Пасха, в отличие от Рождества – подвижное торжество, поэтому каждый год она приходится на разные даты.
На Никейском соборе в 325 г. было решено, что Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля. Это решение признается большинством Церквей и сегодня.
Вычислить дату Пасхи на конкретный год очень просто, по крайней мере, для компьютеров. А началось все с открытия математика Карла Фридерика Гауса, нашедшего в 1800 г. «пасхальную формулу», которая позволяет рассчитать, когда в том или ином году следует праздновать Пасху, но не объясняет, однако, почему. Ответ можно найти у истоков христианства, уходящих в иудаизм. Евангелисты описывают страдание и смерть Иисуса в преддверии Пасхи, которую евреи праздновали в память об исходе из Египта в четырнадцатый день весеннего месяца Нисана. Однако отделение Церкви от синагоги привело к разделению этих праздников. Никейский собор постановил, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Таким образом, участники собора хотели подчеркнуть сугубо христианский характер торжества.
В григорианском календаре, названном в честь папы Григория XIII, в соответствии со средневековой традицией в 1582 г. было окончательно установлено, что весна начинается 21 марта. Таким образом, существует 35 возможных дат празднования Пасхи в период с 22 марта по 25 апреля. Однако не все даты выпадают одинаково часто: торжество очень редко приходится на периоды до 28 марта и после 21 апреля, что связано с математикой, а не с богословием.
Страстная неделя – это вершина церковного года, самая важная Неделя церковного Года для всего человечества. В ней мы вспоминаем о событиях, с которых берет свое начало смысл и цель всей человеческой истории – страдание, смерть и воскресение Иисуса.
мх
В Вербное воскресенье мы воспоминаем тот день, когда Иисус на ослике торжественно въехал в Иерусалим. Много людей вышло навстречу Ему, размахивая пальмовыми ветвями и крича «Осанна! – Слава Сыну Давидову!»...
Сейчас христиане так же выходят навстречу Иисусу, приветствуя Его. У нас, обычно, – вербой или ветвями другого подходящего дерева. Этим мы выражаем наше желание того, чтобы умерло всё, что не от Бога, а то, что Божие, – победило в нас.
мх
В это время мы вспоминаем тот день, когда Иисус установил Святые Дары и священство. В литургии появляется обряд омовения ног, – это внешнее выражение решения подражать Христу в смирении и духе безграничного служения любви.
Из «Воспоминаний» Эгерии (ок. 400 г.) следует, что в IV в. на Великий четверг в Иерусалиме совершалось две литургии. Первая – в середине дня в базилике Мучеников, – завершала собой Великий пост, вторая – в храме на Голгофе, – совершалась в честь установления Евхаристии. Подобным образом в Северной Африке времен св. Августина служилось две Мессы: одна – утром, вторая – вечером, в подражание Христу, установившему Евхаристию после вечерней трапезы.
В Риме VII в. Папа служил только одну Мессу, зато в приходских Церквах их было три: первая – связанная с принятием в общение отлученных грешников, вторая – с освящением елея, а третья – в честь установления Евхаристии.
Ныне Месса Тайной вечери, главной темой которой является установление Христом таинства Евхаристии, совершается в вечернее время. С литургией Великого четверга сопряжены следующие обряды:
«Mandatum» – «Заповедь». Речь идет о заповеди любви («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»), внешним выражением которой является обряд омовения ног другому человеку. Это древнее выражение гостеприимства (ср. Быт 18, 4), жест, воспроизведенный впоследствии Самим Иисусом Христом по отношению к апостолам (Ин 13, 1-11). Обычай практиковался в монашеских общинах, а в литургию был введен впервые в Испании (Толедский синод 649 г.). Перед реформой 1955 г. данный обряд был зарезервирован исключительно для епископов и аббатов, а ныне его рекомендуется совершать в каждом приходе. Правящий епископ или настоятель прихода моет ноги двенадцати (по числу апостолов).
Перенесение Святых Даров. Этот обряд оформился в связи с почитанием в Западной Церкви Святых Даров. Начиная со Средневековья, развивается символика гробницы. Однако в обновленной литургии не говорится уже о гробнице, но об «алтаре выставления». Во время процессии перенесения Даров полностью исполняется знаменитый гимн св. Фомы Аквинского «Pange lingua», прославляющий Евхаристию.
«Denudatio altaris» – «Обнажение алтаря». Собственно, до VII-VIII вв. покровы на алтаре оставались только на время совершения литургии, а затем убирались. Однако ныне алтарь покрыт постоянно, а обнажается лишь после перенесения Даров в Великий четверг. Считается, что это должно символически знаменовать то, что Христа оставили самые близкие люди, и Его обнажение перед распятием.
«Crepitacula» – отказ от использования колоколов, колокольчиков и органной музыки. Все музыкальные инструменты умолкают после ликующего гимна «Слава» в начале Мессы. Могут употребляться лишь деревянные колотушки (crepitacula). Обычай этот восходит еще к VIII столетию. Считается, что он символизирует смирение и уничижение Христа, а также является воспоминанием о тех временах, когда музыкальные инструменты в литургии вообще не использовались, как это и доныне имеет место в Православной Церкви. Кое-кто говорит о «посте ушей», подобно обычаю закрывать изображения и кресты, начиная с 5-ой недели Великого Поста, что свидетельствует о «посте зрения».
мх
День смерти Христа. Тяжело человеческим словом выразить этот ужас: смерть Сына Божия причиненная людьми, но и его победа – наше искупление.
Малым, но важным жестом нашего участия в страданиях Христа является строгий пост в Страстную пятницу.
Это единственный день в году, когда не служится Святая Месса. Вначале литургии священник падает перед алтарем на лицо, чтобы выразить нашу скорбь о страданиях Христа, и нашу готовность нести свои жизненные кресты, следуя за Иисусом.
Это особый день выражения нашей любви и благодарности Иисусу.
Согласно свидетельствам того же Эгерии, в этот день жившие в Иерусалиме христиане собирались в Церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись Святому Кресту, на котором умер Спаситель.
Ход пятничной литургии в Иерусалиме IV в. описан в «Воспоминаниях» Эгерии. В них говорится, что верные первоначально собирались, дабы выразить свое почтение месту, где Иисус подвергся бичеванию. Затем шли на Голгофу, где епископ держал крест, которому воздавались почести. Верные, подходя к кресту, касались его и надписи над ним («Сей есть Царь Иудейский») лбом, потом глазами, и целовали его. Верные, также собирались пополудни на Голгофе, дабы размышлять над словом Божьим, услышать описание Страстей Христовых, принять участие в пении псалмов и совместных молитвах.
Кроме того, известно, что в Великую пятницу и Великую субботу соблюдался строгий пост. При этом его понимание было скорее не аскетическое, а связывалось с отсутствием Небесного Жениха (так пишет об этом христианский автор конца II столетия Тертуллиан). Церковь постилась и молилась в ожидании Господа, а, с другой стороны, утешалась Его присутствием в Евхаристии. Таким образом, пост и Евхаристия составляли как бы два полюса духовной жизни Церкви, взаимно дополняли и обуславливали друг друга, создавая парадокс «уже» и «еще нет», лежащий в основе всей динамики церковной жизни. Здесь же следует искать истоков евхаристического поста (воздержания от принятия пищи перед Причастием) как такового, который в своей идее, является ничем иным, как ожиданием и духовным приготовлением к пришествию Христа в Евхаристии. Из Иерусалима возношение и почитание креста распространилось на другие страны, с VII в. оно стало известно и в Риме, а с VIII в. вошло в Папскую литургию.
Ныне Воспоминание Страстей Христовых совершается в послеполуденные часы. Вначале богослужения священники в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц либо становятся на колени, а верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники «лежали крестом» перед алтарем в начале каждой Мессы.
В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной четверг. С 1622 по 1955 гг. в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет.
По окончании поклонения Кресту на алтарь возлагается покров, корпорал и Миссал. Святые Дары, освященные на службе Великого четверга из дарохранительницы в молчании переносятся на алтарь. Два министранта с зажженными свечами сопровождают Дары, а затем устанавливают свечи на алтаре. Затем проводится причащение.
мх
Мертвое тело похоронено. Вокруг царит великая тишина. Мы воспоминаем о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад для избавления душ умерших от власти небытия и смерти. Дарохранительница пуста. Сияет только Крест, перед которым все преклоняют колени. Литургия сознательно создает впечатление «отсутствия». Церковь неколебимо стоит у гроба, в котором покоится ее Возлюбленный. Это день крайней тишины.
Литургия Чтения нам предлагает прекрасный текст Древней проповеди на Великую Субботу:
«Что произошло? Великая тишина наполнила землю, на земле наступила великая тишина, а затем пустота, ибо Царь почил. Земля устрашилась и умолкла, ибо Бог уснул в человеческом теле, и разбудил спящих от века. Бог умер в теле, и сотряс ад.
Он идет на поиски первого человека, как ищут потерянную овцу. Он жаждет прийти к сидящим во тьме и тени смертной, чтобы вызволить и освободить от страдания пленника Адама, а вместе с ним и невольницу Еву. К ним идет Он, их Бог и Сын.
Господь пришел к ним, держа в руках Крест, орудие Своей победы. Увидев Его, праотец Адам, от изумления ударил себя в грудь и закричал всем: «Господь мой с нами всеми!» А Христос ответил Адаму: «И со духом твоим!», и взяв его за руку, поднял, говоря: «Восстань, спящий, воскресни из мертвых, и Христос осветит тебя!»
Вот, Я, твой Бог, ради тебя я стал твоим Сыном. Сейчас я обращаюсь к тебе и ко всем твоим потомкам, своей силой приказываю всем, кто еще в оковах: Выйдите! А тем, кто во тьме, говорю: Да воссияет над вами свет! Тем же, кто уснул, приказываю: Восстаньте! Тебе, Адам, я приказываю: Проснись, спящий! Не для того я тебя сотворил, чтобы ты был пленником преисподней. Восстань из мертвых, ибо Я – жизнь даже тех, кто умер. Восстань, творение Моих рук. Восстань, образ, сотворенный по Моему подобию. Встань, пойдем отсюда! Ибо ты во Мне, а Я в тебе, как одно неделимое существо.
Для тебя Я, твой Бог, стал твоим Сыном; для тебя Я, Владыка, принял образ раба. Для тебя Я, живущий превыше небес, пришел на землю и спустился в ее недра. Для тебя, человека, я стал, как немощный человек, но среди мертвых я свободен. Для тебя, исшедшего из Сада, я был предан иудеям в саду и в саду распят.
Посмотри на плевки на моем лице, я перенес их ради тебя, чтобы вернуть тебе первое дыхание жизни, которое я вдохнул в тебя. Посмотри на следы от пощечин на Моем лице: Я принял их, чтобы твоему изуродованному лику вернуть Мой образ. Посмотри на Мою спину, исполосованную плетьми, чтобы с твоих плеч снять бремя грехов, придавившее тебя. Посмотри на Мои руки, накрепко прибитые гвоздями к древу креста ради тебя, согрешившего, протянув руки к дереву.
Сном смерти я уснул на кресте и копье пронзило мой бок для тебя. Ты уснул в раю, и из твоего бока родилась Ева. Мой пронзенный бок исцелил твой раненный бок, мой сон освободит тебя из адского сна. Копье, пронзившее Меня, отвело копье, нацеленное на тебя.
Восстань, идем отсюда! Враг вывел тебя из райского сада, Я же приведу тебя не в рай, а на Небесный Престол. Ты был отлучен от древа жизни, а теперь Я, Жизнь истинная, отдаю самого Себя тебе. Я приказал ангелам хранить тебя, как слугу, а теперь они поклоняются тебе, как богу. Уже готов Престол Небесный, слуги ожидают приказа, Брачная Вечеря приготовлена, стол накрыт яствами, вечные чертоги и сокровищницы блаженства отворили врата, и Царство Небесное, уготованное от века, уже открыто».
С древнейших времен этот день считается временем строгого поста. Евхаристия не совершается, а содержанием Литургии часов является «Святая и Великая Суббота» (в смысле «покоя», «упокоения») Сына Божия, обновившего дело творения.
Ночь с субботы на воскресенье называется: Великая ночь. Литургия начинается с освящения огня и свечи – Пасхала, который является символом воскресшего Христа, победителя Смерти и тьмы зла. Христианин, который включен во Христа – в Свет, так же становится всем своим существом источником света для других.
В Литургии Слова мы созерцаем великие и замечательные дела, которые Бог совершает от начала мира, чтобы подготовить и осуществить наше искупление – спасение.
В Литургии Крещения мы возобновляем свое крещение, в котором мы объединились со Христом, восстали к новой жизни со свечой – светом в руке, мы осознаем свою миссию, которая в Нем берет свое начало.
В Евхаристической Литургии мы становимся семьей, собранной у одного алтаря, для того, чтобы развиваться духовно, расти во Христе, через Тело и Кровь пасхального Агнца – Христа. Евхаристия – это наша пища на пути к вратам вечности, к вратам нашего Дома.
мх
Великая тайна Пасхи в классификации имеет много вариантов. Богатство, сокрытое в литургических знаках и текстах библии – огромно, поэтому мы можем вновь и вновь «искать, стучать и копать» и обязательно откроем что-то новое.
С любопытством ребенка, мы можем углубляться в эти дни, снова и снова, задавая себе вопрос: «Что это значит?» (ср. Исх 12, 26). И если не находим ответа, то можем просто спросить об этом в молитве у Самого Бога.
Эти три дня можно свести к простой литургии в Церкви, и не более того. Однако чувство, смысл литургии Триденствия не заключается только в праздновании, но в преобразовании жизни: «И вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13, 14), «мы должны умереть и встать со Христом» (ср. Рим 6).
Это не так трудно, – провести несколько часов в Церкви, трудно – найти «жизненный источник», Который именно сейчас, в этот момент, пробуждает меня к новой жизни: это может быть одна мысль, один стих Священного Писания. Это то, что я должен держать в сокровищнице своего сердца, «этим жить», позволяя ему проникать в меня и формировать. Проникая до мозга костей.
Для каждого дня будут предложены несколько размышлений, а в заключение даны «практические темы». Конечно, можно выбрать и другие темы, но все-таки я за то, чтобы, по крайней мере, вы иногда следовали некоторым внешним проявлениям, чтобы наш опыт Триденствия не остался только в сердце. Как людям, нам необходимо внешнее проявление, в конце концов, этому учит и сама литургия. Вы увидите, что благодаря этим конкретным жестам и наше переживание (кульминации литургического года) будет более «полным и интересным».
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
Он возлюбил своих до конца (Ин 13, 1).
Это ключевая фраза для понимания тайны Триденствия. Это предложение, на первый взгляд почти «банально» – сколько раз сегодня в проповедях мы говорили о любви к Богу... так часто, что нас это уже оставляет холодными.
Ученики знали Божье милосердие, они знали о великих делах Божиих, которые Господь сотворил. Они знали и любовь Иисуса. И все же это стало чем-то новым. Потрясающе новым. Непонятным. Шокирующим. Словно что-то существовало «за гранью». Очень хорошо это понимал Петр, поэтому и воскликнул: «не умоешь ног моих вовек» (Ин 13,8). Никогда не возлюбишь меня «до такой степени». Таким сумасшедшим способом.
Несколько лет назад в СМИ появился рекламный слоган: «Живи на максимум». Иисус не знал этот лозунг, но «жил на максимум» и «любил на максимум». До конца – «лучшим» способом.
Мы можем об этой любви сочинить множество книг и обширных работ, но это все-таки остается «выше» и «над» – разум, опыт, идеи. Это большее. Больше чем наш опыт с Богом, который имеем до сегодняшнего дня, больше чем наши знания.
Незадолго до своей смерти, бл. Елизавета Святой Троицы написала завещание своей настоятельнице Гермаин. В этом письме среди прочего она поддерживает ее этими словами: «Позволь себе полюбить больше». Это немного странный призыв для Кармелитки, – для женщины, которая знала Божью любовь. И Елизавета побуждает «больше», – «позволь себе больше полюбить». Как будто она сказала: «Позволь себе полюбить до крайности, до предела возможного: ведь любовь Иисуса ты познала так мало. Так мало по сравнению с тем, насколько Она тебя превышает. Позволь себе полюбить таким образом, шокирующим и непонятным, – как омовение ног. Будь открыта для сюрпризов. Позволь себе полюбить даже там, где у тебя была комфортная зона, приватный сектор – без Иисуса. И там, где у тебя есть только «грязь», болото, до сих пор кровоточащие раны. И восхищайся тем, что Иисус принимает тебя такой – и Он желает прикоснуться к тебе даже там, где ты этого не хочешь».
Если ты действительно веруешь, что Иисус хочет дотронуться до твоих грязных ног, ты можешь сказать: «Приди, – коснись меня. Омой меня».
Очень часто в этот день мы останавливаемся только на внешних проявлениях преданности Иисуса: Он омыл ноги, Он отдал Себя в Даре Евхаристии. Но наиболее важно то, что внутри Иисуса! В Его Сердце горит желание отдать Себя своим друзьям: «Я с нетерпением хотел есть с вами». С желанием, с огнем, со страстью.
И Сердце Иисуса сегодня одинаковое и для меня, и для тебя. – Желаю быть с тобой, хочу отдать себя в Евхаристии. – Я желаю принять Тебя. Горю желанием прикоснуться к Тебе. Быть с Тобой.
Темы для размышлений
1. В каких ситуациях ты переживаешь, что не возлюблен Иисусом?
2. Имеешь ли ты отвагу дать Иисусу омыть твои грязные ноги, руки, глаза, уши, идеи, мысли...?
3. Во время тихой молитвы, ты можешь протянуть руки и этим выразить, что отдаешь себя Иисусу. В руках, ты можешь держать какой-то предмет, который тебе дорог, который символизирует тебя.
СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис 53, 4).
«Неизвестный убийца ворвался в магазин и застрелил десять случайных людей», «Двадцать лет совершал домашнее насилие», «Пятьдесят пять человек были убиты на площади», «Голод в Восточной Африке косит население».
Исаия добавил бы к этому: «Но Он взял на Себя наши немощи. Немощи именно этих конкретных людей. Мои немощи. А не какие-то «обобщенные».
Иисус отдается мне. Он отдает Себя полностью и во всё то, кем я являюсь. Поэтому Он погружается и в мои тени, страдания, вины. Тот, кто любит, становится похож на возлюбленного. Поэтому Иисус становится похож на меня – Он берет на себя мое уродливое лицо, мои грязные руки и сердце, мои болезни. Иисус переживает мои чувства, то, что «Бога нет», что этот Бог здесь не для меня, что Он прячется и не отвечает на мой призыв. Христос хорошо знал эти чувства «отсутствия Бога», поэтому и крикнул: «Боже Мой, для чего Ты Меня оставил» (Мк 15, 34).
Иисус выдает Себя, потому что Он хочет взять. Он хочет взять из моих рук мою грязь. Он берет, потому что Он так хочет. Он хочет больше, больше, чем я уже дал. Он хочет любить больше, Своей любовью заполнить пустоту и мою жизнь «наполненную всем возможным и невозможным». Он берет невыносимую легкость бытия, а иногда, наоборот, ее невыносимую тяжесть. Он берет и грусть, которая является Божиим знаком – знаком отсутствия Бога, потому что Бог – это радость.
Св. Иероним один раз услышал призыв Бога: «Отдай мне свой грех». Это не само собой разумеющееся, отдать – это действительно доверить Христу свой грех. И уверовать, что Он взял его на крест. И уничтожил. Этот Распятый Иисус, конечно, хочет больше, чем просто грех: «Отдай мне свою боль. Горечь. Упреки. Непрощение. Неприятие проигрыша, ошибку, несправедливость».
Именно сегодня я могу вспомнить обо всех «минусах» своей жизни, и вместо того, чтобы полагаться на себя или других (Чем это вызвано?), на место плача (Почему это произошло? Почему моя жизнь не идет в другом направлении?), – я могу благодарить за то, что Он всё принял. И преобразил. Эта благодарность порождает, словно дочь, счастливую тишину пятницы, что эти недостатки превращаются в достоинства. Кровоточащие раны – в славные раны, как у Иисуса.
Не хочешь остаться в тихой радости у креста? Попробуй хотя бы немного посидеть или постоять у креста, именно с этим взглядом веры: «Он взял на Себя мою боль, мои раны. Он принял страдания многих людей, которых я вижу на экране или в газетах. Он всё это взял на Себя. Всё. Полностью. Без исключений».
Благодаря Страстной пятнице я могу сделать шаг мужества и отдать Иисусу все свои недостатки или недостатки других людей. Снова и снова. До тех пор, пока не осознаю и не крикну: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Я уже не живу в боли, печали, пустоте, но в моей боли, печали, пустоте – живет Иисус. Это не одноразовая акция, но продолжительный процесс до конца долгого «Великострастного сражения», когда я скажу: «Смерть, где твоя победа?» (1 Кор 15, 55).
Темы для размышлений
1. Какая боль для меня непреодолима?
2. Напиши на бумагу свои вины, раны, травмы и разочарования жизни, – и положи их на крест, на тело Распятого. Оставайся благодарным за то, что Он взял на себя именно твои раны. Для более глубокого опыта в этот момент тебе может помочь несколько предложений благодарности.
3. Прочитай Страсти Христовы от Иоанна, главы 18-19. Читай медленно, и останавливайся на тех словах, которые затрагивают тебя. И не стесняйся останавливаться и размышлять над ними.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Ибо крепка, как смерть, любовь (Песнь 8, 6).
Великая Суббота немного неизвестна: в этот день не совершается Святая Месса, иногда мы приходим в Церковь только на вечернюю литургию, которая уже относится к воскресенью. Какой смысл несет в себе Великая суббота? Как нужно ее прожить?
Этот смысл можно выразить в трех словах: 1. Тишина, 2. Могила, 3. Погружение.
Эта суббота приглашает нас открыть для себя тишину, – «наполненную» тишину, не пустую. Тишину поклонения Слову, которое сильнее власти смерти.
В этот день Церковь рекомендует пост, чтобы «сердце расширилось» для более глубокого принятия живого Иисуса, Который есть полнота. Этот пост не будет воздержанием от пищи, и в этот день ты можешь остаться в «роскошном Лексусе». Этот пост, – воздержания от слов, от ненужной информации, новостей, от телевидения и интернета. Может быть, это будет тяжелый пост, но воздержание от лишних слов может сделать тебя чувствительным к Слову. И, кроме того, еще более жаждущим Его присутствия в тебе.
Как заполнить «молчание» Великой субботы? Драма Пятницы закончилась, ожесточенная борьба между светом и тьмой была завершена. После шторма наступает тишина. После возгласа Иисуса: «Боже мой, почему ты оставил меня?», – приходит тишина. Наступает молчание, потому что Слово, – молчит. Царит молчание, потому что слово «не среди живых, но в могиле». Только тело Его остается в могиле – Сын Божий настолько полон жизни, что не может оставаться пленником тьмы, Его дух спускается в подземный мир и приносит прощение захваченных в царство мертвых.
Согласно древней проповеди Святой субботы, Иисус спускается и призывает Адама.
...Эти слова очень сильны и могут тронуть нас как «молния», которая воспламеняет и пробуждает: «Выходи. Я не создавал тебя для того, чтобы ты оставался в темноте. Я не создавал тебя, чтобы ты был рабом смерти и зла. Чтобы ты лежал в пыли непринятия, самоосуждения, безнадежности и стереотипов. Воскресни из мертвых».
Темы для размышлений
1. Найдешь ли сегодня в себе отвагу для воздержания от информации и интернета?
2. Постарайся сегодня провести больше времени в тишине, возможно, в непривычном месте, на природе (или, если это возможно, в Церкви у «Святого Гроба Господня»). Сегодня ты можешь попробовать остаться перед Иисусом в тишине, – без слов, перед лицом Иисуса, который сошел в небытие и пустоту. Пребывай с удивлением, что Он – полнота, что Он наполняет твою пустоту, пустоту повседневной жизни, пустоту, которая возникла от потери родных людей.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
ВОСКРЕСЕНИЯ
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим 8, 37).
Я до сих пор помню, как более чем двадцать лет назад я услышал в конце проповеди эту фразу: «Ты и Иисус – это непобедимая пара». Только что-то исключительное я помню из проповедей. Сейчас, после стольких лет, еще реже. Я признаюсь, что эта фраза затронула меня так сильно, что я думал о ней много раз: «В каком смысле я непобедим? Наверно не так, чтобы я мог идти по жизни как супермен, который быстро и легко справляется с любого вида проблемами и врагами». Конечно, нет.
Некоторый свет на понимание этой фразы дает святой Павел в Послании к Римлянам 8, 35. 37-39:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Таким образом, Павел объясняет, что это победа в любви, что самая разрушительная сила бессильна в сравнении со Христом. С ним мы даже «больше, чем победители» (если буквально перевести греческий текст).
И над кем (или над чем) мы празднуем эту победу? – Это победа над эгоизмом. Непрощением. Злобой. Горечью. Безысходностью в безнадежной ситуации. Парализующей силой тревоги и боли. Победа над тьмой, нелепостью, разочарованием, неприязнью и эгоцентризмом.
Пасху можно праздновать как «День Победы». Истинной победы. И в этот день, ты можешь вновь «наслаждаться», потому что ты на стороне Победителя. И даже в Нем.
Темы для размышления
1. Сегодня ты призван к тому, чтобы сначала найти определенную вещь (естественно, у себя дома...), которая для тебя символизирует новую жизнь. Этот предмет можешь использовать в молитве – возможно даже, что он будет лежать рядом с крестом.
2. Какие ситуации и проблемы, ставят тебя на колени? Или сбивают с правильного пути? С обновленной уверенностью ты можешь сказать: «Ни эта болезнь, ни этот коллега, ни эта невыносимая ситуация в семье... не могут меня отлучить от любви Иисуса».
Этот список можно дополнить теми ситуациями, которые тяготят тебя.
Введение в Триденствие
Руководство от отца Ангела Скарана,
из “Katolicky tydenik.cz”
С 20-го по 22-е февраля в Щучинске прошел Мастер-класс литургической песни Великого Поста для ответственных за музыку и хор в приходах, а также для органистов.
Организатором стал о. Рафал Лар, настоятель прихода св. Авраама и директор реколлекционного дома «Вера и Разум». Инициатива была согласована с Архиепископом Томашем Пэтой.
Мастер-класс провела Марфа, абсольвент Музыкальной Академии в Польше.
Пятница
На встречу приехали монахини и миряне из приходов: Павлодара, Чкалово, Костаная, Макинска, Атбасара, Келлеровки, Озёрного, Шортанды, – всего более 20-ти человек. Приехавшие разместились в реколлекционном доме, в часовне которого со служения Святой Мессы началась встреча. Во время проповеди о. Рафал Домбровски призвал присутствующих задуматься над постом и принять конкретное решение для себя. После ужина о. Рафал Лар представил доклад о песнопении Страстной Недели. Подчеркнув роль активного включения всех прихожан в торжесвенную Литургию Святого Триденствия.
Суббота
День начался молитвой Литургии часов. После завтрака участники события отправились в новый храм на Святую Мессу, кто пешком, кто на машине. Новый храм впечатляет своей красотой и акустикой.
Мастер-класс, подготовленный Марфой, энергичной и веселой девушкой, – оказался поистине шедевром. За несколько часов собравшиеся стали трехголосным хором, который пел весьма неплохо! Хитом стала песня «Самарянка».
После обеда участники встречи молились Венчик Божьего Милосердия и Литургию часов, а затем последовало поклонение Пресвятым Дарам, – и снова мастер-класс, с перерывом на ужин. В реколлекционный дом мы возвращались восхищаясь ночной красотой зимнего Щучинска.
Воскресенье
Прихожане нового храма Марии – Царицы Семьи, которые в первое воскресение Поста пришли на Святую Мессу, очень удивились, гладя на разнообразие монашеской одежды: они же хорошо знают своих сестер Францисканок Больничных: Артурис, Веронику, Бониту и Руфину. А этот хор соединил различные ордены: были сестры Служительницы Непорочного Зачатия Девы Марии, Клариссы Вечного Поклонения, Францисканки от Непорочной Девы Марии, пастерка от Проведения Божьего, cестра милосердия св. Викентия де Поля, сестра Святейшего Семейства из Назарета, сестра от Бедного Младенца Иисуса. Во время Мессы хор помогал верным в молитве. Так как мы празднуем в 2015 г. Год Посвященной Богу Жизни, сестра Цецилия (Кларисса) поделилась монашеским опытом и рассказала о своем призвании.
Встреча завершилась обедом.
Это только первый этап запланированного нами Мастер-класса. Второй этап состоится уже 13-15 марта. Третий – позже. Хотим пригласить всех поющих в своих приходах на следующие музыкальные встречи. Будем вместе репетировать и петь во Славу Божию.
С. Лилиана Буланда
«Если при жизни Своей служительницы Господь соделал столько чудес по ее ходатайству, не менее Он совершил и после ее смерти». Начнем с описания смерти Матери Терезы Иисуса, так как и это событие показывает нам ее особенную связь с Господом. Присутствующие при ее кончине сестры рассказывали, что умирая, она с радостью повторяла: «Господи, я – дочь Церкви!» Когда в ее келью принесли Пресвятые Дары, она, будучи уже совсем без сил, вдруг окрепла и без помощи других села, ее лицо стало необычайно сиять и, казалось, что она была в восхищении. Было слышно, как она говорила своему Жениху: «О, мой Господь и Возлюбленный, момент, по которому я так долго тосковала, наконец настал; как хорошо, что я могу радоваться теперь Твоему Присутствию! Будь бесконечно прославлен, о мой дорогой Учитель, за это мгновение моего исхода, да будет воля Твоя. Уже время, чтобы я оставила это изгнание, чтобы душа моя, уже соединенная с Тобой, получила то, чего так желала». И так она пребывала в беседе с Господом весь день, а вечером предала свой дух Творцу (4 октября 1582 г.).
Как только Матерь Тереза умерла, лицо ее прекрасно преобразилось, и всё ее тело стало белым и мягким, как у младенца, оно излучало сверхъестественную красоту, свидетельствуя о святости и невинности. От тела святой исходил невыразимо прекрасный аромат, который невозможно было сравнить ни с одним запахом на земле; иногда этот чудный запах становился настолько интенсивным, что приходилось открывать окна в келье, где почивало тело святой Матери. И хотя келья находилась внизу, вскоре этим восхитительным ароматом наполнился весь монастырь. Запах исходил и от предметов, к которым прикасалась Тереза; сестра на кухне почувствовала этот запах и обнаружила, что он исходил от солонки, в которую опускались пальцы Матери во время ее болезни. И даже вода, в которой омыли Терезу вобрала в себя этот аромат. «Не удивляет меня вовсе – пишет о. Франсиско, – проявление этого чудесного запаха в момент, когда Господь начал открывать великую святость своей служительницы, когда вспомню, что и при жизни во время болезни этот же чудный запах исходил от ее девственного тела очень часто». Так же и сестра Анна св. Варфоломея (ухаживающая в последние годы за Терезой как медсестра, а ныне блаженная), поднимая и одевая святую Матерь, тоже чувствовала этот сладчайший запах.
После смерти своей Основательницы сестры бодрствовали у ложа Терезы всю ночь, целуя ее святые руки и ноги. Среди них была монахиня, лишенная обоняния, она очень огорчалась из-за того, что не может наслаждаться этим прекрасным запахом. Приблизившись к стопам Терезы, чтобы поцеловать их, она вдруг ощутила этот удивительный аромат, и обоняние вновь вернулось к ней, и еще несколько дней этот запах сопровождал ее. У другой сестры были больные глаза: если при хождении она не прикрывала их рукой, то испытывала сильную боль. Кроме этого она около 4-х лет страдала от головной боли. Когда Матерь умирала, эта сестра взяла ее руку и положила на свои больные глаза и голову, – и была исцелена.
На следующий день останки святой, не бальзамируя, положили в деревянный гроб. После торжественной Святой Мессы (в которой участвовали почти все жители Альба де Тормес) Терезу Иисуса похоронили в проёме свода, выходящего в Часовню, между двумя решетками монашеского хора, внизу, чтобы и сестры и прихожане могли радоваться видом ее гроба. Одна из основательниц и благодетельница монастыря Тереза де Лаис, боясь, чтобы в будущем не забрали это святое тело, приказала выкопать очень глубокую яму; а сверху на гроб положили известь, камни и кирпичи в таком количестве, что крышка треснула.
«Когда Церковь должна лишиться одного из великих слуг Божьих, случается, что Господь заранее предупреждает о их смерти необычными явлениями». Было это и в случае со св. Терезой. Некоторые сестры из Альба де Тормес незадолго до смерти Терезы видели несколько раз очень большую сияющую звезду над их монастырем, одна из них видела ясный луч, льющий свой свет в окно кельи, где умрет святая.
«В другой раз, одна сестра, которая находилась в келье, лежащей при смерти Терезы, сидела у окна, вдруг она услышала сильный шум, как будто приближающейся радостной толпы и увидела огромное количество людей, входящих в клаузуру (затвор); они были одеты в белое и светились, излучая на лицах небесную радость, они вошли в келью св. Матери. В тот момент, когда небожители приблизились к ложу Терезы она, – испустила дух». Из этого можно предположить, что они пришли препроводить ее в Небо. «Я бы склонялся к тому – говорит о. Фр. Рибера, – что эти небожители, вошедшие в келью Терезы в момент ее смерти, были хоры Дев, пришедшие к этой святой и чистой деве, Матери стольких дев, если бы не знал такого факта, не подлежащего сомнению, что однажды, когда Матерь праздновала торжество 10 000 мучеников, к которым она имела особое почитание, эти святые явились ей и предсказали, что придут за ней в момент ее смерти, чтобы проводить в Небо, где она будет наслаждаться той степенью славы, какой радовались и они».
В течение года после смерти своей Основательницы, сестры часто приходили ко гробу Матери Терезы помолиться, и бывало, если они начинали дремать, то слышали шелест, пробуждающий их к молитве. Также там чувствовался всё тот же чудесный аромат, и он становился особенно интенсивным в праздники святых, которых Тереза Иисуса особенно любила, этот запах был ощутим и вне монастыря.
Сестры предположили, что если останки святой так благоухают, возможно, что они не подверглись тлению. При первом визите Провинциала о. Иеронима Грасиана сестры поделились с ним этой мыслью. Понадобилось 4 дня, чтобы освободить гроб от груды камней. Когда гроб достали (4 июля 1583 г.), оказалось, что крышка треснула и почти сгнила от сильной влажности, облачение покрывающее святые мощи Терезы тоже истлело и распалось, а тело Матери, хотя в некоторых местах и было испачкано землей и гнилью, всё же осталось таким же безупречным как в день погребения, – оно было нетленным.
В то время, реликвии святых высоко ценились и очень почитались, иногда даже чрезмерно, поэтому дальнейшее повествование может вас удивить.
Отец Грасиан, прежде чем сестры облачили Матерь в новый хабит (рясу) и положили на прежнее место, отделил от святого тела левую руку с пальцами и отвез к Босым Кармелиткам из Лиссабона. После этого случая Босые Кармелиты, собравшись на капитул, решили, что тело св. Основательницы должно покоиться в 1-ом, основанном ею монастыре в Авиле и поручили о. Григорию тайком привезти из Альба де Тормес святые останки, отделив на утешение 1-ым стражницам другую руку Матери Терезы. Когда он приехал в Альба де Тормес и передал письмо Приориссе и 2-м советницам, вся община находилась на молитве, далеко от места, где покоилось тело Терезы.
Настоятельница вместе с отцом, вытащив тело во 2-ой раз, снова обнаружили его нетленным и благоухающим, хотя одеяние и в этот раз было почти сгнившим.
Отец Григорий собрался совершить самую большую жертву в жизни, которую возложило на него послушание и вдруг: «О, чудо! Как только я приложил нож к плечевому суставу святой, быстро и без какого-либо усилия, как будто я резал дыню или свежий сыр, отделил руку от тела св. Терезы Иисуса и именно в нужном месте». С поспешностью взяв святые останки, он привез их в Авилу.
Вначале казалось благоразумным сохранить в секрете новость о нетленном теле св. Терезы и то, что его перевезли в Авилу. Но вскоре более рассудительным решением стало привлечь специалистов: врачей и богословов, для исследования чудесных останков. Чтобы они составили официальный протокол и огласили свою точку зрения: было ли тело нетленным по естественным или по сверхъестественным причинам. 1 января 1586 года епископ Авилы в сопровождении 20 человек (в состав которых входили врачи и советники) вошел в монастырь к Босым Кармелиткам для открытия гроба (в 3-ий раз). «При открытии гроба епископ и его спутники, опустившись на колени в большом почтении, с непокрытыми головами и со слезами на глазах смотрели на святое нетленное тело Терезы. Когда к телу приблизились врачи для исследования, осуществили сие с добросовестной строгостью и объявили, что нетленность тела была не по естественным причинам, а являлась действительно чудесной, и подтвердили это в письменном виде». Епископ запретил присутствующим разглашать увиденное, и сам же первым нарушил свое повеление не в силах удержаться. Когда в Авиле узнали эту новость, то множество людей пришло для почтения святого тела в монастырь, а благодаря решеткам останки Терезы «спаслись» от «любвеобильных» почитателей, желающих хоть что-то забрать с собой.
В Альба де Тормес произошло сильное негодование в связи с тем, что тайком вывезли их «сокровище» и власти города обратились с жалобой к Папе и вскоре получили обратно «украденные» останки святой.
Был еще один интересный случай, связанный с сердцем св. Терезы, которое пронзил Серафим за 23 года до ее смерти. Одна из сестер в Альбе де Тормес «однажды вечером, когда Церковь была уже пуста, а община находилась далеко от хора, она, никому ничего не говоря, вооружившись острым ножом пошла ко гробу святой Матери. Ее неловкая рука, но укрепленная «детской дочерней любовью», вонзила острие в грудь Серафической Матери и вынула оттуда ее сердце; сделала сие на удивление быстро. Положила «добытое сокровище» в деревянный сосуд и, прикрывая его, занесла в свою келью. Но там где она проходила, оставались следы свежей крови, капающие из Серафического сердца св. Матери Терезы, а небесный аромат, разошедшийся по всему монастырю, привлек сестер к тому месту, где было сокрыто святое сердце»; на котором была видна глубокая рана. «Конечно же, виновницу сурово наказали за содеянное и перевели в другую обитель. Монахиня с великим смирением приняла наказание, думая, что всё же, ей надо было быть послушной «повелению свыше», чтобы почтить перед миром девственное сердце Серафической Матери Терезы Иисуса» (произошло это где-то между 1586-1588 гг.). «Сердце Терезы поместили в хорошо закрытый реликварий из кристалла, который к удивлению начал трескаться от неимоверно сильного жара, выходящего из сердца». Позднее его поместили в серебряный реликварий.
c. Агнесcа,
босая кармелитка
Она являлась многим, особенно своим дочерям и сыновьям, поэтому я расскажу только некоторые случаи.
Однажды «св. Матерь Тереза явилась одному Босому Кармелиту (о. Иерониму Грасиану – ее духовному наставнику в последние годы жизни) восхитительно прекрасной, излучающей сияние и сказала ему: «Мы, пребывающие в Небе, и вы, остающиеся на земле, должны быть едины в любви и чистоте (сердца); мы – наслаждаясь, а вы – страдая, только этим и отличаемся; а то, что мы делаем здесь, на небесах, по отношению к Сущности Бога, вы должны делать по отношению к Пресвятым Дарам. Чем больше будете страдать на земле, тем большим будет ваше наслаждение в Небе, передай сие моим дочерям...». Хотя видение длилось мгновение, но оставило оно в моем сердце четыре стремления: сохранить чистоту души, любить больше Бога и ближних, страдать Христа ради и... еще благоговейней поклоняться Пресвятым Дарам».
Другой раз св. Тереза явилась одной из своих дочерей, но монахиня боялась приблизиться к ней, остерегаясь бесовских иллюзий. А блаженная Мать сказала ей: «Я одобряю то, что ты не веришь с легкостью видениям, так как предпочитаю, чтобы в моих монастырях более ценились добродетели, нежели видения и откровения, но чтобы ты убедилась, что явление это не фальшиво подойди ко мне...» и, говоря это, она коснулась раны, которую имела та сестра под грудью и которую никто не мог вылечить, а еще вложила свою руку в ее и исчезла, оставив монахиню исцеленной от раны и изгладив глубокий черный шрам на руке сестры (это двойное чудо стало очевидным для знавших сестру людей).
Еще было два необычных явления. В момент смерти Тереза потеряла много крови и сестры прикрыли ее новым белым плащом, который полностью пропитался ее кровью, спустя три года после смерти Терезы – как свидетельствует о. Риберо, – чистые полотна, прикасающиеся к этому плащу то же окрашивались кровью, как будто совсем свежей, которая благоухала небесным ароматом. Когда в Альба де Тормес оставили только руку святого тела, то сестры обернули ее белой материей и, оказалось, что через какое-то время полотно пропиталось словно елеем, то же чудесно благоухающим.
c. Агнесcа,
босая кармелитка
Один плотник из Альба де Тормес, у которого были больные глаза, около полутора месяца не мог работать от ужасной боли, никакие лекарства ему не помогали и боль стала такой невыносимой, что ему казалось, доведет его до безумия. В этом состоянии он пошел к Босым Кармелиткам и попросил их о молитве и о какой-либо реликвии св. Матери Терезы. Сестра-привратница ответила, что как раз в это время в Часовне показывают руку Терезы. Поспешив туда, он горячо просил, чтобы приложили эту благословенную руку к его глазам и голове. Так и сделали, – и в тот же миг он почувствовал необыкновенное изменение своего состояния, невыносимая боль утихла, а через 5-6 дней ремесленник, который боялся ослепнуть, вернулся к своей работе, не употребляя никаких лекарств, и не переставая оглашать, что благодаря посредничеству св. Терезы может видеть.
«В Лиссабоне был один аристократ, которого бес ревности подстрекал убить свою жену, и он решил сделать это ночью. Но днем зашел в Кармель и перед приориссой открыл свое сердце, рассказав о том, что мучило его изнутри и об ужасающей мысли, которая преследовала его. Она посоветовала ему пойти этой ночью не домой, а к Босым Кармелитам, но это не убедило его, тогда приорисса подала ему ладонь св. Основательницы повелев, чтобы он приложил ее к своему сердцу и, сделав это, внезапный и абсолютный покой овладел его душой и он почувствовал освобождение от этих искушений».
Одна Босая Кармелитка из Каравака была два года парализована, четыре сестры носили ее на Святую Мессу и к Причащению. Она, полная веры, просила о какой-нибудь реликвии св. Матери; проездом в этом городе был Босой Кармелит, имевший с собой палец Основательницы. Палец святой приложили к больной на семь дней, что, казалось, причиняло ей сильные страдания, соединенные с обильным потоотделением и дрожью, а после семи дней она, исцеленная, встала с кровати и сама пошла, даже не хромая.
«Много людей из Альба де Тормес помнят следующее чудо. Советник герцога Альбы имел единственного сына, который был лежачим уже два года, дитя находилось в состоянии агонии. Потеряв надежду на его исцеление, благочестивые родители в глубокой скорби призвали о. Антония (который был исповедником у Кармелиток), чтобы прочитав Евангелие возле сына, молился за него, а сами, не имея мужества смотреть на кончину своего чада, пошли на Мессу. Добрый священник тут же пришел по просьбе опечаленных родителей и положил на голову ребенка полотно, пропитанное кровью св. Матери Терезы и, на удивление присутствующим, к умирающему ребенку вернулась жизнь. Он быстро и радостно протянул руку к этому чудесному полотну и громко попросил, чтобы его подняли с кровати. Няня тут же взяла его и понесла к отцу. Тот, хоть и распознал голос сына, не мог поверить, что это был действительно тот голос, столь дорогой для него и не хотел оборачиваться, чтобы не увеличить своей боли, если увидит чужое дитя. Няня, приблизившись, вручила здорового сына в руки счастливого отца, а ребенок, в знак благодарности, крепко держал в ручках реликвию, посредством которой ему вернулась жизнь, и не хотел никому отдать ее».
У Марии Лопес был рак груди, который распространился далее и на плечо; все старания врачей оказались напрасны, – рак продолжал развиваться. Страдающая прибегла к посредничеству Терезы Иисуса и положила на себя кусочек от ее одеяния, и в один миг больная была исцелена.
«Фердинант де Трэйо, родившийся в Севильи, усердный служитель Божий и очень верный в добрых делах, по причине своей добродетели был преследуем бесами, даже показывающимися ему в ужасающих видениях. Однажды, он совсем обессиленный от этих дьявольских нападений хотел оградиться от своих врагов образком Пресвятой Девы Марии, чтоб они исчезли, но по ошибке взял образок Матери Терезы Иисуса, прикрываясь им перед нечистыми духами, которые мучили его своими воплями. И тот же момент бесы убежали, рыча от досады так, как если бы кто-то выгонял их с великой силой. С этого времени он освободился от нападений (как внутренних, так и внешних), и сам рассказывал, с благодарностью, о чудесном действии образочка св. Терезы. Фердинант проникся таким благочестием к Матери Терезе Иисуса, что всегда носил на себе ее образок, а когда дети или жена страдали от чего-либо, то он с большим упованием прикладывал им образок в надежде на исцеление».
Происходили также чудеса и без реликвий и образков, а просто после молитвенного обращения к св. Терезе.
И наконец, хотелось бы еще сказать о Терезе как о писателе. Ведь ее труды – это тоже послания нам. Очень удивителен стиль ее письма, когда читаешь произведения св. Терезы, то создается впечатление, что она беседует именно с тобой. Например, Эдит Штайн, будучи неверующей еврейкой-философом, прочитав «Книгу жизни» св. Терезы Иисуса (за один день), закрыв книгу, сказала: «Это правда!..», которую она искала. Она приняла католичество и стала Св. Мученицей нашего ордена (Тереза Бенедикта Креста).
«Виновницей» того, что я стала Босой Кармелиткой – тоже является св. Матерь Тереза Иисуса, которая сама, как добрый пастырь отыскала меня и привела на злачные пажити в Кармель.
c. Агнесcа,
босая кармелитка