41 римский Папа/ Св. Зосима
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №1(281)'19
- Опубликовано 26.01.2019 13:42
- Просмотров: 908
41 римский Папа/ Св. Зосима
Церковное имя
Св. Зосима
Светское имя
-
Годы понтификата
18.III.417 – 26.XII.418
Место рождения
и происхождение
Грек
. Согласно «Liber Pontificalis», Зосима был греком, а его отца звали Аврам. Немецкий лютеранский теолог и историк Адольф фон Гарнак, опираясь на имя отца Зосимы, утверждал, что он был евреем (Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1904, 1050), тем не менее, французский аббат и исследователь Луи Дюшен был не согласен с этой гипотезой (Duchesne, Histoire ancienne de l'église, 111, 228, note). Год рождения Зосимы неизвестен.
О жизни Зосимы до занятия им Папского Престола также ничего не известно.
Папа Зосима положил начало организации Галльского викариата. Когда в честь епископа Арля Патрокла был устроен праздник, Папа Зосима посетил его. Патрокл был возведен в епископы Арля вместо епископа Геро, несправедливо и насильственно смещенного имперским генералом Константином. Патроклу сразу же удалось завоевать доверие Папы. Уже
22 марта он получил письмо, возлагавшее на него права Митрополита над всеми епископами провинций Вьенская Галлия, а также Нарбонская Галлия I и II. В дополнение к этому, Патрокл объявлялся своего рода папским викарием в Галлии: ни один галльский священнослужитель не допускался к поездке в Рим без разрешения Патрокла. В последствие Патрокл, ввиду того, что в 400 году Арль был заменен на Трир в качестве резиденции главного правительственного чиновника Галлии, воспользовался этим для того, чтобы распространить свое главенство на всю Галлию, добившись признания своих идей у Папы Зосимы. Однако, епископы Вьена, Нарбонны и Марселя посчитали возвышение епархии Арля в лице Патрокла нарушением своих прав и вступили в переписку с Папой, выражая протест. Тем не менее, этот спор так и не был решен вплоть до понтификата Папы Льва I.
Вскоре после избрания Папы Зосимы, ученик и сподвижник Пелагия Целестий, осужденный предыдущим Папой св. Иннокентием I прибыл в Рим, чтобы оправдать себя и свои взгляды перед новым Папой, будучи изгнанным из Константинополя. Летом 417 года Папа Зосима провел собрание римского духовенства в базилике св. Климента, пред которым предстал Целестий. Пред ним были положены предложения диакона Павлина Медиоланского, из-за которых в Карфагене в 411 году Целестий был осужден. Он отказался осудить их, и в то же время заявил о том, что в целом согласен с доктриной, изложенной в письмах Папы Иннокентия I, произнеся исповедание веры, которое было одобрено. Своей ловкой речью Целестию удалось убедить Папу Зосиму, и тот заявил, что неясно, действительно ли этот еретик придерживался ложного учения, осужденного Папой Иннокентием, или нет, а значит, решение африканских епископов в его отношении было излишне поспешным.
После этого Папа Зосима направил послание африканским епископам, призвав тех, кто имеет что-то против Целестия, явиться в Рим в течение двух месяцев. Вскоре Понтифик получил от Пелагия искусно выраженное исповедание веры, а также его новый трактат о свободной воле. Папа созвал новый синод римского духовенства, пред которым были зачитаны оба этих текста. Искусно подобранные выражения Пелагия скрыли еретическую сущность этих текстов, и римское духовенство посчитало их ортодоксальными, после чего Зосима вновь написал африканским епископам, защищая Пелагия и упрекая его обвинителей, среди которых были и галльские епископы: вышеупомянутый епископ Геро и Лазарь.
Архиепископ Карфагена
св. Аврелий незамедлительно созвал синод, который отправил Папе Зосиме письмо, в котором доказывалось, что еретики его обманули. В своем ответе Зосима написал, что еще ничего не решил окончательно и не сделает этого, не посовещавшись с африканскими епископами. После того как новое синодальное письмо африканских епископов от 1 мая 418 года достигло Папы, а император Гонорий также предпринял ряд шагов против пелагиан, Папа Зосима признал истинный характер еретиков, осудив пелагианство в своей работе «Tractoria». Тем самым Апостольский Престол поддержал своей властью учение Церкви, защитив в нужный момент церковную истину от ошибок.
Однако вскоре после этого Папа Зосима затеял спор с африканскими епископами относительно права апелляции к Святому Престолу священнослужителей, осужденных этими епископами. Когда североафриканский священник Апиарий из Сикки был отлучен его епископом из-за совершенных им преступлений, тот подал апелляцию Папе, не обращая внимания на стандартную процедуру, существовавшую в Африке, которую следовало бы соблюсти. Папа Зосима сразу же удовлетворил его апелляцию и отправил своих легатов с письмами в Африку, чтобы расследовать это дело. Вероятно, мудрее с его стороны было бы сначала направить Апиария пройти положенную процедуру. Но Папа допустил еще одну ошибку: он обосновал свои действия каноном, считавшимся одним из канонов Никейского Собора, тогда как на самом деле он был одним из канонов Сардикийского Собора. Дело в том, что в римских манускриптах каноны Сардикийского Собора шли непосредственно за канонами Никейского, не имея самостоятельного заголовка, тогда как в африканских манускриптах содержали сугубо никейские каноны, поэтому того канона, к которому обратился Папа Зосима, отстаивая свою позицию, в них просто не было. Это привело к возникновению серьезных разногласий между Римом и африканскими епархиями, продолжавшимся и после смерти Папы Зосимы.
Из положительных действий Папы Зосимы следует отметить то, что он принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. Ему приписывают запрещение принимать в клир лиц несвободного состояния (то есть связанных какими-либо социальными обязанностями в миру, например, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей). Кроме того «Liber Pontificalis» приписывает Зосиме указ о ношении манипула диаконами на службе и на освящении пасхальных свечей, а также указ, запрещающий священнослужителям посещать таверны.
Останки Папы Зосимы ныне покоятся в склепе базилики святого Лаврентия за городскими стенами (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура).
Имя Зосимы не было включено в мартиролог св. Иеронима и впервые встречается в IX веке в мартирологе Адона.
Память св. Зосимы в Католической Церкви по Римскому мартирологу – 26 декабря.
Вадим Пархоменко
.