ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(194)'11
Розарий – цепь для сатаны
 
Октябрь особым образом посвящен почитанию Приснодевы Марии в молитве розария. Розарий - это как бы хождение по кругу, когда мы движемся по звеньям замкнутой цепи. Это напоминает нам библейский рассказ об осаде неприступной крепости Иерихона. По повелению Божьему евреи ходили с ковчегом вокруг города, пока его стены не пали. Первые христиане говорили, что Мария для дьявола страшнее, чем боевая колесница, чем целое войско. Молиться розарием значит вместе с Приснодевой завоевывать новые земли для Христа, заковывая сатану в цепи этих четок. Мир, в котором мы живем, остро нуждается в молитве. Молящийся силен Богом. Молитесь розарием; вооружившись этим новозаветным ковчегом, без страха идите в бой с силами тьмы. Как когда-то, в 1571 г., христиане одолели превосходящие силы турецкого флота при Лепанто, так и сегодня мы можем достичь многого, если только будем молиться.
Созерцая единственное в своем роде соучастие Марии в деле Святого Духа, Церковь постепенно создала молитву к Богоматери, сосредоточенную, однако, на Христе. «Радуйся, Мария…» начинается со слов архангела Гавриила. Сам Бог устами ангела приветствует Свою благословенную дочь, а мы в своей молитве дерзаем повторять это приветствие, желая увидеть Приснодеву такой, какой увидел Свою смиренную рабу Господь, и восклицая от той радости, которую нашел в ней Он.
Мария – Матерь Бога и наша Матерь, потому что она даровала нам Иисуса - ее Сына. А потому мы можем поручить ей все наши заботы и нужды. Она молится о нас, как молилась о себе: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Доверяясь ей в молитве, мы предаемся вместе с ней на волю Божью: «Да будет воля Твоя».
«Молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей». Прося Приснодеву о молитве о нас, мы признаем себя убогими грешниками и прибегаем к «Матери милосердия», к всесвятой. Мы препоручаем ей наше «ныне», настоящее нашей жизни. Но наше доверие к ней настолько велико, что мы препоручаем ей и «час смерти нашей», чтобы в этот момент она была рядом с нами, как была рядом со своим Сыном в час Его смерти на кресте, и чтобы в мгновение нашего перехода в вечность она приняла нас, как мать, и привела к Иисусу в рай.
 
 
о. Георгий Эглит 
Мария Путеводительница

В последних числах сентября Казахстан посетила одна из величайших святынь восточного христианства - образ Марии Путеводительницы. Десятки тысяч верующих нашей страны спешили в эти дни в храмы, чтобы почтить чудотворную икону, о которой и пойдет речь в той статье, которую мы предлагаем вниманию наших читателей ниже.
 
Не только верующие, но и неверующие знают, какое огромное и совершенно особое место занимает в вере и в жизни Церкви почитание Марии – Матери Иисуса Христа. С самых древних времен церковное Предание называет ее Божьей Матерью, Богородицей, Пречистой, Всесвятой. Одна из самых распространенных, чаще всего повторяемых церковных молитв величает ее «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть указывает, что ей подобает большая честь, чем херувимам, и что объята она неизмеримо большей славой, чем серафимы – так называет Св. Писание ангелов. Нет в Церкви службы, почти нет молитвы, в которой не упоминалось бы ее имя. И как не упомянуть и о том, что ничем иным не пронизано так все христианское искусство – как западное, так и восточное – как образом Матери с божественным Ребенком на руках. Этот образ видим мы сразу, входя в восточный храм, на самом почетном месте – около Царских врат иконостаса. Перед ним так привычно видеть море огней – горящих свечей. А если поднять взор выше – к куполу над алтарем, как часто в православных храмах, можно увидеть образ Марии, стоящей в самом центре, являющей как бы сердце всего мира, и надпись над этим образом: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». На одной только Руси существовало свыше трехсот так называемых чтимых или чудотворных икон Божьей Матери, то есть икон, окруженных исключительным почитанием. К ней неиссякаемой волной неслись молитвы, хвала, радость, просьбы о помощи, совсем особая любовь.
Одним из самых распространенных иконографических типов изображения Девы Марии является тип Одигитрия или Путеводительница. Одиги́трия (греч. ‘Οδηγήτρια – «указующая путь»). На иконе Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Тем самым символически отображается догмат о том, что спасение возможно только через воплотившегося Бога –Иисуса Христа.
С догматической точки зрения, основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V в., а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III вв. Внешний вид Богородицы, помимо древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков
По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца   апостолов из Семидесяти, Пресвятая Богородица, живя на земле, «была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид ея был образом внутренняго ея совершенства. Все дни свои она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома своего в сопровождении других, но лучшим стражем для себя была она сама; другие охраняли только тело ее, а нравы свои она блюла сама».
А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие – первый в IV, а второй в XIV вв., упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии: «Вид лица ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы ея являет».
Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (V в.), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву особыми похвалами: «Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все святые видели Христа только в гаданиях, а она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицей Марией. Человек! Пройди умом твоим все творения и смотри – может ли что сравниться или превзойти Пресвятую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славу Божию, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, но трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Его; воды не вынесли Его голоса (при укрощении бури на озере); солнце, не стерпев поругания Творца, затмилось; ад от страха изрыгнул мертвецов; заклепы адовы от одного взора Его сокрушились, - исчисли, человек, все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того она неизъяснимо приняла во утробу свою».
Пресвятая Богородица указывает нам путь ко спасению. Приняв на себя подвиг быть Матерью воплощенного Бога-Слова, она прошла весь путь до Креста и сама опытно узнала путь истинного спасения. Поэтому она и ходатаица наша и заступница и Путеводительница. Всякого прибегающего к Ней она не оставляет без ответа и материнской помощи. А ее удивительные иконы   знак ее пребывания с нами до скончания века.
Верить, как Мария

Вот главный принцип жизни каждого христианина. Мария вошла в дом Захарии. Она хочет войти и в наши дома. Готовы ли мы к этой встрече? Принимаем ли мы ее помощь? Бог очень близок к нам в Марии.
Важно довериться слову Божьему, спрашивать и слушать ответы – так, как это делала Мария. Важно также слушать друг друга. Святой Дух подталкивает нас к добру и через окружающих. Bслушиваться в наития Святого Духа – одна из наших важнейших жизненных обязанностей. Но мы не слышим Его голоса, если закрываемся пред Ним.
На примере Марии мы можем понять, какое значение для нашей, для моей личной жизни имеют слова:
Позволить Cвятому Духу нас вести, а именно:
- быть открытым на то, с чем Бог выходит мне навстречу в моей повседневной жизни;
- быть внимательным и открытым на общение;
- верить в то, что «Богу все возможно»;
- С упованием доверяться Богу: «Да будет мне по слову Твоему».
- искать исполнения воли Божьей.
 
Живой розарий

По материалам: www.rozaniec.
dominikanie.pl/003.html
и http:// u.wikipedia.org/ 
 
«Молитва св. розария – это молитва человека о человеке, молитва межчеловеческой солидарности, общая молитва искупленных, в которой запечатлелись дух и устремления первой из искупленных – Марии, Матери и образа Церкви. Это молитва обо всех людях мира и истории, живых и умерших, призванных вместе с нами стать телом Христа и сонаследниками вместе с Ним славы Отца» (Иоанн Павел II).
 
Пройдет еще немного времени, и в Казахстане завершится Год Марии, и было бы хорошо, если бы он оставил какой-то след в наших приходах. Поэтом мне хотелось бы предложить и настоятельно рекомендовать священникам, монахиням и мирянам, среди прочих начинаний, направленных на углубление мариинского благочестие, приложить все необходимые усилия, чтобы вдохнуть новую жизнь в кружки «Живого розария».
Паулина Мария Жарико родилась 22 июля 1799 г. в Лионе в семье богатого промышленника. В 17 она принесла частный обет целомудрия и решила помогать своей деятельностью католическим миссиям, на Востоке. В возрасте 18 лет написала сочинение «О бесконечной любви к божественной Евхаристии», приобретшее широкую известность среди французских католиков. В 1822 г. Паулина Мария Жарико основала религиозную организацию «Общество распространения веры», объединившую в своих рядах лионских фабричных рабочих, которые каждый месяц жертвовали скромную сумму на дело миссий.
Объединив людей общим стремлением помогать католическим миссионерам, Паулина Мария Жарико задумалась над вопросом, как сделать основанную ей организацию более жизнеспособной. Через некоторое время она пришла к мысли объединить членов организации общим духовным началом. 8 декабря 1862 г. она приступила к организации особых молитвенных групп, состоящих из пятнадцати человек по числу тайн святого Розария (каждая тайна соответствует определенному событию из жизни Иисуса Христа). Одновременно члены организации начали издавать газету «Rosaire Vivant» («Живой розарий»).
Через некоторое время группы «Живого розария» распространились по всей Европе.
Инициатива Паулины Марии Жарико нашла поддержку у многих епископов, в том числе и у генерального настоятеля Ордена проповедников, принявшего «Живой розарий» в большую историческую доминиканскую «Семью розария», объединяющую «Братство розария» и «Вечный розарий». Вскоре Папа Григорий XVI издал особое «breve», которым апробировал организацию.
В довольное короткое время «Живой розарий» распространился по всей Франции, а потом и по всему миру. Пять лет спустя, в 1831 г., Жарико писала: «Число молящихся десятком розария растет с невероятной скоростью в Италии, Швейцарии, Бельгии, Англии и во многих регионах Америки… Везде, где появляются наши группы, можно заметить невиданное ранее усиление добра». А еще несколькими годами позднее Паулина Мария говорила: «Постепенно мы все больше соединяемся в молитве со всеми людьми мира».
Папа Лев XIII в «breve» от 13 июня 1881 г. отмечал: «Паулине Жарико… мы обязаны счастливым помыслом распределения между пятнадцатью людьми пятнадцати десятков розария. В итоге… она свершила чудо, распространив и организовав неустанную молитву к Богоматери».
Когда полтора десятка лет спустя появились Папские миссионерские предприятия, «Живой розарий» вполне естественным образом стал одним из их вернейших помощников.
Начиная 25-ый года своего понтификата Иоанн Павел II апостольским посланием, озаглавленным «Розарий Приснодевы Марии», объявил Год розария (с октября 2002 по октябрь 2003 гг.). Святой Отец ввел новую часть розария – тайны света, отражающие годы публичной деятельности Господа Иисуса, «чтобы розарий можно было с полным правом назвать компендием Евангелия». С тех пор розарий насчитывает 20 тайн, т.е. живые розы состоят из 20 людей.
В настоящее время существует международная организация «Ассоциация Живого розария», которая продолжает дело Паулины Марии Жарико. Есть также неформальные группы «Живого розария», которые действуют почти в каждом крупном католическом приходе.
Члены «Живого розария» могут получить полную индульгенцию при обычных условиях восемь раз в год, а именно:
- в день вступления в «Живой розарий»;
- в Рождество Христово (25 декабря);
- в Сретение Господне (2 февраля);
- в Благовещение Господне (25 марта);
- в Светлое Христово воскресение;
- в торжество Успения Пресвятой Богородицы
(15 августа);
- в день памяти Царицы розария (7 октября);
- в торжество Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
(8 декабря).
 
«Живой розарий» – церемониал
1. Что такое «Живой розарий»?
Во-первых, это жизнь по Евангелию как основа и источник христианской жизни. Розарий – это евангельская молитва, так как он включает в себя молитву Господню и ангельское приветствие, а также тайны нашего искупления. Поэтому розарий еще называют компендием или сводом важнейших истин Евангелия.
Во-вторых, это жизнь в вере, надежде и любви, так как принадлежать к «Живому розарию» значит верить в Бога и Богу, Который глаголет, уповать на Него и Его замысел спасения, а также любить Его, а в Нем и ради Него – других людей…
«Живой розарий» состоит из Живых роз, образуемых 15 людьми, каждый из которых ежедневно молится одним десятком розария, т.е. одной тайной, соединенной с размышлением. Таким образом «роза» в течение дня произносит весь розарий, как бы сплетая розовый венок, приносимый к ногам Царицы.
 
2. Вступление в «Живой розарий»
Вступление в «Живой розарий» происходит в церкви, желательно у алтаря Богоматери, после св. Мессы или иного богослужения…
В каждом приходе должна вестись «Книга живого розария», в которую необходимо заносить имена и фамилии принятых членов… Когда нужно заменить умершего или уехавшего члена «Живого розария», принятие проходит без торжественных церемоний и ограничивается занесением имени и фамилии нового члена вместо выбывшего… Во главе «розы» стоит ревнитель или ревнительница и их заместители. Ревнителей могут выбирать сами члены «Живого розария» при помощи отца-директора. Каждая «роза» выбирает себе покровителя, имя которого носит. Все ревнители Живых роз образуют Совет Живого розария, который выбирает из своих рядов председателя и его заместителя…
 
3. Ежемесячная смена тайн розария
Раз в месяц члены «Живого розария» меняются тайнами… Есть две системы смены тайн: по жребию или по очереди…
Это происходит в церкви после св. Мессы или вечернего богослужения, на котором всегда предстоит отец-директор. Он обращается к собравшимся с кратким призывом к христианской жизни, озвучивает интенцию на месяц, благословляет тайны, принесенные ревнителем к алтарю, называет фамилии умерших за последний месяц членов «Живого розария», молится одним десятком и заканчивает богослужение гимном в честь Марии.
 
4. Обязанности членов «Живого розария»
1. Главная обязанность – записаться в Книгу Живого розария и ежедневно молиться одним десятком розария.
2. Участвовать в ежемесячной смене тайн розария.
3. Часто приступать к таинствам и участвовать в мариинских процессиях.
4. Распространять культ Марии примером собственной жизни и апостольством.
5. Отважно защищать веру Церкви по примеру св. Доминика.
6. Участвовать в похоронах умершего члена «Живого розария» и в молитвах о упокой его души…
 
 «Где Бог, там будущее»

По материалам интернета 
 
23 - 25 сентября
Под таким девизом 23 сентября начал свой визит в Германию Святой Отец Бенедикт XVI. Для нынешнего Папы это был его первый государственный визит в эту страну, который он совершил по приглашению немецкого президента Христиана Вульффа, и третья поездка на родину в качестве римского понтифика.
 
Официальная церемония приветствия состоялась в парке дворца Бельвю в Берлине. Здесь Святого Отца поприветствовал лично президент Христиан Вульфф, давший в своем выступлении высокую оценку вкладу христиан в жизнь общества. Со своей первой речью выступил и Папа Бенедикт XVI, который коснулся проблематики отношений между религией и свободой, и предложил в качестве основы сосуществования в обществе религию, противопоставленную жизни, сосредоточенной лишь на собственном «я».
Пополудни понтифик впервые в истории папства обратился к депутатам федерального парламента в Рейхстаге. Святой Отец заверил всех собравшихся, что как немец он мысленно всегда остается со своим народом и внимательно следит за событиями, происходящими у него на родине. «Что есть добро, а что – зло? Что реально, а что иллюзорно?»   спросил он затем присутствующих, добавив, что ответ на эти вопросы должны искать не только политики.
Кульминацией программы первого дня стала св. Месса на берлинском Олимпийском стадионе, где Святого Отца приветствовали поместный архиепископ Райнер Мария Вёльки и мэр Берлина. В начале проповеди Папа выразил радость по поводу количества собравшихся на богослужение паломников – около 80 тыс. человек. Затем он сосредоточился на метафоре виноградной лозы и ветвей: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин 15, 4). Святой Отец подчеркнул, что каждый из нас должен сделать «соответствующий выбор, который позволит нам скорее понять глубинный смысл нашего жизненного решения. Образ лозы – это также знак надежды и доверия. В воплощении Сам Христос пришел в этот мир, чтобы стать нашей основой. В любой нужде и внутренней пустыне Он  – животворный источник, питающий и укрепляющий нас. Он взял на Себя все грехи, страхи и терзания, чтобы мистически очистить нас и превратить в доброе вино. В трудные мгновения мы порой чувствуем себя, как сорванный виноград под прессом. Но мы знаем, что в единении со Христом мы становимся зрелым вином. Бог способен преобразить в любовь даже трудные и неприятные события нашей жизни. Нужно только, чтобы мы остались на “лозе”, во Христе».
Утром субботы, 24 сентября, Святой Отец вылетел в Эрфурт. Покровительницей Эрфуртской епархии, всего 8% населения которой называет себя католиками, является св. Елизавета Тюрингская. Папа посетил построенный в 1154 г. романский кафедральный собор Приснодевы Марии, где в 1507 г. принял священническое рукоположение Мартин Лютер. Затем понтифик встретился в бывшем августинском монастыре с главами Евангелической Церкви Германии.
После обеда в эрфуртской семинарии Бенедикт XVI отправился на вертолете в Этцельбах, ежегодно привлекающий к себе десятки тысяч паломников. Здесь перед входом в местную часовню Папа отслужил богородичную вечерню, на которой, по данным полиции, присутствовало около 90 тыс. верующих. В своей проповеди понтифик напомнил о той роли, которое этцельбахское мариинское святилище сыграло в годы гитлеровской, а затем коммунистической диктатуры, когда толпы верующих стекались сюда в поисках внутреннего мира.
«И сегодня мы молимся этой вечерней, чтобы углубить нашу личную дружбу с Марией,   продолжал Папа. – Что же хочет сказать нам Мария, защищая нас от опасностей? Она хочет помочь нам понять широту и глубину нашего христианского призвания. С материнской нежностью она старается донести до нас, что вся наша жизнь должна быть ответом милосердную любовь Божью. Приснодева как бы говорит каждому из нас: «Пойми, что Бог, от Которого проистекает всякое добро и Который не желает тебе ничего, кроме твоего истинного счастья, имеет право требовать от тебя, чтобы ты безгранично и радостно подчинял всю свою жизнь Его воле и побуждал к тому же других. “Где Бог, там будущее”. И действительно, там, где мы всецело позволяем любви Божьей свободно действовать в нашей жизни, нам открываются небеса».
Папа Бенедикт XVI завершил свою поездку в Эрфурт св. Мессой на соборной площади с участием тысяч верующих. Поместный епископ Йоахим Ванке, приветствуя преемника Петрова, сказал, что его визит «дал стимул всем восточно-немецким католикам, сохранившим верность католичеству в социалистический период». На литургии Святому Отцу сослужили его немецкие собратья по епископскому чину. В своей проповеди он поблагодарил всех тех, кто выстоял в вере в эпохи диктатур, и сравнил их свидетельство со свидетельством святых тюрингских мучеников – св. Елизаветы, св. Бонифация и св. Килиана.
После св. Мессы Папа отправился во Фрейбург. Фрейбургская архиепархия, учрежденная в 1821 г., объединяет более тысячи приходов и почти 5 млн. католиков, что составляет 42% от всего населения региона. По прибытии Святой Отец сначала посетил местный кафедральный собор Приснодевы Марии. После поклонения Святым Дарам последовала молитва «Ангел Господень», а затем понтифик расписался в гостевой книге. Затем он поприветствовал верующих, собравшихся перед собором, благословил их и выехал во фрейбургскую архиепископскую семинарию «Collegium Borromaeum». В конференц-зале семинарии Бенедикт XVI встретился с представителями Православной Церкви во главе с митрополитом Августином. Затем в семинарской часовне понтифик пообщался с семинаристами, которым говорил о необходимости доверительных отношений с Иисусом и самоотождествления священнослужителя со вселенской Церковью, а также значении прилежного изучения предлагаемых в семинарии дисциплин, сопряженного со стремлением объединить разум и веру.
На следующее утро, в воскресенье, вокруг евхаристической трапезы вместе с Папой собрались не только епископы 27 немецких епархий и верующие Фрейбургской архиепархии, но и десятки тысяч католиков из других частей страны и из-за границы. Уже в субботу накануне все взлетное поле туристического аэропорта во Фрейбурге могло служить ярким свидетельством того, что завтрашнее богослужение станет кульминацией визита Святого Отца на родину.
Обращаясь к верующим, понтифик, помимо всего прочего, отметил, что современность ставит перед Церковью в Германии великие задачи и что ее будущее как закваски в обществе зависит от того, пребудут ли ее священники, монашествующие и миряне во Христе, в верности собственному особому призванию и смогут ли они сотрудничать в единстве, окажутся ли приходы, общины и движения способны взаимно поддерживать и обогащать друг друга, продолжат ли крещеные и миропомазанные в общении с епископом неустанно пламя неизменной веры и в ней находить свет для своих богатых познаний и способностей. «Церковь в Германии и впредь будет благословением для всемирной католической общины, если сохранит верное единство с преемниками св. Петра и апостолов, будет всячески развивать сотрудничество с миссионерскими странами и сможет “заразиться” радостью веры от молодых Церквей», - добавил Папа.
В тот же день Святой Отец отправился в аэропорт Лара, откуда вылетел в Рим. Прощаясь с родиной, он сказал«Призываю Церковь в Германии с твердым доверием продолжать путь веры, ведущий людей обратно к их корням, к благовестию Христову».
10 лет         

В последнюю декаду сентября католики Казахстана отмечали десятую годовщину визита в нашу страну Папы Иоанна Павла II. К этому юбилею были приурочены различные праздничные мероприятия, проходившие в приходах и епархиальных центрах. И конечно же, это событие не могло не найти свое отображение и на страницах нашей газеты.

 

Все было как вчера…
CN 
 
Много людей… Все лица светятся небывалым счастьем… Все в предвкушении…. Холодно… Слишком холодно для сентябрьского утра… Небо затянуто мерзкими облаками. Огромная площадь. Вокруг люди разных возрастов и национальностей… Дети, молодежь, старики… И вот то, ради чего все собрались! На площадь въезжает Святой Отец! Крики радости! Но что это? Солнце? В такое пасмурное утро? Где же облака??? Это Благодать! Благодать с нами вместе со Святым Отцом!!!
 
Минуло 10 лет. Но в сердцах тех, кто был там, до сих пор живо воспоминание. Те, кто видел его глаза, полные любви, кто слышал его речи и кто молился вместе с ним, никогда уже не забудут этого.
Именно по случаю 10-летия визита Папы Иоанна Павла II в Казахстан 25 сентября в приходе Марии-Матери Церкви о. Збигневом Грыгорцевичем был организован праздничный вечер.
На воротах храма огромный баннер, с которого своим чистым взором смотрел Папа, приглашая всех прохожих стать участниками торжества.
Представьте только – входите вы в церковь, а там приглушенный свет и огромный экран. Можно подумать, что вы в попали в кинотеатр. Общему вниманию был предложен документальный фильм о столь знаменательном событии для католиков Казахстана. Многие увидели на экране себя. А те, кто впервые пришли в храм, думаю, тоже не остались разочарованными.
Дальше еще интереснее. Музыка. Музыка вечна! Не многие из нас в сегодняшнем мире могут выкроить время для посещения филармонии. Некоторые даже не задумываются о том, насколько это важно. Просто прийти – и слушать! Еще один подарок для участников торжества – это прекрасная музыка в исполнении квартета симфонического оркестра Караганды. Все началось с Вивальди. Его знаменитейшие «Времена года». Весна. Потрясающее ощущение от того, что ты можешь просто сидеть и слушать. Просто сидеть и наслаждаться.
Окончание торжества ознаменовалось пиром под открытым небом. Погода стояла потрясающая. На улице были натянуты два огромных шатра. Прекрасные на вкус блюда. И специальное – коронное блюдо от о. Збигнева. Дети нашли себе развлечение, прыгая на батуте и запуская самолет. Взрослые – просто прогуливаясь и беседуя, встречая тех, кого видят ежедневно, и кого не видели много лет.
А ведь никто еще вчера и подумать не мог, что праздник состоится так, как он состоялся. Ветер срывал баннер, ломал шатры… Но… Все, как 10 лет назад… Помните? Холодно… Слишком холодно для сентябрьского вечера… Но Благодать с нами!!!
 
Архиепархия в Астане
Несите полноту жизни и надежды!

25 сентября в кафедральном соборе св. Марии в Астане в рамках празднования десятилетней годовщины визита Папы Иоанна Павла II в Казахстан прошла торжественная св. Месса, на которой предстоял апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия. Ему сослужили все католические иерархи Казахстана.  Правительство республики представлял чиновник из Агентства по делам религии. Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей проповедь апостольского нунция, произнесенную на этом богослужении.
 
Дорогие собратья в епископском служении, дорогие священники и монашествующие, дорогие верные, братья и сестры во Христе !
Я весьма рад быть сегодня среди Вас. Сердечно благодарю его высокопреосвященство монс. Томаша Пэту, за то, что Он пригласил меня как представителя Святого Отца на этой земле предстоять на этой воскресной евхаристической литургии, во время которой мы будем благодарить Господа за дар визита в Астану бл. Иоанна Павла II десять лет тому назад.
Весьма обильны плоды этого исторического визита – первого визита римского понтифика в Центральную Азию, и многие из этих плодов мы видим до сих пор. Событие необычайной важности не только для маленькой католической общины Казахстана и для всей страны приобрело особое значение и на международном уровне, так как происходило срезу же после трагических событий 11 сентября 2001 г. В эти дни я находился в Ирландии и именно там впервые с интересом узнал о Казахстане – стране, о которой, к сожалению, знал весьма немного, как и многие на Западе, где постсоветский блок зачастую воспринимается как все еще единое целое, и мало кто понимает разницу между странами, названия которых заканчивается на «-стан»: буквально пару недель назад, я встретил в Мадриде человека, который сказал мне, что слышал, будто я стал епископом в Афганистане!
Послание веры, надежды и любви, адресованное нам Папой Иоанном Павлом II – это богатство, которое принадлежит всему народу Казахстана. Да и слова президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, сказанные им по сему поводу архипастырю Вселенской Церкви также были восприняты миллионами католиков по всему миру с уважением и неподдельной симпатией. Из всего, о чем говорил Святейший Отец на протяжении своего трехдневного визита, мне хотелось бы сейчас процитировать некоторые из его высказываний, которые наверное, сегодня имеют большее значение, чем даже 10 лет назад. Эти слова были произнесены в аэропорту Астаны 25 сентября 2001 г. после того, как Папа поблагодарил президента Назарбаева за «любезный и сердечный прием и исключительное, многообразное гостеприимство», оказанное ему.
Вот что сказал тогда понтифик: «Казахстан, нация с многовековой историей, ты хорошо знаешь, сколь важен и насущно необходим мир! По своему географическому положению ты представляешь собой землю границ и встреч. Здесь, в этих безбрежных степях, встречались и продолжают встречаться люди самых различных этносов, культур и религий.
Казахстан, желаю тебе расти, с Божьей помощью, единым и солидарным! Таково мое сердечное пожелание, которое я повторяю вновь, возвращаясь к девизу всего моего визита: “Да любите друг друга” (Ин 13, 34). Эти во многом обязывающие слова Иисуса, произнесенные накануне Его смерти на кресте, освещали и определяли все этапы моего нынешнего паломничества.
“Да любите друг друга!” Это государство, где проживают вместе мужчины и женщины различных национальностей, нуждается в надежных соглашениях и стабильных общественных отношениях. Не будет преувеличением сказать, что у вашей страны совершенно особое предназначение: служить на все более осознанном уровне мостом между Европой и Азией. Да будет это вашим гражданским и религиозным выбором. Будьте мостом между людьми, носителями полноты жизни и надежды. Прощаясь с тобой, дорогой народ Казахстана, я хочу заверить тебя, что Церковь и впредь останется с тобой. В тесном сотрудничестве с другими религиозными общинами и с каждым человеком доброй воли католики не оставят тебя без своей поддержки с тем, чтобы всем вместе можно было построить общий дом, который был бы все просторнее и гостеприимнее.
Поиски диалога и согласия характеризовали здесь отношения между христианством и исламом, начиная с периода образования Тюркского каганата на безбрежном пространстве ваших степей, что позволило стране стать связующим звеном между Востоком и Западом на Великом шелковом пути. В этом направлении должны с новыми силами двигаться и новые поколения.
“Да любите друг друга!” Этими словами Господа измеряйте степень доверия к нам, христианам. Об этом предупреждает сам Иисус: “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13,35)».
Слова бл. Папы звучат в унисон со словами апостола Павла из послания к Филиппийцам, которые мы слышали во втором чтении и которые еще точнее объясняют нам, в чем состоит та взаимная любовь, к которой мы призваны Христом. Вспомним эти слова: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2, 2-5).
И действительно, лишь тогда, когда и мы любим друг друга любовью Христовой, которой Он возлюбил нас, мы воистину являемся христианами. Конечно, мы знаем это, мы тысячу раз слышали эти слова в Церкви… Так почему же мы упорствуем и в нашей жизни делаем все как раз наоборот? Сегодняшнее Евангелие нужно воспринимать всерьез. Обычно повторение действий и слов порождает в каждом человеке наклонности, определяющие его образ жизни и поведения, но не исключающие его личной свободы. Ни произнесенное слово, ни грех не должны восприниматься как нечто непоправимое. Посему в первом чтении из пророка Иезекииля и в Евангелии, которое мы только что слышали, подчеркивается, что можно раскаяться в своем неблаговидном прошлом, как можно и придти к крайнему падению после многих лет достойной жизни.
Иисус очень четко дает понять своим слушателям, в этом случае, первосвященникам и старейшинам народа, т.е. теоретически весьма уважаемыми и живущими по духу Закона людям, что не достаточно сказать Богу «да», а потом творить, что заблагорассудится. Посему Иисус ставит в пример тех, кто сказал «нет» Богу, грешников и падших женщин, но в то же время тех, кто в их ежедневной жизни любит и утешает других более чем духовная элита народа. Идеал христианской жизни не представлен никем из двух сыновей из притчи: сказать «да», и потом оказать непослушание, или же сказать «нет», а потом исполнить волю отца. Идеал христианской жизни   это ответить: «да», и потом исполнить волю Отца.
Дорогие братья и сестры, у нас есть близкий нам пример   пример Иоанна Павла II, который всегда видел и распознавал следы Божьего Провидения в своей жизни. Он говорил «да» Богу и жил соответственно.
Хотелось бы закончить одной историей из его жизни, которая кажется мне весьма знаменательной. Однажды его спросили, не думает ли он отказаться от папского престола в связи с плохим состоянием здоровья. Он с юмором ответил: «У Бога много способов призвать меня к Себе, когда я уже не буду нужен в этом мире».
Испросим же у Пресвятой Девы Марии, которую любил наш Папа, с искренней сыновней любовью, дабы она обновила в Казахстане плоды того исторического визита, который мы сегодня вспоминаем и который нас, католиков, побуждает быть еще более истинными свидетелями любви Бога к человечеству, искренне проявляя свою любовь друг к другу. Да будет так.
 
Диалог культур в контексте визита Папы Иоанна Павла II в Казахстан

о. Збигнев Грыгорцевич 
 
В субботу, 1 октября, в аудитории карагандинской семинарии прошел симпозиум, приуроченный к 10-летию визита Папы Иоанна Павла II в нашу страну. Ниже мы предлагаем вашему вниманию доклады о Збигнева Грыгорцевича (MIC) и епископа Атаназиуса Шнайдера, с которыми они выступили на этом симпозиуме.
 
В прошлое воскресенье мы отмечали десятую годовщину визита Святого Отца Иоанна Павла II в Казахстан с 22 по 25 сентября 2001 г. Его визит состоялся в критический для мировой истории момент: всего спустя одиннадцать дней после терактов в США, которые изменили политическую ситуацию в человеческом сообществе и отношение христианского мира к нетрадиционным течениям ислама. Поэтому не удивительно, что средства массовой информации многих стран проявили огромный интерес к данному визиту. Папа посетил страну, которая еще десять лет назад входила в состав СССР, история и современность которой были известны лишь немногим специалистам из области культуры. Большинство журналистов столкнулось с большими трудностями не только в поиске источников, касающихся истории христианства в степи и его первых шагов, но и в описании нынешней религиозной ситуации в Казахстане. Именно эти трудности, а также не совсем объективное освещение поездки Папы в республику в 2001 г. стали основным «толчком» для моей докторской диссертации на тему: «Евангелизация в контексте Казахстана», которую я защитил в 2005 г. в Католическом Университете Иоанна Павла II в Люблине.
В этом докладе я предлагаю Вам сосредоточиться на двух характерных папских встречах: с молодежью Казахстана в Евразийском университете 23 сентября и с деятелями науки, культуры и искусства.
Почему я считаю, что они характерны для современной евангелизации в Казахстане? Папа сознательно использовал опыт многих епископов Азии, отраженный в увещевании «Ecclesia in Asia». Документ этот требовал своеобразной педагогики, цель которой – представить Иисуса Христа как единственного Спасителя всего человечества. Благодаря этому каждый, кто захочет познать Христа, сможет постепенно пройти определенную подготовку к принятию этой тайны. Здесь существуют своеобразные уровни познания: начиная евангелизацией некрещенных и заканчивая передачей опыта веры и катехизированием уже созревших для крещения. Увещевание предлагает в начале подготовки представлять Иисуса Христа как исполнение ожиданий, отпечатавшихся в народных мифах и фольклоре (ср. «Ecclesia in Asia», 20). В начале нашего исследования предложенной темы следует подчеркнуть, что вышеупомянутые встречи не носили религиозного характера. И именно их светский характер Папа использовал, чтобы открыто исповедовать свою веру. Причем обе встречи демонстрируют два разных подхода, на которые хочу обратить ваше внимание.
В начале встречи с молодежью Папа обращается к тем вопросам, которыми обычно задаются молодые люди: «Каков смысл моей жизни?» «Каково мое предназначение?» Отвечая на них, понтифик подчеркивает, что каждый человек обладает ценностью в известном смысле бесконечной, что в глазах Бога он – неповторимая индивидуальность (ср. «Визит Святейшего Отца Иоанна Павла II в Казахстан», с. 130). «Осознайте же ту неповторимую ценность, которой обладает каждый из вас, и умейте принимать друг друга при уважении соответственных убеждений, совместно участвуя в поисках полной истины» (там же, с. 131). И хотя в прошлом многие испытали не себе унизительное насилие коммунистической идеологии, в наше время юному поколению угрожает не менее опасное, разрушительное насилие, которое несет с собой современный нигилизм. «Ничто – это отрицание бесконечного, того бесконечного, к которому настоятельно взывает ваша безбрежная степь, Того бесконечного, к которому неудержимо стремится сердце человеческое» (там же). Далее в своей речи Папа ссылается на опыт любви, которым так дорожит молодежь. Выражение, соответствующее в казахском языке русскому «я люблю тебя», дословно переводится как «на тебя взираю благосклонно», «я обратил на тебя добрый взгляд»   это напоминает любовь Бога: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Преимущество чаловека над всем прочим творением заключается в том, что он создан «по образу и подобию Божьему»   своеобразная печать Господа, которую носит человеческое существо и которая не позволяет его сердцу довольствоваться уже достигнутым: «Оно жаждет лучшего, большего, жаждет всего» («Визит», с. 132). Папа неожиданно сравнивает опыт св. Августина («Ты создал нас, Господи, для Себя, и сердце наше не успокоится до тех пор, пока не обретет мира в Тебе») с опытом великого мыслителя и поэта Ахмеда Яссави: «Для чего нужна жизнь, как не для того, чтобы быть отданной, и отданной Всевышнему?» Эти два разных опыта из разных эпох и религий приводят нас к одному выводу: Бог, даруя человеку жизнь, ожидает от него ответа, ожидает того, что эта жизнь будет «отдана Всевышнему».
Так папское обращение к молодежи в Евразийском университете приближается к своей центральной части – провозглашению благой вести об Иисусе Христе: «Папа Римский прибыл, чтобы сказать вам именно это: есть Бог, Который думал о вас и Который дал вам жизнь. Он любит вас лично и поручает вам мир. Это Он вызывает у вас жажду свободы и стремление к познанию. Позвольте мне исповедовать перед вами со смирением и гордостью веру христиан: Иисус из Назарета, Сын Божий, вочеловечившийся две тысячи лет тому назад, пришел открыть нам эту истину Своей личностью и Своим учением. Только во встрече с Ним, воплощенным Словом, человек всецело осуществляет самого себя и обретает полноту счастья. Сама религия без опыта изумительного общения с Сыном Божиим, ставшим нашим братом, низводится к ряду норм, все более трудных для понимания, и правил, все более сложных для выполнения». Только личный опыт встречи с Богом сможет удовлетворить человека всецело, здесь недостаточна открытость миру и на мир, так почитаемая молодыми людьми.
Похожим образом была построена папская речь на встрече с деятелями науки, культуры и искусства Казахстана. В начале своего выступления понтифик подчеркнул ответственность деятелей культуры за передачу новому поколению опыта поисков истины. Но по каким принципам и каким образом должна происходить эта передача? Состояние современного человека Папа иллюстрирует высказыванием Абая Кунанбаева, который в своем творчестве часто касался вопросов исканий человеческого сердца. Любопытно, что слова Абая Святой Отец прочел на казахском языке: «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари. Изначально Бог отличил человека от животного тем, что наделил его душой». По мнению Папы эти слова казахского поэта выражают «тревожный вопрос» самого Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк 8, 36). Таких вопросов человек не может игнорировать, не отвечая на них, он становится не свободнее, а, наоборот, «слабее и зачастую оказывается во власти своих инстинктов». И хотя подобные вопросы не носят прямо религиозного характера, они отсылают ищущего к высшим ценностям. Папа Римский относится с полным уважением к тем поискам, которые люди доброй воли осуществляют на различных путях: «Тот, кто встретил истину в великолепии ее красоты, не может не ощущать необходимости содействовать тому, чтобы и другие стали причастны ей... Для верующего речь идет о необходимости разделить со всеми высшую ценность собственного существования». Поэтому Папа делится опытом веры и добавляет: «Христиане знают, что в Иисусе из Назарета, именуемом Христом, дан изчерпывающий ответ на все вопрошания, которые человек носит в своем сердце» («Визит», 190).
Во время встречи с молодыми людьми, собравшимися в Евразийском университете, Иоанн Павел II предостерегал перед нигилизмом, овладевающим сердцами молодежи Запада. Встечаясь с деятелями науки и культуры Епископ Рима дал следующую оценку западным культурным моделям: «...Я предупреждал об опасности „слепого утверждения” западной культуры, отметив, что в силу их подчеркнутых научных и технических особенностей, культурные модели Запада представляются захвытывающими и привлекательными, но они, к сожалению, со все большей очевидностью обнаруживают прогрессирующее гуманистическое, духовное и нравственное обнищание. Порождающая их культура ознаменована драматической претензией на осуществление блага человека без участия Бога, высшего Блага». Папа в словах Абая, которого еще раз цитирует в конце, видит надежду для Казахстана в выборе другого пути, более духовного: «Многие тысячелетия на различных языках люди говорят о существовании Бога, и сколько бы ни было религий, все считают, что Ему присущи любовь и справедливость. В ком господствуют чувства любви и справедливости, тот   мудрец, тот   учен» («Визит», с. 192).
Скоро в Риме соберется XIII синод епископов, посвященный «новой евангелизации в передаче христианской веры». Уже опубликованы «Lineamenta» этого собрания. Можем ли мы в них найти для нас ценные указания для евангелизации в современном Казахстане? Папа указал своеобразный подход: диалог с современным миром через культуру тех народов, среди которых проповедует Церковь. А потому, без сомнения, наша задача - изучение истоков культуры, устной традиции древних казахов, которое позволит, отталкиваясь от мифологии и их фольклора,  указать на Иисуса Христа как на исполнение и удовлетворение выраженных в них ожиданий и тоски. Однако, пользуясь этим особенным подходом, как сказано в увещевании «Ecclesia in Asia», «Церковь должна быть открыта на новые неожиданные способы представления лица Иисуса в Азии» (п. 20.).
Самые древние рассказы устной традиции казахских племен касаются таинственной личности воина-охотника, который освобождает мир от различных злых демонов и сил . Его рождение происходит при чрезвычайных обстоятельствах, что подчеркивает его особенность. Эта устная традиция передавалась в жанре «акын». Со временем в акынах стала подниматься проблематика справедливого хана и даже появилась оппозиция к его власти. Данный жанр развивали странствующие поэты, с авторитетом которых должен был считаться каждый правитель. Особенно выдающихся поэтов называли жырау,  а их влияние на ханов и султанов известно было еще в монгольские времена. Довольно часто признанные жырау играли во дворце властителя роль советника, а их спонтанные выступления часто содержали оценку ситуации в стране и даже критику правителя. В деятельность жырау вписана была оппозиция, с которой должен был считаться каждый хан, помня поговорку: «Ты можешь каждого лишить головы, но не слова» .
Особенную роль в фольклоре сыграл в XIV-XV вв. Асан Кайгы (Печальный), жизнь которого стала основой для преданий и поэзии грядущих поколений. Будучи известным жырау, жившим во дворце хана Джанибека, который порвал отношения с ногайцами, поэт противился политике повелителя. По преданию, он покинул Золотую Орду и стал искать обетованной земли (Жер-Уюк). Именно благодаря Асану, прозванного печальным, в казахской традиции зародились идеи мессианизма.  Но этот мессианизм носил не религиозный, а только политический характера: наш герой решил покинуть родину из-за открытого конфликта с ханом. Отсюда в его поэзии можно найти множество опасений за будущее его народа, которые, по мнению многих, были пророческими.
История Асана Печального для многих поколении жырау была поводом тоски по мудрому и честному хану. Эту тему продолжали развивать на кипчакском языке поэтов  XVI-XVIII вв., когда началось развитие городов: Шалкииз Тленши-Улы (1465-1569 гг.), Достамбет-жырау (1490-1523 гг.), Ахтаберды-жырау (1675-1718 гг.), Татикар (1705-1780 гг.), Умбетей (1697-1786 гг.) и самый известный представитель эпохи – Бухар Жырау Калкаманулы (1693-1787 гг.).
Визит Папы Иоанна Павла в Казахстан, годовщину которого мы отмечаем в эти дни, становится для нас своеобразном толчком в направлении новых поисков в диалоге культур. А это новый шанс для евангелизации современного Казахстана.
Главные черты мариологии бл. Папы Иоанна Павла II

Епископ  Атаназиус Шнайдер 
 
I. Пресвятая Дева Мария в жизни бл. Иоанна Павла II
 
В своей жизни Папа Иоанн Павел II развивал и питал нежную, постоянную т сыновнюю преданность Пресвятой Деве Марии, с любовью принимая ее как Матерь в свое «внутреннее пространство», помня тот дар, которым Иисус одарил каждого из своих учеников. На Голгофе Господь сказал Своей Матери: «Жено, вот сын твой! И затем сказал ученику: Вот, матерь твоя!» И с того момента ученик принял ее в свой дом (Ин 19, 26-27). Об этом завещании Господа Папа Иоанн Павел постоянно напоминал, углубляя его смысл и передавая его Церкви на протяжении долгих лет своего понтификата. В проповеди на заупокойной Мессе от 2 апреля 2005 г., предстоявший на ней кардинал Иосиф Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, напомнил, что «усопший Святой Отец нашел самое яркое отражение милосердия Божия в Богоматери. Он, потеряв в самом нежном возрасте жизни собственную мать, возлюбил еще больше Матерь Божью. Он воспринял слова распятого Господа так, как будто они были обращены к нему лично: “Вот, матерь твоя!” И он поступил так же, как возлюбленный ученик: он принял ее в самую сокровенность своего бытия, взывая «Totus tuus», и научился у нее уподобляться Христу».
Известный отрывок из Евангелия от Иоанна 19, 25-27, над которым размышляли множество христианских поколений – своего рода «мариинская нить», как сказал папа Иоанн Павел II в своей книге «Дар и тайна». Данная нить связывала ученика Иисуса Кароля Войтылу с Марией, Матерью Спасителя. Размышляя над этой великой тайной спасения, Иоанн Павел II убедился сам и своим пламенным мариинским учительством убеждал всех нас в том, что Приснодева ведет нас ко Христу, а Христос – к Марии, Своей Матери. Через несколько часов после своего избрания Папой Римским Иоанн Павел II, обращаясь ко всему миру, произнес эти слова: «В этот час Мы не можем не обратить с сыновним благоговением Наш дух к Пресвятой Деве Марии, повторяя сладостные слова: «Totus tuus», которые Мы записали в Нашем сердце и на Нашем гербе в момент епископской хиротонии». Папский герб Иоанна Павла II синтезирует его личную духовную и общую церковную пастырскую программу: буква «M» под знаком спасительного креста Христова и девиз «Totus tuus», т.е. «Totus tuus ego sum, o Maria» («Я весь твой, о Мария»).
Богословское содержание мариологического учения Папы Иоанна Павла II, несомненно, связанно с личностью, жизнью и учением св. Людовика Марии Гриньона де Монфора (XVII-XVIII вв.). Главный богословский труд этого святого под названием «Трактат об истинном почитании Девы Марии» был очень распространен среди набожных католиков, особенно в Польше. Мариология св. Людовика Марии чрезвычайно христоцентрична. Наиболее ярко это отражают следующие его слова: «Все наше совершенство состоит в том, чтобы мы были подобны Христу, с Ним соединены и Ему посвящены. Но, так как Мария есть то творение, которое наиболее подобно Христу, из этого следует, что среди всех форм благочестия почитание Марии является средством, наиболее полно посвящающим и уподобляющим нас Христу. Чем полнее кто-то посвящен Марии, тем полнее он будет посвящен Христу» («Трактат об истинном почитании Девы Марии», 120). Кароль Войтыла прочитал этот труд в 1941 г. и посвятил себя Христу через Марию. После покушения на свою жизнь в 1981 г. Иоанн Павел II обновил это посвящение, сам написав соответствующую молитву, которую затем прочел в Фатиме в 1982 г. в рамках паломничества в знак благодарности за чудесное спасение от смертельной опасности. Во время своего последнего посещения Фатимы в юбилейном 2000 г. Папа сделал следующее трогательное заявление, свидетельствующее о его особенной любви к Деве Марии и к ее фатимскому образу: «Перстень с образом Богородицы и словами «Totus tuus» мне был подарен кардиналом Стефаном Вышинским в первые дни моего понтификата. С большой радостью я преподношу его Фатимской Богоматери в знак моей глубокой благодарности за ее защиту» (13 мая 2000 г.).
Двадцатипятилетний юбилей своего понтификата папа Иоанн Павел II отметил тем, что провозгласил свой юбилейный год годом святого розария и подарил Церкви прекраснейший документ об этой молитве «Rosarium Beatae Virginis Mariae», включив в порядок ее чтения пять новых тайн, названных «светлые тайны». Это был его последний мариинский подарок, который он оставил всей Церкви, поскольку его последняя энциклика «Ecclesia de Eucharistia» была посвящена таинству пресвятой Евхаристии.
Данный документ считается не только одним из главных богословских шедевров, но и истинным духовным завещанием этого великого и святого понтифика. Но и в таком христологическом документе мариинский Папа Иоанн Павел II не смог не оставить явного мариологического следа, провозгласив Пресвятую Деву Марию «евхаристической женщиной» («mulier eucharistica»). Тем самым он вновь показал суть своего мариологического учения: Мария ведет нас ко Христу, своему Сыну, а Христос ведет нас к Марии, своей матери.