ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11-12(171-172)'09

Воскресные Евангелия с lectio divina
 
В этом году нам хотелось бы предложить вниманию читателей серию размышлений над воскресными чтениями литургического года, которые, как мы надеемся, станут хорошим подспорьем для желающих глубже познавать Св. Писание и строить на нем свою жизнь.
 
Год C - год Луки
 
Адвент 2009 – Христос Царь 2010
 
ВСТУПЛЕНИЕ
 
Этот еженедельный план объединяет воскресные Евангелия литургии и метод lectio divina Св. Писания.
Lectio divina – это динамичный, живой метод чтения Св. Писания, получивший одобрение Папы Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Этот план служит основой для верного и почтительного, т.е. правильного и истинного чтения Библии.
Lectio divina – это благословение для всей Церкви, раскрывающее неисследимые истины Писания каждому христианину. Этот метод учит верующих читать, понимать и глубоко ценить Писание, а также искать руководства для жизни в учении Господа Иисуса.
Наша истинная цель - встретиться с Господом в чтении его Слова и следовать Ему, меняя свою жизнь, чтобы быть похожим на него благодаря силе Святого Духа.
Вся необходимая вам информация включена в этот буклет. Этот план может быть использован индивидуально или в группах.
Следующие страницы расскажут вам о четырех шагах lectio divina с дополнительными советами по использованию плана в группах.
 
 
ВВЕДЕНИЕ К LECTIO DIVINA
 
История
Lectio divina упоминаются Отцами ранней Церкви приблизительно с 300 г. от Рождества Христова. Четыре шага впервые были описаны монахом Гвидо Картухо в 1173 г. Эти шаги - lectio (чтения), meditatio (размышление), oratio (молитва) и contemplatio (созерцание) - по-прежнему актуальны, хотя методика со временем меняется.
 
Обзор
В сущности lectio divina - это простой способ встретиться с Господом в размышлениях и молитвах, основанных на Святом Писании. Этот метод нельзя назвать научным, поскольку предварительные знания могут быть полезны, но не обязательны.
 
Использование данной структуры в группах необходимо, в то время как при индивидуальном чтении не обязательно строго следовать этим шагам. Наша цель - встретиться с Богом, а не выполнить строго шаги. Таким образом, когда мы ощутим присутствие Господа, нужно остановиться и подождать. Всегда можно вернуться к этому шагу в другое время - важно не пропустить то, что Бог собирается сказать нам.
 
1. Lectio – чтение
Самое важное - смиренное и молитвенное чтение отрывка, поэтому спешка здесь недопустима. Начните с молитвы и попросите Святого Духа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоанна 16, 13).
Прочитайте отрывок медленно и внимательно. На этой стадии избегайте искушения посмотреть в комментарии lectio или любые следующие шаги.
Приготовьте тетрадь и карандаш. Подчеркните или отметьте слова или фразы, которые кажутся вам важными. Запишите любые возникшие вопросы. Прочитайте отрывок несколько раз про себя, затем прочитайте его вслух. Дайте себе время понять и оценить то, о чем говорится в данном отрывке.
Затем прочтите комментарии lectio и подумайте о том, в чем они различаются или в чем схожи с вашими первоначальными размышлениями.
 
2. Meitacio – размышление
Размышление помогает глубже понять отрывок и раскрывает все его богатство. В 2 Тим 3, 16 читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…». Таким образом, принцип размышления над Писанием состоит в том, чтобы в вере ожидать беседы с Богом. Он может Сам что-то открыть вам, обратить ваше внимание на ваше поведение или подход к чему- или кому-либо, который нужно изменить. Он может явить вам обещание, чтобы ободрить и укрепить.
 
Вот несколько методов, которые могут быть полезны:
Задействуйте воображение. Воссоздайте мысленно ту сцену, которая описана в отрывке, поместите в нее себя и станьте частью истории. Посмотрите на происходящее глазами других персонажей, послушайте, что они говорят, проследите за их реакцией, представьте, что они чувствуют. Продолжайте обращаться к Иисусу. Узнавайте Его, радуйтесь и восхищайтесь Им, Его словами, Его поступками, Его манерой отвечать, т.е. всем, что относится к Нему.
Задайте вопрос. Воспользуйтесь вашими собственными и предложенными вопросами, чтобы глубже поразмыслить над отрывком и над тем, что Бог хочет сказать вам. Спросите Иисуса, почему он сделал или сказал именно так. Попытайтесь понять Его мотивы и намерения. Отведите какое-то время для спокойного размышления, чтобы слушать и услышать Его ответ.
Пусть Слово будет вашим зеркалом. Когда мы читаем Библию, она показывает нам образец христианской жизни и в чем нам нужно измениться. Мы видим, как Слово Божье обращается в нашей повседневной жизни к нам как отдельным личностям и как к части нашей общины и общества. Мы найдем обещания и ободрения, задачи и требования. Если мы того хотим, то Бог научит и освободит нас, чтобы мы стали более человечными и жили вечно.
 
3. Oratio – молитва
Молитва позволяет нам вступить в общение с Богом. В Псалтири мы видим, как авторы изливают свои чувства Богу, выражают свои надежды и противопоставляют их страхам. Бог ценит нашу честность, и мы ничего не в силах утаить от Него. Нам могут помочь слова ответного псалма, но сердечно поговорить в молитве с особым Другом можно и своими словами.
В молитве мы просим, чтобы свет слова Божьего озарил нашу жизнь. Затем можно принести Богу все события нашей жизни и жизни нашего общества. Мы говорим и слушаем, слушаем и размышляем – это и есть беседа с Богом.
 
4. Contemplatio – созерцание
Чтобы мы лучше поняли Евангелие, литургия предваряет его двумя другими чтениями из Писания. Они могут помочь глубже вникнуть в текст и найти самую суть нужного нам ответа, который дает Сам Господь.
Contemplatio - это возможность посвятить свое личное время общению с Богом. Предстаньте пред Богом в молчании и предложите Ему войти. Произнесите несколько слов, если они есть – здесь они необходимы. Радуйтесь этому времени пребывания в Его присутствии. Просто пребывайте с Ним и позвольте Ему любить вас и обновить вашу душу.
 
Обзор
По окончании чтения, размышления, молитвы и созерцания вы можете кратко записать свои самые яркие переживания и мысли. Возможно, позднее окажется полезным к ним вернуться.
 
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНА В ГРУППАХ
 
При использовании lectio divina в группах требуется небольшая подготовка.
 
1. Lectio
Используйте один или несколько способов чтения отрывка. Подумайте, какой отрывок более подходит вашей группе.
Индивидуальное чтение. Для начала дайте всем время прочесть отрывок про себя.
Провозглашение слова. Один человек читает (провозглашает) слово. Это традиционная форма чтения слова на литургии.
Два чтеца. Два человека поочередно читают вслух текст, каждый по одному стиху. Данный способ вовлекает каждого участника, побуждая всех прочесть текст из своей Библии; это внимательное и динамичное чтение.
Аудиоверсия. Если у вас есть доступ к аудиоверсии текста, то можно воспользоваться ею. Обратите внимание на то, какие слова выделяются смысловыми ударениями.
По ролям. Этот способ воспроизведения текста похож на театр, в котором один человек – рассказчик/читатель, второй – Иисус, а третий выбирает другой персонаж. Данный метод может оказаться самым динамичным и увлекательным, он поможет вам выделить слова различных персонажей.
 
2. Meitacio
Во время встречи в группе важно, чтобы каждый участник получил время поделиться тем, что сказал ему Господь. Бог говоря посредством Своего слова, обращается к нам также устами наших братьев и сестер. Поэтому, слушая других, мы должны с открытым сердцем слушать голос Господа, говорящего через них.
Важно, чтобы каждый в группе понимал, что этот обмен мыслями должен укреплять нас и обогащать наш опыт. Необязательно соглашаться с размышлениями других. Но нужно соблюдать осторожность и избегать превращения этой части встречи в дебаты и споры. Господь знает каждого из нас и может найти множество путей, чтобы ответить нам лично на волнующие нас вопросы.
Вы можете начать с такого простого вопроса: «Что в этом отрывке более всего привлекло ваше внимание?». Можно также воспользоваться напечатанными вопросами. Цель - помочь каждому раскрепоститься, чтобы поделиться с другими тем, чем чтение их воодушевило. Мягко направляйте беседу на текст и на то, что Бог говорит в нем.
 
3. Oratio
Мы предлагаем дать людям время для личной молитвы в молчании. Предоставьте также возможность своими словами помолиться вслух, используя при этом стихи из ответной молитвы. Цель - помочь каждому обратиться к Господу.
 
4. Contemplatio
Contemplatio по самой природе своей - индивидуальное упражнение, требующее тишины. Если у вас есть свободные комнаты, то вы можете предложить участникам встречи уединиться там, чтобы у них было «свое личное пространство».
 
 
29 ноября
I воскресенье Адвента
СМОТРИ И МОЛИСЬ
Лк 21, 25-28. 34-36
Другие чтения: Иер 33, 14-16; Пс 25(24), 4-5. 8-9. 10 и 14; 1 Фес 3, 12 – 4, 2
 
Евангелие:
Адвент открывается живым учением Иисуса о том, какие дни будут предварять Его второе пришествие. Эти слова взяты из Его проповеди в храме после торжественного въезда в Иерусалим.
Учение Иисуса привело к следующим последствиям. Во-первых, оно бросило вызов иудейским властям, которые отказывались признавать силу Божью в словах и деяниях Иисуса. Во-вторых, взволновало толпы евреев, следовавших за Ним, куда бы Он ни пошел.
Очевидно, Иисус решил сохранить учение для Своего узкого круга – учеников. Стихи, приведенные выше, были предназначены только для них. В них Христос говорит о последних днях, когда мир перестанет существовать. Ученые используют специальный термин  «эсхатология» для обозначения подобного рода наставлений.
Крушение мира, как мы знаем, будет ужасным. Иисус не преуменьшает реакцию людей, большинство из которых впадут в панику и преисполнятся страха. Но Он говорит Своим ученикам, что они не должны бояться грядущих событий, так как они станут предзнаменованием приближения избавления.
В этом безумии люди будут изо всех сил пытаться выжить. Но для учеников Христа настанет время освобождения. Но при одном условии: они должны бодрствовать. Иисус хочет найти всех готовыми. Мы также должны бодрствовать и посреди всех своих дел и искушений повседневной жизни продолжать сосредотачиваться на Господе.
Размышление:
Как сочетать «ожидание пришествия Иисуса» и дарованные нам радости человеческой жизни?
Сравните реакции людей из 26 и 28 стихов. Что поможет нам ответить так же, как верные из 28 стиха?
Как Иисус может помочь нам в заботах повседневной жизни? Ободряют ли нас слова из 1 Петр 5, 7?
Насколько вы чувствуете себя готовыми к возвращению Иисуса, если Он придет, к примеру, завтра? Что может вам помочь? Иисус дает нам наставление в стихах 34 и 36.
Молитва:
Сегодняшний отрывок учит нас, что молитва жизненно необходима для подготовки к возвращению Иисуса. Сегодняшний псалом напоминает нам, что Бог праведен и благ. Он будет руководить нами, если мы пожелаем слушать Его; Он – друг всем, кто послушен Ему.
Прочитайте эти стихи несколько раз. Позвольте Господу явить вам Свою любовь и заботу. Обратитесь к Нему в молитве стихами 4 и 5.
Созерцание:
Поразмышляйте над фразой: «приближается избавление ваше». Что она значит для вас?
Мысленно представьте возвращение Иисуса Христа на землю «с силою и славою великою» и ту радость, которую Он разделит с каждым, кто любит Его.
 
 
6 декабря
II воскресенье Адвента
ПРИГОТОВЬТЕ ПУТЬ ИИСУСУ
Лк 3, 1-6
Другие чтения: Вар 5, 1-9; Пс 126(125); Флп 1, 3-6. 8-11
 
Евангелие:
Лука хочет, чтобы люди в определенный период времени смогли успеть сделать то, о чем он говорит. Он описывает реальные события, временно поставив Иоанна Крестителя в центр истории, которая начинает развиваться в 1 и 2 главах Евангелия от Луки.
Каждый иудей должен был знать о кесаре Тиверии, потому что Палестина находилась под римским владычеством. И конечно же, Понтий Пилат, наместник Рима, был хорошо известен всем. Возможно, они знали и о разных правителях или царях из династии Ирода. А имена первосвященников Анании и Каиафы были у всех на устах.
Здесь, в напряженной политической ситуации римской оккупации, Иоанн начал Богом данное служение в долине Иордана. Он проповедовал покаяние и крещение. Те, кто желал, а их было множество, каялись в своих грехах и публично крестились в реке.
Лука подчеркивает связь между служением Иоанна и пророчеством из книги Исаии о гласе «вопиющего в пустыне». Исаия упоминает о возвращении пленных евреев из Вавилона на родину. Служение Иоанна указывает на Иисуса и готовит путь для Него.
Лука раскрывает двойственное значение в этой пророческой связи. Не только провозглашение Иоанном пути домой «плененным», но и то, что «глас вопиющего в пустыне» - это шанс для человечества подготовить грешные, невосприимчивые и бесплодные сердца для служения Иисуса. Как? Сделав «неровные пути гладкими» и покаявшись в грехах.
Размышление:
Представьте, что вас силой заставили жить в другой стране и, может быть, даже в качестве раба. Что бы вы чувствовали? О чем бы вы молились в первую очередь?
Как вы думаете, почему для Луки было важно связать служение Иоанна с историческими личностями и событиями?
Служение Иоанна состояло в приготовлении пути для встречи человечества с Иисусом. Что мы сегодня можем сделать для этого? С какими трудностями могут столкнуться люди, и как мы можем им помочь?
Молитва:
Пс 126(125) – это песнь благодарения за освобождение и просьба о помощи. Поблагодарите Бога за то, что наши грехи могут быть прощены, и восхвалите Господа за спасение.
Помолитесь о тех, кто сейчас особенно нуждается в помощи. Если вы сами переживаете трудные времена, то попросите кого-нибудь помолиться о вас.
Присоединитесь к Исаии в молитве за то, чтобы узрела «всякая плоть спасение Божие». Особенно помолитесь о ваших знакомых.
Созерцание:
Чтение из Послания к Филиппийцам вселяет в нас радостную надежду на то, что Его обетования воплотятся в нас. В течение следующей недели поразмышляйте о Дне Христовом и о нашей надежде на встречу с Иисусом. Попросите Господа сделать вашу жизнь такой, чтобы она принесла славу Ему.
 
 
13 декабря
III  воскресенье Адвента
ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ
Лк 3, 10-18
Другие чтения: Соф 3, 14-18; Ис 12, 2-6; Флп 4, 4-7
 
Евангелие:
Неделю за неделей Лука рассказывает нам о служении Иоанна. И вот в мрачной тюрьме Ирода наступает трагическая развязка.
Но сначала Лука показывает служение Иоанна разным людям, которые стремились к душевному спокойствию и искали верный путь в будущее. И он прямо говорит им, как поступать.
Например, ненавистные собиратели налогов должны не злоупотреблять своей властью. Римские захватчики, получавшие свои налоги, закрывали глаза на то, что мытари брали сверх меры и присваивали часть денег себе. Они обкрадывали народ, быстро богатея сами.
По сравнению с ними солдатам платили очень скудно, и они силой отбирали у людей еду и деньги.
Все это было несправедливо. Иоанн проповедовал праведную жизнь, и те, кто слушал его, принимали его учение, изменяя свою жизнь.
Люди надеялись, что Иоанн и есть долгожданный Мессия. Но он незамедлительно опроверг их чаяния, сказав: «идет Сильнейший меня». Он описал свою миссию как подготовку к пришествию Мессии.
Иоанн встречался с Иродом Антипой, которому нравилось слушать его учение. Этот правитель, один из сыновей Ирода Великого, был поставлен римлянами над северной частью Галилеи. Креститель не раз довольно резко критиковал его за безнравственную жизнь, и, к сожалению, прямота Иоанна привела к тому, что Ирод арестовал его и заключил в тюрьму.
Размышление:
Поразмышляйте над тем, какие принципы учения Иоанна в стихах 8 и 11-14 имеют отношение к нам сегодня. Что в этом отрывке касается вас лично?
Некоторые люди имеют гораздо больше, чем им на самом деле нужно; другие же, наоборот, крайне нуждаются. Какое отношение имеет к вам стих 11?
Стих 17 может наполнить сердце страхом, но не будем забывать о том, что Иисус - это благая весть (прощение грехов). Что значит для вас благая весть, и как вы можете сопоставить ее с 17 стихом?
Молитва:
Молитвенно попросите Святого Духа посредством сегодняшнего Евангелия показать вам, что в вашей жизни нужно сделать или изменить.
Прочитайте Ис 12, 2-6 и Соф 3, 14-18. Пусть эти замечательные чтения станут вашими гимнами хвалы.
Прославьте Бога за все прекрасное, что Он совершил. Прославьте Его за то, что Он послал Иисуса. Поблагодарите Господа за то, что Он явил вам Свою любовь и бесчисленное количество раз помогал вам. Попросите Святого Духа помочь вам рассказать людям о том, как удивителен Бог.
Созерцание:
Взгляните на Иисуса как на Спасителя и подумайте о Его искупительной благодати, открывающей двери спасения всем,  кто принимает Его.
Поразмышляйте над мудрым советом Павла из Флп 4, 4-7. Помните, что в молитве вы можете возложить на Господа все ваши заботы и тревоги, и Его мир наполнит вас и защитит ваше сердце и разум.
 
 
20 декабря
IV воскресенье Адвента
ВЗЫГРАЙ ОТ РАДОСТИ
Лк 1, 39-44
Другие чтения: Мих 5, 1-4; Пс 80(79), 2-3. 15-16. 18-19; Евр 10, 5-10
 
Евангелие:
Поразительная весть Ангела Гавриила о неожиданной беременности Елисаветы (Лк 1, 36) не заставила Марию долго собираться, чтобы отправиться в путь. Теперь и она тоже услышала невероятную новость.
Весь смысл во всей его полноте, несмотря на многочисленные подсказки Бога и Его деяния, открывается некоторым людям не сразу, постепенно. Сара, жена Авраама, засмеялась, когда ей сказали, что она может в преклонном возрасте стать матерью (Быт 18, 12). Захария, муж Елисаветы, засомневался и онемел на весь срок беременности супруги. (Лк 1, 18). Мария же, какими бы ни были ее сомнения и опасения, просто приняла то, что Бог пожелал: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38).
Приветствие Марии, обращенное к Елисавете,  послужило причиной необычного явления: «взыграл младенец во чреве ее». Возможно, она уже привыкла к шевелению ребенка, но удивительно было то, что на этот раз Святой Дух послужил этому причиной. Елисавета, исполненная Духа Святого, «узнала» и назвала Марию Матерью Господа и благословила ее.
Этот небольшой отрывок нередко называют посещением Марией Елисаветы. Но не только Приснодева посетила свою родственницу, но и Иисус впервые «посетил народ Свой». Иоанн, еще сокрытый во чреве Елисаветы, узнал в Иисусе Мессию и взыграл от радости.
Какой же драгоценной и волнующей была эта встреча двух матерей, ожидающих появления младенцев. Какое ободрение получила каждая из женщин. И как же сильно укрепилась вера Пресвятой Девы. Благословляя Марию, Елисавета, словно эхо, повторила слова ангела Гавриила,  обращенные к будущей Богородице. (Лк 1, 28, 30-33).
Размышление:
Подумайте о том, что могла чувствовать Мария до и после посещения своей родственницы. С одной стороны это была чудесная новость для Елисаветы, у которой в ее преклонном возрасте так и не было детей. С другой стороны как жена священника Захарии могла бы отреагировать на новость Марии? Она поверила бы ей или же стала бы избегать ее?
Исполненная Духа Святого Елисавета воскликнула громким голосом и подтвердила, что Мария - Матерь долгожданного Мессии. Что могла почувствовать Мария, слыша эти слова? Эту тайну раскрывают стихи, следующие за нашим сегодняшним Евангелием (Лк 1, 46-56).
Поразмышляйте о роли Святого Духа, ведшего Елисавету и Марию. Вы когда-нибудь ощущали ведение Святого Духа? Что вы чувствовали тогда?
Молитва:
Пс 80(79) – это искренняя молитва к Богу о восстановлении израильского народа. Присоединитесь к псалмопевцу и воззовите к верному Пастырю о спасении знакомых вам людей, не следующих за Ним.
Попросите Господа изменить ожесточенные сердца ваших соотечественников, чтобы они обратились к Нему. Иногда наши сердца тоже перестают быть податливыми и нежными. Бог обещал нам дать сердца плотяные взамен каменных. (Иез 11, 19).
Помолитесь к Господу Богу о том, чтобы Он помог вам распознавать ведение Духа Святого и наполнил вас  верой и смелостью для следования Его зову.
Созерцание:
Бога часто называют пастырем. Задумайтесь над тем, как Господь ведет лично вас, как Он ведет все народы, когда они позволяют Ему.
Поразмышляйте, почему Иисуса называют Царем.
Пророчество Михея было дано приблизительно за 700 лет до рождения Иисуса. Он не был единственным, кто пророчествовал о рождении Христа. Иеремия также возвещал об этом 150 годами позднее. Мы читали его слова в Воскресном чтении две недели назад (Иер 33, 14-16). Поразмышляйте над пророчеством Михея. Что оно означает для вас?
 
 
27 декабря 
Святое Семейство - Иисус, Мария, Иосиф
В ДОМЕ ОТЦА
Лк 2, 41-52
Другие чтения: Сир 3, 2-6. 12-14; Пс 128(127), 1-2. 3. 4-5; Кол 3, 12-21
 
Евангелие:
О том, как проходило детство Иисуса после событий, сопутствовавших Его чудесному рождению, нам мало известно. Сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки и другой, из 2 главы Евангелия Матфея (который мы услышим в следующее воскресенье) - это все, чем мы располагаем.
Мария и Иосиф как набожные иудеи вместе со своими родственниками и друзьями  совершали ежегодное паломничество в Иерусалим по случаю недельного празднования еврейской Пасхи - торжества благодарения Богу за спасение и освобождение праотцев из Египта (Исх 12, 1-27).
Прежде они уже неоднократно совершали подобное путешествие. Но это запомнилось им особенно. Вместо того, чтобы вернуться домой после Своего, возможно, первого паломничества, 12-летний Иисус остался в храме.
Иосиф и Мария обнаружили это уже в пути и поспешили обратно в Иерусалим. После трехдневных беспокойных поисков святая чета, наконец, нашла Иисуса в храме, где Он беседовал с раввинами - учителями еврейского народа!
В течение четырех дней Иисус был полностью поглощен пребыванием в храме. Ему нравилось находиться там: Он слушал религиозных учителей и спрашивал их. Окружающие были потрясены тем, насколько мудрость и понимание этого Ребенка превышали Его возраст и образование. В этом Мальчике явно было что-то особенное. Это было пророческое знамение, являющее, пусть даже лишь мельком, Кем на самом деле был Иисус.
Конечно, Мария и Иосиф были расстроены из-за того, что Иисус не вернулся вместе с ними домой после праздника и заставил их волноваться. Его ответ показывает нам, что Ему казалось чем-то само собой разумеющимся, что родители догадаются, где Его искать: в храме – в доме Отца.
Мария и Иосиф попросту не поняли ни слов Иисуса, ни Его поступков, но Приснодева «сохраняла все слова сии в сердце Своем». Далее же Лука повествует нам, что после случившегося Господь вернулся с родителями в Назарет и был послушен им. Он рос, преуспевая в премудрости и любви к Богу и людям.
Размышление:
Какие представления 12-летнего Иисуса о Себе Самом и Его небесном Отце раскрываются в этом отрывке?
Какие приоритеты выдвигает Иисус в этом отрывке? Каким образом это отразилось на Его будущем служении?
Иисус мог чувствовать присутствие Отца везде. Как вы думаете, почему на этот раз Он решил пойти именно в храм?
Молитва:
Мы можем ощутить атмосферу, царившую в Св. Семействе, произнося слова ответного псалма.
Сегодняшний отрывок показывает, как должны строиться отношения с небесным Отцом и нашей земной семьей. Поблагодарите Господа за то, что все мы являемся детьми Божьими. Уделите время молитве обо всех членах Церкви и своих родных.
Созерцание:
Стихи Кол 3, 12-21 заключают в себе изумительную истину. Отношения в семье должны строиться так же, как отношения в Церкви, поскольку семья – это домашняя христианская община: «…облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Подумайте о том, что нужно изменить в отношениях внутри ваших семей.