ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(293)'20


Архиепископ Шевчук: Божественная любовь источник жизни и мира

В воскресенье, 15 декабря 2019 г, на торжественной литургии в греко-католическом храме Покрова Пресвятой Богородицы в Караганде протоиерей Василий Говера вступил в должность апостольского администратора Апостольской администратуры для греко-католиков Казахстана и Средней Азии, учрежденной Папой Франциском 1 июня 2019 г.
Чтобы ввести его в эту должность, Казахстан специально посетил Блаженнейший архиепископ УГКЦ Святослав (Шевчук), который пробыл в нашей стране с 14 по 16 декабря. В этой литургии приняли также участие апостольский нунций в Казахстане Фрэнсис Ассизи Чулликатт, архиепископ Кирилл Василь, секретарь Конгрегации по делам восточных церквей, родные братья о. Василия епископ Иосафат Говера и протоиерей Андрей Иван Говера, а также римо-католические епископы: епископ Ежи Мацулевич из Узбекистана, апостольский администратор Киргизии о. Энтони Коркоран, епископ Иосиф Верт из Новосибирска, епископ Аделио Дель Оро из Караганды, епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра из Алматы, архиепископ Томаш Пэта и епископ Атаназиус Шнайдер из Нур-Султана, апостольский администратор Атырау о. Дариуш Бурас и священники.

16 декабря в соборе Св. Иосифа в Караганде архиепископ Святослав вместе с епископом Карагандинским Аделио Дель Оро отслужил заупокойную службу у гроба епископа Александра Хиры. По завершении литургии Его Блаженство предложил добиваться статуса малой базилики для этого собора, в чем его поддержал епископ Аделио, который признался, что сам давно думал об этом.

___________________

 

 


– Ваше Блаженство, главная цель Вашего приезда в Казахстан – объявить об учреждении Апостольской администратуры Казахстана и Средней Азии для верующих византийского обряда и назначении ее предстоятелем митрофорного протоиерея о. Василия Говеры. Что, по-Вашему, это событие изменит в жизни местных греко-католиков и христиан вообще?

– Прежде всего, это событие стало возможным благодаря инициативе Папы Франциска. Это он своей властью создал эту апостольскую администратуру для верующих восточного обряда Казахстана и Средней Азии. Булла Понтифика содержит слова, разъясняющие его волю: для чего и с какой целью это было сделано. Святой Отец говорит, что администратура создается с целью лучшего окормления и развития греко-католических общин в этом регионе и обеспечения всех необходимых средств душепопечения местной паствы.

Какие надежды мы связываем с этим событием? Во-первых, новая администратура – это один из способов организации уже существующих общин, т.е. это не свалившаяся вдруг с небес какая-то совершенно новая действительность. Скорее наоборот, наши приходы, которые действуют здесь уже много лет, получают возможность лучшей организации и объединения в одну структуру.

Конечно же, провозглашенное на бумаге должно еще воплотиться в реальность. Апостольская администратура, как отдельное юридическое лицо, должна быть еще признана государством, должны еще заработать механизмы, которые объединяли бы в единое целое разрозненные приходы, действующие в Казахстане – в Караганде, Павлодаре, Нур-Султане, Алматы и т.д. С объединением их в одну структуру открываются новые возможности и для обеспечения их священниками, расширения присутствия наших монашествующих, т.е. мы надеемся, что лучше будет организована уже существующая жизнь католиков византийского обряда в этой части мира.


– Вы только что молились у гроба епископа Александра Хиры, который, как известно, освятил эту церковь (Св. Иосифа в Караганде) и вообще многое сделал для становления этого прихода и Католической Церкви в Казахстане. Что Вы чувствовали, находясь в этом храме?

– Во-первых, здесь следует особенно отметить, что Александр Хира, как, впрочем, и
о. Алексий Зарицкий, были греко-католиками: первый – епископом, а второй – священником. Фактически, оказавшись узниками Карлага, они начали служить таким же узникам, как они сами, помогать ближнему и, конечно же, служить в качестве священнослужителей. И хочу подчеркнуть: греко-католические епископ и священник служили даже в латинском обряде, потому что, когда Церковь преследуется, когда все церковные структуры упразднены, тогда принадлежность к тому или иному обряду становится относительной. Конечно, те или иные традиции соблюдаются, я бы сказал, даже сильнее, чем в условиях свободы. Но, когда Церковь терпит преследования, мы понимаем, что вне зависимости от обряда, от национальности добро нужно делать всем – всем нуждающимся, всем страдающим, всем больным, всем умирающим… И Александр Хира – это как раз-таки наглядный пример того, как это здесь происходило.

Лично я сегодня глубоко духовно ощущал присутствие владыки Хиры. Почему? Потому что он не только стал фундаментом Римско-католической Церкви в Казахстане, но и внес огромный вклад в организацию подпольной Греко-католической Церкви в Украине, т.е. Караганда имела значение не только локальное, была важна не только для Казахстана, но для всего Советского Союза. Тогда не было границ между Украиной, Россией, Казахстаном, Средней Азией… Сибирь, Дальний Восток… – всё это было единое пространство – пространство человеческих страданий и гонений на Церковь. С Западной Украины приезжали сюда к вам, в Караганду, чтобы рукополагаться подпольно в епископы, священники, и потом разъезжались по всему Советскому Союзу.

Особо важное значение это имело для нас, греко-католиков, потому что мы не могли служить открыто, в храмах. А эта церковь Св. обручника Иосифа, отличалась как раз-таки тем, что после ее освящения первые несколько лет греко-католические священники открыто, в восточных облачениях служили здесь литургию в византийском обряде, пока власти не спохватились и уже перед горбачевским периодом не запретили.

Поэтому этот храм Св. обручника Иосифа имел и имеет очень большое значение для нашей Украинской Греко-католической Церкви. Поэтому я сегодня приехал сюда, чтобы отслужить литургию в этом храме, где молились мои священники, мои предшественники, где молились наши блаженные, святые епископы и отцы, и чтобы помолиться у могилы епископа Александра Хиры, процесс беатификации которого как раз начался. Мы молимся об успешном завершении этого процесса.

Но есть одно условие… Всех ваших читателей мне хотелось бы просить: если у Вас есть какие-то потребности – духовные, физические, молитесь Богу по заступничеству Александра Хиры и, пожалуйста, сообщите обо всех тех благодатях, которые по его ходатайству Господь вам ниспошлет. Потому что зафиксированный факт чуда – это необходимое условие успешного процесса беатификации. Почитание этого святого мужа очень важно для того, чтобы данный процесс проходил надлежащим чином.

И сегодня я также внес такое предложение, чтобы этот храм Св. Иосифа был провозглашен малой папской базиликой. Сегодня Папа Франциск уделяет особое внимание таким вот маленьким, но значимым храмам. Например, в Одессе в этом году произошло похожее событие: маленькая церквушка, построенная во времена гонений… – не большой Кафедральный собор, а именно маленькая церквушка, – получила статус малой базилики. Тем самым Святой Отец Франциск хотел подчеркнуть значимость не только больших и красивых соборов, но и таких маленьких храмов, сыгравших большую духовную роль в жизни Церкви.

Конечно же, этот статус, во-первых, обратит внимание на этот храм, поможет всем нам сберечь память о нём, поможет нам передать эту славную историю новым поколениям. Ведь большей части молодежи сегодня все эти рассказы о преследуемой Церкви, о временах коммунистического режима кажутся какой-то легендарной былиной. Сегодня никто из них не представляет даже, что Церковь может быть гонимой. Поэтому мне кажется, что присвоение этому храму такого статуса будет иметь большое педагогическое и евангелизационное значение. И думаю, что сюда, к вам в Караганду, будет приезжать множество людей со всего мира, множество людей, в жизни которых эта церковь сыграла важную духовную роль, многие из бывших узников Карлага и их потомков, получивших духовную благодать в стенах этого храма.


– Вчера во время литургии в церкви Покрова Пресвятой Богородицы Вы говорили на проповеди, что бл. Алексий Зарицкий был каким-то образом связан с Вашей семьей…

– Родители Алексия Зарицкого дружили с моими бабушкой и дедушкой. Помню, как его родной брат почти ежедневно приходил к нам в гости, как он читал стихи Шевченко – на память «Кобзаря»! Меня всегда восхищало это…

Когда Зарицкий вышел на свободу после первого срока и заключения и вернулся в Западную Украину, то первое время жил в доме моих бабушки и дедушки и служил там подпольно литургию. А мой дедушка был портным и, по его собственным рассказам, шил священнические облачения и рясу для о. Алексия.

Для нашей подпольной Церкви в Украине и, в частности, для моей семьи присутствие Зарицкого было очень важно по многим причинам. Прежде всего, то были времена, когда у нас не было своих священников, и мы не знали, выживет наша Церковь или не выживет… Появлялись различные раскольники… Например, была такая апокалиптическая группа «кающихся», отмежевавшаяся от прочих верующих. И о. Алексий приехал и разъяснил всем, как в действительности выглядит подпольная Церковь, кто наш митрополит, кто наш епископ, как Иосиф Слипый перед отъездом в Рим, а точнее перед своим изгнанием из Советского Союза, назначил своих наместников, как бы администраторов, которым делегировал свои митрополичьи и епископские полномочия. И сам Алексий Зарицкий как раз-таки был одним из таких администраторов, которому митрополит Слипый делегировал свои полномочия для душпастырского служения здесь, в Казахстане и Средней Азии.

Обо всём этом я знал еще маленьким ребенком по рассказам моих бабушки и дедушки, потому что они дружили с семьей Алексия Зарицкого, и я обязан этим рассказам, этой духовной дружбе своим призванием, так как в советские времена об этом нельзя было прочитать ни в книгах, ни в газетах, ни услышать по радио или увидеть по телевизору.


– А как Вы видите роль Греко-католической Церкви в жизни христианских Церквей по всему миру и, конечно же, в экуменическом диалоге между православием и католичеством?

– Миссия нашей Церкви – это быть несмолкающим пророческим гласом, призывающим всех христиан к единению. Даже сегодня, на этой литургии присутствовали православные священники, которые очень внимательно наблюдали, как мы молимся, как поют наши семинаристы, как чинно служит наш диакон… И потом, после литургии, они мне сказали: «Вы молитесь точно так же, как мы!» Но у нас есть одна особенность: мы причащаемся вместе из одной чаши одного Тела Господня с братьями и сестрами латинского обряда, т.е. наше служение, наше присутствие является знаком того, что христианское единство возможно, что это не просто какая-то идея богословов или церковных политиков, это – заповедь Христа, это – Его воля, Его молитва: «Да будут все едино».


– Мы знаем, что Вам часто доводится встречаться с Папой Франциском. Не могли бы Вы немного поделиться Вашими впечатлениями от этих встреч?

– Мы познакомились с будущим Папой Франциском еще в Аргентине, куда я, молодой еще тогда 38-летний епископ, приехал, чтобы послужить Греко-католической Церкви в этой стране. И, конечно, из Украины попасть в Аргентину и еще быть католиком восточного обряда среди латиноамериканской культуры – это просто невыполнимая миссия. И вот в то время, когда я туда приехал, наша епархия входила в состав митрополичьего округа архиепископа Буэнос-Айреса. И кардинал Бергольо был моим непосредственным начальником. Тогда мы с ним и встретились впервые.

И знаете, за что я ему благодарен? За то, что он научил меня тому, что значит быть епископом сегодня. Часто мы думаем, что епископ, как фараон, как принц, который носит богатые облачения, восседает на престоле, все ему руки целуют, все его слушаются, беспрекословно выполняют его приказания… Но это всё огромная ложь!

Мне навсегда запомнились слова Бергольо: «Епископ – это, в первую очередь, слуга других, слуга бедных и нуждающихся». Епископ – это не фараон и не принц, это последний из всех слуг. И он говорил мне: «Ты должен понять, что призван здесь служить самому последнему… Кто тут последний в нашем обществе, ты – его слуга».

Для меня это было огромное открытие и огромная помощь. И я скажу вам, что это стало моей радостью. Конечно, если кто-кто думает: «Мне приходится отказываться от моих привилегий», то его ждет только грусть и печаль. А я никогда не грустил, потому что никогда не претендовал на какую-то власть или что-то еще. Единственное, на что я претендовал – это быть ближе к людям, а это всегда возможно, потому что люди всегда близко. И такая свобода от претензий на власть, богатство и т.д. дала мне огромную силу.

Мне никогда и в голову не приходило, что я стану главой моей Церкви, что через несколько лет меня, как младшего из всех епископов нашего синода, изберут, чтобы быть первым, и с конца света, из Аргентины позовут обратно в Киев.

То есть я благодарен кардиналу Бергольо, сегодняшнему Папе, за то, что он научил меня правильно понимать смысл моего служения.


– И теперь такой вопрос, возможно, не столько религиозный, сколько относящийся к политике… Все мы знаем о тех трагических событиях, которые последние шесть лет происходят на Украине. Мы здесь, в Казахстане, в силу нашего общего советского прошлого чувствуем некую родственную связь со всеми сторонами этого конфликта. Скажите, как Вы, как христианин, воспринимаете происходящее?

– Честно говоря мы в Украине никогда даже в самом страшном кошмарном сне не могли себе представить подобное… И та война, которая идет сегодня у нас в стране – это огромная боль для нашего народа. И это война не между народами, потому что украинцы и русские не хотят воевать друг с другом. Это война между двумя проектами будущего, один из которых предполагает восстановление необъятного Советского Союза…

И мне хотелось бы сейчас раскрыть для всех объятия мира: давайте ценить свободу, давайте уважать независимость друг друга и, исходя из этих принципов, строить наши добрососедские отношения. Если мы поймем, что призваны сегодня быть добрыми соседями, любить друг друга такими, какие мы есть, то это станет рецептом мира для будущих поколений.

Каждый народ, каждое государство имеет право на уважение соседей и международного сообщества, каждый народ имеет право сам избрать путь своего развития, а соседи должны дружелюбно уважать выбор того или иного народа.


– И в заключение, что Вы хотели бы пожелать всем казахстанцам, в том числе и живущим здесь христианам, в этот день независимости, который мы сегодня празднуем?

– Наш Спаситель Господь Иисус сказал так: «По тому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете любить друг друга». Мне хотелось бы всем Вам пожелать большой любви, настоящей любви…, не сантиментов, которые сегодня есть, а завтра нет, как хорошая или плохая погода, а божественной любви, которая является источником жизни и мира. По-настоящему любите Господа Бога всем своим сердцем, всей своей душой, всеми своими мыслями, всеми своими желаниями, а ближнего своего – независимо от того, какой он национальности, в какую церковь он ходит, какую религию исповедует, – любите, как самого себя.

– Ваше Блаженство, спасибо Вам!

АН, МХ