Газета "Кредо" №10(194)'11
Архиепархия в Астане
Несите полноту жизни и надежды!
25 сентября в кафедральном соборе св. Марии в Астане в рамках празднования десятилетней годовщины визита Папы Иоанна Павла II в Казахстан прошла торжественная св. Месса, на которой предстоял апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия. Ему сослужили все католические иерархи Казахстана. Правительство республики представлял чиновник из Агентства по делам религии. Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей проповедь апостольского нунция, произнесенную на этом богослужении.
Дорогие собратья в епископском служении, дорогие священники и монашествующие, дорогие верные, братья и сестры во Христе !
Я весьма рад быть сегодня среди Вас. Сердечно благодарю его высокопреосвященство монс. Томаша Пэту, за то, что Он пригласил меня как представителя Святого Отца на этой земле предстоять на этой воскресной евхаристической литургии, во время которой мы будем благодарить Господа за дар визита в Астану бл. Иоанна Павла II десять лет тому назад.
Весьма обильны плоды этого исторического визита – первого визита римского понтифика в Центральную Азию, и многие из этих плодов мы видим до сих пор. Событие необычайной важности не только для маленькой католической общины Казахстана и для всей страны приобрело особое значение и на международном уровне, так как происходило срезу же после трагических событий 11 сентября 2001 г. В эти дни я находился в Ирландии и именно там впервые с интересом узнал о Казахстане – стране, о которой, к сожалению, знал весьма немного, как и многие на Западе, где постсоветский блок зачастую воспринимается как все еще единое целое, и мало кто понимает разницу между странами, названия которых заканчивается на «-стан»: буквально пару недель назад, я встретил в Мадриде человека, который сказал мне, что слышал, будто я стал епископом в Афганистане!
Послание веры, надежды и любви, адресованное нам Папой Иоанном Павлом II – это богатство, которое принадлежит всему народу Казахстана. Да и слова президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, сказанные им по сему поводу архипастырю Вселенской Церкви также были восприняты миллионами католиков по всему миру с уважением и неподдельной симпатией. Из всего, о чем говорил Святейший Отец на протяжении своего трехдневного визита, мне хотелось бы сейчас процитировать некоторые из его высказываний, которые наверное, сегодня имеют большее значение, чем даже 10 лет назад. Эти слова были произнесены в аэропорту Астаны 25 сентября 2001 г. после того, как Папа поблагодарил президента Назарбаева за «любезный и сердечный прием и исключительное, многообразное гостеприимство», оказанное ему.
Вот что сказал тогда понтифик: «Казахстан, нация с многовековой историей, ты хорошо знаешь, сколь важен и насущно необходим мир! По своему географическому положению ты представляешь собой землю границ и встреч. Здесь, в этих безбрежных степях, встречались и продолжают встречаться люди самых различных этносов, культур и религий.
Казахстан, желаю тебе расти, с Божьей помощью, единым и солидарным! Таково мое сердечное пожелание, которое я повторяю вновь, возвращаясь к девизу всего моего визита: “Да любите друг друга” (Ин 13, 34). Эти во многом обязывающие слова Иисуса, произнесенные накануне Его смерти на кресте, освещали и определяли все этапы моего нынешнего паломничества.
“Да любите друг друга!” Это государство, где проживают вместе мужчины и женщины различных национальностей, нуждается в надежных соглашениях и стабильных общественных отношениях. Не будет преувеличением сказать, что у вашей страны совершенно особое предназначение: служить на все более осознанном уровне мостом между Европой и Азией. Да будет это вашим гражданским и религиозным выбором. Будьте мостом между людьми, носителями полноты жизни и надежды. Прощаясь с тобой, дорогой народ Казахстана, я хочу заверить тебя, что Церковь и впредь останется с тобой. В тесном сотрудничестве с другими религиозными общинами и с каждым человеком доброй воли католики не оставят тебя без своей поддержки с тем, чтобы всем вместе можно было построить общий дом, который был бы все просторнее и гостеприимнее.
Поиски диалога и согласия характеризовали здесь отношения между христианством и исламом, начиная с периода образования Тюркского каганата на безбрежном пространстве ваших степей, что позволило стране стать связующим звеном между Востоком и Западом на Великом шелковом пути. В этом направлении должны с новыми силами двигаться и новые поколения.
“Да любите друг друга!” Этими словами Господа измеряйте степень доверия к нам, христианам. Об этом предупреждает сам Иисус: “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13,35)».
Слова бл. Папы звучат в унисон со словами апостола Павла из послания к Филиппийцам, которые мы слышали во втором чтении и которые еще точнее объясняют нам, в чем состоит та взаимная любовь, к которой мы призваны Христом. Вспомним эти слова: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2, 2-5).
И действительно, лишь тогда, когда и мы любим друг друга любовью Христовой, которой Он возлюбил нас, мы воистину являемся христианами. Конечно, мы знаем это, мы тысячу раз слышали эти слова в Церкви… Так почему же мы упорствуем и в нашей жизни делаем все как раз наоборот? Сегодняшнее Евангелие нужно воспринимать всерьез. Обычно повторение действий и слов порождает в каждом человеке наклонности, определяющие его образ жизни и поведения, но не исключающие его личной свободы. Ни произнесенное слово, ни грех не должны восприниматься как нечто непоправимое. Посему в первом чтении из пророка Иезекииля и в Евангелии, которое мы только что слышали, подчеркивается, что можно раскаяться в своем неблаговидном прошлом, как можно и придти к крайнему падению после многих лет достойной жизни.
Иисус очень четко дает понять своим слушателям, в этом случае, первосвященникам и старейшинам народа, т.е. теоретически весьма уважаемыми и живущими по духу Закона людям, что не достаточно сказать Богу «да», а потом творить, что заблагорассудится. Посему Иисус ставит в пример тех, кто сказал «нет» Богу, грешников и падших женщин, но в то же время тех, кто в их ежедневной жизни любит и утешает других более чем духовная элита народа. Идеал христианской жизни не представлен никем из двух сыновей из притчи: сказать «да», и потом оказать непослушание, или же сказать «нет», а потом исполнить волю отца. Идеал христианской жизни это ответить: «да», и потом исполнить волю Отца.
Дорогие братья и сестры, у нас есть близкий нам пример пример Иоанна Павла II, который всегда видел и распознавал следы Божьего Провидения в своей жизни. Он говорил «да» Богу и жил соответственно.
Хотелось бы закончить одной историей из его жизни, которая кажется мне весьма знаменательной. Однажды его спросили, не думает ли он отказаться от папского престола в связи с плохим состоянием здоровья. Он с юмором ответил: «У Бога много способов призвать меня к Себе, когда я уже не буду нужен в этом мире».
Испросим же у Пресвятой Девы Марии, которую любил наш Папа, с искренней сыновней любовью, дабы она обновила в Казахстане плоды того исторического визита, который мы сегодня вспоминаем и который нас, католиков, побуждает быть еще более истинными свидетелями любви Бога к человечеству, искренне проявляя свою любовь друг к другу. Да будет так.