ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(293)'20


Человек с большой душой

11 января этого года почила в Боге сестра Евхаристического Иисуса Марта Матильда Ретер - истинная свидетельница веры, которую не сломили все выпавшие на её долю жизненные трудности. Похороны дорогой сестры Матильды прошли 14 февраля 2020 года в Караганде в храме Марии-Матери Церкви (на Фёдоровке). Заупокойную службу провёл епископ карагандинский Аделио Дель Оро. Ниже о её нелегкой, но полной мужества и света судьбе рассказывает её племянница Эмма Ретер.





Матильда появилась на свет в многодетной семье Марии и Адама Ретер 13 июля 1922 г. Она была седьмым ребёнком из девяти детей. В возрасте восьми лет Матильда заболела менингитом, что впоследствии сказалось на её росте.
В стране был голод, и мама всё же решилась отдать Матильду в школу, так как там для детей варили суп из макарон, присланных американцами. Только так она могла спасти её от голодной смерти. Учитель знал о перенесённой девочкой тяжёлой болезни, но из жалости позволил ей учиться. Так она окончила четыре класса.
Матильда лично пережила репрессии своего народа, раскулачивание своей семьи, а ту страшную ночь, когда постучали в дверь и забрали её отца и брата, она помнила всю свою жизнь. Лишь в 90-ые годы семья узнала, что в ту же ночь они погибли.
Так как мужчин в посёлке оставалось мало, Матильде пришлось в 15 лет начать трудовую деятельность в колхозе. В годы Второй мировой войны она работала у одного немецкого хозяина по имени Ляйс. В 1944 г. Матильду вместе с сестрой Аделиной выслали в Германию. Там она попала в хорошую семью Ригер под Гамбургом, где она работала на ферме.
В 1945 г. Управление уполномоченного Совета народных комиссаров по делам репатриации граждан СССР из Германии и издало указ о возвращении вывезенных немецкими оккупационными властями лиц в Советский Союз для восстановления страны. Семья Ригер не хотела расставаться с Матильдой, и они долго прятали её. Но, в конце концов, Матильду вместе с сестрой и множеством других людей загнали в вагоны для скота, в которых даже не было, где сесть. Так все стоя и ехали, даже не зная, куда именно, восстанавливать разрушенную страну.
Матильду поздней осенью 1945 г. привезли на Урал, в Свердловскую область, и отправили на лесоповал в г. Невьянск. Там на принудительных работах она провела 15 лет как немка, враг народа и предатель, хотя её против воли заставили покинуть свой посёлок и вывезли в Германию. Но Матильда не сломалась. Она очень ответственно относилась к своим обязанностям, несмотря на нечеловеческий труд с раннего утра до позднего вечера.
После смерти Сталина, когда сняли комендатуру, Матильда вместе с сестрой Аделиной уехала в Казахстан, в Карагандинскую область, посёлок Сортировка. Там она жила в железнодорожном вагоне и работала во вредном пимокатном цеху Сапоговаляльной фабрики около
15 лет, пока не вышла на пенсию.
В 1972 г., в возрасте 50 лет, Матильда серьезно заболела - сказались последствия тяжёлого и вредного труда. Она жила одна, а потому хотела работать дальше, чтобы заработать пенсию побольше и содержать себя. Но врачи сказали, что в этом случае, пусть даже с большей пенсией, долго она не проживёт, лучше ей выйти на пенсию сейчас, отдохнуть и жить дольше. Она решилась на второе, шесть лет старалась восстановить здоровье и отдыхала от всего пережитого.
В 1978 г. Матильда купила себе новую сумочку, положила в неё розарий и пошла помогать Церкви. Для неё началась новая жизнь. Она помогала разбирать землянку, на месте которой потом был построен храм Св.
Иосифа в Караганде, а затем помогала и в самом строительстве. Каждый день она вместе с другой прихожанкой Марией-Евой была на стройке, чистила кирпичи, подавала раствор и инструменты.
Как-то раз на неё обратила внимание евхаристка с. Моника и предложила ей присоединиться к ним. Матильда с радостью поступила в новициат вместе с Кларой Ритер, Флорой Штивих и Анной Мерковской в доме в Майкудуке [прим. ред.: район Караганды].
Так как она много помогала в приходе, то оставалась ночевать вместе с Марией-Евой в церковной кочегарке. Они чистили дорожки вокруг храма рано утром и смотрели за порядком. Однажды об их ночевках в кочегарке узнал о. Альбинас [прим. ред.:
в то время настоятель прихода Св. Иосифа], и это очень обеспокоило его. Он считал, что это слишком опасно и запретил им жить там. В это время умерла с. Агутя, которая вела домашнее хозяйство священника, и он предложил Матильде занять её место. Та сначала сильно испугалась и ответила, что, наверное, не справится. «Ведь для священника, наверное, надо уметь готовить очень хорошо», – думала она. Но о. Альбинас её успокоил и сказал, что ему не нужно ничего особенного. Достаточно, если она по понедельникам будет варить ему капустник, и ему хватит этого на всю неделю. Матильда согласилась, но при этом заявила, что для священника она одни капустники варить не будет. Сестра Моника давала ей рецепты или сама объясняла, как и что варить, и так она со временем постепенно стала хорошим поваром для о. Альбинаса, а позднее и для множества других людей. Бывало, что у священника по воскресеньям гостило по сорок человек, но Матильда уже умела и сварить, и испечь, и накормить, и обслужить.
На кухне она провела 40 лет. В последние годы пусть и из последних сил, но не забывала о своей обязанности, так как, подобно Марфе из Евангелия, видела свою задачу и призвание в том, чтобы служить другим людям добром, вниманием и заботой.
Мы навсегда сохраним в своей памяти воспоминания о с. Матильде как о человеке и монахине с большим сердцем и большой душой!
Эмма Ретер

Долгие годы Сестра Матидьда провела в монастыре Сестер Евхаристок на Федоровке в Караганде. Она смиренно служила бедным детям и взрослым, даруя им любовь в своей улыбке, в заботе о них, в молитве за них. Когда она уже не могла ходить в церковь из-за болезни, она дарила Богу свою болезнь и слабость в жертвенной молитве за нас всех. Так пусть Господь, Которому она отдала свою жизнь, дарует ей вечное счастье и утешение в нескончаемой Божественной любви.




Проповедь епископа Аделио Дель Оро на похоронах с. Марты (Матильды) Ретер SIE

Величит душа моя Господа;
и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём, ибо призрел Он на малость рабы Своей: отныне блаженной назовут Меня все роды.

 

Вот и мы, дорогая сестра
Матильда!

Я предложил тебе отпраздновать 100 лет здесь, на земле, но ты предпочла иное, и таким образом ты, через твою любимую Мать Марию, полетела в объятия Иисуса.
Мы все здесь, чтобы сопровождать тебя в этом твоём переходе к вечности, и сегодня ты улыбаешься, в конце твоего долгого земного путешествия, потому что на другом берегу великой реки ты нашла своё окончательное жилище, как гласит прекрасная французская песня «Старый странник»:
«Вот конец моих страданий, и отдых моего старого тела:
вот награда, обещанная Богом за мои страдания.
Я иду там, среди ангелов, забыв все свои заботы,
я иду проводить время в хвалах, бесконечно благодаря Иисуса».
В глазах мира, дорогая сестра Матильда, ты неизвестна и, возможно, также многим людям из Фёдоровки, но именно в этом заключается секрет твоей жизни: в твоём сокрытии, в твоём смирении. Ты никогда любила хвалить себя.
Швейцарский мистик, Адриенне фон Шпейр, сказала: «Святость не заключается в том, что человек даёт всё, а в том, что Господь берёт всё».
Здесь, в Фёдоровке, вместе с сестрой Моникой, за долгие годы вы были ангелами, которые обняли многих детей из этого района города и передали им, вместе с хлебом, тепло любви Иисуса и Марии.
Но ты, сестра Матильда, делала это в абсолютной сдержанности и в активном молчании и молитве, как когда ты разводила попугаев и канареек, обрабатывала огород или беспрерывно готовила, чтобы прокормить это множество детей, которые ежедневно приходили к Вам домой. И это ты делала просто, потому что видела в лице этих нуждающихся детей лицо Самого Иисуса.
Ты умирала для себя, чтобы принадлежать только Ему: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2, 19-20).
«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою… так как Сын Человеческий не [для того] пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 26-28).
Истинное смирение порождает святость.

Бог хочет иметь возможность использовать нас для Своей славы и для Своих целей, и мы все должны быть сознательными в этом. Смирение заключается в том, чтобы использовать наши таланты и способности под руководством Бога, и воздавать Ему честь и славу за то, что было достигнуто в нашей жизни и посредством нашей жизни.
У тебя, сестра Матильда, не было никакого другого интереса, кроме как исполнять волю Божью, и ты знала, что ценность твоей жизни не зависела от суждения людей, а от того, что ты была драгоценна в очах Иисуса.
Поль Клодель в драме «Извещение Марии» заставляет говорить Анну Веркор: «Разве назначение жизни – жить? Разве ноги детей Божиих прибиты к этой убогой земле? Не жить, но умереть! И не только вытесать крест, но взойти на него и отдать всё, что у нас есть, – отдать, улыбаясь! В этом радость, в этом свобода, в этом благодать, в этом бессмертная юность! … Чего стоит весь мир в сравнении с жизнью? И чего стоит жизнь, если её не отдать? И к чему терзать себя, когда так просто послушаться?». И дальше: «Не камень выбирает себе место, но Мастер работ, который избрал его».
«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин 12, 24).
Пшеничное зерно твоей жизни упало в землю, и теперь Иисус говорит тебе: «Ты дорога в очах моих» (Ис 43, 4), поэтому приди в мои объятия.





.