ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(170)'09
Папа Бенедикт XVI посетил Чехию
«Любовь Христа - наша сила»
 
26 сентября начался визит Папы Бенедикта XVI в Чешскую Республику, приуроченный к 1100 годовщине мученической смерти покровителя этой страны св. Вацлава (Вячеслава) – князя из будущей королевской династии Пржемысловичей, внесшего огромный вклад в распространение католичества в Чехии и убитого заговорщиками в 935 или 936 гг.
 
Прага
Самолет Святого Отца приземлился в пражском аэропорту Рузыне в 11:20 утра. Во время полета прошла традиционная пресс-конференция, в ходе которой Папа назвал Чехию сердцем Европы и местом встречи западного и восточного христианства, различных народов, традиций и культур: «Нельзя отрицать, что являвшееся порой причиной конфликтов, в долговременной перспективе оказалось плодотворным диалогом. Именно это дало чешским землям ту решающую роль, которую они сыграли в интеллектуальной, культурной и религиозной истории Европы: иногда Чехия и Моравия становились полем битвы, но чаще они все-таки были мостом».
 
У трапа понтифика встречали представители церковных и мирских властей во главе с президентом страны Вацлавом Клаусом. Из аэропорта Бенедикт XVI направился в церковь Приснодевы Марии Победоносной, где хранится фигура Пражского Младенца Иисуса. Здесь он сначала помолился перед знаменитой святыней, которой преподнес в дар золотую корону, а потом встретился с детьми и их родителями. Обращаясь к подрастающему поколению, Святой Отец сказал: «Вы, столь близкие сердцу Младенца, отвечайте взаимностью на Его любовь и по Его примеру будьте послушны, приветливы и доброжелательны. Старайтесь быть настоящими друзьями Иисуса и всегда с доверием обращайтесь к Нему. Молитесь о себе самих, о ваших родителях, близких, учителях и друзьях, и молитесь также обо мне. А еще: спасибо вам за ваш прием; от всего сердца всех благословляю и прошу для вас защиты Святейшего Младенца Иисуса, Его Пренепорочной Матери и св. Иосифа».
 
Одним из важнейших пунктов программы визита Папы в Чешскую Республику стала встреча с политическими и общественными деятелями страны и представителями дипломатического корпуса. Она состоялась в Испанском зале Пражского града под великолепные звуки «Te Deum» Дворжака в исполнении Чешской филармонии. Обращаясь к собравшимся, понтифик призвал ставить общие интересы выше партийных и партикулярных, поскольку лишь подобный подход может обеспечить единство и процветание нации и всего мира в целом.
«Дорогие друзья, - продолжал Святой Отец, - ту прекрасную столицу, в которой мы сейчас находимся, часто называют сердцем Европы. И это заставляет задуматься: что же составляет это “сердце”? Изумительное великолепие храмов, домов, площадей и мостов не может не обратить наши мысли к Богу. Их красота отражает веру, в них нам является Бог, вдыхающий в нас стремление к прекрасному, в котором мы выражаем эстетический и познавательный масштаб своего глубочайшего внутреннего бытия. И какой трагедией было бы, если бы кто-то, созерцая такие шедевры, забывал о той трансцендентной тайне, к которой они отсылают».
 
Вершиной первого дня пребывания Святого Отца в чешской столице стала вечерня, которую он отслужил вместе со священниками, монашествующими, семинаристами и членами католических движений в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха (Адальберта). В своей проповеди понтифик отметил, что Церковь в Чехии вынуждена бороться не только с наследием атеистической идеологии, господствовавшей в этой стране еще два десятилетия назад, но и с «современным менталитетом гедонистического потребительства, грозящего кризисом общечеловеческих и религиозных ценностей и распространением этического и культурного релятивизма». И в этом контексте «пастырские усилия должны быть направлены, прежде всего, на воспитание нового поколения», и не только в школах и приходах, но и за их пределами, поскольку «Христос для всех!» «Церковь - и полезно об этом помнить - не требует для себя привилегий. Она требует лишь возможности свободно служить всем людям в духе Евангелия».
 
День второй
Ок. 150 тысяч верующих приветствовало Бенедикта XVI в аэропорту Брно, куда он прилетел из Праги президентским самолетом в 920 утра. Город и вся Брненская епархия встречала понтифика торжественным перезвоном колоколов. У трапа понтифика встречали президент Чешской Республики Вацлав Клаус, гетман Южно-Моравской области Войтех Циркл, преподнесший в дар Святому Отцу копию нательного креста великоморавской эпохи, обнаруженного у фундамента базилики близ Микульчиц, и брненский бургомистр Роман Ондерка.
У алтаря, установленного прямо у аэродрома, помещалось древнейшее деревянное изваяние Чехии - фигура Приснодевы Марии Туржанской, специально доставленная из расположенного неподалеку центра паломничеств. В своей проповеди на св. Мессе Бенедикт XVI подчеркнул, что, хотя «социальное и экономическое развитие важно и необходимо, оно все же не стоит того, чтобы ради него забывать о нравственном благосостоянии общества». «Да, человек должен быть свободен от материальной нужды. Но намного существеннее для него защититься от зла, поражающего душу».
Среди участников св. Мессы было ок. 15 тыс. словаков, а также паломники из Польши, Германии и Австрии, к которым понтифик после молитвы «Ангел Господень» обратился на их родных языках.
 
В 12:45 Святой Отец вылетел обратно в Прагу, где пополудни встретился в архиепископском дворце с членами Экуменического совета Церквей и лидерами иудейских общин. В ходе этой встречи понтифик выразил надежду на то, что экуменическое движение принесет «свои плоды не только для единства христиан, но и для процветания всего европейского сообщества».
 
Из архиепископского дворца Бенедикт XVI вновь отправился в Пражский град, где во Владиславском зале его ожидали представители чешских академических кругов. В своем выступлении понтифик отметил, что распространяющийся сегодня релятивизм пытается заставить разум отказаться от поиска истины, создавая тем самым «новую угрозу автономии академических учреждений». Искусственное противопоставление разума и веры «не только попирает глубочайшие убеждения верующих, но и делает невозможным подлинный диалог культур… Разум, глухой ко всему Божьему и отбрасывающий религию в разряд субкультур, неспособен вступить в диалог культур, столь необходимый нашему миру».
 
День третий
Вершиной визита Святого Отца в чешскую республику стала св. Месса, которую он отслужил близ Стара-Болеслава на месте мученической смерти св. Вацлава в 1100 ее годовщину. Горожане приветствовали понтифика сначала в базилике, посвященной чешскому заступнику и хранящей его мощи. Здесь Святой Отец встретился с 20 священниками из местного дома престарелых священников, а затем отправился на Настоятельский луг, где его уже ожидало ок. 50 тыс. верующих.
Св. Мессу вместе с преемником Петровым служили все епископы Чехии, кардиналы Милослав Влк, Томаш Шпидлик, Йозип Бозаниц, Станислав Дзивиш, иерархи из Словакии, Польши и Австрии, а также ок. 600 священников. Им прислуживало 1600 министрантов.
Свою проповедь Святой Отец начал с поздравлений всем, кто носит имя Вацлав (Вячеслав), в связи с их именинами. Затем он указал на св. мученика, которого часто называют «вечным князем Чехии», как на «образец святости для всех, а особенно для тех, кто распоряжается судьбами общества и народа». Пример святых призывает нас к тому, чтобы не просто называться христианами, а жить в соответствии с принципами веры, которую мы исповедуем. «Недостаточно пользоваться репутацией доброго и честного человека; нужно действительно им быть. Добрый же и честный человек не заслоняет собой свет Бога, не превозносится, а позволяет Ему сиять сквозь себя».
«Именно этому и учит нас жизненный пример св. Вацлава, у которого достало смелости ставить Царствие Небесное выше притягательности земной власти… Как послушный ученик Господень юный Вацлав остался верен учению Евангелия, которое ему преподала его святая бабушка, мученица Людмила. Вот почему, прежде чем пытаться построить мирные отношения с соседними землями, он постарался утвердить христианство. Для этого он приглашал священников и строил храмы. В одной древнеславянской легенде мы читаем, что святой князь “служил слугам Божьим, многие храмы убрал златом” и что “всем бедным благодетельствовал, нагих одевал, алчущих питал, принимал путников по слову Евангелия, защищал от кривды вдов и любил всех - бедных и богатых”. У Господа он научился быть “милостивым и милосердным” и, проникнувшись евангельским духом, смог простить даже своего брата, посягнувшего на его жизнь».
В конце св. Мессы молодые чехи, которых на Настоятельском лугу собралось ок. 15 тыс. человек, преподнесли понтифику чек на 300 тыс. крон, собранных в помощь африканской молодежи, и подарили ему книгу с иллюстрациями из жизни юного поколения в Чешской Республике. Обращаясь к ним, Бенедикт XVI сказал: «Возлюбленные друзья, ваш энтузиазм в вере - знак надежды для Церкви, живущей и действующей на этих землях. Чтобы наполнить смыслом свою молодость, подражайте смело и самоотверженно Господу Иисусу, стучащему в двери ваших сердец. Христос ждет от вас, что вы примете Его как друга. Да благословит вас Господь и да исполнит все ваши добрые жизненные планы!»
 
Под звуки гимна в честь св. Вацлава Бенедикт XVI покинул Настоятельский луг и вернулся в Прагу, где пообедал в апостольской нунциатуре с чешскими и моравскими епископами. В пятом часу понтифик попрощался с персоналом ватиканского представительства и выехал в аэропорт, откуда вылетел обратно в Рим. Перед отлетом Святой Отец поблагодарил координаторов его поездки и весь чешский народ во главе с президентом Вацлавом Клаусом за гостеприимство. «Пусть Пражский Младенец Иисус и впредь будет вашим вдохновением и ведет все семьи вашего народа. И благослови вас всех Бог!» - пожелал Папа на прощание.
 
Арман Нурланов
Фото: Ф. Котек
ПАПСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖРЕЛИГИОЗНОМУ ДИАЛОГУ
Христиане и мусульмане: вместе в борьбе с бедностью
 
ПИСЬМО ПО СЛУЧАЮ
ОКОНЧАНИЯ РАМАДАНА
Ид Аль-Фитр 1430 Х./2009 г.
 
Уважаемые мусульмане!
 
1. По случаю вашего праздника, завершающего месяц рамадан, мне хотелось бы пожелать вам мира и спокойствия и, посредством данного письма, предложить вам следующую тему для обсуждения: «Христиане и мусульмане: вместе в борьбе с бедностью».
 
2. Подобные письма Папского совета по межрелигиозному диалогу стали уже традицией, столь высоко ценимой всеми нами, что ежегодно каждое из них воспринимается как важное событие, что не может не радовать нас. За последние годы эти письма внесли ощутимый вклад в разрешение острых противоречий между христианами и мусульманами во многих странах. Зачастую они посвящены общим религиозным проблемам, что делает их искренним и благим средством достижения межрелигиозного согласия. Неужели все те слова, что были начертаны нашими сердцами в знак дружбы между нами, не являются божественным откровением, за которое нам следует благодарить Господа Бога?
 
3. Что касается темы нынешнего года, то все человечество в целом, оказавшееся в бедственном материальном положении, и различные конфессии мира в частности, несомненно, должны держаться как можно ближе друг к другу, следуя Божьим заповедям. Внимание, сочувствие и помощь, которые мы, гуманные и заботливые братья и сестры, можем предложить бедным, помогая им найти свое место на нашей планете, служат живым доказательством любви Всемогущего, повелевшего человеку беззаветно любить творение Божье и помогать в случае нужды.
Всем нам известно, что нищета способна унижать человеческое достоинство усугублять страдания. Бедность часто порождает эгоизм, злобу, ненависть и даже жажду мести. Она может вызывать вражду, когда для достижения цели употребляются любые средства, а в оправдание приводятся религиозные догмы, или похищаются чужие блага, такие как мир и спокойствие, во имя мнимого «божественного провидения». Поэтому сопротивление таким явлениям, как экстремизм и насилие, подразумевает борьбу с бедностью посредством распространения идей всеобщего человеческого развития, названного Папой Римским Павлом VI «Новым именем мира (окружное послание «Развитие народов», 1975 г., ст. 76).
В своем недавнем окружном послании «Милосердие в истине» о всеобщем человеческом развитии в милосердии и истине, Папа Римский Бенедикт XVI, обращая внимание на нынешний подтекст попыток продвижения развития, подчеркивает необходимость «нового гуманистического синтеза» (ст. 21: человек, будучи искренен с Богом, может найти свой «Центр и Вершину» в мире (ст. 57). Истинное развитие затем должно сообщаться «всему человечеству в целом и каждой личности в отдельности» («Развитие народов», ст. 42).
 
4. Выступая с речью по случаю Международного дня мира 1 января 2009 г., его святейшество Папа Римский Бенедикт XVI назвал два типа бедности: бедность, с которой нужно бороться, и бедность, которую необходимо принять как должное.
Первая - это повседневность, маячащая перед глазами каждого, т.е. голод, нехватка чистой воды, недостаток медицинского обслуживания, отсутствие крыши над головой, неполноценность систем образования и культуры, безграмотность, не говоря уже о существовании иных форм нищеты «в высокоразвитых капиталистических обществах, где наблюдается маргинальное, эмоциональное, нравственное и духовное разложение» (письмо по случаю Международного дня мира, 2009 г., ст. 2).
Вторая - это тот образ жизни, который повседневен и существенен: чистота, сохранение окружающей среды и любовь к созиданию. Данная бедность также может выражаться в умеренности и голодании, по крайней мере, несколько раз в год. Это бедность, которую мы ищем и которая позволяет нам отрекаться от эгоистических желаний и открывать свое сердце для любви.
 
5. Для приверженцев своих вероисповеданий желание справедливого и долгого сотрудничества ради искоренения бича бедности подразумевает также отражение насущных проблем современности и, когда это возможно, разделение общих обязанностей для их устранения. В этой связи отношение к аспектам бедности, связанным с явлением глобализации наших обществ, имеет духовную и нравственную ценность, поскольку каждый разделяет стремление построить одну человеческую семью, в которой все люди, народы и нации будут вести себя по принципам братства и отвественности.
 
6. Тщательное изучение столь сложного явления бедности приводит нас к его истокам, т.е. к проблемам неуважения к личному достоинству человека, и это призывает нас к всеобщей солидарности. В качестве примера можно привести принятие всеми обществами «общего этического кодекса» (Иоанн Павел II, обращение к Папской академии общественных наук от 27 апреля 2001 г., ст. 4), нормы которого не только будут иметь традиционный характер, но и подкрепляться естественными законами, вписанными Творцом в сознание каждого человеческого существа (ср. Рим 2, 14-15).
 
7. Возможно, в различных регионах мира мы перешли от терпимости к личным встречам, опираясь на повседневный опыт и общие актуальные проблемы. И это является важным шагом на пути к прогрессу.
Подавая каждому насыщенность жизни в молитве, голодании и милосердии друг к другу, разве нельзя стать ближе друг к другу и встать на истинный путь, предначертанный нам Господом Богом?
Бедность вопиет к нам, она вызывает нас на бой, но прежде всего она призывает нас к справедливому сотрудничеству во имя победы над ней!
 
Счастливого Ил Аль-Фитр!
 
Кардинал Жан-Луи Торан,
председатель
 
Архиепископ Пьер Луиджи Челата,
секретарь
Св. арсский пастырь о священстве
(из книги «Святой арсский пастырь», Хосе Педро Манглано)

После Бога священник – все!
 
(Начало в № 166. Продолжение)
 
Что он сказал и что сделал?
 
11. «Священник - не для себя священник. Он не отпускает грехи самому себе и не совершает для себя таинства. Он делает это не для себя, а для вас».
12. Кроме елеопомазания и исповеди, св. арсский пастырь был рядом с каждым прихожанином в последние мгновения его жизни, независимо от времени суток, погоды или состояния своего здоровья. Однажды, будучи очень болен, он пешком пошел в Савиньи, чтобы исповедать больного. Но сам он был так болен, что обратно домой его принесли на руках и уложили в кровать. То же самое случилось с ним в один дождливый осенний день, когда его услуги понадобились одной семье из Рансе. Промерзшего до костей и трясущегося в лихорадке, его положили прямо на кровать больного. И в таком состоянии он исповедовал. «Я был болен серьезнее, чем сам больной», - с юмором говорил он, вернувшись домой.
13. О. Иоанн Мария никогда не отказывал, никогда. Он отдавал себя другим без малейшей выгоды. Госпожа Бернар из Фарина, страдавшая раком, пожелала перед смертью увидеть священника из Арса, о котором слышала много чудесных историй. О. Дюбуа в четырех словах изложил желание больной, написав священнику письмо. Это был Страстной четверг 1837 г. - день, который о. Вианней по обыкновению целиком провел в церкви с Иисусом. Не позволив себе прилечь даже на пару часов, он отправился в Фарин и по дороге заблудился. Побродив по окрестностям, он добрался до нужного дома, с головы до ног покрытый грязью, смертельно уставший, но не захотел выпить даже стакана воды. Так как человеком он был известным, то люди на улице постоянно к нему подходили. Не жалуясь и почтительно выслушивая каждого, он возвращался к себе, как ни в чем не бывало.
Похожая история произошла с ним в 1852 г., когда в 66-летнем возрасте заболел о. Бью - священник из Жассана, исповедовавший Иоанна Марию в течение 13 лет. «Мой друг пришел меня навестить. Это было 11 июня в торжество Тела и Крови Христа, после обеда, в самую жару, после того, как в Арсе прошел пешком немалое расстояние, возглавляя процессию со Святыми Дарами», - рассказывал благодарный о. Бью.
14. О новом кладбище, открытом в 1855 г. в 300-х метрах от церкви и благословленном им самим, священник из Арса любил говорить: «Это хранилище мощей святых».
Всем, покоившимся на этом кладбище, он помог умереть с миром, даже самым большим грешникам, никто из которых, по свидетельству старожилов, не отказался от духовной помощи о. Вианнея в свой предсмертный час. Поэтому священник считал, что все они спаслись.
15. Он также жил для Евхаристии. Самой большой радостью для священника из Арса было уделение причастия. При этом очень часто у него на глазах появлялись слезы.
Как призвал меня Бог?
 
Сестра Марина Юрченко принадлежит к числу тех немногих монахинь, которые родились на территории бывшего Советского Союза. Нам было интересно узнать, как созревало ее призвание во времена религиозных гонений, когда трудно было вообще что-то узнать о монашеской жизни, и как Бог вопреки по-человечески невозможным условиям все-таки призывает тех, кто чуток и открыт к Его голосу.
 
- Вы принадлежите к числу тех немногих призваний, которые родились в странах бывшего Советского Союза. Расскажите о своем пути веры, находившейся под запретом в СССР. Как вы получили этот дар?
- Для меня самой это до сих пор непостижимо. Я родилась 14 мая 1967 г. в России, в селе Большой Кусмор Касимовского р-на Рязанской обл. Спустя много лет, уже будучи монахиней, я узнала, что именно в тот самый год и именно в тот самый день в Римско-католической Церкви праздновалось сошествие Святого Духа…! Через год после моего рождения мы с мамой и сестрой, которая старше меня на 6 лет, переехали в г. Рязань. Жили мы в коммуналке, бедновато, но не нищенствовали. Мама работала в школе учительницей русского языка и литературы. Но нам с сестричкой нужно было взрослеть чуть быстрее. Сестра с 12 лет вручную стирала в ванной пододеяльники, заботилась обо мне. Я, в свою очередь, старалась не особенно капризничать. Меня можно было на целые часы оставлять одну в комнате, ибо тогда я была занята единственной своей игрушкой – любимым маленьким мишуткой. Каждый день повторялась одна и та же церемония: я вытаскивала из-под своей кровати маленький чемоданчик, где обитало мое сокровище, вынимала его, играла с ним, потом снова прятала его в чемоданчик, который отправлялся обратно под кроватку. До шестого года жизни помню себя скорее задумчивой, часто грустной и ожидающей чего-то трудно объяснимого. Это не значит, что я не умела радоваться маленькими радостями, но уже с детства у меня была какая-то «задума» над жизнью.
Тогда же, в шесть лет, меня отправили в Узбекистан, в Ташкент. Вскоре туда же приехала и моя сестричка. Сестра нашей бабушки решила нас крестить. Почему именно в православной Церкви, не знаю, но факт остается фактом: крестили нас в Ташкенте в православном Успенском кафедральном соборе. До сих пор помню почти весь обряд. Стоя в группе разновозрастных людей и слушая слова священника, я практически ничего не понимала, но во мне рождалось ощущение того, что совершается нечто необыкновенное. Под конец всем нам, крестившимся, надели на шеи маленькие крестики на веревочках, и когда я оказалась вне церкви, то не замедлила вынуть крестик из-под платья и уместить поверх его. Сестра бабушки заметила это и тихо попросила спрятать. Трудно мне было понять, почему я не могу поделиться со всеми встречающимися той радостью, что у меня есть крестик, что я – крещеная. Выполнив просьбу бабушки и идя вслед за ней, я вскоре предприняла еще одну попытку вынуть его. Пришлось снова спрятать. Грустно и непонятно мне было, почему я должна скрывать свою радость? А старушка не могла мне этого объяснить; на это нужны были годы.
Дома мой и ее крестик хранились под книжным шкафом, глубоко в особом тайнике. Только изредка мы вынимали их, чтобы полюбоваться, и снова прятали, немного боясь, чтобы кто-нибудь не вошел вдруг внезапно и не застал нас за этим.
У нас дома был псалом на старославянском языке, и мы время от времени с трудом читали его. Что-то понимали, чего-то нет, но чувство защиты и успокоения на некоторое время давало нам сил преодолевать разные жизненные невзгоды. В то время христиане и желающие ими стать почти постоянно находились на внутреннем, духовном поле битвы, разыгрывающейся, по мнению Достоевского, в сердце человека. Чтобы поступить, удержаться даже в среднем учебном заведении, не говоря уже о высшем, или получить хорошую работу, нужно было показать себя патриотом и активистом. Я училась в школе тогда, когда воспитание детей и молодежи в духе марксизма-ленинизма было еще в самом разгаре. Антирелигиозная пропаганда была повсюду: писалось, говорилось, вещалось по телевидению, что религия – это опиум для народа, унижение человеческого достоинства, темнота, препятствующая прогрессу, обман абстрактным загробным будущим. Маркс, Энгельс, Ленин были частыми героями множества художественных и документальных фильмов, книжных публикаций, речей, зарисовок путей создания общества, в котором абсолютно не было бы места для Бога. Но, несмотря ни на что, духовный голод по Богу вселял отвагу в души людей, и они искали возможностей крестить детей, исповедоваться, участвовать в редких св. Мессах. Очень многие потихоньку во что-то верили, но как-то абстрактно, часто смешивая религию с суевериями.
Что касается лично меня, то мне ни разу не пришлось побывать от начала до конца на православном молебне. Мы с сестрой бабушки тихо вливались в толпу и, немного послушав, ставили свечи, а потом так же незаметно выходили из церкви. Когда пришло время вступать в комсомол, то я сделала это без всяких сомнений. В те школьные и студенческие годы я многим увлекалась, старалась найти себя, смысл жизни, найти свое место под солнцем. Но без веры в Бога этот поиск был трудным и малоплодотворным. Я не находила внутреннего покоя даже в том, что делала, как мне говорили, хорошо: в театральном кружке и кружке пантомимы. Два режиссера видели меня в будущем актрисой. Я любила петь, танцевать, ходила в горы и многим еще занималась, но радости и спокойствия не находила.
Поддавшись на уговоры родственников, поступила в медицинское училище и после трех лет обучения работала медсестрой общего профиля, правда, без особого энтузиазма. Впрочем, у меня не было каких-то конкретных планов поступить куда-то еще.
В 1989 г. провидение Божье прислало в Ташкент католического священника Иосифа Свидницкого, с которым я познакомилась благодаря своей тете из Москвы, перешедшей в католичество примерно за полгода до этого. Он направлялся в маленький городок Чирчик, где в частном доме собирались бабушки-немки. Мы с сестрой бабушки предложили ему останавливаться у нас, когда будет в Ташкенте. Я стала расспрашивать его о католической вере, а вскоре начала ездить на каждую воскресную св. Мессу в Фергану (садилась в поезд в субботу в 11 часов вечера и в шесть утра в воскресенье уже была на месте). Пыталась с помощью Божьей распространять католическую веру в Ташкенте. Тетя-католичка очень помогала мне в этом: завязывала контакты со священниками и клириками из-за рубежа и приглашала их в Россию и Среднюю Азию в отпуск, чтобы оказывать душепопечительскую помощь католикам и прочим ищущим Бога.
В то время я еще работала в скорой помощи, но быстро поняла, что не смогу совмещать работу и проповедь. Тогда-то у меня и зародилась мысль о том, чтобы навсегда отдаться Богу в монашестве, но я хранила это желание в тайне от всех.
В один из своих очередных приездов в Фергану я спросила о. Сведницкого, нельзя ли создать католическую общину в Ташкенте, и услышала короткий ответ: «Найди людей, создадим, купим дом». Найти людей… Но как? Недолго думая, я пошла на почту и стала выписывать номера телефонов людей, фамилии которых звучали как немецкие или польские. Потратила на это часа два, а потом пришла домой и взялась за дело: принялась обзванивать всех этих людей. Реагировали по-разному, чему я, впрочем, вовсе не удивилась. Люди за эти десятки лет были так запуганы, «парализованы», что, получив свободу, не знали, что с ней делать.
Когда нам стали создавать проблемы с регистрацией, то я решилась на еще один рискованный шаг. Для того, чтобы зарегистрировать общину, она должна была насчитывать не менее двадцати человек. Но до момента регистрации община не могла объявлять о своем существовании. А как найти эту «двадцатку», если о нас никто не знает. Кроме того, собираться в частных домах было противозаконно (несмотря на уже объявленную «свободу вероисповедания»). Приобрести же дом для общины можно было только после регистрации. Получался замкнутый круг. Тогда в один прекрасный день, предварительно написав 30-40 маленьких объявлений, я поехала прямо в центр города и расклеила их у выхода из метро, на «живых» улицах и остановках. В объявлениях было сказано, что возрождается католическая община, и, если кто-то считает себя католиком, желает им стать или просто интересуется, то может обратиться к такой-то и такой-то (здесь я указала собственные имя и фамилию и свой домашний телефон).
Результаты не заставили себя долго ждать. Первой на следующее утро позвонила секретарь начальника отдела по делам религии и встревоженно и удивленно спросила: «Маринка, ты что наделала?! Он в ярости, вызывает тебя к себе!» Я была полностью готова к этому. Приехав и выслушав от начальника множество обвинений и угроз, я твердо заявила, что мы католики как община существуем и будем существовать, что этого желает Бог, ибо все испытания убеждают нас, что где крест, там благодать.
 
- Общеизвестно, что на этих территориях тем более невозможна была монашеская жизнь. Как же вам удалось ответить на призыв Бога и стать монахиней?
- Уже будучи председателем нашей католической общины, я много вместе со священником, тетей из Москвы и другой из Ташкента ездила в поисках какой-нибудь помощи: фигур Богоматери и св. Иосифа, икон для крестного пути и т.д., потому что мы начинали все дословно с нуля. Чаще всего мне приходилось бывать в Душанбе в Таджикистане. Там я познакомилась с сестрами-евхаристками, которые не носили еще монашеских одеяний, но многие люди, тем более, прихожане, знали, кто они такие. Слышала также, что на Украине есть кармелитки, знала, что где-то существуют другие монашеские ордена и конгрегации, но все они действовали почти подпольно, так что трудно было что-либо о них узнать.
Но, как я уже говорила, к нам приезжали священники и клирики из разных стран зарубежья, в том числе и из Польши. И однажды я спросила одного из них об орденах у него на родине, на что он спокойно ответил: «Приезжай и увидишь». Мне это показалось тогда невероятным, потому что для выезда требовалось оформить столько бумаг, что было сопряжено с огромными проблемами. Но я очень хотела и все же решилась.
Все эти 16 лет в Польше в душе я стремилась вернуться в мой бывший Советский Союз, потому что верю, что, одарив меня верой, Бог желает, чтобы я среди своих указывала путь к Нему. Я знаю историю, язык, менталитет, и потому убеждена, что должна служить Богу именно здесь.
 
- Что вам кажется самым важным в вашей монашеской жизни?
- Вести людей к Богу, не заслонять Его собой. Молиться обо всех, кого он мне посылает, чьи отношения с Богом зависят, пусть даже косвенно, от качества моей жизни. Подражать Христу во всем - вот мой идеал. Быть проводом, по которому течет ток: проводом и ничем больше.
 
- А в чем состоит ваше нынешнее служение в Казахстане?
- Приехав из Польши в Казахстан, я почувствовала себя, как дома. Все мне здесь родное. Особенно великим даром провидения Божьего я считаю наш павлодарский приход! Главной составляющей моего служения является катехизация в Павлодаре и окрестных селах, куда я иногда езжу. Свои благословенные плоды приносят и духовные дежурства. Иногда зайдут люди в церковь - «случайно», мимоходом, помолиться или просто поинтересоваться, я их встречаю, слово за слово, и чаще всего они уходят хотя бы немного, но все же другими. Иногда приходят, чтобы просто выговориться. Самое главное, чтобы человек не вышел из церкви прежним, чтобы сердцем захотел что-то изменить в своей жизни, чтобы наше в себе мужество для этого.
 
- Вы можете сравнить время подполья Церкви и нынешнее ее состояние. Вам не кажется, что в условиях полученной свободы многим недостает рвения и желания следовать за Христом?
- Да, я заметила что-то в этом роде, и, думаю, причин тому может быть множество. Человек – это тайна, и порой ему самого себя трудно понять. Антирелигиозная «обработка» наложила сильный отпечаток на людские души, они находятся в состоянии своего рода духовной летаргии, а некоторые считают, что верить в Бога - да, но Церковь - зачем? В тяжелые времена люди мечтали о церквах, о приезде священника. Мне кажется, что сейчас, когда это доступно, некоторые недооценивают эти дары. Углубляется недоверие человека к человеку, которое порой перерастает в недоверие к Богу. Людям трудно поверить, что Он, давая нам или отнимая что-то у нас, желает нам только добра.
Мне кажется, однако, что есть и много прекрасного в нынешней весне христианской веры. Особенно молодежь ищет настоящих авторитетов, и если не находит, то «сходит с рельсов», идет неверными путями, впадает или в депрессию или в агрессию, а все от одиночества, от духовных ран. А кто самый лучший врач, как не Иисус Христос в святых таинствах крещения, покаяния, Евхаристии?!
Общаясь с людьми, готовя их к таинствам, я наталкиваюсь на множество преград, комплексов, от которых человек иногда пытается избавиться в одиночку. Но без Господа нашего, Который есть наша жизни и воскресение, это невозможно! Некоторые люди хотят сначала упорядочить свою жизнь, решить проблемы, и уже потом прийти к Богу. Пытаюсь им объяснить, что без Бога они свои трудности или вообще никак не решат, или же решат не так, как следовало бы. А если Бог займет первое место в их жизни, то все прочее тоже встанет на место. Христос да будет мерилом нашей жизни!
В тяжелые времена не было такой разновидности форм служения Богу в Католической Церкви (и не только в монашестве). Сейчас, когда есть такой выбор, человек иногда теряется и на какое-то время затормаживает свой бег, приостанавливается. И все же, мне кажется, что у бывшего Советского Союза и Казахстана в частности большие перспективы внутреннего, христианского, экуменического развития. Жить в мире с другими, искать скорее того, что нас объединяет, чем того, что разделяет - вот что принесет обильные плоды. Мы, христиане, не принадлежим себе, и, если будем помнить об этом ежедневно, то Христос соделает нас еще большими миротворцами.
 
Я. С.
Фото: Архив с. Марины Юрченко
«Чтобы распространить Евангелие жизни, пошли меня до края земли»
 
Парни и девушки часто ищут ответы на вопросы «Что такое любовь? Как быть счастливыми? Хорошо или плохо, если мы будем пользоваться контрацептивны­ми средствами или примем решение сделать аборт?...» И очень важно найти и услышать правду. Ведь это, можно сказать, вопросы жизни и смерти.
Доктор Лигая А. Акоста является исполнительным директором Международной организации защиты человеческой жизни и семьи для Азии и Океании. Она прилетела в Казахстан с Филиппин на восемь дней в конце сентября 2009 г. по приглашению астанинской архиепархии и побывала с лекциями в Петропавловске, Астане, Шортанды и Темиртау.
У нас в школах и ВУЗах иногда организуются лекции для молодежи, где слушателям сообщают: «Аборт - это убийство, поэтому лучше пользоваться контрацептивными таблетками, спиралями. А презервативы предохраняют от СПИДа». Лигая А. Акоста сама проводила подобные встречи, работая в течение 28 лет в департаменте здоровья своей страны.
Но в 2004 г. ее назначили менеджером планирования семьи. Тогда в связи со своим новым назначением Лигая проходила обучение и узнала шокирующую правду, подтвержденную научными исследованиями и фактами: «Контрацепция имеет ужасные последствия!» Со своим открытием эта женщина пришла к начальству, и ей сказали: «Ты должна молчать, Лигая. Отдели свою нравственность и работу». Неудивительно, ведь распространение контрацептивных средств по всему миру - мультимиллиардный бизнес. Лигая  А. Акоста ответила: «Извините, но я не могу. Когда я умру, Господь не скажет: «У тебя есть оправдание, потому что это часть твоей работы».
Конечно же, нелегко было принять подобное решение ей - матери четырех детей. Но Лигая призналась, что много читала об аде и поняла, какое это ужасное место. Поэтому она сделала свой выбор, уповая на помощь Бога, и сказала: «Господи, пользуйся мной во славу Свою. Прости меня… Чтобы распространить Евангелие жизни, пошли меня до края земли».
Так со своей миссией доктор Лигая оказалась и в Казахстане. 26 сентября в Темиртау, в день памяти свв. Косьмы и Дамиана, ее услышало ок. 60 человек. Она рассказала и показала нам, что человеческая жизнь начинается уже с момента встречи яйцеклетки и сперматозоида. На третьей же неделе в лоне матери ребенок имеет сердце, почки, а на четвертой видны части его тела, голова, позвоночник... А ведь по статистике наибольшее число абортов приходится на 3-5 месяц беременности, когда у ребенка есть разум, он чувствует прикосновения, боль.
Лигая А. Акоста напомнила печальные слова матери Терезы: «Самое безопасное для ребенка место на земле - лоно матери - стало гробом».
Но нам говорят: «Чтобы избежать аборта пользуйтесь всевозможными контрацептивными средствами». И тут доктор поведала, что противозачаточные таблетки превращают здоровую красивую матку женщины, похожую на морское дно, в пустыню, где ребенок не может жить и умирает. А спирали против беременности опасны, потому что способствуют накоплению инфекции и гноя. Оказывается,  эти контрацептивы не предотвращают появление ребенка, а на самом деле убивают детей и сильно вредят здоровью женщин.
А как же презервативы? Презервативы во многих случаях безуспешны, потому что под микроскопом видно: в них есть мельчайшие дырочки, через которые может пройти сперматозоид и тем более вирус СПИДа, который в 450 раз меньше.
Как альтернативу доктор Лигая предложила естественный метод планирования, который при правильном использовании намного успешнее, безопаснее и к тому же дешевле. А еще Лигая А. Акоста обратила внимание на важность того, чтобы интимные отношения между мужчиной и женщиной начинались именно в таинстве брака и для рождения детей. Другие варианты, например, подростковый секс, беспорядочные половые отношения, гомосексуализм, приводят к физиологическим и психическим проблемам и серьезным болезням. Ведь Бог мудро устроил этот мир, поэтому, чтобы пребывать в Его красоте и любви, нужно просто исполнять то, что Он нам заповедал. Только тот по-настоящему любит тебя, кто желает тебе добра и хочет оставаться целомудренным, воздержанным и ответственным ради твоего счастья.
В заключение доктор Лигая А. Акоста, исполнительный директор Международной организации защиты человеческой жизни и семьи для Азии и Океании сказала: «Дорогая молодежь Казахстана, самый большой дар супругу или супруге в день брака - чистота!»
На твои вопросы в компании друзей, в школе, на работе, дома, в СМИ ты можешь получить разные ответы, но как важно иметь возможность услышать правду о себе и принять правильное решение.
Епископ Атаназиус Шнайдер, присутствовавший на этой встрече в Темиртау, поблагодарил Лигаю А.  Акосту, а также сестер матери Терезы за их гостеприимство и заботу обо всех участниках данного мероприятия в защиту жизни и уделил нам свое епископкое благословение.
 
М. Мун
 
Надя, 17 лет:
Мне очень понравилось то, что я услышала на этой встрече. Я знаю, женщины делают аборты. Это грех, ведь они убивают своих детей. Мне очень больно за них. Доктор Лигая говорила, что нельзя пользоваться контрацептивными средствами, и она права. Молодые люди и девушки не хотят ждать с сексом до брака, и поэтому в мире большой процент абортов.  Бог дает им ребенка, а они убивают его. Есть люди, которые очень хотят иметь своих детей, но Бог не дает им.  Мне очень тяжело жить в нынешнем мире: «Мир сошел с ума». Когда доктор Лигая попросила встать нас и дать обещание оставаться в чистоте, я ни минуты не сомневалась и пообещала, что буду сохранять целомудрие до брака. Не знаю, выйду ли замуж, или иной путь уготовал мне Отец мой небесный. Но одно знаю точно: постараюсь и буду хранить свою чистоту до брака. Большое спасибо за эту встречу с доктором Лигая. Я благодарю Бога за то, что Он привел меня в Церковь и помогает мне во всех моих начинаниях. Да хранит нас всех Господь.
 
Айжан, 15 лет:
Я о многом узнала из презентации доктора Лигаи. Было бы хорошо, если это увидела и услышала вся молодежь Казахстана. Ведь все ошибаются, это свойственно человеку. Но ошибки можно и нужно исправлять. Я очень благодарна доктору Лигае за то, что она прилетела к нам из далеких Филиппин, ведь молодежь нуждается в помощи. Буду молиться, чтобы парни и девушки всего мира узнали правду. Огромное спасибо тем, кто организовал эту встречу и пригласил меня.
Молодежный лагерь на берегу о. Иссык-Куль
 
Германия, Киргизия, Польша, Словения, Узбекистан, Украина, Шотландия.
 
Тридцать первое июля стало для всех участников лагеря незабываемым днем, ведь именно в этот день собрались воедино семь стран!
Этот день так же важен для всех тем, что был устроен «Костер знакомств» - это важное звено всей цепочки лагеря, именно благодаря ему все участники узнали друг о друге.
После костра, организаторы лагеря, о. Петр Кава ( Фергана, Узбекистан) и бр. Дамиан Войцеховски (Джалал-Абад, Кыргызстан) поделили всех ребят на команды, и всем было дано задание придумать название и устроить презентацию своей команды.
Первый день лагеря прошел очень весело. Вся молодежь отправилась на пляж. Все участники активно отдыхали на берегу Иссык-Куля: плавали, загорали, играли в пляжный волейбол.
Ежедневно, после очередного похода на пляж, для ребят проводились очень занимательные конференции на различные темы, такие как: «Вечная жизнь», «Счастье», «Как строить добрачные отношения», а также была проведена специальная конференция для девочек на тему «Взаимоотношения между парнями и девушками». Во время конференций читались отрывки из Библии и задавались интересующие вопросы.
Также после ужина участники лагеря имели возможность все вместе молиться розарием. Каждый из ребят молился в своей и общей интенции.
Вечером молодежь вновь ожидал костер. Он обещал быть необычным и очень веселым, ведь участники команд должны были проявить всю свою креативность и фантазию.
Все ребята были поделены на шесть команд: «Рыбаки», «Любовь Христа», «Семь чудес», «Радуга», «Funny family», «Избранный народ».Презентация каждой из команд сопровождалась морем смеха, и это говорит о том, что все участники каждой из команд работали бок о бок.
Общеизвестный факт, что работа в команде очень сближает. И этому самому сближению поспособствовало совместное дежурство на кухне. Каждая группа в определенный день, по графику, готовила завтрак, обед и ужин. Все команды работали очень дружно, многие ребята из других команд помогали друг другу, независимо от того, чье было дежурство!
Еще одним немаловажным фактором сближения явилась св. Месса, которая совершалась каждый день, даже в горах! Гостем лагеря стал о. Стефан (Германия), который порадовал молодежь проповедью на испанском языке. Для всех ребят ежедневная св. Месса - это огромная радость и хорошая возможность ежедневно участвовать в Евхаристии, слушать наставления во время проповеди. Общая молитва - идеальная среда для возрастания в вере, надежде и любви. И каждый испытал это на себе.
В последующие дни лагеря скучать никому не приходилось. Был проведен матч по водному поло, в котором участники всех команд принимали непосредственное участие. Лидером стала команда «Рыбаки». Матч проводился на озере Иссык-Куль.
После водного поло был проведен дружеский чемпионат по футболу между ребятами из Узбекистана и Кыргызстана.
Четвертого августа вся молодежь отправилась с ночевкой в горы. Для ребят эта поездка станет одним из важнейших моментов жизни в лагере. Многие впервые жили в палатках.
В горах погода не очень благоприятствовала: шли дожди и дул холодный ветер. Но ничто не помешало ребятам проводить св. Мессу, которую однажды отслужили даже в палатке из-за плохих погодных условий!
На второй и третий день проживания в горах все ребята отправились в поход. Красота гор, лесов, рек, увиденная молодежью, компенсировала все неудобства причиненные непогодой. После похода все разделились на группы и в палатках молились молитвой розария в интенции за хорошую погоду, хороших будущих супругов.
После холодных гор последовало «горячее» вознаграждение в виде горячих источников! Но не все рискнули искупаться в сероводородных водах. Зато смельчаки остались довольны. По возвращении с гор была устроена дискотека. Это было еще одним вознаграждением за мужественное покорение вершин!
Другим важным событием стал приезд епископа Николая Мессмера. Он отслужил св. Мессу и в своей проповеди дал молодежи очень ценные наставления. После Мессы некоторые ребята вместе с епископом Николаем отправились на освящение фундамента для зданий, в которых в будущем планируется проводить молодежные лагеря.
Многие ребята хвалили распорядок дня. Он был настолько удачно составлен, что у молодежи было свободное время, но и оно не пропадало. С. Богумилой был организован кружок рукоделия для всех желающих. Ребята выполняли великолепные подделки из бисера, бумаги и нитей. Под чутким руководством монахини многие научились плести из бисера деревья, цветы и различных животных.
И это еще не весь список того, чему научилась молодежь.
Нужно заметить, что участники лагеря были способны не только в рукоделии, но и еще в изучении иностранных языков! Каждое утро после завтрака волонтеры занимались с ребятами английским языком. Это были очень интересные занятия и отличный шанс для каждого выучить язык. Результат на лицо: в конце лагеря заговорили все! Но интересен еще и тот факт, что ребята на английском языке не остановились. Волонтеры знали не только английский язык, но еще и испанский, польский, итальянский, немецкий языки. Так что все желающие могли свободно подходить за консультацией. Кстати, то, что участники лагеря говорили на разных языках, не стало преградой для общения!
Восьмого августа для ребят был проведен еще один чемпионат между командами, но уже по волейболу. На этот раз лидером стала команда «Радуга», победители получили в подарок футболки, от волонтеров из Словении.
Этот день для молодежи стал особенным не только благодаря волейболу. Вечером все ребята отправились на берег Иссык-Куля. Цель данного похода была оставить человека наедине с самим собой и с Богом. И вот как это  проходило: вся молодежь была рассажена по одному, вдоль берега так, чтобы никто друг другу не мешал. Это было очень важным, т.к. человек должен был остаться наедине со своими мыслями. В тишине, на песочном берегу, под шум волн, любуясь алым закатом солнца, вглядываясь в синюю даль Иссык-Куля каждый человек мог воздать хвалу Творцу! Это был уникальный шанс для всей молодежи.
Последний день лагеря прошел очень весело. Для всех желающих была устроена прогулка на лошадях по пляжу. Это был последний поход на берег Иссык-Куля в этом году. И поэтому каждый пытался получить максимум впечатлений от этого дня.
После похода нас ожидал последний веселый вечер с костром. Но, не смотря на то, что он был последним, он был все же очень веселым. Были проведены различные игры на знание библейских терминов, на скорость, ловкость и внимательность. Были разучены два танца: шотландский и полька. И это еще не все! Каждой команде было дано задание сыграть в виде сценки самый смешной, по их мнению, сюжет лагеря. Все команды справились с этим заданием отлично!
Веселый вечер закончился, но веселая волна сохраняла свой размах весь последующий день! Уже с самого утра ребята стали обмениваться адресами и телефонами, т.к. все очень подружились и не хотят забывать друг о друге.
Хочется отметить, что в этом году было огромное количество так называемых «новичков», тех, кто участвовал в предыдущих лагерях, было незначительное количество. И, тем не менее, все стали хорошими друзьями! В целом лагерь прошел замечательно!
 
А теперь мнение ребят о прошедшем лагере: «Мне очень понравилось общение с людьми из разных стран и то, что я впервые жила в палатке» говорит Настя (Джалал-Абад, Кыргызстан), а Свете (Навои, Узбекистан) понравилось не только общение и жилье в палатках, но еще и горы: «В горах было очень красиво, никогда не видела ничего подобного».
Кстати, по опросу, многих ребят очень воодушевило размышление не берегу Иссык-Куля, вот например Оксане (Ташкент, Узбекистан) оно тоже очень понравилось: «Сидеть на берегу Иссык-Куля и просто разговаривать с Богом, размышлять над изменениями в жизни за прошедший год. Так же сбылась моя давняя мечта, я пообщалась с испанцами и англичанами, еще очень рада, что выпала честь перевести проповедь с испанского па русский язык!»
Ну и напоследок мнение Анджея, (Варшава, Польша) но уже о молодежи: «Мне очень понравились все ребята, понравилось в них то, что они уже связали свои жизни с Иисусом Христом. Это прекрасно, когда видишь огромное количество верующих и тем более молодежь! Я очень счастлив, что познакомился со всеми. Приятно было и то, что все были дружелюбны и активно участвовали во всех мероприятиях.»
Воспоминания о времени, проведенном на Иссык-Куле, еще долго будут давать о себе знать всем участникам лагеря, ведь практически каждый день запечатлен на фотографиях и в памяти ребят. И именно эти факторы будут подогревать желание на участие в молодежном лагере на следующий год!
 
Павел Хлебников
Фото автора
РОЗАРИЙ - лекарство от зла
 
о. Войтех Маинка OFM
 
С большим беспокойством смотрим мы на все то, что в последние годы происходит в мире. Нельзя не понять, что мы живем в очень трудный период, когда слишком много крещеных людей становится на сторону зла.
Всегда, когда зло набирало силу, Католическая Церковь горячо и решительно призывала людей к молитве розария, данной ей через Деву Марию как лекарство от зла. Приведем несколько удивительно актуальных для нашего времени высказываний римских понтификов.
Папа Лев XIII писал: «Самое болезненное и печальное, что так много душ, получивших искупление Кровью Христовой, уведены с пути спасения и столкнуты в бездну вечной смерти бурями, поднявшимися в эту эпоху заблуждений. Потребность в помощи Божией не менее велика, чем тогда, когда св. Доминик вводил розарий Марии. Этот знаменитый святой ясно понимал, что для его эпохи нет более действенного лекарства от зла, чем частое размышление над таинствами спасения. Это приводит людей к обращению ко Христу, Который есть «Путь, Истина и Жизнь», и склоняет их к поискам заступничества перед Богом у Девы Марии, которой дана сила для преодоления всяческих ересей...
Папа Пий XII писал в энциклике «Ingruentium malorum»: «Не колеблясь еще раз подтверждаем публично, что возлагаем большие надежды на св. розарий как средство исцеления от зла, печалящего наши времена. Не с оружием, не на силу человеческую полагаясь, а только с помощью Божией, о которой просим в этой молитве, сможет Католическая Церковь, как Давид со своей пращой, выйти против своего извечного врага...
Обращайтесь с большим упованием к Матери Божией. Она всегда была первым прибежищем христиан во времена опасности и источником спасения для всего рода человеческого».
Розарий является необычайно эффективным лекарством не только от общественного зла, но также и от того зла, которое есть в нас самих. Возникает вопрос, как молиться, чтобы достигнуть благословенных результатов этой молитвы.
Молитвой розария молятся дети и взрослые, начинающие науку молитвы и великие мистики, люди простые и ученые-теологи. Она удивительно гибка. Много скрытых возможностей скрыто в ней. Назовем основные:
Розарий – это, прежде всего, размышления (медитация) над великими таинствами, явленными Богом в Евангелиях. Мы размышляем над ними с Марией и в ее духе. Произнося первый десяток радостной части, кто-то, например, может вообразить себе Матерь Божию в Назарете, когда ее посетил архангел Гавриил, и таким образом стать свидетелем диалога Неба с землей.
Кто-то может просто размышлять над общей мыслью таинства, рассуждая, например, о покорности и послушании Пресвятой Богородицы. Тогда сказанное ею от всего сердца: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», - сможет войти также и в его сердце, уча полностью полагаться на Бога.
Розарий можно воспринимать и как устную молитву с необыкновенно богатым смыслом. Молитва «Отче наш…» - это, прежде всего, молитва, которой научил нас Спаситель. Ее глубина - это глубина Сердца Христа. Рассуждение над ее словами всегда открывает нам новый смысл.
Первая часть молитвы «Радуйся Мария» - слова Ангела, обращенные к Марии; далее идет молитва, направленная через Церковь к Богородице. В ней упование на то, что Она, Матерь Божия, будет молиться о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Великолепный текст к нашим услугам. Нам не нужно искать собственных слов, мы берем только молитву Церкви и позволяем ей вести себя. Произнося ее, мы включаемся в огромное сообщество верующих, которые на протяжении веков молились теми же словами.
Можно молиться розарием и созерцательным образом. Кто-то хотел бы не просто размышлять об Иисусе и Марии, а с любовью пребывать с ними или укрыться под защиту небесной Матери. Все мы знаем, как важно для ребенка присутствие матери, как важно, чтобы он чувствовал ее любовь. Католическая Церковь всегда об этом знала. Розарий - это молитва, в которой мы открываемся любви Марии, ощущаем ее материнскую заботу. Там, под крестом, в минуты, когда Иисус сказал Иоанну: «Вот Матерь твоя!», для каждого из нас Мария стала Матерью. Эту истину мы можем осознать разумом, молясь молитвой розария.
Розарий может также стать молитвой заступничества. Случается, что кто-то из наших близких очень нуждается в поддержке, или мы сами начинаем яснее понимать потребности Церкви и всего мира: думаем о войнах, преследованиях, господствующем зле. Чувствуем, что должны искренне помолиться о воцарении мира. Мы могли бы просто сказать: «Боже, помоги этим людям», но такая молитва была бы слишком короткой, слишком легкой. Розарий позволяет проявить терпение в молитве. Произнося десяток или целую часть Розария, мы показываем Богу, что считаем эту молитву значительной и готовы пожертвовать для нее время. Произнося «Радуйся, Мария...», мы препоручаем Милосердию Божьему руками Матери людей, за которых молимся. Разве можно сделать что-нибудь большее для нуждающихся братьев и сестер?
 
По материалам «Да любите друг друга»
Апостол Казахстана - раб Божий о. Владислав Буковинский
 
55 лет тому назад о. Владислав был сослан в Караганду с обязанностью устроиться на работу и не покидать города. В 1954-1956 гг. у него не было даже паспорта. Ему запретили заниматься миссией и встречаться с католиками для молитвы. А он все же пошел по домам и создал прекрасные церковные общины, которые по сей день свидетельствуют о его святости. После почти 25-летнего служения в Казахстане (в том числе и в джезказганском лагере) последние месяцы своей жизни он также провел в труде и молитве, особенного много времени посвящая розарию.
 
Последние месяцы жизни
Пребывание в Польше содействовало улучшению состояния здоровья о. Владислава, однако же, изматывающая  работа в неблагоприятных условиях привела к его резкому ухудшению. В конце октября 1974 г. он выехал на отдых в Вежбовец  в Подолье, где остановился в доме о. Юзефа Кучинского и там совершал свои реколлекции. Предчувствуя, что его жизнь подходит к концу, он хотел навестить своих друзей, а также посетить о. Юзефа Кучинского и могилу о. Бронислава Джепецкого.
Несмотря на очень тяжелое состояние здоровья (в том числе и сильные опухоли, отеки), он сохранял радость и душевное спокойствие, а также проявлял живой интерес ко всему происходящему. По приглашению о. Антония Хомицкого прибыл в Мураву в октябре 1974 г. Поселился около церкви в помещении, к которому вели очень неудобные ступеньки. Несмотря на сильное страдание, о. Буковинский был счастлив, никогда не жаловался и не сетовал, благодарил за малейшую услугу.
Каждый день о. Владислав совершал св. Мессу и читал проповедь. О. Хомицкий пригласил самых близких священников на общее поклонение Св. Дарам и торжественный обед. Литургию часов и общее поклонение вел о. Буковинский. Во время  задушевных бесед за столом они делились различными испытаниями, с которыми столкнулись в жизни. В частности, греко-католический священник о. Элиаш Гловацкий вспоминал свое знакомство с о. Владиславом в лагере: «В той бездне зла, несправедливости, обид, боли и страданий я искал человека, который послужил бы мне примером. Этот пример человека я в течение 9 лет в лагерях видел и буду видеть всегда в лице присутствующиего здесь о. Владислава Буковинского. Высокий, исхудавший, в плохой одежде, он всегда был спокоен и улыбался. Я видел, как он возвращался  с работы с бревном на плечах, хотя не все несли бревна. Мне хотелось как можно быстрее завязать с ним дружеские отношения, но это было нелегко, потому что он всегда был окружен заключенными, что-то спрашивал, отвечал на вопросы, объяснял, утешал, шутил. Для нас, священников, он устраивал реколлекции, для мирян проповедовал на русском, украинском, немецком языках. Сколько силы, утешения и света вливали в наши сердца его слова, благодаря которым мы продержались! Не только словами провозглашал он любовь, но и каждый день реализовал ее делом. Он помогал другим носить дерево, делился скромной порцией хлеба, отдавал белье потеплее, не обращая внимания на национальность или происхождение. Когда я узнал его ближе, то старался ему подражать. Контакты с ним поддерживали меня, я понял ценность страдания, и благодаря этому не сломался - напротив, во мне возросли вера и надежда на лучшее завтра».
Проведя в Мураве неделю, о. Буковинский вернулся в Вежбовец. Несмотря на здоровый деревенский воздух и спокойный отдых, состояние его здоровья не улучшалось. Священник вернулся в Караганду и из последних сил выполнял свои священнические обязанности. Свою последнюю св. Мессу совершил он 25 ноября, принял таинства и был отправлен в больницу. О. Владислав Буковинский скончался в Караганде 3 декабря 1974 г. До последней минуты он находился в сознании и молился, а умер с розарием в руках.
 
«Я особенно остро ощущаю его благодать, - пишет о. Иосиф. - Уже долгое время я обращаюсь к его заступничеству и при всех трудностях своей работы все более убеждаюсь в том, что вместе с Иисусом и рабом Божьим ее бремя легко.»
 
О. Ян Новак
Архиепархия в Астане
К иконе Ченстоховской Богоматери в с. Камышенка
 
В дни с 22 по 23 августа состоялось ежегодное паломничество к иконе Ченстоховской Богоматери в с. Камышенка. История этой иконы началась в 1936 г., когда депортируемые верующие вместо одежды и еды взяли с собой образ Девы Марии, и это при том,  что вера была преследуемой.
В данное паломничество отправилось ок. 40 верующих, большинство из которых составила молодежь астанинского кафедрального собора. Паломничество было рассчитано на два дня.
Первый день начался с молитвы благословения, уделенного о. Роландом. Св. Месса и первая остановка была в красивом с. Новоишимка, прихожане которого встречали паломников с хлебом и солью, и приготовили обильный и вкусный обед! После обеда с молитвой и песней, с радостью в сердце паломники продолжили путь. По дороге о. Алексей, который и вел всю программу, обратился к идущим с конференцией на тему «Любовь». Он говорил об учении Церкви, делясь личным опытом и растолковывая, к чему сегодня сводится понятие любви… Ужин, ночлег и даже баню подготовили прихожане с. Зеленый Гай. Все было настолько прекрасно, что один из паломников сказал: «Как мало для нужно счастья!»
Первый день завершился у костра трехчасовой молитвой с песнями под гитару и рассказыванием веселых историй. И был вечер, и было утро: день один (Быт1, 5).
И был вечер, и было утро: день второй (Быт 1, 8). Второй день выдался не менее интересным. В семь часов утра паломники отправились в путь, начав свой день с молитвы «Литургии часов». Но через 5 км они встретились с прихожанами с. Каменка, которые подготовили им завтрак. После завтрака, пообщавшись с хозяевами, паломники отправились в дорогу, так как им предстояло пройти еще 18 км. На пути к Марии паломники размышляли о Крестном пути Иисуса Христа, молились св. розарием, венчиком Божьего Милосердия и делали многое другое. На протяжении всего пути была возможность приступить к исповеди, которой все охотно пользовались. Как и в первый день, прошла очередная конференция о. Алексея на тему «Смысл Жизни». Было заметно насколько серьезно была принята эта тема, которая оказалась актуальна, так как средний возраст участников составлял 16-20 лет. Придя в с. Камышенка, войдя в храм, встав на колени пред Иисусом и образом Девы Марии Ченстоховской, паломники вознесли свои молитвы с надеждой исполнения намерений, с которыми они прошли ок. 50 км под августовским солнцем. Св. Мессу служил апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия, поприветствовавший собравшихся от лица Папы Бенедикта XVI.
По завершении св. Мессы паломникам представилась возможность пообедать с прихожанами с. Камышенка. И каждый в сердце повез домой радость от паломничества, молитвы, встречи и воспоминания о приятных моментах, пережитых на протяжении двух дней!
 
Насколько важно для тебя паломничество?  
Людмила Альберт:
Мы шли два дня, преодолевая жару и боль в ногах. Но все то забывалось, потому что мы шли к Матери Божьей. Мы проходили много деревень, и много людей выходило из своих домов, с изумлением и удивлением глядя на нас. На сердце становилось теплее от радостных взглядов бабушек и других прихожан тех приходов, которые мы посетили. Эти люди ждут нас каждый год. И благодаря этому паломничеству я поняла, как важно нести Бога тем, кто Его ждет, и особенно тем, кто его не знает. И очень важно, чтобы те люди, которые встречаются нам в нашей жизни, независимо от их вероисповедания видели в нас любовь Бога и Марии.

Какое место в твоей жизни занимает Дева Мария?
Один священник сказал мне однажды: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное найдет свое место, это же и относится и к Марии». Мария - Царица Мира, мать нашего Господа. Я думаю, что Марии и Господу не нужно давать какое-либо место, они должны быть превыше всех мест в нашей жизни!
 
Чем  запомнилось тебе паломничество? Даниил Смык:
В этом паломничестве меня особо затронуло участие в процессии несения креста. Ведь крест- знак нашего спасения. Размышляя о страдании Господа и неся орудие этих страданий, было приятно осознавать, что я являюсь каким-то образом тем, кто помогает Христу нести Его крест!
 
Понравилось ли тебе паломничество? Алина Фокина:
Это паломничество было для меня первым. Мне понравилось все: преодоление трудностей, песнопение, молитвы. Оно помогло мне укрепить мою веру и дало духовную поддержку!
 
Подготовил Рома Мальгин
Наша почта
Уважаемая редакция!
 
4 октября исполняется 800 лет со дня создания ордена братьев меньших св. Франциска Ассизского (OFM).
Безудержное желание Франциска проповедовать дошло и до наших дней. Уже 10 лет в алматинском приходе Пресвятой Троицы существует наш третий францисканский орден мирян имени св. Клары.
Благодарю Бога за то, что Он открывает сердца людей, стремящихся жить в святости по примеру Франциска Ассизского.
 
Десять лет - срок небольшой
Стал для нас одной судьбой.
Все мы в ордене едины,
Послушны Господу, трудолюбивы.
Праздник  радостный, осенний
В Божий дом нас всех собрал.
В этот чудный день воскресный
Благодать Христос послал.
Будем Бога славить за Его труды.
Бренный мир оставить
Люди все должны.
Кто уверует в Христа,
Тот войдет в Его врата.
Будем Господа любить,
Как Франциск Ассизский жить.
Его уставу мы верны.
Жить в подражании Иисусу
Христиане все должны.
 
«В мире с Богом живу»
 
Десять лет пролетело,
Как мгновенье одно.
Тучи, солнце и небо –
Все нам Богом дано.
 
Благодарна Творцу я
За заботу Его.
Он открыл мне дорогу
В мир творенья всего.
 
Буду славить я Бога
За любовь, красоту.
Он мне «Слово» оставил,
Благодарность Ему!
 
Десять лет пролетело,
В мире с Богом живу.
В сердце «Слово» Господне
Я храню, берегу.
 
С добрыми пожеланиями
Лидия Чевер
Г. Алматы