Газета "Кредо" №10(194)'11
Главные черты мариологии бл. Папы Иоанна Павла II
Епископ Атаназиус Шнайдер
I. Пресвятая Дева Мария в жизни бл. Иоанна Павла II
В своей жизни Папа Иоанн Павел II развивал и питал нежную, постоянную т сыновнюю преданность Пресвятой Деве Марии, с любовью принимая ее как Матерь в свое «внутреннее пространство», помня тот дар, которым Иисус одарил каждого из своих учеников. На Голгофе Господь сказал Своей Матери: «Жено, вот сын твой! И затем сказал ученику: Вот, матерь твоя!» И с того момента ученик принял ее в свой дом (Ин 19, 26-27). Об этом завещании Господа Папа Иоанн Павел постоянно напоминал, углубляя его смысл и передавая его Церкви на протяжении долгих лет своего понтификата. В проповеди на заупокойной Мессе от 2 апреля 2005 г., предстоявший на ней кардинал Иосиф Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, напомнил, что «усопший Святой Отец нашел самое яркое отражение милосердия Божия в Богоматери. Он, потеряв в самом нежном возрасте жизни собственную мать, возлюбил еще больше Матерь Божью. Он воспринял слова распятого Господа так, как будто они были обращены к нему лично: “Вот, матерь твоя!” И он поступил так же, как возлюбленный ученик: он принял ее в самую сокровенность своего бытия, взывая «Totus tuus», и научился у нее уподобляться Христу».
Известный отрывок из Евангелия от Иоанна 19, 25-27, над которым размышляли множество христианских поколений – своего рода «мариинская нить», как сказал папа Иоанн Павел II в своей книге «Дар и тайна». Данная нить связывала ученика Иисуса Кароля Войтылу с Марией, Матерью Спасителя. Размышляя над этой великой тайной спасения, Иоанн Павел II убедился сам и своим пламенным мариинским учительством убеждал всех нас в том, что Приснодева ведет нас ко Христу, а Христос – к Марии, Своей Матери. Через несколько часов после своего избрания Папой Римским Иоанн Павел II, обращаясь ко всему миру, произнес эти слова: «В этот час Мы не можем не обратить с сыновним благоговением Наш дух к Пресвятой Деве Марии, повторяя сладостные слова: «Totus tuus», которые Мы записали в Нашем сердце и на Нашем гербе в момент епископской хиротонии». Папский герб Иоанна Павла II синтезирует его личную духовную и общую церковную пастырскую программу: буква «M» под знаком спасительного креста Христова и девиз «Totus tuus», т.е. «Totus tuus ego sum, o Maria» («Я весь твой, о Мария»).
Богословское содержание мариологического учения Папы Иоанна Павла II, несомненно, связанно с личностью, жизнью и учением св. Людовика Марии Гриньона де Монфора (XVII-XVIII вв.). Главный богословский труд этого святого под названием «Трактат об истинном почитании Девы Марии» был очень распространен среди набожных католиков, особенно в Польше. Мариология св. Людовика Марии чрезвычайно христоцентрична. Наиболее ярко это отражают следующие его слова: «Все наше совершенство состоит в том, чтобы мы были подобны Христу, с Ним соединены и Ему посвящены. Но, так как Мария есть то творение, которое наиболее подобно Христу, из этого следует, что среди всех форм благочестия почитание Марии является средством, наиболее полно посвящающим и уподобляющим нас Христу. Чем полнее кто-то посвящен Марии, тем полнее он будет посвящен Христу» («Трактат об истинном почитании Девы Марии», 120). Кароль Войтыла прочитал этот труд в 1941 г. и посвятил себя Христу через Марию. После покушения на свою жизнь в 1981 г. Иоанн Павел II обновил это посвящение, сам написав соответствующую молитву, которую затем прочел в Фатиме в 1982 г. в рамках паломничества в знак благодарности за чудесное спасение от смертельной опасности. Во время своего последнего посещения Фатимы в юбилейном 2000 г. Папа сделал следующее трогательное заявление, свидетельствующее о его особенной любви к Деве Марии и к ее фатимскому образу: «Перстень с образом Богородицы и словами «Totus tuus» мне был подарен кардиналом Стефаном Вышинским в первые дни моего понтификата. С большой радостью я преподношу его Фатимской Богоматери в знак моей глубокой благодарности за ее защиту» (13 мая 2000 г.).
Двадцатипятилетний юбилей своего понтификата папа Иоанн Павел II отметил тем, что провозгласил свой юбилейный год годом святого розария и подарил Церкви прекраснейший документ об этой молитве «Rosarium Beatae Virginis Mariae», включив в порядок ее чтения пять новых тайн, названных «светлые тайны». Это был его последний мариинский подарок, который он оставил всей Церкви, поскольку его последняя энциклика «Ecclesia de Eucharistia» была посвящена таинству пресвятой Евхаристии.
Данный документ считается не только одним из главных богословских шедевров, но и истинным духовным завещанием этого великого и святого понтифика. Но и в таком христологическом документе мариинский Папа Иоанн Павел II не смог не оставить явного мариологического следа, провозгласив Пресвятую Деву Марию «евхаристической женщиной» («mulier eucharistica»). Тем самым он вновь показал суть своего мариологического учения: Мария ведет нас ко Христу, своему Сыну, а Христос ведет нас к Марии, своей матери.