Значение суфизма в Казахстане: против религиозного экстремизма
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №2(294)'20
- Опубликовано 20.02.2020 21:51
- Просмотров: 625
После падения «железного занавеса» в страны СНГ хлынули адепты самых разнообразных течений ислама, материально поддерживаемые извне. Уже в 90-е годы в странах СНГ были зафиксированы первые проявления активности радикальных мусульманских общин, проповедующих политизированный ислам, идеологию необходимости замены светского государства шариатским. Причем с использованием насильственных методов.
В целях борьбы с распространением такого рода экстремизма Казахстан усилил контроль над деятельностью религиозных организаций. Это требовало кроме того усиления демократических институтов как условия инфильтрации наиболее экстремистских течений, использующих ислам в своих политических и геополитических интересах.
К формам традиционного ислама Казахстана следует причислить и казахстанских сторонников суфизма. Суфизм, как мистико-аскетическое и философское учение в исламе, получил распространение в Казахстане в XII веке. Основоположником его является средневековый казахский религиозный деятель шейх Ходжа Ахмет Яссауи.
После периода относительного забвения в советские времена в 90-е годы позиции суфизма в Казахстане стали усиливаться. В Республике среди других братств суфизма наибольшее распространение получили тарикаты «Яссауи» и «Накшбандия», последователи которого зачастую соперничают между собой.
Люди плохо знают суфизм
Несмотря на частое упоминание суфизма в казахской культуре, большинство граждан Казахстана имеют о нём весьма смутное представление.
Суфизм – это путь постижения реальности, учение не только о том, кто есть человек, но и о том, каким он должен быть в идеале. Суфизм, появившийся с возникновением ислама, стал популярным прежде всего благодаря проповеди воздержания и аскетизма. Основные темы, рассматриваемые суфиями – это духовность, любовь к Творцу и человеку. Cуфийские идеи отречения от мирских благ и греховной сущности богатства привлекали к себе массу сторонников.
Другими словами, Тасауф (суфизм) – это наука о нравственности. Это духовно-интеллектуальная школа ислама. Мы уже говорили о суфизме, но теперь нас интересует его политико-социальный аспект.
Вершиной суфийского творчества считается произведение признанного главы тюркской ветви суфизма, основателя дервишского ордена, мыслителя и поэта Ходжи Ахмета Яссауи «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»), часто сокращенно упоминаемое как «Хикметы».
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестан на юге Казахстана, – один из наиболее известных исламских центров, являющийся местом паломничества тюрок-мусульман. Ахмет Яссауи и его школа сыграли решающую роль в исламизации Казахстана.
Влияние суфизма
на казахскую культуру
Одна из специфических черт суфизма – приспособление и быстрая адаптация к местным условиям. Этот аспект и способствовал сохранению доисламских верований и традиций в народном исламе Казахстана.
Надо отметить, что процесс исламизации казахов развивался посредством значительного воздействия и влияния суфийских идей и представлений. Поскольку суфизм не отвергал казахские обычаи, проявил к ним лояльность и поддерживал древние общественные институты.
Анализ показывает, что традиции и обычаи казахов тесно связаны с суфизмом. Это и «салем беру» невесты, бата аксакалов, кыркы, жылы, корысу, дем салу, кудалык, сундет-той, кудайы и другие ритуалы. Произведения многих знаменитых казахских мыслителей и акынов базируются на идейной основе этого духовно-интеллектуального направления ислама (например, у Абая и Шакарима).
Со времен Золотой Орды и до выселения в Казахстан кавказских народов суфизм имел сильное влияние на казахской земле. А во времена тоталитаризма благодаря суфийским шейхам люди смогли придерживаться религиозных обрядов. В отличие от мирян, стремившихся к земным благам, они избирали аскетичную и праведную жизнь. Таким образом, их учение основывалось на идее чистоты помыслов души и тела.
Накшбандийский тарикат
и его значение
Из истории ислама известно, что одним из самых известных и влиятельных суфийских орденов считался Накшбандийский тарикат. Это один из самых уважаемых духовных орденов в исламском мире. Его распространение было во многом связано с уходом последователей шейха Яссауи в Турцию и Европу.
К XV веку тарикат Накшбандийа превратился в самое распространенное суфийское духовное братство в исламском мире, функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу на северо-западе Китая и острова Суматры в Юго-Восточной Азии, и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Аравийского полуострова.
Суфии Накшбандийского тариката очень ревностно относятся к наследию Яссауи, называя его «Баба Ахмет». Он очень почитаем турками, и недаром ЮНЕСКО объявило 2016 год годом Ахмета Яссауи. Известно, что турецкий муфтият следует Накшбандийскому тарикату, и поэтому в Турции нет проблем, связанных с ваххабизмом.
В странах, где Накшбандийский тарикат стал общенародным, существует действенный заслон против идеологии терроризма.
Для сохранения стабильности, покоя и мира в Казахстане имеет смысл тщательно изучить и перенять позитивный многовековой опыт, в основе своей столь схожий с традиционным мировоззрением казахов.
Суфизм против ваххабитов
и салафитов
Сможет ли суфийский орден, даже такой древний, противостоять идеологии ваххабизма в казахском обществе?
Как говорит теолог-религиовед Марат Смагулов, только противопоставление идеологии суфизма ваххабизму даст положительный результат. Накшбандийский тарикат, который, точно так же, как и казахи, придерживается ханафитского мазхаба и матуридийской школы вероубеждения, помимо этого использует духовные практики.
Таким образом, суфизм Накшбандийского тариката основан на Коране и Сунне, в противном случае его давно «забраковали» бы салафиты. Но, не имея такой возможности, последние постоянно выслеживают, где печатают книги о суфизме, а потом либо скупают их и сжигают, либо покупают типографию и перепрофилируют ее. Поэтому книг авторитетных авторов об истинном суфизме очень мало. А переводов тем более.
Марат Смагулов уверен, что попытки уничтожить суфизм или минимизировать его влияние на мусульман всегда были одной из основных задач тех, кому не давало покоя существование ислама на планете. В этом случае возможность свести ислам – всеобъемлющую, интегральную духовную систему, позволяющую человеческой личности гармонично развиваться во всех сферах жизни (общественной, интеллектуальной, духовной) – к примитивной социально-политической идеологии ваххабитов и салафитов в угоду чьим-либо меркантильным интересам резко возрастает.
Суфизм выступает за сохранение традиций народов, которые вырабатывались веками. Суфии чтят предков и постоянно совершают дуа (мольба, молитва) за них, следят за их могилами. Уважают своих аулие – святых, прося у них и у Пророка духовной поддержки, медед. За это салафиты называют суфиев мушриками (язычниками).
Возвращаясь к родству представлений между традиционно казахским и суфийским, надо заметить, что суфизм ревностно относится к генеалогии. Как и казахи, суфии чтят свою родословную, в противовес салафитам, которые призывают к отмене наций, деля людей только на мусульман и немусульман.
Суфизм и псевдосуфизм
в Казахстане сегодня
К сожалению, суфизм в Казахстане до сих пор должным образом не изучен, не говоря уже о научном или интеллектуальном суфизме. Этим пользуются псевдосуфийские движения, вызывая у людей неприязнь к нему. Им помогают в этом псевдосалафиты, которые занимаются только дискредитацией суфизма, выступая от его имени.
Задача теологов и ученых заключается в том, чтобы не допустить перекосов в сторону псевдосуфизма и невежества, спекуляций на эту тему.
Казахстанскими религиоведами признаётся, что суфийские организации в стране находятся на начальной стадии развития, дальнейшее их становление является делом будущего. Однако в дальнейшем суфийский фактор может стать одним из проблемных явлений в общественной жизни Казахстана, так как деятельность последователей суфизма может привести к децентрализации мусульманской уммы страны и дроблению религиозных общин ДУМК.
Кроме этого, внимание правоохранительных органов, спецслужб и официального духовенства обоснованно привлекает сектантский характер некоторых отдельных суфийских общин, где действует строгий режим подчинения учеников (мюридов) своему учителю (пиру, шейху), а также закрытость ячеек от общества.
Сложная мистико-философская концепция, сплоченная структура, подчиняющаяся только одному человеку, и другие атрибуты современных форм суфизма требуют взвешенного подхода и комплексного анализа. При нынешней ситуации с достаточно низким уровнем религиозной культуры основной массы верующих игры с суфизмом являются палкой о двух концах. К примеру, следствием такого отношения стало появление новых псевдосуфийских тарикатов в Центральной Азии.
Сегодня во многих случаях от имени суфизма говорят в основном разного рода шарлатаны, используя его в политических и социальных интересах. Поэтому при подходе к суфизму нужно разделять суфизм на классический и синкретический (псевдосуфизм).
В личном разговоре, главный имам Караганды красиво сказал мне, что настоящие суфии, это «кристальные люди». С такими людьми мы можем вести полноценный межрелигиозный диалог.
о. Александр Посацкий
Библиография:
ttps://camonitor.kz/24366-islam-v-kazahstane-i-sufizm-istoriya-i-perspektiva.html
https://stanradar.com/news/full/30067-traditsionnyj-islam-i-fundamentalistskie-musulmanskie-techenija-v-respublike-kazahstan.html
https://stud.kz/ru/referat/show/29462
.