Среди гонений /56
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №1(281)'19
- Опубликовано 26.01.2019 13:47
- Просмотров: 874
Среди гонений /56
Священники Казахстана и Средней Азии
Евгений Стариков
126) Прокопович Любомир Николаевич (греко-католик). Родился в 1908 г. Уроженец
с. Юнашков Бурштынского района Станиславской области, украинец, образование высшее духовное.
До ареста служил священником и проживал в селе Лещин Ново-Стрелищанского района Дрогобычской области. 23 сентября 1950 г. Особым Совещанием при МТБ СССР по ст. 20-54-1 «а», 54-11, 54-10 УК УССР (за пособничество бандитам-националистам и антисоветскую агитацию) был осужден к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. Начало срока 1 февраля 1950 г. Конец срока 1 февраля 1960 г. Меру наказания отбывал в Камышлаге, затем с
23 апреля 1954 г., в Особом Степном лагере МВД СССР. В соответствии с Определением Карагандинского областного суда от 8 декабря 1954 г. из мест заключения освобожден досрочно по состоянию здоровья. 26 ноября 1955 г. выехал в город Ходоров Львовской области. (Ср. Архивная карточка № 8712, в: Архив ЦПСИП Карагандинской области).
127) Прокопив Владимир (греко-католик). Родился, возможно, в 1912 г. Отец д-р Владимир Прокопив служил администратором прихода в с. Коровники Перемышльского деканата. 13 апреля 1947 г. был арестован польской службой безопасности (во время Пасхальных богослужений в церкви на Болоне в Перемышле). Подвергался жестоким пыткам в тюрьме в Перемышле (среди прочего, отцу запихивали в рот дохлую крысу). Впоследствии его передали органам НКВД во Львове. Долгие годы о. Владимир Прокопив находился в сибирских трудовых лагерях. После освобождения, жил в Литве, был одним из борцов за легализацию УГКЦ.
Согласно о. Серафиму Кашубе OFMCap., о. Владимир Прокопив приехал в Казахстан около 1948 г. Жил в Таинче (Красноармейске) у польской семьи. Тайно служил верующим в Таинче и окрестных селах. Службы вел в восточном обряде, главным образом для немцев. В одном из сел о. Владимир Прокопив намеревался даже построить часовню. В немецком селе Леневке был задержан. На о. Владимира Прокопива был наложен высокий штраф и он вынужден был уехать.
Позднее, о. Владимир Прокопив до 1960 г. жил и служил в качестве священника в г. Целинограде (Астана – ред.), но его деятельность продолжалась очень короткое время. За это время о. Прокопив успел обустроить часовню. Начал регулярно проводить богослужения, сначала в восточном, позднее в латинском обряде. Его служение охватывало верующих также из Курганльджинска (Коргалжын – ред.) и Шортанды.
В 1960 г. власти приказали ему в 24 часа оставить город, и он вернулся в Вильнюс, где стал искать сестер, которые могли бы переехать жить в Казахстан, чтобы помогать в духовной жизни верующих. По его совету сестры из Конгрегации Бедного Младенца Иисуса приехали в г. Макинск (Казахстан). В 1964 г. о. Владимир Прокопив несколько раз приезжал из Вильнюса чтобы проведать сестер-монахинь в Макинске.
Кроме этого в Вильнюсе в 1961 г. о. Владимир Прокопив убедил о. Серафима Кашубу (капуцина) поехать служить в Казахстан и дал ему адреса местных верующих.
По сообщениям 1972 г., униатский священник Прокопив, проживающий в Прибалтике, писал и распространял среди униатов на Украине письма, в которых обвинял руководителей униатской церкви в измене католицизму, утверждая, что они «предали униатское духовенство большевикам».
Дальнейшая судьба о. Владимира Прокопива неизвестна. (Ср. Франко П., Репрессированные греко-католические священники, которые перешли на московское православие (в современных границах Львовской области), в: Репресоване духовенство УГКЦ, (2-е изд. доп.) Львів 2008, с. 222, 310; Kaszuba S. OFMCap., Zapiski z Kazachstanu, Biały Dunajec-Ostróg „Wołanie z Wołynia” 2006, s. 105; Макинск – приход св. Иосифа. История прихода, http://www.catholic-kazakhstan.org/makinsk/index.htm от 23.01.2014г.; Kuczyński J., Między parafią a łagrem, Paris 1985, s. 75-76, в: Kaszuba S. OFMCap., Zapiski z Kazachstanu, Biały Dunajec-Ostróg „Wołanie z Wołynia” 2006, s. 102-103; Патрiарх Йосиф Слiпий у документах радянських органiв державної безпеки. 1939-1987. В двох томах. – Том II. – Київ «ПП Сергiйчук М. I.» 2012, с. 417).
Продолжение следует
.