Фактически Иисус советует нам не считать, а продолжать прощать. Чтобы глубже раскрыть Свою мысль, Иисус рассказывает притчу о рабе, который задолжал царю так много денег, что не мог вернуть их. Он падает ниц перед своим повелителем, умоляет о милосердии, и ему все прощается. Весь список долгов просто стирается, и рабу дается возможность начать новую жизнь.
Но история на этом не заканчивается. Этот раб находит другого раба, который, в свою очередь, был должен ему немного денег. И вместо того, чтобы проявить милосердие, он поступает совершенно противоположно: требует немедленного возвращения всей суммы долга и для острастки бросает несчастного в тюрьму. Услышав о его поступке, разгневанный царь возобновляет долг неблагодарного слуги и тоже отправляет его в тюрьму.
Мы все похожи на раба, которому простился такой огромный долг, что сам он никогда не расплатился бы. Если мы не прощаем тех, кто согрешает против нас порой намного меньше, чем грешим мы сами, то в свое время нам придется ответить за это на суде Божьем (ст. 35). Как христиане мы должны быть готовы простить наших братьев-христиан еще до того, как они согрешат против нас. Так мы являем всему миру Божью любовь и прощение. Без взаимного прощения наша церковная община не дает убедительного свидетельства веры.
Размышление:
О каких качествах Бога говорит нам эта притча? Понимаете ли вы в полной мере, какое великое милосердие проявил к нам Бог, простив нам непомерный груз наших долгов – совершенных нами грехов? Пробуждает ли это в вас желание прощать других людей? В притче царь просто аннулировал долг, но Бог избрал другой способ преодоления наших грехов. Каким образом был оплачен наш долг? А как мы отвечаем Богу?
Молитва:
Сегодня большинство людей игнорирует грех или находит ему оправдание. А как вы относитесь к вашим грехам? Бог призывает нас к святости. Помолитесь словами 50 псалма и исповедуйте ваши грехи милосердному Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над чудесными обетованиями 102 псалма: «Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа над боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши».
18 сентября
XXV рядовое воскресенье
ДОБРЫЙ ХОЗЯИН
Ис 55, 6-9; Пс 145(144); Флп 1, 20-24. 27; Мф 20, 1-16.
Евангелие:
В этой притче Иисус открывает нам истину о Боге и Его Царствии. Как и в других притчах, Господь здесь хозяин, а виноградник - Его Царство. В разное время дня Он нанимает работников для виноградника. Возможно, нанятые последними были из тех, кого другой хозяин и не нанял бы. Но, к общему удивлению, все получили одинаковую плату: и те, кто напряженно трудился 12 часов, и те, кто проработал всего час.
«Плата» или награда – это обетование завета Божьего, т.е. вечная жизнь пред лицем Божьим. Ее обретают не в награду за служение, а как дар Божий. Бог не отмеряет Свою любовь и благодать так, что одни получают больше других. Он изливает Свои дары на тех, кого избирает. Истина в том, что каждый человек, включая и тех, кому выпала честь служить Богу, получает от Господа гораздо больше, чем заслуживает.
Размышление:
Что в притче говорится о подходе к служению Богу, гордыне и отношении к другим христианам? Завидуем ли мы? Хозяин нанял работников, которых никто не хотел нанимать. Чему это учит нас? Какие качества Бога открывает нам притча?
Молитва:
Хозяин искал новых работников несколько раз за день, так как торопился собрать урожай. Иисус призывал учеников просить Бога послать работников на жатву. Молитесь о том, чтобы в Церкви было достаточно делателей для осуществления ее миссии. Спросите Господа, какой вклад могли бы внести вы в распространение Евангелия и воспитание учеников Христовых.
Созерцание:
Поразмышляйте над словами из Ис 55, 8-9: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
25 сентября
XXVI рядовое воскресенье
ИСТИННЫЕ СЛУЖИТЕЛИ
Иез 18, 25-28; Пс 25(24); Флп 2, 1-11; Мф 21, 28-32.
Евангелие:
Чтобы правильно понять сегодняшнюю притчу, нам нужно обратиться к тому, что происходило раньше в 21 главе Евангелия от Матфея. Она начинается с торжественного въезда в Иерусалим. Иисуса встреча ют как героя. Некоторые даже называют Его «Сыном Давидовым», долгожданным Мессией. Иисус приходит в Храм, изгоняет оттуда продающих и покупающих людей, переворачивает столы торговцев и менял. Не удивительно, что первосвященники и старейшины пожелали узнать, по какому праву Он делает это (ст. 23). Вместо ответа Господь ставит их в тупик вопросом об Иоанне Крестителе (ст. 25-27).
Он подкрепляет Свой вопрос притчей о двух сыновьях. Отец просит старшего сына пойти работать в виноградник. Сын вначале отказывается, но затем что-то происходит в его сердце, оно меняется, и он идет работать. Другой сын соглашается, но, на самом деле, не меняется ничего: он не выполняет просьбу отца. Религиозные вожди соглашаются с тем, что только первый сын исполнил волю отца. Тогда Господь говорит, что первый сын символизирует мытарей и блудниц.
Они отвергали призыв к служению Богу, но в их сердцах что-то менялось. Они приняли весть Иоанна и поверили в Иисуса.
При этом напрашивается шокирующий вывод: религиозные вожди, на самом деле, вели себя, как второй сын. Они создавали иллюзию религиозности, а, в действительности, не следовали воле Бога, отказываясь принять Его посланников. Сначала они отвергли Иоанна Крестителя, а теперь отвергали своего Мессию – Христа.
Размышление:
Эта притча побуждает нас еще раз присмотреться к нашим взаимоотношениям с Богом. Сказав Господу «да», продолжаем ли мы слушаться Его. Не происходит ли с нами так, что мы лишь делаем вид, что служим Богу, а на деле поступаем, как нам вздумается? Подумайте, какого служения ожидает от вас Бог в данный момент вашей жизни. Как вы ответите Ему? Что говорится в притче о Божьей благодати и нашем отношении к другим людям?
Молитва:
Ответьте Богу в молитве. Прекрасную молитву вы найдете в стихах из Пс 24, 5. 8. 9-10: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день... Господь… направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Все пути Господни милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».
Созерцание:
Прочтите Флп 2, 1-11. Поразмышляйте над замечательными словами Иисуса о смирении и величии в ст. 5-11. Задумайтесь о том, как вы можете ответить на наставления апостола Павла: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый о других».
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой