28 марта 2015 года будет ровно 500 лет со Дня рождения нашей святой Матери Терезы Иисуса. Сердечно приглашаем Вас на торжественную Святую Мессу в Кармель (г. Караганда).
Подробную информацию можно узнать на сайте:
www.karmel.kz
или по тел.: 41 98 33
периода жизни
Одним из сложных вопросов, которые несет в себе любовь, является: «В чем ты нуждаешься?». Ответ может быть – в зависимости от вашей жизненной ситуации и расположения духа, – ежедневно другой. Но мне кажется, что всегда важны два дара: искреннее откровение и истинное одобрение. Быть открытым и полностью откровенным – это похоже на то, как будто вы другому любезно предложите свое гостеприимство. «Пожалуйста, войди и чувствуй себя как дома». Большинство из нас боятся того, что подумают о нас другие. Мы боимся, что за свою откровенность придется дорого заплатить. Другие могут использовать ее против нас. Естественно, мы стараемся, чтобы наш страх был разумным. Под лозунгом: «Хорошие заборы делают хороших друзей», мы строим свои оборонительные стены.
Один человек признался своему психологу, что он не говорил своей жене, как себя чувствует, потому, что «она сама уже была в состоянии депрессии, и он не хотел доставлять ей еще больше беспокойства». Неделю спустя, тот же человек этому же психологу сказал, что своей жене он ничего не говорил потому, что «она на этой неделе чувствовала очень хорошо, и я не захотел портить ей настроение». Психолог правильно определил проблему этого бедного человека: «Ваша проблема заключается в том, что вы в принципе, боитесь говорить с женой о своих чувствах. Используя все возможные и невозможные оправдания только чтобы избежать этого».
Любовь открыта и честна. Но также, любовь очень любезна и тактична. Это была бы трагедия, если бы мы просто так проходили мимо. Но было бы еще трагичней, если бы мы сталкивались и взаимно уничтожали друг друга. Настоящим секретом отношений полных любви является – общение. (Несколько полезных советов о том, как общаться успешно, предлагает книга, которую я написал в соавторстве с психологом Лореттой Брэди – Will the Real Me Please Stend Up? [Tabor Publishing, 1985]).
Второй дар любви – это всегда время, это действительно то, чем мы помогаем другому, чтобы он смог по-настоящему оценить свою собственную доброту и одаренность. Мы утверждаем ценность его личности, его понимание значимости. В первом из десяти упражнений этой книги мы сказали себе, что радостное принятие себя самого необходимо для истинного счастья. Тем не менее, никто не удержит это внутренне радостное принятие без подтверждения его другими людьми. Я, будучи хорошим учителем, не поверю, если мне класс будет говорить обратное. Большинство людей стали заложниками страха и стараются укрыться, выстраивая стены и надевая маски. Никто не может поверить в свою уникальность и ценность, если ее каким-либо образом не подтверждают другие. Когда ценность человека подтверждается кем-то другим, он чувствует себя как увядающий цветок, когда его польют. Я уже давно думаю, что самый большой дар, который может дать любовь – это, действительно, одобрение. Оно изменяет жизнь. Может изменить и мир.
Возможно вы знаете рассказ, который на эту тему написал юморист Арт Бухвальд. Он называется: «Мой друг, водитель такси и Нью-Йорк». Речь идет о том, как друг Арта решил изменить весь мир и начал с Нью-Йорка. Инструмент, который он использовал, был совершенно прост – похвала, – что значит одобрение. Когда Арт и его друг завершили суетную поездку на такси, он вдруг начал хвалить таксиста: «Вы один из самых лучших гонщиков, каких я когда-либо видел. Если бы у вас на машине был еще один слой лака, то вы бы точно задели некоторые из тех автомобилей. Но вы не сделали этого, поэтому я хочу вас поздравить». Таксиста, очевидно, это испугало, и он стал спрашивать: «Кто вы такой? Сумасшедший?» Но друг Бухвалда сказал ему, что он действительно так думает. Уезжая, таксист широко улыбнулся. Позже, когда двое мужчин шли по улице, Бухвальд заметил, что его друг подмигнул проходившей мимо женщине. Когда Арт спросил его, зачем он это сделал, его друг ответил: «Это часть программы. Если это учительница, то у нее сегодня будет хорошее настроение».
Конечно, наше одобрение должно быть правдивым и искренним. Если мы только притворяемся, – люди, как правило, заметят это. Но если вы ищете что-то положительное, – то вы это найдете. В окружающих нас людях много добра и даров. Все это может легко остаться незамеченным. Люди могут отчаянно искать того, кто бы их признал и одобрил.
Главное препятствие любви – это слово из четырех букв: «боль»
Я помню, что в один прекрасный день пришла ко мне молодая женщина, которая думала об аборте. Она была на третьем месяце беременности. Помню, что я показал состояние ее плода. Рассказал ей, что у ее ребенка уже идет мозговая деятельность, что у него уже бьется сердце. В три месяца уже функционируют все системы в организме. Я обещал ей помощь, которая будет необходима, если она даст ребенку шанс на жизнь. Я хорошо помню, как она посмотрела на меня. И задала вопрос, который мне нужно было услышать: «Я знаю, что вы любите моего ребенка. А меня вы тоже так любите?» Я вдруг понял. У нее не было любви, которую она могла бы дать своему не рожденному ребенку, пока о ней никто не заботился и не показывал свою любовь. Боль и страх лишили ее способности любить других.
Всякий раз, когда думаю о ней, я вспоминаю о разговоре, с моим другом психиатром. Я спросил его, почему многим из нас так трудно любить. Он улыбнулся и согласился со мной в том, что мы были созданы для того, чтобы любить так же, как мы созданы, чтобы развиваться на физическом уровне. Но так же, как некоторые заболевания могут остановить наше физическое развитие, есть проблемы, которые мешают нам возрастать в любви. Доктор спросил меня: «У Вас когда-нибудь болели зубы?». Я сказал, что да. «О ком Вы думали, когда у Вас болели зубы», – осведомился он. «Только о себе», – ответил я. «Это и есть ответ», – сказал врач. – «Боль привлекает все внимание только на наше собственное «Я». Психические проблемы: тревога, неудачи, печаль, угрызение совести или раскаяние, – всё это болезненно, и это то, что убивает в нас способность любить. Когда боль становится образом жизни, человек, обычно, сосредотачивается на себе».
Если жизнь должна быть актом любви, самое трудное время – время боли. Боль пытается захватить всё наше сознание, поглотить всю энергию. Для любви не остается ничего. Колодец иссох. Большинство людей, когда испытывают боль, знают только одно: «Я страдаю». Только тогда, когда мы справились с болью или перенесли ее, мы способны снова начать любить себя и других. Хорошо, когда мы знаем это. Назвать демона – это первый шаг к тому, чтобы мы могли с ним успешно сразиться.
Неудача в любви влечет
за собой хроническое несчастье
Наиболее распространенным источником хронического несчастья является отказ в любви. С этим согласны все великие психиатры: Фрейд, Адлер, Юнг, Франкл. Из этого необязательно следует то, что срыв является чем-то предосудительным или постыдным. Его могло вызвать мое раннее программирование и опыт, который не позволяет мне любить себя, ближнего и Бога. Может быть, я провел большую часть жизни так, что только реализовывал свою давнюю программу и опыт. Возможно, я неустойчив благодаря информации, которую я получил в раннем детстве, а затем и в последующие годы своей жизни.
Очевидно, что мы не можем судить о степени ответственности человека. Но мы можем точно сказать, что если человек не любит себя, то он видит перед собой только страдание. Бывает и так, что кто-то из-за своего раннего программирования недоверчив, и не в состоянии честно любить других. Если эти обстоятельства преобладают, то нет никакой надежды на счастье. Такой человек живет в грустном и печальном мире, в котором существует только он. И поэтому я должен дополнить, что его человеческий дух без взаимных отношений с любящим Богом серьезно запущен. И как однажды написал французский писатель Леон Блоу: «Только святые счастливы по-настоящему».
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř",
Продолжение следует.
дева и учитель Церкви
29 апреля
Св. Екатерина Сиенская, дева и учитель Церкви, по-кровительница Италии
29 апреля – праздник
Сиена, 25 марта 1347 г. – Рим, 29 апреля 1380 г.
Вступив в Третий орден св. Доминика, проводила свою жизнь в покаянии и любви к осужденным и больным. Будучи глубоким мистиком, она удостоилась стигматов. Находилась в доверительных отношениях с крупными деятелями своей эпохи, в том числе и с Папой Григорием XI, которого она убедила перенести папскую резиденцию из Авиньона в Рим и от которого получила различные привилегии для своего ордена. Ее важнейшие труды содержат синтез доминиканской, августинской и францисканской духовности и мистицизма, о котором знала не понаслышке благодаря своему внутреннему единению с Богом. Вместе со св. Франциском почитается как покровительница Италии.
Покровительница: Италии, Европы (Иоанн Павел II, 1.10.1999 г.).
Имя: греч. – «чистая женщина».
Символ: кольцо, лилия.
Сегодня для многих как великое открытие звучат слова: «Кризис праведности – кризис государства». Но об этом еще в XIV в. говорила одна юная девушка: «Ни одно государство не может остаться в своих гражданских законах в состоянии благодати без святой праведности». И этой девушкой была Екатерина Сиенская. Она была младшей из 25 детей (не считая сестры-близнеца, умершей вскоре после рождения) почтенного красильщика Джакопо Бенинказа и дочери поэта Лапы Пьяченти. Поскорее и поудачнее выдать замуж – вот о чем мечтали ее родители, когда по обычаям того времени стали беседовать с 12-летней девочкой о браке. Но неизменно отвечала «нет», не взирая ни на какие наказания. И добилась своего. В конце концов, она попросила выделить ей всего лишь одну комнатушку, которая должна была стать ее «кельей» монахини Третьего ордена св. Доминика.
Комнатушка со временем стала местом собраний художников и ученых, монахов, правоведов – все ее гости были более образованы, чем она, и все прислушивались к нежным советам своей «Катюши», как они ее называли. Она старательно училась читать, а затем и писать, но большинство ее писем написаны под ее диктовку чужой рукой. В них она обращалась к Папам и монархам, кожевникам и генералам, домохозяйкам и королевам, и даже к заключенным сиенской тюрьмы, никогда не слышавшим от нее ни единого слова осуждения за совершенные преступления. Нет, Екатерина несла им радость и надежду. Она ставила их страдания рядом со страданиями невинного Иисуса и хотела, чтобы они уподобились Ему: «Смотрите, какой добротой вооружен этот рыцарь!» В насыщенном драматическими событиями XIV в., посреди войн и чумы, Италия и Сиена могут рассчитывать на Екатерину, как на нее рассчитывают жертвы различных несчастий и приговоренные к смерти преступники, например, житель Перуджи Николо ди Тульдо, ужасное отчаяние которого она облегчила перед казнью: «Он подошел, как кроткий агнец, и увидев меня, стал улыбаться, а затем попросил, чтобы я осенила его крестным знамением».
Она ходила в Авиньон как посланница Флоренции с миссией мира к Папе Григорию XI и... побудила понтифика в 1377 г. вернуться в Рим. Екатерина говорила руководителям Церкви все, что думала. Остийскому кардиналу Пьетро она писала: «Я говорила, что хочу видеть мужественного человека, а не труса..., и больший упор в разговоре со Святым Отцом делала на гибель души, нежели города; ведь Богу более нужны души, а не города». Однажды во Флоренции, когда она была со своими друзьями, к ней пришел человек, который должен был убить ее. И она сама представилась ему: «Екатерина – это я. Убей меня и оставь их в покое!» Она подставила шею, и побежденный убийца бежал. Потом Папа Урбан VI вызвал ее в Рим, где часть кардиналов устроила бунт, положивший начало Западной схизме. Но там заболела и умерла в возрасте 33 лет. Екатерину Сиенскую причислил в 1461 г. к лику святых Папа-сиенец Пий II. В 1939 г. Пий ХII провозгласил ее покровительницей Италии наряду со св. Франциском. А в 1970 г. Павел VI присвоил ей титул Учителя Церкви.
1 апреля доминиканцы отмечают праздник стигматов св. Екатерины.
Доменико Агассо
в деревянных башмаках 9
Краков, 10 ноября 2014 г.
Воспоминание о св. Иоанне Павле II (в то время Кароль Войтыла), который работал в годы гитлеровской оккупации (1940-1944) на фабрике «Сольве» простым рабочим.
Пани Богуся Тихонь приехала ко мне с телевизионной группой взять интервью о св. Иоанне Павле II, ее интересовала работа Кароля Войтылы на фабрике «Сольве» в годы гитлеровской оккупации. Она задала мне такой вопрос: «Встречалась ли я когда-либо с кардиналом Каролем Войтылой?». Я ответила, что никогда. Лишь однажды я имела с ним контакт, когда он был в нашем приходе с душпастырским визитом. Лично – никогда.
Я сказала пани Богусе, что воспоминания лет оккупации я записывала по просьбе Господа Иисуса Христа.
Он так тихонечко просил меня: «Я прошу тебя, сделай это для Меня». Он просил меня, поскольку я оставила это дело. Можно было бы предположить, что мотивацией был юбилей 50-летия рукоположения в священники отца настоятеля Рыбы, 1000-летие Крещения Польши и, наконец, просьба о прощении к отцу епископу Каролю Войтыле за то, что его сотрудники с фабрики соды подписали резолюцию, полную негодования, что отец епископ вместе с другими польскими епископами обратился к немецким епископам со словами: «Мы прощаем и просим о прощении».
Но истинной мотивацией была смиренная просьба Господа Иисуса Христа: «Я прошу тебя, сделай это для Меня».
На вопрос редактора Богуси Тихонь: «Разговаривала ли я когда-нибудь с кардиналом Каролем Войтылой?», я ответила, что никогда. Просто я не была готова к визиту телевидения. И тут мне припомнилось.
Был 1963 год.
Отца епископа Кароля Войтылу я знала по рассказам настоятеля прихода Матери Божьей Победительницы в Борек-Фаленцком (район Кракова). В 1940-1944 годах отец епископ работал на фабрике «Сольве» в Борек-Фаленцком простым рабочим. В приходе святого Иосифа, в Подгорье, в 1963 г. проходила епископская визитация, которую проводил епископ Кароль Войтыла. На одну из встреч пошла и я, и приняла участие в Святой Мессе, которую совершал отец епископ. Он произнес короткую проповедь, а в конце вспомнил, что посещает больных на дому. В моем подъезде жила семья Ксёнжек. У них был малолетний сын Антось, он вместе с моим Юреком ходил в садик, который вели сестры францисканки Семьи Марии. Пани Ксёнжек была красивой женщиной, доброй, сердечной, любезной. Когда у нее разболелись суставы, я часто проведывала ее. Она не вставала с постели и очень страдала. Пани Ксёнжек рассказала мне, что во время войны оказалась в лагере Равенсбрюк в Германии. Она была еврейкой, принявшей Святое Крещение. Пани чудом избежала смерти. После войны вышла замуж, тоже за крещеного еврея. У них было пятеро детей, четверо из которых умерли в результате несчастных случаев. Остался сынок Антось. Несмотря на то, что пани Мария была крещеной, она верила слабо. Она испытывала обиду на Господа Бога за то, что должна была столько выстрадать в лагере уничтожения. Она не умела молиться. Антось еще ходил в начальную школу, когда семья Ксёнжек получила жилье на улице Жемесльнича (Ремесленная). Там я тоже посещала пани Ксёнжек. Услышав, что отец епископ посещает больных, я побежала к пани Марии спросить, хотела бы она, чтобы отец епископ посетил ее. Тронутая известием о такой возможности, она, под впечатлением, даже села на кровати. На следующий день, рано утром я пошла к настоятелю с просьбой, чтобы отец епископ посетил Марию. Но он ответил мне, что епископ уже закончил посещение больных. Когда же отец настоятель выслушал историю пани Ксёнжек, то сказал: «Придите около семи вечера и сами попросите отца епископа об этом». Я терзалась сомнениями: «С какими словами я должна обратиться к епископу, будет ли он благосклонен к моей просьбе? Найду ли я подходящие слова?».
В страхе я остановилась перед Церковью. Приехал отец епископ, и я подошла к нему и убедительно попросила о пани Марии, рассказала о ее пребывании в лагере Равенсбрюк во время войны и о том, что там она заработала себе болезнь суставов и теперь очень больна. Отец епископ ответил, что он уже закончил посещение больных, что у него нет времени, и что он не может посетить пани Ксёнжек. Я отошла огорченная. Дети, одетые по-краковски, уже начинали читать стихи, когда отец епископ обернулся и сказал: «Завтра я там буду». Настоятель сказал мне, что отец епископ будет между восемнадцатью и девятнадцатью часами, скорей всего, ближе к девятнадцати.
Следующий день был днем приготовления к посещению епископа. Я принесла Марии мою самую красивую блузку и скатерть на стол. И уже с восемнадцати часов мы ждали прихода епископа. Около девятнадцати часов приехал отец епископ в сопровождении священника. Он долго разговаривал с Марией, гладил ее по волосам и целовал в голову. Утешал ее, плачущую, и обещал молиться. На следующий день от отца епископа пришли две женщины с поручением: пойти с Антосем за покупками. Они должны были купить ему одежду для школы, обувь и другие необходимые вещи. Также пришла сестра монахиня, заботящаяся о больных в приходе, она помыла Марию, причесала и принесла обед на всю семью.
Солнце засияло в этой бедной семье, и явилась любовь, в образе отца епископа Войтылы. У Марии высохли слезы, а на ее устах появилась улыбка.
Спустя некоторое время, я отправилась навестить Марию Ксёнжек. Двери мне открыл ее муж и сказал: «Жены нет». Мне пришла в голову мысль, что, может быть, она умерла. Через несколько дней я снова пошла навестить ее. Я застала ее дома, и она начала мне рассказывать. Отец епископ взял ее на реколлекции для больных в Тшебине. В день выезда двое клириков прогуливались перед ее домом. За Марией Ксёжек приехал пан адвокат. Клирики на руках перенесли ее в машину. В Тшебине она получила уютную комнатку. На столе каждый день были свежие цветы. При комнатах больных дежурили сестры. Ребятишки, нарядно одетые и с цветами в руках, читали больным стихи. Царила атмосфера любви, доброты и приветливости. Мария вернулась оттуда преисполненная счастья, мир ей казался прекрасным. Она сердцем прильнула к Богу и была счастлива, что может страдать ради Господа Иисуса Христа. В последний день реколлекций Господь Иисус Христос был выставлен в Пресвятых Дарах, и епископ Кароль Войтыла, держа монстранцию в руках, благословил больных. Марии выпало счастье поблагодарить отца епископа за его любовь и заботу от имени всех участников реколлекций. Это был 1963 год. С тех пор пани Ксёнжек находилась под постоянной опекой Церкви. Она была преисполнена счастья, когда ее любимый отец епископ стал митрополитом Краковским, в 1968 году – кардиналом, а 16 октября 1978 года – Папой, Святейшим Отцом Иоанном Павлом II. Пани Мария Ксёнжек отошла к Господу, когда кардинал Войтыла стал Папой. Она была святым человеком. После многих лет я встретила ее сына Антося у отцов-редемптористов на Неустанной Новенне. Он пришел в Церковь с четырьмя сыновьями.
1968 г.
Посещение Матери Божьей Ясногорской в образе свечи прихода Матери Божьей Победительницы в Борек-Фаленцком 5 мая 1968 г.
5 мая 1968 года в вечерние часы в нашем приходе должно было начаться Посещение Матери Божьей Ясногорской. Святую Мессу должен был совершить отец архиепископ Кароль Войтыла. У меня было удивительное предчувствие, что во время приветственной речи он обратится к воспоминаниям со времени оккупации, когда он, будучи молодым студентом, работал на фабрике соды в качестве рабочего. Здесь он получил от Господа Иисуса Христа благодать священнического призвания.
Тем вечером в Борек-Фаленцком пронесся ураган. Ветер срывал покровы на полевом алтаре. Песок засыпал нам глаза, а свечи погасли. Я хотела сохранить это приветствие отца архиепископа и решила стенографировать. Я знала, что это будет очень важно. Я уселась на ступеньках, ведущих к ризнице, взяла тетрадь, но писать не могла. Ветер вырывал листы. Мне не удалось записать много. А это было важно, поскольку отец архиепископ говорил о своей работе на фабрике соды в период оккупации. На следующий день один из священников, работающих в курии, позвонил к настоятелю Владиславу Рыбе, чтобы узнать записал ли он эту проповедь.
Отец настоятель об этом не подумал. Все были очень расстроены, потому что отец архиепископ очень редко говорил в проповедях о себе, а на этот раз рассказал многое. На следующий день я возвращалась из Церкви со знакомыми: Юзефой и Станиславом Хебдами. Я призналась им, что очень огорчена, что мне не удалось записать речи отца архиепископа. На это супруги Хебды ответили мне, что их сын Рышард, именно 5 мая 1968 г. купил катушечный магнитофон и взял его с собой в Церковь на торжество приветствия Матери Божьей Ясногорской, чтобы проверить, работает ли он. Он намеревался сразу по возвращении записать песни. С бьющимся сердцем поздним вечером я пошла к Хебдам, – что же мне скажут?.. Если их сын не записал на кассете песни, то на ней должна была сохраниться речь отца архиепископа. К счастью, их сын не успел записать песни. Итак, к нашей радости, на кассете была речь отца архиепископа. Со временем я переписала речь с магнитофонной ленты.
Господь Бог воспользовался этим удивительным случаем, чтобы приветствие отца архиепископа Кароля Войтылы Матери Божьей Ясногорской было сохранено.
Это свидетельство записала 25 февраля 1997 года Каролина Беджыцка.
Проповедь отца Архиепископа-митрополита Краковского кардинала Кароля Войтылы, произнесенная в храме в Борек-Фаленцком помещена в конце книги «Папа с фабрики Сольве». Книга была издана издательством М, Краков, 2004 г.
А описание того, как появились воспоминания, находится в конце книги «Этот человек в деревянных башмаках», которая вышла в свет в издательстве Сестер Лоретанок, Варшава, 2011 г.
Еще одно воспоминание, дорогое моему сердцу, связанно с Каролем Войтылой уже как со Святейшим Отцом Иоанном Павлом II. 8 июня 1979 г. я участвовала в завершении епархиального синода на Вавеле. После Святой Мессы Святейший Отец направился к саркофагу Королевы Ядвиги, которую он канонизировал на Краковских Блонях 10 июня 1979 г. Я находилась рядом с саркофагом и имела счастливый момент, когда Святейший Отец, проходя мимо меня, задержался. Тогда я сказала ему, что я – автор книги «Гнездо, из которого я вышел». Святейший Отец погладил меня по голове и по лицу. Я была очень счастлива.
Каролина Беджыцка – прихожанка Матери Божьей Победительницы в Кракове. Мать пятерых детей, бабушка 16 внуков, прабабушка 23 правнуков. Пани Каролина – редактор воспоминаний рабочих с фабрики «Сольве» о Кароле Войтыле.
Проживает в Кракове.
Священники Казахстана и Средней Азии
56) Егреши Александр. Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) в селе Паладь-Комаровцы Ужгородского района. Родился 8 марта 1892 г. в семье греко-католического священника Емельяна Егреши и Корнелии Грибовской в селе Заднее (в 1960 г. переименовано в село Приборжавское) Иршавского района. Получив среднее образование в Шарошпатакской гимназии (Венгрия), продолжил обучение в Ужгородской духовной семинарии. 27 марта 1921 г. в Ужгородском кафедральном храме был рукоположен в священники епископом Мукачевской греко-католической епархии Антоном Поппом. После рукоположения в 1921-1922 гг. выполняет пастырскую работу как вспомогательный священник в Хусте; в 1922-1925 гг. был настоятелем в селе Пузняковцы Мукачевского района. В 1926-1938 гг. – настоятель в селе Гливичи (теперь Словакия), в 1938-1942 гг. был настоятелем в селе Ярок Ужгородского района, а с 1942 по 1949 гг. – в селе Паладь-Комаровцы.
Признавая его преданную и плодотворную пастырскую работу, епископ Александр Стойка награждает в 1937 г. отца Александра титулом почетного наместника (декана). В начале 1949 г., когда началась кампания по ликвидации Греко-католической Церкви, органы местной власти при активной поддержке сотрудников КГБ пытаются склонить его к переходу в русское православие. Когда это не удалось, о. Александр и его семья были выселены из приходского дома, два младших брата, Иван и Георгий, уже были арестованы, но и после этого он не изменил своего решения. Тогда сотрудники КГБ арестовывают о. Александра в пгт. Среднее, а Закарпатский областной суд 26 мая 1950 г. осуждает его на 25 лет лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества. Побывав в известных тюрьмах-распределителях Львова и Киева, он был вывезен в лагеря ГУЛАГа в Казахстан. В лагере Чурубай-Нура (сейчас г. Абай – прим. ред.) его труд использовался на строительстве различных промышленных объектов. 9 августа 1956 г. о. Александр вернулся из мест лишения свободы домой, инвалидом. Проживал в Ужгороде. Скончался 3 сентября 1959 г. на 68-ом году жизни и 39-ом году своего пастырства.
Согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. отец Александр Егреши был реабилитирован 12 октября 1991 г. Прокуратурой Украины.
Жена о. Александра Егреши, Елена Рошкович, родилась в Ужгороде 18 марта 1894 г. в семье греко-католического священника о. Эммануила Рошковича и Марии Бокшай. Умерла в Ужгороде 3 июня 1942 г. в результате инфаркта сердечной мышцы. (ср. Бендас С., Бендас Д., Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 85-86).
57) Егреши Георгий. Настоятель храма св. Архангела Михаила в селе Бедевля Тячевского района. Родился 31 марта 1901 г. в семье греко-католического священника Емельяна Егреши и Корнелии Грибовской в селе Заднее (с 1960 г. переименовано в с. Приборжавское), Иршавского района. Среднее образование получил в гимназиях городов Мараморош-Сигет, Сату-Маре и Берегово. Затем поступил в Ужгородскую духовную семинарию. 28 августа 1926 г. епископ Мукачевской греко-католической епархии Петр Гебей рукоположил Георгия Егреши в священники в Мукачевской монастырской Церкви на Чернечей горе. После рукоположения в 1926-1928 гг. работает вспомогательным священником в городе Хуст, 1928-1933 гг. был священником в селе Салдобош (с 1946 г. село Стеблевка), Хустского района, а в 1933-1949 гг. – настоятель в селе Бедевля. Признавая его усердную пастырскую работу, епископ Александр Стойка награждает его в 1936 г. титулом почетного наместника (декана). В начале 1949 г. ему, как и всем другим священникам, было предложено воссоединиться с русским православием. Он категорически отверг это предложение, и был арестован сотрудниками КГБ, а областной суд 18 ноября 1949 г. на основании ст. 54-4 и 54-10 ч. 2 УК УССР приговорил о. Георгия к 10 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества. Отсюда он был отправлен в тюрьмы-распределители городов Львова и Киева. Пройдя мучения этих тюрем, оказался в лагерях ГУЛАГа поселка Кенгир (с 1954 г. город Джезказган) Казахской ССР. В лагере поселка Спасское выполнял строительные работы, работал в каменоломне. С 1952 г. в поселке Волынка работал в каменоломне и рабочим по обжигу извести. С 1954 г. – в поселке Актас на стройках и рабочим кирпичного завода. В лагере Караганда-Федоровка его труд использовали на различных строительных работах. Отец Георгий вместо имени в лагерях значился под номером С 11-407, И-Е-63. Из мест лишения свободы вернулся домой в 1955 г. и поселился в Ужгороде. В 1956 г. устроился на работу ночным сторожем при строительстве школы. 1960-1967 гг. работает кочегаром, садовником и охранником ботанического сада Ужгородского университета. С 1967 г. как пенсионер проживает в Ужгороде, а с 1969 г. в селе Среднее (с 1971 г. пгт. Среднее) Ужгородского района. Умер 8 января 1984 г. на 83-ом году жизни и 53-ом году своего пастырства в пгт. Среднее.
Согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. о. Георгий Егреши был реабилитирован 26 декабря 1991 г. прокуратурой Закарпатской области.
Жена о. Георгия Егреши, Марта Эней, родилась 22 февраля 1907 г. в семье греко-католического священника Даниила Энея и Елены Мальцовской в селе Збеньово (Словакия). Вместе с мужем они воспитали двоих детей: Емельяна и Юрия. 1 сентября 1975 г. в результате инфаркта сердечной мышцы она скончалась на 69-м году жизни в пос. Среднее Ужгородского района. (ср. Бендас С., Бендас Д., Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 80-81).
58) Егреши Иван. Настоятель храма св. Николая-Чудотворца в селе Порошковое, Перечинского района. Родился 11 августа 1898 г. в семье греко-католического священника Емельяна Егреши и Корнелии Грибовской в селе Заднее (с 1960 г. переименовано в село Приборжавское), Иршавского района. Получил среднее образование в гимназиях Мараморош-Сигета (Венгрия) и Сату-Маре (Румыния). Продолжил обучение в Ужгородской духовной семинарии. 28 августа 1924 г. в торжество Успения Пресвятой Богородицы на архиерейской Мессе в Церкви Мукачевского монастыря в присутствии 15-20 тысяч верующих епископ Мукачевской епархии Петр Гебей рукоположил в священники семинаристов Ивана Егреши и Дмитрия Поповича. После рукоположения епископ назначает о. Егреши вспомогательным священником в село Терновая, Тячевского района, где в то время был настоятелем 74-летний Алексей Горзов. В 1927 г. епископ переводит о. Ивана вспомогательным священником в село Богдан, Раховского района, настоятель которого 69-летний Алексей Микита, тесть о. Егреши. После смерти 78-летнего тестя в 1936 г. отец Иван был назначен настоятелем этого прихода.
В 1944-1945 гг. был священником в селе Кленовая (Словакия), а в 1945-1949 гг. в селе Порошковое. Признавая его преданную пастырскую работу, епископ Александр Стойка награждает его в 1940 г. титулом почетного наместника (декана). В начале 1949 г. ему, как и другим греко-католическим священникам, которые не согласились воссоединиться с русским православием, было запрещено выполнять любую пастырскую работу, а семью выселили из приходского дома. Сотрудники КГБ 28 августа 1949 г. в день 25-летнего юбилея священства арестовывают о. Ивана (они умышленно выбрали этот день, чтобы повлиять морально), а Закарпатский областной суд 28 ноября осуждает к 25 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества. Пройдя пытки тюрьмы-распределителя, о. Иван был вывезен в лагеря ГУЛАГа поселка Кенгир Казахской ССР. В поселок Рудник, его труд использовался на строительных работах. Из мест лишения свободы вернулся 1 апреля 1955 г. по инвалидности. Вернувшись домой, ему удается устроиться ночным сторожем в Ужгородском зеленгоспе. Изнурительный труд в лагерях пошатнул здоровье о. Ивана. Он умер в Ужгороде 10 мая 1962 г. на 64-ом году жизни и 38-ом году своего пастырства.
Согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. о. Иван Егреши был реабилитирован 24 июля 1992 г. прокуратурой Закарпатской области. Отец Иоанн Егреши в свое время был корреспондентом газет и опубликовал следующие статьи:
Ювілейний Рік в Богдані //Свобода. — №№ 1 — 2. — 1934.
Tiszabogdány Turisták Lapja. — 1939. — 284-285 old.
Жена о. Ивана Егреши, Елена Микита, родилась 27 марта 1905 г. в семье греко-католического священника Алексея Микиты и Елены Негребецкой в селе Нижняя Рыбница (Словакия). Вместе с мужем они воспитали троих детей: Марию (жена о. Шандора Петки, известного художника Закарпатья), Степана и Емельяна. (ср. Бендас С., Бендас Д., Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 81-83).
Продолжение следует
Евгений Стариков
Человек часто ведет борьбу с Богом. Однако она может иметь и позитивное измерение, находящееся в библейском образце пророческих дискуссий или стычек с Богом, нередко перерождающихся в своеобразную и честную молитву.
«Тогда придите и рассудим» (Ис 1, 18). Это приглашение Бога было принято Иаковом (Быт 32, 25-33), Ионой (Ион 4, 1-11), а особенно Иовом (Иов 40, 1-9). Однако надо отличать реального Бога от Его образа в психике человека.
Отсюда берут свое начало такие литературные произведения как, например: «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Вечносущее Евангелие» В. Блейка или «Цветы зла» Ш. Бодлера, хоть и отмеченные своеобразной неоднозначностью, с трудом обнаруживающей игру честности и нечестности, что может быть по своей сути спором или борьбой не только с Богом, но и с образами Бога. В этом случае трудно однозначно оценить гностическое творчество К. Г. Юнга или атеиста Ф. Ницше, которые были сыновьями пасторов, также как творчество и деятельность нигилиста Н. А. Добролюбова или Н. Г. Чернышевского – главного теоретика российского нигилизма 60-ых годов и теоретика атеистического социализма, которые оба были сыновьями православных священников. К. Г. Юнг открыто пишет о том, что уже в отрочестве имел негативный взгляд на Иисуса Христа, а также потерял доверие к библейскому Богу. Церковь была для него местом пыток («Воспоминания, сны и мысли»). Повод для размышлений дает и тот факт, что 60% немецких террористов последних лет происходят из пасторских семей (A. Miller).
Возможно, всех этих людей чрезмерно кормили лжебогословием и неправильным образом Бога. В данном контексте можно говорить об «отравлении Богом» (T. Moser). С уверенностью существует психогенез такого отношения, который может сочетаться с проблематикой образа Бога. Существование и возникновение этих образов происходит из закона человеческой психологии, то есть из потребности всех внутренних переживаний (также религиозных), благодаря опыту общения с другими людьми, особенно с родителями (B. Grom). Всевозможные исследования показывают, что на формирование в раннем детстве образов Бога самое большое значение имеет влияние родителей, как матери, так и отца (Faber, Fraas, Grom, Hubert, Vergote). Связь родителей и ребенка практически переносится на связь ребенка с Богом. Позднее особое значение будет иметь источник чувства их достоинства. Рядом с влиянием родителей, огромную роль играют контакты с другими близкими людьми (дедушкой, бабушкой, воспитателем, учителем религии) и с группами, а также учение религии (объективная информация на тему Бога и Его отношения к людям) и религиозная практика (личная молитва, литургия, катехезы, проповеди или беседы на религиозные темы).
ДЕМОНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ БОГА
Существует много негативных образов Бога или даже демонических образов Бога (K. Frielingsdorf), являющихся, чаще всего, плодом негативных родительских представлений, которые складываются в специфические ключевые модели поведения, ориентированные вокруг негативных или демонических образов Бога. Прежде всего, это (согласно исследованиям, произведенным на основе 591 жизнеописания K. Frielingsdorf) четыре вида образа Бога, которые отличаются друг от друга структурой, свойством и способом воздействия на религиозную жизнь, одновременно сохраняя определенные общие черты (создавая в конкретных личностях разнообразные комбинации).
Первый вид: Образ Бога как демонического, наказывающего судьи (94%), который как будто мстит, не спрашивая о мотивах и причинах поведения, наполняя человека страхом, который чувствует, что будет неминуемо наказан за каждую ошибку. Это напоминает образ дьявольского клеветника, что в Библии является одним из имен сатаны (Откр 12, 10).
Такой образ Бога может быть причиной тяги людей к восточным и оккультным теориям, пропагандирующим, как например Р. Штейнер, теорию неумолимой кармы и реинкарнации, опирающихся на железные принципы радикально немилосердной справедливости и отмеченных безоговорочной необходимостью космического закона возмездия. Однако, с другой стороны, выбор оккультизма в этом случае может быть своеобразным «гностическим реагированием», когда личность Бога признана как вредоносный и извращенный Демиург, а безличностный космический закон, несмотря на его железное давление, воспринимается легче, чем проблематичная – для гностика – требовательная Доброта Бога. Такой образ Бога может вызвать «атеистическое реагирование» где, как в мире гнозы, причиной отказа от Бога является возмущение пережитым злом. Также неслучайно в сатанизме сатана интерпретирован по-гностически, как освободитель от рабства зла и страдания (физического зла).
Второй вид: Образ Бога как демонического «бога смерти» (74%), которого можно было бы назвать «демоном смерти». Также реальные – согласно христианскому Откровению – демоны, то есть духи уничтожения (Асмодей, злой дух, Уничтожитель, Apollyon (гр), Abaddon (евр), Exterminas (лат): Тов 3, 8; 1 Цар 24, 16; Прем 18, 25; Откр 9, 1; сравни также Ин 8, 44; 1 Кор 10, 10; 15, 26; Евр 2, 15), постоянно пытаются снова перетянуть человека со стороны Бога жизни на сторону смерти. Употребляя при этом несущую смерть информацию, воспринятую от родителей, что напоминает структуру черной магии (уничтожающей магии в форме своеобразной магии смерти). С точки зрения душпастырства на тему оккультизма (K. Koch, G. Amorth), много проклятий, брошенных родителями на детей, имеют характер специфического, остаточного магического ритуала, связывающего детей с силами тьмы.
«Бог смерти», противостоящий не только живому Богу, но и вообще самой жизни, может вызвать компенсаторные реакции – преувеличенные, неконтролируемые и отмеченные духом мести в направлении витализма, натурализма, гедонизма – часто облечённые в идеологию сатанизма (А. Ш. ЛаВей).
Третий вид: Образ Бога как демонического «бога достижений» (63%), который ненасытен в своих требованиях. Наверняка он является богом перфекционизма порождающего нервозность и богом «болезненной амбиции», разоблачённым в образах невроза К. Хорни, которая сравнила свой образ невроза с пактом с дьяволом (нервоз о развитии человека). Такой образ Бога прекрасно вписывается в распространенную сегодня «философию успеха», пропагандируемую средой политического либерализма и Нью Эйдж. Впрочем, она является чертой западной послевоенной культуры, подпитываемой с раннего детства (что было показано, например Э. Эриксоном), вплоть до профессиональной и личной жизни. Суть мошенничества заключается здесь не только в том, что кажется добром, но и само добро, которое временами достигается мотивировкой успеха ценой какой-либо психопатологии, и даже обречением себя духовно и религиозно (ср. Мк 8, 37-38). Особенно, если над отношением мотивировки успеха господствует образ Бога, который оценивает значение человека по его достижениям (поэтому стремление к успеху представляется как обязанность человека, который в случае нереализации этих достижений будет наказан). Это своеобразный образ «демона тьмы» (типичный образ для сатанизма и оккультизма), опирающийся на специфическую заменяемую торговлю, где признание и так называемую «награду» получают от Бога только ценой исключительных и выдающихся достижений.
Четвертый вид: Образ Бога как демонического «бога-бухгалтера» (52%), понимаемый в этом случае как «страшное контролирующее управление», которое видит всё насквозь. Это педантичный бог закона, сторож предписаний, который «всё очень подробно записывает на квитанции жизни». Это «шпион», «сторож морали», «полицейский», «бог должников». Этот «бог-бухгалтер» сочетается с безжалостным «богом-судьёй» и с «богом достижений». Существует связь между поведением родителей и «богом-бухгалтером»: мать информирует отца о плохих поступках детей, а отец – наказывает. Это порождает навязчивые идеи и дух мщения. Некоторые убийства родителей детьми-подростками (подобное всё чаще происходит в последнее время) можно объяснить в ключе возмездия за причиненный вред или в духе своеобразной инициации (посвящения) освобождения, нередко припечатанного ритуалом сатанистической идеологии, которая всегда подчеркивает ненависть к родителям.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
И ПРОФИЛАКТИКА
Чтобы освободиться от негативных или демонических образов Бога, надо противостоять – смело и невзирая на страдания – собственному подсознанию, чтобы разоблачить такие образы Бога, прежде всего открыв их происхождение (раннее детство, влияние родителей). Уже сама конфронтация действует исцеляюще. Нередко надо осмелиться выразить внешне (например, используя терапевтические техники) придушенную агрессию, сожаление или бунт против Бога, имеющий в этом мире психологический характер, хоть не всегда это понятно до конца. Отсюда неизгладимая неоднозначность не только «психотерапии Бога», но любой психотерапии, где можно спутать образ Бога с Богом, а измерение психологическое с измерением духовным.
Чтобы нейтрализовать негативные модели поведения, сосредоточенные вокруг образов Бога (и тем самым закрепленные), надо работать над позитивно исцеляющими – настоящими, евангелическими – образами Бога. Однако здесь речь идет о переходе от закодированного в детстве пра-недоверия как фундаментальной версии, к пра-доверию. Только такая разработка психологического уровня позволит принять образ Доброго Бога (Бог Отец-Опекун, Добрый Пастырь, Бог как мать, Человеческий Бог, Сострадающий и т. д.) без отвращения и подозрений, которому можно глубоко, по-настоящему и всем сердцем довериться, чтобы получить своего рода «новое сердце». На исцеляющееся или хотя бы более яркое состояние человеческой натуры (исцеляющееся как будто самостоятельно) можно потом наложить исцеляющее и духово преображающее действие благодати, творящей «новую жизнь». Ибо «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» (Ис 40, 31). Такое доверие является выражением свободы человека, который, несмотря на психологические трудности, всегда может выбрать Бога.
В христианском воспитании для передачи образа Бога существенны, следующие предположения:
Первое. Бог – это мой Бог, важный для меня и для моей жизни, который любит меня и верно мне сопутствует (также и в смерти), вплоть до вечной Отчизны в общине с Ним.
Второе. Бог – есть одновременно Бог универсальный, больший, чем мир, независимый от мира, не связанный законами природы и течением земных дел, существующий для всех людей.
Третье. Бог – «Кто-то абсолютно другой», недоступная Тайна, которую человек никогда не измерит и не исследует.
Определив эти положения, мы должны соединиться друг с другом в стабильных отношениях, потому что в противном случае можем дойти до фальсификации образа Божия (K. Frielingsdorf).
o. Александр Посацки
доктор богословских наук
кандидат философских наук
Перевод: с. Марина Юрченко
Ингредиенты:
2 литра бульона (морковь,
петрушка, сельдерей)
500 мл. ржаной закваски
300 г колбасы
200 г бекона
1 большая луковица
2 ч. л. хрена
2 зубчика чеснока
3 ст. л. сметаны 20%
майоран
соль и перец (по вкусу)
сваренные вкрутую яйца
Закваска для похлёбки
• В банку насыпать 7-8 ложек ржаной муки
• Залить муку 0,5 л. теплой кипяченой воды
• Добавить 3 зубчика чеснока и корку
черного хлеба
• Прикрыть банку тканью и отставить на 4-5 дней (помешивая один или два раза в день)
• Такая домашняя закваска должна иметь
приятный, сильнокислый вкус (будьте внимательны, чтобы закваска не заплесневела)
• Ее можно хранить в холодильнике в закрытой банке
Приготовление похлёбки
1. Приготовление бульона начинается с отварки овощей. После того, как овощи сварятся, их необходимо отцедить.
2. На сковороде обжарить нарезанный кубиками бекон, а когда из него начнет вытапливаться жир, добавить нарубленный кубиками лук и жарить на среднем огне, до тех пор, пока бекон и лук красиво подрумянятся.
3. К горячему бульону добавить содержимое сковороды, а также колбасу и варить на слабом огне в течение 30-40 минут пока не появится ярко выраженный мясной вкус и аромат.
4. К приготовленной базе добавить закваску (хорошо размешать). Для начала только половину, чтобы похлёбка не стала слишком кислой. При необходимости закваску можно добавить для получения желаемого вкуса.
5. Затем в кастрюлю добавить слегка раздавленные дольки чеснока, две чайные ложки хрена, но прежде всего майоран. Приблизительно одну столовую ложку майорана при добавлении в суп сильно растереть в ладонях.
6. Еще несколько минут варить суп на слабом огне, а в самом конце, при снятии кастрюли с огня, добавить сметану. Помни о том, что сметану надо обязательно залить несколькими ложками горячей похлёбки, хорошо размешать, и только потом вливать в кастрюлю.
7. Перед подачей нарезать колбасу ломтиками, а суп приправить по вкусу солью и перцем. Подавать со сваренным вкрутую яйцом.
Песочное тесто на пасхальную мазурку
300 г муки
200 г масла
100 г сахарной пудры
2 яичных желтка
2 ст. л. сметаны
На кухонной доске измельчите сливочное масло с мукой и сахаром. Добавьте желтки и сметану, и перемешайте до получения однородной массы. Песочное тесто необходимо охладить в холодильнике в течение часа. Затем 2/3 теста выложите в одной большой или в двух маленьких формах, и прокалите его в нескольких местах вилкой. Из оставшейся 1/3 теста сформируйте края пирога. Выпекайте 15-20 мин. при температуре 200 °.
Глазурь на пасхальную мазурку
1 стакан сметаны 20%
2 стакана сахара
ванильный сахар (1 упаковка)
цедра одного большого лимона
Сметану с сахаром и ванильным сахаром подогрейте в маленькой кастрюле, доведите до кипения и варите на слабом огне около 10 мин. К массе добавьте лимонную цедру, и распределите по песочной основе.
Украшение для пасхальной мазурки
Это самый приятный этап приготовления. Пасхальная мазурка не может быть пустой! Для украшения используйте различные компоненты, перечисленные в начале. Традиционные узоры для пасхальной мазурки, это цветочные или праздничные мотивы. Лепестки цветов, шарики, сережки, украшения имитирующие половинки миндаля, а также стебельки, которые можно нарисовать расплавленным шоколадом, используя кондитерский шприц. Из миндальных лепестков можно выложить более сложные узоры: зайчиков и пасхальных барашков. А также можно сделать праздничные надписи, например: Аллилуйя.