Мертвое тело похоронено. Вокруг царит великая тишина. Мы воспоминаем о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад для избавления душ умерших от власти небытия и смерти. Дарохранительница пуста. Сияет только Крест, перед которым все преклоняют колени. Литургия сознательно создает впечатление «отсутствия». Церковь неколебимо стоит у гроба, в котором покоится ее Возлюбленный. Это день крайней тишины.
Литургия Чтения нам предлагает прекрасный текст Древней проповеди на Великую Субботу:
«Что произошло? Великая тишина наполнила землю, на земле наступила великая тишина, а затем пустота, ибо Царь почил. Земля устрашилась и умолкла, ибо Бог уснул в человеческом теле, и разбудил спящих от века. Бог умер в теле, и сотряс ад.
Он идет на поиски первого человека, как ищут потерянную овцу. Он жаждет прийти к сидящим во тьме и тени смертной, чтобы вызволить и освободить от страдания пленника Адама, а вместе с ним и невольницу Еву. К ним идет Он, их Бог и Сын.
Господь пришел к ним, держа в руках Крест, орудие Своей победы. Увидев Его, праотец Адам, от изумления ударил себя в грудь и закричал всем: «Господь мой с нами всеми!» А Христос ответил Адаму: «И со духом твоим!», и взяв его за руку, поднял, говоря: «Восстань, спящий, воскресни из мертвых, и Христос осветит тебя!»
Вот, Я, твой Бог, ради тебя я стал твоим Сыном. Сейчас я обращаюсь к тебе и ко всем твоим потомкам, своей силой приказываю всем, кто еще в оковах: Выйдите! А тем, кто во тьме, говорю: Да воссияет над вами свет! Тем же, кто уснул, приказываю: Восстаньте! Тебе, Адам, я приказываю: Проснись, спящий! Не для того я тебя сотворил, чтобы ты был пленником преисподней. Восстань из мертвых, ибо Я – жизнь даже тех, кто умер. Восстань, творение Моих рук. Восстань, образ, сотворенный по Моему подобию. Встань, пойдем отсюда! Ибо ты во Мне, а Я в тебе, как одно неделимое существо.
Для тебя Я, твой Бог, стал твоим Сыном; для тебя Я, Владыка, принял образ раба. Для тебя Я, живущий превыше небес, пришел на землю и спустился в ее недра. Для тебя, человека, я стал, как немощный человек, но среди мертвых я свободен. Для тебя, исшедшего из Сада, я был предан иудеям в саду и в саду распят.
Посмотри на плевки на моем лице, я перенес их ради тебя, чтобы вернуть тебе первое дыхание жизни, которое я вдохнул в тебя. Посмотри на следы от пощечин на Моем лице: Я принял их, чтобы твоему изуродованному лику вернуть Мой образ. Посмотри на Мою спину, исполосованную плетьми, чтобы с твоих плеч снять бремя грехов, придавившее тебя. Посмотри на Мои руки, накрепко прибитые гвоздями к древу креста ради тебя, согрешившего, протянув руки к дереву.
Сном смерти я уснул на кресте и копье пронзило мой бок для тебя. Ты уснул в раю, и из твоего бока родилась Ева. Мой пронзенный бок исцелил твой раненный бок, мой сон освободит тебя из адского сна. Копье, пронзившее Меня, отвело копье, нацеленное на тебя.
Восстань, идем отсюда! Враг вывел тебя из райского сада, Я же приведу тебя не в рай, а на Небесный Престол. Ты был отлучен от древа жизни, а теперь Я, Жизнь истинная, отдаю самого Себя тебе. Я приказал ангелам хранить тебя, как слугу, а теперь они поклоняются тебе, как богу. Уже готов Престол Небесный, слуги ожидают приказа, Брачная Вечеря приготовлена, стол накрыт яствами, вечные чертоги и сокровищницы блаженства отворили врата, и Царство Небесное, уготованное от века, уже открыто».
С древнейших времен этот день считается временем строгого поста. Евхаристия не совершается, а содержанием Литургии часов является «Святая и Великая Суббота» (в смысле «покоя», «упокоения») Сына Божия, обновившего дело творения.
Ночь с субботы на воскресенье называется: Великая ночь. Литургия начинается с освящения огня и свечи – Пасхала, который является символом воскресшего Христа, победителя Смерти и тьмы зла. Христианин, который включен во Христа – в Свет, так же становится всем своим существом источником света для других.
В Литургии Слова мы созерцаем великие и замечательные дела, которые Бог совершает от начала мира, чтобы подготовить и осуществить наше искупление – спасение.
В Литургии Крещения мы возобновляем свое крещение, в котором мы объединились со Христом, восстали к новой жизни со свечой – светом в руке, мы осознаем свою миссию, которая в Нем берет свое начало.
В Евхаристической Литургии мы становимся семьей, собранной у одного алтаря, для того, чтобы развиваться духовно, расти во Христе, через Тело и Кровь пасхального Агнца – Христа. Евхаристия – это наша пища на пути к вратам вечности, к вратам нашего Дома.
мх