«Верую в… прощение грехов»
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №2(294)'20
- Опубликовано 20.02.2020 21:53
- Просмотров: 596
«Верую в…прощение грехов»
Условие прощения – не самоунижение, а признание истины
Одной из основных характеристик Церкви является то, что она – это сообщество людей, которым было прощено и которые должны прощать. Условие этого прощения – не самоунижение, а признание истины: я признаю, что да, я ошибся. Это хорошо описано в 2 Цар 12, 1-14, где Давид признаёт свою вину. С одной стороны, прощение – нечто абсолютно необходимое для жизни, а с другой, труднодостижимое. Коммунистический режим не знал прощения: он допускал лишь самокритику и последующее «снисхождение», но никто никогда не говорил: «Мы тебе прощаем». А еще больше было тех, кого «списывали» на всю жизнь и наказывали даже в детях. Зло просто не в состоянии прощать (кстати, у зла нет и чувства юмора – оно неспособно посмотреть на себя со стороны, потому что боится).
Христианство привносит новую перспективу в проблематику прощения. Не только Бог прощает нас, когда прощаем мы, но и мы способны прощать других, так как нам прощено. С этой точки зрения становится ясно, что Церковь – это не какое-то «сверхсовершенное» сообщество, в котором отсутствует зло, а сообщество людей, которые прощают, позволяют простить себе и прощают друг друга. Т.е., если мы действительно христиане, то это не значит, что мы чем-то лучше: это значит, что у нас более богатый опыт прощения.
На самом деле, всё это можно выразить в трех словах: христианин верит, что благодаря крещению, покаянию и, наконец, таинству примирения ему прощаются грехи. И этим, собственно, всё сказано, но при условии, что я понимаю, что такое грех, и понимаю, что такое прощение.
И о чём мы далее будем говорить, так это именно о первой половине: нам нужно уяснить, что такое грех. Ведь часто приходится констатировать, что и среди христиан есть те, кто этого не понимает.
Для некоторых грех, возможно, вообще ничего не значит, потому что они не ищут прощения, даже будучи христианами. Для других грех – это только препятствие, мешающее им приступать к причастию. Т.е. примирение в их случае – это лишь способ открыть для себя путь к причащению, и этим всё кончается. Однако суть не в этом, и это еще не вся правда. Множество христиан впадают в крайности: либо грех для них – невыносимый ужас, либо ничтожная мелочь. Есть, конечно же, и те, кто всё понимает правильно, но и такие крайности имеют место. Никоим образом не хочу пугать и повергать вас в уныние, но нам необходимо по-настоящему сознавать тяжесть грехов, если мы хотим понять прощение. Полнее уяснить, что такое грех, поможет нам отрывок из Пятой книги Моисеевой.
Втор 30, 15-20:
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
16 Ибо заповедую тебе сегодня любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, и тогда будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.
Хотя тогда слово «грех» не прозвучало, речь всё-таки о нём. Здесь предложены два пути. Один – это путь в Землю обетованную, которую указал Господь. А мы уже должны толковать далее: для нас путь, у которого есть смысл – это путь к окончательной встрече с Богом, ведущий к полному и окончательному свершению нашего будущего в Боге – т.е. путь, ведущий в небо.
Но здесь указан и второй путь – путь, у которого, вроде бы, есть смысл. Для израильтян это означало путь, на котором они не верили бы в Господа, а верили бы в идолов и божков, которым поклонялись прочие народы. Путь, по которому Израиль не шел бы с Господом, а выбирал бы сам. И этот путь не ведет в Землю обетованную, не ведет к общности с Богом, т.е. ведет к смерти. Потому что Израиль четко знал, что его существование полностью и без остатка зависит от Господа.
Те самые два пути предложены и нам, так как мы тоже можем пойти по пути, у которого есть лишь мнимый смысл. Мы тоже можем выбрать что-то, что нам кажется добром, но при этом, если бы мы были честными с собой, то точно знали бы, что Бог с таким нашим решением не согласился бы, и что оно не устояло бы пред Ним.
То, что не направлено к Богу, к высшей и конечной цели человека – лишь мнимая ценность, мнимый путь, и этот путь отмечен грехом.
Можно идти совсем не туда – и это именно тот грех, который называется тяжким, смертным, и на таком пути я полностью разминусь с Богом. Можно идти и к Богу, но тормозить на этом пути, влача котомку с ненужным грузом – и это называется легким грехом, тем, что тормозит меня на этом пути и даже, возможно, уводит с него.
Таким образом, грех – это нечто, что происходит в нашей конкретной жизни, что может касаться как моих отношений с Богом, так и с ближним. Это касается и меня самого, и моего пути к Богу. Многие полагают, что грех касается только Бога: невнимательно молиться, пропустить Мессу, поминать имя Господа всуе. Вот что такие люди считают грехом, а убийство – нет. Но это ошибка! Если я не использую свой талант, не делаю добра, которое могу сделать, из-за лени или потому, что этот ближний мне не нравится, то поступаю так же, как и тот, кто не ходит в церковь, так как и это касается Бога! Во-первых, потому, что Бог рассчитывает на мои дела. Во-вторых, потому, что такие мои ошибки сбивают меня с моего прямого пути к Богу или тормозят меня. Т.е., если попробовать объяснить по-человечески, Бог не может полностью радоваться моей любви.
Итак, отношений с Богом касается всё, что мы делаем злое, и всё хорошее, чего не делаем, хотя могли бы сделать. Так широко человек должен понимать грех! Но мы должны относиться к нему, прежде всего, с постоянным осознанием того, что Бог нас любит. Знаю, что рискую надоесть, повторяясь всё время, но считаю, что должен это повторять. Ведь Писание ясно говорит нам, что Бог полюбил нас так же, как когда-то выбрал Израиль, который совсем не был выдающимся народом, как выбрал Авраама, как выбрал Моисея, и точно так же выбрал и каждого из нас.
Нужно всё время помнить о словах из Первого послания
Иоанна 4, 10: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Бог возлюбил нас – вот начало всего, и это определяет мои поступки. Если Бог любит меня, то это значит, что я важен для Него и что каждое мое действие, с которым Он не может согласиться, неверно. Нам бывает не просто понять, когда Бог с нами не согласен. Человек, например, обычно склонен обманывать себя. Но у нас есть свидетельство Писания о Христе, и оно дает нам прекрасное представление о том, какова была Его жизненная позиция, которая и должна быть для нас мерилом. Действовать и относиться к жизни, думать так же, как Он. Что устоит пред Ним, то хорошо, а что не устоит – нехорошо. Так что человек, желающий распознать свои грехи, не может удовлетворяться поверхностным знанием о том, что такое хорошо и что такое плохо, или тем, что узнал в детстве. Он должен постоянно сопоставлять, сравнивать себя со Христом.
Это может показаться слишком уж заносчивым – сравнивать себя со Христом. Но Бог принял нас как детей, а Христос – это наш путь. Что не устоит пред Ним, то не должно устоять и перед судом нашей совести. Ведь мы не можем прийти к Отцу иначе, чем через Него, по Его пути. А потому мы должны постоянно меняться вместе с Ним.
Пока мы не поймем, что такое грех, не будем способны на истинное обращение, так как не знаем, куда, от чего и зачем нам обращаться.
Христианская жизнь – это поистине постоянное движение – движение, которое может порой петлять туда-сюда, но всегда стремится к Богу. Мы никогда не достигнем Бога здесь, на земле, и Он всегда будет лишь целью где-то впереди, но важно, чтобы мы неустанно оставались на пути жизни – на пути, ведущем к Нему, потому что на этом пути Бог всё более нас животворит, и наша жизнь становится полнее.
Человек может поддаться обману и пойти по пути мнимых ценностей и жить, казалось бы, достойной и вроде бы полной жизнью. Очень жаль, но такое случается, и потому нам так нужно понять: именно для этого необходимо сопоставлять себя со Христом. И тогда человек осознает, как на самом деле ужасен грех, как он сам на самом деле плутает и влачится по путям, ведущим прочь от Бога. Так в один прекрасный день вдруг может оказаться, что большая часть нашей жизни ничего не стоит, что мы шли в тартарары – куда-то совсем не туда, куда-то, где нет Бога. Да, от такого открытия можно сильно пасть духом.
Но, если бы этим открытием всё должно было кончиться, то самое большое число самоубийц было бы именно из христиан: ведь просто невыносимо вдруг осознать свою полную никчемность. И потому христианин должен твердо знать о прощении. Так как только прощение делает познание моей греховности плодотворным. Только прощенный пожинает плоды познания своих грехов, потому что прощение возвращает его на путь к Отцу.
Итак, что такое для нас прощение и как человек может найти его? Здесь нужно сразу оглянуться на всю историю спасения, на всё свидетельство Ветхого и Нового Заветов. Там мы можем увидеть одну важную вещь: Бог в Своих деяниях и начинаниях весьма терпеливо и долго делает что-то ради спасения человека. То, что мы читаем в Ветхом Завете, на протяжении всей истории от Авраама до Иисуса – всё это, действительно, неустанный поиск человека, постоянные усилия ради его спасения.
Бог выбрал Авраама, сделал из него народ, возлюбил этот народ и старался пробудить его и животворить, чтобы он жил для Бога. Чтобы жил жизнью, у которой есть смысл, которая ведет к чему-то. И показано это довольно просто: если Израиль будет слушать Господа, то Он приведет его в землю, которую для него приготовил. И далее: если Израиль сохранит общность с Господом, то станет народом, который сохранит свое существование и даст миру Кого-то, Кто станет благословением для народов. Мало того, Израиль даст миру Спасителя. И к этой цели стремится история нескольких тысячелетий, и Иисус конкретно показывает, как Бог ищет человека.
Во-первых, когда лично обращается к отдельным людям: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», – говорит Он грешнику. Во-вторых, когда рассказывает несколько тех притч, которыми показывает, что Бог никогда никем не пренебрегает, и что нет такого человека, который был бы слишком мелок для него. Так что Бог ищет человека, который узнаёт об этом в определенных конкретных проявлениях. И, если я поверю в Бога такого, каков Он есть, если приму Христа, то значит, я сам найден. Первое условие прощения – вера. Спасение дается верой во Христа. Христос умер за нас, за наши грехи, и если мы с верой принимаем этот факт, то она начинает совершаться в нас. Стоит только поверить, что спасение может быть совершено конкретным и запечатленным крещением. Здесь осмелюсь обратить внимание на то, что обычно люди как-то не слишком ясно понимают, что главным и основным средством прощения грехов является крещение. Самое главное условие – это, конечно же, вера, так как только из веры может прорасти крещение, но, с точки зрения человеческих поступков, основное средство – это крещение. Во времена первых христиан все это прекрасно понимали. Те, кто поверил в зрелом возрасте, крестились. Поэтому прекрасно понимали то, что Павел говорит в Послании к Римлянам.
Рим 6, 3-6:
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа
Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и [подобием] воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.
Уверовавший и крестившийся человек как будто погружается во Христа, так что мы говорим здесь не просто о парочке стертых каракуль, а о том, что касается всей глубины моей личности. Человек, как учит Павел, погружен «погребся со Христом крещением в смерть». Это просто значит, что всё чуждое Богу навеки исчезает и ликвидируется, погребается, его больше нет, оно в прошлом.
«И мы призваны к новой
жизни»
У этого призвания два уровня. Здесь, на земле, мы должны жить совершенно новой жизнью, т.е. как те, кто во Христе, потому что мы призваны к высшей форме воскресения:
«Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».
Вот высочайшая и глубочайшая задача: мы должны уподобиться воскресшему Христу – так должно реализоваться наше крещение, т.е. плод прощения. Таким образом, самое важное и высшее заключается уже не в том, что Господь Бог больше не сердится на нас, что теперь у меня чистая совесть, что я могу быть уверен в себе. Наиважнейшее – то, что мне открылся путь к воскресению, к этому полнейшему уподоблению Христу и к самому тесному сближению с Богом. В этом суть прощения! Не столько в том, что теперь я отделался от своих грехов, а скорее в том, что передо мной открылся путь к вечной жизни, к воскресению, к той самой глубокой и самой важной встрече с Богом.
Мне порою кажется, что, если бы человек только смог понять только что сказанное, то это сразу ухватило бы его сердце, так что он бросился бы искать встречи с прощением. Она уже была в крещении. Если кто-то был крещен младенцем (а так обычно и бывает в семьях верующих христиан), то он избавился от первородного, наследственного греха. Благодаря крещению человек действительно становится способным к воскресению, но затем следует история его жизни с его решениями, и ею он может распорядиться по-разному.
Но давайте вернемся к прощению: человек благодаря крещению возводится до статуса чада Божьего, обретает участие в воскресении. Однако и такой человек может впасть в грех, и для такого человека может стать чуждым его призвание, когда он уже не живет так, как подобает предназначенному к воскресению, не видит в Боге высшей ценности всегда и во всём, не живет так, как на его месте жил бы Христос, и так становится грешником. Но мы веруем, что и этому человеку ради искупления Христова тоже прощено. Еще раз повторюсь: то первичное прощение для тех, кто уверовал во Христа – прощение, скрепленное крещением. Если мы верим в прощение грехов, то мы верим и в то, что Бог готов и способен смыть наши грехи.
Впервые человек сталкивается с этим в крещении, а затем во многих других случаях. Например, когда просит с полной верой о прощение своих грехов, а так как нет такого греха, который мог бы отделить нас от Бога и, следовательно, от Церкви, то нам уже прощено благодаря нашему покаянию и, особенно, благодаря верности Божьей и страданию Христову. Точно так же, когда человек осознаёт свои грехи, поступает хорошо, действует из любви, то он может надеяться на прощение. Как сказано в Послании Петра: «любовь покрывает множество грехов» (1 Петр 4, 8). Когда в молитве он с уверенностью обращается ко Христу и видит в Нём Спасителя, то тоже должен ожидать прощения. И когда он встречается со Христом в Евхаристии, за эту встречу тоже может надеяться на прощение.
Однако помимо всего того, о чём я говорил, есть еще и таинство, дающее ясную уверенность в прощении и предназначенное человеку в первую очередь тогда, когда он сильно отдаляется от Бога, когда отвергает собственное христианское решение, свой путь к воскресению. И это таинство покаяния. В нём человеку действительно прощается всё. Если я приступаю к этому таинству искренне, с доверием, если сделаю всё, как можно лучше, насколько только я смогу, то мне простится всё, даже если я при этом половину забыл. Если только я исповедался настолько хорошо, насколько был способен. Знаю, что мне всё прощено, потому что таинство покаяния зиждется на верности Божьей, страданиях Христа, а не на количестве грехов, о которых мы расскажем.
Важно, чтобы из всего, что было сказано выше, человек понял, что всё прощение – это акт Божий. Если я верю в прощение грехов, то верю и в верность Божью, в то, что Бог хочет простить меня. Это не только мое дело, не то, действенность чего зависит от моей умелости, это, прежде всего, дар Божий. Наконец, мне хотелось бы напомнить слова из Евангелия, которые ясно и даже с некоторым укором показывают нам, как высоко Бог ценит каждого грешника.
В заключение хочу только добавить: иметь на совести грехи – это плохо, не искать Божьего прощения – еще хуже и ужасно глупо. Но не верить в Божье прощение – это самый страшный провал, самое худшее, что может случиться с человеком, потому что, если я не верю, что Бог простит меня, что Он хочет меня простить, что даже ищет меня, то вряд ли стану к Нему ближе. Я не позволю искуплению во мне свершиться. И это беда!
Алеш Опатрны
.