Мы хотим праздновать Рождество…
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №11(279)'18
- Опубликовано 04.12.2018 13:13
- Просмотров: 861
Мы хотим праздновать Рождество…
«Когда я была маленькой, мама говорила, что, если, я буду хорошо себя вести в это святое время, если я с желанием буду делать маленькие дела из любви и послушания Младенцу Иисусу, тогда, как подарок ко дню Его рождения, однажды я услышу колокольчики – вначале очень тихие, а потом четко различимые. Это колокольчики на шее маленького ослика, который вез Божию Матерь в Вифлеем. Мама объясняла, что так как Богородица вынашивала Господа, Она была храмом Святого Духа, стала первой церковью, в Которой покоился Христос. А колокольчик на шее ослика, позванивавший в такт его шагам, стал первым церковным колоколом».
Е. Колышкина-Дохерти
Возможно тот из вас, кто уже считает себя взрослым, подумает: «Никогда в моей душе так сильно не ощущаются впечатления детства, как в день великого праздника Рождества Христова». Этот праздник, словно детский и в нём исполняется сила слов Христовых: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
В этой статье мы хотим не только познакомить вас с внешними традициями празднования Рождества в Католической Церкви, но и показать внутренний смысл этого торжества.
Свои шаги направим следующим образом:
1. Внутренняя подготовка к Рождеству на основе духовного опыта Е. Колышкиной-Дохерти
2. Внешняя форма празднования в наших домах
Задумывались ли вы когда-то о близости этих двух разных по звучанию слов. Несмотря на разницу, они дополняют друг друга, и как ни странно, невозможно встретить Рождества без Адвента, и Адвент в свою очередь без Рождества, как-то теряется.
До рождественской ночи с 24 на 25 декабря осталось так немного. Не интересно ли вам услышать из уст незнакомого человека о том, как он понимает время подготовки к Рождеству. Не только понимает, но и практикует.
Екатерина Колышкина-Дохерти (1896 – 1985 гг.) родилась в аристократической христианской семье в Нижнем Новгороде. Во время Первой мировой войны с мужем Борисом де Гук, богатым аристократом бежала в Финляндию, потом в Англию и, наконец, в Канаду. В 1919 г. Екатерина принимает католичество. Живет мыслью воплотить идеи Евангелия в обыденности, в самой гуще каждодневных событий. Основывает Дом Мадонны – католическую общину мирян. Глубокая духовная жизнь Екатерины была заметна окружающим.
«Странно, но колокола Адвента, когда бы ни звонили, всегда звучат радостью свадебных колоколов, потому что Адвент – весна Любви, когда душа ждет своего Жениха в твердой уверенности, что Он придет и завладеет ею!..
Адвент – это прекрасная пора, время обновления и особенно прощения, потому что Бог дает нам прощение через Своего Сына. Литургический год начинается первым воскресением Адвента, и это является первым значением Адвента, который готовит нас к празднованию прихода нашего Господа как Младенца. Второе значение Адвента – Паруссия, второе Пришествие Христа во славе в конце времен…
Адвент – это пора очищения. Рождественский пост помогал нам очиститься от падений и грехов…
Адвент – это пора маленьких дел повседневной жизни, пора спокойствия и мира, когда мы моем посуду, меняем пеленки, бегаем по магазинам, отвечаем на телефонные звонки, имеем дело с грубыми или трудными людьми, справляемся с разными ситуациями, которые складываются на работе и в школе.
Адвент – это словно бесконечный праздник Божией Матери. Рано или поздно Христос, Которого мы приняли во чреве своего сердца, становится Младенцем, и мы должны сделать свое сердце Его обителью.
Адвент – время веры. К сожалению, вера – это то, чего не хватает миру сегодня. Возьмите зеркало и поднесите его к своему лицу. Действительно ли тот, кто смотрит на вас, христианин?
Адвент – это время покаяния. Покаяние означает перемену. Именно в покаянии основа духовного развития в целом. Покаяние – нечто большее, чем раскаяние. Это непросто угрызения совести. Это непросто признание ошибок. Это непросто допущение: «Я глупец!». Покаяние – это моральная и духовная революция.
Адвент – это время милостыни добрых слов. Милостыню слов, как и обычную милостыню, следует подавать с любовью, деликатно, заботливо и в единстве со Христом.
Адвент – это время самоотдачи. Призыв отдавать себя другим, как отдавала Себя Божия Матерь – это одно из величайших таинств Адвента.
Адвент – это время надежды. С Богом каждое мгновение – это новое начало, это мгновение радости и надежды».
Пройдя путь духовной подготовки, мы подойдем к яслям. Христос пришел в этот мир, стал видимым для глаз людей. Наше внешнее торжество также будет являться соблюдением этой важной гармонии.
Переживание Адвента достигает своей высшей точки в Сочельник. В канун праздничного вечера дома делают генеральную уборку, наряжают ёлку – символ «райского дерева». Благодаря своей зелени, сохраняющейся круглый год, ёлка становится символом Креста – «Древа Жизни», а украшающие ее свечи – символом Христа – «Света Мира». На вершине ёлки часто укрепляют звездочку, напоминающую звезду Вифлеема. Ясельки, поставленные под ёлкой, переносят нас к той ночи, в которую родился Сын Божий.
У разных народов традиции встречи Рождества отличаются. Но можно, наверное, признать, видеть и чувствовать, что во всех домах христиан существует какая-то общая атмосфера наступающего праздника, возникающая еще задолго до самого Рождества. Эти предпраздничные заботы и хлопоты начинают создавать настроение праздника: радость и ощущение приближающегося Света.
Канун Рождества
и подготовка к праздничной Вечере
Лучше если стол, за которым планируется ужин, будет большим настолько, чтобы за ним свободно размещались все члены семьи. Согласно традиции, одно место за столом оставляют незанятым – для нечаянного гостя. Оставляя место свободным, мы выражаем сердечную память о наших дорогих близких, о тех, кто не может провести праздник вместе с нами. Вместе с тем это является памятью о тех, кто уже не с нами. Стол накрываем белой скатертью, под которую кладем немного сена. Сено напоминает о том, как Мария положила Младенца в ясли. Праздничное настроение можно подчеркнуть, украсив стол еловыми ветками, к которым прикрепим миниатюрные украшения и ленточки, а рядом с каждым прибором поставим маленькую свечку, с подсвечником из яблока.
В середине стола ставится большая свеча. Рядом кладут св. Писание, откуда читают отрывок из Евангелия. Можно положить на одной тарелке облатки, а на другой – поздравительные открытки от близких и знакомых.
Вечеря получила название Сочельник от обычая употреблять в этот день сочиво – зерна злаков, замоченные в воде. Некоторые народы (поляки, литовцы) в этот торжественный вечер ставят на стол «кутью». Согласно древнехристианской традиции на Сочельник готовится двенадцать постных блюд.
Праздничная Вечеря
(Сочельник)
Сочельник начинается вечером, с появлением на небе первой звезды, которую так любят высматривать дети. Эта звездочка символизирует «Вифлеемскую звезду».
Вечеря носит религиозный и очень торжественный характер. По обычаю всей церемонией руководит глава семьи. Все собираются вокруг стола. Обряд вечери совершается членами всей семьи стоя. Отец семейства или кто-нибудь другой зажигает большую свечу со словами: «Свет Христов», все отвечают: «Благодарение Богу». После чего каждый может зажечь свою свечу. Читается молитва «Ангел Господень», затем читается отрывок из Евангелия от Луки (2, 1-7):
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
После чтения Евангелия отец семейства говорит: «Господь Иисус Христос напоминает нам сегодня о Своем пришествии на землю. Бог стал человеком, пришел для того, чтобы примирить нас с Небесным Отцом и в Своей любви объединить всех людей. Прежде чем мы возьмем в руки облатки и преломим их друг с другом, соединимся в молитве с теми, кого нет рядом, и о ком мы бы хотели вспомнить».
Вступление к молитве делает мать. Все члены семьи поочередно представляют просьбы Богу. После каждой просьбы все вместе произносят: «Услышь нас, Господи».
Чтец: Боже, Отче наш, в этот час восхваляем Тебя и благодарим за ночь, о которой вспоминаем сегодня, когда послал нам Сына Своего, Иисуса Христа, нашего Господа и Искупителя. Просим, дай нашей семье дар любви, согласия и мира;
Все: Услышь нас, Господи.
Чтец: За Святейшего Папу нашего Франциска, который в этот радостный вечер желает соединиться с каждой семьей в преломлении облатки. Одари его Своей милостью, необходимой как Главе Церкви;
Чтец: Даруй Свою милость и благословение священникам и сестрам, которые помогают нам идти по пути искупления;
Чтец: Одари Своей радостью всех наших родных и друзей, приславших нам свои Рождественские пожелания;
Чтец: В эту Святую Ночь даруй мир нашим соседям, друзьям и знакомым;
Чтец: Утешь и укрепи радостной Вестью этой Святой Ночи всех брошенных, одиноких, больных, бедных, скитающихся и голодных;
Чтец: Наших умерших (можно назвать имена) одари светом и счастьем Твоей славы;
Затем, взявшись за руки молятся «Отче наш». Отец берет облатку и в заключении произносит: Самый ценный подарок Бога – Иисус Христос, Которого мы получили даром и Которым мы хотим поделиться с ближними. Только Он, подобно этому хлебу, Сам является Хлебом, дающим жизнь вечную.
Отец раздает всем облатки. Члены семьи обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, преломляя и делясь облаткой. После этого следует торжественный постный ужин, во время которого уже поют колядки и читают поздравления. После ужина все отправляются на ночную Рождественскую Мессу в Храм.
КРЕДО, 2003
(По книге Е. Колышкиной-Дохерти, «Рождественские колокола»)
______________________________________________
Учителя надежды
Литургический период Адвента состоит из четырех недель. Каждая из них как бы имеет одного «главного героя», учителея, который указывает нам путь надежды и помогает подготовиться к пришествию Господа.
Пророчество Израиля, хранящее дух надежды народа, олицетворяется пророком Исаией. Он выражает надежду Израиля и пробуждает в верующих чувства ожидания и приятия. В своих прекрасных текстах Исаия
показывает нам разные лики надежды: всеобщий мир, единство, хлеб, справедливость, преодоление болезни и смерти, защищенность и т.д. Пророк настаивает на том, что мы не должны сомневаться в Боге. Он всегда верен Своему слову и не замедлит. Он силен начать новый Исход для полного освобождения Израиля. Спасение народа будет подобно новому творению, новому началу всего.
1. В личности и служении Иоанна Крестителя, последнего пророка, воплощается вся история ожидания Господа. Это происходит непосредственно накануне исполнения обетований. Миссия Иоанна Крестителя – приготовить путь Господу, дать Израилю ключ к пониманию и познанию спасения, которое есть прощение грехов (Лк 1, 77). Своим вещим голосом и пророческими деяниями Иоанн Креститель пробуждает дремлющую совесть верующих и призывает их к активному ожиданию. Он может указать на Мессию, Жениха Израиля, уже присутствующего в Своем народе (Ин 1, 29-34), потому что он – друг Жениха. Его миссия состоит в том, чтобы умаляться, давая возможность Христу возрастать (Ин 1, 19-28).
2. В Марии исполняется всё возвещенное пророками о «дщери Сиона». В Ней надежда стала плотью. Весь народ Божий присутствует в Ней, когда Она отвечает Богу «да». Мария открывает время исполнения обетовании. Через Нее Сын Божий входит в мир, «рожденный от жены» (Гол 4, 4). Бог и человек примиряются друг с другом в верующем сердце Марии. В Ней наша история обретает свою полноту и спасение. Родословие Иисуса и Благовещение напоминают нам о тайне промысла Божия о всей нашей жизни.
3. Иосиф, обручник Марии, праведник из дома Давидова – знак исполнения того, что было обещано Богом его царственному предку (2 Цар 7, 12). Иосиф – звено в цепи обетований, начинающейся с Давида и соединяющей Иисуса с родом обетования, с сынами Авраама. Будучи по закону «сыном Иосифа» (Пк 4, 22), Иисус воистину может быть назван «сыном Давидовым» (Мф 22, 41-46).
Слово Божие во время Адвента
Воскресные чтения
Литургия Слова обращает первостепенное внимание на второе пришествие Иисуса Христа, стараясь открыть Его присутствие в литургических обрядах и показать, как на протяжении веков в нём актуализируется Его первое пришествие во плоти.
В первое воскресенье Адвента Литургия приглашает нас подумать о последнем пришествии Христа, во славе. Господь грядет как освободитель. Церковь призывает нас не бояться, а ожидать Его пришествия в бодрствовании и молитве.
Второе воскресенье Адвента представляет нам Господа как справедливого судию, облеченного великолепием. Иоанн Креститель учит сегодняшнего человека, как приготовиться к пришествию Господа: необходимо обращение и исправление пути сердца и путей истории. Он призывает воспринимать происходящее всерьез, смотреть вглубь проблем и принимать Слово Божие.
В третье воскресенье акцент смещается с последнего пришествия на «ближайшее». Главным героем остается Иоанн Креститель, который задает вопрос об
Иисусе как Мессии. Иоанн показывает Его как Того, Кто крестит огнем и Духом Святым. Тому, кто проникается опытом Иоанна, открывается главное во внутреннем мире верующего: близость Господа.
В четвертое воскресенье Адвента внимание сосредоточивается на Рождестве Мессии от Девы Марии, Которая смиренно принимает Божий промысел. В двух обнимающих друг друга матерях сплетаются Новый и Ветхий Завет. Обетование исполняется тогда, когда в человеке есть то внутреннее расположение, какое было у Марии и Иосифа: вера в Бога, открытость, доверие, готовность к послушанию.
Слово Божие в будние дни
В будни Адвента в качестве первого чтения постепенно читается книга пророка Исаии. В этих чтениях говорится об обетованиях Ветхого Завета, которые тесно связаны с евангельскими повествованиями, описывающими как раз исполнение этих пророчеств в Иисусе. До 17 декабря практически все тексты Евангелия заимствованы из Евангелия от Матфея – евангелиста, который наиболее внимательно описывает исполнение Писаний в Иисусе.
Таким образом, в Литургии заключена глубокая и мудрая педагогика, адресованная как времени Адвента, так и всей нашей жизни: Слово Божие начинает свое служение не с разговора о том, что есть в мире и в нас отрицательного. Первый призыв – это не призыв к обращению, а откровение благости и красоты обетований Божиих, рождающих в нас восхищение и желание открыться, чтобы принять то новое, что грядет нам навстречу. Это очень важно, потому что лишь опираясь на положительный опыт знания красоты Божией и безграничности Его обетований, превосходящих все наши ожидания, можно изменить образ мыслей и стиль общения с Богом, с собой и с другими людьми.
Дорогие наши читатели, благословенного вам Адвента!!!
КР
.