ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(235)'15

Страстная пятница



День смерти Христа. Тяжело человеческим словом выразить этот ужас: смерть Сына Божия причиненная людьми, но и его победа – наше искупление.
Малым, но важным жестом нашего участия в страданиях Христа является строгий пост в Страстную пятницу.

Это единственный день в году, когда не служится Святая Месса. Вначале литургии священник падает перед алтарем на лицо, чтобы выразить нашу скорбь о страданиях Христа, и нашу готовность нести свои жизненные кресты, следуя за Иисусом.

Это особый день выражения нашей любви и благодарности Иисусу.

Согласно свидетельствам того же Эгерии, в этот день жившие в Иерусалиме христиане собирались в Церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись Святому Кресту, на котором умер Спаситель.

Ход пятничной литургии в Иерусалиме IV в. описан в «Воспоминаниях» Эгерии. В них говорится, что верные первоначально собирались, дабы выразить свое почтение месту, где Иисус подвергся бичеванию. Затем шли на Голгофу, где епископ держал крест, которому воздавались почести. Верные, подходя к кресту, касались его и надписи над ним («Сей есть Царь Иудейский») лбом, потом глазами, и целовали его. Верные, также собирались пополудни на Голгофе, дабы размышлять над словом Божьим, услышать описание Страстей Христовых, принять участие в пении псалмов и совместных молитвах.

Кроме того, известно, что в Великую пятницу и Великую субботу соблюдался строгий пост. При этом его понимание было скорее не аскетическое, а связывалось с отсутствием Небесного Жениха (так пишет об этом христианский автор конца II столетия Тертуллиан). Церковь постилась и молилась в ожидании Господа, а, с другой стороны, утешалась Его присутствием в Евхаристии. Таким образом, пост и Евхаристия составляли как бы два полюса духовной жизни Церкви, взаимно дополняли и обуславливали друг друга, создавая парадокс «уже» и «еще нет», лежащий в основе всей динамики церковной жизни. Здесь же следует искать истоков евхаристического поста (воздержания от принятия пищи перед Причастием) как такового, который в своей идее, является ничем иным, как ожиданием и духовным приготовлением к пришествию Христа в Евхаристии. Из Иерусалима возношение и почитание креста распространилось на другие страны, с VII в. оно стало известно и в Риме, а с VIII в. вошло в Папскую литургию.

Ныне Воспоминание Страстей Христовых совершается в послеполуденные часы. Вначале богослужения священники в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц либо становятся на колени, а верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники «лежали крестом» перед алтарем в начале каждой Мессы.

В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной четверг. С 1622 по 1955 гг. в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет.

По окончании поклонения Кресту на алтарь возлагается покров, корпорал и Миссал. Святые Дары, освященные на службе Великого четверга из дарохранительницы в молчании переносятся на алтарь. Два министранта с зажженными свечами сопровождают Дары, а затем устанавливают свечи на алтаре. Затем проводится причащение.

мх